Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых технологий

bulakovp 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2020
Анализ специальной психолого-педагогической и логопедической литературы показал , что проблема коррекции и развития фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) на современном этапе актуальна . С развитием логопедической науки и практики , физиологии и психологии речи (Р.Е .Левина, Р.М .Боскис, Н.Х .Швачкин, Л.Ф .Чистович, А.Р .Лурия и др .) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие . Р.Е.Левина на основе психофизиологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Введение

Формирование фонематического восприятия является одной из важнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылке для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО . Работа по формированию фонематического восприятия должна проводиться систематически и планомерно как в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, так и в массовых группах дошкольных образовательных организаций. Различные дефекты произношения звуков, самое распространенное нарушение у детей 5-6 и 6-7 лет . Старший дошкольный возраст является прямой подготовкой к переходу ребёнка на дальнейший, весьма значительный этап во всей его жизни - поступление в школу. Вследствие этого, одно из главных мест в системе работы с детьми 6-7 лет занимает подготовка к школе. Грамматически правильная речь это не только показатель того, что ребёнок готов к обучению в школе, но и залог того, что ребёнку будет легче и проще в овладении грамотой и чтением. В основе письменной лежит устная речь, таким образом, дети, у которых встречается недоразвитие фонематического слуха, находятся в группе вероятных дисграфиков (расстройство письма) и дислексиков (расстройство чтения) . У детей, у которых не достаточно развито фонематическое восприятие в результате этого невыполнимо становление звукового анализа. Звуковым анализом называют процесс разделения различных звуковых комплексов (соединений звуков, слогов, слов) на составляющие их элементы в мысленном плане, также происходит задержка лексико-грамматического развития. В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец , С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной , Е.Ф. Соботович , М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи. Анализ литературы позволяет отметить, что ряд авторов выделяют несколько форм нарушения звукопроизношения: фонетическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (О.В. Правдина , Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова) . В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игровых технологий на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов остается мало разработанной. Этим и определяется актуальность проведенного нами исследования, посвященного теме «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых технологий». Выбор темы данного исследования обусловлен ее важностью для теории и практики логопедии. Отправной точкой при разработке теоретических и практических проблем ФФНР является представление о том, что, так как в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей. Вероятно, при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств . Именно поэтому, возникла необходимость в разработке эффективной модели формирования у дошкольников фонематического восприятия посредством игровых технологий, заключающейся в комплексном взаимодействии воспитателя с родителями и узкими специалистами ДОУ. Объект исследования: фонематическое восприятия детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Предмет исследования: процесс формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Цель исследования: рассмотреть возможные пути повышения эффективности логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием игровых технологий в условиях логопедической группы или логопункта детского сада. Гипотеза: специально организованное обучение старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по формированию фонематического восприятия с использованием игровых технологий будет способствовать повышению эффективности коррекционно-логопедической работы. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и психолингвистическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить педагогические условия формирования фонематического восприятия у детей с нормальным речевым развитием и детей с ФФНР. 3. Определить методику и провести экспериментальное исследование формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в двух группах: - дети с ФФНР; - дети с нормальным речевым развитием. 4. В ходе экспериментального обучения подобрать и апробировать игровые технологии по формированию фонематического восприятию у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. 5. В процессе контрольного эксперимента установить эффективность предлагаемых рекомендаций. Методологическая основа исследования : -теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы; - изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, речевые карты, анкеты и опросники для родителей и воспитателей; - эмпирические методы: беседы с логопедами, воспитателями; - наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности; - экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, направленных на изучение особенностей формирования фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР. Практическая значимость: - полученные данные об особенностях формирования фонематического восприятия старших дошкольников с ФФНР позволили подобрать оптимальные методики с использованием игровых технологий у детей данной категории; - результаты исследования могут использоваться в практической работе логопедами и воспитателями логопедических групп детских садов. База исследования: исследование проходило на базе МБДОУ №65 «Радость» комбинированного вида. В исследовании приняли участие дошкольники старшей логопедической группы (6-6.5лет) с ФФНР и детей старшей группы с нормой развития. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников информации. Общий объем текстовой части составляет 85 страниц. Работа иллюстрирована 1 таблицей, 2 рисунками. Список источников информации содержит 72 наименований.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………..10 1.1. Взгляды педагогов на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………………10 1.2. Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………………………15 1.3. Игровые технологии в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста……………23 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..39 2.1. Цель, задачи и организация констатирующего исследования…………………………………………………………………..39 2.2. Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………….40 2.3. Результаты констатирующего эксперимента……………………44 ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….54 3.1 Особенности использования игровых технологий в процессе проведения коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи…….54 3.2 Содержание методики формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с помощью игровых технологий…………………………………………………………62 3.3 Контрольное обследование речи у детей с ФФНР………………70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….77 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………………………82 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………89
Список литературы

ИНФОРМАЦИИ I. Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ , от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237, СПС «КонсультантПлюс » 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г . N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г . № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г . № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» 6. Приказ министра образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г . № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» II. Учебная и монографическая литература: 7. Безрукова О .А., Каленкова О .Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста . М.: Русская речь , 2014. 95с. 8. Безрукова О.А ., Каленкова О.Н . Моя русская грамматика . М.: Русская речь , 2012. 144с. 9. Бельтюков В.И . Об усвоении детьми звуков речи. М .: Просвещение, 2012. 143 с. 10. Боскис Р.М., Левина Р.Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте. М .: Наука, 2012. 342 с. 11. Варенцова Н.С, Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Наука , 2012. 254 с. 12. Варенцова Н .С, Колесникова Е .В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. СПб.: Нева , 2013. 255 с. 13. Волкова Г .А. Логопедическая ритмика . М.: Гуманит.изд . центр ВЛАДОС, 2006. 272 с . 14. Гвоздев А.Н . Усвоение детьми звуковой стороны русского. СПб .: Нева, 2012. 244 с. 15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи . М.: Наука, 2013. 471с. 16. Григоренко Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции // Дис . Кандидата педагогических наук . М.: МГУ, 2015. 180с. 17. Гриншпун Б.М. Дислалия . М.: Сфера, 2012. 154 с . 18. Дурова Н.В . Формирование фонематического слуха у детей. М .: Сфера, 2013. 255 с. 19. Жинкин Н.И Механизмы речи. М.: Пегас , 2012. 244 с. 20. Жинкин Н .И. Интеллект, язык и речь. М .: Линка-Пресс, 2013. 345 с . 21. Жукова Н.С ., Мастюкова Е.М ., Филичева, Т.Б . Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. М.: Екатеринбург : Издательство ЛИТУР, 2013. - 320 с . 22. Иншакова О.Б . Альбом для логопеда . М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. 280с. 23. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под ред . Левиной Р.Е . М.: Просвещение, 2011. 342 с . 24. Каше Г.А . Подготовка к школе детей недостатками речи : Пособие для логопеда . М., Просвещение, 2015. 207с. 25. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. М.: Сфера , 2013. 243 с. 26. Киселева В .А., Кунегина Е .В. К вопросу о нарушении фонематического восприятия. Сборник тезисов московских педагогических чтений 16-19 марта 2009 г. Актуальные вопросы специальной педагогики и специальной психологии . М.: МГУ, 2009. 185 с . 27. Кольцова М.М . Ребенок учится говорить . М.: Наука, 2011. 192 с . 28. Коноваленко В. В ., Коноваленко С. В . Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. М.: Наука , 2011. 254 с. 29. Корнев А .Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб.: Нева , 2012. 154 с. 30. Левина Р .Е. Воспитание правильной речи у детей . М.: Академия, 2014. 354 с . 31. Левина Р.Е . Основы теории и практики логопедии. М .: Просвещение, 2008. 367 с. 32. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности . М.: Наука, 2015. 205с. 33. Логопедия : Учебное пособие для студентов дефектол. фак . пед. ин-тов / Л.С. Волкова , Р.И. Лалаева , Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С . Волковой. М.: Владос , 2015. 384с. 34. Лопатина Л.В . К вопросу о «стёртых формах дизартрии »: Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений . СПб.: Пегас, 2012. 255 с . 35. Лопатина Л.В . Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. М .: Наука, 2008. 156 с. 36. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой. СПб.: Образование , 2014. 354 с. 37. Лопатина Л .В., Серебрякова Н .В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии ). СПб.: Изд-во РГПУ им. А .И. Герцена, 2011. 191с. 38. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М .: Изд-во Московского Университета, 2015. 244 с. 39. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно . СПб.: Дельта, 2016. 384с. 40. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М .: АСТ, 2013. 265 с. 41. Понятийно -терминологический словарь логопеда / под ред. В .И. Селиверстова. М .: Владос, 2007. 400с. 42. Правдина О .В. Логопедия. М .: Просвещение, 2009. 354 с. 43. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. М.: Просвещение , 2012. 208 с. 44. Сорочинская Т .В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Дисс. канд . пед. наук. - М .: МГУ, 2009. 187с. 45. Смирнова И .А. Логопедический альбом для обследования фонетико -фонематической системы речи . М.: Детство-Пресс , 2014. 276 с. 46. Спирова Л .Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи . М.: Академия, 2012. 132 с . 47. Ткаченко, Т.А . Развитие фонематического воприятия . Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М .: Издательство ГНОМ и Д, 2011. 32 с. 48. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями . М: АРГО, 2016. 80с. 49. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М.: ГНОМ и Д, 2010. 80с. 50. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников . М.: Просвещение, 2013. 112 с . 51. Филичева Т.Б ., Чевелева Н.А . Логопедическая работа в специальном детском саду . М.: Просвещение, 2007. 142с. 52. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение , 2009. 223 с. 53. Филичева Т .Б., Чиркина Г .В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М .: Академия, 2012. 136 с. 54. Филичева Т.Б., Лалаева Р.И., Волосовец Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение , 2008. 275с 55. Фомичева М.Ф . Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сад. М.: Просвещение , 2010. 240с. 56. Фотекова Т.А ., Ахутина Т.В . Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ , 2012. 136 с. 57. Хватцев М .Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. М.: Аквариум , 2016. 384 с. 58. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений : В 2 тт. Т .II / Под ред . Л. С. Волковой и В. И . Селиверстова. М.: Гуманит .изд. центр ВЛАДОС , 2007. 560 с. 59. Чиркина Г .В. Обследование звуковой стороны речи. Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф . Г.В. Чиркиной . М.: Аркти, 2015. 240с. 60. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве . М.: Наука, 2009. 254 с . 61. Эльконин Д.Б . Психология развития. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия , 2011. 436 с. III. Периодические издания: 62. Микляева Н . В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2001. № 2 63. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи. // Дефектология , 2001. №2. 64. Семенович А.В ., Ланина Т.В . Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематиических процессов в детском возрасте. // Практическая психология и логопедия, 2004. №4(11) 65. Тихонова Е.С., Селиванова М.Е. Логопедические рифмовки как средство формирования лексико-грамматического строя речи. // Приложение к журналу «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития », 2011. №1 66. Чевелева Н.А . Приемы развития фонемного восприятия у дошкольников с нарушениями речи //Дефектология. 2006. № 5. С.57-61.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. 1.1 Взгляды педагогов на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В это время происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (Н.Х. Швачкин ). Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом слухе и фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова . Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 43 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 108 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg