Глава 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения в России
1.1. Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] Россия является социальным государством. Это значит, что законодательство принимает на себя социальную функцию государства и несет ответственность за социальное благополучие всех своих граждан.
Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. В юридической литературе можно встретить различные мнения относительно понятия «пенсионное обеспечение». Так можно обратиться к авторам, которые дают следующие понятия пенсионного обеспечения.
Как отмечает, автор Захаров М.Л.- «Пенсионное обеспечение - это совокупность правовых, экономических и организационных институтов, форм материального обеспечения граждан уполномоченными на это органами»[19,c.174].
Авдийский В.И. , отмечает, что «Пенсионное обеспечение России – это гарантированная выплата пенсий гражданам нашей страны» [11,c.120].
Буянова М.О, обращает внимание на то, что «Государственное пенсионное обеспечение – составная часть пенсионной системы Российской Федерации, которая обеспечивает предоставление гражданам пенсий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению [15,c.247].
Так как характер пенсионного обеспечения в большей степени определяет уровень и образ жизни нетрудоспособных граждан, их участие в экономической деятельности страны. Такая взаимосвязь требует от уполномоченных и компетентных государственных органов огромной ответственности, особенно в области законодательства, как за принимаемые ими решения, так и за исследование и учет всех жизненных обстоятельств. Следовательно, чтобы система пенсионного обеспечения как часть социальной защиты функционировала и была эффективной, она должна базироваться на совершенном пенсионном законодательстве.
Основным видом материальных социально-обеспечительных правоотношений являются пенсионные правоотношения.
Пенсионные правоотношения – это урегулированная нормами права социального обеспечения общественные отношения между пенсионным органом и гражданами по поводу предоставления пенсии лицам, достигшим установленного законом возраста, длительного времени занимавшимся трудом либо определенным видом профессиональной деятельности, а также гражданам признанным инвалидами либо потерявшими кормильца [26,c.118].
Конституция России гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения [11,c.176].
В настоящее время пенсионное обеспечение напрямую зависит от уплаты страхового взноса в Пенсионный Фонд России (далее ПФ РФ) и от точного исполнения закона о персонифицированном учете [14,c.147].
В Российской Федерации выделяют несколько видов пенсий. Все они классифицированы. Классификация пенсионных правоотношений как и её критерии, вытекает из родовой классификации социально-обеспечительных правоотношений.
Пенсионные правоотношения по виду устанавливаемой пенсии подразделяются на правоотношения по поводу [11,c.176]:
- Пенсии по старости;
- Пенсии по инвалидности;
- Пенсии за выслугу лет;
- Пенсии по случаю потери кормильца;
- Социальные пенсии.
Огромную роль в назначении данных социально-обеспечительных правоотношений имеют юридические факты.
Юридический факт — это определенное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:
1. по характеру наступающих последствий - правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;
Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).
Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).
Правоизменяющие юридические факты — изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).
2. по волевому признаку юридические факты — события и действия.
События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).
Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются на правомерные (соответствующие предписаниям нормы) и неправомерные (нарушающие правовые предписания).
Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяют правовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).
Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий — приговор суда) и юридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают — художник написал картину).
Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;
Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные — на юридические акты и поступки.
Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.
Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.
3. по продолжительности действия можно выделять кратковременные (штраф) и длящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);
4. по количественному составу выделяются простые и сложные юридические факты.
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.
Различают фактические составы завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов), простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).
5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.
Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).
Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).
Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.
Теория правоотношений достаточно детально разработана юридической наукой, хотя предлагаются различные дефиниции этого понятия. В качестве его общих признаков обычно указывают: связь с нормами права; наличие индивидуализированной связи между его участниками через субъективные права и обязанности; гарантированность этой связи принудительной силой государства [17,c.53].
Субъекты пенсионных правоотношений – это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей [22,c.56].
Процессуальные правоотношения имеют следующие особенности:
- для них характерна правоохранительная юрисдикционная деятельность компетентных органов;
- субъектами являются гражданин и орган, рассматривающий жалобу;
- правоотношения возникают по жалобе гражданина.
В процессуальных правоотношениях правомочный субъект имеет право требовать всестороннего рассмотрения его дела по существу и принятия объективного решения, но одновременно обязан своевременно обратиться с жалобой в компетентный орган и при наличии доказательств представить их, а также выполнять другие необходимые обязанности.
Содержанием процессуальных правоотношений выступает субъективное право на восстановление нарушенного права и соответствующая ему обязанность государственного органа рассмотреть существо спора и принять решение.
Следует заметить, что исторически именно российское государство впервые реализовало идею о социальной справедливости в обществе и социальной защищенности каждого своего члена на практике, попытавшись воплотить идею о построении идеального коммунистического общества. Не смотря на то, что реализация данной идеи не увенчалась успехом, современное российское государство во многом восприняло идеи советского времени о социальной защищенности всех членов общества, о социальной справедливости в целом.
Конституция России закрепляет правовые основы социальной защиты, в том числе создание условий достойной жизни и свободного развития человека, охрану труда и здоровья, государственную поддержку семьи, материнства и детства, приоритет международных социальных стандартов и т.д.. Определились основные тенденции в социальной сфере, среди которых отказ от чрезмерной государственной поддержки, обеспечение минимальных социальных потребностей граждан, исходя из имеющихся в распоряжении граждан финансовых средств, ориентация на адресное оказание социальной помощи и другие. Однако понятно, что провозгласить такие условия для достойной жизни и свободного развития гораздо легче, чем осуществить. В настоящее время почти четверть граждан России живут за чертой бедности, причем большая часть из них имеют постоянную работу. Борьба с бедностью, преодоление социальной несправедливости - одна из важнейших задач, как государства, так и общества.
Хотя формально Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, однако ни для кого не секрет, что такое состояние дел в нашей стране - пока всего лишь конституционный идеал. Исследователи оценивают сегодняшнее состояние России как формального социального государства на уровне первой половины 20-х г.г. XX века. Среди причин такой "недоразвитости" социальных механизмов - пережитки советской политической и социальной системы, несоответствие экономических, социальных и иных целей политики государства друг другу, а также то, что сейчас Россия по важнейшим макроэкономическим показателям находится в группе развивающихся стран. Кроме того, на сегодняшний день нет окончательной определенности с моделью обеспечения социальных функций государства [10,c.56].
Статья 39 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту или болезни, а
также в иных случаях, которые установлены законом.
Для каждого отдельного человека социальное обеспечение важно потому, что оно связано с основным, фундаментальным правом человека – правом на жизнь. Реализация права на жизнь предполагает существование материальной базы. Человек должен питаться, ему нужны одежда, жилище. У него должен быть определенный уровень материальной обеспеченности. А это означает, что должен существовать источник материального благополучия человека. Основой его создания служит труд человека, позволяющий получать необходимые для жизни средства. Но эта форма самообеспечения имеет объективные ограничения, которые связаны с возрастом человека [23,c.13].
Традиционно необходимость социального обеспечения связана с несколькими причинами. Во-первых, с нетрудоспособностью индивида. В каждом достаточно развитом обществе считается нормой, что отдельный трудоспособный индивид должен выполнять некую общеполезную функцию, получая за её исполнение средства к существованию. В современном обществе это выражается в исполнении конкретными членами социума определенной трудовой функции и получении за её исполнение денежного вознаграждения в виде заработной платы [15,c.94]. Однако объективно человеческая природа устроена таким образом, что в жизни каждого индивидуума случаются либо временные периоды нетрудоспособности либо постоянные – в случае травмы, болезни, достижения определенного возраста, когда в силу физических причин лицо не может более исполнять свою трудовую функцию.
Для компенсации потери возможности трудиться существует система социального обеспечения, которая позволяет продолжить достойную жизнь человеку, утратившему временно или постоянно возможность исполнять свою трудовую функцию.
Во-вторых, социальное обеспечение осуществляется и тогда, когда индивид хотя и способен исполнять трудовую функцию, однако, его доход настолько низок от этой деятельности, что не соответствует принятому в обществе минимуму. В этом случае такой индивид также вправе рассчитывать на социальное обеспечение от государства.
В-третьих, отдельным направлением социального обеспечения является предоставление материальных средств женщинам или иным лицам, осуществляющим уход за детьми. Без этого вида социального обеспечения невозможно полноценное воспроизводство общества, что может привести к демографической катастрофе. В этом смысле социальное обеспечение является методом государственного стимулирования рождаемости.
В самом общем виде определение социального обеспечения можно сформулировать следующим образом: Социальное обеспечение – это совокупность мер экономического, правового, организационного характера, которые предусматривают предоставление гражданам особого рода материальных благ (различных видов социального обеспечения), назначаемых:
1. в объемах и на условиях, установленных законом;
2. за счет средств государственных внебюджетных фондов и средств бюджетов разных уровней;
3. при наступлении определенных законом обстоятельств, признаваемых социально уважительными (социальных рисков);
4. в целях поддержания материального и социального благополучия граждан [23,c.15].
Пенсионное обеспечение представляет собой совокупность мер экономического, правового, организационного характера, которые предусматривают предоставление гражданам особого рода материальных благ.
Основаниями для предоставления гражданам указанных благ являются различные жизненные обстоятельства [26,c.15-16]:
1. Наступление нетрудоспособности в связи с болезнью.
2. Наступление нетрудоспособности в связи с травмой.
3. Наступление нетрудоспособности по достижению определенного возраста.
4. Потеря кормильца.
5. Иные обстоятельства, которые могут быть предусмотрены законом.
Пенсионное обеспечение является, пожалуй, центральным институтом в системе социального обеспечения. Оно гарантирует стабильность экономического и социального состояния общества, стимулирует его демографическую основу.
Таким образом, пенсионная система, формируемая тремя институтами: пенсионным обеспечением, пенсионным страхованием и дополнительным (негосударственным) пенсионным страхованием, входит в систему социальной защиты. Каждый из институтов пенсионной системы является разновидностью элемента социальной защиты [17,c.145-146].
1.2. Общая характеристика пенсионной системы России
Система традиционно понимается, как совокупность взаимосвязанных закономерно взаимодействующих элементов, функционирующих ради выполнения определенного рода задач и достижения совместной цели. Пенсионная система в соответствии с данной парадигмой представляет собой совокупность правовых институтов, норм права и инструментов административно-правового регулирования, подчиненных цели пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом [20,c.67].
Исходя из сказанного современная пенсионная система Российской Федерации состоит из: обязательного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и государственного пенсионного обеспечения.
Так выработались три базовых института пенсионного обеспечения:
1. Социальная помощь. Фактически это государственная программа
перераспределения, существующая в большинстве стран, целью которой является сокращение масштабов бедности среди пожилого населения [28,c.51-53].
2. Обязательное пенсионное страхование лиц наёмного труда и самозанятого населения. Оно предполагает уплату обязательных страховых взносов с целью страхования рисков жизненного уровня, достигнутого в трудоспособном периоде. Обязательные пенсионные программы, основанные на распределительном или накопительном принципе, действуют практически во всех государствах мира [23,c.87].
3. Личное пенсионное (добровольное) страхование, являющееся расширением или в некоторых случаях заменой второго института, формируется исходя из желания и финансовых возможностей граждан и реально влияет на их уровень жизни после завершения трудовой карьеры. В некоторых странах оно играет роль основного механизма самозащиты работников в период прекращения ими трудовой деятельности [13,c.46].
По мнению специалистов, использование всех трёх составляющих позволяет организовать наиболее надёжную систему пенсионного обеспечения. В реализации основных функций государственной пенсионной системы существует два принципиально отличающихся финансовых механизма: распределительный и накопительный. Распределительная система построена по принципу «солидарности поколений», заключающегося в обеспечении выплат пенсионерам за счёт взносов следующего поколения. При накопительной системе уплачиваемые взносы не расходуются на текущие выплаты пенсионерам, а капитализируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление. В большинстве стран пенсионные системы построены на сочетании распределительных и накопительных элементов, с доминированием одного из них.
Пенсионная система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия, состоит из следующих частей:
- Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, фиксированной части пенсий по инвалидности и иждивенцам умершего кормильца, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлечённых к исполнению государственных обязанностей.
- Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление накопленной части трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также, страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
- Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
- Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее необходимогоколичества, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях,
- Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.
Пенсионная система России на современном этапе состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: системы страховых пенсий, закрепленной федеральным законом «О страховых пенсиях», и системы государственных пенсий, закрепленной фе¬деральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
То есть в структуру пенсионной системы входят следующие ее элементы:
- государственное пенсионное обеспечение;
- государственное пенсионное страхование;
- профессиональные пенсионные системы;
- дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии).
Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ.
Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета [24,c.13-15].
Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты.
При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.
Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.
Выводы по первой главе.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством. Это значит, что законодательство принимает на себя социальную функцию государства и несет ответственность за социальное благополучие всех своих граждан.
Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение.
Так как характер пенсионного обеспечения в большей степени определяет уровень и образ жизни нетрудоспособных граждан, их участие в экономической деятельности страны. Такая взаимосвязь требует от уполномоченных и компетентных государственных органов огромной ответственности, особенно в области законодательства, как за принимаемые ими решения, так и за исследование и учет всех жизненных обстоятельств. Следовательно, чтобы система пенсионного обеспечения как часть социальной защиты функционировала и была эффективной, она должна базироваться на совершенном пенсионном законодательстве.
Основным видом материальных социально-обеспечительных правоотношений являются пенсионные правоотношения.
Пенсионные правоотношения – это урегулированная нормами права социального обеспечения общественные отношения между пенсионным органом и гражданами по поводу предоставления пенсии лицам, достигшим установленного законом возраста, длительного времени занимавшимся трудом либо определенным видом профессиональной деятельности, а также гражданам признанным инвалидами либо потерявшими кормильца.
Конституция России гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
В настоящее время пенсионное обеспечение напрямую зависит от уплаты страхового взноса в Пенсионный Фонд России (далее ПФ РФ) и от точного исполнения закона о персонифицированном учете.