ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
1.1 Сущность финансовой интеграции
Финансовая интеграция представляет гармонизацию и унификацию налоговых систем, государственных расходов, бюджетного процесса, системы контроля со стороны центральных банков за деятельностью коммерческих банков. Она проводится с целью большей координации политики государств, которые входят в региональные группировки. Финансовая интеграция осуществляет процесс ослабления и прекращения рамок между внутренними рынками и международными финансовыми рынками. Стоит также отметить, что развитие связей между данными рынками выражается в свободном перемещении финансовых капиталов между странами и финансовыми центрами, появлении большого количества зарубежных филиалов финансово-кредитных институтов, развитии международных финансово-кредитных институтов.
Различные формы финансовой интеграции могут включать в себя следующие элементы:
? обмен информацией между финансовыми учреждениями;
? обмен передовыми технологиями среди финансовых институтов, с помощью лицензирования;
? быструю адаптацию или подражатель недавно разработанных продуктов среди финансовых институтов в различных странах;
? заимствование и привлечение у фирм средств непосредственно в международные рынки капитала, вклад инвесторов на международных рынках капитала;
? обмен опытом между финансовыми институтами;
? трансграничные потоки капитала;
? участие иностранных игроков в отечественных финансовых рынках.
Финансовая интеграция в региональной, а также в мировой экономике несовершенна и неполноценна . Это связано с несовершенным финансовым рынком. В качестве причин возникновения несовершенной финансовой интеграции можно привести следующую ситуацию такую как : неравенство крайнего темпа замен разных агентов. Также стоит отметить, что юридические ограничения так же могут препятствовать финансовой интеграции. Таким образом стоит отметить что , финансовая интеграция может устраниться от ограничений, которые в свою очередь имеют отношение к международным финансовым операциям. Это необходимо для следующих целей такие как:
? во-первых, чтобы организации напрямую привлекали или заимствовали денежные средства;
? во-вторых, чтобы финансовые учреждения могли работать свободно;
? в-третьих, чтобы инвесторы акций и облигаций могли вкладывать денежные средства через границу государства с меньшими ограничениями.
Стоит отметить, что наибольшая часть правовых ограничений существуют по причине несовершенств рынка, которые препятствуют финансовой интеграции. Однако, стоит заметить устранение правовых ограничений, может быть, сделает мировую экономику в разы хуже.
Финансовая интеграция региональной или экономики по всему миру также может осуществляться с помощью формального международного соглашения. В данном соглашении говорится о том, что руководящие органы конкретных экономических систем соглашаются вместе сотрудничать. Данное согласие предоставляется для того, чтобы обратиться к региональным или мировым денежным беспорядкам при помощи нормативных а так же политических мер. Степень, в которой измеряется финансовая интеграция, включает в себя:
1. накопленные заграничные активы и обязательства;
2. валовые капиталовые потоки;
3. степень дисперсности процентных ставок;
4. степень совместного перемещения доходности акций;
5. финансовую открытость.
Таким образом, несмотря на некоторые отрицательные влияния на мировую экономику, финансовая интеграция занимает важное место в экономической системе.
1.2 Типы финансовой интеграции
Интенсивную интеграцию в мировую финансовую систему, отечественный финансовый рынок начал в 1990-е годы. Подтверждением этого выступают возвышающиеся темпы роста привлечения капитала крупными российскими компаниями в мировых финансовых рынках.
В зависимости от уровня финансовой интеграции отличают:
1. финансовая интеграция субъектов рынка;
2. финансовая интеграция отдельных инструментов;
3. финансовая интеграция фондовых рынков.
В зависимости от степени развития интегрирующей экономики отличают следующие типы интеграций:
? интеграция между развивающимися рынками;
? интеграция между развитыми рынками;
? интеграция между развитыми и развивающимися рынками.
В зависимости от степени близости экономических взаимосвязей среди стран различают следующие типы финансовой интеграции:
? региональная интеграция - между странами с развивающимися рынками, которые расположены в одном регионе, например, БРИКС - группа из пяти быстроразвивающихся государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика;
? интеграция по регионам - между странами с развивающимися и развитыми рынками, которые находятся в одном регионе, к примеру, объединение стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
? глубокая интеграция – среди государств с развивающимися рынками и ключевыми мировыми финансовыми центрами - G20 (группа двадцати).
Согласно показателю структурного направления экономической интеграции присутствуют последующие виды такие как :
1. горизонтальная финансовая интеграция;
2. вертикальная финансовая интеграция.
В зависимости от уровня финансовой интеграции различают:
? слабую связь;
? сильную связь;
? среднюю связь.
В зависимости от объема интеграция может быть:
? национальной;
? региональной;
? всемирной.
По времени существования финансовой интеграции различают следующие виды такие как :
? краткосрочная финансовая интеграция;
? среднесрочная финансовая интеграция;
? долгосрочная финансовая интеграция.
Рассмотрим преимущества а так же недостатки финансовой интеграции.
Тенденции либерализации финансовых рынков в развитых странах в 1970-е годы и 1980-е годы считались результатом скоростной международной интеграции финансовых рынков в 1990-е годы. Стремительная международная интеграция также стала причиной снижения контроля за капиталом и валютными операциями на развивающихся рынках. Интегрирование экономических рынков способствовала стремительному перемещению финансовых потоков в те страны и регионы, которые в это время были динамичны.
Информация о перемещении финансовых ресурсов были выгодными для стран-реципиентов, а кроме того для всемирного роста. Можно отметить четыре ключевых, значимых превосходства от денежных средств.
Первое преимущество – вложения и рост. Весьма часто, государства, которые находились на ранней стадии развития, имеют большие резервы капитала. Согласно этому, инвестиции в экономику этих стран будут иметь большую отдачу, если сравнивать с инвестированием в экономику развитых стран. Поступление капитала из развитых стран может стать дополнением к небольшим внутренним ресурсам. Подобным образом, это будет содействовать крепкому росту инвестиций в экономику страны-реципиента. Увеличение капитала в данном случае будет приносить большие экономические и социальные выгоды. Рост инвестиций внутри страны оказывает большое, а так же положительное воздействие на долгосрочный и экономический рост, и содействует повышению уровня жизни в данной стране.
Второе преимущество – повышение производительности и устойчивости в банковской сфере услуг . Поступление денежных средств в банковскую сферу исполняется из-за того, что существуют тенденции к увеличению производительности данного финансового посредничества, а также из-за уменьшение стоимости капитала.
Третье преимущество – снижение потребления. Приобретение на международном рынке денежных средств имеет возможность быть использовано для обеспечения полноценной защиты потребления от негативных шоков для государственной экономики.
Четвертое преимущество – укрепление макроэкономической дисциплины. Масштабная подвижность капитала ограничивает возможность правительства осуществлять малоэффективную экономическую политику. Всевозможные действия в этом направлении может привести к значительному оттоку капитала. А убывание денежных средств может привести тем самым к увеличению процентных ставок внутри данной страны и стать причиной вреда экономике страны. Правительство будет вынужденно наиболее с ответственностью относиться к проведению политики. Это повергнет к росту макроэкономической устойчивости и к экономическому приросту.
Невзирая на превосходства притока денежных средств в экономику развивающихся стран, открытые экономические рынки обладают рисками для страны реципиента, в особенности в краткосрочном этапе. Акцентируют четыре основных области рисков для страны реципиента.
Первый риск – неполный доступ. С целью большого количества стран типичной является так называемая вероятность заимствования на мировом рынке капитала только лишь асимметричным образом: если в «хорошие времена» этот доступ существует, то в «плохие времена», например, в период кризиса, страны имеют недостаток иностранных кредитов и отток капитала.
Второй риск – потеря макроэкономической стабильности.
Третий риск – неэффективное распределение капитала.
Четвертый риск – уязвимость притока капитала.
Подобным образом, можно проделать следующий вывод. Финансовая интеграция представляется непростым ходом исполнения финансовых операций в финансовых рынках. Для того чтобы облегчить анализ и контроль данных операций необходимо огромное число различных видов финансовых интеграций. Как и прочие виды интеграций, финансовая интеграция имеет ряд положительных сторон и рисков, следовательно, каждый экономический субъект должен иметь знание, чтобы предвидеть риски. Финансовая интеграция захватывает существенное положение в экономической системе.
?
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
2.1 Международная инвестиционная позиция банковского сектора России и оценка процессов интеграции российского и иностранного банковского капитала
При работе над платежным равновесием страны большим достижением специалистов Банка России возникло создание и опубликование общего свода отечественных наружных активов и обещаний. Этот статистический агрегат, который в концепции и практике платежного равновесия известен как «расчетный баланс на дату». Этот сборник, официально именуемый «Международной инвестиционной позицией Российской Федерации», неотъемлемо вкладывает круг информации, который отражает положение дел и статус страны во всемирной денежной концепции. Он показывает, с одного края, кто собственно и в каких размерах обладает иностранными активами, а с другой – кто и в какой степени обременен внешними долгами (валютными обязательствами перед заграницей).
Прежде всего публиковавшиеся данные определяли только лишь относительно незначительный элемент иностранных активов и обязательств, что довольствовались рамками отечественной банковской системы. Сегодня же они вводят целый массив иностранных активов и обязательств русских резидентов перед заграницей. Кроме этого, принципиально, что афишированные данные отражают не целый размер наружных активов и обязательств российских резидентов перед нерезидентами, однако и их разделение среди дальним зарубежьем и странами СНГ. Хоть, пока сведенья о «Международной инвестиционной позиции Российской Федерации» ограничиваются только лишь периодом 2001 – 2005 гг. Тем не менее и они вводят крайне необходимую дополнительную информацию, расширяющая наши понятия о действительной кредитоспособности и платежеспособности РФ, о ее настоящем месте из числа стран – мировых должников и кредиторов.
Обнародованные сведения отражаются в соответствии пяти группам российских резидентов: правительственные аппараты государственного управления, аппараты денежно-кредитного регулирования, банковский сектор, сектор нефинансовых предприятий, сектор домашних хозяйств.
В настоящем изложении с целью аналитических целей данные сведения объединяются в 2 укрупненных агрегата. Правительственный сектор включает в себя зарубежные активы и обязательства, которыми владеют и за которые отвечают соответствующие органы государственного управления (федеральное правительство и власти субъектов Федерации), а помимо этого аппараты денежно-кредитного управления, прежде всего, Банк России. Негосударственный раздел содержит совершенно всех остальных отечественных резидентов, то есть банки, нефинансовые предприятия и домашние хозяйства. Следует отметить, что подобного рода систематизации имеется определенная условность. Банковский сектор и сектор домашних хозяйств, безусловно, принадлежат к негосударственному (частному) сектору, однако среди нефинансовых компаний имеются и подобные, которые принадлежат стране. Тем не менее их с необходимой причиной можно отнести к негосударственному сектору, так как в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, чем руководствуются частные структуры. Аналогичные фирмы самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами соответствуют согласно появляющимся обещаниям без участия государства и не используя государственные средства. Помимо этого, можно подчеркнуть, что в официальных комментариях к платежному балансу внешние обязанности названной группы систематизируются как обязательства частного сектора.
Заграничные активы и обязательства учитываются и отражаются в международной инвестиционной позиции по той же номенклатуре, что и капитальные операции платежного баланса: прямые и портфельные инвестиции, а кроме того прочие инвестиции с подразделением на кредиты, займы и кредиты, текущие счета и депозиты, сбережения наличной валюты. В активах представляется золотовалютные запасы страны. Аналогичным способом, на определенную дату закрепляется окончательный итог движения государственных и частных капиталов в итоговой денежной форме взаимных требований и обязательств, сформировавшихся в процессе интернационального обмена товарами и услугами, совершения действий вкладывательного, кредитного и валютного характера.
Зарубежные обстоятельства и обязательства России в подавляющей части выражены в иностранных валютах. Особенностью оформляют сравнительно небольшие суммы рублевых ценных бумаг, рублевых счетов и наличных рублей, относящихся нерезидентам.
Реальная денежная обстановка характеризуется значимым расширением сферы иностранных активов России. В течении пяти лет (2001 – 2005 гг.) темпы их роста каждый год увеличивались, в следствии чего они выросли больше чем в два раза (почти на 258 млрд дол.), а их единый объем близился к отметке в 500 млрд долларов. Однако вдобавок высоким темпам нарастали отечественные обязательства перед другими странами. За этот же период они выросли на 355 млрд дол., или почти в 3 раза, превзойдя значение величины заграничных активов на 44 млрд долларов. Около пяти лет назад обстановка состояла в другом виде – активы превышали обязательства на 54 млрд долларов. Как и в иных сферах внешнеэкономической деятельности, преобладающее множество зарубежных активов и обязательств РФ, к тому же в увеличивающейся степени, концентрируется на странах дальнего зарубежья. За анализируемый пятилетний срок, часть стран СНГ в русских активах уменьшилась с 4,5 до 4%, а в обязательствах – с 1,4 до 0,7%. Подобным образом, единая интернациональная инвестиционная позиция нашей страны фактически совпадает с ее региональной инвестиционной позицией в отношении стран дальнего зарубежья. Общий объем зарубежных активов и обязательств на уровне 500 млрд дол. – мало это или же много? Если сделать акцент на международную ситуацию начала 2003 г., то данная число превышало объемы тогдашних зарубежных активов Австрии, Швеции, Сингапура, однако была меньше активов Испании в полтора раза, Бельгии и Ирландии – почти вдвое, Италии – в 2,5 раза, Голландии и Швейцарии – в 3 раза, Франции, Германии, Японии – в 5–6 раз, Великобритании – более чем в 10, а США – в 13 раз. Из 20 стран, чьи заграничные активы превышали 100 млрд дол., наша страна с активами в 500 млрд дол. занимала бы 13-е место, а ее доля составила 1,6%. Приблизительно такая же обстановка наблюдалась и в отношении объемов международных обязательств – Россия среди указанных 20 стран также была бы на 13-м месте с долей 1,7%.
2.2 Анализ процессов интеграции деятельности ПАО Сбербанк России за 2015 – 2017 годы
Россия — страна с развивающейся экономикой, поэтому пока ее роль в мировой банковской системе остается небольшой. По мере роста ВВП и экономики в целом будут укрепляться и позиции отечественных банков на международной арене. В последние годы некоторые банки предпринимали попытки выхода на зарубежные рынки. В частности, Сбербанк еще несколько лет назад активно покупал банки в Восточной Европе и Турции. Сейчас он был вынужден временно приостановить экспансию в связи с вводом санкций.
Развитие мировой экономики идет по пути интеграции. Соответственно, Россия в любом случае будет внедряться в международную банковскую систему. Для ускорения процесса необходимо последовательно заниматься развитием отечественной финансовой инфраструктуры. Таким образом, мы должны продолжать системно переходить на международные стандарты отчетности и применять лучшие мировые практики в области регулирования банковской отрасли, такие как положения «Базеля III».
Крупнейшие российские розничные банки уже сейчас могут похвастаться внедренными инновационными технологиями, по своему уровню они не ниже международных. Например, в интернет-банкинге и электронной коммерции.
Россия никогда не была полностью интегрирована в международную банковскую систему. В неблагоприятных экономических условиях российский банковский сектор слабеет. Дефицита валютной ликвидности нет, а это значит, что финансовый кризис маловероятен, но количество просроченных кредитов заметно растет, особенно в строительной отрасли, а также в сфере долгов промежуточных банков. Российский банковский сектор сейчас не в лучшей форме, но в долгосрочной перспективе есть поводы для оптимизма. Банк России уже доказал свою способность справляться с трудностями.
Единственный способ ускорить восстановление российского банковского сектора это полностью интегрировать его в международную финансовую систему и направить в страну иностранный капитал. Для этого требуется отмена санкций и реализация более стабильного и ориентированного на бизнес регулирования, особенно в отношении договорного права и защиты интересов миноритарных инвесторов. Кроме того, Россия должна развивать промышленные секторы, не связанные с нефтью, и сферу услуг, в том числе и финансовых. Экономическая модель, ориентированная только на одну отрасль, ограничивает долгосрочный потенциал роста в стране. Более диверсифицированная экономика, в меньшей степени зависимая от продажи нефти, также будет способствовать укреплению банковского сектора, который сможет полагаться на другие источники роста в случае кризиса. Конечно, это долгосрочный проект, но его нужно начинать как можно скорее.
Российский банковский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся в мире, за годы своего существования мы прошли путь, на который у развитых стран ушли десятилетия. Есть большие успехи в инновациях — с точки зрения технологий многие игроки не только не уступают, но и опережают западных коллег. Поэтому, несомненно, Россия это значимая часть мировой банковской системы и технологический новатор развивающихся рынков. Анализируя возможности при выходе на новые рынки, мировые банковские группы всегда учитывают российский опыт.
Россия и на данный момент определенным образом интегрирована в международную банковскую систему. Но важно понимать, что в нашей стране есть уникальная специфика, с которой невозможно не считаться, поэтому говорить о более глубокой интеграции в среднесрочной перспективе не приходится. Регулятор решает очень важную задачу по обеспечению стабильности российской банковской системы в условиях ограниченных возможностей фондирования на западных рынках капитала. И на данный момент эта задача значительно важнее и приоритетнее, чем повышение уровня интеграции в мировую банковскую систему.
Место России в международной банковской системе значительное с точки зрения предоставления услуг корпоративным и частным клиентам, которые заинтересованы в трансграничных финансовых операциях. А вот с точки зрения заимствований на международных финансовых рынках, а также участия в финансировании проектов за рубежом в настоящее время место не столь значительное.
Интегрироваться, конечно, нужно, создавая комфортный инвестиционный климат, участвуя в организациях, обеспечивающих трансграничные банковские операции, укрепляя зарубежное присутствие российских банковских институтов. Не стоит забывать и про борьбу с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма. Однако при интеграции необходимо учитывать национальные интересы.
Россия обладает одной из крупнейших по объемам ВВП экономик мира. При этом доля финансов России в совокупных мировых активах лишь около 1%. Это говорит о высоком потенциале для роста, который, несомненно, есть у нашей банковской системы. Наша банковская система является частью экономики России ровно так же, как наша банковская система является частью мировой банковской системы. Интеграция банковской системы в первую очередь связана с интеграцией экономики. Мы двигаемся в этом направлении. В банковской системе идут активные реформы, меняется наш фондовый рынок и валютно-денежная система. Продолжение реформ позволит нам наиболее гармонично интегрироваться в международную банковскую систему и занять в ней свое место.
Совершенно очевидно, Россия уже интегрирована в международную финансовую систему, включая банковскую. Проблема только в том, что быть придатком этой системы — не интересно, невыгодно и местами даже опасно. Просто необходимо становиться полноценным ее участником. Для этого, на мой взгляд, необходимо предпринять ряд шагов.
Первое – восстановить доверие к России внутренних и внешних кредиторов и инвесторов.
Второе – создать условия для максимального использования отрабатываемых западными инвесторами рыночных механизмов и инструментов для расширения возможностей в области привлечения инвестиций в российскую экономику и защиты прав инвесторов и собственников.
Третье – двигаться в сторону создания в России международного финансового центра. Четвертый фактор нужно развить и вывести на международный рынок НСПК и карту «Мир». И наконец, совершенно точно необходимо играть по правилам международных финансовых рынков и системы в целом, соответствовать общему стримму для более эффективного взаимодействия и извлечения выгод.
Процесс интеграции уже идет. Санкции, наложенные на банковский сектор РФ, показали, что финансовые потоки не ограничены только США или Евросоюзом. Именно весьма глубокое интегрирование в международную банковскую систему позволило не просто переориентировать товарные и, соответственно, денежные потоки, но сделать это в кратчайшие сроки. Ни на день не произошло перебоя в поставках, начиная с товаров повседневного спроса и заканчивая поставками оборудования. Предпринимать какие-то особенные дополнительные действия, на мой взгляд, не нужно. Самой своей работой в российских банках мы принимаем в процессе интеграции самое активное участие.
Россия занимает шестое место в мире по размеру ВВП. Однако место России в мировой банковской системе далеко не соответствует экономическому потенциалу страны. Главная причина этого то, что рубль не входит в число мировых резервных валют. Кроме того, размер доходов и сбережений россиян значительно меньше, чем у населения западных стран. Это обуславливает меньший потенциал аккумулирования средств в банковской системе. По итогам 2015 года совокупные активы всех российских банков составили 1,1 триллиона долларов, что составляет менее 6% от совокупных активов топ-10 китайских банков. Интеграция России в мировую банковскую систему имеет свои плюсы и минусы. Очевидным плюсом является приток иностранного капитала в экономику. Однако минусом является возможное негативное влияние волатильности мировых финансовых рынков на стабильность российской банковской системы.
Ключевой вопрос сегодняшнего дня для интеграции банковских систем, который необходимо решить в первую очередь, это отмена международных санкций, которые фактически отрезали Россию от западного финансового сектора. Необходимо становиться финансовым центром для близлежащих государств, где у России еще осталось влияние. На основании завоеванных позиций необходимо далее расширять влияние российской банковской системы через создание экономических партнерств с дружественными государствами, для последующей интеграции банковских систем. Если мыслить стратегически, применение информационных технологий уже сейчас позволяет строить глобальные трансграничные компании в финансовом секторе.
В мировой банковской системе Россия пока занимает скромное место. Ни один российский банк не входит в число 25 крупнейших банков мира. Кроме того, существенный удар по позициям российской банковской системы в мировом рэнкинге был нанесен девальвацией рубля за последние два года. Тем не менее, конечно, России нужно интегрироваться в международную банковскую систему. Интеграция в целом несет в себе массу плюсов возможности обмена опытом, наращивания компетенций, развития финансовых технологий.