Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ДЕНЬГИ

Денежно – кредитная политика государства.

irina_krut2020 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Курсовая работа: 36 с., 3 рис., 15 источников ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ, ИНСТРУМЕНТЫ, КЕНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ, ТЕОРИЯ МОНЕТАРИЗМА Целью курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики государства и оценка ее эффективности. Предметом исследования выступает денежно-кредитная политика. Объект исследования: Центральный Банк РФ. В работе рассмотрены сущность и функции денежно – кредитной политики, проведен анализ актуальной российской денежно – кредитной политики государства. Дана оценка динамики инструментов денежно – кредитной политики государства. Предложены направления изменения денежно – кредитной политики государства на 2018 и 2019 -2020 годы.
Введение

Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Во всех странах Центральные Банки формируют и осуществляют кредитно – денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков. Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Денежно-кредитная политика Центрального Банка признается наиболее современным и эффективным методом регулирования экономики. В настоящее время подчеркивается актуальность этой проблемы в условиях становления и развития рынка и рыночных отношений. Целью курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики государства и оценка ее эффективности. От того, насколько правильно выбирает государство инструменты денежно – кредитной политики в тот или иной момент времени зависит уровень экономического развития страны. Предметом исследования выступает денежно-кредитная политика. Объект исследования: Центральный Банк РФ. Задачи курсовой работы: – рассмотреть теорию денежно – кредитной политики; – проанализировать актуальность российской денежно – кредитной политики; – выявить направления изменения государственной денежно –кредитной политики на 2017 год и период 2018 - 2020 года. Разработанность рассматриваемой проблемы в экономической литературе достаточно широка. Среди отечественных ученых следует отметить О.Л.Рогову, Г.Г. Фетисова, А.Д. Некипелова, М.Ю. Головнина, С.А. Андрюшина, публикации которых использованы в данной работе. Разработкой отдельных проблем денежно-кредитной политики в зарубежных странах в разное время занимались У.Аллен, С.Л. Брю, К.Р. Макконнелл, С. Ринхарт, Ж. Сатер, В. Смит, Л. Харрис, Д.Л. Хикс, Г. Хогарт, Й. Шумпетер и другие авторы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5 1 Теория денежно – кредитной политики……………………………………..7 1.1 Сущность и функции денежно – кредитной политики государства…….7 1.2 Виды денежно – кредитной политики государства………………………9 1.3 Теоретические подходы к использованию инструментов денежно – кредитной политики государства………………………………………………12 2 Анализ актуальной российской денежно – кредитной политики государства……………………………………………………………………….15 2.1 Оценка динамики инструментов денежно – кредитной политики государства……………………………………………………………………….15 2.2 Оценка эффективности денежно – кредитной политики государства…18 2.3 Перспективы изменения денежно – кредитной политики государства 2018 г. и на 2 года вперед……………………………………………………….25 Заключение……………………………………………………………………….33 Список использованных источников…………………………………………..35
Список литературы

1. Абрамова М.А. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста. Монография. - М.: КноРус, 2017. - 869 c. 2. Артемов Н.М. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект). Коллективная монографиямоногр. - М.: Проспект, 2014. - 264 c. 3. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста / Коллектив авторов. - М.: КноРус, 2017. - 223 c. 4. Гаджиев Д. Ф. Денежно-кредитная система и Международный банк. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 240 c. 5. Горюнов Евгений Нужно ли смягчать денежно-кредитную политику. - Москва: СИНТЕГ, 2014. - 964 c. 6. Грачева Е. Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект). - М.: Проспект, 2014. - 882 c. 7. Денежно-кредитная политика России и Украины в условиях мировых финансовых потрясений. - М.: Алетейя, 2015. - 184 c. 8. Денежно-кредитное регулирование. - М.: БГЭУ, 2015. - 464 c. 9. Дробышевский С.М. Влияние выбора целей и инструментов политики денежных властей на уязвимость экономики. - М.: Дело, 2018. - 894 c. 10. Моисеев, С. Р. Денежно-кредитная политика. Теория и практика / С.Р. Моисеев. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2015. - 784 c. 11. Розанова Н.М. Денежно-кредитная политика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2016. - 432 c. 12. Ордов К.В. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании. Монография. - М.: Инфра-М, Магистр, 2015. - 911 c. 13. Моисеев С.Р. Денежно-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2014. - 809 c. 14. Тесля П. Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 176 c. 15. Ткачев В.Н. Денежно-кредитная статистика. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - 431 c.
Отрывок из работы

1 Теория денежно – кредитной политики 1.1 Сущность и функции денежно – кредитной политики государства Денежно – кредитная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования [1, с. 341]. Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно – кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения. Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно – денежной сбалансированности. Переход к рыночной экономике предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления денежно–кредитной политики на макроуровне. Денежно – кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Основным объектом денежно–кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно – денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга. Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно–кредитной политики. Существует несколько типов классификаций денежно–кредитной политики [2, с. 126]. Во – первых, денежно – кредитная политика делится на гибкую и автоматическую. Гибкая денежно – кредитная политика получила название дискреционной политики. Она изменяется в соответствии с фазами экономического цикла, то есть в период спада используется стимулирующая, а в период инфляции сдерживающая политика. Сложность при данном виде политики заключается в том, чтобы одновременно контролировать и денежное предложение, и уровень процентной ставки. Автоматическая денежно – кредитная политика сводится к монетарному правилу, которое заключается в том, что масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться с темпами, которые равны потенциальному росту реального ВНП (3 – 5% в год). Однако эта политика не дает возможность проводить краткосрочную денежно–кредитную политику (связанную с фазами цикла), поэтому это правило не одобрено ни в одной стране. Во – вторых, денежно – кредитная политика делится на мягкую и жесткую. Мягкая денежно – кредитная политика получила название «политика дешевых денег». Она применяется для стимулирования совокупных расходов в стране во время экономического спада. Суть ее заключается в следующем: Центральный Банк покупает государственные ценные бумаги, уменьшает резервную норму, снижает учетную ставку. В результате увеличиваются банковские резервы коммерческих банков и, следовательно, денежное предложение в стране. Из–за увеличения денежного предложения в стране уменьшается процентная ставка, в результате чего стимулируются инвестиции и потребительские расходы, что приводит к увеличению совокупных расходов и совокупного спроса в стране. Это способствует выходу экономики из спада, поэтому этот вид политики является стимулирующим [7, с. 214]. Жесткая денежно – кредитная политика получила название «политика дорогих денег». Она применяется для ограничения совокупных расходов в период инфляции. Суть ее заключается в следующем: Центральный Банк продает государственные ценные бумаги, увеличивает резервную норму, повышает учетную ставку. В результате уменьшаются банковские резервы и, соответственно, денежное предложение в стране. Уменьшение денежного предложения в стране приводит к повышению процентной ставки, это ограничивает инвестиционные и потребительские расходы. В результате совокупные расходы и совокупный спрос в стране сокращается, что способствует выходу из состояния инфляции. Эта политика получили название рестрикционной (ограничительной) политики. 1.2 Виды денежно – кредитной политики государства Различают долгосрочную и текущую денежно–кредитную политику. Долгосрочная денежно – кредитная политика является одним из направлений макроэкономического регулирования. Текущая денежно – кредитная политика направлена на решение текущих задач в денежно–кредитной сфере. Ее целями являются: фиксация количества денег, находящихся в обращении; изменение ставки рефинансирования коммерческих банков; определение уровня обязательных резервов; регулирование обменного курса национальной валюты. Поскольку денежно – кредитная политика – это важнейший инструмент макроэкономического регулирования, то ее конечные цели совпадают с целями национальной экономики. Ими являются [10, с. 72]: – устойчивые темпы экономического роста; – высокий уровень занятости; – стабильный уровень цен; – равновесие платежного баланса страны; – объем денежной массы; – уровень процентной ставки; – обменный курс национальной валюты; – денежная база–сумма наличных денег в обращении и банковских резервов; – денежный агрегат; – межбанковская процентная ставка. Одновременно достичь всех целей невозможно, так как если один из них согласуется между собой, то другие противоречат друг другу. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен. Особенность денежно – кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем национального продукта, уровень занятости, но не может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно–кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно–кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров и контролирует их в процессе ее реализации. В современных условиях в основе денежно – кредитной политики большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. Таким образом, принципы денежно–кредитной политики можно разделить на [12, с. 91]: – принципы экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств); – принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении). Рассмотрим более подробно эти направления денежно – кредитной политики государства: – проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства – покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя; – проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти. 1.3 Теоретические подходы к использованию инструментов денежно – кредитной политики государства Основными общими инструментами кредитно – денежной политики являются [14, с. 59]: – установление обязательной нормы резервирования; – регулирование официальной учетной ставки; – операции на открытом рынке; – административные меры. В основе денежно–кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно–кредитной политики на состояние экономики в целом. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно–кредитной политики в ус¬ловиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом – с другой. И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что со¬стояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием де¬нежно–кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по – разному и значение это¬го влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно – кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег. Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономи¬ки, в том числе финансовые и денежно–кредитные. Механизм де¬нежно – кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повыше¬ния или понижения процентной ставки, что в свою очередь приво¬дит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультиплика¬тивный эффект инвестиций – к изменению в уровне националь¬ного производства. Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно – следственных свя¬зей между предложением денег и уровнем национального произ¬водства достаточно велика. Центральный банк при проведении Денежно–кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как ска¬жется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует опреде¬ленный временной лаг. Формирование теории монетаризма в 60 –70 годах 20 столетия происходи¬ло в рамках возрождения традиций нео¬классического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традици¬онными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно–кредитной сфере: «деньги – главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее извест¬ный теоретик монетаризма – М. Фридмен. Количественная теория денег, подчеркивает М. Фридмен, это, прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм – деньги являются ка¬питальным благом. М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотноше¬ние наличных денег и других видов активов. При увеличении де¬нежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, в ко¬нечном счете это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из это¬го, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно–кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. 2 Анализ актуальной российской денежно – кредитной политики государства 2.1 Оценка динамики инструментов денежно – кредитной политики государства В последние годы, по мнению большинства экспертов, российская инфляция носит в основном немонетарный характер и обусловлена не избытком денег на руках у населения, а ростом тарифов на услуги естественных монополий («Газпрома», РАО «ЕЭС России», ЖКХ, муниципального транспорта) и цен на продовольствие. Именно на основании постулата о монетарном характере инфляции строилась вся денежная политика российских властей в последние годы, хотя аналитики уже несколько лет предупреждают, что корреляции между объемом денежной массы и темпами инфляции не наблюдается с конца девяностых годов. Именно «для снижения денежной массы» был в основном предназначен стабилизационный фонд, в который из реального сектора экономики откачиваются миллиарды рублей. Это же обстоятельство обуславливает хроническую слабость российской банковской системы, которая является прямым следствием политики денежно– кредитного сжатия, проводимой Банком России. Искусственное сдерживание роста количества денег и ограничение банковских резервов подавляют внутренний спрос и затягивают период выхода из депрессии. Основным недостатком всех принятых программ денежно– кредитной и финансовой политики заключался в том, что в них рассматривалась денежно– кредитная и финансовая политика не во взаимосвязи, а каждая в отдельности, что приводило и приводит к противоречиям между ними и мешает достижению поставленных целей. Ощутимо сказывается на эффективности проведения ДКП отсутствие независимости ЦБ, так банк не полностью свободен при формировании процентной политики. Учетная ставка выводится как производная от межбанковской. Во многом несамостоятелен Банк России и при проведении операций на фондовой и валютной биржах. Потенциал Банка России как макроаналитического центра государства, на наш взгляд, используется далеко недостаточно. Банк России не осуществляет активной разработки макропрограмм развития, а без них «Основные направления денежно – кредитной политики» носят во многом формализованный характер, лишены целей, определяющих должную активную воспроизводственную настройку банковского инструментария. Эмиссия денег Центральным банком исключительно на основе роста золотовалютных резервов, как это практикует Банк России, является шагом назад в эволюции денежных систем, поскольку для монетарной денежной системы характерно то, что деньги поступают в оборот в обмен на золото или другое международное платежное средство, а для кредитно – денежной то, что деньги поступают в оборот в порядке кредитования. Современная денежная система развитых стран основана на государственном кредите. Центральные банки в этих государствах непосредственно вводят деньги в экономику через покупку государственных облигаций, но не у правительства, а у коммерческих банков, тем самым расширяя их резервы ликвидности и достаточно эффективно регулируя ставку процента. Соответственно, основой кредитно – денежной системы является коммерческий кредит. В случае возникновения кризиса и утраты доверия между участниками хозяйственного процесса и расстройства кредита, как писал еще Маркс, кредитно – денежная система превращается в монетарную. Нынешнюю российскую денежную систему трудно назвать чисто кредитной или чисто монетарной. Центральный банк РФ осуществляет эмиссию банкнот в обмен на международное платежное средство –иностранную валюту, и в этой части российская денежная система носит монетарный характер. С другой стороны, коммерческие банки создают безналичные платежные средства в процессе привлечения вкладов и открытия кредитов, и в этой части российская денежная система носит кредитный характер. Характерно, что связь между той и другой частями денежной системы весьма слаба: Центральный банк практически не кредитует коммерческие банки, деньги вводятся в оборот через покупку валюты у экспортеров, которые становятся первыми держателями денег, следовательно, первыми кредиторами. Стремление проводить денежно– кредитную политику, опираясь только на макроэкономические показатели (инфляцию, курс рубля, процентные ставки), малоэффективно, так как в России эти показатели почти не зависят от деятельности ЦБ. Эти проблемы находятся в компетенции Правительства, которое руководит некоторыми государственными предприятиями и оказывает воздействие на естественные монополии. Поскольку темп инфляции в российских условиях определяется в большей степени политикой естественных монополий, чем ЦБ РФ, ужесточение денежно– кредитной политики, по мнению экспертов, не дает должного эффекта, так как в условиях роста цен возрастает потребность в деньгах, а политика ЦБ в этой сфере стимулирует использование денежных суррогатов. Основным направлением ДКП Банка России была борьба с избыточным ростом денежной массы по сравнению с ростом экономического оборота, поскольку он создает инфляционное давление. Одним их инструментов, используемых ЦБ для этого, было воздействие на ставку рефинансирования. Но в последние годы этот рост денежной массы частично компенсируется дедолларизацией денежных активов, особенно населения. Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Соответственно следует пересмотреть сложившуюся практику завышения ставки рефинансирования относительно рыночных ставок для уменьшения роста денежной массы, поскольку процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией, они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса. Наращивание запасов иностранной валюты в результате высоких цен на нефть, покупаемой ЦБ за счет эмитированных рублей, является основной причиной роста денежной массы и растущего притока иностранного капитала, прежде всего в форме кредитов и займов. Денежно– кредитная политика ЦБ – сложнейший вид деятельности, обусловленный многочисленными взаимодействующими экономическими, социальными и политическими факторами. Ее проведение тесно связано с бюджетно– налоговой политикой, социальным развитием общества и с политическими решениями руководства страны. В России эффективность действий ЦБ РФ значительно снижена из– за наличия огромного теневого сектора (30 – 40% от ВВП), оттока и бегства капитала за рубеж. Поэтому ЦБ РФ, отвечая за все экономическое поле России, не может контролировать многие макроэкономические показатели этого поля, строить оптимальную денежно– кредитную политику. Кроме того, деятельность ЦБ РФ отягощена двумя факторами: огромным государственным долгом– и– фатальной зависимостью от экспорта, т.е. от конъюнктуры цен на мировом рынке. Проведение денежно – кредитной политики – это отыскание золотой середины, соответствующей реальным возможностям, с учетом негативных и позитивных последствий для экономики применения ЦБ РФ тех или иных инструментов (хотя бы в среднесрочной перспективе). Поэтому анализ денежно– кредитной политики ЦБ РФ имеет важное значение для оптимизации ее в будущем. 2.2 Оценка эффективности денежно – кредитной политики государства Денежно – кредитная политика, проводимая Банком России в 2014 –2015 годах, была направлена на преодоление последствий ухудшения внешнеэкономической ситуации. Потребовались срочные меры, способствующие укреплению национальной валюты, а также препятствующие росту потребительских цен и увеличению рисков для финансовой стабильности страны. Сдерживание инфляции в рассматриваемый период являлось приоритетной задачей для Банка России. Целевой ориентир инфляции, установленный ЦБ РФ, составляет 4 % к 2017 году. Аналогичный показатель в 2014 году составлял 5 %, в 2015 году – 4,5 %. Для достижения указанной цели ключевая ставка, обозначенная как инструмент денежно– кредитной политики в 2013 году, изменялась Банком России в сторону увеличения в течение всего 2014 года. По мере усиления внешнеэкономической неопределенности повышение с 5,5 % годовых до 17 % было направлено на поддержание доверия к национальной валюте и ограничение возможных спекуляций против нее. Последующее за этим повышение ставок по банковским вкладам должно способствовать прекращению оттока средств из рублевых депозитов, а также ограничить ускорение роста цен. В 2015 году Центральный банк постепенно снизил ставку до 11 %. Ставка рефинансирования, используемая как второстепенный рычаг управления экономикой, была неизменна и составляла 8,25 %. Однако с 01 января 2016 года указанием Банка России от 11.12.2015 г. данная ставка была приравнена к ключевой и стала равна 11 %. Это повышение может иметь губительные последствия для экономики страны. Так, академик РАН, советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев пишет следующее: «При средней рентабельности обрабатывающей промышленности в 7,5 – 8 % кредит, выдаваемый по ставкам 10 % и выше, не может использоваться большинством предприятий ни для инвестиций, ни для пополнения оборотного капитала. За исключением ряда отраслей нефтегазового и химико– металлургического сектора, реальная экономика этим решением отрезается от кредитных ресурсов, эмитируемых государством». В результате увеличения процентных ставок в 2014 году объем денежной массы в национальном определении (денежный агрегат М2) снизился на 2,5 % с 31404,7 млрд. руб. до 30625,6 млрд руб. В 2015 году с января по апрель объем денежной массы изменился с 31448,6 млрд до 31636,7 млрд руб. Лишь к 30 апреля 2015 года ЦБ РФ постепенно снизил ключевую ставку до 12,5 % годовых, а затем и до 11 % в августе того же года. Денежная масса по итогам 2015 года увеличилась на 3,8 % и составила 33315,4 млрд. руб. Однако фактически экономика оказалась «обескровлена» высокой ставкой и снижением денежной массы в момент спада, что противоречит мировой практике. Банк России проводит очень жесткую денежно– кредитную политику: в развитых государствах процентная ставка в негативные для экономики времена находится вблизи нулевой отметки, либо заметно ниже, чем показатель РФ. ФРС США, имея спад в бизнес – цикле и снижение нормы инвестиций, начинает снижать свою процентную ставку, «удешевляя» деньги и поощряя экономику к росту. Внешние и внутренние негативные влияния привели к оттоку капитала, который, в свою очередь, привел к падению фондовых индексов российских компаний. Согласно официальной оценке ЦБ РФ, отток капитала в 2014 году составил порядка 154 млрд. долларов, что превысило показатель 2008 года (133,6 млрд. долларов). В 2015 году возможные потери оцениваются в 58–63 млрд. долл. Падение фондового рынка в 2 раза с 1433 пунктов в 2014 году до 756 пунктов в 2016 году также сравнимо с 2009 годом, когда экономика России значительно пострадала в результате кризисных явлений. Следует отметить, что в 2014 году динамика индекса РТС в России оказалась худшей в мире, следом по глубине «идут» Украина, Португалия и Греция. В 2014 – 2015 годах Центральный банк РФ использовал валютные интервенции для поддержания курса рубля. Так, по данным Банка России международные резервы нашего государства сократились с 510 млрд. до 364 млрд. долл., что представляет собой минимальное значение с 2009 года. Количество потраченных на поддержание валютного курса денег составило почти 146 млрд. долл., что не так страшно, так как резервы создаются для того, чтобы использовать их в форс– мажорных ситуациях. Однако рубль «не спасли» ни интервенции, ни его «отпуск» в «свободное плавание».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Деньги, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Деньги, 34 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Деньги, 29 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Деньги, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Деньги, 26 страниц
312 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg