Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологические проблемы современной учащейся молодёжи

irina_krut2020 2300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2020
Цель нашего исследования: выявить социально-психологические факторы и условия личностного и лидерского развития социально одарённых детей. Объект – личностные и лидерские становления социально одарённых детей. Предмет – социально-психологические факторы и условия личностного развития социально одарённых детей. Гипотеза: личностные и лидерские развитие социально одарённых детей детерминируется следующими факторами: а) включенность индивидов в систему социальных организаций разного уровня; б) наличием социальной организации системообразующего характера; в) проектированием развивающей социальной среды в ведущей социальной организации. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены и решены следующие задачи: 1. Проанализировать современную психологическую литературу по проблеме исследования. 2. Разработать методический блок, адекватный цели, объекту и предмету исследования. 3. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования. 4. Изучить состояние мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодёжи. 5. Изучить влияние социально развивающей среды на становление и развитие социальной одарённости. 6. Выявить социально-психологические факторы и условия личностной поддержи социально-одарённой молодёжи. 7. Разработать рекомендации по формированию оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков, а также рекомендации по развитию и поддержке социальной одарённости молодёжи. Теоретическая значимость исследования заключается в определении системы социально-психологических факторов и условий развития и поддержки социальной одарённости, общения и отношений. Выявлены основные ценности молодежи, проанализированы проблемы одаренной молодежи и пути их решения. Полученные данные могут быть использованы в таких разделах современной социальной психологии как: индивидуальный и групповой субъекты; совместная деятельность; социальная одарённость. Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию и формированию оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков. Предложены технологии целенаправленного воздействия на группу, посредством включения в развивающие социальные среды. Методологической основой работы являются: субъектный подход, как общенаучная методология, основанная в философии, психологии и других науках (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.С. Чернышев, К.М. Гайдар и д.р.); идеи системного и деятельностного подходов в социальной психологии (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, В.В. Дубцов, Л.И. Уманский , А.С. Чернышёв, С.В. Сарычев,). Теоретической основой исследования выступают: социально- психологическая концепция организованности группы А.С. Чернышева; динамическая концепция совместной деятельности коллективного субъекта А.Л. Журавлева; теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях. На различных этапах работы при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, опрос, наблюдение, моделирование совместной деятельности, контент-анализ, эксперимент экс-пост-фактум. В исследовании использовались следующие психологические методики: «Мироощущение и социальное самоопределение подростков» А.С. Чернышёв, для определения уровня развития группы использовалась «Карта- схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и др. Эмпирическая база исследования: МКОУ «Гончаровская СОШ». Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования. Феномен одарённости с древних времён был объектом внимательного изучения мыслителей и учёных. Ещё две с половиной тысячи лет назад китайский философ и мыслитель Конфуций предложил идею отбора и специального обучения одарённых детей в соответствии с их способностями. По мнению В.С. Юркевич, в настоящее время, в эпоху духовного кризиса для предотвращения деградации общества остро стоит вопрос поддержки одарённых и талантливых людей – «духовной элиты» общества [14]. Исходя из этого, актуальной становится проблема подготовки современной конкурентоспособной молодёжи, сочетающей в себе высокий умственный потенциал, необходимые социальные навыки взаимодействия с другими людьми и определённые личностные качества. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых молодых людей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием согласованного механизма социальной поддержки для талантливой молодёжи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми и молодёжью является крайне необходимой. Степень разработанности проблемы. Уже в первые годы советской власти дети, способные вести за собой других детей и влиять на сверстников, вызывали глубокий интерес психологов в связи с проблемой «детского вожачества», с одной стороны, управления и руководства предприятиями, с другой. Наиболее плодотворно проблема школьного лидерства (вожачества) начала разрабатываться еще в 20-30-е гг. нашего столетия В.М. Бехтеревым, Е.А. Аркиным, А.С. Залужным, П.П. Блонским, С.О. Лозинским, В.Е. Смирновым и др. Выяснилось, что ребенок становится вожаком при совпадении его личностных особенностей и требований данного коллектива, а специфические вожаческие качества изменяются в связи с развитием коллектива [2; 3; 4; 5; 7; 8]. Особый интерес вызывает влияние молодёжных объединений на формирование стержня личности, ее направленности и мироощущения. По мнению В. В. Рубцова, А. С. Чернышева, образовательная среда и среда дополнительного образования являются значимым фактором в формировании мироощущения молодежи (Рубцов, 1996; Чернышев, 2007; Чернышев, Сарычев, 2008). Необходимо отметить, что социализация личности в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды и малой группы, в которую она включена, так и от позиции самой личности, поэтому недостаточно создать развивающую социальную среду, необходимо воздействовать на позицию личности, формировать ее субъектность и желание воспринимать положительные влияния социума. Проводимые в настоящее время психологические исследования выявляют масштабы и глубину изменений в сфере социализации детей и подростков. По мнению А. Л. Журавлева и А. С. Чернышева, на рубеже XX–XXI вв. произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, человек по-новому воспринимает мир (Чернышев, Сарычев, 2008). Эти резкие изменения в социальном развитии и одновременно мощные изменения социальных ценностей не могли не сказаться как на уровне общественного сознания, так и на индивидуальной системе социальных установок и ценностных ориентаций отдельного человека, т. е. на мироощущении личности. Особое значение имеет влияние происходящих в социуме изменений на молодое поколение. Возникают качественно новые элементы в процессе жизненного самоопределения молодежи, переосмысливается социальная значимость тех или иных жизненных целей и ценностей. Эти процессы, безусловно, усиливают требования к личности, к способностям, к самостоятельному нравственному выбору, ответственности за свои действия, структурированности всей системы отношений личности к себе, другим и миру в целом. В связи с вышеизложенным, важной стороной является рассмотрение факторов и условий поддержки социально одаренной молодежи. Необходимым является учёт психологических особенностей социально одарённо молодёжи, исследование и понимание их мотивационных особенностей, личностных ценностей, особенностей взаимоотношений с окружающими.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………… Глава 1. Социально-психологические проблемы современной учащейся молодёжи………………………………………………………………………….. 1.1. Особенности мироощущения и социального самоопределения………… 1.2. Проблема одарённости. Социально-одарённые дети…………………….. 1.3. Социально-психологические аспекты поддержки молодёжи в личностном развитии………………………………………………………. Глава 2. Эмпирическое исследование социальных факторов и условий психологической помощи социально одарённым детям…………………… 2.1. Организация эмпирического исследования…………………………………. 2.1.1. Эмпирическая база исследования 2.1.2. Цели, гипотеза, методы исследования. 2.2. Результаты исследования……………………………………………………. 2.2.1. Конкретное описание развивающей социальной среды………………… 2.2.2. Представление о будущем России, о бессмертном полке. 2.2.3. Идеал, свобода, проблемное поле. 2.2.4. Идеал, свобода, проблемное поле 2.2.5. Социальное обновление личности 3.Рекомендации Выводы и заключение……………………………………………………………. Литература………………………………………………………………………… Приложения……………………………………………………………………….
Список литературы

Отрывок из работы

лава 1. Социально-психологические проблемы современной учащейся молодёжи 1.1. Особенности мироощущения и социального самоопределения Мироощущение – это отношение человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его поступках, чувствах, настроениях [34, с. 335]. Мир познаётся через мироощущение [48, с. 351]. Мироощущение, с одной стороны, выступает как обобщение данных непосредственного опыта личности и выражается в реакции ребенка на различные ситуации в его жизни, с другой – оно является способом осознания действительности. Таким образом, данный феномен имеет огромный жизненный практический смысл. Мироощущение – духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. [26]. Изначально проблема мироощущения возникает трудах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, Пифагора, Эпикура, Демокрита, как воззрение на общий ход исторических изменений, в результате которых существует или не существует возможность приблизить действительность к идеалу добра, которые позволят или не позволят торжествовать добру над злом, справедливости над несправедливостью. Существование противоположных точек зрения позволило обозначить разные предположения как оптимизм и пессимизм. В дальнейшем в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница придавалось большое значение тому, как человек воспринимает окружающий мир: смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачных тонах. В современный период попытки изучения данной проблемы были предприняты и в русле психологии в двух основных направлениях: как исследования оптимизма-пессимизма и как определенного типа мироощущения. В «теории выученного оптимизма» М. Селлигмана его суть связывается с проблемой выученной беспомощности и состоит в особом стиле объяснения причин успехов или неудач. Через стиль атрибуции «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимистичной - преувеличивается. Оптимизм рассматривается, как устойчивая способность переносить любые неприятности, не теряя при этом способности к активным действиям. Во втором упомянутом направлении эмоциональное мироощущение сводится к пониманию двух психических реальностей: человека и мира. Мир ощущается как бытие, преобразованное человеком и вбирающее в себя всю совокупность отношений с ним связанных. В результате, эмоциональное мироощущение рассматривается как сложное и обобщенное чувство, возникающее у ребенка в результате взаимодействия множественно ситуативно возникающих эмоциональных переживаний [26]. Оба направления тесно связаны с концепциями эмоционального развития детей. Их рассмотрение и анализ показал, что в качестве одного из основных элементов эмоционального развития выделяют переживание. Это особая интегральная единица сознания, изначально сопряженная с социальными обстоятельствами развития личности по Л.С.Выготскому; непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления, которая протекает спонтанно в виде особого режима функционирования сознания согласно А.Н. Леонтьеву, Ф.Е. Василюк, Г.М. Андреевой. Переживания, возникающие у ребёнка, непосредственно связаны с его настроением. Л.С. Выготский показал, что мировоззрение не является свойством сознания, внесенным извне, поскольку представляет собой не какие-то логические конструкты, а отношение человека к миру. Таким образом, он обосновал в феномене мировоззрения особую роль мироощущения, представляющего собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира индивида. [26]. Вопросы мироощущения в свое время обозначил С.Л. Рубинштейн. Так, в «Основах общей психологии», рассматривая вопрос понятия личности, он фактически использовал в неявной форме определение понятия мироощущения. Фактически С.Л. Рубинштейн расширяет понятие самосознания до мироощущения. В дальнейшем он более подробно раскрывает основные свойства мироощущения [58, с. 9-10]. Г.М. Андреева связывает мироощущение с «образом мира» в сознании человека. Говоря о мироощущении, она ссылается на авторитет Тэшфела. Тэшфел подчеркивает зависимость характера социальной идентичности от типа общества, в котором существует человек. Так, в обществах со строгой стратификацией, где переход из одной социальной группы в другую затруднен, мироощущение человека, так же, как и его поведение, особенно сильно задано «в групповом контексте». Это, по мнению Тэшфела, объясняется тем, что «вне группы» у человека вообще достаточно мало шансов на успех. В такой ситуации как-то изменить свое положение, если оно не удовлетворяет человека, он может, скорее всего, «с помощью своей группы» или действуя как «член группы». Такая жесткая привязанность к группе, естественно, влияет на восприятие и понимание социального мира как такового. Таким образом, определенный вид, характер социальной идентичности действительно выступает компонентом данного типа социального мира и способствует его специфическому пониманию. Рассуждая об образе мира, Г.М. Андреева отмечает, что в эпоху нестабильности происходят значительные модификации и в построении образа мира в целом. В итоге этот образ складывается из совокупности воспринимаемых образов отдельных элементов, но не только из них. Существенную роль играет и формирование некоторой общей общественной атмосферы. Выявленная в исследованиях по социальному познанию роль эмоций и, в частности, настроения при восприятии социальных объектов не может быть сброшена со счета, когда формируется целостное мироощущение. В итоге Г.М. Андреева утверждает, что особенность построения образа социального мира в условиях нестабильности, естественно, оказывает воздействие на практическое поведение людей. Разброс его образцов в современном российском обществе огромен: от безудержной, часто агрессивной активности до полной апатии и безразличия ко всему происходящему вокруг. Конкретная позиция отдельного человека определяется многими непсихологическими факторами: его социально-экономическим статусом, степенью адаптированности к новым условиям рынка, материальным благосостоянием и т.п. Психологически же при самых различных социальных характеристиках и политических пристрастиях восприятие образа мира в эпоху крайней нестабильности представляет собой сложный процесс [3, с. 228-230]. Мироощущение как актуальная научная проблема была поставлена в 90-е годы ХХ века и эмпирически исследовалась авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной в рамках Федеральной программы «Дети Чернобыля». Ученые рассматривали мироощущение учащейся молодежи как субъективное восприятие ею условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретной среды жизнеобитания), которое проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что, в свою очередь, влияет на характер восприятия условий жизни. Наряду с интегральным проявлением мироощущения в рамках эмоционального реагирования авторы раскрыли и структуру мироощущения, включающую такие компоненты, как «чувство-Я», самостоятельность, учеба, социальные контакты, отдых, познание, овладение материальными ценностями, патриотизм, барьеры, препятствие. По данным авторов, эти компоненты образуют структуру, где ведущую роль играют такие компоненты, как «социальный контакт», «патриотизм» и «чувство Я» [13]. Курские психологи в рамках подготовки молодежных лидеров в психологической школе лидеров «Комсорг» изучали мироощущение социально одаренных детей как основы личностной позиции в организаторской деятельности со сверстниками. Была установлена широта духовно-нравственного восприятия мира, гражданская окраска и оптимистически-романтическое видение мира у воспитанников в 1960-80-е годы. Активно-преобразующая составляющая образа мира заметно превосходила пассивно-созерцательную. Становление позитивного мироощущения молодежных лидеров во многом зависело от воспитательных возможностей социальной среды в школе лидеров. Значительные воспитательные возможности социальной среды в психологической школе создавались через формирование высокоразвитых малых групп, обеспечение стратегий сотрудничества в межгрупповом взаимодействии и духовно обогащенной основной организации - коллектива психологов, педагогов и воспитанников-лидеров. Мониторинг мироощущения молодежи в психологической школе с 1960-х годов до 2009 года показал влияние на мироощущение социально одаренных детей макросоциальных факторов, особенно идеологических, что привело к повышению тенденций прагматизма в мироощущении современных воспитанников школы. В ходе проектирования на основе разработанных социотехник создавались высокодуховные развивающие социальные среды (социальные оазисы); вводилось социальное обучение как наиболее эффективная форма психологической помощи молодежи; проводились акции по стимулированию молодежи для включения в развивающие социальные среды и акции по реадаптации лидеров после обучения в школе лидеров к традиционным условиям их жизнедеятельности в школах, семье и т.д. Школа лидеров имеет ряд специфических особенностей в сравнении с другими образовательными учреждениями области, особенно по структуре коллектива, содержанию деятельности, традициям, ритуалам и т.д. В данной школе высок удельный вес научного сектора, реализован приоритет социального обучения над предметным; ярко выражены эмоциональный, художественный, спортивный компоненты. Ребенок здесь не только учится искусству управлять людьми, но и хорошо отдыхает. Эффективность работы школы лидеров многопланова как в количественном отношении, так и в качественном отношении (влияние на социальное и профессиональное самоопределение, социальный статус и в целом на судьбу воспитанника). Достижения школы лидеров востребованы властными структурами региона и получили высокую оценку в общественном сознании. Губернатор Курской области Михайлов А.Н. отмечает, что смена «Комсорг» воспитывает будущих лидеров, вполне возможно, что ребята продолжат свой путь в политике, а кто-о, может быть, дорастёт до больших чинов. Александр Николаевич так же поддержал предложение ребят о том, что школа молодёжных лидеров нуждается в помещении для своих встреч и занятий, для обучения стажёров. Школа лидеров стала ведущей ценностью в сознании подростков и юношей. Устойчивость идеологически направленной школы лидеров в условиях смены общественной формации можно объяснить рядом причин социального характера (значимостью проблем молодежного движения) и продуктивностью научной концепции и качеством формирующего эксперимента, что позволяет обсуждать вопрос не только о причинах устойчивости школы лидеров, но и о перспективах ее развития и востребованности в будущем. В духовно-нравственном становлении современной молодежи, согласно исследованиям А.Л. Журавлева и его сотрудников, многое зависит не только от мироощущения, но и от уровня социального самоопределения индивидов Социальное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Проблема самоопределения личности затрагивает не только судьбу любого человека, но и перспективы развития общества в целом. Меняющиеся социально-экономические условия требуют новых ориентиров для нового поколения. Проблемой самоопределения личности в разной степени занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных авторов, прежде всего, хочется выделить представителей психоаналитического (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс), топологического (К. Левин) и прочих направлений в психологии. Создатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что самоопределение раскрывается через понятие жизненного стиля и способов реализации этого стиля. Цель любого человека – стать ценной и значимой личностью. Для достижения этой цели человек старается компенсировать органическую неполноценность (или чувство неполноценности). Основа личности по А. Адлеру - способность к творчеству, то есть способность формулировать как цели, так и способы их достижения, опирающаяся на индивидуальную концепцию понимания мира каждым человеком. Согласно взглядам Э. Эриксона, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Все органы и все системы живого существа развиваются в определенные периоды времени и в определенной последовательности. Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться, чтобы человек перешел к следующей стадии. Личность человека развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом. Задача общества, по мнению Э. Эриксона, состоит в том, чтобы предоставлять людям все новые и новые возможности для взаимодействия, при этом пытаться сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность проявления этих возможностей. В гуманистическом психоанализе Э. Фромма развитие личности человека надо рассматривать как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует данный индивид. Э. Фромм считает, что отдельная личность может быть понята только в свете истории всего человечества. Основной тезис Э. Фромма заключается в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в «ошибку природы». Самосознание порождает отчужденность, неприкаянность, изоляцию. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится вернуться к истокам бытия, соединиться с природой и себе подобными. Здоровый индивидуум обладает лучшей способностью к объединению с миром, в укорененности в нем, в самоидентичности, в приобретении и наличии системы ценностей. А. Маслоу и К. Роджерс как представители гуманистического направления в психологии рассматривают развитие личности посредством самоактуализации (изменения своего внутреннего состояния). А. Маслоу считает, что пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня (в безопасности, в уважении), стремление к самоактуализации возникнуть не может. Самоактуализация по А. Маслоу заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается соответствующего поведения. Самоактуализация по К. Роджерсу – это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Он считает, что стремление к здоровому развитию является преобладающей и мотивирующей силой в человеке, действующем свободно, и эту силу нельзя ничем изменить. Рост - главная цель организма. Исследование проблемы самоопределения можно встретить и в работах К. Левина. Целью его исследований является примирение гуманистических понятий личности, у которой есть цели, мотивы, чувство самости. В своей теории поля К. Левин рассматривает проблему самоопределения личности через создание жизненного пространства. Психологическое пространство состоит из разных секторов и регионов, обладающих проницаемостью. Развитие личности представляется как движение от одного региона к другому, являющимся новым для индивида, и рассматривается через понятие «дифференцированности личного пространства». Чем выше дифференцированность, тем выше ступень развития личности. Удовлетворенность социальными отношениями в группе К. Левин связывает с определенными параметрами жизненного пространства индивида [2, с.13-16]. Таким образом, в зарубежных исследованиях самоопределение личности связано с ее развитием, обусловленным многими внутренними и внешними факторами. В отечественной науке проблема самоопределения личности привлекала внимание ученых разных направлений: психологов, философов, педагогов, социологов. Тем не менее, в общем виде самоопределение представляется как проблема развития самосознания и определения человеком себя в личностном, профессиональном, умственном, социальном и социально-психологическом отношениях, как способность личности принимать решения и входить в сложный социальный мир, осознавать и руководствоваться в этой связи своими жизненными целями, убеждениями, мотивами, ценностями [2, с.16]. Процесс социального самоопределения А.В. Петровский связывал с напряженной работой личности, направленной на выявление своей позиции в проблемной ситуации. К.А. Абульханова-Славская считает, что самоопределение представляет собой осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. С. Л. Рубинштейн выделил наиболее значимые элементы самоопределения: самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию и две характеристики самоопределения - самопознание (осознание своих внутренних свойств, своих потребностей, определение жизненных целей, ценностей и идеалов) и верность себе (сохранение и по возможности отстаивание этих ценностей и идеалов [58, с. 12-13]. А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко значительно расширили пространство самоопределения молодежи, дополнив традиционные виды самоопределения: личностного, профессионального и коллективистического, - экономическим самоопределением, наиболее актуальным в критические периоды развития общества, когда радикально изменяются системы ценностей в массовом, групповом и индивидуальном сознании. Используя уровневую модель самоопределения субъекта для исследования динамично развивающегося сознания субъекта в изменяющихся, нестабильных условиях, авторы убедительно показали, что экономическое самоопределение индивидуального и группового субъекта выступает важнейшим фактором его экономической активности [17, с. 5-15]. Процесс самоопределения обеспечивается действием системы психологических механизмов, в оценке которых пока нет общего подхода. А.В. Мудрик в качестве таких механизмов выделяет идентификацию и обособление. Идентификация, по мнению автора, включает процесс усвоения индивидом накопленного человечеством опыта, а обособление (персонификация) – проявление индивидуальных особенностей человека. Идентификации совместно с подражанием и конформностью отводится ведущая роль в обуславливании персонификации личности. Таким образом, идентификация и персонификация являются двуединым процессом и механизмом самоопределения. В работах В.Ф. Сафина и Г.П. Никова в систему механизмов самоопределения включается самооценка, которая рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения, без которого невозможна персонификация. Авторы полагают, что первый механизм обслуживает поведенческий аспект самоопределения, а второй - когнитивный [58, с.13]. Особенно значимым механизмом процесса самоопределения является его мотивационный аспект, описанный Л.И. Божович. Автор выявляет специфические особенности структуры мотивов старшеклассников - «взгляд на настоящее из будущего», которые качественно изменяют позиции юношества в их отношении к миру и самим себе (появляется стремление к романтизму, героизму, моде, яркой, престижной профессии и др. значимым для всей планеты и всего человечества качествам человека). И. С. Кон самоопределение личности (профессиональное и моральное) в подростковом и юношеском возрасте связывает с формированием у нее жизненных планов, которые возникают в результате становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся [2, с. 21]. С точки зрения социальной стратификации, неоднородности социальных сред, вплоть до отношений рабства, наиболее актуальным является создание развивающих социальных сред (социальных оазисов), адекватного субъективного характера развивающейся личности. Потенциал образовательной среды раскрывается через введение социального обучения в качестве наиболее подходящей формы психологической помощи молодежи. Как системообразующим фактором является развитие социальной среды (социального оазиса) и адекватной возможности новой оптимальной форме психологической помощи – социальное обучение. Таким образом, определяет содержание психологического сопровождения молодых людей в качестве оптимизации своей деятельности посредством создания образовательных социальных медиа. Теоретические основы создания таких сред являются концепции С. Л. Рубинштейна и Б. Ф. Ломова, л. И. Уманского, в. в. Рубцов, В. И. Панова и другие. Очень современными и плодотворными являются идеи Э. Фромма о социальных оазисов и их постепенное распространение на весь социум как средство «духовного совершенствования человечества». Многие пожилые люди обращаются к феномену гражданской ответственности «...свобода личности – это не только независимость от других, но некоторые правила должны соблюдаться» или «...свобода, свободное мнение, но и прислушивается к конструктивной критике других». В этой части старшеклассников, в том числе подростков, свобода воспринимается как «свобода для». Важно отметить позицию субъектности подавляющее большинство студентов при оценке их статуса личности в современном мире: быть самим собой, самодостаточным. Поэтому уместно отметить высокий интеллектуальный потенциал современных студентов. На вопрос: «Считаете ли вы, что такое свободный человек?» ученики отвечают: «Свобода мысли и слова», «Свобода действий в рамках закона», «ответственность», «самооценка», «независимость от родителей и своей собственной семейной жизни». Однако, некоторые люди интерпретируют свободного индивида как абсолютно независимый человек, т. е. как «свободу от» («...ни от кого не зависеть, быть самостоятельным, заботиться о себе» и т. д.) Идеал. На основе работ Чернышева А. С., Сарычев С. в., Лобков Ю. л. и Елизаров, с. г. видно, что, практически выражена установка на отрицание идеала, наоборот, идеал ученики этих школ представлены в качестве значения, хотя показали смешанную картину социальных представлений учащихся об идеальном («... кого бы вы хотели подражать?»). Наиболее выраженными оказались следующие тенденции: а) идеал в обеспечении психологической безопасности, душевного спокойствия. Для большинства перевозчиков являются члены семьи, в основном родители (мать, отец); 6) идеально подходит в качестве руководства для светлой и очень благополучную жизнь. Ролевые модели успешных, богатых людей: спортсменов, рок-музыкантов, поп-звезд, в основном иностранных. Эта тенденция, в первую очередь, для учащихся девятых классов в Православной школе, и 18 учащихся в школе; В) имитация выдающихся деятелей науки, искусства, медицины, образования, военного дела и т. д. встречается чаще, чем в других школах. В последнее время в связи с событиями в мире, большинство студентов, как образец для подражания, поставленных Владимиром Путиным. Позитивные тенденции в социальных отношениях. Наиболее приоритетными были: стремление найти смысл жизни и объяснение собственных поисков; осознание собственной значимости: достаточно развитое отношение. возможность увидеть самое важное и существенное в своей личности и жизни; установка на позитивное изменение окружающей среды и социальной ситуации; установка на готовность включения личности в сложную социальную среду; чувство принадлежности к социальной работе. Эти данные о содержании социальной идентичности молодежи является в определенной мере совпадают с выводами К. А. Абульханова-Славская, А. Б. Купрейченко о моральном сознании как ведущей детерминанты в русском менталитете. Общие выводы: 1. Наиболее чувствительными к воздействию социально-психологических характеристик образовательной среды являются такие моральные качества, как идеал, идея свободы, отношений позитивных изменений в социальной среде, личностного и профессионального самоопределения. 2. Существует значительная вариабельность в контексте высших духовно-нравственных ценностей современных студентов. 3. Ограничения и социальный инфантилизм проблемного поля количество студентов, указывает на отсутствие мотивации к их участию в образовательном процессе и негативно влияет на эмоциональное и волевое развитие личности в целом. 4. В школах с высоким уровнем образовательной среды (социального оазиса) мироощущение и социальное самоопределение старшеклассников характеризуется высоким моральным и духовным содержанием социальных представлений о свободе, идеальное растение для улучшения окружающей среды. 5.Духовно-нравственного содержания социальных представлений о свободе, идеальный и позитивный настрой в социальной среде обеспечивает оптимальную социализацию старшеклассников. В работах Чернышева, С. А., Сарычев С. в., Лобков Ю. л
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg