Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Анализ правового регулирования социального обеспечения судей.

irina_krut2020 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Цель настоящей выпускной квалификационной работы состоит в комплексном научном анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Российской Федерации и обосновании необходимости его дальнейшего совершенствования. Объектом исследования является социальное обеспечение судей Российской Федерации, в основе которого как теоретическая категория и феномен правовой действительности выступает категория ежемесячного пожизненного содержания судьи. Предмет исследования выпускной квалификационной работы- международное, советское и современное российское законодательство по праву социального обеспечения, конституционное законодательство, положения отечественной науки по праву социального обеспечения, практика назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьи. Задачами выпускной квалификационной работы являются: -описать признаки, принципы и функции судебной власти РФ; -рассмотреть судебную систему РФ; -провести анализ правового регулирования социального обеспечения судей; -выполнить обзор судебной практики по социальному обеспечению судей мировых судов. В основу моего исследования положены методы традиционной диалектической и формальной логики. Кроме этого, для раскрытия темы настоящей работы использовались системно-структурный метод, методы социологического наблюдения, обобщения и анализа документов, интервью, систематического и логического толкования правовых норм. Структура работы состоит из цели и задачами работы и состоит из введения, трех глав, , заключения, списка использованной литературы, приложений. В первом рассмотрена история становления и развития судебной власти России, её признаки, принципы и функции. Во втором разделе проведён анализ правового регулирования социального обеспечения федеральных судей и судей мировых судов. В третьем разделе рассмотрен обзор практической реализации социального обеспечения мировых судей, а также провела обзор судебной практики на примере конкретного дела.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в начале 90-х годов была принята и поэтапно реализована Концепции судебной реформы, утвержденная постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 года . Одной из задач этой реформы является утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от исполнительной и законодательной власти. Авторы Концепции Судебной реформы отмечают, что судебная реформа состоится, если в ряду других основных задач будет решена задача по созданию предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом. Независимость судьи признана важнейшим принципом судопроизводства на конституционном уровне: в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Однако с начала российских реформ минуло четверть века. Именно столько времени потребовалось, чтобы Германия и Япония восстали из пепла Второй мировой, а азиатские страны за 25 лет набрали силу: это Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, а также Китай, который полностью преобразился. В России ничего подобного пока не произошло как в целом, так и в частности. Авторы Концепции судебной реформы повествование начинают словами: «Возвращение Отечества в лоно мировой цивилизации требует, чтобы наряду с политическими и экономическими преобразованиями разворачивался процесс правовой реформы». Личное общение позволяет раскрыть понятие «лоно мировой цивилизации». Фактически речь идет о европейской цивилизации, к которой Россия себя эпизодически причисляет. Иными словами, авторы Концепции, обсуждая возможный ход правовых реформ, ратовали за возвращение россиян в лоно европейской, по своей структуре далеко неоднородной, цивилизации, для чего следовало взять соответствующий правовой барьер. Что же обещали россиянам авторы Концепции еще при их жизни? «Верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, защиту общества от произвола властей». Видимо, романтическому настрою лиц, ваявших Концепцию, претил прагматизм М. Сперанского: «…законы у нас могут быть греческими и английскими, а управление в России всегда останется турецким...». Составители Концепции считали, что государство должно «совершить мужественный акт самоотрицания, превратившись из политического в правовое». Если Концепцию рассмотреть более подробно, то в разделе 4 «Статус судей и работников правоохранительных органов» отмечается, что судебная реформа имеет целью создание независимой и влиятельной судейской корпорации, гарантирование процессуальной самостоятельности работников юстиции и их достойного материально - бытового и социального обеспечения, а также предлагается среди прочих прав признать право работников правоохранительных органов на отставку с получением после 10-20 лет работы на соответствующих должностях пожизненного содержания, пропорционального количеству отработанного времени. Одной из гарантий независимости судьи, в силу ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от июня 1992 года № 3132-1 (далее - Закон о статусе судей) является достойный уровень социального обеспечения судей, включая пенсионное обеспечение судей по возрасту. Проведение судебной реформы совпало с проведением реформы в сфере пенсионного обеспечения граждан, начало которой ознаменовано принятием трех федеральных законов: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях), «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении), «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании). Находящееся в стадии становления пенсионное обеспечение лиц, занимающих государственные должности, в том числе должности судей Российской Федерации, до настоящего времени не имеет серьезной концептуальной основы ни в рамках действующего пенсионного законодательства, ни в рамках юридической науки. Тем не менее, повышение роли и значимости судебных органов в системе государственной власти, предъявление все более высоких требований к профессиональным и личным качествам судьи требует детального изучения вопросов, посвященных проблемам социальной защиты в целом и пенсионного обеспечения судей в частности. Хочется вспомнить выступление Президента Российской Федерации В.В. Путин на 9 Съезде судей Российской Федерации в декабре 2016 года в г. Москва. Там он подчеркнул значимость принципа независимости судьи, а также необходимость воплощения в реальность гарантий реализации данного принципа. Начиная с 90-х годов прошлого столетия судебная система России подверглась серьезному реформированию, ее структура значительным образом изменилась - произошло возрождение института мировой юстиции, принципиально изменились подходы к самой деятельности по отправлению правосудия, роли судебной власти в современном обществе. Безусловно, данные изменения отразились и на статусе судей, включая и права судей в области социальной защиты. Пенсионное обеспечение судей является одной из важных гарантий независимости судей, именно при анализе данной сферы правового регулирования можно детально проанализировать все стороны статуса судей в области социальной защиты, выявить те проблемы, которые препятствуют реализации прав судей на достойное пенсионное обеспечение. К сожалению, в обществе сложилось мнение, что уровень материального обеспечения, социальной защиты судей вообще и пенсионного обеспечения, в частности, очень высок, а система мер социальной защиты является привилегированной, в правовом регулировании которой если и имеются проблемы, то они не значительны и не нарушают пенсионных прав судей. Действительно, на фоне крайне низких размеров пенсий рядовых пенсионеров, судьям, чьи пенсии назначены в соответствии с Законом о статусе судей, казалось бы, не на что роптать. Однако следует учесть, что специальные льготные условия пенсионного обеспечения судей, высокий размер ежемесячного пожизненного содержания судьи выступают не только в качестве гарантии независимости судьи, но также и в качестве основного средства социальной защиты судьи, длительное время осуществлявшего важнейшее направление государственно-властной деятельности, добросовестно соблюдавшего долг судьи, требования и ограничения, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Иными словами, предоставляя судье право на назначение ежемесячного пожизненного содержания, государство и общество отдают дань его труду, признавая особую роль и значимость судебной власти, пользующейся авторитетом и уважением в обществе. Если обратиться к статистике, то на сегодняшний момент правосудие в Российской Федерации осуществляют общее количество федеральных судей 22 0000, из которых 18000 - судьи судов общей юрисдикции, включая мировых судей, около 1000 - судьи военных судов, 3000 - судьи арбитражных судов. Принимая во внимание, что подавляющее большинство (83,5 %) в судейском корпусе Российской Федерации составляют судьи судов общей юрисдикции, в настоящем исследовании рассмотрение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением судей Российской Федерации, проводится преимущественно на примере практики пенсионного обеспечения и назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям судов общей юрисдикции. Состояние научной разработанности проблемы. Отдельные вопросы пенсионного обеспечения судей исследовались Буяновой М.О., Горбачевой Ж.А., Гусовым К.Н., Захаровым М.Л., Кобзевой СИ., Кондратьевой З.А., Мачульской Е.Е., Тучковой Э.Г., Шайхатдиновым В.Ш. и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3 Глава 1. История становления и развития судебной власти России……..10 1.1 История возникновения судебной власти в России.....................10 1.2 Признаки, принципы и функции судебной власти……………...14 1.3 Судебная система в РФ…………………………………………...18 Глава 2. Анализ правового регулирования социального обеспечения федеральных судей и судей мировых судов……………………………...........................................................23 2.1 Судьи – как носители судебной власти и их правовой статус...23 2.2 Материальное и социальное обеспечение судей …....................34 Глава 3. Обзор практической реализации социального обеспечения мировых судей………………………………………………………...42 3.1 Объем социального и пенсионного обеспечения мировых судей.......................................................................................................42 3.2 Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей...............................................................51 3.3 Обзор судебной практики по социальному обеспечению судей мировых судов на примере дела № 33-14128/15 по иску Поздняковой Н.А. к Управлению Судебного департамента при Верховном суде РФ в Московской области о признании права собственности………………...............................................................53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………......62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..67 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.2009, № 4; 2. Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996N1-ФКЗ//Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997г.N1 ст. 1; 3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.11.2002, № 46, ст. 4532; 4. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983 (ред. от 20.07.2004г.)// Ведомости ВС РСФСР, 1983, N 26, ст. 883; 5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)//Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14; 6. Кодекс чести судьи от 21 октября 1993 г. // – [Электронный ресурс] – режим доступа – URL:http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi? base=arb&n=7570&req=doc, последнее посещение- 20.04.2018; 7. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 20.11.1990 N 304-1 ФЗ// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; 8. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1// Российская газета, 29.07.92, N 170; 9. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016)// Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, N 51, ст. 6270; 10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51, ст. 4832; 11. Федеральный закон от 17.12.2001 №173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52, ч. I, ст. 4920; 12. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822; 13. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 28.12.2016)// Собрание законодательства РФ, 30.08.2004, N 35, ст. 3607; 14. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 22 ст. 3091; 15. Указ Президента Российской Федерации «О назначении судей районных судов» от 21.04.2012г. №494 // Собрание законодательства РФ, 30.04.2012, N 18, ст. 21702, ст. 1150; 16. Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября 1991г. // Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 31 октября 1991 г. N 44 ст.1435; 17. Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 - 2006 годах» от 06.12.2005 N 737 (ред. от 17.07.2006)// Собрание законодательства РФ, 12.12.2005, N 50, ст. 5322; 18. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 11.02.2008, N 6, ст. 540; 19. Постановление Правительства РФ « О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» от 21.03.2008 N 192 (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 24.03.2008, N 12, ст. 1150; 20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02.07.2009 N 14 // Российская газета, N 123, 08.07.2009; 21. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева, 2014; 22. Абдулаев, М. К, Комаров, С. А. // Проблемы теории государства и права: Учебник - СПб.: Питер, 2013; 23. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. // Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2013; 24. Дудченко, О. Н. // Льготы, гарантии и компенсации для работника: Практическое пособие. - М.: Изд-во «Экзамен», 2015; 25. Жилъская, JI. В. Социальное государство с точки зрения права // История государства и права. – 2013; 26. Зорькин В.Д. // Правовой путь России. М., 2014; 27. Кюрджев, М. В. Правовая природа гарантийных и компенсационных выплат // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: материалы международной научно-практической конференции. - М.: ТК Велби, 2016; 28. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М.: Юрист, 2013. - 94с; 29. Колоколов Н.А. Мы все учились понемногу//ЮРИСТ. 2014. № 13; 30. Мамаев, Р. Б. Конституционная юстиция в субъектах Российской Федерации // Р. Б. Мамаев // Государство и право. - 2013 - № 4; 31. Мельников, В. П. Нечипоренко, В. С. Государственная служба России: отечественный опыт организации и современность. Учебн. пособие - М.: РАГС, 2013; 32. Павликов, С. Г. Статус мировых судей субъектов Российской Федерации: региональный аспект нормотворчества // Мировой судья. -2014. - № 6; 33. Пейсиков, В. Правовые основы отбора и подготовки судей в России / В. Пейсиков // Российская юстиция. - 2014. - № 5; 34. Полетаев, Ю. Н. К вопросу о правовом статусе гражданского служащего в сфере труда // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: материалы международной научно-практической конференции. - М.: ТК Велби, 2016; 35. Поляков, М. П. О принципах совершенствования мировой юстиции // Мировой судья. - 2015. - № 1; 36. Савицкий В.М. Организация судебной власти. М. 2015; 37. Сумароков, И. Судебный стресс / И. Сумароков // Российская юстиция. 2013.-№ 12; 38. Право социального обеспечения России: Учеб. пособие // Общ. ред. М. О. Буяновой, К. Н. Гусова. - М.: Проспект, 2014; 39. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие // Общ. ред. К.С. Кукушина. - Ростов н/Д: МарТ, 2013; 40. Фоков, А. П. О концепции судебной реформы // Российский судья. - 2014. - № 5; 41. Черняковский, В С. Судебная система: состояние и проблемы финансирования / В. С. Черняковский // Российский судья. – 2014; 42. Яковлев, В. Ф. О ходе реализации Федеральной целевой программы развития судебной системы России на 2013-2016 годы, итогах работы в 2013 году и новых задачах системы арбитражных судов // Вестник ВАС РФ. - 2013. - № 4; 43. http://sudact.ru , последнее обращение – 3.05.2018; 44. https://rospravosudie.com , последнее обращение – 28.04.2018; 45. http://www.consultant.ru/, последнее обращение – 11.05.2018.
Отрывок из работы

Глава 1 История становления и развития судебной власти России 1.1 История возникновения судебной власти в России Для лучшего понимания современного состояния какой-либо сферы общества или государства стоит обратиться к истории. Соответственно при изучении судебной системы России следует обратить внимание на ее правовую эволюцию. Стоит отметить, что исторический путь данной системы власти можно разделить на несколько этапов. Суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, так как по мере развития государственного механизма он выделяется в самостоятельный орган. Известно, что тысячелетиями люди пытались найти компромисс между справедливостью и законом, между правами личности и общественным благом. Когда воспроизводишь в голове этапы становления судебной системы России, задумавшись о том «где это зародилось», таким образом можно составить краткий план, по которому суды в РФ развивались, а иногда наблюдался и упадок. История российского суда берет своё начало еще в далеком прошлом. Одно из ранних упоминаний о правосудии на Руси можно найти в летописи «Повесть временных лет». В летописи говориться, что славянские племена, «имели свои обычаи и законы своих отцов, и каждый имел свой нрав», но когда между ними возникла вражда «и не стало правды»,они обратились с приглашением к своим врагам, чтобы те правили и судили по правде. Само слово «суд» впервые упоминается в древнерусской истории в «Уставе князя Владимира Святославича».Он определял место церковной организации в государстве, а также устанавливал перечень дел, подсудных церковному суду. На Руси начал накапливаться законодательный материал и это послужило толчком к её кодификации. Постепенно накапливался законодательный материал, так был сформирован единый свод законов, известный как «Русская Правда», которая формировала законы и правовые обычаи раннефеодального русского государства. В дальнейшем с развитием русской судебной системы появляются княжескими грамоты, благодаря которым решались определённые вопросы судоустройства. Таким образом в Московской Руси XV-XVII веков судопроизводство осуществлялось князьями, а затем царем. Во времена русских царей стало традиционным совмещение представителя власти и правосудия в одном лице. Это весьма символично и для современности, так как часто можно услышать, что судье был отдан приказ «сверху». В современном мире власть контролирует суды, видимо, со времен царей осталась в системе такая традиция. Для князей, которые распоряжались правосудием в Московской Руси, занятие это было очень доходным, ибо штрафы, виры, продажи шли в княжеский карман. Однако историки отмечают, что суд того времени был очень продажным, ведь князьям – тогдашним судьям было выгодно то решение, в результате которого они получат мзду. В 1550 году царь Иван Грозный выпустил первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права. Положения Судебника большим образом защищали интересы правительства. Также, в Судебнике было прописано, что оружие становилось решающим фактором дела – противников выпускали на поле, победитель – невиновен, так как его оружие благословил Бог, считали отправители правосудия времен Грозного. Кроме того, вводиться понятие антигосударственного преступления – «крамолы» , что характеризовало мятежи и заговоры, объектом для которых служила государственная власть. Со временем судебная власть продолжала развиваться. При Петре I произошло государственное строительство, которое характеризуется утверждением абсолютной власти монарха, а также стремлением подчинить интересам страны любую деятельность благодаря рационального и максимально регламентированного управления. Также царь впервые предпринял попытки отделить администрацию от суда. При нем была учреждена должность судьи, созданы городовые суды, не зависящие от губернаторов и воевод. Петр реализовал военный и духовный суды, за пример им была взята судебная система Швеции. Известно, что после вступления Екатерины I на престол, все преобразования Петра были уничтожены, и судебная власть вернулась к губернаторам и воеводам. Таким образом если верить российскому законодательству того времени, то негласной задачей судов в XV-XVII вв., было устрашение населения – «иногда лучше покарать невиновного, чем вообще никого не покарать». Весь спад развития судебной системы наблюдается в эпоху советской власти. После установления новых хозяйственных отношений и ликвидации коммерческих судов большевики отметили, что законы экономики схожи с законами природы. Это значит, что их нельзя взять и отменить, как нельзя отменить, допустим, закон всемирного тяготения. Также были отвергнуты такие достижения как суд присяжных заседателей. Вместо этого были учреждены институт народных заседателей и местные суды, которые состояли из одного профессионального судьи и двух представителей общественности – народные заседатели. Советская Россия упразднила ,также, адвокатуру и прокуратуру и приостановила деятельность мирового суда, который в XIX веке был призван защищать права граждан и пользовался у населения особым доверием. Развитие права «тормозило движение к коммунизму», что приостановило развитие правового государства в Советском Союзе. А позже сталинская деятельность и появившиеся спецколлегии, двигаясь только в одном направлении – по указке партии и самого Сталина, и вовсе не давали развиваться праву в стране. Весь период сталинских репрессий насчитывает до 50% судебных ошибок – дела возбуждались из воздуха, а наказание люди получали жестокие. Таким образом, советская власть не развивала судебную систему, а лишь стопорила ее развитие. В 1991 году Верховный совет РСФСР одобрил «Концепцию судебной реформы в Российской Федерации» , положения которой содержали планы на «лучшую жизнь» судебной системы РФ. Именно тогда впервые заговорили о суде как о гаранте законности и справедливости в стране, о необходимости поднимать судебную власть из низов, в которые она была опущена историей, а также о создании демократического и стабильного общества, которое будет уверено в своем будущем. В 1992 году был принят Федеральный Закон «О статусе судей в Российской Федерации» , которым судьи были деполитизированы, а судебная власть была провозглашена не имеющей к политике отношения. 1.2 Признаки, принципы и функции судебной власти Что такое судебная власть? Судебная власть — правовая доктрина и явление, одна из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Она защищает права и свободы человека и гражданина, а также решает сложившиеся споры между субъектами правоотношений. Также разделяется на несколько признаков (см. Приложение 1), и выделяется в соответствии с принципом разделения властей. Субъектом, осуществляющим её, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы. Если отталкиваться из принципа разделения власти (см. Приложение 2), Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) [1]. Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом специфических черт, одной из которых является то, что именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ [1] правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в РФ осуществляется только судом. Судебная система включает в себя следующие суды: 1. Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ; 2. суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ); Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» . Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ [1] судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Известно, что носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства. Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» [8]. Правосудие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общих конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательствах: - равенства всех перед законом и судом (суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п.); - открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний. В предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и иного, могут проводиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично); - очности судебного разбирательства (по общему правилу участники процесса должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т. д. Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом ограниченных случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины); - доступности языка судопроизводства (общим правилом является ведение судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке РФ или республики в составе РФ, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика); - состязательности и равноправия сторон (стороны в судебном процессе – истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый – обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями обосновывать свою позицию и опровергать позицию другой стороны; преодоление обвинительного уклона в уголовном процессе – одна из задач осуществляемой в России судебной реформы); - сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия. От имени государства осуществлять правосудие может как судья единолично (наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конституционном, например, судопроизводстве единоличное рассмотрение дел недопустимо вообще), так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу; 7) участия граждан в отправлении правосудия (такое участие возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей). Также следует отметить, что судебная власть обладает рядом функций (см. Приложение 3). Одной из важнейших функций судебной власти является осуществление правосудия, то есть производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел. Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов в государственном управлении. Помимо общих принципов правосудия, имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, например презумпции невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможности обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности. 1.3 Судебная система в РФ Понятие судебная система раскрывает юридический словарь. Итак, судебная система - совокупность всех судов данного государства. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. В РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (см. Приложение 4). В настоящее время в РФ входят суды трех категорий: - обычные суды (суды общей компетенции и военные суды) - арбитражные суды и конституционные (уставные) суды. Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Можно дать и другое определение, более короткое: судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ. Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системe Российской Федерации» [2]. Деятельность судебной системы РФ можно охарактеризовать ее принципами. К таковым можно отнести: 1. принцип законности 2. принцип единства судебной системы РФ 3. принцип осуществления правосудия только судом. 4. принцип равенства всех перед законом и судом. 5. принцип независимости судей. 6. принцип презумпции невиновности. 7. принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда. 8. принцип состязательности сторон. 9. принцип открытости судопроизводства. 10. принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина. 11. принцип обязательности судебных решений. 12. принцип государственного или национального языка в судах. Система судов РФ - это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ. Систему судов РФ можно описать следующим образом: 1. Конституционные суды в РФ: - Конституционный суд РФ. - Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. 2. Суды общей юрисдикции в РФ. - Верховный суд РФ - Суды субъектов РФ - Городские (районные) суды - Мировые суды 2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ. - Военная коллегия Верховного суда РФ. - Военные (флотские) окружные суды РФ. - Гарнизонные суды РФ 3. Арбитражные суды в РФ. - Федеральные арбитражные суды округов - Арбитражные суды округов - Арбитражные суды субъектов РФ В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2], суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: - Конституционный суд РФ - Верховный суд РФ - Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа. - Районные суды. - Военные и специализированные суды. - Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) - Арбитражные апелляционные суды. - Арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся Конституционные (суды) субъектов РФ и Мировые судьи. Необходимо знать в РФ существуют и так называемые инстанции. Судебная инстанция в РФ - суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства. В РФ выделяется четыре судебной инстанции: Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу Суд кассационной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу. Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу. Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу. Итак, на основании исследуемого материала первой главы, можно сделать обобщающий вывод, что настоящая судебная система какой мы сейчас ее знаем, прошла огромный путь. Множество реформ, разные государственные правители с различными взглядами на законность в государстве, все это только укрепило судебную систему, помогло выявить определенные недостатки и развить до совершенства достоинства. Современная система правосудия в РФ является одной из удачных систем во всем мире. Судебная система обеспечивает воплощение принципов демократии и гражданского общества в жизнь, выступает важнейшей составляющей реализации прав и свобод человека и гражданина, господства закона. В юридической науке и практике сложились неоднозначные представления о понятии «судебная система», критическое осмысление которых позволило выделить качественно новые составляющие названной категории. Рассматриваются и обобщаются современные представления о категории «судебная система», критикуются их недостатки. Суд определяется как орган государственной власти, который призван юридическим способом разрешать насущные потребности населения, руководствуясь законом, профессиональным правосознанием и социальной справедливостью. Обосновывается, что современный суд – это не только орудие принуждения (воздаяния), компромисса, но и орган нормоконтроля, воспитания граждан в духе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Действующая судебная система в большинстве случаев понимается населением исключительно как деятельность суда, который руководствуется только функциональной задачей обеспечивать правосудие в различных видах судопроизводства. Глава 2 Анализ правового регулирования социального обеспечения федеральных и мировых судей 2.1 Судьи – как носители судебной власти и их правовой статус На сегодняшний день можно считать, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Самым высоким показателем правового государства является действительная независимость судебной власти. Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ [1], специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин «власть» все же следует понимать не как орган или систему органов, а как силу над кем-либо или чем-либо. Она даёт право и возможность распоряжаться или господствовать. Судебная власть призвана охранять право, а также правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений,в независимости от того, кто их совершал. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только государственными судами, образуемыми и действующими в соответствии с установлениями Конституции РФ и федеральными конституционными законами. Судьи – носители судебной власти, - такое заглавие имеет первая статья Закона о статусе судей в Российской Федерации. Судьями в соответствии с законом о статусе судей являются: председатели, их заместители и члены Верховного Суда Российской Федерации, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов; председатели, заместители председателей районных судов, другие судьи, мировые судьи; председатели, заместители председателей и другие судьи военных судов; председатели, заместители председателей, председатели коллегий и судьи – члены арбитражных судов; председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Конституционного Суда Российской Федерации; судьи конституционных (уставных) судов республик в составе Российской Федерации. Исходя из перечня должностных лиц, судьями могут быть лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Определенное лицо только тогда будет обладать статусом судьи, когда оно принято на работу, на должность судьи и занимаемая им должность предусмотрена штатным расписанием соответствующего суда. Распоряжения, отдаваемые судьей, обладают свойством обязательности. Обязательностью обладают лишь те распоряжения и требования, которые даны в пределах закона и полномочий судьи и предусмотрены процессуальным порядком. Судья в профессиональном смысле понимается как лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению функций судебной власти, исполняющее обязанности на профессиональной основе и действующее посредством конституционного и уголовного судопроизводства. Хотя в ч.3 статьи 1 Закона о статусе судей в РФ [8] записано: «Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе», представляется, что больше чем за восемь лет практика и жизнь показали неравнозначность понятий «судебная власть» и «правосудие». Связывать в настоящее время личность судьи – носителя судебной власти только с правосудием, значит суживать спектр его функциональных правомочий. В рамках функции правосудия судебная власть реализует себя в следующих направлениях: судебный контроль за конституционностью нормативных и правоприменительных актов, сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной власти; применение мер государственного принуждения; обеспечение социальной и юридической ценности актов правосудия, их обязательности, действенности и стабильности. Судебная власть имеет еще и такую функцию: является разновидностью управленческой деятельности по реализации государственной воли путем правоприменения и при необходимости - принуждения. Все носители судебной власти призываются действовать в относящемся к их юрисдикции правовом пространстве в качестве потенциальных защитников Конституции, хранителей законности и гражданского мира. В этом призвании и заключена суть носительства судьями судебной власти. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются законами Российской Федерации, а в случаях, ими предусмотренных, - также законами республик в составе Российской Федерации. Единство судейского статуса проявляется в общем для всех судей в Российской Федерации круге основных прав, обязанностей и ограничений. Единство статуса судей означает ни что иное, как равенство всех судей внутри судейского сообщества: равная защита федеральным законом принадлежащих им прав, возложение на судей одинаковых обязанностей и ограничений, связанных с пребыванием в судейском сообществе. Введение в судебную систему Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, арбитражных судов, военных судов и мировых судей, на наш взгляд, не подорвало понятия единства статуса судей, так как уровень гарантий, установленный Федеральным законодательством не снижен. Все структуры судебной системы РФ и вместе с ними все судьи проходят через бесконечные трудности, возникающие на пути становления судебной власти, чтобы осуществить важнейшее положение Закона о статусе судей: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей». Большие политические перемены, сделавшие возможным закрепление указанного положения, позволили благодаря этой самостоятельности и независимости установить единый статус судей, различающийся только по полномочиям и компетенции судей. Полномочия и компетенция судей различаются в зависимости от: 1. принадлежности их к общим, военным, арбитражным или конституционным судам; 2. работы судьи в нижестоящем или вышестоящем суде; правил подсудности дел; 3. должности судьи (председатель суда, его заместитель, председатель судебной коллегии, член президиума суда, член суда). Все другие организационные решения внутри структуры судебной системы, как например, специализация в рассмотрении дел, распределение обязанностей между заместителями, увеличение штатной численности – не имеют значения в плане реализации закона о статусе судей, поскольку не изменяют определенных законом полномочий и компетенцию судей. Так, каждый судья может рассматривать как уголовные, так и граждански
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
1275 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg