Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Формы общественного контроля в местном самоуправлении России и зарубежных стран

bulakovp 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.05.2020
Обращение к теоретико-правовым аспектам общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления показывает, что сама его идея не является новой. Достаточным будет вспомнить слова Л. А. Велихова, теоретика российской муниципальной школы, что свобода муниципальных органов может ограничиваться узаконенным вмешательством избирателей , т. е. автор имел ввиду народную инициативу, контроль за деятельностью местных органов.
Введение

Основной тенденцией современного экономического развития является повышение ответственности территорий за решение социально-экономических вопросов и обеспечение устойчивого развития. В этой связи актуализируется вопрос об общественном контроле местного самоуправления на местах. Местное управление в своем современном виде в развитых демократических государствах сформировалось в результате борьбы за власть, влияния в обществе, борьбы идеологий, а также проведенных муниципальных реформ в XIX веке. Обладая правами юридического лица, сложившиеся города имели право приобретать и распоряжаться общинным имуществом, в результате возраставшая их самостоятельность привела к определенной независимости в управлении хозяйственными делами, в последующем такое управление на местах стало называться местным самоуправлением. В настоящее время местное самоуправление играет ключевую роль в обеспечении благосостояния населения и оказании общественных услуг, создания институтов, способствующих повышению темпов и устойчивости экономического роста, а также конкурентоспособности территорий и, следовательно, страны в целом. С принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в системе местного самоуправления юридически закреплен на федеральном уровне, помимо муниципального и государственного контроля, еще один вид контроля - общественный контроль. Однако за почти четыре года действия вышеназванного Федерального закона еще не все юридические процедуры осуществления общественного контроля законодательно урегулированы. Обратим внимание, что результативность общественного контроля во многом будет зависеть не только от качества самого общественного контроля, но и от использования административно-правовых инструментов, а также конституционно-правового регулирования. С позиций конституционного права общественный контроль можно отнести к общим принципам организации местного самоуправления в России. И, хотя в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) прямо не говорится о таком принципе, его фактическое существование подтверждено Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В научной и учебной литературе общественный контроль не рассматривается в качестве одного из общих принципов организации местного самоуправления. Между тем понимание сущности местного самоуправления как самоорганизации населения для решения вопросов местного значения под свою ответственность, как одной из форм народовластия предполагает необходимость контроля за формированием и деятельностью как органов местного самоуправления, так и муниципального образования в целом. А общественный контроль можно рассматривать и как одну из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что общественный контроль призван способствовать укреплению и более тесному сотрудничеству структур гражданского общества с органами местного самоуправления, получению местным сообществом представления об их деятельности, выявлению недостатков в их работе. Вместе с тем в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»,на наш взгляд, содержится ряд недостаточно проработанных положений. Отметим хотя бы, научные дискуссии по вопросу правильности законодательного определения субъектов общественного контроля, в перечне которых отсутствуют граждане, отмечая правильное в целом утверждение о связи конституционного права граждан на участие в управлении делами государства с их правом на участие в осуществлении общественного контроля. Одновременно нужно признать, что вышеуказанный Федеральный закон является достаточно «молодым», остается надеяться на его совершенствование. Актуальность выбранной темы дипломной работы подтверждается еще и тем, что основополагающая роль в осуществлении функций контроля, в том числе и в области местного самоуправления, принадлежит народу. Пресечь беззаконие и злоупотребление правом можно на основе хорошо поставленного общественного контроля. Актуальность исследования общественного контроля не вызывает сомнения. Это во многом обусловлено тем, что современные тенденции развития общественно-политической системы страны, активизация гражданского общества, возросшие требования к повышению эффективности функционирования системы государственного управления повысили социальный запрос на масштабы и качество общественного контроля в нашей стране. В этих условиях существенно возросло значение системы общественного контроля и его различных звеньев, что позволяет избежать нарастания социального недовольства и противостояния гражданского общества и государственной власти. Важной миссией общественного контроля является вовлечение народа в управление делами государства, муниципального образования, рациональное и ответственное информирование властных структур