Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Прикладные задачи на приложение производной функции как средство профессионального самоопределения учащихся

irina_krut2020 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Актуальность работы обосновывается необходимостью разрешения противоречия между стремлением учащихся получить сведения о возможных направлениях профессиональной деятельности, связанной с физикой, химией, биологией и математикой, и недостаточно разработанным для этого дидактическим материалом. Цель работы состоит в разработке комплекса прикладных задач, которые, в некоторой степени, помогут учащимся определиться в выборе профессии. Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи: - раскрыть сущность профессионального самоопределения; - проанализировать формирование профориентации школьников посредством обучения решению прикладных задач; - разработать комплекс прикладных задач по теме исследования дипломной работы; - исследовать эффективность разработанного комплекса задач по формированию профессионального самоопределения учащихся. Гипотеза: Мы предполагаем, что применение прикладных задач в процессе обучения математике позволит повысить уровень профориентированности учащихся. Объектом исследования: процесс обучения курсу «Алгебра и начала анализа». Предметом исследования является методика формирования профессионального самоопределения у школьников посредством обучения решению прикладных задач с помощью производной. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы; наблюдение за ходом образовательного процесса. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации представлений о профессиональном самоопределении учащихся и его формировании при обучении решению прикладных задач с помощью производной. Практическая значимость исследования заключается возможности использования разработанных материалов учителями и студентами для проектирования процесса обучения математике, ориентированного на профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательных школ.
Введение

В настоящее время согласно новому стандарту общего образования одним из важных аспектов обучения математике в школе является его практическая ориентация, которая заключается в направленности обучения на формирование у школьников понимания роли математики в описании объектов окружающего мира, подготовку учащихся к использованию математических методов для решения широкого круга проблем, то есть в формировании у них «математического взгляда» на окружающий мир. В методической литературе имеется множество публикации по рассматриваемой теме. Можно назвать таких авторов: А.С. Бикеева, Л.В. Виноградова, М.В. Егупова, О.Н. Приютко, В.И. Берник, И.М. Смирнова, В.А. Смирнов, С.К. Соболев, Н.А. Терешин, И.М. Шапиро, Л.Г. Шестакова. Однако прикладная направленность школьного курса математики в своем внутреннем аспекте, явно недостаточна. Вследствие этого учащиеся не видят связей изучаемого с задачами, возникающими в их личной практике. Встает вопрос о средствах реализации прикладной направленности, примерами которых исследователями предлагаются интересные и практически важные задачи, задачи с практическим содержанием, задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков. Успешное обучение решению прикладных задач с помощью производной станет возможным, если такие задачи будут учитывать интересы и способности учащихся в соответствии с профессиональными намерениями. Однако, в школьном курсе математики задачи, на применение производной функции, в подавляющем большинстве являются абстрактными, не привязанными к профессиональным ситуациям, что снижает интерес учащихся к их решению. Физико-математический профиль предназначен к подготовке будущих инженеров, специалистов в производственной сфере, химико-биологический к подготовке биологов или химиков, гуманитарно-экономический к подготовке специалистов в экономической сфере. Поэтому направление профильного обучения, должно быть ориентировано на развитие качеств личности специалиста. Прикладные задачи, включенные в стандартные учебники и материалы ЕГЭ, не решают полностью задачи профессиональной ориентации школьников. Они направлены, скорее всего, на формирование у учащихся умений применять знания в разнообразных ситуациях. В то же время, школьники заинтересованы в решении простейших прикладных задач, причем в предпочтительном для них направлении.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Роль прикладных задач по математике в профессиональном самоопределении школьников 6 1.1. Понятие профессионального самоопределения и его основные компоненты 6 1.2. Прикладная математическая задача как средство профессионального самоопределения учащихся при обучении математике 14 1.3. Виды прикладных математических задач, решаемых с помощью производной 20 Глава 2. Прикладные математические задачи, направленные на формирование профессионального самоопределения учащихся по теме «Производная функция» 36 §1. Концепция комплекса прикладных задач 36 §2. Комплекс задач 43 §3. Апробация комплекса прикладных математических задач 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62 ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Список литературы

1. Алимов, Ш.А. Алгебра и начала математического анализа. Базовый уровень. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов. – Москва: Просвещение. – 2013. – 464 c. 2. Атанасян, Л.С. Геометрия. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., – 22-е издание – Москва: Просвещение, – 2013. – 255 с. 3. Беркутова, Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников: Учебно-методическое пособие. / Д.И. Беркутова. – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова. – 2006. – 104 с. 4. Бикеева, А.С. Какие задачи хотелось бы решать в школе / А.С. Бикеева // Математика в школе. – 2013. – №1. – С. 3-7. 5. Бодрякова, Н.О. Физические задачи на экстремум функции: учебное пособие / Бодрякова Н.О., К.А. Рыб // Математика в школе. – 1993. – №3, с. 15-20. 6. Буторина Н.В., Хромцова И.О. Формирование готовности к профессиональному самоопределению школьников средствами учебного предмета [Электронный ресурс] / Н.В. Буторина, И.О. Хромцова // Пермский педагогический журнал. – 2016. URL – https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-shkolnikov-sredstvami-uchebnogo-predmeta 7. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие / Л.В. Виноградова. – Ростов на Дону: Феникс, – 2005. – 252 с. 8. Володина, Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее... Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов / Ю.А. Володина. – Москва: Генезис, – 2012. – 35 с. 9. Галибина Н.А., Куприянова Ю.С. Деловые игры как средство профессионального самоопределения учащихся [Электронный ресурс] / Н.А. Галибина, Ю.С. Куприянова //Территория науки. – 2017. №5 URL – https://cyberleninka.ru/article/n/delovye-igry-kak-sredstvo-professionalnogo-samoopredeleniya-uchaschihsya 10. Гончарова М.Н., Сетько Е.А. О технологии создания комплекса практико-ориентированных задач по математике экономических специальностей [Электронный ресурс] / М.Н. Гончарова, Е.А. Сетько // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2016. URL –https://cyberleninka.ru/article/n/o-tehnologii-sozdaniya-kompleksa-praktiko-orientirovannyh-zadaniy-po-matematike-dlya-ekonomicheskih-spetsialnostey 11. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач. / Т.Е. Демидова. – Москва: Академия, – 2002. – 288 с. 12. Егупова М. В. Практические приложения математики в школе / М. В. Егупова. ? Москва : Прометей, ? 2015. ? 249 с. 13. Егупова М.В. Использование практических задач в обучении геометрии / М. В. Егупова. // Математика в школе. ? 2011. ?№10. ? с. 39 – 44. 14. Егупова М.В. Практико-ориентированное обучение математике в школе как предмет методической подготовки учителя. / М.В. Егупова // Монография. – Москва: МПГУ, – 2014. – 284 с. 15. Жак Я.Е. Производственные задачи в школьном курсе математики / Я.Е. Жак // Математика в школе. – 1983. – № 5. – с. 15 – 19. 16. Игнатьева Т.В. Методические особенности отбора профессионально значимого содержания к сюжетам математических задач прикладной направленности в технических ВУЗах. [Электронный ресурс] / Т.В. Игнатьева // Вестник Костромского государственного университета – 2015. URL – https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-otbora-professionalno-znachimogo-soderzhaniya-k-syuzhetam-matematicheskih-zadach-prikladnoy 17. Икрамов, С.Д. Математическая культура школьника : Метод. аспекты пробл. развития мышления и яз. школьников при обучении математике / С.Д. Икрамов // – Ташкент, УкиТУВЧИ, – 1995. – 277 с. 18. Калдыбаев, С.К., Макеев А.К. О роли практико-ориентированных задач в обучении математике. [Электронный ресурс] / С.К. Калдыбаев, А.К. Макеев // Инновационная наука. – 2015. URL – https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-praktiko-orientirovannyh-zadach-v-obuchenii-matematike 19. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. / Е.А. Климов – Москва: Академия. – 2004. – 301 с. 20. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. / А.Н. Колмогоров // – Москва: Просвещение. – 2013. – 382 с. 21. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Кулагиной. – Москва: ТЦ Сфера. – 2008. – 200 с. 22. Лебедева, В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / В.А. Лебедева. –Екатеринбург: РГППУ. – 2008. – 254 с. 23. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Часть 1. Учебник / А.Г. Мордкович и др. – Москва: Мнемозина, –2013. – 405 с. 24. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович и др. – Москва: Мнемозина, –2016. – 279 с. 25. Морозов Г.М. О формировании умений, необходимых для построения математических моделей / Г.М. Морозов // Перспективы развития математического образования в средней школе в 90 – х годах. – Москва: НИИ СиМО АПН СССР. – 1987. – с. 36 – 37. 26. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – Москва, – 2009. – 527 с. 27. Петров В.А., Чертков В.С. Применение производной в практической деятельности. / В.А. Петров, В.С. Чертков // Математика в школе. –1980, – №6. – с. 30 – 32. 28. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодежи / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 33 – 37. 29. Приютко О.Н., Берник В.И. Практико-ориентированные задачи в контексте изменения программ школьного курса математики [Электронный ресурс] // Практико-ориентированные задачи в контексте изменения программ школьного курса математики. – URL http://Matem/praktiko-orientzadachi/izmen/progr/matematika (дата: обращения: 05.02.2018). 30. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение. / Н.С. Пряжников. – Москва: Академия. – 2008. – 210 с. 31. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). / Н.С. Пряжников. – Москва: ВАКО. – 2005. – 288 с. 32. Пряжников, Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. / Н.С. Пряжников. – Москва: Академия. – 2014. 33. Психология: Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд. – Москва: Политиздат. – 1990 – 494 с. 34. Ретивых М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / М.В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета – 2016. URL – https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov-kak-nauchno-pedagogicheskaya-problema 35. Ромашкова Л.О. Противоречия в профессиональном самоопределении молодежи. [Электронный ресурс] / Л. О. Ромашкова // Знание.Понимание.Умение. – 2013. URL –https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-v-professionalnom-samoopredelenii-molodezhi 36. Сапогов, А.Я. Основы реального исчисления. / А.Я. Сапогов. – С.-Петербург: Новый Геликон. –1995. – 44 с. 37. Саранцев, Г.И. Методика обучения математики в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и унуверситетов. / Г.И. Саранцев. – Москва: Просвещение. – 2002. – 224с. 38. Семенова, И.Н. Роль и место сюжетных задач в развитии математического мышления и повышении качества знаний учащихся (на материале алгебры и начал анализа). / И.Н. Семенова // Диссертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Свердловск. – 1990. – 195 с. 39. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Задачи с практическим содержанием как средство формирования геометрических представлений учащихся / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов // – Математика в школе. – 2013. – №6. – с. 19 – 25. 40. Соболев, С.К. Роль и место прикладных задач в обучении математики. [Электронный ресурс] // Роль и место прикладных задач в обучении математики. – URL https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee (дата обращения: 20.03.2018). 41. Соловьева О.В. Прикладная направленность обучения математике в основной школе как средство организации предпрофильной подготовки [Электронный ресурс] / О.В. Соловьева // Вестник Северного федерального университета – 2009. URL – https://cyberleninka.ru/article/n/prikladnaya-napravlennost-obucheniya-matematike-v-osnovnoy-shkole-kak-sredstvo-organizatsii-predprofilnoy-podgotovki 42. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. / В.И. Степанский – Москва: Московский психолого-социальный ин-т. – 2006. – 108 с. 43. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Книга для учителя. / Н.А. Терешин. – Москва : Просвещение. – 1990. – 96 с. 44. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – Москва: Омега. – 2014. – 134 с 45. Филатов Л.В. Прикладные математические задачи в строительстве: Учебно-методическое пособие. / Л.В. Филатов. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2009. ? 34 с. 46. Фирсов, В.В. Некоторые проблемы обучения теории вероятностей как прикладной дисциплине. / В.В. Фирсов // Диссертация канд. пед. наук. – Москва, – 1974. – 161 с. 47. Хаймина, Л.Э. Методика реализации прикладной направленности курса алгебры основной школы. / Л.Э. Хаймина // Диссертация канд. пед. наук. – Архангельск, – 1998, – 183 с. 48. Халиуллина, Э.Р. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию доктора сельскохозяйственных наук, профессора, чл.-корр. МААО, академика РАЕН, Заслуженного работника высшей школы РФ Костина В.И. "Микроэлементы и регуляторы роста в питании растений: теоретические и практические аспекты". – Ульяновск: Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина. – 2014. – с. 43-47. 49. Чанг, Н.В. Прикладная направленность обучения элементам математического анализа в средней в школе СРВ. / Н.В. Чанг// Диссертация канд. пед. наук. – Москва, – 1994. – 141с. 50. Чигнева Н.C., Чекулаева М.Е. Прикладные задачи на применение производной функции как средство профессионального самоопределения учащихся. / Н.C. Чигнева, М.Е. Чекулаева // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49). – URL: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (дата обращения: 10.03.2018) 51. Чистякова, С.Н. Профессиональные компетенции педагога и новые стандарты / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование. –Москва. – 2013. – № 4. – С. 14 – 17. 52. Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Книга для учителя. / И.М. Шапиро. –Москва: Просвещение. – 1990. – 96 с. 53. Шестакова, Л.Г. Методика обучения школьников работы с математической задачей: учебное пособие для студентов / Л.Г. Шестакова. – Соликамск: СГПИ, 2013. – 106 с. 54. Эрентраут Е.Н. Прикладные задачи математического анализа для школьников: Учебное пособие. / Е.Н. Эрентраут. – Челябинск: ЧГПУ. – 2004. – 119 с. 55. Эрентраут Е.Н. Математические модели в химии, биологии и в медицине для школьников. / Е.Н. Эрентраут // Математика, компьютер, образование: Материалы десятой международной конференции. Москва-Ижевск: Изд-во «Регулярная и хаотическая динамика». – 2003. – с. 413.
Отрывок из работы

Глава 1. Роль прикладных задач по математике в профессиональном самоопределении школьников 1.1. Понятие профессионального самоопределения и его основные компоненты Профессиональное самоопределение личности ? сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самореализация, самоактуализация, самоосуществление, самосознание самотрансценденция. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Актуальность проблемы самоопределения личности обусловлена социально-экономическими, психологическими и социально-политическими факторами общественного развития, которые резко обострили вопросы адаптации личности к новым условиям и четко обозначили проблему реализации потенциала личности в современном мире. Корни этого явления произрастают из той социально-культурной, экономической ситуации, которая сформировалась за период вхождения России в рыночные отношения. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования «…должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Поэтому в последнее время резко возрос интерес исследователей к проблеме самоопределения школьников. [44] Проблемой самоопределения личности занимается ряд наук, прежде всего социология, психология и педагогика. В современной литературе существует большое количество трактовок понятия «Самоопределение». Приведем примеры: Самоопределение ? центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических и прочих связей с другими людьми. [26] Философский подход к понятию самоопределение связан с тем, что его трактуют как деятельное отношение к ситуации. В социологическом словаре самоопределение трактуется как процесс включения молодежи во все сферы жизни общества. Психологический словарь дает следующее определение: «Самоопределение личности ? сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях». При этом с психологической точки зрения выделяется лишь две формы самоопределения: коллективистское и профессиональное. [33] Однако педагоги и психологи видят в самоопределении не только инструмент социализации, но индивидуализацию личности. При этом психологов интересует сам процесс самоопределения личности, его внутренние механизмы, а педагоги сосредотачивают свое внимание на поиске и разработке педагогических средств и условий, обеспечивающих этот процесс [3]. Самоопределение можно рассматривать с разных позиций: -как серию задач, которое ставит общество перед личностью, ? это социальный подход; -как процесс поэтапного принятия решения, посредством которого индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе, ?социально-психологический подход; -как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, ? дифференциально-психологический подход. Поэтому самоопределение личности можно разделить на 3 группы: 1) Жизненное самоопределение; 2) Личностное самоопределение; 3) Профессиональное самоопределение. Жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме. Личностное самоопределение связано, прежде всего, с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека. Профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере. [3] В данной работе нас интересует именно профессиональное самоопределение. Анализ научной литературы позволил выделить следующие определения профессионального самоопределения: Чистякова С.Н. рассматривает профессиональное самоопределение как «процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. » [51,с.6] Для М.В. Ретивых «профессиональное самоопределение ? это интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений». [34] Н.С. Пряжников говорит о том, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения». [30, с. 8] В.А. Поляков утверждает, что «Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития» [28, с.22]. Как сложный процесс принятия решения понимают профессиональное самоопределение Н. Э. Касаткина, Т. В. Кудрявцева, В. Ф. Сафин, П. А. Шавир, В. Ю. Шегурова. Профессиональное самоопределение как процесс рассматривают А. М. Кухарчук, А. Б. Ценципер. Они считают, что профессиональное самоопределение ? это процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, соотношения их с требованиями профессии. [19] Многие авторы утверждают, что профессиональное самоопределение длится у человека практически всю его жизнь. Однако ряд авторов не разделяют точку зрения большинства ученых о длительности и многоступенчатости процесса профессионального самоопределения. В частности, П. А. Шавира утверждает, что окончание процесса профессионального самоопределения может быть только тогда, когда у человека сформировалось положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности. По мнению В. Ф. Сафина, финалом процесса профессионального самоопределения служит начало трудовой деятельности. Однако, наиболее полно профессиональное самоопределение, на мой взгляд, определяет группа ученых под руководством С. Н. Чистяковой и В.Н. Полякова. Проанализировав несколько определений, можно выделить одно, по моему мнению, наиболее верно раскрывающее понятие профессионального самоопределения. Итак, профессиональное самоопределение ? это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее реализации. Формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии – неотъемлемые компоненты становления личности. Профессиональное самоопределение, как часть целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства их вне. [3] Согласно И.Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. К моменту окончания школы старшеклассники из многих воображаемых профессий должны выбрать какой-нибудь конкретный и приемлемый вариант. Полны амбиций, они понимают, что их будущее, а именно благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильно сделанного выбора профессии. Выбор профессии зависит от многих факторов. Так, Е.А. Климов выделяет восемь углов ситуации выбора профессии [19]: 1) Позиция старших членов семьи. Большинство родителей вмешиваются в выбор профессии своих детей, так как переживают за их будущее, предлагают пересмотреть свои планы и выбрать что-то другое. Некоторые хотят, чтобы дети пошли по их стопам. Однако встречаются и такие, которые предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя от него самостоятельности инициативы и ответственности. Для молодёжи, испытывающей сильную эмоциональную привязанность к родителям, более вероятна родительская ориентация, чем для тех подростков, которые враждебно относятся к своим родителям или отвергают их. 2) Позиция сверстников. Сверстники также могут повлиять на выбор профессии. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении. 3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Наблюдая за учеником, учитель может, как никто другой, диагностировать его склонности, способности и подготовленность к той или иной деятельности. 4) Личные профессиональные планы. Каждый ребенок мечтает самореализоваться в жизни, поэтому он строит планы на свою дальнейшую жизнь. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека. [8] 5) Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность. 6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки 7) Информированность. Учащиеся должны быть проинформированы о мире профессий, например, с помощью учителей, родителей, просмотров фильма, чтения книг. 8) Склонности. Склонности являются также важным фактором в выборе профессии. Разностороннему человеку гораздо проще выбрать профессию и адаптироваться к работе. На сегодняшний день разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый, поэтому, чтобы быть востребованным на рынке труда, человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии. [21] Ученик хорошо понимает, что содержание будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы беспечным, легкомысленным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная постоянная забота. Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением ? изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. [3] Таким образом, в §1 был рассмотрены такие понятия как самоопределение, профессиональное самоопределения и его компоненты. Можно сказать, что роль профессионального самоопределения в жизни человека велика. ? 1.2. Прикладная математическая задача как средство профессионального самоопределения учащихся при обучении математике В настоящее время современное общество нуждается в людях, которые подготовлены к настоящей жизни, занимают активную жизненную позицию, умеют работать в коллективе, имеют возможность быстро переучиться в зависимости от требований рынка и социального заказа. Несомненно, образовательные организации формируют данные качества и умения через ориентацию на практическую направленность познавательной деятельности обучающихся. Как известно, математическая подготовка школьников включает в себя теоретические знания, прикладные, практические умения и навыки. Прикладная направленность обучения математике, по мнению Ю.М. Колягина, означает ориентацию содержания и методов обучения математике на применение её в технике, смежных науках, в профессиональной деятельности и в быту. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие прикладной задачи, которое определяется как «задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами» [14]. По мнению исследователей, прикладная задача несёт в себе научное или практическое значение не только в математике, но и в других областях знания, поэтому к ним в рамках школьного курса относятся практические и межпредметные задачи. Далее требуется раскрыть практическую направленность обучения математике, которая представляет собой ориентацию содержания и методов обучения на решение упражнений и задач с практическим содержанием, на развитие у обучающихся самостоятельной деятельности математического характера. Такие известные методисты-математики, как Т.А. Иванова, Д. Пойа, Г.И.Саранцев, Л.М. Фридман и другие, определяли практико-ориентированные задачи как задачи, которые, по их мнению, формируют у обучающихся способность решения конкретных проблем, возникающих в реальной жизни, применяя обобщённые знания и умения по математике. [53] Необходимо рассмотреть ещё одно определение, сформулированное И.М. Шапиро. «Под математической задачей с практическим содержанием (задачей прикладного характера) мы понимаем задачу, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с её использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций». [7, с.7] Таким образом, под практической задачей следует понимать задачу, в которой отражаются реальные ситуации из жизни и после решения которой, ученики научаться применять математические знания на практике. Как известно, школьники с восторгом решают и осознают задачи практического характера, им интересно наблюдать, как практическая задача превращается в теоретическую и как теоретическую задачу можно применить на практике. Анализ научно-методической литературы дает возможность выделить три направления, в соответствии с которыми исследователи формулировали определения понятия «прикладная задача»: 1) «деятельностное» — в качестве основного понятие-образующего признака в определении прикладной задачи выделяется признак, связанный с обучением учащихся деятельности по применению математики для решения различных задач (и даже не обязательно для решения задач нематематической природы). Таковы определения, предлагаемые, например, исследователями Г.М.Морозовым [25], Н.В.Чангом [49]. Наиболее характерной для такого направления является формулировка определения прикладной задачи Д.Икрамова, в соответствии с которой она «характеризуется не тем, что в ее содержании используются практические данные, а тем, что в ходе ее решения используются приемы, способы и методы, характерные для деятельности в области применения математики» [17]; 2) «содержательное» – в определении понятия «прикладная задача» главной является содержательная компонента, указывающая область человеческой деятельности, из которой взята задача («жизненная» или «практическая» ситуация, «задачи из быта», производство и т.д.). Яркими представителями этого направления являются Е.Я.Жак [15], В.В.Фирсов [46], для которых задачи прикладного характера – это задачи, возникающие в технике и смежных науках; в профессиональной деятельности; в народном хозяйстве и быту; 3) «содержательно-деятельностное» – как правило, совмещает в себе определения первых двух направлений, то есть в определение «прикладной задачи» закладывается деятельностная и содержательная компоненты. Нельзя не заметить также, что эти формулировки в разной степени общности отражают различные аспекты одного и того же понятия – понятия «прикладной задач» как основного объекта прикладной математики. В рамках исследования нами выделены следующие требования к прикладным задачам, именно, задачи должны быть -ориентированы на развитие определенных качеств личности (требование, продиктованное современными личностно-ориентированными тенденциями в образовательных системах); -служить дидактическим целям обучения; -предусматривать органическую связь с системой математических понятий курса математики колледжа; -формировать у учащихся умения применять математические знания для решения задач; -включать содержание максимально возможно приближенное к тематике будущей профессиональной деятельности. [14] Для дальнейшего анализа определения понятия «прикладная задача» рассмотрим кратко процесс решения реальной задачи. 4 этапа решения прикладных задач: 1) постановка задачи; 2) формализация; 3) вычислительные действия; 4) анализ полученных результатов. Как и к любой другой задаче, задаче с практическим содержанием можно предъявить ряд требований. Во-первых, она должна обладать познавательной ценностью и оказывать воспитывающее влияние на обучающихся. Во-вторых, ученикам должен быть понятен нематематический материал задачи. В-третьих, в задаче с практическим содержанием обязательно должны быть реальные ситуации, числовые данные, задаваемые вопросы и полученные ответы, которые ученики могли бы наблюдать в настоящей жизни. В-четвертых, задача с практическим содержанием должна отражать математическую и нематематическую проблему и их взаимосвязь. В-пятых, практическая задача не должна перекрывать её математическую значимость. В-шестых, в тексте задачи с практическим содержанием не должно быть указания на способы и средства её решения. [14] Все выше перечисленные требования должны соблюдаться не только в задачах практического содержания, но и в других задачах. Как говорилось ранее, в настоящее время в теории обучения уделяется большое внимание профильному обучению, позволяющему учитывать интересы и способности учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями. Однако, в школьном курсе математики задачи, на применение производной функции, в подавляющем большинстве являются абстрактными, не привязанными к профессиональным инженерным ситуациям, что снижает интерес учащихся к их решению. Физико-математический профиль предназначен к подготовке будущих инженеров, специалистов в производственной сфере. Поэтому это направление профильного обучения, должно быть ориентировано на развитие качеств личности специалиста. [50] Можно рассмотреть некоторые способы мотивации учеников с помощью практических задач. Во-первых, если изначально рассмотреть какие-либо физические явления или технические проблемы и на основе этого сформулировать для решения практическую задачу, то обучающиеся воспримут её намного лучше и будут решать её с большим желанием, потому что они наглядно рассмотрели, из чего и как именно она возникла. Во-вторых, для мотивации обучения математике можно использовать исторические или старинные задачи, которые создадут эмоциональный настрой в классе, вызовут интерес к новой теме, несмотря на то, что изначально она им может показаться совершенно неинтересной. Для большей стимуляции детей к обучению можно использовать задачи с необычной формулировкой, ссылаясь на древний источник. В-третьих, перед изучением новой темы можно предложить практическую задачу, которая изначально покажется ученикам простой и ответ на которую они дадут незамедлительно. Но полученные ответы окажутся разными, из-за чего возникнет спор. Активные дискуссии во время спора увлекут учащихся, им захочется узнать верное решение и ответ, который они смогут получить, только изучив новую тему. В-четвертых, для мотивации обучения можно использовать практические задачи из банка заданий по ОГЭ или ЕГЭ, мотивировав учеников тем, что полученные навыки и умения пригодятся им для сдачи экзамена. В-пятых, для мотивации можно использовать практические задачи, которые будут проиллюстрированы с помощью компьютерной техники, способствующей творческому умению решать задачи, устойчивой мотивации получения нового знания. В дополнение, задачи с практическим содержанием можно использовать на уроке для того, чтобы показать дальнейшую перспективу применения полученных знаний в повседневной жизни. [14] Таким образом, в данном параграфе было рассмотрено определение прикладной задачи, которая представляет собой задачу, отражающую ситуации, проблемы из повседневной жизни и практической деятельности обучающихся и рассмотрен вопрос о мотивации решения таких задач.? 1.3. Виды прикладных математических задач, решаемых с помощью производной Проблема классификации школьных математических задач рассматривалась многими учеными-методистами (Ю. М. Колягин, В. А. Петров, И. М. Шапиро Л. М. Фридман, Л. М. Лоповок, и другие). Выделялись различные основания для классификации задач, связанных с практическими приложениями математики в школе. Рассмотрим ряд из них. Л. М. Лоповок предлагает следующие «разновидности» задач: • задачи, иллюстрирующие применение теорем (формул); • задачи на проверку правильности применяемых приемов работы; • задачи вычислительного характера; • задачи на выполнение построений. Л. Э. Хаймина выделяет 2 группы задач прикладного характера: • задачи на формирование понятия; • задачи, связанные с деятельностью учащихся на этапе исследования решения. [47] При этом ко второй группе задач автор относит задачи с недостающими и скрытыми данными, задачи с лишними данными, задачи с противоречивыми данными. Итак, первая группа определяет назначение таких задач в обучении, а вторая среди задач прикладного содержания выделяет задачи, при решении которых выполняются учебные действия исследовательского характера. И. М. Шапиро, делит прикладные задачи на пять групп: 1) на вычисление значений величин, встречающихся в практической деятельности; 2) на составление расчетных таблиц; 3) на построение простейших номограмм; 4) на применение и обоснование эмпирических формул; 5) на вывод формул зависимостей, встречающихся на практике. [51] Такое деление задач ориентировано на обучение отдельным приемам использования математической теории в практической деятельности. Задачи первого вида ? это задачи, решение которых сводится к вычислению числового значения выражения. При решении задач второго вида учащимся необходимо сообщить определенное математическое правило, на основании которого составляется таблица. Номограммы применяются для выполнения практических расчетов, поэтому целесообразно рассматривать и задачи такого вида. Эмпирические формулы находят применение в практической деятельности. Они не являются результатом строго математического вывода, однако их пригодность для практических целей подтверждена опытом. Решение задач последнего вида ? работа творческая. Успешное решение этих задач возможно только лишь при наличии четкого представления о производственном процессе, о явлении, которое предстоит описать на языке математики. Проанализировав методическую литературу, можно обобщить классификационные признаки таких задач. Выделим два вида задач по их постановке: 1) на обучение приложениям математики; 2) на изучение математики с помощью ее приложений. Задачи этих двух видов, в свою очередь, характеризуются следующими основными признаками: по области приложений математики, по математическим методам решения, по способу представления, по сложности математизации условия задачи, по назначению в обучении математике, по полноте данных. [14] Рассмотрим более подробно перечисленные признаки: 1. По области приложений математики. Этот признак характеризует фабулу задачи, в которой могут быть отражены научные области знаний; практические области деятельности; бытовые, занимательные и игровые ситуации с реальным сюжетом. 2. По математическим методам решения. Традиционно в школьном курсе математики выделяют три группы методов – арифметический (по действиям или составлением выражения), алгебраический (составлением уравнения, системы уравнений или неравенств), геометрический (использованием подобия, площадей фигур и т.п.). Как отмечалось ранее, основным математическим методом решения таких задач является метод математического моделирования. Перечисленные методы для задач на приложения – это методы внутримодельного решения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 69 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 83 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg