Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психология детско-родительских отношений.

irina_krut2020 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2020
Цель исследования: изучение межличностных отношений в семьях и то, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка Объект исследования: дети и их родители Предмет исследования: детско-родительские отношения, климат в семье и их влияние на личность ребенка Гипотеза исследования: для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. В соответствии с предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать теории детско-родительских отношений в психологической науке. 2. Подобрать методы исследования для изучения детско-родительских отношений 3.Провести диагностическое исследование и проанализировать полученные данные
Введение

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь. Мир детства - особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. Мы, взрослые, не осознаем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять нас, нашу точку зрения. Поэтому нас раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми мы сталкиваемся, не понимают наше желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию. Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению, а в процессе радостного сотрудничества с взрослым, - большое родительское искусство.
Содержание

Введение. 3 1.Теоретическая часть. 4 1.1. Детско-родительские отношения в семье 4 1.2 Роль ребенка в семье. 5 1.3 Типы воспитания ребенка. 5 1.4 Стили семейного воспитания. 6 1.5 Семья как фактор развития ребенка. 9 1.6 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка. 11 2. Эмпирическая часть. 13 2.1. Практическое исследование влияния детско-родительских отношений на личность ребенка. 13 2.2. Результаты беседы 14 2.3 Результаты и интерпретация теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В Столин. 16 Заключение. 21 Список использованной литературы 23 Приложение №1 24 Приложение №2 24 Приложение №3 25
Список литературы

1) Азаров Ю.П. « Семейная педагогика », М.: изд.: « Политической литературы», 1987г. 2) Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М.: Просвещение, 1985. 180 с. 3) Дружинин В.Н. Психология семьи .- СПб.:Питер 2006 – 176с 4) Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. 208 с. 5) Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). 6) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с. 7) Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта.- 2005. – 130c. 8) Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. 9) Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие.- Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183 10) Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). – М.: Знание, 1986. – 96с.
Отрывок из работы

1.Теоретическая часть. 1.1. Детско-родительские отношения в семье В каждой культуре имеются свои представления о детстве и воспитании детей. Многочисленные исследования выявляют следующие особенности родительского поведения. Матери англосаксонского происхождения предпочитают словесные объяснения, часто хвалят и поощряют своих детей. В латиноамериканских семьях матери чаще опираются на отрицательное подкрепление, используют физический контроль, шире употребляют зрительную подсказку, простейшее моделирование. Американские матери ожидают от детей с самого раннего возраста развития социальных умений в общении со сверстниками. Напротив, японские матери ожидают от детей того же возраста эмоциональной зрелости и послушания, хороших манер. Было установлено, что контроль и принятие своих детей у европейских матерей выше, чем у китайских родителей; у китайских родителей контроль выше принятия, причем выраженность этих обоих факторов родительского стиля способствует социальной активности детей. У европейских родителей, напротив, отсутствует зависимость между принятием, контролем и детской социализацией. Родительские представления о детях, зафиксированные в культурных ценностях, важны для понимания того, как семья формирует социальное и культурное окружение, в котором развивается ребёнок. Система отношений, как отмечает Г.А. Широкова, с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, - это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Теоретически это подтверждается идеей Д.Б. Эльконина о том, что замещение впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию недостающим в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс сравнения себя с родителями того же пола. Так как родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка желания подражать им. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, взаимоотношении со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию разных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить и ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь членом семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. В дальнейшем этого ребёнок растёт либо добрым, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Вроде бы, никто не вправе покушаться на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многие факты того, что дети стали жертвами собственных родителей становятся в последнее время обычным и не могут не беспокоить. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой. 1.2 Роль ребенка в семье. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в семье в которой отсутствует гармония, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно. Роль определяется, как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи. Первая роль, «любимчик», возникает, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональная пустота заполняется преувеличенной заботой о ребенке. И наоборот, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «бэби» с очень ограниченными правами. Третья роль, «козел отпущения», возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходит на ребенка, он как бы притягивает к себе негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи. В. Н. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб»; «ребенок как оружие в борьбе с супругом» ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью); «ребенок-любовник» (одинокая мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах любви). 1.3 Типы воспитания ребенка. А. С. Спиваковская отмечает, что некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций. 1. Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок – центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании. 2. Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отвержении ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не хочу о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним. В исследованиях А. Т. Шмелева и Т. М. Афанасьева, внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение. Ими были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность: 1. Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей полное потакание сочетается с чрезмерной опекой. 2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу воспринимать ребенка такого, какой есть». В воспитании увеличена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения. Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких позиций. Поведения родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональную позицию отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Подходы крайних значений дают четыре типа воспитания: 1. Теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем его поведения; 2. Теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы; 3.Холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы; 4. Холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и ограничению любого самостоятельного поступка. 1.4 Стили семейного воспитания. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд в 1970-х г.г. типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, или демократический и попустительский. Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, они заключают в узкие границы самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то объяснять свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания со стороны исчезает, поведение может стать неуправляемым. При данном стиле семейного воспитания, отношения пропускают душевную близость с детьми. Демократический стиль – («авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соотношении с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, внимательно относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. Попустительский стиль («либеральный», «снисходительный», «гиперопека») – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых присуще неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Позднее были выделены и другие стили семейного воспитания, такие как: 1. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие общего подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных условий между родителями. При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких целей в поведении и оценках. 2. Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители внимательно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, волнуются, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова и Е. В. Зырянова приводят описанные разными исследователями стили семейного воспитания: варианты названий одного и того же или очень близких стилей воспитания. 1. Демократический. При данном стиле семейного воспитания, эмоциональная близость с ребенком проявляется, как принятие, тепло и любовь. Требования к ребенку справедливые, с обоснованием запретов. Контроль осуществляется на основе заботы. Модель общения с ребенком – личностно-ориентированная. Тип личностного развития ребенка оптимальный. 2. Авторитарный (автократический; диктат), эмоциональная близость с ребенком чаще отсутствует, хотя и не исключается. Требования к ребенку жесткие, без пояснения причин. Контроль жесткий, бестактный, присущи наказания. Модель общения с ребенком – дисциплинарная, постоянные окрики и угрозы. Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный, агрессивный, притворный. 3. Гиперопека (гиперпротекция, доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка») – проявляется излишняя забота за ребенком. Требования к нему отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях. Контроль над ребенком тотальный, порой чрезмерный. Родители стремятся к тесному эмоциональному контакту. Ребенок вырастает зависимым от родителей, эгоистичный. 4. Гиперопека (потворствующая гиперопека; «кумир семьи») – при рассматриваемом стиле семейного воспитания, наблюдается чрезмерное обожание ребенка. Какие-либо требования отсутствуют, контроль над ребенком слабый, без ограничительный. Модель общения – «жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и желаний ребенка). 5. Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) – высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием. Родители чрезмерно обеспокоены будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При таком стиле семейного воспитания, ребенок вырастает тревожным и подозрительным. 6. Анархический (потворствующий; либерально – попустительский) – требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним «заискивающая». Ребенок вырастает эгоистичным, приспособленцем. 7. Гипопротекция (безнадзорность; мирное сосуществование) – проявляется безразличие к ребенку, отсутствие к нему тепла. Требования и контроль над ребенком отсутствует. Родители не вмешиваются в жизнь ребенка. Он вырастает непредсказуемым. 8. Эмоциональное отвержение (отчужденный; «золушка»; «маленький неудачник») – эмоциональная близость с ребенком отсутствует. Наблюдаются высокие требования к ребенку. Наказания жестокие, строгие. Родители не контактируют с ребенком, он вырастает мечтательным, жестоким. У ребенка возникают трудности в общении; невротические расстройства. 9. Жестокое обращение (агрессивный) – требования к ребенку отсутствуют, контроль жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои. Модель общения с ребенком, враждебная. Он вырастает эгоистичным, жестоким. «В реальной жизни, – замечает В. С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. По ее мнению, в семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку». Исследование влияния различных стилей руководства на развитие личности детей и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает демократический и авторитетный стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и отсутствию гармонии межличностных отношений родителей и детей. 1.5 Семья как фактор развития ребенка. На восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Психолог Ломтева Т.А считает, что на отношение родителя к ребенку влияют: 1) Детский опыт самих родителей. Люди, повзрослевшие, зачастую в своей собственной семье не отдавая себе отчета формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве. 2) Неиспользованные потребности родителей. Для некоторых родителей (особенно матерей) воспитание может становиться основной деятельностью и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. 3) Личностные особенности родителей. Наверное, действие этого фактора отследить, наиболее, сложно, для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка. Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка. 4) Отношения со вторым родителем ребенка. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознание, что "перевоспитывая" ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным образом ведете невидимую войну в отношениях с бывшим супругом (гой), но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать). 5) Обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как "болезненного", "хрупкого" или "беззащитного", то стоит вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежелание появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша, могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка. Родительское отношение описывается в разных психологических школах в различных понятиях и терминах. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой стороны, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родители являются носителями общественных норм и правил, оценивают его действия, осуществляют необходимые меры воздействия, которые обусловлены определенными родительскими установками. Несмотря на различие в терминологии (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность), эта двойственность прослеживается в большинстве описаний родительского отношения, представленных в классических западных теориях. Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением самоотверженного, бескорыстного, то есть личностного отношения. В силу этого она создает устойчивую и безусловную любовь, чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоциональную связь с ним, которая вряд ли может быть описана традиционным термином «принятие». С другой стороны, ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль над его действиями, сравнение его с другими, превращая ребенка в объект воспитания. Все это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий на будущее, на формирование определенных качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребенка 1.6 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка. Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать важнейшей задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно сформировать здоровую полноценную личность ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характер, самооценку и другие психологические качества личности; у этих детей могут возникнуть различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Требование общения появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этого требования неполноценным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими. Неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а браки, заключенными людьми которые сами жили в таких условиях, распадаются гораздо чаще, чем другие. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны покрывать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Эмоциональное состояние родителей очень чутко воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей ошибочные, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях ухудшаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек приобретает в раннем возрасте на примере своих родителей. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов чаще всего встречаются дети с отклонениями от нормы психики. У лиц, воспитанные в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает величина невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от взаимоотношений, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми чувствами, уважительным отношением к детям у них намного лучше и быстрее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Предположим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если его переживания временных трудностей напрягают взрослых, родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет усвоить упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют слишком завышенные требования. Из-за нарастающей тревожности и связанной с ней пониженной самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неблагоприятный подход к предпринятому делу. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей: · желанию не задумываясь следовать указаниям взрослого; · действовать только по образцам и шаблонам; · боязнь проявлять инициативу; · формальному усвоению знаний и способов действий; · боязнь идти к чему-то новому; · страх браться за новое дело; · нежелание ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их. Взрослые, недовольные плодотворной учебной деятельности ребенка, все больше и больше заостряют внимание на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отображаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, обращают внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, но оно его не удовлетворяет. Слишком высокие требования к взрослым предъявляются избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Это значительно сложнее для взрослого, чем аккуратное отношение к тревожному ребенку. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. . «Уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют большую потребность во внимании к себе, но осуществить ее не могут из-за своей тревожности. Они мало приметны, опасаются вызвать неудовольствие своим поведением, стараются к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей апатии, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. В затруднительном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все равно выход есть — человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg