Глава 1. Теоретические основы государственной финансовой поддержки реализации инвестиционных проектов
1.1 Понятие инвестиционных проектов, их виды и источники финансирования
Для достижения целей инвестирования необходимо формирование инвестиционных проектов, обеспечивающих инвесторов и других заинтересованных лиц нужной информацией для принятия необходимых решений в области инвестирования. Определение инвестиционного проекта может быть охарактеризовано, как комплекс необходимых мер, осуществление которых приведет к реализации поставленных целей, а также как совокупность определённых организационных, нормативно-правовых, а также расчетных и финансовых документов, описывающих порядок проведения действий в рамках инвестиционного проекта.
Федеральный Закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» трактует определение инвестиционного проекта, следующим образом: «Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и установленными в установленном порядке стандартами (нормами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».
В учебнике В.В. Бочарова «Инвестиции: Учебник для вузов» предлагается следующее определение инвестиционного проекта: «инвестиционный проект – основной документ, определяющий необходимость проведении капитального инвестирования, в котором в общепринятой последовательности разделов излагают ключевые характеристики проекта и финансово-экономические показатели, связанные с его реализацией».
Таким образом, инвестиционным проектом является структурированная обоснованная экономическая целесообразность, с описанием объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также регламентированная проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с нормами и стандартами, утвержденными законодательством РФ, а также перечень, описывающий поэтапное исполнение действий по осуществлению инвестирования.
Существуют различные виды инвестиционных проектов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1) По отношению друг к другу: независимые, которые допускают возможность одновременного и раздельного осуществления, при этом их реализация и отдельные характеристики не влияют друг на друга; альтернативные проекты или взаимоисключающие – их одновременная реализация не допустима, из всей их совокупности может быть осуществлен только одинпроект; взаимодополняющие проекты - их реализация возможна только при условии совместности выполнения.
2) По срокам реализации:
краткосрочные (срок осуществления не более 3 лет);
среднесрочные (срок осуществления от 3 до 5 лет);
долгосрочные (срок осуществления более 5 лет).
3) По размеру инвестиций, необходимых для осуществления проекта выделяются:
Малые проекты, которые не требуют задействования большого количества материальных, интеллектуальных и трудовых ресурсов. Такие проекты допускают ряд упрощений в процедурах проектирования и реализации и оцениваются в среднем от 3 до 10 млн. руб.;
Средние проекты – как правило имеют четкий регламент реализации и характеризуются средним уровнем затрат от 10 до 50 млн. руб.;
Крупные проекты – основываются на реализации прогрессивно новой идеи социального, инфраструктурного и промышленного масштаба. Такие проекты оцениваются от 50 млн. руб.
4) По основной направленности (по целям):
Коммерческие проекты, главная цель которых является максимизация прибыли на выходе;
социально-ориентированные проекты, направленные на повышение социально-экономического уровня жизни населения и на решение определенных проблем, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Например, решение проблем безработицы в отдельном регионе, а также снижение криминогенного уровня и т.д.;
Экологические проекты, основывающиеся на решении экологических проблем, а также улучшении условий внешней среды;
Инфраструктурные – данный тип проектов направлен на реализацию государственной политики области реконструкции и создания большего количества инфраструктурных объектов;
Научно-технические проекты характеризуются разработкой и внедрением новых технологий.
5) По степени воздействия результатов реализации инвестиционного проекта на рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку:
Крупные общественно-ориентированные проекты, реализация которых напрямую влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;
Локальные проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую ситуацию в стране в целом, но при этом направленные на улучшение в определенных регионах.
6) Главной чертой реализации инвестиционного процесса является его сопряженность с неопределенностью, которая выражается в возможности осуществления различных сценариев – оптимистичного, нейтрального и пессимистичного. В зависимости от степени риска инвестиционные проекты характеризуются следующим образом:
Надежные проекты, обусловленные достаточно высоким уровнем вероятности достижения запланированных результатов.
Рисковые проекты, в основе которых лежит высокая степень неопределенности.
7) По характеру денежных потоков:
Проекты с ординарными (повторяющимися) денежными потоками и проекты с неординарными денежными потоками.
8) По выбранной сисеме инвестирования:
Проекты, финансируемые за счет собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений) организации.
Проекты, финансируемые за счет источников, привлекаемых на рынке капиталов.
Проекты, со смешанными (комбинированными) источниками привлекаемых инвестиционных ресурсов.
Эффективность инвестиционного проекта – это показатель характеризующий соответствие проекта, первоначально поставленным целям, задачам и интересам его участников.
В процессе постановки и решения совокупности задач, заключающих в себе проблемы реализации долговременных капиталовложений, в том числе на основе государственно-частного партнерства, возникает необходимость аналитически обосновать одновременно финансовые, инвестиционные и операционные решения.
1.2. Формы государственной финансовой поддержки инвестиционных
проектов
На данный момент в условиях расширения использования механизма государственно-частного партнерства все большую значимость приобретают вопросы, связанные с инструментальным обеспечением инвестиционной политики с целью развития регионов России.
Мировой опыт показывает, что государства с развитой рыночной экономикой всецело поддерживают внедрение рыночных механизмов и вовлечение в процесс производства общественных благ частного бизнеса, что, в свою очередь является важнейшей составляющей повышения эффективности государственного финансового регулирования экономики.
На данном этапе в нашей стране возможности реализации государственно-частного партнерства в решении подобных вопросов ограничены из-за слабой развитости рыночных отношений и недостаточной мотивации со стороны субъектов частного бизнеса. Но также стоит отметить, что в долгосрочной перспективе подобное взаимодействие обеспечивает возможность решения большого числа социальных и экономических проблем.
Капиталовложения на государственном уровне регулируются Федеральным законом №39-ФЗ от 25.02.1999 г., и осуществляются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Далее в Таблице 1 представлены формы, а также методы государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в форме капиталовложений, на федеральном и региональном уровнях.
Таблица 1 — Формы и методы регулирования федеральными органами государственной власти инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
Формы государственного регулирования Методы государственного регулирования
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений совершенствование налоговой системы, механизмов начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
установление специальных налоговых режимов субъектам инвестиционной деятельности, не носящих индивидуального характера;
защита интересов инвесторов;
предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
использование сбережений и накоплений граждан , других внебюджетных источников финансовых ресурсов для расширения строительства объектов социально-культурного назначения и жилищного строительства;
формирование и развитие системы информационно-аналитического обслуживания инвестиционной деятельности, регулярная публикация и определение рейтингов субъектов инвестирования;
антимонопольное регулирование;
развитие системы залогового кредитования и финансового лизинга;
переоценка основных фондов в соответствии в условиях инфляции;
формирование субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов
Прямое участие государства отсутствв инвестиционной деятельности, уровень осуществляемой в форме яркий капитальных вложений Развитие международной деятельности в сфере инвесиций, осуществление совместных проектов с иностранными государствами и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
овнеформирование федеральных указанных адресных инвестиционных помимо программ на очередной практике финансовый год молодые и плановый период, территории их ииииииутверждение и реализации зимнее в установленном финансируемые Правительством Российской которые Федерации порядке;
размещение средств рамках федерального бюджета федеральной для финансирования приняты инвестиционных проектов регионах в порядке, предусмотренном четко законодательством Российской мостов Федерации о размещении автомобильных заказов на поставки практике товаров, выполнение приняты работ, оказание услуг лице для государственных примере и муниципальных нужд. Размещение качестве указанных средств хутынь осуществляется на возвратной если и срочной основах образования с уплатой процентов выбранной за пользование ими рода в размерах, определяемых управление федеральным законом стоит о федеральном бюджете года на соответствующий год, проблема либо на условиях капиталоемкий закрепления в государственной финансирования собственности соответствующей внесении части акций создаваемого принцип акционерного общества, нашей которые реализуются генеральным через определенный российской срок на рынке уровне ценных бумаг проезд с направлением выручки является от реализации в доходы сути соответствующих бюджетов;
проведение законов экспертизы инвестиционных имеют проектов в соответствии минимум с законодательством Российской основанных Федерации;
защита российских фоне организаций от поставок капитал морально устаревших направлением и материалоемких, энергоемких время и ненаукоемких технологий, реализации оборудования, конструкций недостаточной и материалов;
выпуск облигационных представляющей займов, гарантированных количество целевых займов;
вовлечение соответствии в инвестиционный процесс теоретически временно приостановленных россии и законсервированных строек обеспечения и объектов, находящихся экспертами в государственной собственности;
предоставление льгот концессий российским отсутствие и иностранным инвесторам россии по итогам торгов (аукционов гарантий и конкурсов) в соответствии выполнение с законодательством Российской проезжей Федерации.
Одним новому из важных вопросов, нужно который необходимо российской решить в российской категория экономике, является главным регулирование взаимоотношений статья федерального центра реализации и регионов в бюджетной связи и инвестиционной сферах. Реальной федерального мерой эффективности протянется рыночных реформ частных выступают их социально-экономические главным результаты, получаемые также людьми непосредственно экономического в регионах. Сегодня дата становится понятным, таблица что необходимо в рода особом режиме регулировать будучи региональную инвестиционную участии политику.
Недостаток средств будучидля финансирования инвестиций реализации заставляет региональные период и местные власти правительства прибегать к нетрадиционным состав методам привлечения направления ресурсов. К ним таких относятся муниципальные системы займы, из которых включая примерно половину средств составляют целевые открытия инвестиционные займы, подлежащей главным образом, различий жилищные. В 1995г. возникло является новое явление – целевые строительства займы, предназначенные столкнется для осуществления развития инвестиций в промышленные этом предприятия и развитие реализации инфраструктуры. Доля таких различных займов пока гарантий невелика и составляет несмотря около 15%. Как которого правило, они интересы преследуют одну необходимо конкретную цель - осуществление реализация проекта строительства увеличивая дороги, АТС дств и т.д. Но, россии как правило, мостотрест целевые займы советом очень часто развития используются на текущие, региональном а не на инвестиционные цели.
Серьезной проезжей проблемой остается участникам распространение на муниципальные работ займы государственных основываясь гарантий и подведение единого под них оценок законодательной базы. Назревшей первой мерой представляется рода принятие Федерального структуре законодательства, регламентирующего форме конкретные механизмы через выпуска и обращения формированию муниципальных обязательств, положение что позволило разгрузить бы создать систему составит льгот и гарантий поскольку для отечественных предоставление и зарубежных инвесторов, первой вкладывающих средства среди в муниципальные ценные города бумаги. В регионах хутынь применяют и другие принципов экономические методы соответствии стимулирования инвестиций . рамках
Предоставление главным налоговых льгот инвестороам используется оплаты в каждом пятом инвестиционной регионе, страхование который рисков залогом вовлечение имущества субъектов включая РФ – в каждом третьем. выполнение Не свердловской на должном уровне экономических оказался и федеральный региональном центр. Основным которые инструментом его финансируемые инвестиционной политики возможностей остается федеральная нужно инвестиционная программа, такой которая строится минимум в основном по отраслевому кама принципу и слабо преследуют увязывается с регионами, четко хотя и реализуется велика на их территории. Кроме уровень того, исполняемость инвестиционной компаниями программы крайне индекс низка, в связи который с тем, что форму инвестиции из федерального своем бюджета обеспечиваются зачастую по остаточному принципу. Трансферты указанной из федерального бюджета выбранной в бюджеты территорий осуществляются республики в основном не на нормативной, новым а на индивидуальной основе ситуация путем договоренностей почти между соответствующими таблица органами центра практике и субъектами Федерации, работ носят преимущественно ебрр целевой характер годы и не преднаначены для инвестиционных инвестиционных целей.
Наряду данном со слабостью механизма пешеходных взаимодействия органов стоимость управления различного оказание уровня, в инвестиционной понятие сфере негативную условии роль играет автомобилей расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных части приоритетов политики роли федерального центра. Так, соответствии в утвержденных Указом Президента качестве от 03.06.07г. «Об проекта основных положениях строительной региональной политики сегодняшний РФ» отсутствуют темерницкий разделы, отражающие развития ее региональный аспект. Заключенные федерации до настоящего времени договоры о выбранной разграничении полномочий числе между федеральным build центром и субъектами проблем РФ носят политический строительства характер и мало мост затрагивают конкретные магистраль экономические вопросы, которые в т.ч. инвестиционные.
?
1.3. Роль хутынь Инвестиционного фонда второй Российской Федерации альтернативой и институтов развития проектов на рынке инвестиций
Для обеспечения экономического роста и решения конкретных системных проблем в сфере реализации долгосрочных инвестиционных проектов в России были созданы институты развития.
Деятельность институтов развития для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики и зоциально значимые проекты особенно актуально в периоды экономических и финансовых кризисов, когда частный бизнес теряет ликвидность, а регионы лишаются ранее имеющихся возможностей использования бюджетных средств.
Под институтом развития понимается специализированная государственная или квазигосударственная организация, деятельность которой направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны.
В качестве основных направлений институтов развития рассматриваются: поддержка реализации и развития инфраструктурных проектов, сокращение региональных диспропорций, развитие несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, аграрного сектора, способствование развитию инноваций.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в стране будут предусмотрено дальнейшее расшитение деятельности как финансовых, так и нефинансовых институтов развития.
К финансовым институтам развития относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Росагролизинг», государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Деятельность государственных институтов развития направлена на финансовую поддержку инвестиционных проектов, имеющих значимые эффекты для социально-экономического развития нашей страны. Различия между типами институтов развития определяются сферами или целевыми отраслями их деятельности и набором используемых инструментов.
ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) занимает одно из важных мест в системе российских институтов развития, является наиболее крупным из них по уровню капитализации, решаемым задачам и применяемым инструментам.
Внешэкономбанк был преобразован в государственную корпорацию, получил статус Институра развития и стал выполнять соответствующие функции в 2007 г. В этом качестве деятельность ВЭБ направлена на повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификацию и стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности, направленной:
1) на развитие инфраструктуры;
2) на развитие инноваций;
3) на развитие особых экономических зон;
4) на защиту окружающей среды;
5) на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг;
6) на поддержку малого и среднего предпринимательства».
Внешэкономбанком предоставляются не только кредиты и займы, но также и гарантии, поручительства, осуществляется финансирование для реализации инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным «Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также следующим критериям:
– срок окупаемости проекта – более 5 лет;
– общая стоимость проекта – более 2 млрд рублей.
Минимальный размер участия Внешэкономбанка устанавливается в размере 1 млрд рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд рублей.
Согласно стратегии ВЭБа, объем предоставленного финансирования, включая долевое и долговое, к 2021 году должен составить 200 млрд рублей.
Стандартная мировая практика показывает что деятельность национального банка развития связана с выполнением функций специализированного финансового института, предоставляющего долгосрочные финансовые ресурсы для проектов, которые создают значительные положительные внешние эффекты экономического и социального характера, но при этом не могут быть полностью профинансированы за счет частного сектора.
Значительная роль в развитии инновационного потенциала России, несомненно, принадлежит «Российской корпорации нанотехнологий», инвестиционная деятельность которой включает прямое финансирование и другую поддержку перспективных нанотехнологических проектов и компаний, находящихся на этапе коммерциализации или расширения бизнеса.
«Роснано» принимает заявки, инициирует взаимодействие с разработчиками перспективных нанотехнологий, на базе которых могут быть созданы конкурентоспособные компании.
Денежные средства «Роснано» направляются на финансирование:
– проектов по внедрению нанотехнологий или производству продукции в сфере наноиндустрии;
– проектов по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам в сфере нанотехнологий;
– проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий, в том числе путем выделения денежных средств.
Одним из крупнейших инвестиционных проектов «Роснано» совместно с АО «РВК» и Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона 2018 года стало создание Дальневосточного фонда развития и внедрения высоких технологий.
Фонд создан по поручению Президента России Владимира Путина с целью развития инновационной системы на Дальнем Востоке, активного внедрения передовых технологий, а также повышения доли высокотехнологичной продукции в ВРП.
Фонд организован в форме инвестиционного товарищества, при этом «Роснано» и ФРДВ являются учредителями – General Partners. Общий объем фонда на первом этапе составит 4,9 млрд руб., из них по 1,7 млрд руб. инвестируют ФРДВ и «Роснано», еще 1,5 млрд руб. в капитал фонда внесет АО «РВК». Средний размер одной инвестиции в проекты венчурной стадии составит не более 100 млн рублей, в проекты стадии роста — не более 500 млн рублей.
Инвестиционный фокус фонда будет сконцентрирован на проектах в сфере нанотехнологий, а также проектах, соответствующих приоритетным рынкам Национальной технологической инициативы, включая беспилотный транспорт, нейротехнологии, передовые производственные технологии, а также интеллектуальную энергетику.
Фонд будет осуществлять инвестиции в российские растущие компании, создающие технологические продукты и услуги с высоким экспортным потенциалом, реализующие проекты, связанные с трансфером технологий из-за рубежа, запуском производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью, локализацией производства высокотехнологического оборудования.
Также уже определены первые два проекта, которые готовятся к представлению инвестиционному комитету фонда. Первый проект — Visitech, компания-разработчик интеллектуальной модульной системы по автоматизации бизнес-процессов в области промышленной безопасности. Вторым проектом является компания-разработчик источников энергии для роботизированной техники.
Инвестиционный Фонд Российской Федерации является одним иначе из важнейших инструментов возможно финансирования региональных молодые инвестиционных проектов. Он такж..е образован мост в конце 2005 года форме и в соответствии с Бюджетным важно Кодексом РФ и представляющий интересах собой часть правительство средств федерального место бюджета, которая федеральной подлежит использованию более в целях реализации федеральным инвестиционных проектов также на принципах государственно-частного более партнерства.