Глава 1 История становления и развития судебной власти России
1.1 История возникновения судебной власти в России
Для лучшего понимания современного состояния какой-либо сферы общества или государства стоит обратиться к истории. Соответственно при изучении судебной системы России следует обратить внимание на ее правовую эволюцию. Стоит отметить, что исторический путь данной системы власти можно разделить на несколько этапов.
Суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, так как по мере развития государственного механизма он выделяется в самостоятельный орган. Известно, что тысячелетиями люди пытались найти компромисс между справедливостью и законом, между правами личности и общественным благом. Когда воспроизводишь в голове этапы становления судебной системы России, задумавшись о том «где это зародилось», таким образом можно составить краткий план, по которому суды в РФ развивались, а иногда наблюдался и упадок.
История российского суда берет своё начало еще в далеком прошлом. Одно из ранних упоминаний о правосудии на Руси можно найти в летописи «Повесть временных лет». В летописи говориться, что славянские племена, «имели свои обычаи и законы своих отцов, и каждый имел свой нрав», но когда между ними возникла вражда «и не стало правды»,они обратились с приглашением к своим врагам, чтобы те правили и судили по правде. Само слово «суд» впервые упоминается в древнерусской истории в «Уставе князя Владимира Святославича».Он определял место церковной организации в государстве, а также устанавливал перечень дел, подсудных церковному суду. На Руси начал накапливаться законодательный материал и это послужило толчком к её кодификации. Постепенно накапливался законодательный материал, так был сформирован единый свод законов, известный как «Русская Правда», которая формировала законы и правовые обычаи раннефеодального русского государства. В дальнейшем с развитием русской судебной системы появляются княжескими грамоты, благодаря которым решались определённые вопросы судоустройства.
Таким образом в Московской Руси XV-XVII веков судопроизводство осуществлялось князьями, а затем царем. Во времена русских царей стало традиционным совмещение представителя власти и правосудия в одном лице. Это весьма символично и для современности, так как часто можно услышать, что судье был отдан приказ «сверху». В современном мире власть контролирует суды, видимо, со времен царей осталась в системе такая традиция.
Для князей, которые распоряжались правосудием в Московской Руси, занятие это было очень доходным, ибо штрафы, виры, продажи шли в княжеский карман. Однако историки отмечают, что суд того времени был очень продажным, ведь князьям – тогдашним судьям было выгодно то решение, в результате которого они получат мзду.
В 1550 году царь Иван Грозный выпустил первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права. Положения Судебника большим образом защищали интересы правительства. Также, в Судебнике было прописано, что оружие становилось решающим фактором дела – противников выпускали на поле, победитель – невиновен, так как его оружие благословил Бог, считали отправители правосудия времен Грозного. Кроме того, вводиться понятие антигосударственного преступления – «крамолы» , что характеризовало мятежи и заговоры, объектом для которых служила государственная власть.
Со временем судебная власть продолжала развиваться. При Петре I произошло государственное строительство, которое характеризуется утверждением абсолютной власти монарха, а также стремлением подчинить интересам страны любую деятельность благодаря рационального и максимально регламентированного управления. Также царь впервые предпринял попытки отделить администрацию от суда. При нем была учреждена должность судьи, созданы городовые суды, не зависящие от губернаторов и воевод. Петр реализовал военный и духовный суды, за пример им была взята судебная система Швеции. Известно, что после вступления Екатерины I на престол, все преобразования Петра были уничтожены, и судебная власть вернулась к губернаторам и воеводам.
Таким образом если верить российскому законодательству того времени, то негласной задачей судов в XV-XVII вв., было устрашение населения – «иногда лучше покарать невиновного, чем вообще никого не покарать».
Весь спад развития судебной системы наблюдается в эпоху советской власти. После установления новых хозяйственных отношений и ликвидации коммерческих судов большевики отметили, что законы экономики схожи с законами природы. Это значит, что их нельзя взять и отменить, как нельзя отменить, допустим, закон всемирного тяготения. Также были отвергнуты такие достижения как суд присяжных заседателей. Вместо этого были учреждены институт народных заседателей и местные суды, которые состояли из одного профессионального судьи и двух представителей общественности – народные заседатели.
Советская Россия упразднила ,также, адвокатуру и прокуратуру и приостановила деятельность мирового суда, который в XIX веке был призван защищать права граждан и пользовался у населения особым доверием.
Развитие права «тормозило движение к коммунизму», что приостановило развитие правового государства в Советском Союзе. А позже сталинская деятельность и появившиеся спецколлегии, двигаясь только в одном направлении – по указке партии и самого Сталина, и вовсе не давали развиваться праву в стране.
Весь период сталинских репрессий насчитывает до 50% судебных ошибок – дела возбуждались из воздуха, а наказание люди получали жестокие. Таким образом, советская власть не развивала судебную систему, а лишь стопорила ее развитие.
В 1991 году Верховный совет РСФСР одобрил «Концепцию судебной реформы в Российской Федерации» , положения которой содержали планы на «лучшую жизнь» судебной системы РФ.
Именно тогда впервые заговорили о суде как о гаранте законности и справедливости в стране, о необходимости поднимать судебную власть из низов, в которые она была опущена историей, а также о создании демократического и стабильного общества, которое будет уверено в своем будущем.
В 1992 году был принят Федеральный Закон «О статусе судей в Российской Федерации» , которым судьи были деполитизированы, а судебная власть была провозглашена не имеющей к политике отношения.
1.2 Признаки, принципы и функции судебной власти
Что такое судебная власть? Судебная власть — правовая доктрина и явление, одна из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Она защищает права и свободы человека и гражданина, а также решает сложившиеся споры между субъектами правоотношений. Также разделяется на несколько признаков (см. Приложение 1), и выделяется в соответствии с принципом разделения властей.
Субъектом, осуществляющим её, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.
Если отталкиваться из принципа разделения власти (см. Приложение 2), Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) [1]. Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом специфических черт, одной из которых является то, что именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ [1] правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в РФ осуществляется только судом.
Судебная система включает в себя следующие суды:
1. Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ;
2. суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ);
Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» . Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ [1] судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Известно, что носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.
Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» [8]. Правосудие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общих конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательствах:
- равенства всех перед законом и судом (суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п.);
- открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний. В предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и иного, могут проводиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично);
- очности судебного разбирательства (по общему правилу участники процесса должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т. д. Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом ограниченных случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины);
- доступности языка судопроизводства (общим правилом является ведение судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке РФ или республики в составе РФ, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика);
- состязательности и равноправия сторон (стороны в судебном процессе – истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый – обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями обосновывать свою позицию и опровергать позицию другой стороны; преодоление обвинительного уклона в уголовном процессе – одна из задач осуществляемой в России судебной реформы);
- сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия. От имени государства осуществлять правосудие может как судья единолично (наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конституционном, например, судопроизводстве единоличное рассмотрение дел недопустимо вообще), так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу; 7) участия граждан в отправлении правосудия (такое участие возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей).
Также следует отметить, что судебная власть обладает рядом функций (см. Приложение 3). Одной из важнейших функций судебной власти является осуществление правосудия, то есть производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел. Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов в государственном управлении.
Помимо общих принципов правосудия, имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, например презумпции невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможности обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.
1.3 Судебная система в РФ
Понятие судебная система раскрывает юридический словарь. Итак, судебная система - совокупность всех судов данного государства. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. В РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (см. Приложение 4).
В настоящее время в РФ входят суды трех категорий:
- обычные суды (суды общей компетенции и военные суды)
- арбитражные суды и конституционные (уставные) суды.
Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Можно дать и другое определение, более короткое: судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.
Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системe Российской Федерации» [2].
Деятельность судебной системы РФ можно охарактеризовать ее принципами. К таковым можно отнести:
1. принцип законности
2. принцип единства судебной системы РФ
3. принцип осуществления правосудия только судом.
4. принцип равенства всех перед законом и судом.
5. принцип независимости судей.
6. принцип презумпции невиновности.
7. принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.
8. принцип состязательности сторон.
9. принцип открытости судопроизводства.
10. принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
11. принцип обязательности судебных решений.
12. принцип государственного или национального языка в судах.
Система судов РФ - это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.
Систему судов РФ можно описать следующим образом:
1. Конституционные суды в РФ:
- Конституционный суд РФ.
- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2. Суды общей юрисдикции в РФ.
- Верховный суд РФ
- Суды субъектов РФ
- Городские (районные) суды
- Мировые суды
2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.
- Военная коллегия Верховного суда РФ.
- Военные (флотские) окружные суды РФ.
- Гарнизонные суды РФ
3. Арбитражные суды в РФ.
- Федеральные арбитражные суды округов
- Арбитражные суды округов
- Арбитражные суды субъектов РФ
В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2], суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.
- Районные суды.
- Военные и специализированные суды.
- Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
- Арбитражные апелляционные суды.
- Арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся Конституционные (суды) субъектов РФ и Мировые судьи.
Необходимо знать в РФ существуют и так называемые инстанции. Судебная инстанция в РФ - суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.
В РФ выделяется четыре судебной инстанции:
Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу
Суд кассационной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.
Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.
Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.
Итак, на основании исследуемого материала первой главы, можно сделать обобщающий вывод, что настоящая судебная система какой мы сейчас ее знаем, прошла огромный путь. Множество реформ, разные государственные правители с различными взглядами на законность в государстве, все это только укрепило судебную систему, помогло выявить определенные недостатки и развить до совершенства достоинства. Современная система правосудия в РФ является одной из удачных систем во всем мире.
Судебная система обеспечивает воплощение принципов демократии и гражданского общества в жизнь, выступает важнейшей составляющей реализации прав и свобод человека и гражданина, господства закона. В юридической науке и практике сложились неоднозначные представления о понятии «судебная система», критическое осмысление которых позволило выделить качественно новые составляющие названной категории. Рассматриваются и обобщаются современные представления о категории «судебная система», критикуются их недостатки. Суд определяется как орган государственной власти, который призван юридическим способом разрешать насущные потребности населения, руководствуясь законом, профессиональным правосознанием и социальной справедливостью. Обосновывается, что современный суд – это не только орудие принуждения (воздаяния), компромисса, но и орган нормоконтроля, воспитания граждан в духе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Действующая судебная система в большинстве случаев понимается населением исключительно как деятельность суда, который руководствуется только функциональной задачей обеспечивать правосудие в различных видах судопроизводства.
Глава 2 Анализ правового регулирования социального обеспечения федеральных и мировых судей
2.1 Судьи – как носители судебной власти и их правовой статус
На сегодняшний день можно считать, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Самым высоким показателем правового государства является действительная независимость судебной власти.
Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ [1], специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин «власть» все же следует понимать не как орган или систему органов, а как силу над кем-либо или чем-либо. Она даёт право и возможность распоряжаться или господствовать. Судебная власть призвана охранять право, а также правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений,в независимости от того, кто их совершал.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только государственными судами, образуемыми и действующими в соответствии с установлениями Конституции РФ и федеральными конституционными законами.
Судьи – носители судебной власти, - такое заглавие имеет первая статья Закона о статусе судей в Российской Федерации.
Судьями в соответствии с законом о статусе судей являются: председатели, их заместители и члены Верховного Суда Российской Федерации, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов; председатели, заместители председателей районных судов, другие судьи, мировые судьи; председатели, заместители председателей и другие судьи военных судов; председатели, заместители председателей, председатели коллегий и судьи – члены арбитражных судов; председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Конституционного Суда Российской Федерации; судьи конституционных (уставных) судов республик в составе Российской Федерации.
Исходя из перечня должностных лиц, судьями могут быть лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Определенное лицо только тогда будет обладать статусом судьи, когда оно принято на работу, на должность судьи и занимаемая им должность предусмотрена штатным расписанием соответствующего суда.
Распоряжения, отдаваемые судьей, обладают свойством обязательности. Обязательностью обладают лишь те распоряжения и требования, которые даны в пределах закона и полномочий судьи и предусмотрены процессуальным порядком.
Судья в профессиональном смысле понимается как лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению функций судебной власти, исполняющее обязанности на профессиональной основе и действующее посредством конституционного и уголовного судопроизводства.
Хотя в ч.3 статьи 1 Закона о статусе судей в РФ [8] записано: «Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе», представляется, что больше чем за восемь лет практика и жизнь показали неравнозначность понятий «судебная власть» и «правосудие». Связывать в настоящее время личность судьи – носителя судебной власти только с правосудием, значит суживать спектр его функциональных правомочий.
В рамках функции правосудия судебная власть реализует себя в следующих направлениях: судебный контроль за конституционностью нормативных и правоприменительных актов, сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной власти; применение мер государственного принуждения; обеспечение социальной и юридической ценности актов правосудия, их обязательности, действенности и стабильности.
Судебная власть имеет еще и такую функцию: является разновидностью управленческой деятельности по реализации государственной воли путем правоприменения и при необходимости - принуждения.
Все носители судебной власти призываются действовать в относящемся к их юрисдикции правовом пространстве в качестве потенциальных защитников Конституции, хранителей законности и гражданского мира. В этом призвании и заключена суть носительства судьями судебной власти.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются законами Российской Федерации, а в случаях, ими предусмотренных, - также законами республик в составе Российской Федерации.
Единство судейского статуса проявляется в общем для всех судей в Российской Федерации круге основных прав, обязанностей и ограничений. Единство статуса судей означает ни что иное, как равенство всех судей внутри судейского сообщества: равная защита федеральным законом принадлежащих им прав, возложение на судей одинаковых обязанностей и ограничений, связанных с пребыванием в судейском сообществе.
Введение в судебную систему Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, арбитражных судов, военных судов и мировых судей, на наш взгляд, не подорвало понятия единства статуса судей, так как уровень гарантий, установленный Федеральным законодательством не снижен.
Все структуры судебной системы РФ и вместе с ними все судьи проходят через бесконечные трудности, возникающие на пути становления судебной власти, чтобы осуществить важнейшее положение Закона о статусе судей: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».
Большие политические перемены, сделавшие возможным закрепление указанного положения, позволили благодаря этой самостоятельности и независимости установить единый статус судей, различающийся только по полномочиям и компетенции судей.
Полномочия и компетенция судей различаются в зависимости от:
1. принадлежности их к общим, военным, арбитражным или конституционным судам;
2. работы судьи в нижестоящем или вышестоящем суде; правил подсудности дел;
3. должности судьи (председатель суда, его заместитель, председатель судебной коллегии, член президиума суда, член суда).
Все другие организационные решения внутри структуры судебной системы, как например, специализация в рассмотрении дел, распределение обязанностей между заместителями, увеличение штатной численности – не имеют значения в плане реализации закона о статусе судей, поскольку не изменяют определенных законом полномочий и компетенцию судей. Так, каждый судья может рассматривать как уголовные, так и граждански