Актуальность исследования. Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения обучащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится способность человека действовать в конкретной жизненной, профессиональной, социальной ситуации, проявляя самостоятельность, мобильность, креативность, компетентность.
Учитывая, что компетентность – это владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, в своем исследовании будем опираться на перечень ключевых компетенций, обозначенных в ФГОС НОО: ценностно-смысловые, общекультурные, познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
В настоящий момент проблема формирования познавательных компетенций рассматривается в связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро, качественно и творчески сложные задачи; мыслящих достаточно универсально, обладающих фундаментальными знаниями, конкурентоспособных. Начальная школа, являясь стартовой ступенью образования, закладывает базу общих учебных умений в познавательной деятельности, формирует ключевые компетенции, составляющие основу образования на протяжении всей жизни.
Одной из наиболее значимых компетенций личности младшего школьника, необходимых для продолжения образования, ученые и педагоги считают познавательные компетенции. Поскольку одним из важных результатов является умение учиться на протяжении всей жизни, очевидна необходимость изучения вопроса формирования и диагностирования познавательных компетенций младшего школьника, для которого учебная деятельность является ведущей.
К изучению проблемы формирования познавательных компететнций обращались представители различных направлений науки : педагоги ( Е. В Бондаревская, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. А. Козырев, В. И. Загвязинский, О. Е. Лебедев, Е. А. Новикова, А. В. Хуторский), психологи (Е. Д. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. А. Зимняя, В. И. Слободчиков, Г. Крайг, М. В. Матюхина) и т.д.
В настоящее время актуальной является проблема развития познавательных компетенций учащихся к изучаемым предметам в начальной школе. Познавательный интерес как целеполагающий мотив и движущая сила учения школьника является основой формирования ценностных ориентаций развивающейся личности.
Изучение проблемы формирования познавательных компетенций младших школьников представляется для нас наиболее важным. Главенствующим предметом, формирующим познавательные компетенции является математика.
В начальных классах начинается целенаправленное обучение человека, в этом возрасте учеба становится ведущей деятельностью ребенка, в процессе которой формируются его психические свойства и качества, в первую очередь это познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, способность к сотрудничеству, самооценка, основные коммуникативные навыки и прочее).
В соответствии с актуальностью и значимостью описанной проблемы мы избрали темой бакалаврской работы: «Формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики во 2 классе»
Объектом исследования является процесс формирования познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики.
Предметом исследования – задания на уроках математики как средство формирования познавательных компетенций у младших школьников.
Целью исследования выступает выявление возможностей на уроках математики в формировании познавательных компетенций у младших школьников.
Гипотеза заключается в предположении о том, что формирование познавательных компетенций у младших школьников будет протекать успешнее на уроках математики, если используются задания, которые способствуют формированию умения решать текстовые задачи, умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Исходя из поставленной цели, мы сформулировали следующие задачи:
- изучить в психолого-педагогической литературе проблему формирования познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики;
- рассмотреть особенности организации работы на уроках математики как средства формирования познавательных компетенций у младших школьников;
- диагностировать уровень сформированности познавательных компетенций у младших школьников;
– выявить задания, направленные на формирование познавательных компетенций у младших школьников.
Методологическая основа исследования: положения о закономерностях и принципах развития детей младшего школьного возраста ( Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, Л. Н. Вахрушева, В. И. Слободчиков); работы ученых, исследующих вопросы формирования познавательных компетенций ( А. В. Хуторской, М. В. Матюхина, Е. В. Бандаревская, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, И.А. Зимняя).
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение, констатирующий, формирующий эксперименты; анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ полученных данных.
Этапы исследования:
I этап (теоретико-аналитический) – изучение научной литературы по проблеме формирования познавательных компетенций у младших школьников, формулировка аппарата исследования, разработка экспериментальной работы.
II этап (экспериментальный) – уточнение содержания экспериментальной работы; проведение констатирующего этапа эксперимента; проведение экспериментальной работы с целью проверки основных положений гипотезы.
III этап итоговый (обобщающий) – обработка и обобщение результатов исследования; подведение итогов; оценка выполнения поставленной цели и задач; оформление исследования.
База исследования: МБОУ г. Астрахани «СОШ № 37». В эксперименте приняли участие младшие школьники в количестве 32 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.