Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики во 2 классе

kira_moreva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.06.2020
Актуальность исследования проблемы формирования познавательных компетенций у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию.
Введение

Актуальность исследования. Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения обучащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится способность человека действовать в конкретной жизненной, профессиональной, социальной ситуации, проявляя самостоятельность, мобильность, креативность, компетентность. Учитывая, что компетентность – это владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, в своем исследовании будем опираться на перечень ключевых компетенций, обозначенных в ФГОС НОО: ценностно-смысловые, общекультурные, познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. В настоящий момент проблема формирования познавательных компетенций рассматривается в связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро, качественно и творчески сложные задачи; мыслящих достаточно универсально, обладающих фундаментальными знаниями, конкурентоспособных. Начальная школа, являясь стартовой ступенью образования, закладывает базу общих учебных умений в познавательной деятельности, формирует ключевые компетенции, составляющие основу образования на протяжении всей жизни. Одной из наиболее значимых компетенций личности младшего школьника, необходимых для продолжения образования, ученые и педагоги считают познавательные компетенции. Поскольку одним из важных результатов является умение учиться на протяжении всей жизни, очевидна необходимость изучения вопроса формирования и диагностирования познавательных компетенций младшего школьника, для которого учебная деятельность является ведущей. К изучению проблемы формирования познавательных компететнций обращались представители различных направлений науки : педагоги ( Е. В Бондаревская, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. А. Козырев, В. И. Загвязинский, О. Е. Лебедев, Е. А. Новикова, А. В. Хуторский), психологи (Е. Д. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. А. Зимняя, В. И. Слободчиков, Г. Крайг, М. В. Матюхина) и т.д. В настоящее время актуальной является проблема развития познавательных компетенций учащихся к изучаемым предметам в начальной школе. Познавательный интерес как целеполагающий мотив и движущая сила учения школьника является основой формирования ценностных ориентаций развивающейся личности. Изучение проблемы формирования познавательных компетенций младших школьников представляется для нас наиболее важным. Главенствующим предметом, формирующим познавательные компетенции является математика. В начальных классах начинается целенаправленное обучение человека, в этом возрасте учеба становится ведущей деятельностью ребенка, в процессе которой формируются его психические свойства и качества, в первую очередь это познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, способность к сотрудничеству, самооценка, основные коммуникативные навыки и прочее). В соответствии с актуальностью и значимостью описанной проблемы мы избрали темой бакалаврской работы: «Формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики во 2 классе» Объектом исследования является процесс формирования познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики. Предметом исследования – задания на уроках математики как средство формирования познавательных компетенций у младших школьников. Целью исследования выступает выявление возможностей на уроках математики в формировании познавательных компетенций у младших школьников. Гипотеза заключается в предположении о том, что формирование познавательных компетенций у младших школьников будет протекать успешнее на уроках математики, если используются задания, которые способствуют формированию умения решать текстовые задачи, умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Исходя из поставленной цели, мы сформулировали следующие задачи: - изучить в психолого-педагогической литературе проблему формирования познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики; - рассмотреть особенности организации работы на уроках математики как средства формирования познавательных компетенций у младших школьников; - диагностировать уровень сформированности познавательных компетенций у младших школьников; – выявить задания, направленные на формирование познавательных компетенций у младших школьников. Методологическая основа исследования: положения о закономерностях и принципах развития детей младшего школьного возраста ( Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, Л. Н. Вахрушева, В. И. Слободчиков); работы ученых, исследующих вопросы формирования познавательных компетенций ( А. В. Хуторской, М. В. Матюхина, Е. В. Бандаревская, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, И.А. Зимняя). Методы исследования: изучение, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение, констатирующий, формирующий эксперименты; анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ полученных данных. Этапы исследования: I этап (теоретико-аналитический) – изучение научной литературы по проблеме формирования познавательных компетенций у младших школьников, формулировка аппарата исследования, разработка экспериментальной работы. II этап (экспериментальный) – уточнение содержания экспериментальной работы; проведение констатирующего этапа эксперимента; проведение экспериментальной работы с целью проверки основных положений гипотезы. III этап итоговый (обобщающий) – обработка и обобщение результатов исследования; подведение итогов; оценка выполнения поставленной цели и задач; оформление исследования. База исследования: МБОУ г. Астрахани «СОШ № 37». В эксперименте приняли участие младшие школьники в количестве 32 человек. Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …........................................................................................................… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОСМЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ …………………………………………… 7 1.1.Формирование познавательных компетенций у младших школьников - одно из требований ФГОС НОО ……………………………………………… 7 1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников в заявленном аспекте ……………………………………………………………... 13 1.3.Приемы работы на уроках математики по формированию познавательных компетенций у младших школьников …………………………………………. 17 Выводы по первой главе ……………………………………………………... 26 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ…...………………………….. 28 2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики......................................................... 28 2.2. Реализация серии заданий по сформированности познавательных компетенций у младших школьников на уроках математики во 2 классе и полученные результаты ........................................................................................... 36 Выводы по второй главе .......................................................................................... 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 49 ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 56
Список литературы

1. Байденко В.И. Базовые навыки, ключевые компетенции как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. – Москва., 2012. – С. 14 – 32. 1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - № 11. - 2014. - С. 17-22. 2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Сборник статей методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011. - С. 25-30. 3. Божович Е. Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы// Педагогика. - 2003. - № 2.- С. 14-20. 4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 26. 5. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 2015. - № 5. - С. 41. 6. Ващенко Л.И., Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников через систему воспитательной работы // [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/587237/ 7. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. - 2006, №4.- с. 63-68 8. Виноградова Н.Ф. Не только учить, но и развивать. Проблемы реализации государственного стандарта начального общего образования/ Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 4. 9. Витальева М.В. Структура и сущность учебно - познавательной компетенции // [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/struktura-i-sushchnost-uchebno-poznavatelnoi-kl 10. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроке математики (1-4 классы) / Начальная школа. - 2002. -№ 7-8. - С. 27-32. 11. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики / Начальная школа. - 2002. - № 9-10. - С. 15-18. 12. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. – М., 2006. – 160 с. , 13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собрание сочинений: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с. 14. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2005. - С. 54-56. 15. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся / , философия, культурология, политика. - М.: Наука. - 2006. - 126 с. 16. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с. 17. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования . – Москва: Педагогика, 1986. – 240 с. 18. Данилов М.А. Умственное воспитание // Современная Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с. 19. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – Москва: Академия, 2008. – 352 с. 20. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – Москва, 2007. – 152с. 21. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // 22. [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal 23. Змеева И.В. Формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций для преодоления школьной неуспешности // [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/531153 24. Ильин Е. Н. Путь к ученику . - Москва: Наука, 2002. - 325 с. 25. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России / Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. - № 2.- С. 152-154 26. Кабардин О.Ф. Проблемы и возможные пути развития современной школы / Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 10. [Электронный ресурс] http://paedagogia.ru/2010/47-10/88-kabardi 27. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – Москва: Просвещение, 2008. – 288с. 28. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – Москва: Педагогика, 2001. – 200с. 29. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – Москва, 2007. –151, 198с. 30. Козырев В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова. – СПб., 2004. – 391 с. 31. Компетентностная модель обучения в начальной школе// Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №12 32. Короткова Н.В.Моделирование на уроках литературного чтения /Начальная школа.-2004.- №11.- с.76-80. 33. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с. 34. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Оренбург: ОГПУ, 2005. — 240 с. 35. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании/ Школьные технологии. - 2004.- № 5. - С.3-12. 36. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя./ Педагогика. - 2001 - 10 — с.56. 37. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Просвещение, 1984. - 256с. 38. Моро М. И. , Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С. В. Математика: учебник для 2 класса: 2 часть. - М.: Просвещение, 2017. - 96 с. 39. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с. 40. Мухина С.Е., Формирование познавательных компетенций у младших школьников// [Электронный ресурс] http://do.gendocs.ru/docs/index-148314.html 41. Новикова Е.А., Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики/ / [Электронный ресурс] http://vrogdchasty.ucoz.ru/publ/5-1-0-12 42. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с. 43. Романова Е.А. Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников и младших школьников/ Е.А.Романова // Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 2 44. Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14. 45. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – Москва: Школа-Пресс, 1995. – 384 с . 46. Слободяник И.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. - Москва: Наука, 2004. - 180с. 47. Тарасова, Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект. – Москва, 2007. – 51 с. 48. Тихомирова Л.Ф., Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - 2001.-144 с. 49. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (Начальное общее образование). - Москва, 2018. 50. Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников в процессе обучения// [Электронный ресурс] http://thisisme.ru/content/formirovanie-klyuchevykh-kompetentsii-mladshego-shkolnika-v-protsesse-obucheniya 51. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы /Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64. 52. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций // Интернет- журнал «Эйдос». 53. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос» 54. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии. — Оренбург:ОГПУ, 2005. — 288 с. 55. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. 56. СанПиН для школ с изменениями на 2019 год [Электронный ресурс] https://www.menobr.ru/article/59314-qqq-16-m1-sanpin-v-obshcheobrazovatelnyh-uchrejdeniyah 57. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОСМЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1.Формирование познавательных компетенций у младших школьников - одно из требований ФГОС НОО Компетентностный подход рассматривается как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных задач и учебных ситуаций (В.А. Болотов); как методологический принцип проектирования многоуровневого образования (А.М. Митяева 27. Митяева А. М. Развитие системы многоуровнего высшего образование в России и за рубежом // Образование и общество. 2006. № 2. URL: http://www.education.rekom.ru. (дата обращения: 15. 05.2010).КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-i-model-podgotovki-pedagoga-v-usloviyah-sovremennogo-mnogourovnevogo-obrazovaniya ); как метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности (Д.С. Ермаков); проявляется в ответ на изменяющееся социально-экономическое положение как обновление содержания образования (И.Д. Фрумин). Компетентностное обучение предполагает, в частности, реализацию системно-деятельностного подхода, что требует от учителя: - ориентацию педагогической деятельности на самообучение при педагогическом сопровождении, а в дальнейшем – на самообразование в течение всей жизни; - смены акцентов в процессе образования от знания к пониманию; - смены взгляда на ожидаемый результат обучения от общеизвестной триады «знание – умение – навык» к современной «знание – понимание – компетентность»; - признания учебного диалога не только основным способом освоения предметных знаний и умений, но и основной формой формирования ключевой компетенции – умения учиться. []
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg