Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное регулирование внешних эффектов.

irina_krut2020 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2020
Цель работы – установить наличие региональных внешних эффектов в РФ, проанализировать характер и изучить их государственное регулирование. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - провести обзор теоретических работ, посвященных сущности внешних эффектов; -рассмотреть классификацию внешних эффектов; - изучить особенности инструментов государственного регулирования внешних эффектов - рассмотреть государственное регулирование внешних эффектов в Российской Федерации - выявить проблемы внешних эффектов Предмет исследования – теоретические и практические аспекты внешних эффектов в экономике. Объект настоящего исследования – государственное регулирование внешних эффектов. В данной работе были использованы такие методы, как метод сравнения и метод анализа. Данная работа может внести свой вклад в изучение не только государственного регулирования внешних эффектов, но и государственное регулирование региональных внешних экстерналий РФ. Эта работа содержит: 1) Введение, которое состоит из актуальности выбранной темы, цели работы, задач, предмета и объекта исследования, а также метода исследования. 2) Три главы 3) Заключение 4) Список использованной литературы
Введение

Внешние (побочные) эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. [13] Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. При возникновении именно внешних эффектов государство должно вмешаться в рыночную экономику. И задача государства состоит в регулировании этих эффектов. В области экономики многие современные ученые настоящего времени, как отечественные, так и иностранные интересуются вопросами, касающимися внешних эффектов, их влияния на развитие экономики, их государственного регулирования, и все вышеперечисленное является предметом исследования специалистов. Именно этим обуславливается актуальность данной темы.
Содержание

Введение…………….………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы внешних эффектов……………………5 1.1. Определение и сущность внешних эффектов ……………………….5 1.2.Классификация внешних эффектов………………………………….7 1.3.Положительные и отрицательные внешние эффекты……………...10 Глава 2. Изучение особенностей регулирования внешних эффектов…13 2.1 Инструменты гос. регулирования внешних эффектов в случае ловушки ликвидности…………………………………………….…..…..13 2.2. Направления и основные инструменты государственного регулирования внешних эффектов и способы их подсчета ……………………………………………………………………………………15 2.3.Государственное регулирование внешних эффектов в РФ………19 Глава 3. Внешние эффекты и их регулирование на примере ООО «ЭКОСЕРВИС» ……………………………….…………...……………………21 3.1. Государственная помощь в регулировании побочных эффектов компании ООО «ЭКОСЕРВИС»……………… ……………………………...24 Заключение………………………………………………………………..27 Список использованных источников…..……………………………….30
Список литературы

1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»// Российская газета. - 1992. - 3 марта 2.Базиков А.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Теоретико-практические и учебно-методические разработки / А.А. Базиков. - М.: ФиС, 2010. 416 c. 3.Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для студентов / В.З. Баликоев. - М.: Омега-Л, 2013. 684 c. 4.Бардовский В.П. Экономическая теория: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 400 c. 5.Воронин А.П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / А.П. Воронин. - М.: Экономика, 2010. 190 c. 6.Гродский В.С. Экономическая теория: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.С. Гродский. - СПб.: Питер, 2013. 208 c. 7.Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 224 c. 8.Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. - М.: Юрайт, 2013. 573 c. 9.Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 576 c. 10.Джавадова С. Экономическая теория и практика: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие РГГУ / С. Джавадова, О. Лылова. - М.: Экономика, 2011. 293 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 1.1. Определение и сущность внешних эффектов Внешние (побочные) эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. [13] Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Побочные эффекты - это издержки или выгоды, которые выпадают на долю отдельных лиц или групп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а примером побочных выгод - прививки. [5] Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект. [1] Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий. [12] [3] Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные внешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются). [2] Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние. Итак, в обоих случаях производитель экономических благ станет учитывать положительные или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции. 1.2. Классификация внешних эффектов В реальной экономической практике существует огромное количество разнообразных внешних эффектов. Экономическая теория классифицирует их по ряду признаков: [3] 1. По «знаку» внешних эффектов выделяют положительные и отрицательные внешние эффекты. [13] Примеры отрицательных внешних эффектов широко распространены. [13] Наиболее популярный — загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности предприятия. [9] Загрязнение акватории озера Байкал отходами производства БЛПК, в результате чего изменяется биологическая среда озера и территории вокруг него, исчезают эндемичные виды рыб и животных, появляется нехарактерная для региона растительность; изменение генной структуры новорожденных в г. Братске в результате превышающей в разы концентрации выбросов в атмосферу вредных отходов производства БрАЗа и БЛПК и т.п. Примером положительного внешнего эффекта может служить ДК «Современник» в г. Ангарске, построенный Ангарским электролизно-химическим комбинатом. [11] Этим «очагом» культуры сейчас может пользоваться любой горожанин, получая удовольствие от его со вкусом декорированных интерьеров. 2. По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие группы: [5] а) «Производство-производство». Этот эффект проявляется в том случае, если имеет место воздействие побочных результатов одного производства на другое. Отрицательный пример: Отходы производства БЛПК, сливаемые в озеро Байкал снижают производственные возможности предприятий, занимающихся промыслом байкальского омуля. [9] Положительный пример: АНХК, находящийся за пределами городской черты заасфальтировал трассу, ведущую к комбинату, на ее обочинах расположились торговые предприятия, доступ к которым значительно облегчился, приток покупателей увеличился. [9] б) «Производство–потребление». Действие этого эффекта испытывают потребители (домашние хозяйства) по ходу осуществления производственной активности предприятий. [12] Отрицательный пример: обрушение 9-этажного жилого дома в г. Санкт-Петербурге 4 июня 2002 г. в результате проведения ремонтно-строительных работ в подвале этого дома. Положительный: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой «заодно» ездят и местные жители. [5] 3. По особенностям возникновения внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими, или денежными. [5] Потребительские внешние эффекты имеют место тогда, когда третья сторона, бесплатно получающая тот или иной внешний эффект, является потребителем (домашним хозяйством). [2] Получателями технологических внешних эффектов являются фирмы. [13] Технологический внешний эффект–экстерналия, возникающая вследствие существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента. Денежный внешний эффект–экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода, или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента. Примером такого типа экстерналии может служить ситуация снижения объемов продаж «Обычного» стирального порошка, производимого Ангарским заводом бытовой химии в результате активной рекламы «Тайда» или «Ариэля». [4] Итак, сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и общественных издержек, либо частной и общественной выгоды. [13] [5] 1.3. Положительные и отрицательные внешние эффекты Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные: Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. [13] Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. [11] Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. [11] [6] Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. [13] Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. [5] Поэтому принцип решения проблемы внешних эффектов заключается в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC=MSB Поскольку MSC = MPC + MEC, a MSB = MPB + MEB, то MPC+MEC=MPB+MEB (1) При отрицательных внешних эффектах МЕВ=0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так: МРС + МЕС =MSB (2) При положительных внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково: [6] MSC = MPB + MEB (3) На рисунке 1 иллюстрируется отрицательный внешний эффект; видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности. [5] Предельная общественная полезность (MSB) - дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции. [5] Рис.1.1. Отрицательные внешние эффекты [8] При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом: [7] МРС + МЕС = MSC = MSB (4) При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным: QP>QS;PP [12] Рис. 1.2.Положительные внешние эффекты На рисунке изображен график положительного внешнего эффекта. Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов. Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами. [5] [4] Можно сделать вывод, что наличие внешнего эффекта, как отрицательного, так и положительного, приводит к несовпадению частных и общественных издержек производства продукта. Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия и сущности внешних эффектов. 1. Несмотря на то , что проблемой внешних эффектов занимаются уже более века, она все же остаётся одной из самых актуальных экономических проблем. 2. Экстерналии не учитываются в рыночной цене товара или услуги, так как рынок их не видит. 3. Неэффективность побочных эффектов это выражается в том, что все их виды сопровождаются различными потерями 4. Смысл проблемы внешних эффектов заключается в неэффективности распределения ресурсов. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ 2.1. Инструменты гос. регулирования внешних эффектов в случае ловушки ликвидности Традиционные методы монетарной политики - прежде всего снижение ключевой? ставки и операции на открытом рынке - в обычных условиях являются преобладающими инструментами монетарной политики. [5] Однако существует ситуация, в которой они теряют свою эффективность, - ловушка ликвидности, когда ставки процента равны нулю или близки к нему и спрос на деньги бесконечно эластичен. [13] [9] Дискуссия о ловушке ликвидности восходит к Кейнсу. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» он описал ситуацию, когда увеличение денежной массы ведет лишь к росту объема неиспользуемых денежных средств: экономические агенты считают, что ставка процента слишком низка, чтобы выкладывать средства в ценные бумаги, и предпочитают перемещать их в деньги как в более ликвидный товар. Хикс развил его мысль с помощью модели IS-LM, в которой ловушке соответствует пологий участок на кривой LM. Среди критиков теории был Пигу, предложивший «эффект реальных балансов», согласно которому потребление зависит не только от дохода, но и от денежного и неденежного имущества домохозяйств. Увеличение денежной массы воздействует на равновесие в экономике через тот же канал, что и снижение уровня цен (M/P в левой части уравнения LM), однако, по мнению Пигу, нет такого уровня, при котором падение цен не оказало бы влияния на совокупный спрос: оно значило бы рост реальной стоимости сбережений, и потребление возросло бы вследствие эффекта богатства. Вернул понятие ловушки ликвидности в научный дискурс Кругман. [13] Он предложил три причины, которые могут объяснить возникновение подобной ситуации. [5] Первая причина – структурная. [9] Если экономка характеризуется чрезмерно высокой склонностью к сбережениям, а возможности для инвестирования ограничены, то в точке пересечения IS и LM реальная ставка процента может оказаться отрицательной. [12] Вторая причина связана с пессимистичными ожиданиями, из-за которых экономические агенты отказываются от инвестиций даже при низких ставках; это ситуация с множественными равновесиями, когда экономике не удается перейти к более высокому из них. [13] Третья причина – высокие долги, оставшиеся после финансового кризиса, которые не позволяют фирмам инвестировать даже при низких ставках. [13] Для того чтобы стимулировать экономику в условиях ловушки ликвидности, государство все еще может использовать фискальную политику. Несмотря на это, в случае, если бюджетным мерам не удается повысить частный спрос и создать условия, в которых экономике для роста больше не нужна поддержка, это не решает проблемы и со временем ведет к высоким, неустойчивым уровням государственного долга. [7] Изначально считалось, что ловушка ликвидности существует лишь в теории, однако в конце 1990-ых годов со сходными проблемами столкнулась Россия. [9] Россия все еще продолжает быть классическим примером страны в ловушке ликвидности - с близкими к нулю процентными ставками, дефляцией и высочайшим уровнем долга. После финансового кризиса 2007-08 гг. признаки ловушки ликвидности стали проявляться и в прочих развитых странах (США, Еврозона, Швейцария, Дания, Швеция; рис. 3). Все это подтверждает важность альтернативных мер монетарной политики. [5] [10] Рис.2.1. Динамика объема активов центральных банков, % ВВП [6] Политика количественного смягчения (далее КС) - комплекс монетарных мер, применяемых в условиях ловушки ликвидности, когда традиционная монетарная политика оказывается неэффективна. Идея была предложена М. [11] Фридманом в 2000 г., когда он указал на то, что политика нулевой ставки Банка России является слишком жесткой, так как из-за дефляции реальная ставка оставалась положительна, а значит, необходимо дальнейшее смягчение. Он предложил увеличивать денежную базу, закупая долгосрочные государственные облигации и стимулируя таким образом инфляцию и потребление. [10] Сегодня под КС подразумевается ситуация, когда центральный банк, расширяя резервы и денежную базу, стремится снизить долгосрочную процентную ставку, чтобы таким образом влить в экономику ликвидность и стимулировать инфляцию и экономический? рост. Осуществляться эта политика может с помощью таких мер, как закупки ценных бумаг (в первую очередь государственных облигации?), в том числе долгосрочных, и специальные программы для предоставления кредитов финансовым учреждениям. [11] Существуют различия между странами в инструментах проведения КС: экономики, в которых важнейшую роль играет банковский сектор, (Россия и Еврозона) уделяют больше внимания программам кредитования банков, в то время как США и Великобритания с более развитым рынком облигаций проводят КС в первую очередь с помощью закупок ценных бумаг. [11] Таким образом, большинство эмпирических исследований сходятся на том, что применение политики КС действительно оказывает влияние как на финансовые рынки, так и на реальную экономику. Несмотря на это, в стандартных экономических моделях она не отличается от операции? на открытом рынке, которые в условиях ловушки ликвидности не оказывают влияния. 2.2. Направления и основные инструменты государственного регулирования внешних эффектов и способы их подсчета Существует несколько направлений государственного регулирования побочных эффектов. Структура этих направлений : Рис. 2.2. Направления гос. регулирования внешних эффектов Задачи государственного регулирования экстерналий заключаются в следующем : Рис.2.3. Задачи гос. регулирования внешних эффектов Рис. 2.4. Инструменты гос. регулирования внешних эффектов Бюджетно – финансовые инструменты государственного регулирования внешних эффектов опираются на финансовые средства, а административные инструменты содержат в себе сущность и принципы государственного управления и основываются на государственном аппарате управления. В связи с тем, что бюджетно-финансовые инструменты непосредственно относятся к финансам государства и основаны на финансовых ресурсах, они включают в себя определенные подвиды ,куда бюджетные и денежно-кредитные инструменты. К экономическим инструментам, принято относить финансовую политику, а также денежно-кредитную. Денежно-кредитная политика – это определенные меры в области кредита, а также денежного обращения, которые направлены на увеличение роста ВВП, стабилизации цен и выравнивание платежного баланса. Основные направления кредитно-денежной политики: • Политика учетной ставки. Регулирование процента по займам коммерческих банков у ЦБ; • Операции на открытом рынке (на рынке правительственных ценных бумаг). • Изменение нормы обязательных резервов банков, (обязательная сумма коммерческих банков без процентов)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
408 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg