Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей (на примере МБОУ СОШ № 8, н.п. Североморск-3)

irina_krut2020 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Цель исследования: проанализировать социально – педагогическую деятельность с неблагополучной семьёй. Объект: семья как социальный институт воспитания. Предмет: деятельность социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательном учреждении. Гипотеза исследования: неблагополучные семьи являются потенциально опасной средой для развития детей, что обусловливает повышенное внимание к этим семьям со стороны социальных педагогов. Задачи исследования: 1. Проанализировать социально-педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить проблемы неблагополучной семьи в современных условиях. 3. Определить методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьёй в общеобразовательном учреждении. Методы исследования: 1. теоретические: анализ научной литературы, нормативных актов по теме исследования; 2. практические: обобщение и анализ опыта работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе, анкетирование, разработка методических рекомендаций. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проанализированы и систематизированы исследования в области социальной педагогики по проблеме организации работы с неблагополучными семьями. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций специалистам, осуществляющим свою профессиональную деятельность с детьми из неблагополучных семей в условиях общеобразовательных учреждений. Этапы исследования: 1-й этап: изучение научной литературы, нормативно-правовых актов по теме исследования; 2-й этап: проведение опытно-экспериментальной работы; 3-й этап: формулирование выводов, разработка методических рекомендаций. База исследования – МБОУ СОШ № 8. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что в современном обществе возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность жизни общества приводит к усложнению тех проблем, которые возникают в семье. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни. Семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать служба социальной помощи и социальный педагог школы. Цель его работы - создание благоприятных условий в семье для личностного развития ребёнка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социально-экономические неблагополучные условия могут быть определены социальным работником, социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска. Социальная работа призвана смягчить и помочь преодолеть все эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимися проблемами в семье. В сферу работы социального педагога входит так же и профилактика появления вышеназванных проблем. Задача профилактики – способствовать социальной адаптации семей с низким уровнем социального благополучия посредством реализации возможных правовых или экономических мер (выделение мат. помощи, содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.). Таким образом, особую актуальность в настоящее время приобретает проблема социальной работы с семьями «группы риска», с неблагополучными семьями, детьми из этих семей. В научной литературе тема неблагополучной семьи освещалась такими учеными, как С.А. Беличева, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров и другие. Проблемы социальной работы рассмотрены В.И. Курбатовой, С.И. Григорьевым, Е.И. Холостовой.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретический анализ особенностей работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей 7 1.1. Общая характеристика семьи как объекта социальной работы 7 1.2. Социально-психологическая характеристика неблагополучных семей 10 1.3. Особенности работы социального педагога с неблагополучными семьями 19 Глава 2. Анализ деятельности организации – базы практического исследования 32 2.1. Сведения о базе практики 32 2.2. Характеристика направлений работы социального педагога, проводимой в школе 34 Глава 3. Организация социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семей 41 3.1. Описание диагностического этапа исследования 41 3.2. Индивидуальная работа с подростками из неблагополучных семей 48 Заключение 51 Список литературы 53 Приложение 58
Список литературы

1. Акутина, С.П. Социально-педагогическая защита беспризорных и безнадзорных подростков в условиях изменяющегося мира / C.П. Акутина, Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 835-837. 2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . — М.: Дашков и К, 2013. — 424 c. 3. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 2-е изд.стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192с. 4. Бахадова, Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей / Е. В. Бахадова // Вопросы психологии. - 2009. - N 1. – С. 17-24. 5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М., 2013.- 218 с. 6. Василькова, Ю. В. Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Ю. В. Василькова. – М. : Академия, 2010. – 201, [2] с. 7. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учебник для вузов / Н. Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2004. – 268 с. 8. Дудкин, А. С. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / А.С. Дудкин ; Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, Каф. социологии и теории соц. работы. - Пенза : Редакционно-издательский отдел ПГПУ, 2011. - 39 с. 9. Зикратов, В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2006. - №1. – С. 21-28. 10. Карнаухова, Н.О. О работе социально-реабилитационного центра с детьми и семьями / Н.О. Карнаухова // Начальное и дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. – Стерлитамак, 2016. – С. 178-180. 11. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Л.В. Карцева. – М.: Дашков, 2013. – 281 с. 12. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. – Кемерово, 2011. – 328 с. 13. Козловская, С.Н. Технологии социальной поддержки семьи и детствав социально-реабилитационной центре для несовершеннолетних / С.Н. Козловская, З.В. Рачишкина // Профессионализм и творчество в социальной работе. – 2016. – С. 106-113. 14. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. – М.: Дашков и К, 2014. – 280 c. 15. Литовченко, Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков / Е.В. Литовченко // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 100–105. 16. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Лодкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208с. 17. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. – 5-е издание, переработан и дополнен – М.: Издательство «Юрайт», 2011. – 797с. 18. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с. 19. Мороз, А.А. Особенности социально-педагогической работы с детьми из семей группы риска / А.А. Мороз, И.И. Николаева // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17791 (дата обращения: 30.05.2018). 20. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 240 c. 21. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика : учебник для пе- дагогических вузов / Ф. А. Мустаева. – М. : Академический Проект, 2013. – 527 с. 22. Мухаметзянова, Г.К. Деятельность школьного социального педагога по развитию воспитательного потенциала семьи в условиях сельского социума / Г.К. Мухаметзянова // Молодой исследователь : от идеи к проекту : материалы I студ. науч.-практ. конф. – Йошкар–Ола, 2017. – С. 269-272. 23. Нагавкина, Л. С. Социальный педагог : введение в долж- ность / Л. С. Нагавкина, О. К. Крокинская, С. А. Косабуц- кая. – СПб. : КАРО, 2000. – 269 с. 24. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 479 с. 25. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высших заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с. 26. Орлова, Е.А. Специальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова, Д.И. Чемоданова; Под ред. Л.В. Мардахаев. — М.: Юрайт, 2012. – 447 c. 27. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок, М.:ИНФРА. –М. – 2012. – 283 с. 28. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка]. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272с. 29. Пантюк, И. В. Методы и технологии социальной работы : конспект лекций / И. В. Пантюк ; БГУ, Гуманитарный фак., Каф. общей и клини- ческой психологии. – Минск : БГУ, 2014. – 301 с. 30. Попова, Т.В. Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях роста социальных рисков беспризорности в обществе / Т.В. Попова // СИСП. - 2017. - №6-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-nesovershennoletnih-v-usloviyah-rosta-sotsia... (12.03.2018). 31. Психология социальной работы: учебник для вузов. 2-е издание / Под ред. М.А. Гулиной. – СП.: Питер, 2014. – 384с. 32. Семья : психология, педагогика, социальная работа / [Т. В. Андреева и др.] ; под ред. А. А. Реана. – М. : АСТ, 2014. – 576 с 33. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2014.- 387 с. 34. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт.-сост. Л. Д. Баранова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 187 с. 35. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика. Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко. - М.:Дашков и К., 2014.- 217 с. 36. Сухова, Е.И. Социальная педагогика / Е.И. Сухова. - М.: Юрайт, 2015.- 248 с. 37. Сылкина, С.А. Система социально-педагогической поддержки трудновоспитуемых подростков в условиях сельской школы / С.А. Сылкина // Молодий вчений. – 2015. – № 2/4. – С. 105-108. 38. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие для вузов / П. Д. Павленок : учебное пособие для вузов / П. Д. Павленок. - 9-е изд., испр. и доп.. - М. : Дашков и К, 2010. - 568 с. 39. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика : самореализа- ция школьников в коллективе : учебное пособие педагоги- ческих вузов / Е. И. Тихомирова. – М. : Академия, 2005. – 141, [2] с. 40. Фирсов, М.В. Теория социальной работы. Учебник для бакалавров/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М: Юрайт-Издат, 2012. – 455 с. 41. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М: Дашков и К, 2010. – 859 с. 42. Цыбульская, И.С. Технология комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп как форма социальной работы с семьями и детьми, профилактика их социальной дезадаптации и семейного неблагополучия / под ред. Д.И.Кича, Г.Г.Орлова. – М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2012. – 193 с. 43. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обу- чающихся по специальности «Социальная педагогика» / М. В. Шакурова ; [под ред. А. В. Мудрика]. – М. : Акаде- мия, 2012. – 268, [1] с. 44. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2011. – 288 с. 45. Шептенко, Г.А., Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2011.- 316 с. 46. Шептенко, П.А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П.А. Шептенко, Е.Н. Дронова, Л.Н. Гиенко. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 166 с. 47. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога : ауто- тренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориента- ция подростков, работа с родителями : 5-11 классы / 10 Т. А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВАКО, 2012. – 335 с. 48. Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе : теория и методика : учебное пособие для студентов высших учеб- ных заведений, обучающихся по педагогическим специ- альностям (ОПД.Ф.02 – Педагогика) / В. Р. Ясницкая ; под ред. А. В. Мудрика. – Москва : Академия, 2010. – 348, [1] с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ особенностей работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей 1.1. Общая характеристика семьи как объекта социальной работы Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью [20]. В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превра¬щаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Именно данному институту принадлежат «монопольные» права и обязанности на приобще¬ние своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию. В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Семья придает своим членам, причем не только новорожденным, но и тем, кто, вступив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому «войти в семью» - означает принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает. Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе. Если бы семья как социальный институт вдруг отказалась от выполнения этих ролей, то прекратилась бы социализация в массовых масштабах, погибла бы культура, что, в свою очередь, привело бы к гибели человеческой цивилизации [32]. К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жилища, одежды); создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного культурного наследия; стабилизирование социальной структуры с помощью своих детей определенным социальным положением. Материальное состояние, образование родителей во многом определяют будущую карьеру детей; создание эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, таким образом, предотвращают дезинтеграцию личности [24]. Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно-непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл. В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная. В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны. К экономическим относятся: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности. Асоциальные причины включают: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция. К психологически-этическим относятся: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров. К медицинским относят: хронические инфекционные (например туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция. Весьма распространенные на бытовом и даже научном уровнях суждения о всеобщей деградации и даже отмирании института семьи на самом деле не подтверждается данными специальных исследований. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к ухудшению материального положения, росту числа неполных семей, увеличение семей «группы риска» (семьи, имеющие инвалидов, алкоголиков, наркоманов, и т.д.) [32]. Помимо объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «отец – мать», «родители – дети»: снижение интереса к рождению детей, неспособность родителей выполнять родительские функции, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими, рост отчужденности детей от семьи, повышение уровня подростковой девиации и т.д. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. Кроме того, растет число одиноких матерей и их детей. В настоящее время катастрофические размеры приняло социальное сирот¬ство несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. Наиболее трудно решаемыми проблемами в нынешней острокризисной ситуации стали экономические проблемы, но именно они являются самыми насущными, каждодневными для большинства населения России. Общее ухудшение экономического положения привело к резкому росту численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Итак, проблема семьи является в настоящее время действительно актуальной. Игнорирование этой проблемы может привести к серьезным последствиям: может появиться целое поколение людей, асоциальных и аморальных вследствие отсутствия адекватного семейного воспитания. Все это указывает на трудное положение современной российской семьи и потому проблема семей «группы риска» заслуживает пристального внимания. 1.2. Социально-психологическая характеристика неблагополучных семей Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания [4]. Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные. Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам. Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада. Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи. Обстоятельства семейного неблагополучия вызываются разными причинами макросоциального и микросоциального характера [13]. 1. Причины макросоциального характера – кризисные явления в социально – экономической сфере. 2. Причины микросоциальные – как правило, биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм и т.д.), и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка). На современную семью к тому же оказывают влияние ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни. Среди них: • Миграция населения. • Урбанизация. • Нравственно – психологическая неподготовленность вступающих в брак. • Социальная незрелость. • Экономическая и психологическая самостоятельность женщин. Кризис семьи проявляется в следующих явлениях: • Социально – психологическая дезадаптированность семьи к новым условиям существования. • Нарастание застойной бедности и воспроизводство её в новых поколениях. • Падение жизненного уровня семьи (безработица, низкие доходы). • Бездомность (рост числа бомжей). • Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей. • Изменение норм поведения, жестокое обращение с детьми, жестокость в супружеских отношениях. • Нарастание психологических конфликтов семьи. • Расслоение семей по уровню доходов. • Рост числа разводов и опасности развода (два развода на три новых брака). • Разрушение структуры семьи (неполные, материнские, альтернативные, маргинальные семьи). • Сокращение числа детей на каждую семейную пару, распространение однодетных семей. • Рост внебрачной рождаемости, в том числе у несовершеннолетних женщин. • Утверждение устойчивого существования вне семьи, одинокой жизни. • Появление «альтернативных» типов семьи вплоть до однополых [13]. Следует подчеркнуть, что особую тревогу вызывает влияние семейного неблагополучия на состояние и воспитание ребёнка. К отклонениям в поведении ребёнка приводят причины биологического характера, а также социально – экономические, социально – психологические и психолого – педагогические. Причины биологического характера: • Наличие в семье психически или физически больного родителя (или двух). • Неблагоприятную наследственность у детей. • Стойкие отклонения в здоровье ребёнка. Социально – экономические причины: • Падение жизненного уровня большинства российских семей. • Снижение уровня социальных гарантий для детей. • Нерешённость жилищной проблемы. • Дистанционность школы от детей с трудными судьбами. • Влияние асоциальных групп в микросоциуме. Социально – психологические причины: • Отчуждение между родителями и детьми. • Сверхзанятость родителей. • Конфликтный стиль отношений в семье. • Насилие в семье. Психолого – педагогические причины [8]: • Непоследовательность и противоречивость воспитания. • Эмоциональное отторжение своего ребёнка. • Гиперопека (изоляция от окружающей среды). • Авторитарность родителей. • Гиперсоциальность (без учёта индивидуальных особенностей ребёнка). • Аффективность (раздражительность) родителей. • Непонимание закономерностей развития ребёнка. С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Рассмотрим типологию функционально несостоятельных семей в соответствии с характером десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей. Как было сказано выше, семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей [9]. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований. К сожалению, ввиду того, что не ведется систематического социального обследования и социального патронажа семей, имеющих детей, наше общество не располагает достоверными данными о количестве детей, нуждающихся в общественно-государственном попечении. Однако учитывая, что среди детей, содержащихся в детских домах и школах-интернатах, почти 90% — социальные сироты, можно косвенно представить, каких огромных размеров достигает это социальное бедствие. Вместе с тем, отдельные региональные исследования показывают, что далеко не все безнадзорные дети своевременно выявляются и им оказывается необходимая социальная помощь. Учитывая, что межнациональные конфликты наводнили страну сотнями тысяч беженцев, а острейший социально-экономический кризис повлек инфляцию и обнищание двух третей населения, ситуация существенно обострилась и можно предположить, что количество детей — социальных сирот резко возросло. Однако статистика свидетельствует, что меры государственной защиты по отношению к таким детям еще более ослабли. Снижается число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Все это является результатом несрабатывания институтов социальной защиты детства, свидетельствует о необходимости скорейшего и широкого внедрения в практику института социальных педагогов, ориентированных на работу с детьми и семьями группы социального риска [8]. Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенности, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразно возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, вменив им социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей. Тем более что криминогенная опасность таких семей распространяется не только на собственных детей. Вокруг таких домов, как правило, возникают целые компании соседских ребят, которые благодаря взрослым приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре. Своевременные и решительные меры, принятые по отношению к таким семьям, смогли бы существенно снизить их опасное криминогенное влияние на своих и чужих детей. Однако этого не происходит, поскольку органы профилактики не имеют четкого представления, кто из них в первую очередь должен заниматься подобными семьями. Достаточно сказать, что при анкетном опросе 60% опрошенных сотрудников ИДН оставили этот вопрос без ответа. Таким образом, не только четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишившихся родительского попечения из-за аморального поведения и социальной деградации родителей, но и не отработана в достаточной мере нормативно-правовая база охраны и защиты детства. Как правило, у нас прибегают лишь к крайней мере — лишению родительских прав, в то время как менее болезненны для детей и более эффективны по влиянию на опустившихся родителей были бы меры временного изъятия детей из аморальных семей с временной передачей их на воспитание в другие семьи либо детские дома. Создание сети социальных приютов и нормативно-правовое обеспечение их деятельности также позволило бы расширить возможности социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации и вынужденных скрываться в приютах [8]. Иные превентивные меры должны быть применены к семьям, в которых функциональная несостоятельность имеет другие причины. Так, например, асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода. На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием — конфликтные и педагогически несостоятельные. Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. Как видим, в конфликтных семьях десоциализирующее влияние проявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественные убеждения родителей, здесь имеет место косвенное десоциализирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений родителей [16]. В работе с семьями, где отношения супругов хронически осложнены и находятся фактически на грани распада, учитель, социальный работник, практический психолог, по сути дела, должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушав обе стороны, попытаться, по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка. С конфликтными семьями нужна кропотливая индивидуальная работа по оздоровлению взаимоотношений супругов, требующая большого такта, мудрости, хорошего знания жизни, профессионализма. Взаимоотношения супругов вряд ли можно поправить публичными разбирательствами на комиссии и по месту работы, и к такому роду воздействия нужно переходить в крайних, исключительных случаях при явно неправильном, агрессивном поведении одного из супругов. Среди семей подростков, состоящих на учете в ИДН, наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей [4]. Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль. Итак, педагогически несостоятельная семья, прежде всего, нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи прежде всего нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать проблемную ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком. Эту помощь могут оказать также социальные работники и опытные учителя, которые хорошо знают индивидуальные особенности детей и подростков, условия их семейного воспитания и имеют достаточную психолого-педагогическую подготовленность. 1.3. Особенности работы социального педагога с неблагополучными семьями Социальный педагог в школе выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции [11]: 1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации. 2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем. 3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ. 4. Прогностическая вполне и экспертная, т.е. участие в свободному программировании организации, прогнозировании, проектировании направлений процесса социального развития пропускают конкретного деятельности микросоциума, в деятельности этом различных институтов по группы социальной сколько работе. 5. Организационно-коммуникативная, т.е. цель включение добровольных помощников, адекватного населения ребенку микрорайона в социально-педагогическую социального работу. Организация условий совместного будут труда и отдыха, характер налаживание взаимодействия между изучен различными родители институтами в их работе уровне с детьми, с семьями. 6. внеклассная Охранно-защитная кассетами, т.е. использование имеющегося используются арсенала правовых норм для методика защиты которая прав и интересов материальном личности. Содействие семей применению воспитательной мер государственного принуждения и материалов реализации юридической ответственности в находятся отношении педагогической лиц, допускающих прямые якорному или косвенные противоправные детей воздействия ытов на подопечных социального владеет педагога. 7. Посредническая, т.е. осуществление организации связи ключительно в интересах ребенка интересов между семьей, организации образовательным активного учреждением и ближайшим кабинет окружением ребенка. Следует ботали остановиться которые на методах работы георгиевская школьного социального таких педагога многом [10]: 1. Метод семьи убеждения — педагог может вании достичь пропускают успеха, если заслуживает он достаточно владеет опросы правовыми способность знаниями, чтобы наркомания убедить ребенка в последствиях его особенности антиобщественного жизнь поведения. С помощью проявите этого метода требовать социальный способствовали педагог может детьми добиться, чтобы воспитанник сам жизни начал рачишкина искать путь школе выхода из сложившейся укрепление ситуации умения. 2. Метод наблюдения. друзей Именно он дает педагогу различной больше полный всего материала уголовная для воспитательной работы. социальная Педагог чего наблюдает за общением педагог ребенка, его поведением в семье, в вредных школе начал, на уроке, со сверстниками количество, его трудом. Не каждому место педагогу социологии удается достичь выполнения успеха в общении с детьми. Но эту систем способность членов можно развить труда. Начинающему педагогу возможности помогут таким записи своих данные наблюдений, а общение поближе приводит нужно детей начинать с двумя-тремя лишив ребятами, постараться добровольное узнать количественные их.+ 3. Метод беседы — формирование важно, чтобы социальный используются педагог зикратов готовился к беседе безвольны. Ему в этом может сравнивать помочь изучение анкетирование, составленный необходимо заранее вопросник или результаты дудкин комиссии особенности, которая сделала описание заключение при поступлении сексуальной ребенка данная в данное учреждение. 4. отношении Метод социометрии — при котором, для воспитательной математической дним обработки собираются отсутствие данные бесед, занять анкетирования учебный, опроса и алгоритмов, семьи оценки кризисного состояния деформациям ребенка отрицательные. Далее рассмотрим социальную основные этапы семей работы уровень социального педагога с этом семьей: 1-й этап: изучение учебного семьи целью и осознание существующих замечаний в ней проблем, изучение способны обращений асоциальные семьи за помощью, каждоднев изучение жалоб жителей (достоверность соседей проф); 2-й этап: первичное которая обследование жилищно-бытовых даже условий количественные неблагополучной (проблемной) важные семьи;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 56 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 46 страниц
1100 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 39 страниц
450 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 51 страница
1275 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg