Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности профессиональной деформации сотрудников федеральной службы исполнения наказаний

irina_krut2020 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Цель исследования – описать особенности профессиональной деформации сотрудников ФСИН. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие основные задачи исследования: 1. Выполнить анализ психологической литературы по данной теме. 2. Выявить особенности профессиональной деформации сотрудников ФСИН. 3. Обобщить полученные результаты и сформулировать вывод. Объектом исследования является сотрудники ФСИН с различным стажем работы. Предметом исследования выступают особенности профессиональной деформации сотрудников ФСИН. Гипотеза исследования: Профессиональной деформацией подвержены все сотрудники ФСИН вне зависимости от стажа работы. Методы исследования: В ходе исследования использовались как общие методы (наблюдение, беседа), так и специально разработанные (тестирование, анкетирование). Исследование проводилось среди сотрудников ФКУ УФСИН по Новгородской области, а именно отдел охраны и отдел конвоирования.
Введение

Значительное место в жизни человека принадлежит профессиональной деятельности. Ей отводится особая роль в социальном формировании человека, формировании его образа жизни и поведении. Специфика среды исправительных учреждений, особенности профессиональной деятельности существенно воздействуют на личности работников пенитенциарной системы, нередко вызывая глубокие изменения в психике человека. При этом результаты деятельности уголовно – исполнительной системы зависят от эффективности работы персонала исправительных учреждений (ИУ), на которую в определенной степени влияют личностные особенности сотрудников, уровень их профессионализма. В современной специальной литературе для характеристики влияния профессиональной деятельности на личность специалиста и ее проявление используются выражения – «деформация личности», «профессиональная деформация», «выгорание», «сгорание». Между тем в научной литературе до сих пор нет единства взглядов в определении самого понятия «деформация», четкого представления о ее механизме, сущности, структуре, содержании, а также профилактике негативных изменений личности сотрудников исправительных учреждений. Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов. В свою очередь выполнение профессиональной деятельности вызывает определенные личностные изменения, вызывающие развитие профессиональной деформации. Изучение публикаций по данной теме показало, что профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности - ее психических процессах, состояниях, свойствах и ее социально-психологических чертах, проявляющихся в поведении. Профессиональная деформация личности сотрудника может выражаться в проявлении равнодушия, безразличия к своей профессиональной деятельности; утрате чувствительности к человеческой беде, горю, переживаниям, нравственно-психологическим ранам; чрезмерной подозрительности, грубости, властности, самодовольстве; жестких профессиональных установках; оправдании нарушений служебных норм интересами и целями борьбы с преступностью; правовом нигилизме и абсолютизме; снижении самоконтроля, профессиональной бдительности и других явлений. Более всего снижают позитивные результаты профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений такие комплексные социально – психологические явления, как делинквентное поведение, нарушение законности, деформация профессионального мышления, кризис мотивации профессиональной деятельности, устойчивая потеря психической и физической работоспособности, снижение эмоциональной (стрессовой) устойчивости, общих интеллектуальных, в том числе и профессионально значимых интересов. Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед психологами пенитенциарных учреждений является предупреждение профессиональной деформации среди сотрудников ФСИН. Специфика пенитенциарной деятельности в том, что постоянная необходимость сотрудников вступать во взаимодействие с осужденными, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность сотрудника ФСИН. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие профессиональной деформации. Глубокое и разностороннее изучение профессиональной деформации было осуществлено в работах следующих российских ученых: Безносов С.П., Борисова С.Е., Буданов А.В., Гуревич П.С, Дружинин В.Н, Климов Е.А., Медведев В.С., Такасаева К.Р., следует также отметить заинтересованность зарубежных ученых в исследовании обозначенной проблемы, таких как Д. Джонсон, Р. Грегори.
Содержание

Введение……………………………………………………..………….………......3 Глава 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ……………………........ 6 1.1 Профессиональная деформация как предмет исследования …………...….6 1.2 Особенности профессиональной деятельности сотрудников ФСИН……..23 Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…....32 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ……….…………………….....…...33 2.1 Методологический аппарат и организация исследования..………….….....33 2.2 Эмпирическое изучение профессиональной деформации сотрудников со стажем работы до 10 лет.................…………………………………….……......36 2.3 Эмпирическое изучение профессиональной деформации сотрудников со стажем работы более 10 лет…………………………………………………...…46 Выводы по 2 главе .......…………………………………………...…….…….......54 Заключение…………………………………………………………………….….55 Список использованной литературы ……………………………..…………......59 Приложение ..………………………………………………………………….….61
Список литературы

1 Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформа¬ции личности. Спб.: Речь, 2004. – 272 с. 2 Бойко В.В. «Синдром «Эмоционального выгорание» в профессиональном общение». Спб.: Питер, 2000. – 105 с. 3 Дулов А.В. «Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно исполнительной системы». М.: ФСИН РФ, 2009. – 234 с. 4 Зобков В.А., Смирнов Б.В., Гришин В.А. «О некоторых психосоциальных и психологических детерминантах профессиональной дезадаптации и деформации личности работников пенитенциарных учреждений/ организация работы с личным составом органов внутренних дел. Проблемы и перспективы». Владимир: Влад.юрид.ин-т МВД России, 1997. – 164 с. 5 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Рязань: Речь, 2006. – 137 с. 6 Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Юнити, 1998. – 350 с. 7 Петрова.А.С. Проблемы профессиональной деформации сотрудника органов внутренних дел. //Психопедагогика в правоохранительных органах.2000. – С. 60-61. 8 Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. – 196 с. 9 Райгородский Д. Я. «Практическая психодиагностика. Методики и тесты» Учебное пособие. – Самара: Бахрах, 1998. – 672 с. 10 Рожков О. А. «Взаимосвязь профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно – исполнительной системы»// Профилактика профессиональных деформаций. 2012. №6. – С. 60-61. 11 Соколов И.И., Сысоев А.М., Горностаев С.В. Профессиональная деформация личности сотрудников УИС: возникновение, развитие, профилактика. Рязань:Академия права и управления Минюста России, 2005. – 309 с. 12 Сухов А.Н. Гулаговская психология: ее сущность и формы проявления// науч.-практ. конф. Рязань: Ряз.высш.шк. МВД РФ,1994 – С.34-47. 13 Тропов В.А., Новикова И.А., Сидоров П.И. «Особенности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников УИС»// Экология человека. 2008. №8. – С. 32-36. 14 Трунов Д.Т. «Синдром эмоционального выгорания»//Журнал практического психолога. 2000. №5. – С. 24-28. 15 Ушатиков А.И., Казак Б.Б. «Основы пенитенциарной психологии» Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. – 536 с. 16 Фетискин Н. П., Козлов В.В., Манулов Г. М. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 337 с. 17 Энциклопедия практической психологии/ Под.общ.ред Столяренко А.М. Юнити, 2003. – 376 с. 18 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс] // ФСИН РОССИИ: http://фсин.рф/fsin/status(дата обращения 15.04.2018). 19 Приказ Минюста РФ от 8 ноября 2007 г. N 221 "Об организации охраны учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" [Электронный ресурс] // ФСИН РОССИИ: http://фсин.рф/fsin/ (дата обращения 17.04.2018). 20 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 29 апреля 2014 г. N 199 г. Москва "О комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс] // ФСИН РОССИИ: http://фсин.рф/fsin/ (дата обращения 17.04.2018).
Отрывок из работы

Глава 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1 Профессиональная деформация как предмет исследования Существуют различные определения понятия «профессиональная деформация», в словаре - справочнике «под профессиональной деформацией понимают - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности» [10, с. 56]. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб. «В связи с этим профессиональная деформация рассматривается как процесс и результат изменений в личности сотрудника, основной причиной которых является влияние характера и условий профессиональной деятельности, а итогом – снижение личного и профессионального благополучия сотрудника» [5, с.123]. В переводе с латинского слово «deformatio» обозначает искажение, обезображивание, в русском языке эти слова имеют негативный оттенок. Некоторые авторы [2], [3] под профессиональной деформацией личности понимают изменения в структуре личности под влиянием профессиональной деятельности. Другие авторы [4] под деформацией личности понимают негативные изменения психических процессов, состояний, свойств, качеств личности под воздействием среды, в которой осуществляется ее деятельность, характеризующиеся различной степенью или уровнем проявления, обусловленными скоростью, широтой и глубиной деформации, приводящие к неадекватному поведению в той или иной деятельности. А.А. Прошин дает следующее определение профессиональной деформации. «Профессиональная деформация - это явление наиболее опасно в нравственно-профессиональной сфере, где деформация проявляется в утере верного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности. Профессиональная деформация сотрудников проявляется по-разному, но в конечном итоге ее развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или к нарушению им законов, аморальным действиям» [7,с.103]. А.В. Дулов определяет профессиональную деформацию как «появление в личности под влиянием некоторых особенностей служебной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление этой деятельности, на психологическую структуру самой личности» [3, с.34]. А.М. Столяренко под профессиональной деформацией понимает – «негативные изменения психологических и социально-психологических особенностей личности в процессе службы» [9, с.25]. Следовательно, исходя из всего выше сказанного, под профессиональной деформацией личности нужно понимать процесс и результат негативных изменений психических процессов, состояний, свойств, качеств и иных комплексных психических образований личности под воздействием среды, в которой осуществляется ее жизнедеятельность, характеризующихся различной степенью или уровнем проявления в зависимости от скорости, широты и глубины деформации, приводящих к неадекватному поведению и поступкам в профессиональной деятельности. «Скорость профессиональной деформации индивидуальна для каждого человека и зависит как от личностных особенностей, так и от факторов среды. Темпы деформации несколько возрастают после двух лет и значительно увеличиваются после пяти лет службы, например, в должности сотрудников оперативного и воспитательного отделов исправительного учреждения. Явные признаки деформации отмечаются у значительной части сотрудников, прослуживших свыше десяти лет. Более глубокая деформация наступает в последующий период службы – после десяти лет работы. Однако эти цифры можно считать условными, так как скорость деформации зависит от того, насколько человек предрасположен к ее возникновению, а предшествующий деятельностью была подготовлена почва для негативных изменений. Проведенные исследования показывают, что выпускники средних и высших учебных заведений, готовящих специалистов для исправительной системы, приходят в практические органы с уже имеющимися признаками деформации той или иной степени» [8, с. 95]. Широта деформации характеризуется наличием тех или иных видов негативных изменений, а также поражением сфер личности: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой. Глубина деформации показывает, насколько возможна коррекция негативных изменений от начальной стадии деформации до проявления комплекса социально-профессиональной неадекватности личности сотрудника уголовно-исполнительной системы и последующей ее деградации, когда профилактические и коррекционные мероприятия неэффективны. Степень (уровень) деформации является комплексным показателем, включающим в себя названные характеристики. Условно можно выделить следующие этапы развития деформации личности: 1. Начальный - использование сотрудниками нецензурных выражений, жаргона и специфических приемов общения; 2. Первый промежуточный- изменение потребностей, мотивационной, ценностной структур личности; усвоение образа мыслей криминальной среды, начальные изменения в психическом и физическом состоянии личности; 3. Средний - деформация интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности; 4. Второй промежуточный- перенимание криминальной среды, существенные изменения в психическом и физическом состоянии личности; 5. Конечный- профессиональная непригодность и комплекс социально-профессиональной неадекватности личности. «Собственно профессиональная деформация личности обусловлена тесным контактом с криминогенной средой. Ее признаки - использование в речи нецензурных выражений при общении в семье, во внеслужебное время, с коллегами по работе и осужденными; употребление бранных слов-кличек, жаргона, которые используются как эффективное, по мнению сотрудников, средство воспитательного воздействия на осужденных; перенесение методов, форм и стиля профессионального общения на взаимоотношения с ближайшим окружением, семьей и другими людьми» [11, с.67]. При собственно профессиональной деформации снижается критичное отношение к субкультуре исправительного учреждения, она принимается как должное, умышленно поддерживается, отдельные ее элементы активно используются. Теряется профессиональная бдительность. Демонстрируется скрытое или открытое пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к осужденным, оно дифференцируется в зависимости от их статуса. Подсознательно преувеличиваются отрицательные качества лиц, лишенных свободы, и занижаются их положительные качества, проявляются грубость, издевка, сарказм, агрессия, моральное и физическое унижение человеческого достоинства, предвзятое отношение к осужденным в целом. Утрачивается чувствительность к человеческому горю, беде, переживаниям, нравственно-психологическим ранам. Используются специфические приемы работы: скрытый сбор информации, незаконное, безнравственное применение методов воздействия, пыток, эффект привыкания в их применении; влияние «авторитетов» для достижения профессиональных целей. Помимо этого, можно выделить приверженность стереотипам, шаблонам в воспитательной работе с осужденными, нежелание повышать профессиональное мастерство, негативное отношение к использованию в практической деятельности передового опыта, достижений правовой, психологической и педагогической наук. Проявляются правовой абсолютизм и ригоризм, стремление утвердиться в коллективе, получить репутацию бывалого работника, опасение показать себя излишне либеральным по отношению к осужденным; склонность к решению профессиональных проблем силовым путем[6]. Должностная деформация связана в основном с исполнением властных полномочий. Проявляется в следующем: чувстве вседозволенности, неограниченности своих должностных полномочий; самодовольстве, самолюбовании; во властности, упоении властью, стремлении к подавлению воли, чести, достоинства и самолюбия других людей; использовании служебного, должностного положения для психологического давления на подчиненных, «ты-вы» обращения по вертикали. Данному виду деформации свойственны некритичное отношение к себе, амбициозность, проявление самодурства, несдержанность, хамство, нетерпимость к мнению других, критическим замечаниям; нежелание видеть свои ошибки, признавать их, а тем более исправлять. Личные неудачи объясняются внешними обстоятельствами или ошибками других людей. Наблюдаются презрительное отношение к подчиненным, предвзятость оценок; бестактность, консерватизм, бюрократизм и формализм, проявляется память на обиды. Сотрудники разделяются на своих и чужих, отношения дифференцируются по принципу личной преданности. Развиваются болезненное честолюбие, чинопочитание, угодничество, ориентация на руководящее мнение, склонность нарушать правовые, нравственные нормы ради сохранения чести мундира, личного благополучия. Утрачиваются здоровые нравственные и служебно-деловые отношения между различными отделами, частями и службами исправительного учреждения[11]. «Депривационная деформация обусловлена сужением круга интересов, общения, проблемами с организацией досуга, нежеланием повышать свой общий уровень культуры, заимствованием правил поведения и межличностных реакций криминальной среды, а также отсутствием возможностей для удовлетворения потребностей различного уровня, качества и содержания. Она связана с переживанием негативных эмоциональных состояний, чувством дискомфорта, которые приводят к неадекватным действиям и поступкам на службе. Данный вид деформации наблюдается в основном в отдаленных и лесных подразделениях, усиливая в качестве компенсаторного механизма другие виды деформации» [11, с. 34]. «Так, например, круг общения сотрудников исправительных учреждений в отдаленных и лесных подразделениях крайне узок, в него входят, по сути дела, только домочадцы, коллеги по работе и осужденные, что провоцирует негативные эмоциональные состояния. Положение усугубляется отсутствием условий для реализации духовных и иных потребностей. Это особенно разочаровывает молодых сотрудников, которые после окончания учебного заведения направляются на работу в отдаленные подразделения, так как они лишаются возможности удовлетворить широкий спектр потребностей, ранее доступных. Помимо этого, в поселках при колониях наблюдается так называемый эффект витринности, когда сотрудник все время на глазах сослуживцев и из-за этого возникают трудности в интимной жизни» [11, с. 40]. Сильное психическое воздействие оказывает и оторванность на долгое время от «большой земли», ведь в некоторые исправительные учреждения можно добраться только на вертолете, а посуху - лишь летом или зимой. Душевное состояние сотрудников сравнимо с тем, что испытывают космонавты на орбите, работники арктических, геодезических, метеорологических станций или экипаж подводной лодки в дальнем плавании, когда даже запах соседа по койке в определенной ситуации может вызвать агрессивную реакцию. Впоследствии происходит замещение неудовлетворенных потребностей такими, удовлетворение которых доступно. Так, например, духовные потребности заменяются материальными, желанием забыться с помощью алкоголя, наркотических средств или стремлением самоутвердиться любым способом", посредством неадекватной самоактуализации, подкреплением властных полномочий и др. Такие проявления приводят к конфликтным ситуациям при исполнении служебных обязанностей и в семье. В итоге депривационная деформация ведет к неадекватным действиям и поступкам и усугубляет проявление собственно профессиональной и должностной деформаций или даже обусловливает их[11]. «Психологический механизм любого из перечисленных видов деформации в определенной степени обусловлен адаптацией личности к условиям среды. Однако адаптивную деформацию можно выделить в самостоятельный вид деформации личности сотрудников исправительных учреждений. Адаптивная социальная активность выражается в пассивном приспособлении личности к социальным условиям без намерения изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. Личность, внутренне не принимая нормы и ценности коллектива, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть белой вороной, - это и приводит к последующей деформации. Так в античном театре маска, надеваемая для исполнения роли в спектакле, в течение представления «прирастает» и становится собственным лицом играющего, что метко определяется народной поговоркой: привычка - вторая натура. В другом случае сотрудник привыкает к сложившимся в коллективе социальным отношениям в течение длительной или постоянной работы в учреждении в одной и той же должности. Такую ситуацию проще объясняет житейский афоризм: сотрудник понял службу. Адаптивную деформацию можно в определенной степени сравнить с явлением ролевой защиты личности» [15, с. 165]. «Правила игры» в коллективе могут привести к физиогномической деформации, выражающейся в изменении черт лица, мимики, выражения глаз, манеры поведения, походки. В действительности различные виды деформации проявляются не отдельно, а в комплексе. При этом любая из проанализированных нами деформаций захватывает и интеллектуальную, и нравственную, и эмоциональную, и волевую сферы личности. В качестве крайнего, интегрального проявления деформации личности можно выделить комплекс социально-профессиональной неадекватности, обусловливающий в итоге криминальную предрасположенность (установку) личности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Указанный комплекс проявляется в виде различных психических синдромов: подкрепления властных полномочий; стяжательства-накопительства; опасения несостоятельности; личной исключительности или, наоборот, обыденности; кризиса профессиональной мотивации; раболепия или «хозяина»; переложения ответственности; «сотрудника спецслужб»; когнитивной и конативной простоты и др. Под синдромом понимается анормальное состояние психики, выражающееся в переживании хронического чувства дискомфорта, негативных психических состояний, компенсируемых неадекватным поведением в ответ на стрессогенную ситуацию. Синдром подкрепления властных полномочий выражается в том, что человек, привыкший к постоянной, систематической их реализации, начинает испытывать от этого чувство удовлетворения, которое нуждается в постоянном подкреплении, вследствие чего властные методы применяются независимо от необходимости и характера ситуации. Стремлением к удовлетворению материальных потребностей обусловлено возникновение синдрома стяжательства-накопительства, когда сотрудник вне зависимости от необходимости, как скупой рыцарь, продолжает брать, брать и брать - взятки, подарки, предметы ширпотреба, производимого осужденными, и т. п. Феномен опасения несостоятельности характерен в основном для молодых сотрудников исправительного учреждения, которые стремятся утвердиться в коллективе, расположить к себе опытных коллег, показать себя не слишком либеральными по отношению к осужденным[14]. Кризис профессиональной мотивации обусловлен низкой эффективностью борьбы с преступностью, характером деятельности уголовно-исполнительной системы в целом, современными непродуманными тенденциями в подготовке профессионалов для пенитенциарных учреждений, переориентацией деятельности с правоприменительной, силовой на социальную, личностными проблемами сотрудников. Сотрудники исправительных учреждений разочаровываются в профессии, эмоционально сгорают из-за ведомственной бюрократии, обезличенности, бессилия изменить сложившуюся ситуацию, отсутствия условий для реализации служебных и личных ожиданий и иных явлений. Синдром раболепия («хозяина») проявляется в характере отношения к начальству и подчиненным и наглядно иллюстрируется народной мудростью: никто так не подличает с подчиненными, как те, кто заискивает перед начальством. Возникновению этого явления способствует нездоровый социально-психологический климат и деформация общения, межличностных отношений по вертикали. Современные социальные условия, несмотря на видимость глубоких демократических преобразований, способствуют формированию одномерного человека, в котором отсутствуют критичность, умение отличать реальные события и факты от того или иного мнения о них, ролевая защита и стремление быть не как все. Все это лишает человека субъектности, индивидуальности, превращает его в объект манипуляций более сильных личностей, воздействия ситуации и среды. Отсутствие опоры на внутренние принципы, способности изменить себя и мир, перспективы, многомерности существования свойственны синдрому субъектности. Феномен переложения ответственности (феномен безответственности) в настоящее время проявляется очень часто. Многие из инициаторов, произошедших за последнее десятилетие социально-экономических и иных потрясений не были привлечены к какой-либо ответственности. Эта тенденция основательно прижилась и на местах, в конкретных учреждениях, где вина за те или иные негативные явления перекладывается на плечи непричастных или так называемых стрелочников и козлов отпущения. Образно названный синдром «сотрудника спецслужб» характеризует патологию в стереотипизации, выражающуюся в социальной шизофрении, подозрительности, поиске врагов, наклеивании ярлыков[1]. Когнитивная и конативная простота связаны с познанием, восприятием и поведением. Проявляются в восприятии картин мира, социально-психологических, личностных и иных явлений действительности в черно-белых красках, без полутонов. Любое отклонение от подобного восприятия вызывает у сторонников этой точки зрения бурные негативные эмоции, агрессивное поведение, возмущение проявлением индивидуальности («шаг в сторону -расстрел»). Одним из наиболее важных аспектов проблемы профессиональной деформации является определение факторов, способствующих возникновению этого феномена. Фактор рассматривается как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. В качестве основных факторов, обусловливающих деформацию личности, можно выделить специфику среды, в которой осуществляется жизнедеятельность сотрудников пенитенциарных учреждений, и особенности их личности. Составляющими элементами среды исправительных учреждений являются коллектив сотрудников и общность осужденных, а также обусловленная их особенностями специфика деятельности сотрудников ИУ. Некоторые ученые-психологи выделяют самые различные факторы, внегрупповые (физические и социальные); внутригрупповые (нормы, ценности, межличностные отношения); внеличностные и внутриличностные. Связующим звеном является общественно значимая совместная деятельность. Однако не существует фатальной предопределенности профессиональной деформации для каждого из работающих в уголовно – исполнительной системе. Только от волеизъявления конкретного лица зависит степень его сопротивляемости деформирующему воздействию со стороны объективных и субъективных факторов, которыми наполнена его деятельность. Причины и условия профессиональной деформации можно подразделить на объективные и субъективные. К ним относятся противоречия и недостатки, которые содержатся в деятельности УИС в целом: организации, управлении, профессиональной подготовки сотрудников, особенностях воспитательной работы и морально – психологическом климате. Однако деление причин на объективные и субъективные условно, они взаимно переходят друг в друга[3]. В организационно – деятельностной концепции А.М. Столяренко, согласно которой технико – экономическая и организационно – правовая подсистемы представляют факторы внешней регуляции, а психологическая подсистема – факторы внутренней регуляции. Обе группы факторов рассматриваются как совместно воздействующие, и их воздействие может как совпадать, так и быть противоположным [10]. «Деформирующее влияние на личность сотрудников исправительных учреждений оказывает специфическая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. При этом следует учитывать сопутствующие факторы: 1 – закрытость исправительных учреждений; 2 – идентификация сотрудниками себя с «властью», а осужденных с «невольниками»; 3 – постоянный, неизбежный контакт с криминальной средой (особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях); 4 – стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной и физической агрессии со стороны осужденных; 5 – высокий уровень эмоционального напряжения в общении» [8, с. 67]. «Таким образом, суммируя различные мнения ученых на тему факторов, способствующих формированию профессиональной деформации, были выделены четыре основных группы факторов: 1. Факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников УИС: - наделение сотрудников властными полномочиями; - психологические и психические перегрузки (например, неустойчивый график работы, длительное лишение сна, резкие колебание активности в течении рабочего времени, частые дежурства); - низкое материальное стимулирование к работе; - повышенная ответственность при выполнении своих служебных обязанностей; - экстремальность (например, риск, постоянное ожидание опасности, высокая эмоциональная насыщенность служебной деятельности при дефиците позитивных впечатлений); - интенсивное общение с объектом профессиональной деятельности (например, осужденные, которые придерживаются криминальных установок для обеспечения своих интересов, целенаправленно создают условия для негативного изменения в структуре личности сотрудника; употребление жаргонных выражений); рост количества осужденных, в первую очередь имеющих различные психические отклонения, появившиеся вследствие возникновения алкогольной и наркотической зависимости; - невысокий интеллектуальный уровень развития осужденных (как правило, большинство имеют начальное образование или неполное среднее). 2. Факторы, связанные с особенностями личности сотрудников: - неуверенность в себе; - проявление агрессивности как при общении с осужденными, так и коллегами по работе, а также в быту; - отсутствие стремления повышать уровень своего развития, кругозора; - завышенные личностные ожидания от службы (отсутствие перспектив продвижения по службе); - невысокая профессиональная подготовленность; - недостаточный жизненный опыт (принятие на службу молодых людей, не служивших в армии); - принятие сотрудником на себя ответственности большей, чем позволяет его профессиональное и личностное развитие; - низкий уровень самоконтроля и самокритичности; - появления разочарования профессией; - проявление конформности (например, подражание сотруднику, имеющему авторитет, вплоть до мелочей); - слабое развитие волевых качеств. 3. Факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник: - неадекватный стиль руководства коллективом; - напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками; - конфликты в семье; - низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия и неполноценности. 4. Факторы среды, вызывающие появление профессиональной деформации: Среда, в которой осуществляют деятельность сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеет свои специфические особенности, которые накладывают существенное деформирующее влияние на их личность. Специфика заключается в следующих основных моментах: - в высокой степени закрытости, по сравнению с другими гражданскими службами и учреждениями; - в тесном контакте с криминогенной средой; - в хронической стрессогенности профессиональной деятельности; - в высоком уровне эмоциональной окрашенности общения (тесное взаимодействие с осужденными приводит к применению в общении с другими людьми «тюремного лексикона» и т.д.). Работа в таких условиях может привести к появлению стойкой эмоциональной напряженности, стрессовым расстройствам, что в конечном итоге и может проявиться в профессиональной деформации» [10, с.178]. «Условия, при которых механизм возникновения профессиональной деформации запускается чаще всего. Такие ситуации следующие: - когда принимаемые на службу лица не соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исполнительной системы; - в ситуации отсутствия у поступающих на службу стойкой мотивации к данному виду деятельности, либо наличие сниженной мотивации; - когда происходит постоянное копирование действий опытных, старших сотрудников; - в случае выраженного некритического восприятия собственного поведения; - когда искажены представления о стиле и методах работы; - когда у принимаемых на службу сотрудников, отмечается низкий интеллектуальный уровень, что в свою очередь приводит к трудностям в принятии ими решений, к неумению ориентироваться в сложных служебных ситуациях, затруднению адаптации к службе, низкой социальной ответственности и т.д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
1275 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg