Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии

bulakovp 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях происходит усиление внимания к художественно-эстетическому воспитанию и развитию творчества у детей. На начальном этапе нашего исследования важно было рассмотреть сущностные характеристики основных понятий изучаемой проблемы.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе уровень научного интереса к процессу формирования творческой личности возрастает. Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процесс взросления. Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры (Е.В. Бондаревская, A.B. Запорожец, Т.С. Комарова, С.В. Кульневич и др.) [21]. Первые исследования по изучению развития творческих способностей и одаренности были проведены Г. Россолимо, В. Экземплярским еще в начале прошлого века. Долгие годы эта проблема оставалась под запретом, также как и многие другие психологические исследования, в силу ряда исторических обстоятельств. В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного [13]. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью, свежестью выражения окружающей действительности. Философ Э.В. Ильенков считает, что в истоках первых детских образов скрывается тайна зарождения и развития ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения. Важную роль в развитии творчества дошкольников играет художественная деятельность [18]. В результате художественной деятельности у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, быстро ориентироваться и адаптироваться к новым условиям, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Особое место в художественной деятельности занимают – художественные студии, кружки, как дополнительные услуги, которые позволяют удовлетворить запросы родителей, в большей степени учитывать индивидуальные склонности ребенка, удовлетворять интересы и потребности личности, способствовать ее саморазвитию. Исследователи Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Н.В. Подашуль говорят о том, что отсутствие принуждения и вариативность выбора создают условия для творческой деятельности детей в студии, делают художественную деятельность в студии привлекательной, а также являются особым пространством жизнедеятельности детей [34]. Особый интерес, по мнению ученых, вызывает старший дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С. Выготским как переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действительности, именно возможность воплощения замысла» [9]. В связи с исследованием проблем развития творчества детей наметились некоторые тенденции к изучению деятельности художественных студий в ДОУ (Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова) [21], обобщается имеющийся практический опыт создания кружков, студий в ДОУ, в начальных классах средней школы, организации в них педагогического процесса, направленного на развитие творчества детей в различных видах художественной деятельности (Н.Г. Салмина и др.) [39]. Занятия в таких студиях, как указывает М.Н. Бородатая [6], многофункциональны: это средство общего развития ребёнка (Л.С. Выготский) [9], средство развития его индивидуально-психологических способностей (Л.А. Венгер) [7], средство формирования первичных навыков учебной деятельности (Д.Б. Эльконин), базовой культуры познания, развития чувств [46]. Появление художественных студий обусловлено новыми подходами к содержанию дошкольного образования, к системе педагогических взаимодействий между педагогами и детьми, востребовано её главным социальным заказчиком – семьей. В Законе РФ «Об образовании» (1996) определена возможность введения дополнительных образовательных услуг в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Дополнительное образование может в соответствии с этим Законом осуществляться как в учреждениях дополнительного образования (Дома детского творчества, музыкальные, художественные школы, художественные центры и т.п.), так и в общеобразовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных общеобразовательных программ (в ДОУ, общеобразовательных средних школах, комплексах ДОУ-школа). Далеко не все семьи сегодня могут дать своим детям возможность развивать свои творческие способности в платных студиях, специализированных творческих школах, кружках и т.п. Учитывая современную социальную обстановку, некоторые ДОУ изыскивают реальные возможности целенаправленного систематизированного дополнительного художественного образования, которое обращено к становлению творческой личности, укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального и интеллектуального развития, «вхождению» ребенка в культуру, в мир искусства и творчества, причем, дети имеют возможность получить его в те же часы, что пребывают в ДОУ, что составляет значительное организационное преимущество. В этой связи Б.Т. Лихачев подчеркивает: чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания одаренных, редких, ярких и сильных талантов. «Поэтому задача состоит в том, – говорит он, – чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одарённости детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям» [29]. На основе вышеизложенных положений мы рассматриваем художественную студию как образовательное пространство саморазвития личности и раскрытия её творческих возможностей. Она представляет собой социокультурную среду, создающую оптимальные условия для развития детского творчества. Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволил выявить следующие противоречия: между объективной возможностью функционирования художественных студий в дошкольных образовательных учреждениях и степенью разработанности специальных программ их деятельности; между наметившейся тенденцией к осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми в образовательном процессе и недостаточным арсеналом технологий, раскрывающих его сущность в условиях художественной студии. Цель исследования: разработать и обосновать программу развития творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии. Объект исследования: образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, нацеленный на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: содержание, формы, методы работы художественной студии, обеспечивающие развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии будет осуществляться более эффективно, если: ? организовано целенаправленное вовлечение детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческую деятельность, включающую расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству через многообразные формы и методы, ? применяется система усложняющихся творческих заданий с осуществлением контроля уровня развития художественного творчества. В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1. Осуществить анализ изучаемой проблемы в философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературе. 2. Дать характеристику творчества детей старшего дошкольного возраста 3. Раскрыть особенности работы художественной студии по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста 4. Разработать программу развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии. 5. Разработать методические рекомендации для родителей по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста. Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования комплекса взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки экспериментальных данных. Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ Детский сад № 17 (г. Ставрополь). В эксперименте приняли участие 23 ребенка старшего дошкольного возраста и их родители. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе уточняется понятие «творчество» в отношении детей старшего дошкольного возраста; обосновывается выбор средств и приемов развития творчества детей старшего дошкольного возраста; дается описание экспериментального исследования с использованием терминологической основы. Практическая значимость заключается в том, что все материалы, которые представлены в работе, могут быть применены в деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (47 источников) и приложения.
Содержание

Содержание Введение...........................................................................................................3 Глава I. Теоретические основы исследования проблемы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии...................................................................................9 1.1. Освещение вопросов развития творчества в трудах отечественных и зарубежных ученых..........................................................................................9 1.2. Характеристика творчества детей старшего дошкольного возраста......17 1.3. Особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии.................................................23 Глава II. Экспериментальное исследование проблемы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии.................................................................................30 2.1. Методы и процедура опытно-экспериментального исследования.........30 2.2. Программа развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии.................................................................41 Заключение.......................................................................................................47 Литература.......................................................................................................49 Приложение
Список литературы

1. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.: 2006 2. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / В.А. Березина ? М., 1998 ? 147 с. 3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] /Д.Б. Богоявленская. – М.: ACADEMIA, 2002 4. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11 - 17 5. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – М-Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с. 6. Бородатая, М.Н. Детская студия как форма взаимодействия детей, педагогов и родителей в системе непрерывного образования. Автореферат дис...канд.пед.наук [Текст] / М.Н. Бородатая. – Киров, 1997. - 24 с. 7. Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 1973. – 95 с. 8. Волкова, А.А. Воспитание детского творчества [Текст] / А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. – 1938. – № 9. – С.14-28. 9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с. 10. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 1995. – 64с. 11. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2006. ? 224 с. 12. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. В.Н. Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с. 13. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольниках [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 52-59. 14. Ждан, А.Н. История психологии [Текст] / Под ред. Гальперина П.Я.; 2-е изд. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 364 с. 15. Запорожец, A.B. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания [Текст] / А.В.Запорожец. – М.: Знание, 1970. – 29 с. 16. Злотников, В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. Автореф. канд. дисс. [Текст] / В.Г. Злотников. – М.: изд. МГУ, 1996. – 78 с. 17. Игнатьев, Е.И. Развитие изобразительной деятельности у ребенка дошкольного возраста [Текст] // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1960. – С.17-24. 18. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 462 с. 19. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. ? СПб. : Питер, 2009. ? 434 с. 20. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Педагогика, 1983. – 112 с. 21. Комарова, Т.С. Условия и методика развития детского творчества [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Алма-матер, 1992. – 32с. 22. Компанцева, Л.В. Игра и рисование в педагогическом процессе детского сада [Текст] / Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-12 апреля 1995 г. - М.: Прометей, 1995. – С. 23-24. . 23. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Текст] / Л.В. Компанцева. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с. 24. Кудрявцев, В., Синельников, В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. – 1995. – N 9. – С. 52-59; N 10. – С. 62-70. 25. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей [Текст] / Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1979. – 192с. 26. Лейтес, Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей: Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994. 27. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей [Текст] / И.Я. Лернер. – M.: Просвещение, 1982. – 191 с. 28. Лилов, А.Б. Природа художественного творчества [Текст] / А.Б. Лилов. – Изд-во: "Искусство", 1981. – 480 с. 29. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1993. – 528 с. 30. Мелик-Пашаев А.А. Некоторые проблемы детской одаренности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Одаренные ребенок. – М., 2003. – № 5. – 204 с. 31. Новоселова, С.Л., Зворыгина, Е.В., Парамонова, Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре [Текст] // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1988. 32. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. – М., 1995. 33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М., 2000. – 757с. 34. Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного образовательного учреждения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 [Текст] / Н.В. Падашуль. – Ростов н/Д, 2001. – 281 c. 35. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов [Текст] / ред. Пидкасистый П.И. – М.: Пед. об-во России, 2006. – 608 с. 36. Педагогическая диагностика [Текст] / Под ред. Р.М. Чумичевой, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохиной. – Р-н/Дону, 2005. – 283 с. 37. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 48 с. 38. Сакулина, Н.П. К вопросу об изобразительном творчестве детей [Текст] / Н.П. Сакулина // Дошкольное воспитание. – 1961. – № 12. – С.65-70. 39. Салмина, Н.Г., Филимонова, О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника [Текст] / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. – М., МГППУ, 2006. – 210 с. 40. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] /Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное . -- Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. 41. Сенновская, Е.Н. Сценическая деятельность как средство стимулирования творческого образовательного процесса [Текст] / Е.Н. Сенновская // Начальное образование, 2016. – № 2. – С.12-15 42. Теплов, Б.М. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Б.М. Теплов. – М., 1981. 43. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М., 1995 44. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» [Текст] / В.Д. Шадриков // Психологический журнал, 1983. – № 5. – С. 3-10. 45. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. – Москва: Издательский центр "Академия", 2007. – 194 с. 46. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребёнка дошкольника. В кн: Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / Д.Б.Эльконин. – М.:1996. –С. 254-292. 47. Ягловская, Е. Группа одаренных дошкольников. Проблема взаимоотношений [Текст] / Е. Ягловская //Дошкольное воспитание. – 1994. – №6. – С. 47-49
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественной студии 1.1. Освещение вопросов развития творчества в трудах отечественных и зарубежных ученых Изучение творчества как психического явления в психологии началось на рубеже 19-20 столетия. Психологи описывали обстоятельства создания великих творений науки и искусства во всей их целостности. Источники описаний – мемуары, биографии, литературные произведения. Исследовались природа творчества, фазы творческого процесса; способности к творчеству и качества творческой личности. Выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции, напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости, интеллекта, характера, мотивации и ценностных ориентаций. Однако средств проникновения в сущность описываемых явлений не было, так как психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением. С развитием экспериментальных подходов в психологии творчества стали применяться активные методы получения исходных данных: тесты, эксперименты. Типичным стало изучение отдельных сторон творческой деятельности. Психология исследовала явления творчества с разных сторон, но основания для вычленения отдельных элементов были еще субъективны, неорганизованны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 42 страницы
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg