Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование исследовательских умений обучающихся на уроках ОБЖ

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.06.2020
Проведенное исследование подтвердило актуальность разработки педагогических условий использования вариативных заданий в процессе обучения как средство формирования исследовательских умений школьников. Недостаточная эффективность существующей системы школьного обучения объясняется тем, что в настоящее время существует целый ряд вопросов, без ответа на которые в полной мере невозможно реализовать идею формирования исследовательских умений школьников в процессе обучения.
Введение

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем обучающимся проявить свой творческий потенциал. Эта позиция соответствуют тенденциям развития современной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личные возможности обучающихся, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения. Готовность выпускников средней школы к исследовательской дея-тельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Поэтому проблема формирования исследовательских умений школьников всегда находила и находит отражение в исследованиях отечественных педагогов и психологов и за рубежом. Значительное место в изучении многогранной проблемы формирования исследовательских умений занимает исследования психологов, на результаты которых опираются ученые-педагоги. Рассматривая феномен «умения», авторы акцентировали внимание на: понятии «умения» и их психологической структуре (Теплов Б.М., Рубинштейн С.Л., Шадриков В.Д. и др.); исследовались составные элементы исследовательских способностей, пути и способы формирования способностей у детей раннего возраста (Рубинштейн С. Л.), предлагались методики и диагностические материалы для развития творческих способностей (Гилфорд, Торренс); в результате убедительно доказано значение интеллектуальной составляющей формирования исследовательских уме-ний (Холодная М.А., Брушлинский A.B.). Важные результаты получены при исследовании этой проблемы в условиях массовой школы, а также в условиях обучения одаренных детей. (Лазарев В.А., Юркевич B.C.) Материалы этих исследований во многом продвигают дидактическое решение проблемы формирования исследовательских умений учеников. Следует отметить, что в исследовании этой проблемы ученые-педагоги и ученые-психологи работали и работают достаточно согласова-но. В связи с этим довольно сложно однозначно отнести полученные данные к научным областям «психология» и «педагогика». При всей несомненной значимости проведенных исследований необходимо отметить, что они во многом носят теоретико-методологический характер, в то время как практика современной школы испытывает острую потребность в конкретных технологиях формирования исследовательских умений обучающихся в процессе обучения. Решение проблемы формирования исследовательских умений обу-чающихся предполагает включение в учебный процесс специальных раз-вивающих средств, так как установлена закономерная зависимость уровня сформированности исследовательских умений, который определяет успешность обучения ребенка в школе, от содержания и методов обучения: оперируя последними, можно формировать исследовательские умения. По мнению многих ученых, важная роль в этом процессе отводится использованию творческих задач. Последние в наиболее общем виде понимаются как самостоятельное формулирование целей в процессе познания и преобразования действительности без использования алгоритмов для осмысления тех или иных явлений. Проведенный анализ научных источников показал, что одним из проявлений исследовательской деятельности обучающихся в процессе обучения является вариативность. Наличие исследовательской деятельно-сти при решении вариативных учебных заданий обеспечивает усвоение учебного материала, происходящее за счет особенностей этого вида дея-тельности: ее субъективного характера, возможностей наиболее полного проявления индивидуальности, ориентации не только на конечный результат, но и на само содержание (Вислогузова М.А.) [7]. Используемые на уроке вариативные учебные задания носят кон-кретный предметно-содержательный характер. Перед обучающимися ста-вится задача найти существенные связи и отношения, позволяющие раз-решить представленную проблему. Вместе с тем, эти задания должны ориентировать школьников не на поиски одного универсального пути, а на нахождение вариантов оптимального решения поставленной проблемы, что дает возможность обучающимся проверить и осознать имеющиеся у них потенциальные возможности в умении свободно, самостоятельно и творчески действовать в подобных ситуациях. Вариативность этого вытекает из самой сущности исследовательской деятельности. Одновременно, вариативные учебные задания предполагают и обобщенные способы решения и их комбинирование. Цель исследования состоит в том, чтобы определить необходимые педагогические условия использования учителем вариативных учебных заданий в процессе обучения как средство формирования исследователь-ских умений школьников. Объект исследования: образовательный процесс, включающий ва-риативные учебные задания. Предмет исследования: педагогические условия использования ва-риативных учебных заданий в процессе обучения как средство формиро-вания исследовательских умений школьника. Гипотеза исследования. Формирование исследовательских умений школьников подросткового возраста в процессе обучения будет осуществляться более успешно в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия: а) отбор и разработка совокупности вариативных учебных заданий, характеризующихся рядом особенностей; б) организация и поэтапное включение в учебную деятельность школьников все более усложняемых вариативных учебных заданий. Задачи исследования: 1. Проанализировать состояние проблемы формирования исследо-вательских умений школьников в процессе обучения. 2. Выявить специфику содержания учебного материала, ориентированного на формирование исследовательских умений школьников. 3. Обосновать условия включения вариативных учебных заданий в процесс обучения школьников. 4. Разработать модель как механизм внедрения вариативных учеб-ных заданий для формирования исследовательских умений школьников. 5. Проверить в опытно-экспериментальной работе результат применения выделенных в работе условий использования вариативных учебных заданий. Теоретико-методологической основой нашего исследования яв-ляются современные философские концепции личности, совокупность теоретических положений, описывающих человека как субъекта деятель-ности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление ее сущности; представления о закономерности формирования личности как системы отношений (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); концептуальные идеи развивающего обучения (В.В. Давыдов, A.M. Матюшкин, Д.И. Фельдштейн и др.); концепции личностно-ориентированного педагогического процесса (E.B. Бондаревская, B.A. Кан-Калик, Л.M. Митина, А.Б. Орлов, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.); взгляды на природу творческих способностей (Н.С. Лейтес, A.M.Матюшкин, Б.М. Теплов и др.); теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин и др.); идея гуманизации образования при подготовке школьников к социальному взаимодействию в современном обществе (A.B. Мудрик, С.Н. Ромашова, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 18 им. Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской обла-сти. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: ? обоснована возможность формирования исследовательских уме-ний школьников с использованием вариативных учебных заданий как средства их развития; ? обоснована модель как механизм внедрения вариативных учеб-ных заданий, способствующий организации деятельности школьников. Практическая значимость исследования заключается в следую-щем: ? разработанная совокупность вариативных учебных заданий мо-жет быть использована в работе учителя для формирования исследовательских умений школьников в процессе обучения; ? показаны пути применения учителем на практике модели организации деятельности школьников в учебном процессе при решении вариативных учебных заданий; ? предложены методические рекомендации учителям по проведе-нию занятий с использованием разработанной совокупности вариативных учебных заданий и модели их применения.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основы формирования исследовательских умений обучающихся современной школы ……………… 9 1.1 Проблема формирования исследовательских умений в теории и практике современной школы ……………………. 9 1.2 Модель учебного процесса с использованием вариативных заданий для формирования исследовательских умений школьников ……………………………………………………… 19 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке пе-дагогических условий использования вариативных заданий для формирования исследовательских умений школьников в учебном процессе ………………………………………………….. 37 2.1 Цель, задачи, методы опытно-экспериментальной работы …………………………………………………………………. 37 2.2 Проверка и корректировка разработанных педагогических условий использования вариативных заданий в учебном процессе для формирования исследовательских умений школьников ……………………………………………….. 40 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55 Заключение ………………………………………………………….. 60 Список использованных источников …………………………… 65
Список литературы

1. Акимова, М.К. Дидактика умственного развития детей / М.К.Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Питер, 2013. – 240 с. 2. Аромштам, М.С. Педагогические условия организации творче-ской деятельности младших школьников в процессе обучения / М.С.Аромштам. – М.: Флинта, 2014. – 120 с. 3. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 2007. – 184 с. 4. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 328-348. 5. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 187 с. 6. Винокурова, Н.К. Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения / Н.К. Винокурова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 178 с. 7. Вислогузова, М.А. Творческая деятельность учащихся как сред-ство усвоения нравственных норм / М.А. Вислогузова. – М.: Владос, 2012. – 167 с. 8. Волков, И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителей / И.П.Волкова. – М.: Педагогика, 2008. – 94 с. 9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2008. – 507 с. 10. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. A.M. Матюшкина. – М.: Мысль, 2008. – С. 256-280. 11. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 2006. – 328 с. 12. Донская, Т.К. Использование проблемных заданий на уроках русского языка в средней школе / Т.К. Донская. – СПб.: Речь, 2013. – 119 с. 13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружи-нин. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 321 с. 14. Занков Л.B. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 2008. – 418с. 15. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемо-сти / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2011. – 288 с. 16. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с. 17. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И.С. Кон. – М.: Владос, 2010. – 226 с. 18. Краткий тест творческого мышления / под ред. Е.И. Щеблановой. – М.: Интор, 2012. – 48 с. 19. Краевский, В.В. Моделирование в педагогическом процессе / В.В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике. – М.: Просвещение, 2008. – 120 с. 20. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2013. – 256 с. 21. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. – М.: Педагогика, 2010. – 186 с. 22. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 2008. – 50 с. 23. Лучшие психологические тесты / под ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск: Петроком, 2012. – 318 с. 24. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. МАтюшкин. – М.: Педагогика, 2011. – 168 с. 25. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2007. – 421 с. 26. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. A.A. Бодалева. – М.: Воронеж, 2007. – 256 с. 27. Немов, P.C. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2011. – 233 с. 28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с. 29. Обухова, Л.Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте / Л.Ф. Обухова, С.М. Гурбанова. – М.: Тривола, 2009. – 305 с. 30. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немеди-цинской психотерапии и психологического консультирования / под ред. A.A. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 303 с. 31. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. – 347 с. 32. Основные современные концепции творчества и одарённости / сост.: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская; под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 402 с. 33. Перминова, Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования / Л.М. Перминова. – СПб.: АППО, 2015. – 64 с. 34. Петровский, В.А. Субъективность: новая парадигма в образова-нии / В.А. Петровский // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 100-109. 35. Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. – М.: Роспедагенство, 2009. – 602 с. 36. Пономарев, Я.А. Психология творчества: Общая, дифференцированная, прикладная / Я.А. Пономарев. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 221 с. 37. Психология одаренности детей и подростков / под ред А.И. Са-венкова. – М.: Академия, 2012. – 480 с. 38. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений / отв. редактор Л.E. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2015. – 144 с. 39. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – Т.1 – 485 с.; Т. 2. – 322с. 40. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Са-венков. – М.: Сентябрь, 2011. – 208 с. 41. Седова, Л.H. Становление творческой личности в условиях раз-вивающейся образовательной среды / Л.Н. Седова. – М.: Флинта, 2013. – 385 с. 42. Стейнберг, Р. Практический интеллект = Practical Intelligence in Everyday Life / Р. Стейнберг. – СПб.: Питер, 2002. — 272 с. 43. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов: в 2 т. – М.: Педагогика, 2008. – 329 с. 44. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. – СПб.: Речь, 2013. – 96 с. 45. Толлингерова, Д. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлингерова, Д. Голоушева, Г. Канторкова. – М.: Изд-во «Роспедагенство», 2009. – 56 с. 46. Уман, А.И. Учебные задания и процесс обучения / А.И. Уман. – М.: Педагогика, 2010. – 156 с. 47. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 2008. – 207 с. 48. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследова-ния / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2012. – 391 с. 49. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 416 с. 50. Хуторской, A.B. Современная дидактика: учеб. / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2011. – 536 с. 51. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. – 285 с. 52. Шубинский, B.C. Педагогика творчества учащихся / В.С.Шубинский. – М.: Флинта, 2008. – 180 с. 53. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М.: Международная психологическая академия. 2005. – 221 с. 54. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в со-временной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2010. – 96 с. 55. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта, 2013. – 224 с. 56. Arnold, М.В. Feelings and emotions as dynamic factors in personality integration. // В кн.: Arnold, М.В., Gasson, J.А. (eds.). The human person. N.Y., Ronald, 1954, pp. 294-313. Перевод В.К. Вилюнаса. – (Хрестоматия по психологии). 57. Goldman, D. Emotional Intelligence / D. Goldman. – New York: Bantam Books, 1995. – 367 р.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы формирования исследовательских умений обучающихся современной школы 1.1 Проблема формирования исследовательских умений обучающихся в теории и практике современной школы Формирование творческого мышления обучающихся является одной из приоритетных задач современного образования. В условиях интенсивного накопления знаний и ограниченности воз-можности их переработки индивидом, педагогическая наука переориенти-ровалась на идею разностороннего развития способностей и самоактуали-зации личности, учитывая, что возросла потребность личности в исследо-вательской самореализации. Надо отметить, что в литературе отсутствует единая точка зрения на определение и содержание понятия исследовательских умений. Можно выделить несколько точек зрения. Одни ученые считают, что исследовательских умений, как отдельного образования, не существует (А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская и др.) [25; 4]. Главную роль в детерминации исследовательской деятельности играют мотивы, ценности и личностные черты. Особое место в этом ряду занимает концепция креативной активности Д.Б. Богоявленской, которая считала, что креативность обусловлена ситуативно нестимулированной личностной активностью, присущей творческим личностям. Другая точка зрения на исследовательские умения заключается в том, что ее выделяют как самостоятельный и независимый от интеллекта фактор (Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев) [10; 36]. Третья точка зрения предполагает, что исследовательские умения определяются, прежде всего, уровнем развития интеллекта и проявляются на высоком уровне развития любых способностей, в состав которых входят «операционные» – это те способы действия, посредством которых осуществляется деятельность и «ядро» – психические процессы, которыми регулируется операции, как качества процессов анализа и синтеза. (C.Л. Рубинштейн) [39]. В этом случае исследовательская способность как отдельная способность не выделяется.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 50 страниц
1100 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 49 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 91 страница
1500 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 43 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 81 страница
2200 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 27 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg