Методы повышения безопасности.
В действиях человека психологи выделяют три функциональные части:
1. Мотивационную,
2. Ориентировочную,
3. Исполнительную.
Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.
Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам:
-по незнанию этих требовании;
- по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;
- в связи с неумением выполнить требования;
- в связи с невозможностью выполнить требования по причинам, независящим от человека.
В психологической классификации причин возникновение опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса в соответствии с функциональными частями действия человека:
• Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и/ или техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения);
• Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения;
• Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действия может быть постоянным (недостаточное координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).
Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуации и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части:
1. пропаганду и воспитание – для мотивационной части;
2. обучение, отработку навыков- для ориентировочной части;
3. профотбор, медицинское обследование для исполнительной части
Заключение
Таким образом, рассмотрев факторы влияющие на безопасность жизнедеятельности человека можно сделать вывод, что психофизиологические аспекты безопасной деятельности зависят от множества психофизиологических процессов самого организма, так и внешнего воздействия окружающей среды на человека и знание этих аспектов поможет успешно решать вопросы по предупреждению травматизма.
Практическая задача 1 «Оценка качества питьевой воды»
Оценить соответствует ли состав предлагаемой пробы воды нормативным параметрам.
Исходные данные:
Вариант Вредное вещество Фактическая концентрация мг/л
8 Марганец 0,04
Сульфаты 50,0
Литий 0,01
Нитриты 3,5
Формальдегид 0,03
В соответствии с действующей классификацией химические
вещества по степени опасности подразделяют на четыре класса: 1-й класс –чрезвычайно опасные; 2-й класс – высокоопасные; 3-й класс – опасные; 4-й
класс – умеренно опасные.
По табл. 2 находим данные ПДК, ЛПВ и классы опасности веществ,
которые даны в варианте и заполняем таблицу:
Вариант Вредное вещество Фактическая концентрация мг/л ЛПВ ПДК Класс опасности Данные для расчета
8 Марганец 0,04 Орг. 0,1 3
Сульфаты 50,0 Орг. 500,0 4
Литий 0,01 С-т. 0,03 2
Нитриты 3,5 С-т. 3,3 2
Формальдегид 0,03 С-т. 0,05 2
Сравним фактические значения концентраций вредных веществ с
нормативными: Марганец – не превышена ПДК; сульфаты – концентрация в воде намного меньше ПДК; литий – концентрация меньше ПДК;
нитриты – превышена ПДК; формальдегид – меньше ПДК.
Из таблицы видно, что