Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

irina_krut2020 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Цель исследования: изучить средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии и определить эффективные способы их повышения. Объект исследования: процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях. Предмет исследования: подвижные игры, как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях. Гипотеза предполагает, что использование на физкультурных занятиях подвижных игр с нормированием нагрузки, будет способствовать развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и повысит их уровень физической подготовленности. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи: 1. Теоретически изучить проблему развития двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием научно методической литературы. 2. Установить методические особенности организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях, используя подвижные игры с нормированием нагрузки. 3. Провести экспериментальное исследование влияния подвижных игр на развитие двигательной активной деятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где отражена актуальность, сформулирована цель исследования и поставлены задачи исследования, намечены основные пути их реализации. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты по проблеме развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Для этого изучили особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста, определили методические особенности развития двигательной активности детей этого возраста. Вторая глава посвящена проведению исследования развития двигательной активной деятельности детей старшего дошкольного возраста, посредством подвижных игр. Для этого поставлены цель и задачи исследования, проведён педагогический эксперимент и подведены итоги исследования. В заключении представлены выводы о проведенном исследовании. Список литературы представлен перечнем литературных источников, использованных при составлении дипломной работы. Приложение содержит практический материал к исследованию. Методы исследования: теоретико-сравнительный анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных. Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида города Пикалево». Теоретическая значимость: раскрыты теоретические аспекты развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр с нормированием нагрузки на физкультурных занятиях, которые могут быть использованы воспитателями, инструкторами физической культуры. Практическая значимость: составлен конспект физкультурного занятия с использованием подвижных игр и нормированием нагрузки, который может быть полезен воспитателям, инструкторам физической культуры с целью развития двигательной активной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Введение

Старший дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, происходит подготовка детей к началу систематического обучения в школе, поэтому является одним из наиболее трудных, от которого во многом зависит состояние здоровья и степень готовности физиологических систем организма к постоянному воздействию учебных нагрузок. В настоящее время появилась проблема отставания физического развития детей старшего дошкольного возраста, которая связана с низкой двигательной активностью, об этом пишут в своих научно-методических работах О.В. Головин, М.А. Рунова и многие другие исследователи. Они считают, что необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активная деятельность. Хронический дефицит двигательной активной деятельности детей этого возраста, вызванный снижением физических нагрузок, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. При создавшейся обстановке, наиболее эффективным средством вовлечения детей в двигательную активность для последующей перестройки и укрепления вегетативных функций, являются физкультурные занятия в ДОО организованные инструктором физической культуры и воспитателями. Как бы парадоксально это ни звучало, но действительные возможности физкультурного занятия дошкольников сегодня практически не используются. Поэтому проблему совершенствования системы физического воспитания детей этого возраста, мы связываем с повышением качества и продуктивности физкультурного занятия, для этого считаем, что необходима оптимизация двигательной деятельности детей, то есть поиск наиболее эффективных средств и методов повышения двигательной активности, которые будут способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития детей старшего дошкольного возраста. Из выше изложенного видна актуальность избранной нами темы аттестационной работы. Необходимость развития двигательной активной деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях обусловлена увеличением объёма образовательных нагрузок, и может быть достигнута посредством совершенствования двигательных действий детей с целенаправленным развитием физических качеств, используя двигательные задания.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста 7 1.1. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста 7 1.2. Понятие двигательной активной деятельности 10 1.3. Средства и методы развития двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 17 1.4. Подвижная игра и её значение в физическом воспитании 24 Глава 2. Экспериментальное исследование развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, посредством подвижных игр 30 2.1.Методические особенности организации подвижных игр на физкультурном занятии 2.2. Описание экспериментальной работы по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста 30 33 2.3. Результаты экспериментальной работы 39 Заключение 43 Список литературы 45 Приложения
Список литературы

1. Адрова, Е.В., Фомина, Н.А. Интегрированное решение общеразвивающих, оз¬доровительных и учебно-тренировочных задач в процессе музыкально-двигательной подготовки девочек 6-7 лет на начальном этапе занятий художественной гимнастикой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 7- 11. 2. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник [Текст]: Социально-оздоровительная технология XXI века / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 80 с. 3. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть [Текст]: физкультура для здоровья / И.А. Аршавский; - М.: Советский спорт, 2014. - 30 с. 4. Васильева, М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой- 3-е изд., испр. и доп.- М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. - 368 с. 5. Воронова, Е.К. Игры - эстафеты для детей 5 - 7 лет [Текст]: практическое пособие / Е.К. Воронова. - М.: Аркти, 2014. - 88 с. 6. Жуков, М.Н.Подвижные игры. /М.Н. Жуков.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 160 с. 7. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова; - М.: АРКТИ, 2013. - 64 с. 8. Лазарев, М.Л. Здравствуй! [Текст]: учеб. метод. пос. для педагогов дошк. образов. учрежд. / М.Л. Лазарев; - М.: Мнемозина, 2014. - 248 с. 9. Макаров, Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования/ Ю.М. Макаров. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с. 10. Максимова, С.Ю., Прописнова Е.П., Иванась Н.И. Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 . - С. 113-118. 11. Матвеева, Л.П.Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, том 2. - М.: ФиС, 2013. - 256 с. 12. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. - Минск: Ураджай, 2015. - 156 с. 13. Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с. 14. Пралеска: программа дошкольного образования «Подвижные игры» / Под. ред. проф. Е.А. Панько. - Минск: НИО, 2014. - 320 с. 15. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 256 с. 16. Рунова, М.А. Движение день за днем; Двигательная Активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Линка - Пресс, 2013. - 96 с. 17. Рунова, М.А. Дошкольные учреждения: оптимизация режима двигательной активности / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №6. - С. 81-86. 18. Силкин, Ю.Р., Большев А.С. Подвижные игры для дошкольников - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 336 с. 19. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. - М.: Спорт, 2015. - 620 с. 20. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов / Э.Я. Степаненкова; - М.: Академия, 20014. - 368 с. 21. Тураганов, Р.Х. Подвижная игра как средство развития физических способностей детей дошкольного возраста / Р.Х. Туранова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С. 14-16. 22. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.Г. Фролов В, Г.П. Юрко. - М.: Просвещение, 2013. - 191 с. 23. Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека: учебник /Н.И. Федюкович. - издание 17-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 510 с. 24. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К.Холодов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с. 25. Шарманова, С.Б. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / М.: Просвещение, 2013. - 173 с. 26. Шарманова, С.Б., Г.К. Калугина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - №2. - С. 9-12. 27. Шилкова, И.К Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., М.: Просвещение, 2014. - 218 с. 28. Шишкина, В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников [Текст] / В.А. Шишкина // Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2015. - 34 с. 29. Шишкина, В.А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Шишкина // Пралеска. - 2016. - №9. - С. 25-28. 30. Якунина, С.А. Ритмическая гимнастика [Текст] / С.А. Якунина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. - С. 64-71. Интернет-ресурсы:
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста Под воздействием обучения и воспитания у ребенка старшего дошкольного возраста условные связи закрепляются и совершенствуются, поэтому повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Понимание особенностей развития нервной системы детей этого возраста, позволяет воспитателям посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему. За период дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. К 5 годам рост ребёнка удваивается по сравнению с первоначальным, а масса тела к 6 - 7 годам удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка. Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребенка. Изменение окружности головы в старшем дошкольном возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребенка, его телосложение, но развитие и совершенствование массы головного мозга [18, с. 56]. Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания воспитателей к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребёнка. Окостенение опорно-двигательного аппарата происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формиро-вание правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет ребенка от травм при выполнении физических упражнений [2, с. 67]. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют правильно подобранные физические упражнения и важно также подобрать ребенку соответствующую обувь. Развитие костной системы скелета детей этого возраста тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата. Мышечная система у детей старшего дошкольного возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц. В этом возрасте у дошкольника мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается до 13 - 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища, которая увеличивается к 7 годам до 32 – 34 кг [1, с. 11]. Мышечный тонус, то есть статическое состояние мышц, в старшем дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота, что является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений. В старшем дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается до 92,3 г у 6 - 7-летнего ребёнка. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца. С возрастом поднимается артериальное давление, которое находится в пределах 80/50—110/70 мм рт. ст в 5 - 7 лет [9, с. 281]. По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания, в 4 - 7 лет она равна 30 - 35 в минуту, нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция, что свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей этого возраста. В процессе возрастного развития у детей старшего дошкольного возраста увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма. На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма [17, с.56]. Рассмотрев особенности развития детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что в этот период развития у ребёнка происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Этот возраст отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития. Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне всеобщего физиологического развития улучшается маневренность, уравновешенность, живучесть нервозных действий, накапливается запас здоровья: снижается рост болезней, но дети часто из – за неправильных нагрузок воспитателей устают, «истощаются» и при перегрузках появляется защитное подтормаживание. Потому одним из главных критериев эффективности физического обучения в этом возрасте является учет их возрастных особенностей. Своеобразной возрастной особенностью является то, что многие новые движения дети легко осваивают в играх и игровых упражнениях. Ребенок быстрее заинтересуется упражнением, захочет его выполнить и лучше запомнит новые движения на фоне положительных эмоций, а также при условии активизации различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). 1.2. Понятие двигательной активной деятельности Движение – это главное проявление жизни, без которого немыслима физическая деятельность детей. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно отражается на всех жизненных процессах. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания детей является двигательная активная деятельность. О.В. Головин считает, что двигательная активная деятельность – естественно биологическая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, от степени, удовлетворения которой зависит состояние его физического и психического здоровья. Двигательная активность - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни, это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие [13, с.269]. Оптимальный двигательный режим ребёнка удовлетворяет его естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих факторов, в том числе и организации физического воспитания. Минимальный двигательный режим позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, максимальный – приводит к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической нагрузке, которая определяется количеством и характером потребляемой энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Она может не соответствовать потребности организма в движении и возрастным нормам, что, естественно, отражается на состоянии здоровья ребёнка. На основе комплексной оценки основных показателей двигательной активности - объема, продолжительности и интенсивности, М.А. Рунова распределила детей на три подгруппы, по уровням развития двигательной деятельности (высокий, средний и низкий уровни). По мнению автора, это даст возможность воспитателю проводить дифференцированную работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход [14, с. 82]. К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью движений независимо от объема и продолжительности двигательной активности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают, невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр. Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх - соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость. Суточной двигательной активностью дошкольников является сумма движений, выполняемых ребёнком в процессе жизнедеятельности, которая включает в себя три компонента: - физическую активность в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; - активность в процессе физического воспитания; - спонтанную физическую активность в свободное время [15, с.81]. Она может быть изменена и оценена на протяжении суток по длительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количество локомоций (шагов), величине энергозатрат и изменениям частоты сердечных сокращений. Здоровье во многом зависит от уровня привычной двигательной активности, связанного с биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими составляющими являются возраст и пол. Так, с возрастом ребёнка, суточная активность не только увеличивается, но и всё больше зависит от половой принадлежности. Например, у девочек 7-8 лет физическая активность практически не отличается от аналогичной у мальчиков, однако со временем она становится ниже. Наименьшая двигательная активность отмечена у детей, не занимающихся физкультурными занятиями. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе, поэтому возникает необходимость её оптимизации у детей старшего дошкольного возраста. При разработке рационального двигательного режима воспитателю важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активной деятельности, но и спланировать её содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов физкультурных занятий, подобранных с учётом возраста детей. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении, поэтому очень важно создавать условия для оптимизации двигательной активности детей на физкультурном занятии. Существенно укрепляются учебно-познавательные мотивы в старшем дошкольном возрасте, в первую очередь воспитателю нужно вызвать интерес к способам выполнения движений, только тогда у детей появляется потребность в активной двигательной деятельности. Они пытаются как много больше использовать возможность побегать, попрыгать. Движение неосознанно доставляет им большую радость. Именно из-за большого количества движения протекает формирование органов и систем организма. В этом возрасте ребенок очень легко поддается внушению [10, с.156]. Надо четко выделять основные части и элементы движений, закреплять восприятия словами. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. Двигательная активность на физкультурном занятии складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение занятия. Оценка двигательной активности проводилась вычислением общей и моторной плотности. Для оценки двигательной активности детей на физкультурном занятии используют хронометраж. Данный метод - метод хронометража используется для измерения моторной плотности занятия. Наиболее примитивный способ – использование секундомера с суммирующим устройством [8, c.114]. Методика данной концепции проста: секундомер вводится в рабочее состояние. Из двух рабочих кнопок во время хронометража пользуемся лишь одной – она приводится в действие на момент начала и завершения каждого периода движений ребенка. В конце наблюдения на малом циферблате стрелка будет показывать общее время движения за весь срок наблюдений. Соотношение двигательной активности к общему времени наблюдения в процентах подсчитывается по этой формуле: Время двигательной активности = дв. 100% / вр. набл. Общая плотность подразумевает отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выражается в процентах: ОП = (полезное время/ продолжительность занятия) х 100. Педагогически оправданным считается время, используемое на разъяснение, указания для разъяснения точности выполнения, на демонстрацию, выполнение физических упражнений. Моторная плотность занятия определяет долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Для того, чтобы правильно подсчитать данный показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100 [9, c. 81]. Если общая плотность занятия, при верной организации, приближается к 100%, то моторная плотность может быть оценена исключительно относительно педагогических установок занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, что на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность возрастет до 80-90%. Двигательная активность нормируется по объёму и интенсивности движений. Для того, чтобы оценить влияние физической нагрузки во время проведения физкультурного занятия на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энерго - обеспечивающих систем (сердечно – сосудистой и дыхательной). Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Показателями интенсивности служат скорость передвижения (в беге, ходьбе); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании). Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений. Частота сердечных сокращений является информативным показателем реакции организма на даваемую нагрузку и определяет расход энергии. По тому, каким образом изменяется частота сердечных сокращений в период выполнения физических упражнений и восстановительного процесса, можно проанализировать правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям организма ребенка [10, c. 94]. Воспитатель или инструктор по физической культуре должен уметь регулировать нагрузку выполнения двигательных действий. Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120 - 130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов - средней, от 141 до 160 ударов - субмаксимальной и свыше 160 ударов - максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности [18, с.226]. В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классификация: 110 - 130 уд. /мин. - восстанавливающая; 130 - 150 уд. /мин. - развивающая; 150 - 170уд. /мин. - тренирующая. При верном выстраивании физкультурных занятий с повышенной двигательной активностью у детей старшего дошкольного возраста частота пульса к концу вводной части (на 2-3мин.) должна, по идее достигать 110 - 130уд/мин., что составляет примерно 40-50% по отношению к начальному уровню (90-100 уд. /мин). В основной части физкультурного занятия частота пульса должна варьироваться в пределах 140-180уд/мин., достигая максимальных величин при беге со средней скоростью и подвижных играх. При проведении общеразвивающих и основных движений пульс ребенка должен находиться в пределах 135-150уд/мин. В заключительной части – снижаться до 130-120уд/мин, поэтому, частота пульса при ОРУ должна увеличиться на 35-45%, при основных движениях – на 40-50%, при беге и в подвижных играх может подниматься до 80-100%, а в завершающей части занятия снижаться на 20-30%. В среднем частота сердечных сокращений у детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии должна варьироваться в пределах 140-160 уд/мин [11, c.32]. В процессе занятий нагрузка детей может быть либо непрерывной, либо прерывистой (с отдыхом). Длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений оказывает существенное влияние на преимущественное развитие отдельных двигательных способностей, так как в этот период происходят восстановительные процессы, характеризующиеся определенными закономерностями. Так, время восстановления после упражнений на развитие выносливости и силы больше, чем после упражнений на развитие скоростных способностей. У разных людей в зависимости от физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин). Для дошкольников продолжительность отдыха может быть небольшой, так как даже при значительной нагрузке полное восстановление происходит в течение 3 - 5 мин. По своему характеру отдых может быть пассивным - отсутствие активной деятельности), активным - переключение на какую – либо деятельность, отличную от той, что вызвала утомление, например в беге это будет спокойная ходьба [18, c.230]. Для повышения двигательной деятельности воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, задачи, поставленные на занятии, уметь нормировать объём и интенсивность нагрузки детей, что будет существенно влиять на формирование у них осознанной потребности в движении. Таким образом, можно отметить двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg