Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

bulakovp 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.05.2020
В теоретической части опытно-исследовательской работы нами была проанализирована психологическая, педагогическая, учебно-методическая литература по изучаемой теме. Анализ научной литературы позволил нам раскрыть понятие «коммуникативные УУД», выявить роль коммуникативных УУД в развитии личности ребенка, установить связь коммуникативных УУД с коллективной деятельностью и выделить формы организации коллективной работы учащихся на уроках «Технологии».
Введение

Приоритетом начального общего образования в Федеральном государственно стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) является формирование способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего образования. Выпускник начальной школы должен уметь пользоваться арсеналом различных учебных средств, в том числе, в незнакомой, нестандартной ситуации. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения младших школьников самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Другими словами приоритетным направлением ФГОС НОО становится развитие у младших школьников общеучебных умений и навыков, т.е. универсальных учебных действий (далее УУД). Стоит отметить, что в образовательном стандарте и ранее предполагалось формирование общеучебных умений, однако, развитие УУД не являлось приоритетной целью образования. Исследования А.Ф. Ануфриева, В.С. Казанской, И.В. Дубровиной и др. (2011г.) выявили, что от 15% до 60% учащихся с 1 по 4 классов общеобразовательной школы испытывают трудности в обучении, в частности, трудности коммуникативного характера. Исходя из этих данных, можно говорить о том, что имея предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий, методики преподавания учебных предметов не реализует их в полной мере, а значит, данная проблема требует более глубокого изучения и разработки новых подходов к преподаванию. Вместе с этой проблемой обозначились и другие проблемы связанные с внедрением их в процесс обучения: 1) недостаточное количество литературы по методике формирования УУД у учеников начальной школы; 2) недостаточная ориентированность методики преподавания учебных дисциплин на формирование и развитие различных УУД; 3) отсутствие квалифицированной подготовки учителей по организации работы по формированию и развитию УУД у младших школьников; 4) отсутствие системы контроля степени сформированности каждого блока УУД у учащихся. Из выше сказанного следует, что на современном этапе развития образования, проблема формирования коммуникативных УУД у учащихся начальной школы актуальна. Цель исследования: изучить специфику формирования коммуникативных УУД, разработать практические рекомендации по специфике формирования коммуникативных УУД на уроках технологии в начальных классах. Объект исследования: педагогический процесс начального общего образования. Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках технологии. Нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что включение учащихся начальных классов в коллективную деятельность на уроках технологии будет способствовать формированию у них коммуникативных УУД. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования: 1) раскрыть содержание понятия коммуникативных УУД; 2) рассмотреть средства формирования коммуникативных УУД; 3) разработать конспекты уроков, включающие коллективную деятельность на уроках технологии; 4) экспериментально проверить эффективность разработанных уроков для формирования коммуникативных УУД. Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: 1) теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов экспериментальной работы; 2) эмпирические - педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа. Практическая значимость работы заключается в разработке тематического планирования и конспектов уроков с использованием коллективных форм деятельности; разработке коллективных заданий для уроков технологии в начальных классах; проведении диагностических работ и анализе полученных результатов по уровню развития коммуникативных умений, составляющих коммуникативные УУД. База исследования: 2 класс Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №90 поселка Октябрьского Ванинского района, Хабаровского края. Структура бакалаврской работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Содержание

Введение 4 Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий 7 1.1 Коммуникативные УУД в образовательном процессе 7 1.2 Средства формирования коммуникативных УУД 14 1.3 Специфика формирования коммуникативных УУД на уроках «Технологии» 21 Глава 2 Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий организаций коллективной деятельности учащихся на уроках «Технологии» 25 2.1 Анализ опыта работы в МБОУ СОШ № 1 25 2.2 Формирование коммуникативных УУД посредством коллективной деятельности на уроках «Технологии» 27 2.3 Динамика уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников 36 Заключение 40 Библиографический список 42 Приложение 1 47
Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / Г.М. Андреева. – М.: Издательство Московского университета, 1988. – 432 с.- ISBN:5-7567-0274-1. 2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. – ISBN: 978-5-09-019148-7 3. Гришанова, И.А. Методика измерения уровня коммуникативной успешности младших школьников / И.А. Гришанова. – Томск: Пеленг, 1992.- 205 с. – ISBN: 5-85882-024-7. 4. Геронимус, Т.М. Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы/ Т.М. Геронимус. – М.: АСТ- ПРЕСС «Школа», 2002. – 144 с. – ISBN: 5-9476-043-6. 5. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций / В.П. Зинченко. – Самара: Самарский ГПУ, 1998. – 216 с. – ISBN: 978-5445-8. 6. Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов /Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. –296 с. – ISBN: 5-8428-0096-9 7. Комарова, Т. С. Коллективное творчество детей: учебное пособие для СПО/ Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 108 с. – ISBN: 978-5-9916-2050-5. 8. Молчанов, С.В. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения/ С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2009. – 115 с. – ISBN: 978-5-09-022995-1. 9. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович. – М.: Просвещение, 1996. – 544 с. – ISBN: 5-89404-001-9. 10. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов/В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: издательский центр «Академия», 2007. –352 с. – ISBN:5-88-630-072-4. 11. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом учебное пособие для студентов вузов/ Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2014. –418 с.- ISBN:5-87953-231-3 12. Куницына, В.П. Межличностное общение/ В.П. Куницына, Н.В. Кулагина, В.М. Поголыпа. – Нижневартовск: МУП Нижневартовская типография, 2005. – 103 с. – ISBN: 978-5-4412-045-6. 13. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова. – М.: Знание, 1981. – 96 с.- ISBN:978-5-09-0464-3. 14. Лутцева, Е. А. Технология. Ступеньки к мастерству: учеб. пособие для 2 кл. к курсам "Технология" / Е. А. Лутцева, Н. Ф. Виноградова, В. Д. Симоненко. – Москва: Вентана-Граф, 2003. – 112 с. – ISBN: 978-5-09-028552-0. 15. Лазуренко, Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения, Культура общения и ее формирование/ Е.Ю. Лазуренко. – Воронеж: 2009. – 67 с. – ISBN: 978-5-905025-33-4 16. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников/ О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова. – М.: Начальная школа, 1997. –196 с. – ISBN: 978-5-94607-094-9. 17. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова. – М.: Начальная школа, 2005. – 54 с. – ISBN: 5-87953-231-3. 18. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова. – М.: Псков ПГПУ, 2005. – 188 с. – ISBN: 978-5-9667-0367-7. 19. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова. – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – 146 с. – ISBN: 5-7155-0174. 20. Николаенко, Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах/ Н.Н. Николаенко. – М.: ЦГЛ, 2005. – 98 с. – ISBN: 978-5-91627-187-4. 21. Петрова, Е.В. Круглый стол Формирование универсальных учебных действий / Е.В. Петрова, Е.Ю. Исаева, И.Е. Солодова. – М.: Просвещение, 1996. – 544 с. – ISBN: 5-89404-001-9. 22. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М.: Просвещение, 2011. –120 с. – ISBN: 5-224-04645-9. 23. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. –204 с. – ISBN: 978-5-09-019043-5. 24. Роговцева Н.И. Технология 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Роговцева. – М.: Просвещение, 2011.- 120 с. – ISBN: 978-5-09-059102-7. 25. Рябцева, С.Л. Диалог за партой/ С.Л. Рябцева. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с. – ISBN: 978-5-9765-1070-8. 26. Стернин, И.А. Нормы коммуникативного поведения. Нормы человеческого общения / И.А. Стернин. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с. – ISBN: 978-5-7695-4286-2. 27. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с. – ISBN: 5-7695-0878-7. 28. Турро, И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников /И.Н. Турро. – М.: Просвещение, 1997. – 152 с. – ISBN: 5-03-00-2098-5. 29. Авдулова, Т.П. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Т.П. Авдулова; Министерство образования Российской Федерации. – М.: 2011. – 157 с. – ISBN:978-0775-003-7. 30. Цирулик, Н.А. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. –302 с. – ISBN: 978-5-393-0039-5. 31. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – Москва: Знание, 1985. – 80 с. – ISBN: 5-305-00017-3. 32. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева. – М.: Начальная школа, 2011. – 98 с. – ISBN: 5-996-2051-5. 33. Репкин, В.В. Развивающее обучение как система: Пособие для учителей, студентов пединститутов и работников народного образования / В.В. Репкин, В.В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 2003. – 287 с. – ISBN: 5-88-630-072-4. 34. Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 254 с. – ISBN: 5-87953-231-3. 35. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1976. – 351 с. – ISBN: 5-7155-0174. 36. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1986. – 172 с. – ISBN: 978-5-7695-4640-2. 37. Жедек, П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках в младших классах / П.С.Жедек. – Томск: Пеленг, 1992. – 60 с. – ISBN: 5-88630-032-5. 38. Ишбаев, М.М. Начальная школа: опыт, результаты, перспективы/ М.М. Ишбаев, С.А. Мухина. – Нижневартовск: МУП Нижневартовская типография, 2005. – 103 с. – ISBN: 5-89988-066-5. 39. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование/ Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Знание, 1981. – 96 с. – ISBN: 5-87953-127-9. 40. Кушнир А.М. Народное образование / А.М Кушнир. – АНО: Образование, 2010. – 72 c. – ISBN: 978-5-9916-2050-5.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий 1.1 Коммуникативные УУД в образовательном процессе На сегодняшний день Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку новых педагогических моделей, соответствующих социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико- ориентированные специалисты [5]. Первой ступенью образования является начальная школа, именно в младшем школьном возрасте закладываются умения необходимые для общения и сотрудничества детей, как в школе, так и за ее пределами. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД, т.к. на начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл. Поэтому, в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций. В подтверждение приведем некоторые положения программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: - способность выражать свою точку зрения, вступать в сотрудничество с другими людьми; - уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникация является универсальным учебным действием. Для понимания смысла, понятия коммуникативные УУД и включения их в современные стандарты, следует уточнить содержания такого понятия как УДД. Во ФГОС НОО дается следующее определение: «Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [29].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg