Глава 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Профессиональная деформация как предмет исследования
Существуют различные определения понятия «профессиональная деформация», в словаре - справочнике «под профессиональной деформацией понимают - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности» [10, с. 56]. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.
«В связи с этим профессиональная деформация рассматривается как процесс и результат изменений в личности сотрудника, основной причиной которых является влияние характера и условий профессиональной деятельности, а итогом – снижение личного и профессионального благополучия сотрудника» [5, с.123].
В переводе с латинского слово «deformatio» обозначает искажение, обезображивание, в русском языке эти слова имеют негативный оттенок.
Некоторые авторы [2], [3] под профессиональной деформацией личности понимают изменения в структуре личности под влиянием профессиональной деятельности.
Другие авторы [4] под деформацией личности понимают негативные изменения психических процессов, состояний, свойств, качеств личности под воздействием среды, в которой осуществляется ее деятельность, характеризующиеся различной степенью или уровнем проявления, обусловленными скоростью, широтой и глубиной деформации, приводящие к неадекватному поведению в той или иной деятельности.
А.А. Прошин дает следующее определение профессиональной деформации. «Профессиональная деформация - это явление наиболее опасно в нравственно-профессиональной сфере, где деформация проявляется в утере верного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности. Профессиональная деформация сотрудников проявляется по-разному, но в конечном итоге ее развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или к нарушению им законов, аморальным действиям» [7,с.103].
А.В. Дулов определяет профессиональную деформацию как «появление в личности под влиянием некоторых особенностей служебной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление этой деятельности, на психологическую структуру самой личности» [3, с.34].
А.М. Столяренко под профессиональной деформацией понимает – «негативные изменения психологических и социально-психологических особенностей личности в процессе службы» [9, с.25].
Следовательно, исходя из всего выше сказанного, под профессиональной деформацией личности нужно понимать процесс и результат негативных изменений психических процессов, состояний, свойств, качеств и иных комплексных психических образований личности под воздействием среды, в которой осуществляется ее жизнедеятельность, характеризующихся различной степенью или уровнем проявления в зависимости от скорости, широты и глубины деформации, приводящих к неадекватному поведению и поступкам в профессиональной деятельности.
«Скорость профессиональной деформации индивидуальна для каждого человека и зависит как от личностных особенностей, так и от факторов среды. Темпы деформации несколько возрастают после двух лет и значительно увеличиваются после пяти лет службы, например, в должности сотрудников оперативного и воспитательного отделов исправительного учреждения. Явные признаки деформации отмечаются у значительной части сотрудников, прослуживших свыше десяти лет. Более глубокая деформация наступает в последующий период службы – после десяти лет работы. Однако эти цифры можно считать условными, так как скорость деформации зависит от того, насколько человек предрасположен к ее возникновению, а предшествующий деятельностью была подготовлена почва для негативных изменений. Проведенные исследования показывают, что выпускники средних и высших учебных заведений, готовящих специалистов для исправительной системы, приходят в практические органы с уже имеющимися признаками деформации той или иной степени» [8, с. 95].
Широта деформации характеризуется наличием тех или иных видов негативных изменений, а также поражением сфер личности: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой.
Глубина деформации показывает, насколько возможна коррекция негативных изменений от начальной стадии деформации до проявления комплекса социально-профессиональной неадекватности личности сотрудника уголовно-исполнительной системы и последующей ее деградации, когда профилактические и коррекционные мероприятия неэффективны.
Степень (уровень) деформации является комплексным показателем, включающим в себя названные характеристики.
Условно можно выделить следующие этапы развития деформации личности:
1. Начальный - использование сотрудниками нецензурных выражений, жаргона и специфических приемов общения;
2. Первый промежуточный- изменение потребностей, мотивационной, ценностной структур личности; усвоение образа мыслей криминальной среды, начальные изменения в психическом и физическом состоянии личности;
3. Средний - деформация интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности;
4. Второй промежуточный- перенимание криминальной среды, существенные изменения в психическом и физическом состоянии личности;
5. Конечный- профессиональная непригодность и комплекс социально-профессиональной неадекватности личности.
«Собственно профессиональная деформация личности обусловлена тесным контактом с криминогенной средой. Ее признаки - использование в речи нецензурных выражений при общении в семье, во внеслужебное время, с коллегами по работе и осужденными; употребление бранных слов-кличек, жаргона, которые используются как эффективное, по мнению сотрудников, средство воспитательного воздействия на осужденных; перенесение методов, форм и стиля профессионального общения на взаимоотношения с ближайшим окружением, семьей и другими людьми» [11, с.67].
При собственно профессиональной деформации снижается критичное отношение к субкультуре исправительного учреждения, она принимается как должное, умышленно поддерживается, отдельные ее элементы активно используются. Теряется профессиональная бдительность. Демонстрируется скрытое или открытое пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к осужденным, оно дифференцируется в зависимости от их статуса. Подсознательно преувеличиваются отрицательные качества лиц, лишенных свободы, и занижаются их положительные качества, проявляются грубость, издевка, сарказм, агрессия, моральное и физическое унижение человеческого достоинства, предвзятое отношение к осужденным в целом. Утрачивается чувствительность к человеческому горю, беде, переживаниям, нравственно-психологическим ранам. Используются специфические приемы работы: скрытый сбор информации, незаконное, безнравственное применение методов воздействия, пыток, эффект привыкания в их применении; влияние «авторитетов» для достижения профессиональных целей. Помимо этого, можно выделить приверженность стереотипам, шаблонам в воспитательной работе с осужденными, нежелание повышать профессиональное мастерство, негативное отношение к использованию в практической деятельности передового опыта, достижений правовой, психологической и педагогической наук. Проявляются правовой абсолютизм и ригоризм, стремление утвердиться в коллективе, получить репутацию бывалого работника, опасение показать себя излишне либеральным по отношению к осужденным; склонность к решению профессиональных проблем силовым путем[6].
Должностная деформация связана в основном с исполнением властных полномочий. Проявляется в следующем: чувстве вседозволенности, неограниченности своих должностных полномочий; самодовольстве, самолюбовании; во властности, упоении властью, стремлении к подавлению воли, чести, достоинства и самолюбия других людей; использовании служебного, должностного положения для психологического давления на подчиненных, «ты-вы» обращения по вертикали. Данному виду деформации свойственны некритичное отношение к себе, амбициозность, проявление самодурства, несдержанность, хамство, нетерпимость к мнению других, критическим замечаниям; нежелание видеть свои ошибки, признавать их, а тем более исправлять. Личные неудачи объясняются внешними обстоятельствами или ошибками других людей. Наблюдаются презрительное отношение к подчиненным, предвзятость оценок; бестактность, консерватизм, бюрократизм и формализм, проявляется память на обиды. Сотрудники разделяются на своих и чужих, отношения дифференцируются по принципу личной преданности. Развиваются болезненное честолюбие, чинопочитание, угодничество, ориентация на руководящее мнение, склонность нарушать правовые, нравственные нормы ради сохранения чести мундира, личного благополучия. Утрачиваются здоровые нравственные и служебно-деловые отношения между различными отделами, частями и службами исправительного учреждения[11].
«Депривационная деформация обусловлена сужением круга интересов, общения, проблемами с организацией досуга, нежеланием повышать свой общий уровень культуры, заимствованием правил поведения и межличностных реакций криминальной среды, а также отсутствием возможностей для удовлетворения потребностей различного уровня, качества и содержания. Она связана с переживанием негативных эмоциональных состояний, чувством дискомфорта, которые приводят к неадекватным действиям и поступкам на службе. Данный вид деформации наблюдается в основном в отдаленных и лесных подразделениях, усиливая в качестве компенсаторного механизма другие виды деформации» [11, с. 34].
«Так, например, круг общения сотрудников исправительных учреждений в отдаленных и лесных подразделениях крайне узок, в него входят, по сути дела, только домочадцы, коллеги по работе и осужденные, что провоцирует негативные эмоциональные состояния. Положение усугубляется отсутствием условий для реализации духовных и иных потребностей. Это особенно разочаровывает молодых сотрудников, которые после окончания учебного заведения направляются на работу в отдаленные подразделения, так как они лишаются возможности удовлетворить широкий спектр потребностей, ранее доступных. Помимо этого, в поселках при колониях наблюдается так называемый эффект витринности, когда сотрудник все время на глазах сослуживцев и из-за этого возникают трудности в интимной жизни» [11, с. 40].
Сильное психическое воздействие оказывает и оторванность на долгое время от «большой земли», ведь в некоторые исправительные учреждения можно добраться только на вертолете, а посуху - лишь летом или зимой. Душевное состояние сотрудников сравнимо с тем, что испытывают космонавты на орбите, работники арктических, геодезических, метеорологических станций или экипаж подводной лодки в дальнем плавании, когда даже запах соседа по койке в определенной ситуации может вызвать агрессивную реакцию.
Впоследствии происходит замещение неудовлетворенных потребностей такими, удовлетворение которых доступно. Так, например, духовные потребности заменяются материальными, желанием забыться с помощью алкоголя, наркотических средств или стремлением самоутвердиться любым способом", посредством неадекватной самоактуализации, подкреплением властных полномочий и др. Такие проявления приводят к конфликтным ситуациям при исполнении служебных обязанностей и в семье.
В итоге депривационная деформация ведет к неадекватным действиям и поступкам и усугубляет проявление собственно профессиональной и должностной деформаций или даже обусловливает их[11].
«Психологический механизм любого из перечисленных видов деформации в определенной степени обусловлен адаптацией личности к условиям среды. Однако адаптивную деформацию можно выделить в самостоятельный вид деформации личности сотрудников исправительных учреждений. Адаптивная социальная активность выражается в пассивном приспособлении личности к социальным условиям без намерения изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. Личность, внутренне не принимая нормы и ценности коллектива, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть белой вороной, - это и приводит к последующей деформации. Так в античном театре маска, надеваемая для исполнения роли в спектакле, в течение представления «прирастает» и становится собственным лицом играющего, что метко определяется народной поговоркой: привычка - вторая натура. В другом случае сотрудник привыкает к сложившимся в коллективе социальным отношениям в течение длительной или постоянной работы в учреждении в одной и той же должности. Такую ситуацию проще объясняет житейский афоризм: сотрудник понял службу. Адаптивную деформацию можно в определенной степени сравнить с явлением ролевой защиты личности» [15, с. 165].
«Правила игры» в коллективе могут привести к физиогномической деформации, выражающейся в изменении черт лица, мимики, выражения глаз, манеры поведения, походки.
В действительности различные виды деформации проявляются не отдельно, а в комплексе. При этом любая из проанализированных нами деформаций захватывает и интеллектуальную, и нравственную, и эмоциональную, и волевую сферы личности.
В качестве крайнего, интегрального проявления деформации личности можно выделить комплекс социально-профессиональной неадекватности, обусловливающий в итоге криминальную предрасположенность (установку) личности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Указанный комплекс проявляется в виде различных психических синдромов: подкрепления властных полномочий; стяжательства-накопительства; опасения несостоятельности; личной исключительности или, наоборот, обыденности; кризиса профессиональной мотивации; раболепия или «хозяина»; переложения ответственности; «сотрудника спецслужб»; когнитивной и конативной простоты и др.
Под синдромом понимается анормальное состояние психики, выражающееся в переживании хронического чувства дискомфорта, негативных психических состояний, компенсируемых неадекватным поведением в ответ на стрессогенную ситуацию.
Синдром подкрепления властных полномочий выражается в том, что человек, привыкший к постоянной, систематической их реализации, начинает испытывать от этого чувство удовлетворения, которое нуждается в постоянном подкреплении, вследствие чего властные методы применяются независимо от необходимости и характера ситуации.
Стремлением к удовлетворению материальных потребностей обусловлено возникновение синдрома стяжательства-накопительства, когда сотрудник вне зависимости от необходимости, как скупой рыцарь, продолжает брать, брать и брать - взятки, подарки, предметы ширпотреба, производимого осужденными, и т. п.
Феномен опасения несостоятельности характерен в основном для молодых сотрудников исправительного учреждения, которые стремятся утвердиться в коллективе, расположить к себе опытных коллег, показать себя не слишком либеральными по отношению к осужденным[14].
Кризис профессиональной мотивации обусловлен низкой эффективностью борьбы с преступностью, характером деятельности уголовно-исполнительной системы в целом, современными непродуманными тенденциями в подготовке профессионалов для пенитенциарных учреждений, переориентацией деятельности с правоприменительной, силовой на социальную, личностными проблемами сотрудников. Сотрудники исправительных учреждений разочаровываются в профессии, эмоционально сгорают из-за ведомственной бюрократии, обезличенности, бессилия изменить сложившуюся ситуацию, отсутствия условий для реализации служебных и личных ожиданий и иных явлений.
Синдром раболепия («хозяина») проявляется в характере отношения к начальству и подчиненным и наглядно иллюстрируется народной мудростью: никто так не подличает с подчиненными, как те, кто заискивает перед начальством. Возникновению этого явления способствует нездоровый социально-психологический климат и деформация общения, межличностных отношений по вертикали.
Современные социальные условия, несмотря на видимость глубоких демократических преобразований, способствуют формированию одномерного человека, в котором отсутствуют критичность, умение отличать реальные события и факты от того или иного мнения о них, ролевая защита и стремление быть не как все. Все это лишает человека субъектности, индивидуальности, превращает его в объект манипуляций более сильных личностей, воздействия ситуации и среды. Отсутствие опоры на внутренние принципы, способности изменить себя и мир, перспективы, многомерности существования свойственны синдрому субъектности.
Феномен переложения ответственности (феномен безответственности) в настоящее время проявляется очень часто. Многие из инициаторов, произошедших за последнее десятилетие социально-экономических и иных потрясений не были привлечены к какой-либо ответственности. Эта тенденция основательно прижилась и на местах, в конкретных учреждениях, где вина за те или иные негативные явления перекладывается на плечи непричастных или так называемых стрелочников и козлов отпущения. Образно названный синдром «сотрудника спецслужб» характеризует патологию в стереотипизации, выражающуюся в социальной шизофрении, подозрительности, поиске врагов, наклеивании ярлыков[1].
Когнитивная и конативная простота связаны с познанием, восприятием и поведением. Проявляются в восприятии картин мира, социально-психологических, личностных и иных явлений действительности в черно-белых красках, без полутонов. Любое отклонение от подобного восприятия вызывает у сторонников этой точки зрения бурные негативные эмоции, агрессивное поведение, возмущение проявлением индивидуальности («шаг в сторону -расстрел»).
Одним из наиболее важных аспектов проблемы профессиональной деформации является определение факторов, способствующих возникновению этого феномена.
Фактор рассматривается как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. В качестве основных факторов, обусловливающих деформацию личности, можно выделить специфику среды, в которой осуществляется жизнедеятельность сотрудников пенитенциарных учреждений, и особенности их личности.
Составляющими элементами среды исправительных учреждений являются коллектив сотрудников и общность осужденных, а также обусловленная их особенностями специфика деятельности сотрудников ИУ. Некоторые ученые-психологи выделяют самые различные факторы, внегрупповые (физические и социальные); внутригрупповые (нормы, ценности, межличностные отношения); внеличностные и внутриличностные. Связующим звеном является общественно значимая совместная деятельность.
Однако не существует фатальной предопределенности профессиональной деформации для каждого из работающих в уголовно – исполнительной системе. Только от волеизъявления конкретного лица зависит степень его сопротивляемости деформирующему воздействию со стороны объективных и субъективных факторов, которыми наполнена его деятельность.
Причины и условия профессиональной деформации можно подразделить на объективные и субъективные. К ним относятся противоречия и недостатки, которые содержатся в деятельности УИС в целом: организации, управлении, профессиональной подготовки сотрудников, особенностях воспитательной работы и морально – психологическом климате. Однако деление причин на объективные и субъективные условно, они взаимно переходят друг в друга[3].
В организационно – деятельностной концепции А.М. Столяренко, согласно которой технико – экономическая и организационно – правовая подсистемы представляют факторы внешней регуляции, а психологическая подсистема – факторы внутренней регуляции. Обе группы факторов рассматриваются как совместно воздействующие, и их воздействие может как совпадать, так и быть противоположным [10].
«Деформирующее влияние на личность сотрудников исправительных учреждений оказывает специфическая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. При этом следует учитывать сопутствующие факторы: 1 – закрытость исправительных учреждений; 2 – идентификация сотрудниками себя с «властью», а осужденных с «невольниками»; 3 – постоянный, неизбежный контакт с криминальной средой (особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях); 4 – стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной и физической агрессии со стороны осужденных; 5 – высокий уровень эмоционального напряжения в общении» [8, с. 67].
«Таким образом, суммируя различные мнения ученых на тему факторов, способствующих формированию профессиональной деформации, были выделены четыре основных группы факторов:
1. Факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников УИС:
- наделение сотрудников властными полномочиями;
- психологические и психические перегрузки (например, неустойчивый график работы, длительное лишение сна, резкие колебание активности в течении рабочего времени, частые дежурства);
- низкое материальное стимулирование к работе;
- повышенная ответственность при выполнении своих служебных обязанностей;
- экстремальность (например, риск, постоянное ожидание опасности, высокая эмоциональная насыщенность служебной деятельности при дефиците позитивных впечатлений);
- интенсивное общение с объектом профессиональной деятельности (например, осужденные, которые придерживаются криминальных установок для обеспечения своих интересов, целенаправленно создают условия для негативного изменения в структуре личности сотрудника; употребление жаргонных выражений); рост количества осужденных, в первую очередь имеющих различные психические отклонения, появившиеся вследствие возникновения алкогольной и наркотической зависимости;
- невысокий интеллектуальный уровень развития осужденных (как правило, большинство имеют начальное образование или неполное среднее).
2. Факторы, связанные с особенностями личности сотрудников:
- неуверенность в себе;
- проявление агрессивности как при общении с осужденными, так и коллегами по работе, а также в быту;
- отсутствие стремления повышать уровень своего развития, кругозора;
- завышенные личностные ожидания от службы (отсутствие перспектив продвижения по службе);
- невысокая профессиональная подготовленность;
- недостаточный жизненный опыт (принятие на службу молодых людей, не служивших в армии);
- принятие сотрудником на себя ответственности большей, чем позволяет его профессиональное и личностное развитие;
- низкий уровень самоконтроля и самокритичности;
- появления разочарования профессией;
- проявление конформности (например, подражание сотруднику, имеющему авторитет, вплоть до мелочей);
- слабое развитие волевых качеств.
3. Факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник:
- неадекватный стиль руководства коллективом;
- напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками;
- конфликты в семье;
- низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия и неполноценности.
4. Факторы среды, вызывающие появление профессиональной деформации:
Среда, в которой осуществляют деятельность сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеет свои специфические особенности, которые накладывают существенное деформирующее влияние на их личность.
Специфика заключается в следующих основных моментах:
- в высокой степени закрытости, по сравнению с другими гражданскими службами и учреждениями;
- в тесном контакте с криминогенной средой;
- в хронической стрессогенности профессиональной деятельности;
- в высоком уровне эмоциональной окрашенности общения (тесное взаимодействие с осужденными приводит к применению в общении с другими людьми «тюремного лексикона» и т.д.).
Работа в таких условиях может привести к появлению стойкой эмоциональной напряженности, стрессовым расстройствам, что в конечном итоге и может проявиться в профессиональной деформации» [10, с.178].
«Условия, при которых механизм возникновения профессиональной деформации запускается чаще всего. Такие ситуации следующие:
- когда принимаемые на службу лица не соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исполнительной системы;
- в ситуации отсутствия у поступающих на службу стойкой мотивации к данному виду деятельности, либо наличие сниженной мотивации;
- когда происходит постоянное копирование действий опытных, старших сотрудников;
- в случае выраженного некритического восприятия собственного поведения;
- когда искажены представления о стиле и методах работы;
- когда у принимаемых на службу сотрудников, отмечается низкий интеллектуальный уровень, что в свою очередь приводит к трудностям в принятии ими решений, к неумению ориентироваться в сложных служебных ситуациях, затруднению адаптации к службе, низкой социальной ответственности и т.д.