Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Профилактика возникновения заикания в дошкольном возрасте

bulakovp 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2020
Было проведено исследование направленное на актуальную тему по профилактике развития заикания у детей дошкольного возраста. В процессе работы, цель исследования, направленная на изучение предпосылок развития заикания у детей дошкольного возраста была достигнута.
Введение

Профилактика развития заикания у дошкольников, как и других речевых нарушений, в целом являются ключевыми для логопедии, так как их предупреждение всегда целесообразнее, чем их коррекция [38, 56-59]. Заикание возникает из-за воздействия ряда факторов: 1. Биологический фактор. Например: наследственность, нервнопсихические заболевания, левшество. 2. Социально-психологический фактор. Например: психические травмы пролонгированного (особенности воспитания ребёнка в семье), либо острого характера (испуг). Среди производящих причин, важное место занимают те психосоциальные факторы, которые развиваются по подражанию и обусловливают неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, косноязычие, скороговорение), когда звук произносится в то время, как речевые органы, вследствие торопливости уже перестроены на последующую артикуляцию; чрезмерный вдох перед речью, расплывчатые словесные формулировки, частое повторение и потребление непонятных слов. При этом он указывает на специфичность воздействия такой речи у родителей на своих детей (одновременно в акте восприятия и воспроизведения), называя ее «нервной речью», которая в стремлении ребенка подражать родителям, вызывает нервное напряжение, проявляющееся у нервных детей в виде заикания, особенно при демонстрации своих способностей к декламации перед гостями, а также при рефлекторном закреплении физиологических итераций в момент рассогласования моторной организации речевого акта и построения его смысловой программы. В настоящее время лишь в единичных исследованиях встречается информация о влиянии коммуникативно-речевой среды семейного окружения заикающихся детей, которое отличается своеобразием как с точки зрения воспитания и взаимоотношений, так и речевого образца, демонстрирующего ребенку неправильные примеры для подражания (торопливость, сбивчивость, артикуляционную неразборчивость, наличие сорных слов, отсутствие границ текста, импульсивность, превышение уровня громкости, высотности при речи, неумение выслушать собеседника и др.) [38, 56-59], что подтверждает актуальность данной тематики Объектом исследования является профилактика развития заикания у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс выявления предпосылок развития заикания у детей дошкольного возраста и пути профилактики. Цель данного исследования: выявление предпосылок развития заикания у детей дошкольного возраста и разработка психолого-педагогических рекомендаций для профилактики. Гипотеза исследования: наряду с имеющимися в литературе данными о предпосылках развития заикания у детей особое значение имеют факторы семейного воспитания и особенностей речевой коммуникации в семье, которые требуют специального изучения, являются основой для разработки психолого-педагогических рекомендаций в рамках профилактической работы с семьями еще до рождения детей или при наличии маленьких детей, ориентируясь на «зону» ближайшего развития их речи. Цель исследования предполагает решение следующих задач: 1. Провести теоретический анализ специальной литературы; 2. Провести изучение речевого и психофизического статуса заикающихся дошкольников экспериментальной группы; 3. Выявить предпосылки (биологического и социальнопсихологического характера) для развития заикания у детей экспериментальной группы на основе анализа анамнестических данных; 4. Провести изучение факторов семейного воспитания заикающихся дошкольников экспериментальной группы как предпосылок невротизации их личности и развития заикания, на основе анализа тематических детских рисунков; 5. Проанализировать особенности коммуникативно-речевой среды в семьях заикающихся дошкольников экспериментальной группы на основе включенного наблюдения; 6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по профилактике развития заикания у детей дошкольного возраста на модели психолого-педагогической методики семейной реабилитации заикающихся дошкольников. Методы исследования: - теоретический анализ данных литературы в сравнительном аспекте; - экспериментальное исследование констатиру ющего типа с использованием следующих методик: - логопедического обследования по традиционной схеме; - анализа анамнестических данных, тематических рисуночных тестов и наблюдений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….....4 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….7 1.1 Анализ научных направлений в исследовании проблемы заикания…………7 1.2 Пути профилактики развития заикания у дошкольников…………………...12 1.3 Профилактика хронификации и рецидивов заикания………………………..13 Глава 2. Методы и результаты исследования предпосылок развития заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………….14 2.1 Суть исследования……………………………………………………………...14 2.2 Методы исследования………………………………………………………….15 2.3 Рекомендации по профилактики развития заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...18 Заключение………………………………………………………………...…….….22 Список литературы………………………………………………….....…….….….23
Список литературы

1. Абелева И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации. // Вопросы психологии. – 1976. №4. – С. 144-150. 2. Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 213-222. 3. Ангушев Г.И. Психологические особенности заикающихся (с позиции системного подхода). // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. науч. трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М.: Мин. просвещения РСФСР. МГПИ им. В.И. Ленина, 1973. – С. 13-30. 4. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. – М.: МОИУУ. – 1990. – 167с. 5. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи. – М.: Эребус, 1993. – 160с. 6. Асатиани Н.М., Казаков В.Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжным течением заикания. // Невропатология и психиатрия. – 1974. – Вып. 4. – С. 560-565. 7. Асатиани Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. / Н.М.Асатиани, Л.И.Белякова, И.О.Калачева и др.// Дефектология. – 2015. №1. С.25-30. 8. Асатиани Н.М. Клинический аспект проблемы заикание. // Клиника и терапия заикания. Сб. научн. тр. / Под ред. Г.В.Морозова. – М.: Знание, 1984. – С. 5м-10. 9. Белякова Л.И. Нарушение функциональной системы речи при заикании. // Ж. невропатологии и психиатрии. – 1976. №10. – С. 1955-1958. 10. Белякова Л.И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания. // Клиника и терапия заикания. Сб. научных тредов / Под ред. Г.В.Морозова. – М.: Знание, 1984. – С. 106-120. 11. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Сб. тр. / Под ред. Беляковой Л.И. – М.: Прометей, 1992. – С. 3-20. 12. Белякова Л.И.,Дьякова Е.А. Заикание. – М.: В.Секачев, 1998. – 304с. 13. Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся. // Дефектология. – 1975. №3. – С. 8689. 14. Болдырева Т.А. Экспериментально-психологическое исследование взрослых заикающихся и его значение для проведения групповой психолого-коррекционной работы. // Клинические и организационные вопросы общей и судебной психиатрии. – М.: Медицина, 1986. – С. 63-67. 15. Болдырева Т.А. психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.: АПН СССР НИИ дефектологии, 1989. – 16с. 16. Болдырева Т.А., Рылько Г.Ф. Опыт групповой психологокоррекционной работы со взрослыми заикающимися. // Клиника и терапия заикания. / Под ред. Г.В.Морозова. – М.: Знание, 1984. – С. 173-180. 17. Власова Н.А. Комплексный медико-педагогический подход к проблеме заикания. // Клиника и терапия заикания. Сб. научн. тр. / Под ред. Г.В.Морозова. М.: Знание, 1984. – С. 10-18. 18. Власова Н.А., Беккер К.П. Этиология заикания // Заикание. – М.: Медицина, 1978. – С. 33-52. М.: Владос, 1997. – С. 549-553. 20. Глозман Ж.М. Личность и нарушение общения. – М.: МГУ, 1987. – 150с. 21. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. – Л.: Медицина. Ленингр. отделение. 1970. – С. 5-19. 22. Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков. // Клиника и терапия заикания. Сб. научн. тр. / Под ред. Г.В.Морозова. – М.: Знание, 1984. – С. 60-68. 23. Дубровский К.М. Одномоментный метод снятия заикания. // Материалы заседания Харьковского научно-медицинского общества. – Харьков, 1966. – С. 306-308. 24. Дьякова Е.А. Монологическое высказывание взрослых заикающихся. Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 1994. – 16с. 25. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. –159с. 26. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М.: Медгиз, 1962. – 299с. 27. Казаков В.Г. Клиническая характеристика больных с затяжными формами заикания. Автореф. дис. …канд.наук. – М., 1973. – 22с. 28. Казаков В.Г. психопатология и причины терапии затяжных форм заикания у взрослых // Клиника и терапия заикания. Сб.научн. тр. / Под ред. Г.В.Морозова. – М.: Знание, 1984. – С. 81-93. 29. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. 2005. №6. – С. 28-37. 30. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. – М.: Флинта, 1997. – 160с. М.: Владос, 1997. 32. Левина Р.Е. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. // Симпозиум по вопросам заикания у детей. Сб.тр. – М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1963. – С. 3-8. 33. Левина Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. Сб.ст. / Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: Педагогика, 1975. – С. 6-21. 34. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия. – СПб., 1901 // Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты). В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С. 388-396. 35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 36. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. – СПб.: Наука. С-Петербург. изд. фирма, 1994. – 190с. 37. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Щугарева Л.М. Заикание: неврология или логопедия? – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. – 600с. 38. Мерзлякова В.П., Рау Е.Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. – М.: В.Секачев, 2011. – 139с. 39. Миронова С.А. Организация жизни и воспитания заикающихся дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1973. №3. – С.22-25. 40. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. – Л.: Медицина, 1988. – 183с. 41. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды. / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. 362с. 42. Некрасова Ю.Б. Применение комплексного логопедического и психотерапевтического воздействия при устранении заикания у взрослых. Дисс. …канд. наук. – М., 1968. – 167с. 43. Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся. // Вопросы психологии. – 1980. №5. – С. 32-40. 44. Некрасова Ю.Б. Реализация дифференцированного подхода к заикающимся на основе использования комплекса методик. / Некрасова Ю.Б., Горбова А.В., Рау Е.Ю. // Новые исследования в психологии. – М., 1981. №1. – С. 90-93. 45. Некрасова Ю.Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся. // Вопросы психологии. – 1984. №2. – С. 75-81. 46. Некрасова Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии. // Вопросы психологии. – 1985. – №2. – С. 127-133. 47. Некрасова Ю.Б. основные принципы коррекции нарушения речевого общения. // Вопросы психологии. – 1986. №5. – С. 90-95. 48. Некрасова Ю.Б. Библиотерапия в системе логопсихотерапии. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Психология педагогического общения». – Кировоград, 1990. – С. 219-221. 49. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения. // Вопросы психологии. – 1991. №5. – С. 123-129. 50. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. дис. …д-ра психол. наук: Рос. Психол. ин-т. – М., 1992. – 45с. 51. Некрасова Ю.Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях. // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М.: В. Секачев, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 380-386. 52. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством. – М.: Смысл, 2006. –223с. 53. Неткачев Г.Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. – М., 1909 //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С. 396402. 54. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися. // Дефектология. – 1982. – №1. – С. 3-12. 55. Поварова И.А. Комплексная логопедическая работа о коррекции темпоритмических нарушений речи у заикающихся подростков и взрослых. Автореф. …канд. пед. наук. – СПб., 2001. – 22с. 56. Рау Е.Ю. Возможности педагогической коррекции нарушений общения при заикании учителями общеобразовательной школы. // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с речевой патологией. Сб. тр. / Под ред. Л.И.Беляковой. – М.: МГПИ, 1987. – С. 96-114. 57. Рау Е.Ю., Казбанова Е.С. Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания. // Новое в логопедии. – 2004. №6. – С. 4749. 58. Рау Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям. Дис. канд. пед. наук. – М., 1995. – 179с. 59. Рау Е.Ю., Чайкина А.С. Роль подражательного компонента в развитии нарушения речевой плавности у детей. – 2015. 60. Садовникова Е.Н. Личностно-ориентированная психологопедагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук / Моск. гор. пед. ун-т ком. образования Правительства Москвы. – М., 2001. – 26с. 61. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы теории и практики. Сб. ст. под ред. Л.И.Беляковой. – М.: Прометей, 1992. – С. 20-37. 62. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М.: ВЛАДОС, 1994. – 200с. 63. Сикорский И.А. О заикании. – СПБ., 1889. – С. 38-152 // Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты):. В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С. 377387. 64. Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // Клиника и терапия заикания. Сб. научных трудов. – М.: Знание, 1984. – С. 98-105. 65. Суворова В.В. Репродуктивные образы бинокулярного зрения при нетипичных межполушарных отношениях у заикающихся. / В.В.Суворова, М.А.Матова, З.Г. Туровская // Вопросы психологии. – 1984. №1. – С. 105-110. 66. Психотерапия. – М.: Гос. учеб. педагог. Изд. «Полиграфкнига», 1934. – 68 с. 67. Флоренская Ю.А. Повторные больные и трудные случаи заикания. / Ю.А.Флоренская, И.С.Авербух, О.Г.Архипова // Вопросы логопедии. – Харьков, 1936. – Декабрь. – С. 8-32. 68. Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия. – М., 1931 // Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты):. В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С. 407414. 69. Хавин А.Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (на модели заикания). Дисс. …канд. психол. наук. – Л., 1974. – 140с. 70. Хавин А.Б. Индивидуально-психологические факторы в прогнозировании преодоления заикания // Вопросы психологии. – 1985. №2. – С. 133-135. 71. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. –– М, 1937 72. Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты):. В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 1997. 73. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 112с. 74. Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. Учеб. пособие. – М.: МПГИ, 1986. – 99с. 75. Шкловский В.М. Заикание. – М.: Медицина, 1994. – 248с. 76. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. // Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты):. В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С. 490-506. школьного возраста. – М.: АРКТИ, 1999. – 96с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы заикания у детей дошкольного возраста. 1.1 Анализ научных направлений в исследовании проблемы заикания Заикание изучается с разных научных позиций. Все попытки рассматривать заикание с физиологических, психологических, нейрофизиологических или клинических позиций, порождает развитие различных научных направлений. Таким образом, предлагается множество комплексных систем реабилитации заикающихся, в которых нужно учитывать то, что в одном из направлений комплексного метода является приоритетным. Выделяются следующие научные направления: 1. Психолого-педагогическое направление. Это направление создано в 60-е годы Р.Е. Левиной. Она считала, что возникновение заикания связано с переходом к самостоятельной развернутой речи и обусловлено трудностью применения языковых средств[32]. Левина отмечает, что больше всего заикание может проявляться на фоне использования детьми более сложные виды высказывания, связанные с контекстными видами. И меньше всего заикание может проявляться в случае ситуационных форм высказывания. Заикание может возникнуть у детей с низкой языковой способностью, с импульсивным речевым поведением и зависит от развития языковых средств коммуникации. Г.А. Волкова рассматривает заикание, как сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным развитием личности. Речевые и психические нарушения накладывают отпечаток на процесс речевого общения, искажая и деформируя его[19]. Методика школы Р.Е. Левиной использовалась в 70-е годы, как основная методика в специальных учреждениях и логопеды были обязаны работать именно по ней.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 23 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 22 страницы
1300 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 23 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 34 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg