Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности социально – психологической адаптации студентов в высшем учебном заведении

bulakovp 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.05.2020
В написании данной работы стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы в исследованиях Богоявленской Д. Б., Кулюткина Ю. Н., Милославовой Н. А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день происходят социальные и экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительное информатизация общества, все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только взаимодействовать с людьми социуме, но и развивать свои способности и реализовывать свой внутренний потенциал. Но большинство современной молодежи не могут приспосабливаться и развиваться в предоставленных им условиях изменяющейся действительности. Речь идёт о будущих специалистах, поэтому проблема адаптация студентов более актуальна. Именно от того, как подготовлен молодой специалист и адаптирован, будет зависеть уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой им работы в выбранной сфере. Поступив в образовательное учреждение, студент – первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде, а так же не умение структурировать свою деятельность. К тому же студент сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика, сессия и зачётная неделя), новым коллективом учебной группы. В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Поэтому в этом процессе актуально сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласовывание требований и ожиданий участников образовательного процесса . На успешность деятельности студентов в группе и в целом в вузе, а также на удовлетворенность процессом адаптации, и её результатами влияют условия, в которых происходит взаимодействие членов студенческой группы. Огромное значение имеет характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Согласно Д. В. Ольшанскому, социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого формируются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Поступление абитуриента в высшее учебное заведение – это переломный момент в его жизни. Начало учебной деятельности в вузе связано с переходом человека на новый уровень функционирования. На студента начинает действовать комплекс достаточно интенсивных факторов, при адаптации к каждому из которых формируется своя функциональная система. При этом эффективность адаптации студента в ВУЗе определяется психологическими характеристиками личности, физиологическими особенностями его организма. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия, характеризующиеся интенсивной учебной нагрузкой, эмоциональным напряжением, особенно в экзаменационный период, а также сравнительно низкой двигательной активностью. В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной деятельности занимает одно из центральных мест в психологических и педагогических исследованиях. Это зависит от того, что система образования в университете оказалась неподготовленной к перестройке общественной жизни, когда само знание в традиционном смысле не может выступать средством успешной адаптации «вчерашних» школьников. В своем исследовании адаптация была рассмотрена в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку приобрести новый статус студента будущего специалиста. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления. Эти обстоятельства определили выбор темы исследования и ее основные направления развития. Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации к профессиональной подготовке выделены следующие основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные выше функции процесса адаптации обоснованны ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями. Теоретические основы проблемы социально – психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов, 1974; Таранов, 1976; Ходаков, 1976; Хохлова, 1981 и др.); в разных сферах учебной деятельности (Гапонова, 1994 и др.), трудовой деятельности (Прохватилов, Шалыто, 1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994). Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы для того, чтобы проследить развитие адаптации первого курса на протяжении учёбы в ВУЗе, а также повысить адаптацию тех студентов, который имеют низкий уровень адаптированности. Цель исследования: диагностировать и сравнить уровни социально – психологической адаптации студентов первого и четвёртого курса. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи. Задачи исследования: 1. Рассмотреть литературу зарубежных и отечественных исследователей на изучаемую тему и раскрыть сущность процесса адаптации как психологического процесса и ее влияния на учебный процесс. 2. Диагностировать и определить степень социальной адаптации с помощью специализированных методик. 3. Провести сравнительный анализ уровней адаптации студентов первого и четвертого курса, исходя из результатов исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования: 1. Анализ психологической литературы по проблемам адаптации личности. 2. Наблюдение. 3. Беседа. 4. Метод математической обработки результатов. 5. Психодиагностические методики: a) Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. б) Опросник межличностных отношений А. А. Рукавишников (ОМО) Объект исследования: социально – психологическая адаптация студентов первого и четвертого курса. Предмет исследования: динамика и развитие адаптации студентов первого и четвёртого курса в ВУЗе. Гипотеза исследования: в проводимом исследовании выдвигается гипотеза о том, что у студентов первокурсников факультета психолого – педагогического и специального образования уровень социально – психологической адаптации ниже, чем у студентов четвёртого курса данного факультета. База и выборка исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 29 студентов первого курса и 29 студентов четвёртого курса, факультета психолого – педагогического и специального образования, Томского государственного педагогического университета. Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, теоретической и практической главы, заключения, списка литературы и приложений. Объём выпускной квалификационной работы: 74 страницы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме процесса адаптации 1.1 Адаптация как социально – психологический процесс 9 1.2 Этапы и разновидности адаптации в учебном процессе 12 1.3 Способы воздействия на процесс адаптации 18 1.4 Особенности адаптации студентов в высшем учебном заведении 32 Глава 2. Эмпирическое исследование процесса адаптации 42 2.1 Организация эмпирического исследования 42 2.2 Методы и методики исследования 42 2.3 Результаты и анализ исследования 44 Заключение 55 Список литературы по теме исследования 59 Приложение 1 64 Приложение 2 65 Приложение 3 71
Список литературы

1. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 2. - С. 366-368. . 2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды по психологии Текст. /Б.Г. Ананьев; под ред. Н.А. Логиновой, отв. ред., сост. Л.А. Коростылева, Г.С. Никофоров. Т.1. – СПб .: С. – Петерб. Ун – та, 2014, -409 с. 3. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-56. 4. Барковская, И.И. Психологическое обеспечение адаптации первокурсников Текст. / И.И. Барковская // Специалист. 2011.- № 12.-С.23-24 5. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С.24-26.. 6. Беребин М.А. Методологические основания системных исследований психической адаптации. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т.– СПб.: Изд-во С. –Петерб . Ун – та , 2010. – Т.1, С. 6 - 8. 7. Бери Дж. У. Актуализация и психическая адаптация: обзор проблемы// Развитие личности Текст. / Дж. Бери 2012. - № 1 . - С.291 - 296. 8. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во Питер., 2005. С.104-111.. 9. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48. 11. 10. Божович, Л.И. Проблемы формирование личности: Избр. псих.тр. Текст. / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. Ин - т. 2 - е изд., стер. - М.; Воронеж, 2014. - 349с. 11. Буякас, Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов – психологов Текст. / Т.М. Буякас //Вестник Моск. ун – та. – Сер. 14. - Психология. – 2011. - № 2. - С.7 - 17. 12. Ганжа С.Ю. Социально – психологическая адаптированность и ее относительность // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 – го Всероссийского съезда психологов. 25– 28 июня 2013 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. 13. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол.журн. – 2014 .- Т.15.- N .- С. 131-135. 14. Гончикова, О.Н. Особенности социально-психологической адаптации к обучению в вузе Текст. / О.Н. Гончикова // Психология обучения. -2007.-№3.-С. 74-81. 15. Дикая Л.А., Калинина Н.Г. Адаптация к процессу обучения студентов средних специальных учебных заведений// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2013. – Т. 3. С. 96-99. 16. Дроздова, JI.M. Кулешова Ю.В., Ашихмина С.В. Возрастные особенности и оценка адаптационных возможностей студентов – первокурсников Текст. / Л.М. Дроздова, Ю.В. Кулешова, С.В. Ашихмина // Психология обучения. № 12. - 2015. - С.89 - 94. 17. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2010, № 3, с. 23-29. 18. Иванкина Л.И., Раточка Л.А., Солодовникова О.М. Как помочь первокурснику стать студентом. Методическое пособие и психологический практикум куратора. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 38с. 19. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329. . 20. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психол. журн.- 1995.- N 1.- С. 115-121. 21. Комаров, В.А. Социально – профессиональная адаптация молодёжи Текст. / В.А. Комаров //Педагогическое образование и наука. 2003. -№1. - С. 56-58 22. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МСК. ун-та,2014.- 152с. 23. Лифшиц А.М. Психологическое сопровождение формирование личности студента в средних специальных учебных заведений: Методическое пособие для педагогов-психологов. М: изд-во ИПР СПО, 2005. - 107с. 24. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов // Вопросы психологии. 2006. № 8. С. 100–111. 25. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях Текст. / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. - Т. 22. - №1. - С. 16 -24. 26. Матвеева, А.И. Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования современного российского общества Текст. / А.И. Матвеева // автореф. дис. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2005 . - 24с. 27. Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, - Студенческий научный журнал Т.1. № 6, 2010.С. 80 - 94. 28. Мещеряков Б.Г., Соболев Г.И. Новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 4 C. 56-63. 29. Новиков М.Г. К вопросу о социально-психологических проблемах в учебном студенческом коллективе // Психология образования: современное состояние и перспективы.//Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием). Славянск-на-Кубани, 24 – 25 апреля 2008 г. / подобщей ред. Е.Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – С.295-301 30. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Профессиональное образование, 1998. – 134 с. 31. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования, 2008, № 8, с. 100-106. 32. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во СПб, ун-та, 2010.-181 с. 33. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. Психологическая наука и образование. - СПб «Ленинград», 2008. - 531с. 34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е издание. М.: СПб.,2009.-567с. 35. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика Текст. / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК , 2006. - 479с. 36. Селезнева, Н.Т., Иванова, Н.Г. Изучение процесса личностно –профессионального становления будущих психологов Текст. / Н.Т.Селезнева // Психология обучения. 2007. - № 12. - С.80 - 87. 37. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53-58. 38. Стамова Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 15-17. 39. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - Ростов н/ Д: Феникс, 2009.- 447с. 40. Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. - М: Маршрут, 2005.С. 8-9. 41. Утлик В.Э. Психологический климат студенческой группы // Инновации в образовании. №8. 2010. С 32-42. 42. Федорова, Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной дятельности в вузе Текст. / Е.Е. Федорова // Педагогика: научный журнал. 2007. - №5. - С.71 - 75. 43. Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 65-74. . 44. Чернышев, А.С. Психологические проблемы современной молодежи / А.С. Чернышев // Молодежь провинции: проблемыи перспективы. - Курск. - 2011.- 154 с. 45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2005. - 394с. 46. Шапкин, С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. Т. 46. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб.пособие. М.: Академия, 2008 г. 144 с 48. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности / Под ред. В.И. Медведева. - СПб., 2009. - 289с. 49. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности С. 89 - 105 // Методологические проблемы социальной психологии Сб. статей / Отв. ред. Шорохова Е. В. М.: Наука, 2005. 94-109с. 50. Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. – 567 с. 7. №1, с. 19-35. 51. Яницкий, М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. - С. 58-67.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме процесса адаптации Адаптация (лат. «adaptio» – приспособление) – процесс перестройки динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. В современной социологии адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации [26]. При этом успешная познавательная деятельность определяет формирование и развитие когнитивных, мотивационных, волевых, социальных и коммуникативных связей; организовать самостоятельную работу с использованием новых информационных технологий с учетом личностных особенностей и возможностей студентов, относящихся к различным уровням адаптации, включающую подготовку к лекции и проработку лекционного материала, выполнение практических и творческих заданий, взаимопроверку и самоконтроль результатов обучения. Изучение базовых дисциплин в таких условиях обеспечит развитие абстрактного, творческого, логического и системного мышления, приучит к систематическому умственному труду, воспитает настойчивость, развивает упорство в преодолении трудностей, усидчивость при выполнении действий, которые часто имеют однообразный характер, поможет структурировать время затрачиваемое на подготовку, воспитает умение понять, принять или доброжелательно доказать свою точку зрения собеседнику. При этом будут восполнены недостающие знания в соответствующей предметной области, сформированы необходимые учебные умения и навыки, что ускорит и облегчит усвоение профессиональных и специальных дисциплин [7].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 138 страниц
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg