Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

bulakovp 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Теоретический анализ научной литературы показал, что исследование на тему «Формирование у младших школьников понятия о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира» актуально в научном и практическом планах. На основе теоретического анализа был сделан вывод, что младший школьный возраст благоприятен/сенситивен для формировании устойчивого активно-положительного отношения к здоровому образу жизни, к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Введение

Актуальность исследования. В наше время здоровье – главный критерий качества жизни и жизненных ресурсов современного человека. Большое количество болезней взрослых уходят корнями в детство и указывают на особую роль семьи и образовательных организаций, которые посещает ребенок, в формировании как непосредственно его здоровья, так и его отношения к своему здоровью, конкретным действиям и поступкам, создающим условия для формирования навыков здорового и безопасного образа жизни. В рамках Федерального Государственного образовательного стандарта культура здорового и безопасного образа жизни реализуется средствами урочной и внеурочной деятельности. Система образования формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (2009) безопасность и сохранение здоровья школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса. Стандарт нового поколения способствует формированию знаний, установок, интересов и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знаний негативных факторов риска для безопасности здоровья на основе реализации межпредметных связей, интегративного подхода, дифференцированного обучения в процессе образовательной деятельности. Здоровье – это состояние, позволяющее в наивысшей степени реализовать биологические, психические и социальные функции человека и общества, выражающееся в оптимальной трудоспособности, активности, уровне освоенности нравственных ценностей. Важный этап в формировании понятия «здоровый образ жизни» – это младший школьный возраст. Именно в это время происходит интенсивный рост организма ребенка, его адаптация к новым школьным условиям. Кроме того, сам учебный процесс требует интенсивного умственного труда. И от того, какие условия для учёбы и развития ребёнка созданы в образовательном учреждении, в первую очередность зависят здоровье и формирование здорового образа жизни младшего школьника. Второе для младших школьников особенно актуально, так как в это время происходит определение личной позиции в разных сферах жизнедеятельности. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе НОО, так как в процессе его изучения младшие школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Предмет «Окружающий мир» обладает огромными возможностями для развития у младших школьников представлений о здоровом образе жизни. Каждому ребенку жизненно необходимы знания о своем теле, знания из области анатомии человека, о том, какие могут быть проблемы со здоровьем при неправильном образе жизни. Программа дисциплины начальной школы «Окружающий мир» дает возможность донести эти знания до учащихся младшей школы[15]. Важность вопросов о формировании нужного объема знаний о здоровом образе жизни у учащихся прослеживается в научных трудах известных ученных (А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, В.Д. Давыдов, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, И.П. Подласный, В.А. Сластенин, Е.О. Смирнова). Актуальность нашего исследования доказана существующими противоречиями между необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представления о здоровом образе жизни и значительными пробелами в практических разработках данного вопроса. Обозначенные противоречия раскрывают следующую проблему: Необходимость обоснования педагогической технологии и поиска путей, способствующих формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни. Основываясь на противоречии и означенной проблеме, мы сформулировали тему выпускной квалификационной работы: «Формирование понятия о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира». Объект исследования – процесс воспитания у младших школьников представлений о здоровом образе жизни. Предмет исследования - условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира. Цель исследования – выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования представлений у младших школьников о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира. Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни (ЗОЖ) осуществляется успешнее при соблюдении следующих условий: - педагог представляет пример культурного воплощения здорового образа жизни; - придерживаться условий ЗОЖ в период нахождения в школе; - в образовательном учреждении ребенка окружает среда носителей ЗОЖ. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. 3. Разработать условия, способствующие формированию здорового образа жизни у младших школьников. 4. Организовать и провести опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования у младших школьников понятия здорового образа жизни на уроках окружающего мира. 5. Проанализировать эффективность сформированности понятия о здоровом образе жизни у младших школьников. Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов: - теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы по теме исследования; - эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента, включали: наблюдение и тестирование. Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав и заключения. Научная новизна исследования состоит в том, что: - определены содержание и структура понятия «здоровый образ жизни младших школьников» как совокупность компонентов социокультурного опыта; - определены уровни сформированности здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания (стабильный, ситуативный и фрагментарный) и критерии оценки: когнитивный, практический, мотивационно-ценностный и деятельностный. База исследования: учащиеся 2-го «Б» класса МБОУ СОШ №2 им. Р.Бакаева с. Старые Атаги Республики Чечня.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников представления о здоровом образе жизни………………………………………………………7 1.1 Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогических исследованиях 7 1.2 Условия формирования у младших школьников понятия о здоровом образе жизни……………………………………………………………………………………………………………………………………………………14 Выводы по 1 главе……..…………………………………………………………...32 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования у младших школьников понятия о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира ……………………………………………………….33 2.1 Изучение уровня сформированности у младших школьников понятия о здоровом образе жизни 33 2.2 Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование у младших школьников понятия о здоровом образе жизни……………………….41 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования…………………….51 Выводы по 2 главе…………………………………………………………………...................................56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Список литературы

1. Абаскалова, Н. П. Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. - Новосибирск-Москва: АРТА, 2013; 2. Абаскалова, Н. П. Теоретико-практические аспекты здоровье-ориентированных педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «быть здоровым» [Текст] // Научно-практический журнал «Вестник педагогических инноваций. - № 2 (14). – 2014; 3. Айзман, Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие [Текст] / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. В. Тимкин, В. М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2014 3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. Просвещение 1968 – 208 с. 4. Борисова, С.Н. «Путешествие по королевству будь здоров»: внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы // Завуч нач. шк. - 2013. - № 7. - С. 13-16 5. Боровская, Л.А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования [Электронный ресурс] / Л.А. Боровская // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21570530. Дата обращения: 12.11.2016 6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 – 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012г 7. Всемирная организация здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/publications/ru (дата обращения: 24.11.2016) 8. Гаджиева, А.Х. Воспитание навыков здорового образа жизни у младших школьников / А.Х. Гаджиева // Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 119. 9. Горбачев, Д.Ю. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста средствами мультимедиа и Интернет — технологий // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №3. - С.25 10. Григорьева, Е.В. Педагогика и методика начального образования /Е.В. Григорьева — М.: ВЛАДОС, 2008. — 253 с. 11. Давлятчина, Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий / Н. Н. Давлятчина // Начальная школа. - 2010. - № 10. - С. 46 - 48. 12. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ (по итогам Всероссийской диспансеризации 2012 года). – М., 2013. – 128 с. 13. Дыхан, Л. Б. Педагогическая валеология : учеб. пособие / Л. Б. Дыхан. - М.: Март, 2015. - 527 с. 14. Зайцева, Е. А. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников //Е.А.Зайцева/ Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. №5-1. 15. Захаревич, Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности: На материалах нач. обучения: дис... канд. ист. наук: 13.00.01 – Общая педагогика / Захаревич Наталья Борисовна; Санкт-Петербургский гос. ун-т – Спб, 2 . – 125 с. 16. Звездина, М.Л. Особенности стандартов нового поколения в формировании здорового образа жизни школьников /М. Л. Звездина Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 5. - С. 3-9 17. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. ? 2010. ? № 9. ? С.45-47. 18. Казин, Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - Москва: Владос, 2000. 192 с. 19. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учеб. для вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – 2. изд., перераб. и доп. – М.: Academia, 2013. – 334 с. 20. Кобцева, О.Н. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни младших школьников: автореф. дисс. …канд. пед. наук: 00.01 / О.Н. Кобцева; ФГБОУ ВО АГПУ. – Армавир, 2010. – 28 с. 21. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическая разработка / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007.- 297 с. 22. Козина, Е.Ф. Здоровьесберегающие технологии в современном образовании / Е.Ф.Козина // Специалист. - 2011. - №8. - с.29-31 23. Козлова, Н. С. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста / Н. С. Козлова, А. В. Некрасова, И. Л. Горбунова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 387-389. 24. Коляда, Д.А. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников / Д.А. Коляда, Т.Н. Коровина, С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 324 с. 25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Москва «Просвещение» 2014. 26. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / В.С. Кузнецов, Г.А. Колдницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2013. - с. 27. Кузнецова, Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки: пособие для педагогов к факультат. занятиям в 5-м кл. общеобразоват. учреждений / Ф. Кузнецова; под науч. ред. Н. Н. Яковлевой. - Минск: Нац. ин-т образования, 2015. - 144 с. 28. Курамшина, О. Н. «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы» 1–4 классы/О. Н. Курамшина, А. М. Железкина. – М.: «ВАКО», 2008. 29. Курильчик, С.Н. Формирование образовательных результатов младших школьников на уроках окружающего мира/ Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №2.- С.93-107. 30. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / Деятельность, сознание, личность: учебник / А.Н. Леонтьев. - М, 1975. - С. 235-302. 31. Леушина, М.В. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни школьников в контексте современной образовательной парадигмы / М.В. Леушина. Научный педагогический журнал №5 – 2015 г. 32. Лисицын, Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Проблемные лекции: Учебное пособие. / Ю.П. Лисицин. – М.: Медицина, 1992. – 241с. 33. Макар, О.А. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира / Социальная сеть работников образования. - М., 2015. 34. Макарова, Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Современные проблемы науки и образования. Вып. 4. 2013. С. 242. 35. Моро, М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. – М.: Просвещение: Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч., 2014. – 1 – 4 класс. 36. Мысли К.Д. Ушинского о воспитании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uchitel76.ru/mysli-k-d-ushinskogo-o-vospitanii Дата обращения: 22.11.2016. 37. Науменко, Ю. В. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / Ю. В. Науменко, В. Н. Анненков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2011. - N 10. - С. 39-45. 38. Неклюдова, Н.А. Формирование здорового образа жизни в воспитательной системе школы. Вологда: Русь, 2000. 215 с. 39. Орехова, Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса. – М.: Флинта, 2011 40. Ощепкова, Т. А. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста / Т. А. Ощепкова // Начальная школа. - 2006. - N 8. - С. 90-91 . - (Здоровье наших детей) 41. Пасюков, П.Н. Здоровье педагогов в системе профессионального образования / П.Н.Пасюков, О.Р. Кокоркина // Среднее профессиональное образование. – 2011. - №7. – с.54-56 42. Педагогические условия развития воспитательного потенциала семьи средствами информационного пространства учреждений дополнительного образования детей / В.В. Коробкова [и др.] // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №6. – С.105 43. Петров, С. В. Безопасность жизнедеятельности: Государственный образовательный стандарт. Библиография. Источники. Наглядные пособия [Текст] / Автор-состав. С. В. Петров. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005 и др. 44. Плешаков, А.А. Окружающий мир. – М.: Просвещение: Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч., 2011. – 1 – 4 класс. 45. Плешаков, А.А. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений в 2 ч., 2015. – 1 – 4 класс. 46. Поглазова, О.Т. Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. 47. Поурочно- тематическое планирование. 1–4 классы О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 304 с. 48. Попов, С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников): учебник / С. В. Попов. – СПб: Союз, 1998 . – С.7 49. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. 50. Редькина, Т. Правила несложные - их запомнить можно: уроки для младших школьников [пропаганда ЗОЖ, рассказ о вредных привычках] / Т. Редькина // Здоровье детей-Первое сентября. - 2012. – Дек. (№ 11). – С. 26-27. 51. Синягина, Н. Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности / Н. Ю. Синягина, Т. Ю. Богачева // Воспитание школьников. - 2009. - N 8. - С. 16-20. - ISSN 0130-0776. - (Директору школы и его заместителю по воспитательной работе) 52. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н. К. Смирнов – М.: АРКТИ, 2012. – 320 с. 53. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114. 1 54. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32. 55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки РФ. — М.:Просвещение, 2014. — 33с. 56. Хаустова, В. Н. Формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни [Текст] / В. Н. Хаустова [и др.] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 149-151. 57. Чернявская, Е.А. Проблемы здоровья школьников и пути их решения в условиях современной школы / Е.А. Чернявская // Гуманитарные и социально- экономические науки. – 2009. – №5 – С.13 58. Шаульская, Н.Д. Формирование здорового образа жизни: практические разработки занятий / Н.Д. Шаульская // Биология в школе. – 2011. – № 4. – С. 29-35. 59. Шишова В. В., Данилова М. В. Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1136-1138. 60. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии / В.Р. Шухатович. — Мн.: Книжный Дом, 2013.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни 1.1 Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогических исследованиях В фундаментальном ядре содержания общего образования отмечается, что осознание ценности человеческой жизни и умение противодействовать влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, являются одними из основных задач воспитания личностной культуры человека. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения для начального общего образования (НОО) впервые определяют здоровье школьников как одно из важнейших результатов образования, а укрепление и сохранение здоровья – в качестве одного из главных направлений деятельности современной школы. Например, требования ФГОС к личностным результатам освоения всех предметных областей ООО, среди многих, включают в себя усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах, а также формирование ценности здорового и безопасного образа жизни [55]. ФГОС НОО ввел в обращение новый термин «безопасный образ жизни» (БОЖ). Уровни интеграции БОЖ в жизнь учащихся (от выполнения правил до формирования установок и ценностей) есть в описании «портрета выпускника» и его личностных результатов для каждого уровня общего образования. Есть более детальное описание уровней формирования БОЖ в предметных результатах по отдельным предметам (ОБЖ, физическая культура, экология). Детальное изучение ФГОС всех уровней с целью поиска всех словосочетаний, связанных с БОЖ показало, что данное явление представляет собой обширное поле деятельности, как для педагогов-исследователей, так и педагогов-практиков. Систематизация полученных результатов анализа оформлена в виде таблицы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg