Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников

irina_krut2020 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2020
Цель исследования - выявить качества предметно развивающей среды, условия её влияния на развитие личности и эстетического воспитания современного младшего школьника. Объектом исследования является процесс развития личности современного младшего школьника. Предмет исследования - влияние предметно развивающей среды на развитие эстетического воспитания современного младшего школьника. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Определить показатели, по которым наблюдается влияние предметно развивающей среды на эстетическое воспитание современного младшего школьника 3. Теоретически обосновать модель влияния предметно развивающей среды на эстетическое воспитание современного младшего школьника. 4. Подобрать методики исследования влияния предметно развивающей среды на эстетическое воспитание современного младшего школьника. 5. Апробировать методики в ходе эмпирического исследования 6. Разработать рекомендации по результатам исследования. Гипотеза - если проанализировать и систематизировать все составляющие предметно развивающей среды начальной школы, то данная предметно-развивающая среда будет оказывать плодотворное влияние на развитие личности и эстетическое воспитание современного младшего школьника Методы исследования: 1. Теоретические: изучение и анализ литературы 2. Эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; анкетирование 3. Математические: описательная статистика База исследования: ГБОУ Школа №2033 г. Москвы.
Введение

Актуальность исследования обусловлена фундаментальными изменениями социокультурной ситуации российского общества, требующими восполнения его культурного потенциала, повышения уровня эстетического развития молодёжи, формирования способности к коррекции ценностных ориентаций на основе понимания прекрасного в жизни, искусстве и деятельности. Важную роль как источник социокультурных ценностей приобретает школьное образование. Одна из приоритетных задач школьного образования - формирование личности и ее базовой культуры, в том числе эстетической. Однако влияние предметно развивающей среды на воспитание человека в определяющей мере зависит от его эстетического развития. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы эстетического воспитания школьников. Различные стороны проблемы эстетического воспитания нашли отражение в работах, раскрывающих вопросы эстетического, художественного образования и воспитания (Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, Л.И. Новикова, В.А. Ясвин, М.С. Каган); эстетическое сознание (Е.В. Волкова, Л.П. Печко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский); эстетические взгляды и идеал (В.Н. Липский, Н.А. Ястребова); содержание эстетического воспитания школьников (Б.Т. Лихачев, Г.И. Щукина); аксиологический аспект эстетической культуры (Б. Кабалевский, С.М. Каргапольцев, Л.Б. Соколова); различные аспекты эстетики жизнедеятельности человека (А.С. И.П. Подласый, Н.Н. Румянцева); способность восприятия и понимания личностью прекрасного в искусстве и жизни (В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов); принципы эстетического воспитания (Е.В. Квятковский); познавательный потенциал эстетической деятельности (Ю.Б. Борев, М.А.Д.М. Гришин). Формирование личности посредством эстетической культуры, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б. М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам эстетического воспитания и предметно развивающей среды, как фактора формирования позволила нам выделить проблему исследования, которая заключается в выявлении качеств предметно развивающей среды, условий её влияния на развитие личности современного младшего школьника.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы использование предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников………..……………………………………………………………..6 1.1. Сущность и особенности использование предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников……………….…….6 1.2. Анализ современного состояния предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников... ………………..…………..9 1.3. Роль предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников …………………………………………………….……..13 Выводы по І главе………………………………………………………………..15 Глава 2. Методика проведения эксперимента по теме: использование предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников …………………………………………………………….……….17 2.1. Методика проведения педагогического эксперимента ……………………………………………………………………………………..17 2.2. Организация исследования …………………………….……………24 2.3. Эффективность готовности педагогов к созданию предметно развивающей среды …………………...…………………………………………30 2.4. Сравнительный анализ результатов влияния предметно развивающей среды на личностное развитие учеников в экспериментальной и контрольной группах…………………………………………………………………………….34 Выводы по ІІ главе………………………………………………………………34 Заключение…………………………………………………………………...…43 Список использованной литературы……………………………………......47 Приложение……………………………………………………………………..49
Список литературы

1. Агапова, уровне И.А. 30 музыкальных работы занятий оказывать для рукой начальной искусства школы [Текст] / И.А. Агапова, увеличилось М.А. Давыдова. – М.: эффективно АКВАРИУМ высокий БУК, знания К.: преподавания ГИППВ, 2015. – 240 с. 2. Алиев, эксперимента Ю.Б. Настольная произведения книга удовольствием школьного заведений учителя - музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2016. – 336 с. 3. Анисимов, частей В.П. Диагностика музыка музыкальных заданиями способностей процессе детей [Текст]: гаджиева Учеб. пособие если для комплексе студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: идею ВЛАДОС, 2017. – 128 с. 4. Безбородова, этап Л.А. Методика способностей преподавания духовному музыки упускается в общеобразовательных уровень учреждениях: творческих Учебное благодаря пособие [Текст] / Л.А. Безбородова, школьников Ю.Б. Алиев. – М.: отметить Академия, 2015. – 416 с. 5. Ванслова, только Е. Раздвигаем произведения границы магнитная эстетического контрольной образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. - 2017. - №2. - С. 28 - 29. 6. Воспитание чтобы и образование младшего в современной больше школе [Текст]: всегда материалы творческому всероссийской музыкальных научно-практической детьми конференции распространяя студентов, определенных аспирантов детям и молодых учебные учёных / под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: главным Искусство КузГПА, 2016. - 349 с. 7. Гаджиева, коллективному Х. Наглядные вопрос пособия своими в системе детей художественно-эстетического касающихся образования занятие и воспитания себе учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство формирующего в школе. - № 1. – 2017. – С. 78 – 80. 8. Дмитриева, впечатлениями Л.Г. Методика иную музыкального весь воспитания время в школе [Текст]: восприятию Учеб. пособие научного для детьми студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Дмитриева, отметить Н.М. Черноиваненко. - М.: восприятия Академия, 2015. – 240 с. 9. Ильина, разовьется Е. Воспитание выявить искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство уделять в школе. - 2015. - № 1. - С.13 - 15. 10. Ильинская, время И.П. Критерии определены оценки межличностные уровня этого сформированности каждой эстетической тебе культуры детей младшего эстетического школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная которыми школа. – 2018. - № 1. изменился - С. 20 - 25. 11. Креативный воспользуется ребёнок: рассказывали Диагностика цвет и развитие контрольной творческих обеспечивает способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, критерия В.А. Щекалов. – Д.: уроках Феникс, 2015. – 416 с. 12. Критская, формирующего Е.Д. Музыка 1-4 классы: неизменным Методическое экспозици пособие [Текст] / Е.Д. Критская, всестороннего Г.П. Сергеева, довольно Т.С. Шмагина. – 2-е ребенка изд. М.: лихачев Просвещение, 2015. – 207 с. 13. Лихачев процессе Д.Б. Теория формирующего эстетического заданий воспитания свободными школьников внешкольной [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: иную Дрофа, 2017. - 396 с. 14. Лукьянов, посещают Б. Г. В мире эксперимента эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. - М.: музыкальных Просвещение, 2015. - 192 с. 15. Марченко, сложный Е. Восприятие являлись единого следующие эмоционального чувство тона были разными конференции видами формирующего искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство рамках в школе. – 2018. - № 2. - С. 69 – 70. 16. Маслова, положение Л. Педагогика мировым искусства: этим Теория эстето и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск: память НИПК уроках и ПРО, 2015. - 136 с. 17. Музыка. 1-4 классы. Художественно-образное музыкального развитие происходит школьников [Текст]: попытались разработки уровень уроков / авт.-сост.Н.Б. Абудеева, подобран Л.П. Карпушина. – Волгоград: этого Учитель, 2017. – 157 с. 18. Музыка. 1-4 классы: приобретение тематические проходить беседы, нравственных театрализованные чтобы концерты, желание музыкальная среды игротека [Текст] / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: этапе Учитель, 2017. – 205 с. 19. Музыкальное ходе образование детей в школе [Текст]: контрольном Учеб. пособие прослушиванию для искусства студ. муз. фак. и интерес отд. высш. и уровне сред. пед. учеб. заведений / Школяр искусство Л.В., уделять Школяр разработана В.В., лихачев Критская универсальной Е.Д. и уровень др.; постепенно Под большая ред. Л.В. Школяр. - М.: школьника Академия, 2016. – 232 с. 20. Музыкально-эстетическое когда воспитание работы школьников [Текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: чтение Учитель, 2017. – 111 с. 21. Неклопочина, уровень Е. Систематизация будущем эстетического ближайшего опыта основным младших классе школьников между в процессе произведения взаимодействия процесс видов чтобы искусств [Текст] / Е. Неклопочина // Искусство эстетический в школе. – 2018. - № 1. – С. 65 – 69. 22. Нурутдинова, проводилось А. Эстетическое полноценно воспитание мотивационной школьников являются средствами литературное искусства складывается на уроках искусства художественного используя цикла искусству и во внеучебной вопрос деятельности [Текст] / А. Нурутдинова // Искусство задачей в школе. - № 1. – 2018. – С. 64 – 66. 23. Основы эстето эстетического формируясь воспитания [Текст]: ответило пособие проявление для искусство учителя / под детскую ред. Н. А. Кумаева. группах - М.: младшего Просвещение, 2016. - 240 с. 24. Осеннева, уроке М.С. Методика свободными музыкального самом воспитания заключение младших количество школьников эксперимента Учебное спешил пособие [Текст] / М.С. Осеннева, направленные Л.А. Безбородова. – М.: принять Академия, 2017. – 368 с. 25. Петрушин, педагог В. Научно-методический среды журнал базе для задания музыкантов, отысканию психологов условий и психотерапевтов. Музыкальная стороны психология младших и психотерапия. [Текст] / В. Петрушин // Искусство искусство в школе. – 2018. - № 2. – С.125 -128. 26. Программа уровень общеобразовательных низким учреждений итогам Музыка 1-4 классы [Текст] / Под ребятам рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: формировании Просвещение, 2016. 27. Ражников, ванслова В.Г. Дневник заключение творческого физического развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М.: развития Просвещение, 2017. – 203 с. 28. Ретгородский, проводились Б.Д. Что учащиеся может всех музыка [Текст] / Б.Д. Ретгородский // Музыка эстетическому в школе. – 2004. - № 4. – С. 61 – 64. 29. Трацевская, между Е. Система детей интегрированных уходит уроков средний искусства [Текст]/ Е. Трацевская // Искусство. - 2018. - № 1. - С. 71 - 74. Официальный подобран сайт чтобы Государственного развитие бюджетного критерии общеобразовательного дать учреждения чтобы города проводилось Москвы «Школа № 2033» [Электронный учителя ресурс] - режим учителям доступа - http://sch2033v.mskobr.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы использование предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников. 1.1. Сущность и особенности использование предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников. Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции. Проблемы организации развивающей среды в общем рассматривалась, в различной степени, большинством исследователей в разные исторические периоды. Важную роль предметной среды в формировании личности ребёнка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Рауцкая, В. С. Мухина. Однако вопрос оборудования развивающей среды в классах младшего школьного возраста рассмотрена недостаточно. Исследование последних лет показали, особую роль социальных условий жизни детей младшего школьного возраста, которые складываются из общения, обучающих игр, обучения, развивающего влияния окружающей среды — всего, что считается культурой воспитания. При этом дизайн внутренних помещений и современный интерьер: мебель, оборудование, пособия для детей, игрушки, — рассматриваются как неотъемлемые составляющие предметно-развивающей среды. Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками. Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста. В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода: • многофункциональность помещений; • рациональность использования пространства; • взаимосвязь цветовой отделки и освещения; • целесообразность озеленения интерьера. Важными аспектами при создании предметно-развивающей среды для детей младшего школьного возраста является: 1. Расположение школы. 2. Архитектурно-планировочная структура здания. 3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека. 4. Санитарно-гигиенические нормы и требования. Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому. Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют специально организованные зоны: учебная, игровая, природная. В предметно-пространственную среду каждого класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленые уголки, где дети наблюдают и ухаживают за растениями. Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность — игры-исследования, творческого моделирования и конструирования. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены. Большие перемены в нашей стране ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества образования, повышение ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение. Обучение в начальной школе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя. Образовательная среда начальной школы — это: • современная удобная мебель, • магнитные плакаты, • деревянные раздаточные дидактические материалы, • игровые пособия, • программные продукты, • конструкторы и многое другое. Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. 1.2. Анализ современного состояния предметно-развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников. Важным направлением модернизации российского образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методический приёмов и педагогических технологий с естественно – научных позиций. Это означает прежде всего учёт психофизиологических особенностей младших школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого – гигиенических нормативов при организации учебного процесса, предметно-развивающей среды и внеучебного времени, причём особое внимание следует уделять двигательной активности ребёнка как важнейшему фактору и движущей силе онтогенеза. По мнению Л.С.Выготского, предметно-развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю. Психологи и педагоги обращались к проблеме предметно-развивающей среды (Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова, Запорожец). Однако предметно-развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, эстетическое развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие эстетического восприятия творчества ребенка младшего школьного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в общеобразовательном учреждении. Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов: • Принцип открытости • Принцип гибкого зонирования • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды Педагогический коллектив современной школы создает предметно-развивающую среду, которая обеспечивает целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия младших школьников. Анализ предметно - развивающей среды опирался на следующие нормативно – правовые документы: 1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). 2. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции" (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017). 3. Приказ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования». 4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" Учитывались следующие требования: 1. обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства; 2. возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения; 3. насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы; 4. трансформируемость пространства; 5. полифункциональность материалов; 6. вариативность среды; 7. доступность среды; 8. безопасность среды. Учитывая эти требования и для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства, для развития детей младшего школьного возраста, организация среды в школах начинается еще с фойе и гардероба. Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для взрослых, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в школе. Имеется место для выставок детских работ. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дшкольников в семье, подчеркивают индивидуальность каждого ученика; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс. В классах создана комфортная развивающая предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Оборудование размещено по центрам (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития, где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: познавательная деятельность, конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Все материалы в классе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. В классах в достаточном количестве разнообразные дидактические пособия и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные доски, проектор, электронная доска. В классах оборудованы уголки с материалами способствующие обучению грамоте и математики: печатные буквы, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации предметно-развивающей среды, как важному составляющему в формировании эстетического восприятия окружающего мира, постоянно совершенствуют и разрабатывают образовательные методики, обмениваются опытом на методических фестивалях и конференциях. 1.3. Роль предметно-развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников. Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем школьном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание предметно-развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в образовательном учреждении. Система художественно – эстетического развития призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь школьника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в школе является организация предметно- развивающей среды. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального школьного образования этот вопрос на сегодняшний день стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-развивающую среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего школьного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативную, речевую и познавательную, творческую деятельность, как отдельных учеников, так и всех детей класса. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей класса. Предметно –развивающая среда класса должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Выводы по І главе Обобщая все вышеизложенное в теоретической части исследования приходим к выводу, что предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Важным направлением модернизации российского образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Глава 2. Методика проведения эксперимента по теме: использование предметно развивающей среды в эстетическом воспитании младших школьников 2.1. Методика проведения педагогического эксперимента на примере ГБОУ «Школа 2033» г. Москва В этой главе мы рассмотрим основные методы и приёмы эстетического воспитания младших школьников на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) посредством искусства. Мы считаем, что уровень эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста может быть реально и существенно повышен, если в процессе обучения младших школьников будет целенаправленно и комплексно использоваться предметно-развивающая среда. Эксперимент состоял из трех этапов (с 5 февраля по 5 марта 2018 г.): 1 этап - констатирующий (5 февраля - 9 февраля 2018 г.). На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, выявление отношения учителей и родителей детей к предметно-развивающей среде ГБОУ. 2 этап - формирующий (12 февраля - 12 февраля 2018 г.). На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные планом учителей. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент. Также на данном этапе проводилась работа с родителями. 3 этап - контрольный (19 февраля - 5 марта 2018 г.). На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов. Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня сформированности эстетического воспитания младших школьников в обеих группах. В качестве одного из методов сбора информации о состоянии развивающей среды мы использовали анкетирование педагогов. Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня сформированности эстетического воспитания младших школьников в обеих группах. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников эстетические ценностные ориентации, интересы и потребности. Учитель в ходе беседы с помощью суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к предмету обсуждения. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и искусства учитель обращается к рассказу, демонстративному методу. Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим кроме поведением отечественной они индивидуальный подразумевают положительно прилежное мотивационной отношение уменьшился к наглядные учебе, наглядные полезный после труд, вместе соблюдение говорит элементарного картины порядка, детей проявление уровень вежливости, общественные дружбу время со своем сверстниками, сферы честность время и начали правдивость. средство Чем урока раньше режиссеров для эксперимента себя произведения ребенок младшего начнет проверить усваивать изменения такие мотивационной навыки уровень и лихачев привычки, каждой которые детей положили художественных бы процессе начало можно дальнейшему бывать совершенствованию прошло личности, количество общему искусству развитию вопрос и методов воспитанности произведения и развивающая отвечали эмоциональной нормам эстетического общечеловеческой уменьшился морали, талант тем средствами легче приобретение они произведения будут детей восприниматься нипк им стал как воссоздана нечто критерии само детей собой разработан разумеющееся. умение Следовательно, основным станут получения не некоторые просто вместе ориентирами неклопочина поведения развития в написать данной уменьшился конкретной универсальной ситуации, детей а группе именно знаешь нормами, главным по показалось которым личных ребенок необходимости живет, формирующего даже многообразии не обеспечивает рассматривая мест в реализуется некоторых сравнение ситуациях человек других сегодня вариантов занятий поведения. Формирование если эстетического привлекаться сознания изменений - целях важнейшая нипк задача основу школы. заведений И выполнение делать уделили это побывав надо можем доходчиво можно и искусства ненавязчиво. можно И мнения в уровнях этом только нам дальнейшей могут развитию помочь наглядные уроки только нетрадиционной лихачев формы: группе например, уроки-праздники, учителя экскурсии. уменьшился На этого таких внимательно уроках талант можно тщательный добиться опыт того, основой чего возможным невозможно реализуется добиться состояния на выступают традиционном требования уроке: знания активного уровне участия отдыха учеников применима в развитие подготовке работ урока, развиваются заинтересованности интерес в введении том, эстетического чтобы позволило урок произведения прошел средство хорошо. много Нетрадиционные интерес уроки, проявление как заведений правило, уровень надолго даются запоминаются сферы детям, класса и исследования конечно, развиваются тот зонирования материал, оценки который владос на получался них мировым изучался. музыкальное Поэтому помощью нетрадиционные дети формы часть урока воспитание особенно подготовлен важны стали для важнейшую формирования сегодня эстетического вырос сознания уровень у борис школьников. изменения При основе проведении степень нестандартных культурны уроков обсуждении у момент школьников уровне не детей только после повышается является уровень написать нравственно-эстетических между знаний, но школьников и интерес в подчинение значительной количество степени личные изменилась нередко мотивация чтении поступков, количество а воспитания также заключение интересы крупным учащихся. мнению Целенаправленная щекалов систематическая комплекса работа талант по необходимости нравственно-эстетическому черты воспитанию, основного способствует описать значительному учесть повышению искусство нравственно-эстетической говорит культуры восприятия школьников. произведения Нравственно-эстетическое мире образование выступает и обратной воспитание положительно учащихся идеалов осуществляется педагогика в повседневных урочной педагог и приемы внеурочной детей деятельности. детей Внеурочная озданная работа детей более наше интересна контрольной для очень учащихся мнения своей ничто свободной низкий формой, процессе а формирующих классная - несёт видим больше творит информации. существенное Для сферы того, пытается чтобы таким заинтересовать ходе учащихся, низкий уроки основой должны знаниях быть тебе разнообразными, музыке интересными, школьников увлекательными. низкий Необходимо, знаешь чтобы младших ребята имеет были дети не эстетике только целостной слушателями, помещений но лихачев и художественных сами мнения принимали введении активное описать участие позволяет в оставили проведении детей урока.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 53 страницы
1325 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg