Начало XX века воспринимается многими как время реализации в жизни утопических моделей. Одним из первых, кто видел опасность перехода мечты о всеобщем равенстве, техническом совершенстве общества будущего, всеобщего счастья, был Е. Замятин. Его роман «Мы» – первая работа, в которой со всей определенностью воплотились все черты жанра. Роман Замятина – появление антиутопии. Если смысл утопии – показать миру путь к совершенству, то задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.
Замятин говорил в интервью французскому журналисту Фредерику Лефевру: «…Этот роман – сигнал об опасности, грозящей человечеству от гипертрофиро¬ванной власти машин и власти госу¬дарства – все равно какого». В обоих случаях подвергается угрозе самое значимое, то, что делает человека человеком, – его личность.
Отталкиваясь от этой прекрасной утопической картины блистающего Единого Города из стекла, Замятин создает цивилизацию, отвернувшуюся от природы, подражающую машинам и обожествляющую их .
Замятин в своем произведении показал, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они добровольно отказываются от свободы личного самоосуществления и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. При таком «выборе» реальность, которая сформировалась в несвободном обществе, неизбежно оказывается технотронной, машинизированной, бездуховной; люди превращаются в простой придаток машины, в продолжение громадного централизованного механизма государственного управления.
В Едином Государстве, люди превращаются в роботов, их быстро заменяют, как части гигантской и ужасной государственной машины, они всего лишь «колесики и винтики в едином государственном механизме». Они живут только по расписанию: строгий и точный, весь режим расписан вплоть до минуты, только коллективный труд и отдых, нет никакой возможности для самостоятельных мыслей, чувств, желаний, фантазий, без которых человеческая личность отстает от развития. Поэтому люди не имеют имен, а только номера, по которым их можно распознать.
Всеобщее равенство, дома с прозрачными стенами (во-первых, людям нечего скрывать друг от друга, во-вторых, легче наблюдать за ними, искать нарушителей), жизнь по звонку прогулки рядами под гимн в свободный час. Власть Единого государства в лице Благодетеля убеждает в простой, безмятежной жизни нумеров, но на самом деле они думают только об удобстве и нетронутости своего положения. И люди, ведь, счастливы: у них нет времени думать, сравнивать нечего, они не могут оценивать реальность, потому что их убедили в том,, что любые проявления индивидуальности и личности в Едином Государстве – это болезнь, которая нуждается в немедленном лечении, а также это преступление, которое карается смертью: «свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение и скорость...». В этом мире нет различия между людьми, здесь нет любви, потому что «всякий нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный объект». Здесь можно просто получить нужный розовый талон – и у вас есть право на один час «сеанса» с опушенными шторами.
Парадокс в том, что какой бы серой и однородной ни была человеческая масса, она состоит из отдельных лю¬дей: со своим характером, способностями, ритмом жизни. «Человеческое» в человеке можно заглушить, заморозить, но полностью уничтожить – невозможно. Корень любви в сердце строителя Интеграла Д-503 с течением обстоятельств (преступные чувства и запретные желания) привели к тому, что его человеческая натура вышла на свободу. Он теперь не может жить прежней жизнью. Сформированный в законах Единого государства, Д-503 испытывает личностное перерождение. Ему ставят уже известный нам диагноз: «Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа».
Для движения и развития государственного механизма нужны люди – не «винтики» и «колесики», а живые, ду¬мающие личности с ярко выраженной индивидуальностью, имеющие право выбора, не боящиеся спорить и способные создавать не всеобщее счастье, а счастье для каждого в отдельности. Писатель хотел предостеречь весь мир (а осо¬бенно свою страну) от страшных ошибок, но машина ново¬го тоталитарного государства уже начала свой ход, и За¬мятину пришлось отвечать за «преступную клевету» про¬тив победы революции и социализма.
Объект исследования: антиутопия Евгения Замятина «Мы».
Предмет исследования: проблематика антиутопии «Мы».
Актуальность выбранной темы определяется тем, что Е. Замятин в своей антиутопии «Мы» предостерегал от посягательств на жизнь и права отдельного человека, от попыток противопоставления коллектива индивидууму. Писатель хотел предупредить молодое поколение о том, что считал для него опасным, – о намечавшейся бездуховности, об уничтожении принципов гуманизма, о невозможности строить человеческое счастье посредством технического прогресса, о недопустимости подавления личности, о лживости политиков и т.п. После революции Замятин пытался предупредить о том, что может случиться, если власть будет в одних руках. Время показало, что Замятин был прав и многие его пророчества, к великому сожалению, сбылись. Многих современных читателей, поражает прежде всего то, как Замятин сумел угадать, предсказать будущее, даже в мелочах. Но в художественной литературе это далеко не первый и не единственный случай.
Цель исследования определила следующие задачи:
1) рассмотреть проблемы, которые поднимает автор в романе «Мы»;
2) раскрыть проблему взаимоотношений личности и государства, показать, что благополучная жизнь людей не может быть построена на отказе от собственной личности, показать, что такая опасность может подстерегать любое общество, где значение человеческой личности низведено до уровня винтика в государственном механизме;
3) рассмотреть проблему содержания счастья в романе и способы его достижения;
4) рассмотреть проблему соотношения власти и религии;
5) проанализировать стадии появления души у главного героя.
Методы исследования: наблюдение, описание, анализ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.