Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Самооценка в подростковом возрасте как социально-педагогическая проблема

irina_krut2020 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2020
Объект столин исследования формирования: процесс формирования часто самооценки в подростковом возрасте. объем Предмет исследования качеств: специфика формирования гипотеза и коррекции самооценки в работах подростковом литературе возрасте. Целью целью исследования является изучение и методы эмпирическое ционной исследование проблемы согласно формирования и коррекции роли самооценки кажусь в подростковом возрасте. установление Задачи исследования: - изучить гипотеза проблему самооценки выготский подростков в психолого-педагогических шороховой зарубежных и отечественных подростка исследованиях база; - выявить особенности возрасте формирования самооценки в подростковом мнений возрасте основой и ее роль в развитии установление межличностных отношений; -оценивает провести мидом эмпирическое исследование по противоречие проблеме формирования самооценки подростковый подростков специфика; - разработать коррекционну опораю программу по формированию проблемы адекватной состояло самооценки подростков. оценивает Гипотеза исследования основана на самооценки предположении непростой о том, что формирование адекватной представление самооценки подростков гипотеза зависит является от следующих условий: - божович создание доверительной хорошо атмосферы и установление формирование контакта мбоу с подростками; - возможность мидом усиления позитивного столин отношения зарубежных к себе, с целью шорохова укрепления самооценки подростка. самооценки Теоретико-методологическую основой основу исследования уровнях составляют взгляды ционной видных самооценки отечественных о зарубежных половым ученых на характеризуемую проблему с противоречие точки согласно зрения: - самооценки качеств в сохранении целостности оценивает структуры эмоциональный личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. мидом Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. работах Шорохова мбоу и др.); - сложности структуры гипотеза самооценки личности, возрасте включающей идея когнитивный, эмоциональный и представление поведенческий компоненты (А.В. эмоциональный Захарова объем и др.); - многофункциональности самооценки ционной (Р. Бернс, Е.И. Исаев, Д.И. создание Фельдштейн точки и др.); - связи самооценки с подростковый системой ценностей и мотиваболее ционной состояло сферой субъекта подростковом (Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Методы исследования: - теоретические методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение имеющихся в психолого-педагогической литературе научных представлений по теме исследования; - эмпирические методы: опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); количественная и качественная обработка результатов эмпирического исследования. База исследования эмпирического исследования: МБОУ БГО Борисоглебская СОШ № 5, класс 7 «Б» в количестве 20 учащихся (8 мальчиков, 12 девочек) Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем изучены различные подходы к проблеме самооценки школьников подросткового возраста с точки зрения ее формирования и коррекции. Практическая значимость исследования: представленная программа коррекции самооценки подростков может быть использована в работе педагога-психолога и социального педагога в контексте оптимизации межличностных отношений подростков с окружающим социумом. Этапы работы. Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. и состояло из трех этапов. Первый этап (сентябрь - ноябрь 2017г.) – изучение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, анализ основных теоретико-методологических подходов, осмысление проблем и противоречий, определение объекта, предмета, цели, задач, рабочей гипотезы исследования. Второй этап (декабрь - март 2017-2018 гг.) – проведение эмпирического исследования, анализ его результатов, разработка программы коррекции самооценки подростков. Третий этап (апрель - май 2018 г.) – анализ полученных результатов эмпирического исследования, формулирование выводов, целостное оформление выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Структура работы: выпускная квалификационная (бакалаврская) работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, состоящего из 60 наименований, и трех приложений.
Введение

Актуальность исследования. Проблематика самооценки изучается широко современной психологической наукой и практикой: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, имеются определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование. Согласно психологическому словарю, самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Подростковый возраст – это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11 до 17 лет), характеризующаяся качественными изменениями, связанные с половым созреванием и вхождением в зрелую жизнь. В этот период человек имеет повышенную возбудимость и импульсивность, сопровождающиеся, часто неосознанным, половым влечением. Главным мотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, ещё довольно неуравновешенного, самосознания, изменения Я-концепции, попытки понять самого себя и свои способности. В этом возрасте происходит развитие трудовых форм аналитико-синтетической деятельности, создание теоретического абстрактного мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, значения которой считаются основой для личных оценок. Проблемами данного возраста занимались Л.С. Выготский и А. Фрейд шорохова. Они охарактеризовали подростковый идея возраст божович как переходный, непростой и самооценка имеет большое значение в образовании личности человека: увеличивается объем деятельности, меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, божович формируется исследования нравственность. Происходит изучены выход человека на самооценки новый божович социальный уровень, в контексте которой формируется сознание божович личности идея. Постепенно происходит основу отход от прямого роли копирования эмпирическое оценок взрослых, противоречие растёт опора на внутренние представленная критерии изучить. Поведение ребёнка база начинает все больше специфика регулироваться самооценки его самооценкой. Поэтому исследования формирование адекватной самооценки согласно подростков рассматривал приобретает особую состояло актуальность. Степень самооценки разработанности эмпирическое проблемы. В начале XX является века социолог Ч. Кули часто сформулировал опора теорию «зеркального количестве Я» согласно которой определило представление ционной человека о самом работах себе «идея Я» складывается под возрасте влиянием связи мнений окружающих связи и включает три компонента: гипотеза представление самооценки о том, каким я кажусь мбоу другому лицу представление о том, как установление этот подростковый другой меня исследования оценивает и связанную с трудах этим эмпирические самооценку чувство столин гордости или унижения. Идея «происходит зеркального самооценки Я» представленная Ч. Кули является была подробно происходит проработана самооценки Д. Мидом. Как центральную дальнейшее составляющую более широкого обуровнях разования социально, а именно Я-концепции самооценивания, рассматривал самооценку литературе Р.Бернс кажусь. С точки зрения идея роли самооценки в сохранении человека целостности степень структуры личности поэтому она изучалась в трудах Б.Г. оценивает Ананьева является, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.В. божович Столина, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др. человека Сложность точки структуры самооценки определило личности, включающей происходит когнитивный представление, эмоциональный и поведенческий связи компоненты, установлена А.В. Захаровой и др. формирование Многофункциональность степень самооценки (регуляторная ционной, интерпретационная, защитная, этапы проективная сравнение и другие функции) подростковом раскрыта в работах Р. Бернса, Е.И. состояло Исаева зарубежных, Д.И. Фельдштейна и др. Связь самооценки самооценки с системой выготский ценностей сознание и мотивационной сферой база субъекта показана Л.И. Божович, В.Н. подходы Мясищева мбоу, С.Л. Рубинштейна. Однако связи возникает противоречие методы между актив потребностью современного мнений общества в социально мобильной мидом личности непростой, способной не только божович адаптироваться к условиям работах современного проблемы мира, но и активно божович влиять на них и формированием ее самосознания, зарубежных самооценки оценивает в подростковом возрасте самооценки. Выявленное противоречие эмоциональный определило оценивает проблему исследования: в чем исследования состоит специфика формирования и непростой коррекции исследования самооценки в подростковом шороховой возрасте?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………8 1.1. Проблема изучения самооцеки подростков в отечественных и зарубежных исследованиях 8 1.2. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 12 1.3. Роль самооценки подростков в развитии межличностных отношений 22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 33 2.1.Изучение самооценки школьников подросткового возраста 33 2.2. Организация коррекционной работы по формированию адекватной самооценки подростков 38 2.3. Диагностика результативности проведенной коррекционной работы………………………………………………………………………...55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67
Список литературы

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. – Санкт Петербург, 2008г. – 356 с. 2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. - В 2 т. / Б. Г. Ананьев. - Москва. : Педагогика, 1980. - 230 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. - Москва.: Аспект Пресс, 2006. -420 с. 4. Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. 2008. № 4. С. 178-189. 5. Антилогова Л.Н., Пузеп Л.Г. Развитие креативных черт личности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2012. 152 с. 6. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. – Москва.: Эксмо, 2008. – 266 с. 7. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. / В. А. Беликов. - Москва. : Издательство «Академия Естествознания», 2010. - 269 с. 8. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. Москва., 2007. - 512с. 9. Берне Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. - Москва.,1986. -325 с. 10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание Р. Бернс Москва., 1986. -420 с. 11. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. Санкт Петербург., 1997.- 336с. 12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва., 2011. -464 с. 13. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва. Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с 14. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бородина // Психологический журнал. — 1992. - Т. 13. - № 4. - С. 99-100. 15. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. - Москва.: Астрель, 2008. – 128 с. 16. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. Санкт Петербург., 1997.- 336с. 17. Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие для вузов. -Москва.: «Академический Проект»; «Гаудеамус», 2009 г. – 246 с. 18. Выготский Л.С. Педология подростка. Собрание сочинений. Т.4. - Москва.: Педагогика, 1984. - 487 с. 19. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва. : АСТ-Астрель Хранитель, 2008. - 671 с. 20. Джеймс У. Психология / Под редакцией Л. А.Петровской. - Москва.: Педагогика, 1991 – 368 с. 21. Елесеев И. Н. Методология оценки уровня компетенций студента // Информатика и образование. 2012. № 4 -С. 80-85 22. Захарова А. В. Генезис самооценки : автореф. дисс. .д-ра психол. наук / А. В. Захарова. - Тула, 1989. - 44 с. 23. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 5-14. 24. Зинова Т. В. Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте : дисс... .канд. психол. наук / Т. В. Зинова. - Москва, 2002. - 139 с. 25. Кайгородов Б. В. Самопонимание: миф или реальность. Москва. : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 328 с. 26. Карпова Г. А. педагогическая социометрия ученического коллектива : метод. рекомендации /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997 - 380 с. 27. Кле М. Психология подростка. - Москва., 1989. – 356 с. 28. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — Санкт Петербург., 1996. - 358с. 29. Коломинский Я.П., Панько Е.А. Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – Санкт Петербург.: Питер, 2004. -320 с. 30. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - Москва.: Политиздат, 1984. - 335 с. 31. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Этнографические обозрения. 2010. № 6. –С. 22-23 32. Кон, И. С. Проблема «Я» в психологии / И. С. Кон // Психология самосознания : хрестоматия / И. С. Кон. - Самара : Издательский дом БАХРАХ-М, 2000. -672 с. 33. Кон И. С. Социологическая психология. - Москва.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -328 с. 34. Коробицин Д. В. Социометрический статус: личностные особенности, корреляция поведенческой и когнитивно-мотивационной сферы // Современные научные исследования за рубежом : сб. материалов 3-й заоч. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2012. -С. 22-29 35. Кузин B. C. Психология / В. С. Кузин. — Москва : Высшая школа, 2002. 256 с. 36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости : учебное пособие для студентов высших спец. уч. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва. : Сфера, 2004. - 464 с. 37. Курносова С. А. Формирование у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения : дисс. .канд. пед. наук / С. А. Курносова. - Челябинск, 2000. - 212 с. 38. Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис, Москва.: Генезис, 2004 68 с. 39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.-Москва., 2007. - 431 с. 40. Липкина А. И. Воспитательная роль оценки знаний учащихся / А. И. Липкина // Начальная школа. - 1969. - № 7. - С. 18-24. 41. Липкина А.И. Самооценка / А.И. Липкина // БСЭ. - Москва., 2004. - 698 с. 42. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - Москва. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «Модэк», 1997 384 с. 43. Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб.пособие / О. Н. Молчанова. - Москва. : Флинта; Наука, 2010 391 с. 44. Морено Я. Л. Социометрия.Экспериментальный метод и наука об обществе. Москва. : Академический проект, 2001. – 120 с. 45. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития Учебное пособие / В.С. Мухина. - Москва., 2010. - 320 с. 46. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — Москва.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с. 47. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Москва. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с. 48. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения — 97. — 1997. — №2. — С. 13-16. 49. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство. - Москва.: Инфра-М, 1999 - 216 с. 50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –Санкт Петербург.: Питер Ком, 2010. - 705 с. 51. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. Минск., 1999.-656 с. 52. Сергеева Е. В. Взгляд на современную начальную школу с позиции формирования самостоятельности младших школьников / Е. В. Сергеева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 6-10. 53. Собчик Л. Н. Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. Санкт Петербург. : Речь, 2007. – 120 с. 54. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. -Москва. Политиздат, 1972. - 303 с. 55. Столин В. В. Самосознание личности - Москва. Издательство Московского Университета, 1983. - 294 с. 56. Чеснокова И. И. Самосознание личности / И. И. Чеснокова.-Москва., 2011. – 216 с. 57. Уляева Л.Г. Я-физическое в структуре самосознания // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - Москва.: РГАФК, 1998. - т.3. - С.130-135. 58. Фонарева А.Н. Развитие личности ребенка. /Под редакцией А.Н. Фонарева А.Н. – Москва., 2007. - 320 с. 59. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - Москва.: «Флинта», 1997.-224 с. 60. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. – 211 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки подросткового возраста в психолого-педагогической литературе 1.1 . Проблема изучения самооценки подростков в зарубежных и отечественных исследованиях Феномен самооценки представлен в психологической науке достаточно широко. Исследованы и выделены многие ее аспекты и характеристики, такие как уровень, стабильность, структура, динамика развития, возрастные характеристики, выполняемые функции, отношения с другими личностными образованиями и т.д. Различные аспекты изучения самооценки рассмотрены в различных работах ученых: Б.Г. Ананьева [2], Л.И. Божович [13], Л.В. Бороздиной [14], А.В. Захаровой [22], И.С. Кона [30], А.И. Липкиной [41], М.И. Лисиной [42], В.В. Столина [55], и др. Самооценка рассматривается авторами как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности как автономная характеристика личности ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира [15]. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса показатель индивидного уровня его развития его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, включающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе специфика понимания ею самой себя [18]. Данные представления, таким образом, раскрывают с одной стороны вопросы связи самооценки и личности с другой – соотношения самосознания и самооценки. Эти подходы являются взаимодополняющими раскрывающими сложность и многозначность самооценки как психического феномена [19]. Самооценка содержит в себе два взаимосвязанных аспекта – операционально-процессуальный и структурный. Изучение этих двух аспектов направлено с одной стороны на раскрытие путей условий и способов порождения развития и функционирования самооценки с другой на выявление ее особенностей как личностного образования объединяющего в определенные системы знания человека о себе его отношение к себе и представляющего собой особую форму отражения человеком самого себя. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самооценка» [10]. Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения самооценки. Можно выделить ряд интерпретаций зависящих от частной психологической школы, ориентации, направления. Каждый исследователь определяет данное понятие по - своему. Со словом «самооценка» привычно ассоциируется явление оценки человеком себя по какому-либо свойству или способности либо – оценки собственного потенциала в целом. Сложности возникают тогда, когда появляется необходимость в сопоставлении понятия «самооценка» с другими концептами в сфере психологии «Я» такими например как «образ Я» «отношение к себе» и другое [7]. Ключевым моментом понимания проблемы самооценки личности является объяснение принципов ее возникновения и формирования в процессе индивидуального развития. Уже У. Джеймс выделяет самооценку как существенный атрибут личности, называя две ее разновидности: самодовольство и недовольство собой. Указывая на то, что эти два класса чувствования являются непосредственными первичными дарами природы, тем не менее, автор обращает свое внимание на зависимость самооценки от положения человека в обществе достижения им успеха или не успеха. Объясняя подъемы и спады уровня самооценки У. Джеймс видит их причину в органических изменениях, происходящих в организме. Вопрос самооценки У.Джеймс не исследует подробно, а представляет лишь самое общее описание [3]. Таким образом, индивидуально-природные компоненты в понимании У. Джеймса имеют определяющее значение в понимании вопроса возникновения и изменения самооценки, нежели социальные. Вполне закономерно, поэтому, что в последующем «социологизация» проблемы самооценки была продолжена. В начале XX века социолог Ч. Кули сформулировал теорию «зеркального Я» согласно которой представление человека о самом себе «идея Я» складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу представление о том, как этот другой меня оценивает и связанную с этим самооценку чувство гордости или унижения. «Идея Я» формируется уже в раннем возрасте в ходе взаимодействия индивида с другими людьми, причем решающее значение имеют так называемые первичные группы (семья сверстники и т.д.). Далее теория «зеркального Я» стала базой множества экспериментальных исследований выясняющих зависимость «образа Я» или частных самооценок от мнения окружающих. Результаты этих исследований показывали, что под влиянием благоприятных суждений окружающих самооценка повышается неблагоприятных снижается, причем нередко меняется самооценка и тех качеств, которые не подвергались оценке со стороны. Идея «зеркального Я» представленная Ч. Кули была подробно проработана Д. Мидом. В концепции Д. Мида «Я» предстает как производное от группового «Мы» которое оно косвенно включает в себя причем содержание «Я» в том числе самооценка обусловлено уже не мнениями других людей а реальными взаимоотношениями с ними их совместной деятельностью [47; c.51]. Р. Бернс рассматривал самооценку как центральную составляющую более широкого образования, а именно Я-концепции. Соглашаясь с представлениями Д. Мида и Ч. Кули по поводу формирования самооценки Р. Бернс указывает еще на два момента необходимые для ее понимания. Так одним из факторов существенно влияющим на формирование самооценки человека будет являться сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. По мнению Р. Бернса тот, кто достигает в реальности характеристик определяющих для него идеальный образ Я, тот должен постоянно иметь высокую делает самооценку начало. Если же человек своим ощущает разрыв между уровень этими возрасте характеристиками и реальностью сознание своих достижений его результаты самооценка спокойствие по всей вероятности направлена будет низкой. Второй возможные фактор старайтесь, определяющий природу умение и формирование самооценки на родителей который значение указывает Р. Бернс, именно заключается в том, что индивид оценивает знание успешность кроме своих действий которая и проявлений через повысить призму резких своей идентичности. хрестоматия Индивид испытывает удовлетворение не от которых того играющие что он просто делает мнению что-то хорошо а от смелость того обозначьте что он избрал определенное причем дело и именно его делает липкиной хорошо каждом [10]. Таким образом каждая, можно выделить два структуре аспекта высота определяющие самооценку крайне личности. Первая связана с уровнем внешними встаньте воздействиями социальной можно среды ориентацией на способность мнение ставятся и оценку извне результаты вторая определяется собственной неудачи активностью быть индивида в выборе обратите критериев для собственного подростка самооценивания сказкотерапия. Эта сторона возникает в активность ходе онтогенеза индивида. значение Поэтому бернс решающее значение завершение в этом отношении первая будут люди приобретать особенности сопоставлении возрастной динамики развития свои самооценки участники. Возрастное развитие приложение самооценки обсуждалось в тенденция работах другой ряда авторов. Для нас же затем представляют интерес те работы школьниками которые справа непосредственно направлены выявить на исследование самооценки как второму центрального даны личностного образования, показателем которые рассматривают самооценку с возможные точки спиркин зрения на ее роль минут и функции в целостной коррекции структуре самую личности. К ним можно отнести низкостатусных труды: А. В. Захаровой [23], И. С. Кона [33], А. И. учебное Липкиной диаграмме [40], И. И. Чесноковой [56] и др. получение Практически самоотношения все авторы, рассматривая самооценочные данный аспект, сходятся во этап мнении имеет о том, что каждый возраст полученные определяется своими методики особенностями помощью в самооценивании, которые разных связанны с социальными условиями эмоциогенных жизни дать и индивидуальными психофизиологическими полученных характеристиками ребенка. По вхождение мере семи интеллектуального развития сопоставлении накопления определенного социального ничего опыта постоять происходит преодоление взаимодействия ребенком прямого неуверенные принятия коррекционная оценок взрослых, трудолюбие начинается процесс опосредствования их воспитания собственным обычно знанием себя выработке. А. В. Захарова указывая на способность особенности возможные возрастного развития формированию самооценки, подчеркивает необходимость группы принятия самую во внимание такого диаграмме важного аспекта как честное соотношение окружающие эмоционального и когнитивного скучным компонентов в структуре потом самооценки строящихся [23]. Далее в подростковом результаты возрасте тенденция результатов ориентироваться методики на собственную самооценку контакта получает дальнейшее развитие. липкина Было осознавания показано, что учащиеся методика опираются в большей подростков степени помощью на свое мнение, чем на потом мнение окружающих взрослых, что приложение связано необходимости с общей тенденцией услышал ориентации на критерии зачастую собственной открытый самооценки в сравнении с способен оценкой окружающих. По мере оценок взросления психологов юноши подход становится сидоров основой заниженной его поведения, что можно уверены объяснить растущей самостоятельностью и мнению упрочиванием называет собственных критериев слишком оценки [32]. 1.2. Особенности прикасайтесь развития полученных самооценки в подростковом завершение возрасте Подростковый возраст является границей между детством и взрослостью, которая связана с обязательным участием человека в общественной жизни. Границами подросткового возраста являются возрастные рамки от 10-14 лет, то есть практические полностью совпадают с периодом обучения в 5-8 классах средней школы. Л.И. Божович характеризует данный возраст как «переломный», «критический», «трудный» [12, c. 72]. В.А. Аверин отмечает, что в данном возрасте зафиксирована сложность и важность происходящих в данном возрасте процессов развития, которые связаны с переходом от одного этапа жизни к другому. Переход от период детства к взрослости составляет основное содержание, а также специфическое отличие всех сторон развития в данный период – умственного, нравственного, физического, социального. В рамках всех указанных направлений осуществляется формирование качественно новых образований, в данном возрасте проявляются элементы взрослости как результат перестройки организма, отношения со взрослыми, сверстниками, способами социального взаимодействия и т.п [1, c. 102]. В качестве одной из острейших проблем данного возраста выступает перестройка отношений с родителями, а также переход от детской зависимости к таким отношениям, которые строятся на взаимном уважительном отношении друг к другу, а также равенству. Подростковый возраст не случайно называют «переломным», так как психологическое состояние подростка связано с двумя основными переломными моментами в развитии – психофизиологическим, то есть половым созреванием, а также социальным – то есть концом детства и вступлением в взрослый мир. Первый из указанных моментов связывается с внутренними физиологическими и гормональными преобразованиями, которые влекут за собой изменения тела, неосознаваемое половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. В качестве второго момента может рассматриваться окончание детства, а также переход в мир взрослых. Данный момент может связан с тем, что у подростка развивается критическое рефлектирующее мышление в рассудочной форме. Данное обстоятельство и является определяющим в психике подростка. Оно создает основное противоречие в жизни подростка [3, c. 103]. Практически каждый подросток в процессе переходного возраста сталкивается с множеством трудностей, он пытается найти себя. В качестве ценнейшего психологического приобретения подросткового возраста выступает открытие своего внутреннего мира, именно в данном периоде возникают проблемы самосознания, а также самоопределения [60]. В тесной связи с процессом поиска смысла жизни находятся также устремления познать самого себя, собственные способности, возможности, подросток ищет себя в отношениях с другими людьми. Для ребенка в качестве единственной реальности становится внешний мир, куда он проецирует собственную фантазию. Для подростка физический мир – одна из возможностей субъективного опыта, в качестве сосредоточения которого выступает сам подросток. Обретя способность погружаться в себя, а также наслаждаться собственными переживаниями, как отмечает В.С. Мухина [45], подросток открывает для себя целый мир новых чувств, он начинает воспринимать, а также осмысливать самого себя и свои эмоции не только как результат некоторых внешних событий, но так же как и состояние собственного «Я». Даже объективная, безличная информация зачастую может стимулировать подростка к интроспективной деятельности, размышлению о самом себе и собственных проблемах. Открытие собственного внутреннего мира – выступает как чрезвычайно важное, радостное и волнующее событие, которое, впрочем, вызыват множество драматических и тревожных переживаний. Вместе с осознанием собственной уникальности, непохожести и неповторимости приходит также чувство одиночества. «Я» подростка – еще диффузно, неопределенно, оно зачастую переживается как смутное беспокойство или же ожидание внутренней пустоты, которую нужно заполнить чем-либо. Отсюда растет потребность в общении и взаимодействии с другими людьми, повышается избирательность общения, возникает потребность в уединении. Осознание собственной особенности, непохожести вызывает характерное для данного периода чувство одиночества или же «страх одиночества» [45]. Подростковый возраст – это время жизни, когда осуществляется формирование норм, а также способностей общения с другими людьми, а также с самим собой [38]. Ценности добра, равенства, справедливости, ума понимаются подростком конкретно и применяются в отношении со сверстниками и взрослыми, а также в отношении с самим собой. Стремление к общение со сверстниками ярко выражено у большинства исследователей. В исследованиях И.С. Кона и иных авторов показано, что общение выступает как системообразующий фактор деятельности подростка [30, c. 82]. Подростки осуществляют активную деятельности в современной деятельности учебного коллектива, они пытаются жить общей жизнью с другими людьми, а также быть участником данной общей жизни. Общение по мнению Б.С. Волкова выступает как особый вид деятельности в рамках которой осуществляется поиск близких друзей, а также установление с ним доверительных взаимоотношений 17]. Как подросток умеет общаться, как он стремится к общению и посредством каких мотивов данная деятельность осуществляется, а также какие условия влияют на его общительность – все оказывает влияние на внутренний мир ребенка, содействует его успешности или же наоборот, приводит к одиночеству, а также переживанию неудачи в деятельности [57]. Подросток пробует собственные возможности изменения в отношениях с иными людьми, ориентируясь на содержание собственной Я-концепции и концепции другого человека [9, с. 24]. Здесь находит проявление важное образование подросткового возраста – мера правильности. Зарождается данная единица в процессе переживания воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства и может быть связана с переживанием боли или же отрицательных чувств, которые основаны на потере предметом части его свойств [54]. Подросток ориентируется в мире общественных отношений, а также в своем внутреннем мире. Они имеет чувство взрослости, которое начало формироваться уже в начале подросткового периода развития. Чувство взрослости здесь рассматривается как независимое от уровня полового созревания, а также формируется в отношениях с товарищами и взрослыми посредством усвоения эталонов взрослости, которые различаются по своему моральному и этическому содержанию. Подросток уже может не только следовать образцам поведения взрослых, но также применять к себе взрослые отношения [31, c. 84]. Для полноценного существования взрослого поведения подростку еще недостаточно существующей у него систему ценностей, которая позволяет ему давать оценку происходящим событиям. Вместе с тем, подросток может обобщить нормы, а также правила поведения человека. Еще одной характеристикой, которая относится к подростковому возрасту выступает большое значение, которое подросток отдает своей внешности, причем эталоны красоты зачастую являются завышенными и нереалистичными. С процессом взросления человек привыкает к собственной внешности, принимает ее и стабилизует уровень собственных притязаний относительно внешности. На первый план выступают также иные свойства личности – его умственные способности, моральные и волевые качества, от которых зависит успешность деятельности подростка и его отношений с окружающими его людьми [58]. Процесс усвоения норм и отношений порождает у подростка проблему нормальности. Проявляется она в желании подростка быть такими же как все как внешне, так и в поведении [4, c. 202]. Зачастую подросток склонен следовать сложившейся в группе сверстников системе правил и оценок. Замечания окружающих людей относительно его «ненормальности» закономерно порождают бурю эмоций и порождают различные болезненные явления – например, невротические переживания и депрессии. Оценка подростком самого себя зачастую строится на внешней оценке сходства или же различий себя с другими людьми. С процессом взросление адекватность самооценок подростка повышается. Самооценка взрослого человека является более объективной и реалистичной по сравнению с юношеской самооценкой, тогда как самооценка юноши объективней самооценки подростка. Вместе с тем, данная тенденция не может рассматриваться как линейная и жестко заданная, так как нужно учитывать изменения с возрастом самих критерием самооценки. По мнению В.А. Аверина, повышение степени осознанности и самооценки собственных переживаний нередко сопровождается гипертрофированным вниманием подростка к самому себе, озабоченностью собой, эгоцентризмом [1, с. 204]. В качестве еще одной специфической особенности подросткового возраста выступает повышенная тревожность. Тревожность понимается, как тенденция человека испытывать состояние постоянного беспокойства, переживать относительно возможных или же вероятных неприятностей. Тревожность находит свое проявление в длительном беспокойстве, в эмоциональном возбуждении, в состоянии постоянного напряжения и т.п. Полностью нивелировать тревогу можно посредством уменьшения трудностей процессов познания (в случае учебной деятельности). Высокий уровень тревожности зачастую снижает эффективность процесса обучения – у подростка возникают затруднения в интеллектуальной активности, происходит сужение зоны внимания, а также гибкости стратегии действия, снижается уровень умственной работоспособности, а также дезорганизуется деятельность вплоть до отказа от нее. Процесс обучения и развития личности подростка наилучшим образом протекает не тогда, когда тревога отсутствует, а тогда когда она находится на необходимом в конкретный момент времени уровне. Таким образом, невысокий уровень тревожности может оказать мобилизирующее действие на подростка, что будет способствовать успешности процесса его деятельности[27]. Обращаясь к характеристикам подросткового возраста в процессе развития человека мы подразумеваем, что это трудный и сложный период. Сложность данного периода заключается не только в рассмотренных нами особенностях, но также в пубертатном кризисе, кризисе идентичности, выход из которого выступает как одно из важнейших условий для формирования просоциального, правильного, неагрессивного поведения подростка в будущем [13, c. 102]. Несмотря на противоречия, которые сопровождают данный возраст, подросток испытывает потребность в поддержке взрослого. Особенно благоприятной являются те ситуации, когда взрослый может выступать как друг. В данном случае взрослый способен помочь оценить оценку собственных способностей и возможностей, лучше познать подростку самого себя. Обращаясь к характеристике подростков в контексте агрессивности используются понятия жестокости и враждебности. Под враждебностью понимаются установки, а также готовность определенным образом оценивать и воспринимать события [8, с. 103]. Агрессивное поведение в подростковом возрасте проявляется в разных видах поведения. Выражение негативных чувств в виде угроз, криков, употребление в речи негативных эпитетов, насмешек, ненормативной лексики, проклятий – это вербальная агрессия. Вербальная агрессия подразделяется на три типа, на реакции отверждения, на враждебные замечания, а также на излишний критицизм, направленный на предметы и других людей. Физическая агрессия рассматривается как использование физической силы против других лиц в драках, столкновениях. Косвенная агрессия обычно направлена на других лиц окольным путем, это сплетни, клевета, слухи, которые подрывают репутации человека[48]. Раздражение проявляется при малейшем возбуждении в таких чертах, как грубость, вспыльчивость и резкость. Такое качество, как негативизм находит свое выражение в оппозиционной манере поведения, она проявляется в разных формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против законов и обычаев, то есть подросток может делать все наоборот. Обида выражается в зависти и ненависти по отношению к другим людям, выражаясь в чувстве горечи, гнева. Подозрительность выражается в недоверии и неосторожности по отношению к людям, что основывается на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред [11, c. 105]. Подростковый возраст характеризуется глубокими психологическими и физиологическими изменениями. В данном возрастном периоде особенно часты разного рода нарушения в поведении, зачастую выражающиеся в деструктивной агрессивности. Психологические трудности, которые возникают в более старшем возрасте зачастую возникают в возрасте подростковом. Манифестация агрессивности в период подросткового возраста вызывает особую тревогу общества[24]. Для подростков характерна смена форм проявления агрессивности. Л.М. Семенюк отмечает, что существуют разного рода типичные особенности проявления агрессивности подростков на разных этапах подросткового возраста. Так, для детей 10-11 лет характерна физическая агрессивность. Для лиц 12-13 лет наиболее выраженной выступает негативизм, отмечает преобладание физической и вербальной агрессии. В 14-15 лет у подростков на первый план выступает вербальная агрессивность, агрессивность косвенная и физическая повышается несущественным образом, так же как и уровень негативизма личности. В силе проявления агрессивных реакций имеют место также половые различия. Мальчики отличаются преобладание реакций физической агрессии, тогда как девочки с возрастом все чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии, таким, как косвенной, вербальной агрессии, а также негативизму [9, с. 52]. В исследовании специфики и источников агрессивности личности выделяются множество различных подходов, которые находят свое отражение в разных концепциях и теориях. Большинство социальных психологов считает, что поведение является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, как отмечает Р. Бэрон и Д. Ричардсон, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации [16, с. 82]. Агрессивное поведение определяется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные черты и склонности конкретного агрессора. Предрассудки и прочие установки индивида оказывают влияние на возможность проявления им агрессии против других, а также на установлении целей, которые он изберет при подобных проявлениях. Существуют определенные предпосылки для возникновения и развития агрессии, сосредоточенные в основном в устойчивых чертах характера и наклонностях потенциальных агрессоров - индивидуальные детерминанты агрессии [51]. В данной работе мы рассмотрим следующие индивидуальные детерминанты агрессии: страх социального неодобрения, предвзятую атрибуцию враждебности, раздражительность, уровень субъективного контроля, чувство стыда. Черты характера играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определенные лица агрессорами или жертвами. Существуют данные о том, что черты характера, обусловливающие склонность к агрессии сохраняются в течение длительного времени и оказывают влияние на поведение в различных жизненных обстоятельствах [46]. Данные о существовании связи между склонностью к стыду и агрессией были получены в некоторых исследованиях Хардера и Левиса.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 61 страница
3750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg