Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны - особенностям конкретного бизнеса.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами и услугами. Вопросы конкурентоспособности туризма на уровне предпринимательских структур становятся весьма актуальными, поскольку тесно связаны с повышением уровня жизни населения.
Развитие внутреннего и международного туризма в России характеризуется появлением большого количества предпринимательских структур, работающих в этой сфере, проникновением на российский рынок зарубежных туристских и гостиничных сетей, выходом российских туристских фирм на международный рынок, высокой степенью проявления интеграционных процессов на рынке туристских услуг. Это приводит к формированию высоко конкурентного туристского рынка, который до недавнего времени в России был слабо развит. Следует отметить, что в современных рыночных условиях конкуренция между туристическими предприятиями является мощным фактором реального роста эффективности производства.
В условиях глобализации туристского рынка особое значение приобретает научное изучение закономерностей развития конкуренции в туризме и разработка научно-методологических основ формирования конкурентоспособной российской туриндустрии. Исследование вопросов конкуренции в туризме особенно актуально в последнее время, поскольку большинство туристских дестинаций оказались вовлечены в острую конкурентную борьбу. В связи с этим вопросы конкуренции и конкурентоспособности в туризме требуют глубокого научного изучения, раскрытия закономерностей и основных тенденций их формирования и развития.
Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надёжность. Конкуренция должна заинтересовать руководителей турпредприятий, нацеливать работу турфирм на удовлетворение рыночного спроса, а через него – на меняющиеся потребности, повышение качества услуг. В связи с этим конкурентоспособность является предметом постоянной борьбы турфирм за сохранение своего положения на туристском рынке и рынках услуг.
В выпускной квалификационной работе актуальным становиться вопрос конкуренции в сфере туризма и среди гостиничных предприятий на потребительском рынке. При этом процесс совершенствования, модернизации и строительства новых гостиниц и туристических фирм направлен, прежде всего, на повышение конкурентоспособности этой отрасли экономики.
Усиленная конкуренция на туристическом рынке является следствием роста численности туристических предприятий, которые к тому же имеют сопоставимые возможности и недостаточно дифференцированный туристический продукт, что затрудняет потребительское поведение. Усилению конкурентной борьбы способствует также сезонность спроса на услуги туризма.
Для повышения конкурентоспособности фирмы на рынке необходимы глубокие исследования ее конкурентной среды, что и обуславливает объективную актуальность проведения настоящего исследования.
Объект исследования: процесс повышения конкурентоспособности туристской фирмы.
Предмет исследования: конкурентная среда туристской фирмы и гостиничного предприятия
Цель работы: рассмотрение теоретических и практических аспектов конкуренции на рынке туристских услуг и гостиничного хозяйства, а также определение конкурентной стратегии и оценка их эффективности.
Указанная цель работы требует решения следующих задач:
– обозначить понятие конкуренции и определить виды конкуренции,
– изучить конкурентную среду туристского предприятия,
– рассмотреть сущность и особенности гостиничного бизнеса,
– проанализировать крупные гостиничные цепи,
– проанализировать деятельность предприятия ЛА-ТУР и деятельность конкурентов данной фирмы,
– рассмотреть конкуренцию гостиничных предприятий города Краснодара.
При написании работы были использованы электронные ресурсы, посвященные конкурентной борьбе на туристском и гостиничном рынке. Также была использована научная литература, в которой упоминаются понятие конкурентоспособности гостиничных и туристских предприятий. Использовались сайты бронирования и данные бухгалтерского анализа туристских предприятий. ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников.