Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.
1.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних
Причины преступности и условия, ей способствующие, объединяются общим термином детерминации преступности, т.е. объективной зависимости причинной обусловленности ее от других явлений природы и общества .
Факторы, порождающие преступность в обществе, детерминируют и преступность несовершеннолетних. Механизм же их действия в отношении рассматриваемой возрастной группы специфичен в силу общевозрастных психологических особенностей, своеобразия социального статуса несовершеннолетних. Для этого возраста характерны неокончательная сформированности собственной системы ценностей, повышенная зависимость поведения от оценок и мнений ближайшего окружения, его эмоциональность, неспособность критически оценить свои действия и поступки других.
Процессы и явления политического, экономического, идеологического, культурного, воспитательного, демографического, социального, психологического характера, происходящие в обществе, главным образом и детерминируют поведение человека, определяют сущность и характер этого поведения. Названные процессы, определяя в самой общей форме условия жизни в обществе, придают своеобразие (в зависимости от контингента, территории и т.п.) деятельности по обучению и воспитанию детей и подростков, формированию их личности, существенно влияют на характер межличностного общения граждан в семье и обществе. При определенных условиях именно они детерминируют и такие негативные явления, как повышенный уровень заболевания и смертности, разводы, жестокое обращение с окружающими людьми, самоубийства, пьянство, проституция, наркомания, которые входят в комплекс социальных факторов, обусловливающих отклоняющееся, в том числе преступное поведение .
В России давно стало системой производить материальные затраты на развитие и воспитание, охрану здоровья детей и подростков по остаточному принципу. Причем положение в данной сфере ежегодно ухудшается. Существенно уменьшены объемы бюджетного финансирования на детские дошкольные и медицинские учреждения, общеобразовательные школы, число их катастрофически сокращается, помещения передаются коммерческим организациям. Кризис в экономике привел к тому, что отрасли обслуживающей сферы постоянно снижают объемы предоставляемых семьям социальных услуг. Они становятся практически недоступными из-за их платности и роста цен. Дети не могут посещать клубы, спортивные секции, кружки, отдыхать в оздоровительных лагерях и санаториях. В итоге их досуговая среда все чаще приобретает криминальные формы. За 2002 год органами внутренних дел и медицинскими работниками было зафиксировано, что более четверти произошедших преступлений были совершены несовершеннолетними лицами имеющими отклонения в психическом здоровье .
Эти, как и ранее приведенные данные о явном неблагополучии, кри-зисе российского общества, доказывают, что несовершеннолетние ока-зались в положении, когда государство должным образом не может обеспечить реализацию их основного конституционного права на вы-живание и развитие.
Криминологами достаточно полно проанализирован криминоген¬ный характер этих процессов. Они создают негативные условия для жизни, воспитания детей и подростков, для возникновения острых меж¬личностных конфликтов граждан в семье и вне ее, и тем самым способствуют совершению преступлений несовершеннолетними, а также со¬вершению преступлений против них. К их числу исследователи причин преступности относят также: значительную социальную дифференциацию населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу (в том числе и по происхождению); нарушения принципов оп¬латы труда и потребления денежных, иных материальных благ (жизнь не по средствам, низкая или уравнительная оплата труда и др.); разли¬чия в характере и содержании обучения, воспитания, труда отдельных групп населения, определяющие как реальные различия их сегодняш¬них позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на бли¬жайшую перспективу; процессы разрушения семей, сопровождающие¬ся существенными изменениями традиционных родственных отноше¬ний, в том числе по воспитанию детей; отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков, сопровождающиеся нагнетанием жестокости в межличностных отношениях; противоречия между субъективным стремлением детей и подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институ¬тами социализации (семьей, школой и др.); противоречия между духов¬ными и особенно материальными потребностями граждан и реальными возможностями их удовлетворения; низкий уровень правовой культу¬ры, значительные деформации нравственного и правового сознания отдельных групп населения; традиционное осуществление основных вос-питательных и профилактических функций лицами, не имеющими не-обходимой профессиональной подготовки в этой области; недостаточ¬ное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности обще¬ства, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию правонарушителей и др.
Специфичность воздействия перечисленных, как и иных социаль¬ных процессов и явлений, на поведение детей и подростков, а также на поведение взрослых в отношении несовершеннолетних заключается в более опосредованном через ближайшее окружение характере их пози¬тивного и негативного влияния.
Необходимо отметить, что условия жизнедеятельности несовершеннолетних также от¬личны от взрослых. Контакты с социальной средой сужены: семья, школа, дружеское окружение их почти исчерпывают. При этом не только родительская семья, но и учебный коллектив определяют¬ся по общему правилу, не зависящими от самого подростка об-стоятельствами. Первичная социально-профессиональная диффе¬ренциация (выбор продолжения обучения, вида и конкретного учебного заведения либо поступления на работу) во многом чаще всего определяется внешними обстоятельствами. Специфику воз¬растного статуса дополняют и противоречивые социальные ожи¬дания: ответственность, самостоятельность предполагаются при со¬хранении материальной зависимости, роли воспитуемого .
Как известно, воздействие социальной среды на преступное поведение осуществляется как в сфере формирования личности, так и в условиях конкретной ситуации, определяющей превраще¬ние возможности совершения преступления в действительность. При совершении преступлений отдельных видов и групп в правонарушающем поведении отдельных категорий несовершенно¬летних значение обстоятельств ситуативного характера различно. Так, глубоко деморализованные, неоднократно совершавшие про¬тивоправные поступки чаще сами создают ситуацию конфликта. Другой пример: известно, что немалая часть корыстных преступ¬лений, совершаемых покинувшими семью или воспитательное учреждения несовершеннолетними младшей группы, совершает¬ся для удовлетворения потребности в пище, теплой одежде, т. е. при существенной роли внешних, ситуативных факторов. Однако в целом в преступности несовершеннолетних, как уже отмечалось, роль обстоятельств ситуативного характера не является определя¬ющей. Соответственно центром внимания субъектов профилак¬тики должна быть сфера формирования личности.
В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, приятельские компании). Воздействие на личность широкой со¬циальной среды, институтов общества в целом существенно опосредуются ею. Данные исследований показывают, например, что предпочтение определенных форм досуга у несовершеннолетних правонарушителей зависит прежде всего не от собственного же¬лания, а от выбора, сделанного ближайшим окружением, дружес¬кой компанией; представление о досуге как праздности, о почти неразрывной связи свободного времени с употреблением алко-гольных напитков основывается на демонстрируемом в семей¬ном окружении. Влияние микросреды дополняет воздействие воспитательно-образовательных учреждений (школы, ПТУ, тех¬никума), длительные и непосредственные контакты с которыми поддерживает (или поддерживал) практически каждый несовер¬шеннолетний, трудовых коллективов (в отношении работающих подростков). Семья, ближайшее окружение сверстников, школа не исчерпывают, конечно, связей с обществом ни одного конкретно¬го лица несовершеннолетнего возраста, однако, по общему пра¬вилу, личность каждого формируется под их воздействием .
Микросреда испытывает на себе влияние общества, являясь его частью. Однако в силу относительной обособленности, само¬стоятельности она может культивировать нормы поведения, тра¬диции, прививать навыки и привычки, отличные от одобряемых обществом. Такая микросреда рассматривается как криминоген¬ная. Для несовершеннолетних правонарушающего поведения кон¬такты с криминогенной средой типичны; до 90% совершивших преступления подростков ранее испытывали ее воздействие.
Ведущая роль в формировании личности несовершеннолет¬них принадлежит семье. Ее влияние продолжительно, осуществля¬ется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятая в семейном окружении система цен¬ностей усваиваются очень прочно и приобретают обычно лично¬стный характер.
При всем многообразии факторов семейного неблагополучия выделение обстоятельств, объективно затрудняющих воспитание (структурная неполнота семьи, материальные, жилищные пробле¬мы и т. п.) и обусловленных личностной позицией родителей, их отношением к воспитанию (пьянство, скандалы, безразличное от¬ношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, правонарушающее поведение в быту) показывает, что собствен¬но криминогенное значение имеют субъективные факторы, а объективные лишь способны усугубить их проявление.
Те или иные дефекты внутрисемейной обстановки имеют место в значительной части семей. Специфика же неблагополу¬чия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит в том, что типичным является наличие комплекса взаи¬мосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40% этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35% — злоупотребляют алкоголем; до 80 — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности .
Существенным отличием последних лет от предыдущих стало зна-чительное увеличение размеров социального сиротства детей, когда складывается обстановка, при которой они оказываются или чувствуют себя брошенными при живых родителях. Все чаще дает о себе знать так называемое скрытое сиротство, которое распространяется под влияни¬ем ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нрав-ственных устоев, следствием чего, в свою очередь, становится измене¬ние отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
В итоге более 160 тыс. детей воспитывается сегодня в различных го-сударственных учреждениях и около 90% из них имеет родителей, ко¬торые или уклоняются от выполнения своих обязанностей, или лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы. Каждый год выявляется дополнительно около 100—120 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей .
Исследования психологов и психофизиологов показывают, что нежелательность беременности крайне отрицательно сказывается на формирующейся психике будущего ребенка. Отрицательное эмоцио¬нальное состояние матери формирует особую гормональную, биохи¬мическую среду, которая препятствует нормальному развитию эмб¬риона. Следствием этого нередко оказываются такие криминогенные качества человека, как хроническая нервозность, подозрительность, эмоциональная напряженность, неосознанное ожидание агрессии со стороны окружающих. Указанные свойства личности подчас обу¬словливают немотивированную (упреждающую) агрессию — совер¬шение насильственных преступлений.
В раннем детском возрасте ребенку требуется постоянный контакт с матерью: визуальный, слуховой, эмоциональный. Ребенку необходимо слышать разговор близких, добрые слова, видеть их улыбки, ему требу¬ется, чтобы его брали на руки. Последний аспект очень важен для нор¬мального развития психики. Когда мать не имеет возможности общать¬ся с ребенком, это негативно влияет на развитие его эмоциональной сферы - отрицательные эмоции могут приобрести устойчивый, доми¬нирующий характер. Известны случаи, когда причиной устойчивых на¬рушений детской психики оказывалось то, что родители надолго остав¬ляли детей одних в доме, запирали их в темных комнатах.
Сложнейший аспект семейной педагогики – сохраняется равнове¬сие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрица¬тельными стимулами. Набалованный ребенок, каждое желание кото¬рого родители и родственники спешили выполнять, часто становится нравственным уродом. Он мучает окружающих к сам не способен приобрести удовлетворенность и счастье в этом мире.
Грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсозна¬ния имеет колоссальный заряд зла, обиды и агрессивности. Все это при случае изливается на более слабых.
Серьезный аспект криминогенности семьи — утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают пользоваться у детей авто-ритетом, между ними утрачивается доверительность. Ребенок стано¬вится практически неуправляемым. Главная причина утраты связи между детьми и родителями — дефицит общения. Причем время — не единственная характеристика объема общения. Главное, чтобы дети и родители «были настроены на одну волну», чтобы у них были об¬щие интересы и взаимоуважение. В процессе воспитания и тем и дру¬гим постоянно приходится подстраиваться друг под друга. Иногда этот процесс идет легко, но бывают и кризисные периоды. Идеально, если их удается спрогнозировать и подготовиться к ним. В любом случае преодоление таких кризисов - сложнейшая творческая педа¬гогическая задача. Если родители не могут или не хотят тратить вре¬мя и силы на ее решение, это оказывается отправной точкой отчуж¬дения .
Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере профилактического воздействия органов милиции сегодня нахо¬дятся 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни .
О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие данные. До 70% всех детских травм имеют семейно-бытовой ха-рактер . В отношении «формально благополучных» семей, имеющих скрытые дефекты в выполнении воспитательных функций, не проявляющиеся в очевидных характеристиках поведения их членов, профилактическая деятельность осложнена объективно. Однако в настоящее время среди семей несовершеннолетних, совершив¬ших преступления, преобладают семьи с достаточно ярко выра¬женной социально-негативной личностной и педагогической позицией родителей. Типичной для подростков — правонаруши¬телей -продолжает оставаться семья, демонстрирующая и приви¬вающая антиобщественные привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от внешних негативных влияний и в силу этого вынуждающая подростка идти на поиск понимания и участия вне семейной среды (до 60% родительских семей несовершеннолетних, совершивших преступления).
В последние годы осложнил положение совершеннолетних и обо-стрил характер внутрисемейных отношений рост в стране числа безра-ботных, беженцев и вынужденных переселенцев. Практически все они испытывают не только материальные и бытовые трудности, но находятся в крайне тяжелом морально-психологичес¬ком состоянии, отражающемся на характере их поведения.
Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно женщин, привели к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях жизни, к невротизации большой массы населения в целом, к нарастанию конфликтности взаимоотношений во всех сферах жизнедеятельности граждан. Все это ведет к семейной патологии.
Ученые подчеркивают , что динамика структуры преступности несовершеннолетних и в отно¬шении несовершеннолетних напрямую связана с невовлеченностью детей и подростков в общественно полезную деятельность. Ежегодно в совершении преступлений участвует до 4—5 тыс. несовершеннолетних, официально признанных безработными, свыше 1 тыс. из них не имеют постоянного места жительства.
Среди всех категорий населения в последние годы в стране интен-сивно возрастает слой людей, для которых основная цель жизни сводит¬ся к достижению материального благополучения, к наживе любыми способами. Труд утратил для них общественную ценность и значи¬мость, стал носить прагматичный характер — больше получать благ и привилегий и меньше работать. Циничная позиция таких лиц приобре¬тает все более открытые и воинствующие формы, отравляет сознание основной массы населения и прежде всего детей и подростков, порож¬дает бездуховность и скептицизм, толкает к совершению корыстных и иных преступлений.
Криминологическое значение недостатков в деятельности вос-питательных институтов (школы в широком смысле слова) со¬стоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолет¬них, реализуют их неполно либо не оказывают необходимого вли¬яния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и про¬тиводействующего негативным воздействиям в среде неформаль¬ного общения. В качестве значимых проблем школы отмечаются: недостаточное знание особенностей личнос¬ти учащихся, источников отрицательного влияния на них, педаго¬гические ошибки при использовании методов воспитания, недо¬оценка различий начальных условий обучения и недостаточная помощь в их выравнивании, невнимание к про¬фессиональной ориентации подростков и юношей и др. Профи-лактические резервы педагогических коллективов остаются нере-ализованными и потому, что школа склонна исключать предуп¬реждение правонарушений из круга своих задач, в том числе и в силу отсутствия прямого нормативного предписания. Соответствен¬но педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, индивидуально-предуп¬редительную работу с лицами, состоящими на учете в органах полиции или же отбывающих наказание условно рас¬сматривают как стороннюю функцию. В действительности же при¬меняемые специализированными субъектами меры способны лишь дополнить, а не заменить общее воспитание .
Исследования правонарушающего поведения несовершенно¬летних, продолживших обучение после школы (ПТУ, техникума) показывают , что отмеченные недостатки характерны и для учеб¬ных заведений других типов. Что же касается работающих под¬ростков, то воспитательно-профилактическая деятельность в тру¬довых коллективах, еще недавно (пусть не во всех случаях) ока¬зывавшая определенное влияние на формирование их личности и поведения, сейчас почти повсеместно свернута. При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятель¬ности, при росте безработицы внепрофессиональные проблемы работающих подростков все в большей степени становятся пред-метом внимания лишь специализированных (профессиональных) субъектов профилактики.
Все сказанное выше свидетельствует о типичности связей не-совершеннолетних правонарушающего поведения с криминоген¬ной средой, об устойчивости таких связей. Преобладающая часть совершивших преступления подростков испытывала негативное воздействие со стороны семьи, в ближайшем бытовом окруже¬нии при явной недостаточности компенсирую¬щего и корригирующего воздействия субъектов общего воспита¬ния и профилактики. Значение этого обстоятельства для профи-лактики трудно переоценить, поскольку личность и поведение субъекта практически не могут быть устойчиво изменены без воздействия на среду, продолжающую оказывать влияние на не¬совершеннолетнего в процессе взаимодействия с ним.
Таким образом, подводя итог разделу, можно сделать вывод о том, что детерминантами преступности несовершеннолетних является следующее:
1. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со сторо¬ны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности. Ре¬формы педагогической и правоохранительной систем, инициирован¬ные в 1991 г., были ориентированы на ликвидацию воспитательной функции школы и профилактической функции полиции.
2. Низкий уровень воспитательной работы в школах, малая подготов-ленность педагогических кадров к проведению эффективной воспи-тательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.
3. Распад семей. Этот процесс усугубляется рос¬том ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства. Около 300 тыс. детей, рожденных вне брака. Криминогенность данных процессов обусловлена тем, что вероятность стать пре¬ступником в неполной семье возрастает почти в три раза .
4. Безработица, обнищание семей, неспособность родителей обес-печить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья прак¬тически утрачивает способность защищать детей от негативных вли¬яний окружающей среды, в значительной мере она сама становится криминогенным фактором.
5. Обнищание родительской семьи, безработица либо неполучение зарплаты родителями и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к чест¬ному труду. В семьях, где малолетние дети содержат родителей, по¬следние, как правило, утрачивают авторитет и оказываются неспособ¬ными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.
6. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей — выходцев из различных социальных групп (причем, если среди взрослых вуалирование несправедливости соци¬ального распределения облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приносит больше пользы обществу, то единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты — а ничто не оказывает такого сильного криминогенного воздействия, как не¬справедливость: она рождает зависть, переходящую в ненависть и аг¬рессию, а также нейтрализует нравственные запреты при соверше¬нии хищений).
?
1.2. Особенности преступности несовершеннолетних
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.
Объективно возникает вопрос: из чего исходил законодатель, устанавливая в законе такой возраст привлечения к уголовной ответственности? Несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.
Можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 16 - летнего возраста.
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности . Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.