о недостатках в работе и недовольстве населения, направленное на устранение дефектов в деятельности конкретных муниципальных структур, на совершенствование системы муниципального управления. Следует отметить тот факт, что важной задачей общественного контроля является также налаживание содержательного взаимодействия между институтами гражданского общества, с одной стороны, и органами исполнительной власти - с другой, преодоление недоверия бюрократии к инициативам гражданского общества, к механизмам общественного контроля и независимой экспертизы. Целью исследования является изучение правового регулирования и особенностей общественного контроля в местном самоуправлении. При реализации поставленной цели решаются следующие взаимосвязанные задачи: ? рассмотрение историко-теоретических основ становления общественного контроля в местном самоуправлении, как на примере России, так и зарубежных стран; ? изучение и анализ нормативной регламентации общественного контроля на местном уровне; ? выявление путей совершенствования механизма общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации общественного контроля, а также нормы действующего российского законодательства, регулирующие общественные отношения в процессе осуществления конституционного права граждан на участие в управлении делами государства. Предметом исследования является действующее законодательство Российской Федерации, ее субъектов, регулирующее реализацию общественного контроля на муниципальном уровне, а также научные публикации, в которых затрагивается анализируемый вопрос. Степень научной разработанности. Основой исследования послужили исследования таких специалистов в области юридической науки, как: Аринина А.Н., Бутовой Т.В., Голуб И.М., Гриб В.В., Делеевой А.А., Михеева Д.С., Михеевой Т.Н., Тепляшина И.В., Устиновой О.В., Савицкой Ю.П. и других ученых. Обзор этих и других работ показал, что проблема развития института общественного контроля в современной России, числе которых – право граждан на управление делами государства является в настоящее время одной из актуальных. Теоретико-правовую основу исследования составляют научные работы российских юристов в сфере конституционного права, правовые публикации, научные и учебные издания по названной теме. Методологическую основу исследования в дипломной работе составляют общенаучные методы познания: системно-структурный, функциональный, анализа и синтеза, обобщения, исторический; а также специальные методы познания: формально-юридический, правовой, статистический. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы и ставятся цели и задачи работы; основная часть состоит из трех глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих содержание дипломной работы; заключения, в котором делаются общие выводы и предложения по результатам исследования, проведенного в дипломной работе.
Содержание

Введение 3 1. Историко-теоретические основы общественного контроля в местном самоуправлении 8 §1. Становление и развитие института общественного контроля в системе местного самоуправления 8 §2. Опыт нормативной регламентации института общественного контроля за местной властью в зарубежных странах 23 2. Правовое регулирование и особенности общественного контроля в местном самоуправлении 40 §1. Общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления: понятие и сущность 40 §2. Функции, задачи и принципы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления 49 §3. Субъекты и объекты общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, государственная защита их прав при проведении контроля 57 §4. Направления совершенствования механизма общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления 65 3. Общественный контроль органов местного самоуправления в Рязанской области. 73 Заключение 77 Список использованной литературы: 79
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты 1.1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4466 1.2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст.4398 1.3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822 1.4. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета. 2005. № 70 1.5. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Парламентская газета. 2014. № 19 1.6. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 163 1.7. Закон Рязанской области от 21.07.2016 №45-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля в Рязанской области» // Рязанские ведомости. 2016. № 132 II. Учебная литература 2.1. Авакьян С.А. Об эффективности общественного контроля в Российской Федерации // Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 26 - 27 сентября 2016 г. / Отв. ред. Т.Н. Михеева. Йошкар-Ола: Вертола. 2016 2.2. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М. 1928 // В кн. Говоренкова Т.Н. Читаем Велихова вместе. М. 1999. 480 с. 2.3. Гранкин И. В. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект. 2012. 320 с. 2.4. Гриб В.В. Постатейный научно-практический комментарий Федерального закона от 21 июля 2014 г № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». М. Юрист. 2017 2.5. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2003. 279 с. 2.6. Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России: IX – XIX ст.: Ист. очерк. М. Рус. Мысль. 1910. 163 с. 2.7. Колесников А.В. Муниципальное право Российской Федерации. М. Центр IPR Media. 2011 2.8. Лейст О.Э. История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста. М. Зерцало. 2006. 568 с. 2.9. Либоракина М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления: независимая экспертиза реформы. М. Фонд «Либер. Миссия». 2003. 233 с. 2.10. Маркова А.Н. Государственное управление в России / под ред. А.Н. Марковой. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2002. 333 с. 2.11. Михеева Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть. Йошкар-Ола. 2000. 211 с. 2.12. О полномочиях и общественном контроле в системе местного самоуправления: Коллективная монография. М. Общественная палата РФ. Печатай-Просто, 2016 2.13. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. М. Проспект. 2007. 463 с. 2.14. Самодурова Е.В. Формы выявления и учета мнения населения при решении вопросов градостроительной деятельности и землепользования (муниципальный уровень). М. 2015 2.15. Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. Монография. СПб. Юридический центр-Пресс. 2003. 330 с. 2.16. Шиняева О.В., Гоношилина И.Г. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. Ульяновск. Ульяновский государственный технический университет. 2012. 382 с. 2.17. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М. Дело. 2000. 456 с. 2.18. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М. Норма. 2011 III. Диссертации, монографии, авторефераты 3.1. Волков В.Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дис. канд. юрид. наук. Челябинск. 2007 IV. Материалы из периодических изданий 4.1. Аринин А.Н. Мировой опыт общественного контроля над деятельностью власти: уроки для России // Политическое обозрение. 2010. №?2 4.2. Баранов П.П. Генезис системы государственного финансового контроля в Российской империи: предпосылки возникновения и ключевые этапы развития //Аудиторские ведомости. 2016. № 8 4.3. Бутова Т.В., Овсянникова Д.К. Сущность общественного контроля в современной России // Научные записки молодых исследователей. 2015. №3 4.4. Валова Е.В., Нагих С.И. Суд присяжных в американской системе правосудия // Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: теория и практика. 2014. Т. 28. № 7(156) 4.5. Голуб И.М. К истории становления института ответственности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в России X – XVIII вв. // История государства и права. 2006. № 8 4.6. Гончаров В., Ковалева Л. Об институтах общественного контроля органов исполнительной власти в Российской Федерации // Власть. 2009. № 1 4.7. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11 4.8. Гриб В.В. Место и роль общественных палат в системе общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5 4.9. Делеева А.А. Зарубежный опыт правового регулирования контроля в сфере местного самоуправления // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 4 4.10. Джагарян Н.В. Муниципальная представительная демократия в России: некоторые вопросы конституционной концепции // Российское право в Интернете. 2009. №5 4.11. Зиозетдинова А.Б., Кутлиярова Р.Ф. О современном состоянии общественного контроля в России // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15) 4.12. Зубарев С. М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5 4.13. Куликов В.В. К оценке земского положения 1890 года // Государство и право. 2000. № 1. С. 104–107 4.14. Локшина К.Н. Местное самоуправление в России: самобытная история формирования (до начала XX в.) // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2014. №2 4.15. Михеев Д.С. Актуальные проблемы гласности в обеспечении общественного контроля в муниципальных образованиях // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 4.16. Михеев Д.С. Гласность и общественный контроль за деятельностью власти на муниципальном уровне // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (56). Часть 1 4.17. Михеев Д.С. Институт общественного контроля за органами местного самоуправления в России: генезис и тенденции развития // Ученые записки Казанского университета. 2011. Т. 153. Кн. 4. С. 69 – 76 4.18. Михеев Д.С. Обеспечение общественного контроля – ключевое направление в развитии принципа гласности местного самоуправления // Исследование российской государственности. 2015. № 4 (Том CI) 4.19. Михеев Д.С. Общественный контроль как элемент гласности местного самоуправления // Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 26 - 27 сентября 2016 г. / Отв. ред. Т.Н. Михеева. Йошкар-Ола. Вертола. 2016 4.20. Михеева Т.Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления // Марийский юридический вестник. 2015. № 1(12) 4.21. Михеева Т.Н., Низова К.Н. Об особенностях регулирования взаимодействия органов местного самоуправления с населением и общественными институтами // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2015. № 3 4.22. Михеева Т.Н., Яичникова Ю.С. О некоторых формах участия населения муниципального образования в контроле за органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 10 4.23. Монгуш Т. М. История зарождения и борьбы с коррупцией в Италии // Молодой ученый. 2017. №11. С. 351-354 4.24. Неренц Д. В. Журналистские расследования в США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. №7 4.25. Огнева Е.А. Правовое регулирование правотворческой инициативы граждан как гарантия реализации прав человека: зарубежные практики // Научные ведомости. Серия философия, социология, право. 2013. №16 (159) 4.26. Околеснова О.А. Значение общественных интересов при осуществлении общественного контроля // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 4 4.27. Позднякова Л.И. Сравнение зарубежного и российского опыта организации общественного контроля за органами государственной власти // Политика, экономика и инновации. 2017. № 5 (15) 4.28. Протопопова Н.И. Российская бюрократия в свете экономической теории. Часть 1. Концепция рациональной бюрократии М. Вебера // Вестник ТГУ. 2014. №10 (138). С. 78-81 4.29. Прудентов Р.В. Общественный контроль как инструмент противодействия коррупции // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10 4.30. Пылин С.В. Муниципальный контроль: проблемы и пути правового обеспечения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11 4.31. Тепляшин И.В. Субъекты общественного контроля: некоторые вопросы правового статуса // Сборник: Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики Материалы XХ международной научно-практической конференции: в 2 частях. Сибирский юридический институт МВД России. 2017 4.32. Устинова О.В., Савицкая Ю.П. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления с населением // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2 (24) 4.33. Хайруллина Н.Г., Курашенко И.А. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления с населением // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353) 4.34. Шурухнова Д.Н., Бондарь Е.О. Общественный контроль за деятельностью исполнительных органов государственной власти субъекта РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5 V. Интернет-ресурсы 5.1. Высокопоставленные чиновники Великобритании тратят государственные средства на личные нужды.?Электронный ресурс?URL: http://adelanta.info/news/england1/index2009/05/12/5239.html. Дата обращения 16.05.2018 5.2. Городовое Положение. ?Электронный ресурс?URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/grd1892.htm. Дата обращения 15.05.2018 5.3. Как у них: Общественный контроль в зарубежных странах. ?Электронный ресурс?URL: https://www.pnp.ru/in-world/2014/03/19/kak-u-nikh-obshhestvennyy-kontrol-vzarubezhnykh-stranakh.html. Дата обращения 15.05.2018 5.4. Общественная палата Российской Федерации. ?Электронный ресурс?URL: https://www.oprf.ru/. Дата обращения 21.05.2018 5.5. Общественная палата Рязанской области. ?Электронный ресурс?URL: http://www.oprzn.ru/. Дата обращения 21.05.2018 5.6. Общественный совет муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области. ?Электронный ресурс?URL: http://www.rzraion.ru/district/socs/socorgs/osmo/. Дата обращения 21.05.2018 5.7. Пионеры борьбы с коррупцией. ?Электронный ресурс?URL: evreimir.com/115839/pionery-borby-s-korruptsiej/. Дата обращения 15.05.2018 5.8. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. ?Электронный ресурс?URL: http://музейреформ.рф/node/13687. Дата обращения 15.05.2018 5.9. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. ?Электронный ресурс?URL: http://музейреформ.рф/node/13679. Дата обращения 15.05.2018 5.10. Путин отметил ключевую роль местного самоуправления в формировании среды для бизнеса.?Электронный ресурс?URL: http://tass.ru/ekonomika/5212298. Дата обращения 20.05.2018 5.11. Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года. ?Электронный ресурс?URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm. Дата обращения 16.05.2018 5.12. Спикер британской Палаты общин покидает свой пост. ?Электронный ресурс?URL: https://ria.ru/world/20090621/174952268.html. Дата обращения 16.05.2018
Отрывок из работы

1. Историко-теоретические основы общественного контроля в местном самоуправлении §1. Становление и развитие института общественного контроля в системе местного самоуправления Основная задача любого правового демократического государства – обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. При этом органы государственной власти не всегда добросовестно, с пользой и эффективно выполняют свои обязанности. В целях избежания этого необходима обратная связь и контроль со стороны общества в лице граждан государства и общественных объединений. Бесконтрольная же власть подвержена коррупции, снижается уровень рациональности и эффективности управления обществом. Частью 1 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что граждане России имеют право участвовать в управлении своим государством как напрямую, так и через своих представителей. Таким образом, общественный контроль – это обратная связь с людьми, которая дает эффективные результаты. Его также можно назвать «механизмом», который позволяет обществу в лице отдельных граждан, общественных организаций контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученных результатов. Развитие местного самоуправления в современной России выдвигает на первый план необходимость участия населения муниципальных образований в местной деятельности. Показательными в этом плане являются предусмотренные законодательством формы гражданского участия: публичные слушания, собрания, сходы и т. п. Одной из актуальных форм деятельности населения следует признать общественный контроль за муниципальными органами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
1075 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 60 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg