ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ДВУХСТОРОННИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ
1.1 Исторический аспект развития Российско-Китайских отношений
Современная мировая экономика с ее сильными сторонами производства, глобализацией, масштабной торговлей, международным развитием всех факторов производства, однозначно изменилась не только по сравнению с XVIII–XIX вв. Даже по соотношению с 1990-ми гг. оно значительно изменилась. Если говорить о России и Китае, то они совсем не похожи на Российскую и Китайскую империи. Во-первых, экономика Китая и России в настоящий момент является рыночной, где преобладает частная собственность, работает рыночный механизм спроса и предложения и действуют институты рынка. Во-вторых, и Китай и Россия демонстрирует относительную открытость всему миру. Хотя в Китае уровень этой открытости контролируется государством, а в России отсутствует введением западных ограничительных санкции с 2014 г. В-третьих, российско-китайские экономические отношения , как по масштабу, так и в системном отношении, главным образом отличаются от состояния данных отношений, скажем, в XIX в. Следовательно, как пишут А. П. Суходолов и Ван Нано: « Китай и Россия на современном этапе взаимодействии характеризуется широким спектром области взаимодействия: военно-техническая, политическая торгово-экономическая и гуманитарные сферы» [43; ст. 49].
Если в 1842 г. Китай был вынужден открыть свои экономические границы под давлением англичан, то уже с 2009 г. Китай превратился в большого мирового экспортера товаров. Некоторые авторы даже считают, что товарная экспансия КНР является главной причиной кризиса 2008–2009 г. Экспорт из Китая рассматривается и как предпосылка перевоплощения развитых стран. Ж. П. Гишар в следствии с такими представлениями советует развитым странам создать новую всемирную торговую организацию в целях защитить запад от китайского экспорта.
В связи с продвижением русских первопроходцев на восточные территории Россия впервые сблизилась с поднебесной империей в XVII в. Впоследствии Бенинский и Кахетинский договоры привели к четкому территориальному разграничению России и Китая[4; ст. 176]. Также большая часть границы, во-первых, разделяла Россию и Внешнюю Монголию, входившего в состав Маньчжурского Китая с конца XVII в. (до 1911 г.). Во-вторых, вследствие заключения Агинского и Пекинского договоров граница доходила на востоке только до Нерчинска. После того как восточные территории были присоединены к России российско-китайская граница была продлена до Тихого океана. Заключительному формированию современной границы способствовало два обстоятельства: – российско-китайская границы сильно сократилась в длине после обретения Внешней Монголии независимости в 1911 г.; – развал Советского Союза способствовало тому, что протяженность границы двух стран на западе Китая сократилась до 50 км.
Китай стал мировым государством по экспорту товаров. Китайский экспорт рассматривается и как предпосылка индустриализации развитых стран. Тем не менее, в данный момент Россия и Китай имеют большую сопредельную территорию. Дальше следует отметить важную роль государства как для экономик России и Китая, так и в развитии экономических отношений соседних стран. В XVIII — начале XX в. контроль государства, несомненно, господствовал в экономике двух стран. Без сомнения, природа государственного всевластия в России отличалась тем, что в его основе были полуфеодальные социально-экономические отношения, а материальной базой — крепостническое или полукрепостническое помещичье землевладение. В Китае вплоть до Синайская революции 1912 г. императорская власть представляла собой восточную деспотию, порожденную императивом ирригационной экономики и надельной системой землепользования. С 1949 по 1978 г. оба государства (Китайская Народная Республика и Россия в составе СССР) возводили близкую, по сути, экономику, построенную на абсолютном господстве государственной собственности, централизованной директивном планировании и распределении всех имеющихся ресурсов. В XXI вв. (в условии рыночной реконструкции экономик России и КНР) роль государства заметна, изменилась в этой сфере.
Экономическое отношение этих стран также прогрессируют, развивались под пристальным контролем государства. Смысл этих отношений даже сейчас зависит от межгосударственных отношений. Хорошим примером диктата государства в рассматривающей сфере есть режим меновой торговли между Россией и Ценским Китаем, сохранявшийся с середины XVIII вв. до 1855 года [20;ст. 231].
Надо признать, справедливости ради, что такой вид торговли первоначально сложилась объективно, в силу неразвитости товарно-денежных отношений. Однако впоследствии правительства двух стран приняли ответственность за консервацию подобных форм торговли. В конце 1790-х гг. китайское купечество, торгующее в Мамы Кяхте с русскими купцам, получило инструкцию из Пекина, регламентирующие действия китайских купцов. Они предполагали введение квот на товары, привозимые к границе, дезинформацию русского купечества о состоянии китайского рынка и т. д. Другой «видной» проблемой экономических отношений между Россией и Китаем есть и остается поиск путей перевозки товаров. В частности подобный выбор был обусловлен рациональным выбором, нахождением наиболее дешевых направлений транспортировки. Однако часто правительства стран принимали решения в ущерб экономической эффективности. Так начиная со II в. до .н. э. товары из Китая доставлялись в Западную Азию и Европу по трансконтинентальному пути, названному позднее Великим шелковым путем. Поскольку транспортировка товаров сухопутным путем была опасна, основной тенденцией развития транс евразийской торговли стало ее передвижение к южным морям. Создание европейцами морских торговых коммуникаций в XVI– XVIII вв., казалось бы, должно было бы разрешить вопрос о сухопутной транс евразийской торговле Китая с Европой, так как прежняя система межрегиональных коммуникаций через Западный Китай, Среднюю Азию, Иран и Ближний Восток уже не приносило должных результатов. Однако такая трансконтинентальная торговая магистраль неожиданно появляется намного севернее на территории России в конце XVII вв. В последней трети XVIII — первой четверти XIX в. направление в этой части становится местом транзитной торговли. Так, в 60–80-е гг. XVIII в. экспорт в Китай российского и транзитного сукна практически сравнялся. Вначале же XIX вв. в российском экспорте Китайские товары преобладали над русскими. Это можно объяснялось несколькими причинами. Во-первых, русские купцы следовали транзиту европейских товаров через Россию в Китай вследствие менового характера Кахетинской торговли. В силу подобной торговли обе стороны постоянно искали товары с целью стабилизировать обмен, т. е. в ситуации недостатка товаров для обмена с Китаем и покупки в 19 веке китайских товаров купечество прибегло к транзиту через Кяхту европейских товаров. Второй причиной транзита стало то, что морская торговля в то время находилась под контролем англичан, поэтому для таких континентальных стран, как Австрийская империя, Пруссия и Польша, экспорт товаров в Россию и их последующая поставка в Китай были достаточно выгодны для обоих государств.
Но в 1840 г. все изменилось. Вследствие заключения Канкунского договора между Китаем и Англией в 1842 г. победители 1-й опиумной войны принудили Китай открыть для торговли с Англией приморские города страны и поставить крайне низкий для того времени 5%-ный импортный таможенный тариф [26; ст. 30]. Данное событие имело важные последствия для сухопутного направления русско-китайской торговли впоследствии. Во-первых, значительно ухудшились условия реализации русских товаров в Китае, обменивая в Кяхте на китайский чай.