Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Особенности методологии формирования механизма управления корпоративными структурами в транспортном комплексе

irina_krut2020 3210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 107 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
В выпускной квалификационной работе 110 страниц, 6 таблиц, 4 рисунка, 96 источников. КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ, МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ, ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС. Объектом исследования является система управления корпоративными структурами. Предметом исследования в работе выступают особенности формирования методологии управления корпоративными структурами. Целью диссертации является выявление принципиальных особенностей формирования модели корпоративного управления и перспективных направлений ее совершенствования. Методы исследования: логико-аналитический метод, системный и структурный анализ, различные методы факторного анализа (сравнение, группировка). Полученный результат: рассмотрены аспекты формирования механизма управления корпоративными структурами, выявлены их особенности и принципы, предложена формулировка «механизма управления корпоративными структурами». Область применения полученных результатов – корпоративные структуры на транспортном комплексе.
Введение

Состояние и развитие региональных транспортных комплексов имеют для России исключительное значение. Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства. Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. В связи с этим формирование механизма управления структурами имеет очень важное значение, а исследование условий для этого особенно актуально при становлении рыночных отношений. Актуальность работы. Происходящие в экономике России институциональные изменения привели к активизации интеграционных процессов на основе формирования и последующего развития корпоративных структур. Особенно активно они начали складываться в добывающих отраслях и, в частности, нефтяной промышленности. Преимущества создаваемых корпоративных структур, основой которых является консолидация капитала и интегрированное взаимодействие участников, позволяет им обеспечить более устойчивое эффективное развитие, по сравнению с отдельными самостоятельными предприятиями, реально стать участниками глобальной мировой экономики. Они, с одной стороны, становятся носителями глобальной экономики, а с другой – непосредственно испытывают на себе ее воздействие. В такой ситуации обостряется проблема адаптации предприятий, а, следовательно, и систем управления ими, к динамично меняющимся условиям внешней среды. Проблему данной тематики можно выразить в том, что экономический механизм корпоративного управления является крайне необходимым в целях оптимального развития транспортного комплекса страны. Кроме того, жизненность и потребность в экономическом механизме корпоративного управления определяется еще и продолжительностью его реального существования, и внутренней динамикой функционирования. Целью диссертации является выявление принципиальных особенностей формирования модели корпоративного управления и перспективных направлений ее совершенствования. Актуальность проблемы формирования механизма корпоративного управления структурами определила следующие задачи работы: – анализ понятийного аппарата исследования; – изучение теоретических и практических аспектов данной темы; – анализ особенностей формирования механизма управления корпоративными структурами; – рассмотрение проблем оптимальной работы механизма при текущей рыночной конъюнктуре; – оценка целей и методов полноценного развития транспортного комплекса, проведение оценки потенциала увеличения стоимости организации. Степень научной разработанности проблемы. Механизм корпоративного управления в условиях рынка рассматривается в работах таких авторов, как Золотарев В. С., Барашьян В. Ю., Мишурова И. В, Панфилова Е. А., Шихвердиев А. П., Лапоногова А. А., Бджола В. Д., Карпова Е. Н., Чумаченко Е. А., Кузина Е. Л. и др.[1, 2, 3, 4, 5, 6]. Все авторы выражают мнение, что экономический механизм корпорации в рыночных условиях должен, с одной стороны, представлять единое целое (иначе не удастся нацелить бизнес-единицы на реализацию задач и целей, стоящих перед корпорацией в целом). Одновременно экономический механизм управления корпорацией, с другой стороны, сочетает централизованные решения с дифференцированным подходом к отдельным бизнес-единицам в зависимости от таких факторов, как: – характер и содержание деятельности отдельных бизнес-единиц; – территориальное размещение; – степень участия в общей производительно-сбытовой деятельности. Целенаправленность стратегического управления транспортным комплексом связана с обеспечением его динамичного развития для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения России экономически эффективным образом и с надлежащим уровнем безопасности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Объектом исследования является система управления корпоративными структурами. Предметом исследования в работе выступают особенности формирования методологии управления корпоративными структурами. Научная новизна диссертационной работы обусловлена научным результатом, полученным в ходе исследования, а именно – уточнено понятие «механизма управления корпоративными структурами», подчеркивающее особенности формирования механизма управления структурами. Методологической базой исследования являются фундаментальные концепции и положения отечественных и зарубежных ученых в области теории систем и системного анализа, стратегического управления и планирования, функционирования корпоративных структур транспортного комплекса, проектирования систем управления. Рассмотрение данной тематики осуществлялось с позиций системного, процессного, экономического и инновационного подходов, предусматривающих использование метода анализа и синтеза, методов системного и статистического анализа, экспертных оценок, табличной и графической интерпретации результатов и др. Совокупность приведенных методов и соответствующих им инструментов, объединенных общей методологией и алгоритмом исследования, обеспечило научную обоснованность и достоверность результатов и выводов работы. Апробация результатов диссертации. Основные положения работы были обсуждены на научно-практических конференциях, (г. Екатеринбург, УрГУПС, 2017-2018 гг.), международных научно-практических конференциях «Наука и Просвещение» (г. Пенза, МЦНС 2017-2018 гг.) [7, 8]. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из ведения, трёх глав, заключения, списка использованных источников (XX наименований). Работа изложена на XXX страницах машинописного текста и содержит XX рисунков, XX таблиц и XX формул. Во введении приводится обоснование выбора темы диссертационного исследования, раскрывается актуальность проблемы, её значимость для науки и практики, обосновывается научная новизна, формулируются цели и задачи. В первой главе исследовано понятие корпорации, механизма их формирования, проанализированы литературные труды ученых и деятелей, работающих над данной тематикой. Во второй главе выявлены особенности управления корпоративными структурами в современных условиях развития экономики, рассмотрены факторы формирования корпоративных структур в процессе глобализации мировых экономических связей. В третьей главе разработаны методы совершенствования системы управления предприятием, был использован методический подход к выявлению значимости факторов, влияющих на корпоративную стоимость. В заключении обобщены основные результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы и рекомендации.
Содержание

Введение 6 1 Теоретико-методологические аспекты формирования концепции управления корпоративными структурами 10 1.1 Понятие «корпорации» и «корпоративных структур». 10 1.2 Становление и развитие системы управления корпоративными структурами в России 16 1.3 Формирование и тенденции зарубежного корпоративного управления 30 Выводы по первой главе…………………………………………………………33 2 Особенности управления корпоративными структурами в современных условиях 35 2.1 Методология формирования системы управления в корпорации 35 2.2 Факторы формирования корпоративных структур 41 Выводы по второй главе………………………………………………………...50 3 Разработка метода и инструментария совершенствования системы управления корпоративными структурами 52 3.1 Методы совершенствования системы управления предприятием………..52 3.2 Выявление значимости факторов, формирующих корпоративную стоимость предприятия ………………………………………………………………….......78 Выводы по третьей главе…………………………………………………….......93 Заключение…………………………………………………………………….....96 Список использованной литературы 101
Список литературы

1 Финансовый менеджмент : учебник / В.Ю. Барашьян, В.Д. Бджола, О.Г. Журавлева [и др.] ; под ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. – М. : КНОРУС – 2015. 2 Барашьян В.Ю. Основные этапы внедрения системы антикризисного финансового менеджмента на российских предприятиях / Барашьян В.Ю., Бувальцова С.С. // Инновационная наука. – 2016. – №11. 3 Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. Москва, Издательский Центр "Акционер" – 2014. 4 Шихвердиев А.П., Задорожный В.Н., Вишняков А.А. Корпоративный менеджмент: теория и практика. М.: Экон-информ – 2015. 5 Современные проблемы финансового менеджмента: теория, методология и технологии: монография / В.Ю. Барашьян и др.; под науч. ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ) – 2016. 6 Кузина Е.Л., Абрамов В.С. Рыночный механизм управления корпоративными структурами // М.: – Финансы и статистика, – 2013. 7 Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник статей X Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. 8 Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. 9 Кавыршина О. А. Экономический механизм корпоративного управления: монография/ О.А. Кавыршина, А.М. Букреев. – Воронеж: Научная книга, 2013. 10 Горизонты транспорта: Эффективная транспортная политика / Экспертный совет Комитета СФ по промышленной политике. – Челябинск: Социум, – 2014. 11 Корпоративные финансы: учебное пособие / В. Ю. Барашьян, Е. Н. Карпова, А. Я. Черенков ; М-во образования и науки Российской Федерации, Ростовский гос. экономический ун-т (РИНХ), Финансовый фак., Каф. "Корпоративные финансы и финансовый менеджмент". – Ростов-на-Дону : РГЭУ (РИНХ), – 2011. 12 Парахина В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – М.: КНОРУС, – 2013. 13 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. – М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, – 2012. 14 Ансофф И. Стратегическое управление. / Пер. с англ. под ред. Евенко Л.И. – М.: Экономика, – 1989. 15 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. / Пер. с англ. под ред. Каптуревского Ю. Н. – СПб: Изд-во «Питер», 1999. 16 Савченко П.В. Национальная экономика. Учебник. – М.: Экономист, 2012. 17 Бакулевская Л. В. Роль стратегического учета в финансовом менеджменте организаций / Л. В. Бакулевская, Ю. В. Варняков // Инновационное развитие экономики. – 2013. – № 1. 18 Балтина А. М. Бюджетная политика и финансовый менеджмент расходов в общественном секторе: методология взаимосвязи и механизм реализации. – Саратов: СГСЭУ, – 2013. 19 Кукукина И. Г. Методология и инструментарий управления финансовыми потоками в условиях трансформации корпоративного контроля: – Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т, – 2013. 20 Рябова Н. В. Корпоративное управление финансовыми рисками / Н. В. Рябова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2013. – № 6. 21 Федорович В. О. Аналитический инструментарий финансового менеджмента в условиях реструктуризации индустриальных корпораций / В. О. Федорович, Т. В. Федорович, Н. В. Конципко // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 2. 22 Чараева М. В. Инвестиционная стратегия как один из базовых элементов системы стратегического финансового менеджмента / М. В. Чараева // Сибирская финансовая школа. – 2014. – № 4. 23 Шестакова Е. В. Мониторинг качества финансового менеджмента / Е. В. Шестакова // Финансовый менеджмент. – 2012. – № 3. 24 Суетин С. Н. Обоснование инвестиций в защитные активы в условиях неопределенности / С. Н. Суетин // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11, Ч. 2. 25 Стришко Д. Н. Оценка рыночной стоимости компании как один из показателей качества финансового менеджмента организации / Д. Н. Стришко // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2011. – № 34. 26 Изотов В. Корпоративная культура. Стратегии и способы ее формирования // Работа и зарплата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.megap.ru/site.aspx?STID=293100&SECTIONID=296253&IID=296402 (Дата обращения 15.02.18). 27 Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли М. Организации. – М.: Инфра-М, – 2013. 28 Мишурова И.В., Панфилова Е.А Корпоративное управление: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко; Академцентр, 2014. 29 Гуриев С., Лазарева О., Рачинский А., Цухло С. Корпоративное управление в российской промышленности / Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 149. М.: МОНФ, Российская экономическая школа, – 2013. 30 Лазарева О.В., Рачинский А.А., Ружанская Л.С. Корпоративное управление: Методическое пособие к спецкурсу. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, – 2013. 31 Яковлев А.А. Корпоративное управление, реструктуризация предприятий и мотивация собственников // Экономический журнал ВШЭ. – 2015. – № 4. 32 Шаститко А.Е. Проблемы корпоративного управления и особенности перераспределения прав контроля в России // Информационно-аналитический бюллетень БЭА № 56. М.: БЭА, – 2016. 33 Шейн В.И., Жуплев А. В., Володин А.А. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. М.: ОАО «Типография «Новости», – 2014. 34 Львов Ю.А., Русинов В.М., Саулин А.Д, Страхова О.А. Управление акционерным обществом в России. М.: ОАО «Типография «Новости», – 2015. 35 Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, – 2013. 36 Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, – 2015. 37 Белорусов А.С. Международный менеджмент Учебник. – Юрист, – 2015. 38 Владимиров И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом – 2013. – № 6. 39 Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. – М.: издательство «Дело и Сервис», – 2012. 40 Наблюдение природы корпоративных отношений. Самосудов М.В. Ж-л «Менеджмент в России и за рубежом», – 2015. – №4. 41 Международный менеджмент. Учебник для вузов/ под ред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасовича, А.И. Майзеля. – СПб: Издательство «Питер», – 2012. 42 Корпоративное управление в России. Кабанова И. Журнал Top-Manager, – 2013. – №25. 43 Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, российские перспективы. М.: ИНФРА – М, 2014. 44 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. Изд. 2-е, исправ. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, – 2012. 45 Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления/ Шиман М.: – 2012. 46 Герчикова И.Н. Менеджмент. Практикум: Учебн. пособие для вузов. –М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, – 2012. 47 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: ИВЦ Маркетинг, – 2012. 48 Акопова Е. С. и др. Мировая экономика и международные эко­номические отношения: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. Ростов н/Д.: Феникс, – 2012. 49 Дадалко В.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – Мн.: Ураджай, Интерпресссервис, – 2012. 50 Вишневская Н. С. Лучшая практика корпоративного управления на государственных предприятиях: европейский подход / Н. С. Вишневская // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2012. №12. 51 Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции: монография / В. В. Долинская. – М.: Волтерс Клувер, – 2013. 52 Королев В. Корпоративное управления для нового поколения [Электронный ресурс] // Corporate Development Advisers. – Режим доступа: http://www.ncda.ru/documents/korporativenoe-upravlenie.pdf (Дата обращения 18.03.18) 53 Корпоративное управление в государственных предприятиях: обзор стран ОЭСР [Электронный ресурс]: материалы исследования OECD. – Режим доступа: http://www.oecd.ory.daf.ca.corporategovernanceofstateownedenterprises/corporategovernanceofstate-ownedenterprisesasurveysfsecdcountries.htm (Дата обращения18.03.18) 54 Костиков И. В. Совет директоров в системе корпоративного управления компании / И. В. Костиков, Н. Н. Анникова. – М.: Флинта, – 2012. 55 Кочетыгова Ю. Экспансия государства: государство как управляющий / Ю. Кочетыгова // Ведомости. – 2013. 56 А. Ландиа, Корпоративное управление в государственных и частных компаниях в эпоху перемен / А. Ландиа, А. А. Филатов. – М.: Либрайт, – 2014. 57 Скляров С. М., Соблюдение баланса интересов миноритарных и мажоритарных акционеров в законодательстве зарубежных стран / С. М. Скляров, Е. М. Заславская // Аналитический вестник. – 2014. – №17. 58 Ефимов В.В. Стратегический менеджмент / В.В. Ефимов. - М.: КноРус, 2012. - 256 c. 59 Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи, Карами А. – М.: ЮНИТИ, – 2012. 60 Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, – 2013. 61 Кравченко А.И. Основы менеджмента: Управление людьми: Учебное пособие для ссузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, – 2013. 62 Гамкрелидзе Л.И. Экономика предприятий и фирм / Л.И. Гамкрелидзе. – М.: МГИУ, – 2016. 63 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб.. - М.: Юрайт, – 2013. 64 Симагин Ю.А. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) / Ю.А. Симагин. – М.: КноРус, – 2013. 65 Безденежных А. В. Проблемы корпоративного управления при реализации современных моделей корпоративного управления российскими предприятиями / А. В. Безденежных // Безопасность бизнеса. – 2013. – № 4. 66 Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. – СПб.: Питер, 2015. 67 Асаул А.Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление / А.Н. Асаул, В.И. Павлов, Ф.И. Бескиерь, О.А. Мышко. – СПб.: Гуманистика. – 2016. 68 Грачева М. Проект IFC «Корпоративное управление в России» журнал «Управление компанией» №7-8 69 Гуриев С. М. и др. Корпоративное управление в российской промышленности /С. М. Гуриев, О. В. Лазарева, А. А. Рачинский, С. В. Цухло. – М.: ИЭПП, – 2014. 70 Кузнецов В.П., Лапаев Д.Н. Организационно-экономический механизм корпоративного управления в отрасли. Учебное пособие. – Нижний Новгород: ВГИПУ, – 2012. 71 Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, – 2013. 72 Словесникова С. Стратегии развития и корпоративное управление: рекомендации компаниям среднего бизнеса // Корпоративное управление. – 2015. – №5. 73 Троицкая Н.А. Единая транспортная система: учебник / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: ИЦ Академия, 2013. 74 Колесников Б. И. Социально-экономическая стратегия на железнодорожном транспорте в современных условиях. Екатеринбург: СВ-96, 2010. 75 Белобородова В.А. Анализ хозяйственной деятельности/ М.: – Финансы и статистика, – 2013. 76 Общее управление организацией. Теория и практика: учебник/ З. П. Румянцева – М.: ИФРА-М, – 2010. 77 И. А. Храброва «Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интегрированная динамика» – М.: Магистр, – 2012. 78 Чернышев В. Г. Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету. М., – 2011. 79 Ляпунов С. О некоторых вопросах корпоративного управления в России // «Проблемы теории и практики управления». – №6. – 2011. 80 Орехов С. А. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова; под общ. ред. д. э. н., проф. С. А. Орехова. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», – 2017. 81 Адерихо Ю. А. Прогнозирование цикличного общественно-экономического развития внешней и внутренней среды организации: монография / Ю. А. Адерихо, А. Ф. Крюков, А. Г. Шеломенцов и др. – Красноярск: Сиб. федер.ун-т, – 2013. 82 Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталёв Е.Ю. Современные методы управления технологическим развитием. – М.: РОССПЭН, – 2011. 83 Бочкарев А.В. Механизм формирования корпоративной культуры // Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" «Управление в России: менеджмент роста» Санкт-Петербург, – 2011. 84 Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М.: ЮРИСТЬ, – 2015. 85 Кубанейшвили А. Преобразование компании – начните с корпоративной культуры // РЦБ. Управление персоналом. – 2012. 86 Ларичева Е. А. Сравнительный анализ корпоративной, инновационной культуры и культуры производства // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. 87 Шпатов Б.М. Деловая этика и менеджмент: проблемы взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. –2011. 88 Динамика корпоративного развития / В. Ж. Дубровский, О. А. Романова, А. И. Татаркин, И. Н. Ткаченко. – М.: Наука, 2010. 89 Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. – М,: Бизнес–школа, Интерсинтез. – 2015. 90 Абрамова К. Методические подходы к определению стоимости капитала / К. Абрамова, Т. Козенкова // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. 91 Базанкова В. С. Методические подходы к оценке и оптимизации стоимости бизнеса в рамках финансового менеджмента холдинговых структур / В. С. Базанкова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2011. 92 Эксплуатация гражданских зданий и сооружений в системе железнодорожного хозяйства: Проблемы и перспективы / С.Ю. Юрпалов, Л.В. Петухова, В.А. Антропов [и др.]; Рос. акад. наук. Урал. – Екатеринбург.: – 2011. 93 Романов А.Н. Учебник: Экономический анализ. Учебник для вузов. – М.: – 2013. 94 Концепция кадровой политики на федеральном железнодорожном транспорте России: Постановление расширенного заседания Коллегии МПС РФ №29 от 27.10.95 г. 95 С.А. Плахотич, А.Г.Пяткова. Правила дипломного проектирования, оформления и представления к защите дипломных проектов и работ: учеб.-метод. пособие (перераб. и доп.). – Екатеринбург: УрГУПС, 2011. 96 Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]. Режим доступа: rzd.ru/ (Дата обращения 10.04.18).
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ СТРУКТУРАМИ 1.1 Понятие «корпорации» и «корпоративных структур» Формирование механизма управления развитием регионального транспортного комплекса должно базироваться на основных методологических принципах, характерных для формирования системы стратегического менеджмента, к которым необходимо отнести: целенаправленность, обоснованность, динамизм, целевую мотивацию, интегрированность, эффективность, оптимизацию и возможности обогащения рычагов воздействия. Экономический механизм корпоративного управления формируется как ответ на принципиальные изменения, происходящие в экономике России, а также как ответ на методологические проблемы, которые возникают на определенном этапе развития теории корпоративного управления, когда для этого есть соответствующие социальные условия, экономические и интеллектуальные ресурсы, накопленные в различных отраслях [9]. В неоклассической экономической теории длительное время субъект экономической деятельности в виде предприятия рассматривался как изолированная юридическая и экономическая организация, преобразующая в процессе производства исходные ресурсы в готовую продукцию. Модель предприятия определялась производственной функцией, выражающей зависимость результатов производства от количества затраченных факторов. Основным критерием успешности на рынке в этом случае является достижение эффективности производства за счет комбинации ресурсов производства, минимизации издержек и максимизации прибыли [10]. Неоклассическая школа рассматривает экономическую модель совершенной конкуренции и модель свободного рынка, состоящую из бесконечного количества экономических субъектов, действующих независимо друг от друга с полной информацией о структуре спроса и предложении, а также с полной свободой обращения на рынке. Важнейшими институтами рыночной экономики являются предприятия, фирмы и система контрактных отношений, включающих нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, оформленные договорами между участниками рынка. Вместе с тем институциональное развитие в любой экономической системе предопределяет процесс управления, а функционирование институтов осуществляется под контролем государства за рыночными отношениями. Современные экономисты рассматривают управление структурами, применяя институциональную теорию, на основе общих и частных универсальных положений управления; на основе теории соучастников, определяющей обязательность подконтрольности отчетности собственников компаний всем заинтересованным внешним и внутренним контрагентам; на основе агентской теории, базирующейся на применении механизмов и инструментов корпоративных отношений с учетом агентских расходов. Кроме того, современные теории управления корпоративными структурами рассматривают основное звено экономической системы как своеобразный экономический интегрирующий объект социально–экономических процессов взаимоотношений во времени и пространстве, используя системные мультипликативные эффекты, определяющие зарождение и становление современных корпораций [11, 12]. Понятие «корпорация» трактуется как «объединение, сообщество лиц, объединяемых общностью профессиональных или сословных интересов, или наиболее распространенная форма управления крупным производством». Масштабы деятельности и захват рынков однотипной продукции связывают понятие корпорации с монополизмом. В словаре С. И. Ожегова корпорация – это «одна из форм монополистических объединений» [13]. И. Ансофф определяет корпорацию как «широко распространенную с развитой рыночной экономикой форму организации экономической деятельности, предусматривающей долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму» [14, 15]. Особенностями корпоративного институционального управления являются концентрация, рост и расширение масштабов производства с применением стратегий слияния и поглощений. Применение данных стратегических направлений развития и управления корпоративными структурами ведет к расширению сфер влияния на конкурируемом рынке, развитию интеграционных процессов, появлению новых конкурентных преимуществ. Рост и расширение масштабов корпоративного производства основаны на процессах оптимизации производства, привлечения иностранного капитала, капитализации прибыли, эмиссии акций и других ценных бумаг, а также привлечении заемных средств. Признаками, выделяющими корпорацию среди других видов объединений субъектов экономической деятельности, являются большие размеры, транснациональная сфера деятельности, успешная конкуренция и господство на рынке. Понятие «корпорация» созвучно понятию «интеграция». Интеграция – взаимосвязанность, системное соединение в единое целое, сближение, объединение предприятий, промышленных производств, регионов или стран. Можно выделить интеграцию вертикальную, горизонтальную, диагональную, конгломератную на микро- и макроуровнях [17]. Вертикальная интеграция использует объединение различных стадий производства, связанных единой производственно – реализационной цепочкой, что позволяет расширить конкурентные преимущества в области обеспечения сырья или сбыта готовой продукции, снизить издержки производства. Вместе с тем она увеличивает предпринимательский риск и зависимость от постоянных партнеров [18]. Горизонтальная интеграция характеризуется объединением подразделений одного производства в рамках единого технологического процесса. Горизонтальная интеграция оказывает влияние на стабильность работы компании на конкурируемом рынке и на рост ее экономических показателей. При формировании корпоративных структур наряду с горизонтальными и вертикальными интегрированными производствами в состав включаются другие производства, отличные от остального профиля, что приводит к комбинированию. Комбинированным видом интеграции является диагональная интеграция, объединяющая предприятия, находящиеся на разных уровнях вертикального или горизонтального производственного цикла, выпускающих разнообразные виды продукции и имеющих не прямое, а косвенное взаимодействие друг с другом. Цель диагональной интеграции – диверсификация рисков, оказание влияния на поставщиков сырья и потребителей продукции, услуг [19]. Корпоративное управление определяется как «правовое регулирование деятельности добровольных объединений физических и юридических лиц (корпораций, акционерных обществ), связанных между собой обязательствами по созданию хозяйственного предприятия и организации его деятельности». Любые экономические преобразования, действие рыночных механизмов по-разному влияют на организации, осуществляющие пассажирские, грузовые перевозки и транспортное обслуживание. В структуре предприятий этого вида деятельности по форме собственности частные предприятия занимают доминирующее положение на грузовом автотранспорте (до 99 %) [20, 21, 22]. При этом органы государственного и муниципального управления должны перенести акцент на качественные параметры спроса и предложения услуг транспорта, создание условий для развития комплекса в целом и его приоритетных составляющих. Определяя соотношение государственного регулирования и действия рыночных механизмов в транспортной системе, необходимо определить: для органов власти наиболее важными являются вопросы изучения спроса на перевозки, его предварительное распределение по видам транспорта, выявление узких мест в развитии транспорта страны и средств для решения возникших проблем. Важным принципом формирования механизма управления корпоративными структурами является адаптивность как характеристика внутреннего самоуправления предприятий – способности транспортного комплекса самостоятельно без воздействий извне устанавливать, поддерживать эффективный режим функционирования и своевременно реагировать на внешние воздействия, нарушающие его нормальное функционирование. Другими словами, самоуправление транспортного комплекса есть его способность реагировать и эффективно адаптироваться к изменению внешнего окружения с помощью балансировки внутренних подсистем [23, 24]. Факторам внешней среды наименее подвержена структура. Структура экономического механизма корпоративного управления представляет собой совокупность компонентов и отношений, определяющих внутреннее строение и организацию данного механизма. Можно выделить множество типов отношений между компонентами – количественные, временные, пространственные, порядковые и другие. Формирующийся экономический механизм корпоративного управления заполняет собой все отведенное ему пространство, достигая при этом разнообразия элементов и свойств [25]. Важным моментом при формировании экономического механизма корпоративного управления являются его целостность и ясность, а также он должен обеспечить сбалансированность всех элементов, видов и потоков деятельности, в этом проявляется закон сбалансированности. Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. Корпорации в России еще не справляются с ролью ключевого звена нашей экономики. Между тем, корпорация – это важнейший институт современной экономики. В промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы власти. В России национальная модель корпоративного управления находится на стадии формирования, она еще не заработала по – настоящему, управленческие механизмы простаивают, не находя себе достаточного применения в новых условиях. То есть, корпоративное управление в России уже успело столкнуться с рядом проблем, для решения которых нужно применять определенные меры. Стержневой проблемой современного общества является увеличивающийся разрыв между миром богатых и миром бедных, усиливающийся процессами глобализации и транснационализации [26, 27]. Одним из факторов такого разрыва является действие механизма процессов корпоратизация и их взаимодействие с общественным сектором экономики. В экономической теории по–разному оценивается роль корпоративных структур. Одни ученые считают, что корпорация является основой построения экономики страны, установления основных пропорций эффективного развития, а другие утверждают, что негативные тенденции деятельности «мегаобъединений» наносят значительный ущерб развитию цивилизации. Преследуя цель массового производства товаров и услуг, крупные корпорации располагают широкими возможностями для снижения издержек на единицу продукции, создания достаточно больших запасов сырья и товаров, получения кратко – и долгосрочных кредитов под приемлемые проценты, организации крупного диверсифицированного инновационного производства, обеспечения при необходимости эффективного механизма внутриотраслевого, межотраслевого и внутрифирменного перелива капитала. Главное преимущество крупного корпоративного предпринимательства – большие масштабы производственно-коммерческой деятельности. Крупные предприятия в лице корпораций создаются для сокращения всякого рода рисков, увеличения прибыли и достижения максимального эффекта от своей деятельности, при этом используются преимущества специализации и кооперации производства. Они дают возможность аккумулировать больше ресурсов и использовать их более эффективно, нежели сумма определенного числа отдельных фирм. Именно при корпоративной форме организации производства создаются максимально благоприятные условия для привлечения инвестиций, аккумулирования поступлений из различных источников. Корпоратизация бизнесдеятельности – это форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая: – долевую ответственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в управляющей компании; – добровольную централизацию участниками корпоративной группы собственности объединяемых предприятий [28]. То есть, корпоративное управление представляет собой систему взаимоотношений между менеджерами, советом директоров, акционерами и заинтересованными лицами по управлению компанией. Такая система влияет не только на текущие доходы владельцев, но и на будущие инвестиции компаний. 1.2 Становление и развитие системы управления корпоративными структурами в России Для управления корпорацией как совокупностью юридических лиц, осуществляющих самостоятельную, но согласованную деятельность (зачастую в различных сферах бизнеса) для реализации общей цели, в отличие от управления одной компанией требуются новые подходы. На первый план выходит построение устойчивой системы взаимодействия субъектов. В связи с этим, эффективность управления интегрированных структур во многом определяется качеством управления финансами корпоративной группы или качеством финансового менеджмента. С этой точки зрения, управление корпорацией представляет собой систему организационно-структурных отношений между ее различными элементами, созданных для реализации производства и воспроизводства, упорядочения ролей, функций, форм и методов деятельности для реализации своих интересов. Немаловажное значение здесь имеет определение концептуальных основ системы корпоративного управления [29]. На начальном этапе формирования рыночных отношений в России становление корпоративного предпринимательства, а вслед за этим формирование и утверждение системы корпоративного управления и ее принципов столкнулись с целым рядом довольно серьезных объективных трудностей. Речь идет о таких общеизвестных факторах, как разрыв связей предприятий, входивших ранее в единый народнохозяйственный комплекс, полное отсутствие инфраструктуры рынка, технико-технологическая отсталость многих крупных предприятий и неподготовленность или даже отсутствие управленческого персонала, способного эффективно работать в рыночных условиях, отсутствие достаточных объемов накопленного капитала, несовершенство финансовой системы страны. В 1990-х гг. в России начался массовый процесс приватизации, который привел к созданию достаточно большого числа акционерных обществ. Реформирование проходило с ориентацией на англо-саксонскую модель корпоративного управления. Предполагалось, что при акционировании государственной собственности будет постепенно создан механизм контроля и регулирования со стороны фондового рынка. К 1997 г. получили лицензии 16 бирж и более чем 1,5 тыс. профессиональных участников рынка ценных бумаг. В конце 1997 г. 17 российских компаний вышли на мировой рынок, выпустив американские депозитарные расписки [30, 31]. Первоначальный раздел собственности закончился доминированием банковского участия в промышленном секторе. Основой установления контроля со стороны банков стало сочетание акционерного и кредитного финансирования. При этом создание новых частных корпораций сопровождалось злоупотреблением инсайдеров и нарушением прав акционеров. Становлением рыночных отношений в России характеризовалось созданием финансово-промышленных групп, что свидетельствует об использовании системы японо-германского корпоративного управления. Кризис 1998 г., выразившийся в дефолте по государственным облигациям, привел к усилению консолидации собственности и контроля. Прежде всего, пострадали компании, ориентированные на торговые и финансовые операции. Одновременно девальвация рубля и повышение цен на энергоносители привели к появлению в российской экономике свободных денежных средств. Принятие в этом же году нового закона о банкротстве послужило толчком к началу нового передела собственности и к установлению абсолютного корпоративного контроля явилось адекватной реакцией инвестора в условиях высокой степени неопределенности внешних и внутренних факторов российской системы корпоративного управления. Эти события способствовали усилению тенденций к корпоративной интеграции и привели к формированию крупных интеграционных бизнес-групп с доминированием банковского финансирования, использующих инструменты перекрестного владения акциями, переплетение директоратов [32, 33, 34]. Рассматривая структуру собственности крупных российских компаний, можно сказать, что в большинстве из них доминирует крупный собственник. Среди миноритальных акционеров присутствуют иностранные портфельные инвесторы, представленные различными инвестиционными фондами и банковскими группами. В формирующейся в России модели корпоративного управления принцип разделения прав собственности и контроля не признается. Собственники компании создают свои советы директоров, часто не подчиняясь решениям общего собрания акционеров. В большинстве компаний уровень концентрации собственности настолько высок, что собственник управляет всеми процессами, включая оперативную деятельность. Следует отметить специфическую черту распределения собственности крупных российских компаний. Из семейной модели корпоративного управления следует, что в большинстве стран мира основой концентрации собственности служит институт семьи. Российские компании никогда не строились по этому принципу. Обычно при их организации основу составляет команда из трех – семи человек, являющихся основными собственниками и тесно связанных между собой неформальными связями. Их можно было бы назвать партнерскими фирмами. Данная форма распределения собственности в российских условиях получила наибольшее распространение. По имеющимся в экономической литературе оценкам, в настоящее время доля крупнейших акционеров (первичных собственников) в капитале российских промышленных предприятий составляет в среднем 35-40 % [35]. В последние годы наблюдается также увеличение нормы дивидендных выплат, что увеличит рыночную капитализацию компании. Одним из условий увеличения стоимости бизнеса является его расширение, поэтому корпорации активно начинают прибегать к внешнему финансированию своей деятельности, поиску внешних инвесторов и выходу на фондовый рынок. Все это требует внедрения общепринятых в мировой практике стандартов корпоративного управления и увеличения степени прозрачности компаний. Однако в России данный процесс затрагивает пока деятельность не всех компаний. Это связано с целым рядом причин. Государственное регулирование и экономическая политика достаточно бессистемны и часто зависят от политических интересов различных органов власти. До сих пор на российском рынке сохраняется угроза недобросовестных корпоративных захватов. Поэтому многие компании к раскрытию информации подходят формально. Так, по данным исследования, проведенного агентством Standart and Poor’s в 2015 г., только 28 российских компаний раскрыли более 50 % возможного объема раскрытия информации [36]. Развитие рынка и открытость российской экономики приводят к постепенному повышению внимания со стороны российских компаний к вопросам корпоративного управления. Рост капитализации российского рынка, доступ к внешнему финансированию, выстраивание долгосрочных партнерских отношений, расширение бизнеса возможны только при условии создания эффективной системы корпоративного управления. Пока лишь крупные компании рассматривают финансовый рынок источником для финансирования своей деятельности. В период с 2013 г. по 2016 г. на внутреннем и внешнем рынке ценных бумаг «Газпром» привлек 11,3 млрд. долларов, АФК «Система» и ее дочерние предприятия – 3 млрд. долларов (из них 2,5 млрд. через проведение первичного размещения акций), ОАО «Российские железные дороги» – 2,1 млрд. долларов. У средних компаний доля привлеченных ресурсов пока невелика и составляет порядка 5 – 10 % от основного капитала. Однако, по прогнозам экспертов, в ближайшем будущем все больше средних компаний будут выходить на финансовый рынок, в частности, проводя IPO на внутреннем рынке. Таким образом, ведущие российские компании для расширения своей деятельности активно используют инструменты как банковского кредитования, так и акционерного финансирования [36, 37, 38]. Еще одной тенденцией экономики России является усиление роли государства, которое активно осуществляет предпринимательскую деятельность. Идет распространение контроля государства над все большей долей корпоративного сектора. Такие компании с государственным участием, как «Роснефть», «Газпром», Внешторгбанк активно проводят операции на финансовых рынках [39]. Система корпоративного управления в России не соответствует ни англо-саксонской, ни японо-германской, ни семейной модели управления. Не представляется возможным четко охарактеризовать отличительную российскую модель. Это объясняется высокой степенью неопределенности внешней и внутренней среды корпорации и несовершенством российского законодательства. Однако активное использование крупными российскими корпоративными структурами элементов всех существующих моделей корпоративного управления свидетельствует о том, что, скорее всего, дальнейшее развитие системы корпоративного управления не будет ориентироваться только на одну из существующих моделей бизнеса. Таким образом, в России сложилась ситуация, когда ни один из типов систем корпоративного управления не доминирует, а национальная модель корпоративного управления находится в стадии формирования. В целом же в России среди ключевых особенностей развития национальной модели корпоративного управления необходимо выделить: – перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях; – специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации; – слабую или нетипичную роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля); – значительную долю государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля; – федеративное устройство и активную роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем, субъекта, действующего в рамках конфликта интересов – как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий агент); – неэффективный и выборочный (политизированный) государственный инфорсмент (при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров) [40]. Значительный интерес к обозначенным проблемам и особенностям послужил стимулом для рейтинговых агентств, которые стали проводить соответствующие оценочные мероприятия. Эти рейтинги отражают позиции организации – составителя на риски, связанные с неэффективным или нечестным менеджментом. Проводимая оценка призвана содействовать определению справедливой стоимости акций и помогать инвесторам принимать решения, предоставляя необходимую информацию об уровне корпоративного управления в компаниях. Следует отметить, что рейтинг все больше становится индикатором состояния качества последнего для международных и российских стратегических, портфельных и институциональных инвесторов. Так как они заинтересованы в инвестировании и нуждаются в информации о честности, прозрачности, подотчетности и ответственности в системе руководства, как одном из условий снижения инвестиционных рисков. Динамика рейтингов корпоративного управления в российских компаниях демонстрирует повышательную тенденцию, общий уровень его относительно вырос. Вместе с тем, в практике руководства российских акционерных обществ присутствуют некоторые нерешенные проблемы: нарушение прав акционеров, трансфертное ценообразование с целью ухода от уплаты налогов, недостаточная квалификация членов совета директоров и правления, непрозрачность отчетности, отсутствие корпоративной социальной ответственности. Все эти факторы, безусловно, оказывают влияние на спрос со стороны как зарубежных, так и российских стратегических инвесторов, а, следовательно, и на стоимость фирмы. Национальная система корпоративного управления в России характеризуется тремя уровнями: – федеральный; – субъектов Федерации, муниципальный; – уровень предприятия. Помимо указанных уровней, институциональная система корпоративного управления в России характеризуется двумя группами подсистем: – обеспечивающие; – функциональные. Функциональные подсистемы представляют процесс корпоративного менеджмента: анализ, планирование, организация процесса, учет и контроль, мотивация, регулирование. Обеспечивающие подсистемы служат для предоставления функциональным подсистемам методик, норм и требуемых ресурсов, а также регламентируют процессы корпоратизации. Общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России представлен в таблице 1.1. Таблица 1.1 – Общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России Обеспечивающая подсистема Элементы подсистемы Нормативно-правовое обеспечение – двустороннее и многостороннее нормативно-правовое регулирование (международные соглашения, рекомендации, корпоративные кодексы); – одностороннее регулирование (внутреннее, национальное законодательство, основные нормативно-правовые акты); – внутрикорпоративное регулирование (нормативы ведения учета, распределения средств, отчетности) Методическое обеспечение – методы разработки планов, организации, – реструктуризации корпораций; – методы расчетов с партнерами
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Транспортные средства, 97 страниц
990 руб.
Диссертация, Транспортные средства, 98 страниц
2940 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg