Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

Состояние и перспективы развития конкуренции на рынке жилищного строительства.

irina_krut2020 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2020
Целью работы является выявление региональных особенностей, а также исследование теоретических основ и разработка практических рекомендаций в области развития конкуренции на рынке жилищного строительства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: - изучить проблемы и перспективы развития рынка жилищного строительства в Республике Башкортостан; - выявить факторы, формирующие рынок жилищного строительства г. Уфы; - провести анализ конкуренции рынка жилищного строительства в Республике Башкортостан; - изучить состояние рынка коммерческой недвижимости Республики Башкортостан. Объектом работы является рынок жилищного строительства. Предметом исследования в выпускной квалификационной работе выступают экономические и организационные отношения на рынке жилищного строительства в Республике Башкортостан. Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись такие общенаучные методы познания и специальные методы, характерные для экономических исследований, как экономико-математический анализ, табличный метод, синтез, метод обобщения. Информационной базой исследования послужили Федеральные законы Российской Федерации в области жилищного строительства, а также информация, опубликованная в научной литературе и периодической печати. Теоретическая значимость исследования работы определяется тем, что проблемы, поднимаемые в ней, непосредственно связаны с решением актуальных задач в области регионального управления и территориального планирования. Практическая ценность работы заключается в том, что отдельные разделы работы могут быть использованы в качестве лекционного материала. Выводы и предложения могут быть использованы в улучшении состояния жилищного строительства в Российской Федерации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, 4 таблиц и 6 рисунков по тексту, списка использованных источников и литературы, включающего 46 наименований, двух приложений. Общий объем курсовой работы составляет 59 страниц.
Введение

На сегодняшний день сложилась напряженная ситуация в жилищно-коммунальном комплексе большого количества муниципалитетов Российской Федерации и стала предметом внимания уже на государственном уровне. В течение долгого времени причинами упадка коммунального хозяйства являлись недостаточность финансирования и малоэффективная тарификация, завышенная стоимость на оказание услуг, нехватка финансовой заинтересованности у эксплуатирующих организаций в сокращении издержек, а у потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства – вероятности воздействовать на их объём и качество. Подобная ситуация в коммунальном хозяйстве является довольно проблематичной для нашей страны, и поэтому основная задача – реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства. Актуальность данной темы заключается в том, что 21 век стал веком комфорта. Современный человек не может представить своей жизни без отопления, горячей и холодной воды, канализации, газоснабжения и т. д. Эти услуги предоставляет жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инфраструктуры поселений, а также различных зданий в них, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей путём предоставления им коммунальных ресурсов и широкого спектра жилищных услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей [19]. Жилищное строительство является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка недвижимости и несет особую социальную нагрузку. Обеспеченность жильем и его доступность для населения напрямую влияют на уровень жизни, сказываются на рождаемости и темпах прироста населения, отражаются на его экономической культуре, поскольку приобретение жилья требует значительных затрат денежных средств, и моменту покупки обычно предшествует длительный период накопления. Массовый рынок жилья необходим как для решения социальных проблем, так и для развития экономики в целом. Приобретение собственного жилья -первоочередная потребность для каждой семьи: без удовлетворения этой потребности, нельзя говорить ни о каких социальных приоритетах общества. Исходя из этого, реализация конституционных прав граждан на достойное жилище рассматривается как важнейшая социально-политическая и экономическая проблема. От выбора тех или иных подходов к решению этой проблемы в значительной мере зависит общий масштаб и темпы жилищного строительства, реальное благосостояние людей, их моральное и физическое самочувствие, политические оценки и мотивация поведения. До перехода на рыночные отношения основными источниками пополнения жилого фонда страны являлись государственное жилищное строительство и строительство жилья предприятиями и организациями, кооперативное и индивидуальное строительство играло вспомогательную роль. В условиях сокращения бюджетного финансирования строительства и обеспечения населения жильем, основным источником средств для приобретения жилья становятся собственные средства населения, а также кредиты банков, как это происходит в большинстве экономически развитых стран мира. Для того чтобы увеличить объемы жилищного строительства, необходимо работать над снижением себестоимости объектов и уменьшением сроков строительных работ. Тенденции жилищного строительства в нашей стране зависят как от государства и девелоперов, так и от производителей строительных материалов. Достижение требуемого объема жилищного строительства возможно только при реализации интересов всех игроков рынка. При этом большую роль играет создание новых стройматериалов и внедрение инновационных технологий, которые способствуют уменьшению себестоимости строительства, а, значит, увеличению числа строительных площадок. Степень разработанности характеризуется тем, что проблемы современного состояния конкуренции на рынке жилищного строительства все более привлекают внимание исследователей. Вопросы реформирования сферы жилищного строительства, повышения эффективности функционирования отрасли на территории Российской Федерации являются ключевыми в работах российских исследователей, таких как: Л.К. Агаева [12], В.Н. Алферов [14], М.И. Бузулуцкий [15], В.А. Дикарёва [17], В.В. Евенко [18], Р.О. Мамедов [22], Э.О. Осадченко [25] и т.д. Исследование зарубежного опыта управления сферой ЖКХ представлено в работах следующих ученых: Т.С. Нагорной [24], Т.И. Седаш [29] изучен зарубежный опыт работы управляющих компаний; О.В. Паниной [26] изучен зарубежный опыт организации управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Исследованы особенности функционирования ЖКХ отдельных стран: Д.К. Галанова [16] – США, С.А. Тебенькова [34] – Великобритания, В.Ю. Масаев [23] – стран Европы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 7 1.1 Понятие и сущность рынка жилищного строительства 7 1.2 Нормативно-правовое регулирование рынка жилищного строительства 16 1.3 Характеристика и этапы становления рынка жилищного строительства 20 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 27 2.1 Факторы, формирующие рынок жилищного строительства в Республике Башкортостан 27 2.2 Анализ конкуренции рынка жилищного строительства в Республике Башкортостан 36 2.3 Анализ среды рынка жилищного строительства в Республике Башкортостан 45 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 53 3.1 Перспективы развития конкуренции на рынке жилищного строительства 53 3.2 Мероприятия по совершенствованию конкуренции на рынке жилищного строительства в Республике Башкортостан 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64 ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 21.07.2014 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 2. Жилищный кодекс Российской Федерации // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 11.01.2018 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 3. Градостроительный кодекс Российской Федерации // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 11.01.2018 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 29.12.2017 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 5. Земельный кодекс Российской Федерации // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 31.12.2017 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 6. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 26.07.2017 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 7. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 29.12.2017 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 29.12.2017г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 9. Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 31.12.2017 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 10. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». – электрон. текст. дан. – Послед. обновление 01.02.2018 г. (дата обращения: 15.02.18) – Загл. с экрана. 11. Абалкин, Л.И. Экономическая энциклопедия / Л.И. Абалкин.– М.: Экономика, 2014. – 1055 с. 12. Агаева, Л.К. Организационно-экономический механизм управления инвестиционной деятельностью на предприятиях городского хозяйства / Л.К. Агаева // Материалы конференций: сб. статей / Под ред. В.К. Семёнычева. – Самара, 2013. – С. 138-142 13. Алеева, А.А. Патологии в системе управления организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства / А.А. Алеева // Экономика и социум. – 2016. – № 12-1 (31). – С. 140-144 14. Алферов, В.Н. Теоретическое исследование сущности и значения антикризисного управления в системе ЖКХ / В.Н. Алферов // Экономические и гуманитарные науки. – 2014. – № 9 (272). – С. 72-83 15. Бузулуцкий, М.И. Актуальные проблемы развития государственно-частного партнерства в жилищной сфере России / М.И, Бузулуцкий // Качество. Инновации. Образование. – 2016. – № 12 (139). – С. 63-73 16. Галанова, Д.К. Анализ организационной структуры управления многоквартирным домом в США и России / Д.К. Галанова // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 4-1 (69-1). – С. 663-666 17. Дикарёва, В.А. Формирование конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом города / В.А. Дикарёва // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 2-1 (67-1). – С. 551-554 18. Евенко, В.В. Коррупционная составляющая в сфере ЖКХ и борьба с ней / В.В. Евенко // Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении. – 2015. – С. 29-36 19. Кириллова, Д.И. Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 162-163 20. Курмаева, И.С. Оценка инвестиционного климата республики Башкортостан / И.С. Курмаева, Е.В. Фудина // Детерминация научного познания и общественной практики. – 2017. – С. 228-233 21. Курносова, Е.А. Экономические аспекты реализации инновационного процесса в разрезе региональной сферы услуг / Е.А. Курносова // Наука – промышленности и сервису. – 2016. – № 7. – С. 103-106 22. Мамедов, Р.О. Государственное регулирование сферы ЖКХ республики Башкортостан / Р.О. Мамедов // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2016. № 33-2. – С. 72-77 23. Масаев, В.Ю. Использование передового зарубежного опыта развития жкх в управлении жилищным фондом РФ / В.Ю. Масаев // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-3 (76-3). – С. 1076-1079 24. Нагорная, Т.С. Зарубежный опыт работы управляющих компаний / Т.С. Нагорная // Экономика, управление, финансы Материалы VII Международной научной конференции. – 2017. – С. 137-139 25. Осадченко, Э.О. Особенности жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации / Э.О. Осадченко // Актуальные вопросы социально-экономического развития организаций в научных исследованиях. – 2016. – С. 187-192 26. Панина, О.В. Зарубежный опыт организации управления объектами жилищно-коммунального хозяйства / О.В. Панина // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе. – 2016. – С. 219-222 27. Ревин, Н.А. Особенности функционирования системы ЖКХ в современных условиях / Н.А. Ревин // Вестник АКСОР. – 2016. – № 1 (37). – С. 235-237 28. Ряховская, А.Н. Государственное регулирование деятельности ЖКХ: новый этап / А.Н. Раховская // Жилищное и коммунальное хозяйство. –2014. – № 5. – С. 17-23 29. Седаш, Т.И. Зарубежный опыт энергосервиса в ЖКХ: перспективы развития в России / Т.И. Седаш // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – № 1. – С. 130-133 30. Семенов, А.В. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилищным фондом в России / А.В. Семенов // Master'sJournal. – 2017. – № 1. – С. 142-150 31. Симанкина, Т.Л. Способы управления многоквартирным жилым домом / Т.Л. Симанкина, Б.Б. Виноградова // Строительство уникальных зданий и сооружений. – № 4 (55). – 2017. – С. 36-49 32. Страхова, А.С. Анализ системных проблем жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода применение зарубежного опыта развития инновационно деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства / А.С. Страхова // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2016. – № 6. – С. 226-234 33. Сысоева, Л.И. О зарубежном опыте развития рынка обслуживания жилья / Л.И. Сысоева // Самоуправление. – 2016. – № 11. – С. 37-42 34. Тебенькова, С.А. Основные особенности жилищно-коммунального хозяйства в России и Великобритании / С.А. Тебенькова // Экономика и социум. – 2017. – № 1-2 (32). – С. 745-748 35. Усманова, Е.А. Нерешенные проблемы оплаты общедомовых нужд жилых домов / Е.А. Усманова Е.В. Одокиенко // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. – 2017. – С. 410-413 36. Усманова, Е.А. Энергосбережение в муниципальных образовательных учреждениях / Е.А. Усманова, Е.В. Одокиенко // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – №3 (9). – С. 106-108 37. Фаррахов, А.Г. Структура управления коммунальной энергетикой на региональном и муниципальном уровнях / А.Г. Фаррахов // Энергетика Татарстана. – 2015. – № 4 (40). – С. 28-33 38. Чаплыгин, С.И. Применение информационной системы «Электронное ЖКХ» в республики Башкортостан / С.И. Чаплыгин, К.В. Бодров // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 2 (32). – С. 304-310 39. Шумилова, Е.Ю. К вопросу о развитии жилищно-коммунального хозяйства / Е.Ю. Шумилова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2017. – № 2-2 (25). – С. 192-198 40. Юматов, А.С. Проблема выбора собственниками формы управления многоквартирным домом / А.С. Юматов // Муниципальное право. – 2016. – № 2 (74). – С. 23-28 41. Официальный сайт Министерства энергетики и коммунального хозяйства республики Башкортостан [Электронный ресурс] Электрон. дан. – URL: http://www.minenergo.samregion.ru (дата обращения: 15.02.2018). 42. Правительство Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс] Электрон. дан. – URL: http://government.ru (дата обращения: 15.02.2018). 43. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] Электрон. дан. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.02.2018). 44. Библиотека Башкирского государственного университета: официальный сайт [Электронный ресурс] Электрон. дан. – URL: http://www.bashlib.ru (дата обращения: 15.02.2018). 45. Высшая школа экономики: официальный сайт [Электронный ресурс] Электрон. дан. – URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 15.02.2018). 46. Консультант плюс: официальный сайт [Электронный ресурс] Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 15.02.2018).
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 1.1 Понятие и сущность рынка жилищного строительства Жилищное строительство – важный сектор народного хозяйства, динамика которого сильно влияет на рост любой экономики мира. В России, как и в других странах с исторической нехваткой современного жилья, темпы роста жилищного строительства должны еще не одно десятилетие сохранять устойчивый положительный тренд, на который будут накладываться общие колебания в экономике и воздействие экономической политики. На рисунке 1 представлена современная структура региональных рынков жилья. Рисунок 1 – Современная структура региональных рынков жилья* * [25, с. 189] На рисунке 1 отображена разница между рынками первичного и вторичного жилья. Современный рынок жилья делится на рынки жилищного фонда и жилищных услуг, каждый из них относится к рынку вторичного жилья, при этом рынок жилищного фонда является и составляющей рынка первичного жилья. Жилище – долговечный товар, следовательно, он нуждается в длительном содержании и уходе. Характер и качество этого содержания влияют на степень износа объектов жилищного фонда. Владелец жилья может контролировать длительность и степень износа жилья, тратя деньги на его содержание и восстановление, техническое обслуживание. Все эти особенности оказывают непосредственное влияние на процессы, протекающие в жилищной сфере, определяя характер спроса на жилье. Спрос на объекты жилищного строительства представляет собой количество жилья, которое хотят приобрести потребители, т.е. зависит от их количества и индивидуальных особенностей спроса, определяемых финансовыми возможностями, стоимостью жилища, стоимостью других товаров и услуг, доходностью, индивидуальными предпочтениями. Спрос на жилье обратно пропорционален ценам и прямо пропорционален уровню доходов и в краткосрочной перспективе достаточно эластичен по отношению к ценам. Предложение жилья ограничивает функцию спроса. Оно представляет собой количество жилья, которое потребитель может приобрести на рынке при сложившемся уровне цен. Факторами, влияющими на предложение жилья, являются уровень валовых инвестиций в строительство, обслуживание жилищного фонда и скорость его амортизации (выбытия). Валовые инвестиции подразделяются на новое строительство, реконструкцию и ремонт существующего жилищного фонда. Чистые инвестиции представляют собой разницу между валовыми инвестициями в жилье и уровнем его потерь (амортизация, выбытие). На рынок жилья ежегодно поступает лишь небольшой объем нового жилья, а основу жилищного фонда составляет старое жилье, в котором проживает большинство населения, поэтому изменение цен на объекты жилищного фонда только в долгосрочной перспективе изменяют предложение жилья. Увеличение затрат на техническое обслуживание, реконструкцию и модернизацию жилья приводит к повышению его стоимости. Рост цен на рынке жилья делает выгодными затраты на его содержание и новое строительство. При низких ценах жилье часто становится невыгодно содержать жилище, степень и скорость его износа увеличиваются. Чистые инвестиции отсутствуют, если уровень сложившихся цен на жилье равен стоимости затрат на строительство. Механизм функционирования жилищного строительства определяется зависимостью таких его основных параметров, как стоимость жилищных услуг (выражаемая через квартирную плату, плату за наем), цена, объемы строительства жилья и наличный жилищный фонд, сложившихся под воздействием факторов спроса и предложения. Формирование предложения жилья связано, прежде всего, с объемами и качеством имеющегося жилья (наличный жилищный фонд и его состояние) и рынком капитала (уровень капитализации недвижимость), на котором определяются цены на жилье и объемы его производства. В то же время, предложение жилья диктуется потребностями населения в жилье и уровнем получаемых доходов от использования недвижимости её владельцами. Потребность населения в жилье определяется, в первую очередь, демографическими, общеэкономическими условиями, а также уровнем накопления его доходов. Строительство, подчиняясь внутренним связям системы, само является элементом жилищной сферы. Развитие жилищного сектора является одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в Российской Федерации. Это своего рода «локомотив», который обеспечивает воспроизводство жилого фонда, но также создает тысячи рабочих мест, как в строительной отрасли, так и в смежных отраслях. Жилищный сектор – это сектор экономики, который находится в процессе создания, эксплуатации и замены жилья. Этот сектор включает: часть производства (проектирование, строительство, ремонт, реконструкцию и модернизацию, снос) и часть сектора услуг, связанные с текущим функционированием жилищного фонда. В жилищной сфере взаимодействуют два основных элемента: рынок жилищного фонда и рынок жилищных услуг, которые формируют рынок жилья в совокупности [14, с. 69]. Строительная индустрия претерпела некоторые изменения при вступлении в рыночную экономику. Так называемый процесс разгосударствления строительного комплекса привел к реорганизации строительного, а именно к новым формам организации строительных процессов, расширению масштабов участия будущих арендаторов в финансировании и строительстве [14, с. 63]. Реализация рыночных отношений в строительном секторе имеет общие черты для всех отраслей капитального строительства: с одной стороны, привязка к земле, относительно длительные сроки создания, большие разовые расходы капитальных вложений и т. д. С другой стороны – особенности, связанные со спецификой строительной деятельности. Понятно, что строительно-монтажные организации, занимающиеся жилищным строительством и гражданским строительством, работают в основном на региональных (местных) рынках, а занятые в промышленном строительстве работают на территории региона и на территории субъектов Российской Федерации. Этот режим типичен для узкоспециализированных строительных и монтажных организаций. Что касается промышленности строительных материалов, производства строительной техники и механизмов, технологического оборудования, рынок имеет межрегиональную сферу своей деятельности здесь [12, с. 112]. В то же время переход на рынок строительства имеет свои серьезные трудности, вызванные общим кризисом национальной экономики (спад в инвестициях, инфляция, сокращение количества кадров и т. д.). Строительный рынок – открытая организационно-экономическая система в условиях товарно-денежных отношений, субъекты рынка реализуют свои взаимные экономические интересы. Строительный рынок как система включает в себя [14, с. 87]: - предметы (элементы) строительного рынка; - объекты рыночных отношений; - инфраструктура строительного рынка; - рыночный механизм; - государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка. В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рынка являются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, строительные и дорожно-строительные предприятия, предприятия технологического, энергетического и другого оборудования, населения. На рисунке 2 представлены объекты рыночных отношений. Объекты рыночных отношений Строительные изделия Строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование Материалы, изделия, конструкции Рабочая сила Информация Рисунок 2 – Объекты рыночных отношений* * [25, с. 190] Из рисунка 2 видно, что объектами рыночных отношений являются [27, с. 235]: - строительные изделия (здания, сооружения, объекты, их комплексы и т. д.); - строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование; - материалы, изделия, конструкции; - рабочая сила; - информации и т.д. Движущей силой рыночного механизма остается доступность спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т. д. Государственный контроль на строительном рынке предполагает выделение инвестиционного бизнеса в особой области экономического законодательства и административного надзора за Гражданским кодексом не отвечает указанным требованиям [4]. Саморегулирование рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных аукционов, которые являются аукционами на покупку и продажу инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются в соответствии с законом спроса и предложения. В то же время экономическая ответственность сторон отражается в экономических и договорных соглашениях, контрактах, соглашениях о намерениях и т. д. Структура рынка является более сложной и многогранной, чем плановая система. Все субъекты строительного рынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимосвязи и взаимоотношениях. Рынок строительной отрасли сможет эффективно функционировать только в том случае, если на этом рынке существует развитая информационная система. Потребность в разработке такой системы остро стоит в материально-технической поддержке строительства. После разбивки старой базы логистики и формирования новых коммерческих структур с той же целью оперативные данные о ресурсах и продуктах строительного комплекса в полном объеме (то есть по количеству, номенклатуре, ценам, потребительским и технологическим свойствам и т. д.), оказались недоступными ни государственным органам Российской Федерации, ни субъектам, ни регионам, ни предприятиям. Отсюда актуальность создания информационной системы российского строительного рынка, которая максимально воспринимает и оперативно отражает широкий спектр производимых и потребляемых строительных материалов, изделий, конструкций, строительной техники и механизмов, учитывающих спрос и предложение на проектирование и строительство продуктов и т. д. Основными задачами информационной системы строительного рынка являются [19, с. 159]: - знание требований к строительству изделий на площадке у потенциальных клиентов (инвесторов) – создание соответствующего банка данных; - владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфика выполняемых ими работ, загрузка, стоимость (цены) выполняемой ими работы (банк данных для строительно-монтажных организаций); - владение информацией о текущих возможностях проектно-изыскательских организаций по стоимости (ценам) проектных работ (банк проектно-изыскательских организаций); - владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве цен на производимые строительные материалы, изделия и конструкции (банк предприятий промышленности строительных материалов); - владение информацией о рынке строительной техники и механизмов; - владение информацией о рынке труда в строительстве; - владение информацией об инвестиционных проектах с коммерческой жизнеспособностью; - отношения с рынком недвижимости; - создание в центре и в области условий проведения тендеров по проектам, финансовым ресурсам, строительным материалам, машинам, машинам, строительной продукции; - взаимодействие с центральными ведомствами - Министерством экономики, Росстроем, Министерством финансов Российской Федерации и т. д., а также с местными административными органами. Предполагается, что организационно-информационная система строительного рынка может быть оформлена в регионах и субъектах Российской Федерации в форме акционерных обществ, а в центре (г. Москва) как российская ассоциация этих региональных акционерных обществ. Таким образом, организационная структура строительного рынка рассматривается, прежде всего, не как промышленная структура, а как орган, предлагающий информационные услуги в области строительных работ. Эти новые организационные структуры должны будут найти формы экономического сотрудничества с местными и центральными административными органами, коммерческими структурами, банками и т. д., что позволит разработать целесообразную и эффективную инвестиционную политику в субъектах Российской Федерации и будет способствовать развитие ипотечного бизнеса на местах. Большая часть жилищного строительства в России представлена квартирами в многоквартирных домах. В 2010 году общая площадь жилья в таких домах составила 29,2 миллиона квадратных метров, или 50,4% от общего ввода жилья. В то же время доля квартир составляла более 70% от общего объема ввода в эксплуатацию новых жилых помещений, что выше, чем в большинстве европейских стран, где она колеблется от 40 до 60%. Отличительной особенностью России является доминирование строительства многоэтажных многоэтажных зданий. Доля введенной общей площади жилья в многоквартирных домах с 12 или более этажами составляет 23% от общего объема ввода жилья, или 43% от жилищного строительства профессиональными строительными компаниями. В то же время жилые дома площадью от 4 до 8 этажей, обеспечивающие оптимальный уровень пропорциональности и взаимосвязь с городским пространством, составляют лишь 8,8% от общего объема ввода жилья, или 15,6% от объема жилищного строительства профессиональными строительными компаниями. Эта ситуация во многом определяется инертностью промышленной базы промышленного жилищного строительства, созданной в советский период и ориентированной на строительство многоэтажных многоквартирных домов, низкую эффективность градостроительного регулирования и стремление строительных компаний максимизировать прибыль от одной строительной площадки. В результате монотонная среда районов массового жилищного строительства, оставшихся с советского периода, продолжает существовать в условиях рынка и растущего спроса населения на жилье. Таким образом, несмотря на опасность такой тенденции, отмеченной современными урбанистами, устаревшие технологии промышленного жилищного строительства продолжают определять появление российских городов, формировать качественные характеристики городской среды, которые не отвечают современным потребностям общества. Одной из наиболее развивающихся составляющих рынка недвижимости является рынок жилых помещений, формируемый за счет строительства жилых домов и инвестиционной деятельности в жилищное строительство, приватизации объектов жилищного фонда и продажи муниципальных квартир, осуществление операции с жилыми помещениями, находящиеся в собственности граждан и т.д. Одним из критериев успеха и перехода на вышестоящую ступень социальной иерархии является приобретение нового жилья. В странах с развитой экономикой семья меняет жилье через каждые 8-12 лет. Для российских граждан смена или покупка жилья - обычно самое крупное и значимое событие, приобретение, которое они совершают в среднем не чаще двух раз в жизни. Таким образом, структура ввода жилья не обеспечивает достаточного разнообразия для удовлетворения всех жилищных потребностей граждан, в том числе с учетом уровня их доходов. 1.2 Нормативно-правовое регулирование рынка жилищного строительства Современное законодательство в сфере рынка жилищного строительства представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, с помощью которых государственные органы устанавливают, изменяют или отменяют соответствующие правовые нормы. Выделяют три основных группы: ? федеральные законы в области рынка жилищного строительства и иные, ? принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; ? законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; ? законодательство местного самоуправления. Конституция РФ является правовой основой развития современного российского законодательства. Она имеет высшую силу и прямое воздействие на сферу жилищного строительства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ. В Конституции РФ решаются вопросы по земельному и жилищному законодательству. В Конституции РФ изложены основные принципы, определяющие законное управление недвижимостью в России. Она гарантирует «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности», при этом «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [1]. Каждый вправе иметь в собственности имущество, пользоваться, распоряжаться и владеть им как единолично, так и совместно с другими лицами. Конституция РФ устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, что каждый имеет право на жилище. Государство гарантирует защиту и неприкосновенность частной собственности, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей. Гражданский кодекс РФ содержит разделы, регулирующих отношения в сфере управления недвижимость, в том числе отношения купли-продажи, ренты, аренды, дарения, мены, займа и других сделок [4]. Гражданский кодекс содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение. В соответствии с Гражданским кодексом собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т. е. для проживания собственника и членов его семьи. Одновременно устанавливается, что жилые помещения могут сдаваться для проживания других граждан на основании договора [4]. Вторая часть Гражданского кодекса РФ включает главу 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах. Вместе с тем в Гражданский кодекс РФ прямо признается существование жилищного законодательства [4]. В Гражданском кодексе РФ понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле – имеются в виду только федеральные законы, а нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Отсюда следует: во-первых, отношения в сфере недвижимости, которые регулируются нормами Гражданского кодекса, являются предметом ведения РФ, поскольку само гражданское законодательство относится к предметам ведения федерации; во-вторых, нормы, содержащиеся в актах законодательства в сфере недвижимости и носящие гражданско-правовой характер, должны соответствовать положениям Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено [4]. Жилищный кодекс является наиболее полным и кодифицированным законодательным актом, регулирующим жилищные отношения в России, в котором правовые нормы систематизированы по отдельным институтам жилищного законодательства. Однако нормы Жилищного кодекса регулируют в основном отношения, складывающиеся связи с пользованием жилыми помещениями. В нем уделяется недостаточно внимания регулированию жилищных отношений в частном и других фондах, не нашли отражения разнообразные формы приобретения жилья в собственность. После принятия Жилищного кодекса был издан целый ряд новых жилищных законов, появились новые понятия, которые не включены в Кодекс (например, понятие частный жилищный фонд, приватизация и др.) [4]. Жилищное право — это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Принципы жилищного права – это основные идеи, требования, выражающие сущность жилищного права. К числу основных принципов относятся: 1. Неприкосновенность жилища. Статья 25 Конституции РФ в качестве основных гарантий и свобод граждан закрепляет неприкосновенность жилища. Развитие данного принципа нашло отражение в статье 3 Жилищного кодекса РФ [1]. 2. Недопустимость произвольного лишения жилья. Данный принцип закреплен в части 1 статьи 40 Конституции РФ. Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни какие-либо должностные лица не вправе осуществлять действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Основания и порядок выселения граждан из жилых помещений определяется законом [1]. 3. Свобода выбора места жительства. Согласно статье 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и постоянного или временного жительства в любой части страны. В обеспечении данного принципа институт прописки был заменен на институт регистрации по месту жительства [1]. 4. Доступность пользования жилищным фондом. Одним из самых сложных принципов, прежде всего с точки зрения его реализации на практике, и в настоящее время, к сожалению, является декларативным. С одной стороны, каждый человек может получать в свое пользование и в собственность жилое помещение. С другой стороны, высокая стоимость жилья, особенно в крупных городах, квартирной платы и коммунальных услуг не всегда позволяет гражданам воспользоваться правом на практике. Однако следует отметить позитивное стремительное развитие рынка недвижимости в России в сторону строительства новых жилых площадей, ипотечного кредитования. Все чаще и чаще поднимается вопрос о реформе жилищно-коммунального хозяйства. 5. Целевое использование жилищного фонда. В части 1 статьи 17 Жилищного кодекса РФ подчеркивается, что жилое помещение, прежде всего, предназначено для проживания граждан (собственников и нанимателей, членов их семей и др.). Конечно, жилое помещение может быть использовано не только для личного проживания, но и для проживания иных лиц: нанимателей и поднанимателей (на основании договора), временных жильцов (на безвозмездной основе). Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств [2]. 6. Признается равенство участников жилищных отношений. Этими лицами, как следует из части 2 статьи 4 Жилищного кодекса РФ, являются не только граждане РФ, но и юридические лица (организации), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования [2]. 7. Судебная защита жилищных прав. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Таким образом, рынок жилищного строительства регулируется различными нормативно-правовыми актами, Российское законодательство предусматривает защиту, как застройщиков, так и будущих собственников жилья. 1.3 Характеристика и этапы становления рынка жилищного строительства Понятие рынок в самом общем понимании определяется как система, регулируемая соотношением спроса и предложения. В более узком значении рынок используется специалистами, как место купли-продажи товаров и услуг. Специфика рынка жилищного строительства проявляется в том, что он не имеет определенного места купли-продажи. Понятие рынка жилищного строительства означает создание объектов недвижимости. Рынок жилищного строительства – это рынок несовершенной конкуренции, что обусловлено его существенными особенностями: - уникальностью каждого объекта; - условиями финансирования; - сложными юридическими правами; - низкой ликвидностью. На рисунке 3 представлена характеристика рынка совершенной и не совершенной конкуренции. Рисунок 3 – Характеристика рынка совершенной и несовершенной конкуренции * * [25, с. 190] Из рисунка 3 видно, что рынок совершенной и несовершенной конкуренции сильно отличаются. Из данного рисунка видно преимущества рынка совершенной конкуренции. За последнее десятилетие рынок недвижимости повысил свою активность с помощью действия компаний, специализирующихся на операциях с недвижимостью, финансовых организаций и правительственных агентств, оценщиков, юристов. Тем не менее, его нельзя отнести к рынку совершенной конкуренции вследствие существенных особенностей функционирования, обусловленных такими факторами как: - специфика объектов недвижимости; - относительно более высокие уровни риска, характерные для строительного рынка; - воздействие рынка капитала; - невозможность достижения состояния равновесия между спросом и предложением. Развитие рынка жилищного строительства определяется: 1. Экономическим ростом или ожиданиями такого роста. Хотя на рынке и могут возникать благоприятные краткосрочные условия при отсутствии роста, такие обстоятельства возникают достаточно редко. 2. Финансовыми возможностями для приобретения недвижимости, что, в свою очередь, обусловлено стадией экономического развития региона (кризис, застой, промышленное развитие), наличием и характером рабочих мест.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Архитектура и строительство, 87 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Архитектура и строительство, 49 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Архитектура и строительство, 61 страница
1525 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg