Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Жилищно-строительная кооперация как форма организации и финансирования строительной деятельности

irina_krut2020 1272 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Целью исследования является изучение современных механизмов организации и финансирования строительной деятельности на основе организации жилищно-строительных кооперативов, а также определение подходов к развитию деятельности жилищно-строительных кооперативов в современных условиях. Задачи исследования: - уточнить понятие жилищно-строительный кооператив, раскрыть организационно-правовые аспекты организации его деятельности в настоящее время; - оценить современное распространение и потенциал жилищно-строительной кооперации на примере конкретного муниципального образования – города Краснодара; - оценить перспективы использования жилищно-строительных кооперативов в финансировании строительства жилья в современных условиях. Объектом исследования выступает жилищно-строительная сфера Краснодарского края и города Краснодара. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений и связанных с ними управленческих отношений, складывающихся в процессе организации и финансирования строительной деятельности на основе жилищно-строительной кооперации. Методической и теоретической основой исследования послужили труды ученых и практиков, посвященные проблемам развития сферы жилищного строительства и деятельности жилищно-строительной кооперации. Информационная и эмпирическая база исследования. В работе использованы действующие федеральные законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие работу жилищно-строительных кооперативов. Эмпирической основой исследования послужили: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, администрации Краснодарского края и города Краснодара, материалы отдельных предприятия ЖСК; аналитические данные, отраженные в справочной и научной литературе; материалы статей, опубликованных в научной и периодической печати. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования. Важность инвестиций и жилищного строительства для развития социальной сферы и экономики страны трудно переоценить. С экономической точки зрения жилищное строительство представляет отрасль-локоматив, способную оказывать сильный положительный эффект на развитие, связанных с ней отраслей (транспорта, производства строительных материалов, ЖКХ, энергетику и др.), вести к росту налоговых поступлений в бюджет, выступать формой аккумулирования финансовых ресурсов и их инвестирования в экономику. С социальной точки зрения инвестиции в жилищно-строительную сферу – это способ решения важнейших социальных проблем – строительства нового жилья и улучшение жилищные условий семей, способ повышения качества жизни населения. Несмотря на важность жилищно-строительной сферы, её развитие сегодня не соответствует потребностям населения в жилье. Ставшие в течение последних десятков лет привычные механизмы финансирования жилищного строительства, основанные на банковском кредитовании девелоперов, долевых схемах строительства, ипотеке сегодня в период экономического кризиса и падения покупательского спроса оказываются не в состоянии обеспечить потребности жилищно-строительной сферы в инвестициях и поддержать дальнейшее развитие жилищно-строительной сферы. Это становится причиной падения темпов роста объемов жилищного строительства, росту себестоимости строительства, что вместе с падением цен на недвижимость ведет к уходу с рынка девелоперов и инвесторов. Вместе с тем на рынке присутствует и активно развивается доступная альтернатива «традиционным» механизмам инвестирования в жилищное строительство, в виде жилищно-строительных кооперативов. Их основная функция – организация усилий и средств граждан для целей жилищного строительства, при этом используемые формы их деятельности оказываются значительно дешевле и эффективней, используемых крупными девелоперами. Это значительно удешевляет процесс строительства, делает его более эффективным. Потенциал использования жилищно-строительной кооперации для целей интенсификации жилищного строительства должен быть рассмотрен особенно подробно в современных условиях кризиса и падения спроса на жилье. Степень проработанности проблемы. Вопросы организации деятельности жилищно-строительных кооперативов находятся в центре внимания многих исследователей. В одних случаях рассматриваются правовые вопросы организации ЖСК – работы И.С. Вишневской, E.H. Гендзехадзе, Н.В. Грошевой, В.И. Жукова, Р.П. Краузе, П.В. Крашенинникова, С.С. Курбановой, Э.Б. Лыковой, H.H. Могилатова и др., в других акцент делается на проблеме организации их финансово-хозяйственной деятельности – работы В.М. Хинчука, И.Т. Хламова, Ш.Д. Чиквашвили и др. В последнее время исследователи стали поднимать вопросы роли ЖСК в управлении многоквартирными домами – работы Еленевской Е.А., Казейкина В.С., М.Ю. Тихомирова и др., а также участия ЖСК в финансировании деятельности крупных девелоперов – работа М.В. Васильева. В тоже время не до конца остаются изученными практические вопросы организации деятельности и финансирования жилищно-строительных кооперативов в современных условиях кризиса в жилищно-строительной сфере и экономического кризиса в стране.
Содержание

Введение……………………………………………………………... 1. Теоретические основы финансирования жилищного строительства на основе жилищно-строительной кооперации………….. 1.1 Жилищные кооперативы: понятие и общая характеристика… 1.2 Основные механизмы привлечения инвестиций в жилищное строительство………………………………………………………………... 1.3 Использование жилищно-строительной кооперации при организации и финансировании строительства…………………………... 2. Исследование современной практики организации и осуществления деятельности жилищно-строительных кооперативов в городе Краснодаре…………………………………………………………... 2.1 Общая оценка уровня развития жилищно-строительной кооперации в регионе и в городе…………………………………………... 2.2 Пример организации жилищно-строительного кооператива на примере ЖСК «Форт Бородинский» города Краснодара…………….. 2.3 Использование жилищно-строительной кооперации при организации и финансировании строительства жилья (на примере ЖСК № 204 «Семья» и ЖСК «Рада» города Краснодара)……………………… 2.4 Основные проблемы развития жилищной кооперации на современном этапе и перспективы их решения…………………………... Заключение………………………………………………………….. Список использованных источников……………………………… Приложения
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрист, 2016. 118 с. 2. Вишневская И.С. Жилищное право России / И.С. Вишневская, Е.С. Селиванова. М.: Инфра-М, 2015. 518 с. 3. Гендзехадзе Е.Н. Жилищно-строительные кооперативы в городе и селе/ Е.Н. Гендзехадзе. СПб.: Аврора, 2014. 472 с. 4. Грошева Н.В. Жилищное право Российской Федерации / Н.В. Грошева. М.: Приор, 2016. 407 с. 5. Курбановская С.С. Жилищно-строительная кооперация в СССР и в современной России. М.: Дело, 2012. 214 с. 6. Жукова В.И. Жилищное право / В.И. Жукова. Пермь.: Юность, 2014. 382 с. 7. Жилищный Кодекс Российской Федерации. Доступ из правовой системы «Гарант». (Дата обращения 23.04.2017). 8. Лыкова Э.Б. Жилищно-строительная кооперация сегодня // // Вестник университета. 2016. № 6. С. 42-54. 9. Могилатова H.H. Современные и старые проблемы жилищно-строительной кооперации проблемы // Экономика социальной сферы. 2013. № 8. С.32-37. 10. Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 558. Доступ из правовой системы «Гарант». (Дата обращения 25.04.2018). 11. О содействии развитию жилищного строительства: Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ. Доступ из правовой системы «Гарант». (Дата обращения 27.04.2018). 12. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Доступ из правовой системы «Гарант». (Дата обращения 25.04.2017). 13. Хинчука В.М. Экономические вопросы организации деятельности жилищных кооперативов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015 № 112. С. 28-39. 14. Хламова И.Т. О развитии форм аккумуляции и использования накоплений в сфере инвестирования жилищного строительства // Вестник университета. 2015. № 7. С. 32-41. 15. Чиквашвили Ш.Д. Механизмы инвестирования в строительство // Технологии строительства. 2015. № 18. С. 75-82. 16. О жилищных накопительных кооперативах: Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ. Доступ из правовой системы «Гарант». (Дата обращения 8.05.2018). 17. Информация гражданам – участникам строительной деятельности. Официальный сайт Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края. (Рус.). 2018. URL: http://www.dnsskk.ru/infgrdolstr1 (Дата обращения 12.05.18). 18. Список ненадежных застройщиков и самостроев в Краснодаре. Сайт «Администрации муниципального образования город Краснодар». (Рус.). 2018. URL: http://www.krd.ru/varianty-pokupki-kvartiry/spisok-nenadezhnyh-zastrojshchikov-i-samostroev-v-krasnodare (Дата обращения 25.04.18). 19. Квартиры и застройщики города Краснодара и Краснодарского края. Сайт «www.yuga-build.ru». (Рус.). 2018. URL: https://www.yuga-build.ru/ (Дата обращения 25.04.18). 20. Материалы круглого стола «Рынок ипотечного кредитования и жилищного строительства Краснодара». Сайт «Российской гильдии управляющих и девелоперов» (Рус.). 2018. URL: http://rgud.ru/press-releases/kruglyy-stol-rynok-ipotechnogo-kreditovaniya-i-zhilishchnogo-stroitelstva-krasnodara/ (Дата обращения 27.04.18). 21. ЖСК № 204. Сайт «Администрации муниципального образования город Краснодар» (Рус.) 2018. URL: http://krd.ru/podrazdeleniya/administratsii-krasnodara/departament-gorodskogo-khozyaystva-i-toplivno-energeticheskogo-kompleksa/upravlenie-zhilischnym-fondom/zhiliwno_stroitelnye_kooperativy/zhsk-204/#!/content/ (Дата обращения 16.04.18). 22. ЖСК «Спектр». Официальный сайт ЖСК «Спектр» (Рус.) 2018 URL: http://anapa-forum.ru/topic/692-%D0%B6%D1%81%D0%BA-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0-%D1%83%D0%BB-%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B4180/ (Дата обращения 21.04.18). 23. ЖСК «Рада». Сайт «Застройщики Краснодара» (Рус.) 2018 URL: https://жилой-краснодар.рф (Дата обращения 25.04.18). 24. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости: Федеральный Закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ. Доступ из правовой системы «Гарант». (Дата обращения 25.04.2018). 25. О Компании СИК «Девелопмент-ЮГ». Официальный сайт СИК «Девелопмент-ЮГ» (Рус.) 2017 URL: http://www.develug.ru/aboutus (Дата обращения 25.04.2018). 26. ЖК Прогресс. Официальный сайт СИК «Девелопмент-ЮГ» (Рус.) 2017 URL: http://www.develug.ru/prog1 (Дата обращения 25.04.2018). 27. Ипотека в Краснодаре: Какие варианты? Сайт «Другие города» (Рус.). 2017. URL: http://drugie-goroda.media/ipoteka-v-krasnodare-kakie-varianty/ (Дата обращения 27.04.18). 28. Мэр Краснодара Евгений Первышов нашел правильные слова для обманутых дольщиков города/ Сайт «Краснодармедиа» (Рус.) 2017. URL: http://krasnodarmedia.su/news/570390/ (Дата обращения 28.04.18). 29. Бедность в России: не 20, а 70 миллионов россиян. Сайт «Центр Сулакшина» (Рус.) 2017 URL: http://rusrand.ru/analytics/bednost-v-rossii-ne-20-a-70-millionov-rossiyan (Дата обращения 26.04.18). 30. Кредитование потребительской сферы. Официальный сайт «ПАО Сбербанк». (Рус.). 2018. URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/credits/otrasl/credit_stroitelstvo (Дата обращения 26.04.18). 31. Обзор рынка недвижимости города Краснодара. Сайт «Yuga-build.ru». (Рус.). 2018. URL: https://www.yuga-build.ru/obzor-rynka-nedvizhimosti-krasnodara (Дата обращения 23.04.18). 32. Краснодарский край. Сайт «Википедия». (Рус.). 2018. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9 (Дата обращения 12.05.18). 33. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Доступ из правовой системы «Гарант». (Дата обращения 25.04.2018). 34. Краснодар. Обманутые дольщики ЖСК Кадетский после показательного сноса. Аналитика. Сайт «Живой журнал» (Рус.) 2018 URL: http://krinda4.livejournal.com/301533.html (Дата обращения 14.05.2018).
Отрывок из работы

1. Теоретические основы финансирования жилищного строительства на основе жилищно-строительной кооперации 1.1 Жилищные кооперативы: понятие и общая характеристика Жилищная кооперация - добровольное объединение граждан для совместного участия собственными средствами в строительстве жилья [5]. В соответствии со ст. 110 ЖК РФ под жилищным или жилищно-строительным кооперативом понимается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме [7]. ЖК РФ различает два вида потребительских кооперативов: - жилищный. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома; - жилищно-строительный. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома [7]. Действие положений ЖК РФ не распространяется на иные специализированные потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, а также правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами. Жилищные кооперативы следует отличать от жилищных накопительных кооперативов, хотя им присущи и общие черты. К числу общих черт относятся: 1) оба вида кооперативов являются потребительскими; 2) как жилищные кооперативы, так и жилищные накопительные кооперативы создаются в виде добровольных объединений граждан на основе членства; 3) цель деятельности обоих видов кооперативов - удовлетворение потребности в жилье их членов, а также управление жилыми помещениями в кооперативном доме; 4) члены жилищных и жилищных накопительных кооперативов вносят дополнительные взносы при необходимости покрытия убытков кооперативов; 5) органы управления кооперативами (общее собрание членов кооператива, правление кооператива, ревизионная комиссия (ревизор) кооператива) выполняют сходно-подобные функции; 6) имущество кооперативов образуется за счет паевых и иных взносов членов кооперативов, доходов полученных кооперативами от осуществляемой ими предпринимательской деятельности, которая служит достижению целей, ради которых кооперативы созданы и соответствует этим целям; 7) государственная регистрация как жилищного кооператива, так и жилищного накопительного кооператива осуществляется в едином порядке в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц; 8) те и другие кооперативы являются юридическими лицами, имеют в собственности обособленное имущество, учитываемое на их самостоятельных балансах, а следовательно могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде; 9) как жилищный, так и накопительный кооперативы отвечают по всем своим обязательствам всем своим имуществом и не отвечают по обязательством своих членов [9]. Наряду с отмеченными общими чертами этим кооперативам присущи и следующие отличия: 1) членами жилищных кооперативов могут быть как физические лица (граждане), так и юридические лица, а членами жилищных накопительных кооперативов только физические лица (граждане); 2) число членов жилищного кооператива не может быть менее пяти, а накопительного - менее пятидесяти; 3) количество членов жилищного кооператива не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме, а число членов накопительного кооператива не может быть более пяти тысяч человек и т.п. [9]. Все иные экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов и отношения по привлечению и использованию денежных средств граждан отличаются существенным своеобразием, что и позволило этим отношениям отпочковаться в относительно самостоятельную группу общественных отношений. Это дало возможность законодателю принять специальный федеральный закон, регулирующий указанные отношения. Решение об организации жилищного кооператива принимается собранием учредителей. В собрании учредителей жилищного кооператива вправе участвовать лица, желающие организовать жилищный кооператив. Решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об учреждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив. Членами жилищного кооператива, с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица, становятся лица, проголосовавшие за организацию жилищного кооператива. Решение собрания учредителей жилищного кооператива оформляется протоколом. Согласно ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдаче паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушения обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива [7]. Устав жилищного кооператива может содержать и другие не противоречащие ЖК РФ, а также другим федеральным законам положения. Целью кооперативов, согласно ст. 110 ЖК РФ, является следующее: 1) удовлетворение потребности граждан в жилье (например, путем его строительства, приобретения, реконструкции и т.д.); 2) управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме [7]. То есть жилищные или жилищно-строительные кооперативы могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению указанных целей. Отличительными чертами этих видов кооперативов являются следующие признаки: 1) члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома; 2) члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Таким образом, правовую основу возникновения имущества у жилищного или жилищно-строительного кооператива (в зависимости от избрания одной из указанных форм) составляет одно из следующих действий: 1) приобретение многоквартирного дома; 2) строительство многоквартирного дома. После того как принято решение, каким из двух способов будет создаваться объект дальнейшего содержания жилищного или жилищно-строительного кооператива, необходимо конкретизировать его форму. Глава 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правовое положение ЖК и ЖСК, субъектный состав их членов, порядок создания таких кооперативов, организацию управления и внутреннего контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью, вводит правила о ликвидации и реорганизации кооперативов [7]. В соответствии со ст. 110 ЖК жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме [7]. Частью 4 указанной статьи установлено, что ЖК и ЖСК являются потребительскими кооперативами. Поэтому к регулированию их деятельности применяются положения ст. 116 ГК РФ о потребительских кооперативах. Напомним, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК РФ). В литературе это определение уточняют указанием на то обстоятельство, что первоначальное имущество кооператива складывается из паевых взносов [2]. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, не преследующим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Предпринимательскую деятельность потребительский кооператив вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и поскольку такая деятельность соответствует указанным целям. В отличие от других видов некоммерческих организаций, потребительский кооператив имеет право распределять полученную прибыль между его членами в соответствии с законом и уставом кооператива. Все прочие некоммерческие организации не вправе распределять прибыль от предпринимательской деятельности между своими участниками (членами). Кроме того, как справедливо отмечается в литературе, цели создания потребительского кооператива направлены не на достижение каких-либо общественных благ, как у большинства некоммерческих организаций, а связаны с удовлетворением потребностей членов кооператива. Например, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, согласно ст. 110 Кодекса, создаются в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Поэтому статус потребительских кооперативов, к числу которых относятся также жилищные и жилищно-строительные, весьма своеобразен: такие кооперативы фактически занимают как бы промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями, оставаясь при этом некоммерческими юридическими лицами [5]. Указанная особенность потребительских кооперативов является одной из причин того, что к ним не применяются правила, установленные ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» для других разновидностей некоммерческих юридических лиц (см. п. 3 ст. 1 этого ФЗ). Правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о таких кооперативах (п. 6 ст. 116 ГК РФ). К порядку создания и деятельности жилищных кооперативов помимо гл. 11 и 12 Кодекса, применимы также общие положения § 1 гл. 4 ГК РФ о некоммерческих организациях [2]. Положения нового Кодекса об указанных кооперативах следует рассматривать в качестве специальных норм закона, устанавливающих правила о создании, правовом положении и деятельности таких кооперативов, правах и обязанностях их членов (эти правила должны соответствовать ГК РФ). До введения в действие Кодекса подобную роль играли, в частности, нормы, содержавшиеся в ст. 111-126 ЖК 1983 г. [5]. Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, права и обязанности их членов регламентированы также правовыми нормами более общего характера. Таковы, например, положения ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закона РСФСР от 26.06.1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (он применяется в части, не противоречащей ФЗ от 25.02.1999 г.), ФЗ от 9.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов [5]. В отличие от ЖК 1983 г. (см. гл. 5), который регулировал отношения, связанные только с жилищно-строительными кооперативами, новый ЖК, вслед за ГК РФ (ст. 218) регламентирует также жилищные кооперативы [2]. Для жилищного и жилищно-строительного кооператива ЖК в ст. 110 установил единое нормативное определение, приведенное нами выше. При этом особенности указанных двух видов кооперативов заключаются в том, что члены жилищно-строительного кооператива участвуют своими средствами в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома, в то время как члены жилищного кооператива финансируют приобретение и содержание уже готового многоквартирного дома, а также, при необходимости, его реконструкцию. Важно обратить внимание на то, что действие главы 11 Кодекса распространяется исключительно на жилищные и жилищно-строительные кооперативы. Порядок создания и деятельности, а также права и обязанности членов иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых для удовлетворения потребностей граждан в жилье, определяются специальными федеральными законами [4]. Речь идет, в частности, о жилищных накопительных кооперативах, деятельность которых Кодекс не регулирует: соответствующие отношения подчиняются общим нормам ГК РФ о юридических лицах и потребительских кооперативах, а также правилам специального ФЗ от 30.12.2004 г. «О жилищных накопительных кооперативах». Жилищный накопительный кооператив является потребительским кооперативом, созданным как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения ими паевых взносов. Предметом деятельности жилищных накопительных кооперативов является привлечение и использование денежных средств граждан на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам таких кооперативов (ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах») [4]. Порядок создания жилищного или жилищно-строительного кооператива определен в ст. 112 ЖК РФ. Установлено, что членов кооператива не может быть менее пяти. Для кооперативов, регулируемых ЖК РФ, введено также ограничение максимального количества членов: оно не может превышать количества жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме. Это положение является новым, ЖК РСФСФ 1983 г. подобных правил не устанавливал. Здесь целесообразно обратить внимание на то, что ЖК РФ связывает ограничение максимального количества членов кооператива не с количеством квартир в многоквартирном доме, а с количеством жилых помещений в нем. Напомним, что применительно к многоквартирному дому понятие «жилое помещение» обозначает не только квартиры, но и комнаты квартиры [2]. Определения понятий «квартира» и «комната» установлены в ст. 16 ЖК РФ [7]. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Решение о создании жилищного или жилищно-строительного кооператива принимают его учредители (лица, желающие создать кооператив) на общем собрании. Учредители - физические лица могут участвовать в собрании лично или через своих представителей, уполномоченных надлежаще оформленными доверенностями. Представлять интересы юридических лиц вправе их исполнительные органы (директор, генеральный директор и др.), уполномоченные на это законом и учредительными документами, либо иные лица, наделенные соответствующими полномочиями в силу доверенности [4]. На учредительном собрании принимается решение о создании жилищного или жилищно-строительного кооператива и утверждении его устава. Решение учредителей кооператива (собрания учредителей) об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители). Такое решение может быть оформлено только протоколом общего собрания учредителей. Поскольку данное положение сформулировано в императивной норме (ч. 4 ст. 112 ЖК), постольку оформление указанных решений в качестве самостоятельных документов, являющихся приложением к протоколу собрания, следует считать ненадлежащим [4]. В соответствии с ч. 5 ст. 112 ЖК РФ физические и юридические лица, проголосовавшие за принятие указанного решения, становятся членами соответствующего кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица. Одним из основных документов, необходимых для государственной регистрации жилищного кооператива, является его устав [7]. Устав кооператива является единственным учредительным документом как ЖК, так и ЖСК. При этом юридическое значение устава состоит также в том, что устав - это локальный нормативный документ, обязательный для всех членов данного кооператива и самого кооператива как юридического лица. На основании своего устава ЖК и ЖСК в лице соответствующего органа управления выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства индивидуализирует юридический статус конкретного потребительского кооператива [2]. В настоящее время правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к уставам ЖК и ЖСК, содержатся в п. 2 ст. 52 ГК РФ (общие требования к уставам любых юридических лиц), в п. 2 ст. 116 ГК РФ (требования к уставам всех потребительских кооперативов), в ст. 113 Кодекса [6]. Согласно ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива [4]. Наименование любого потребительского кооператива, в том числе жилищного, должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» (п. 3 ст. 116 ГК РФ). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности ( п. 2 ст. 54 ГК РФ) [4]. Кроме того, устав может содержать и иные положения, специфичные для конкретного кооператива при условии, что они не будут противоречить императивным нормам ГК РФ, ЖК и иных федеральных законов. Под государственной регистрацией юридических лиц следует понимать акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является ФНС РФ - Федеральная налоговая служба. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Принципы ведения государственного реестра, его содержание, порядок предоставления и условия получения сведений, содержащихся в указанном реестре, установлены ст. 4-7 гл. II ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» [6]. За государственную регистрацию юридических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей (ст. 333.16 гл. 25.3 НК РФ). Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению». Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством России данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Перечень документов предоставляемых при государственной регистрации зафиксирован в ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [6]. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующий орган представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Факт государственной регистрации завершает процедуру создания жилищного или жилищно-строительного кооператива и означает возникновение нового юридического лица - субъекта гражданских и жилищных правоотношений. Как уже отмечалось, с момента государственной регистрации кооператива возникают также правовые отношения членства в кооперативе для учредивших его лиц (правовое положение членов жилищных кооперативов подробнее будет рассмотрено ниже). Правом на вступление в жилищные и жилищно-строительные кооперативы обладают граждане и (или) юридические лица. Правило о возможности членства в кооперативе юридических лиц в ЖК 1983 г. отсутствовало, но было предусмотрено в п. 1 ст. 116 ГК РФ. Данное положение ст. 111 Кодекса вряд ли следует понимать так, что возможно образование кооперативов, членами которых будут только юридические лица. Во-первых, это противоречило бы цели создания кооператива - удовлетворению потребности граждан в жилье. Во-вторых, как справедливо отмечается в литературе, в таком случае кооператив фактически превратился бы в объединение юридических лиц - ассоциацию или союз, т.е. некоммерческую организацию другого вида, действующую в соответствии с ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» (этот Федеральный закон, как уже отмечалось, не применяется в отношении потребительских кооперативов) [6]. Гражданами, обладающими правом вступления в кооператив, могут быть только те физические лица, которые достигли возраста 16 лет. При этом малоимущие и иные граждане, признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий, обладают преимущественным правом на вступление в кооператив (см. ч. 2 ст. 111 ЖК РФ). Однако данное право возникает у таких граждан в отношении не любых жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а только в отношении тех из них, которые организованы при содействии федеральных или региональных органов государственной власти либо органов местного самоуправления. Законодатель не разъяснил, как следует понимать формулировку «при содействии», что неизбежно повлечет ее произвольное толкование. Например, здесь может возникнуть абсурдный вопрос, допустимо ли считать таким содействием государственную регистрацию кооператива при его создании в качестве юридического лица?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансы, 46 страниц
552 руб.
Курсовая работа, Финансы, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Финансы, 46 страниц
552 руб.
Курсовая работа, Финансы, 25 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg