Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правоприменительные акты.

irina_krut2020 648 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Цель работы – выявить и охарактеризовать понятие, содержание и основные признаки правоприменительных актов в теории государства и права. Задачи: – выяснить понятие, сущность и признаки правоприменительного акта; – охарактеризовать особенности, отличия правоприменительным актам и требования к ним; – дать характеристику акта-документа и акта-действия; – обратить внимание на пробелы в праве и их виды, основные пути устранения пробелов, определить сущность аналогии законов и аналогии права.– привести классификацию правоприменительных актов; Цель и задачи работы определили ее структуру, которая включает введение, три главы, заключение, список нормативных правовых актов и литературы.
Введение

Исходной формой реализации права государством является законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, законодатель должен следовать не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам всех субъектов федерации. Во всяком случае он реализует их в форме соблюдения. Право способно непосредственно воздействовать на поведение людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется там, где право нашло свое позитивное выражение. Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить ей держание права субъекта и тем самым способствуют его реализации Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость. Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные условия и факторы и стали предметом настоящего коллективного исследования. Следует понять, что представляют собой различные формы реализации права. Важно уметь раскрыть содержание таких форм реализации юридических норм, как использование, соблюдение и исполнение. Особое внимание следует обратить на такую форму, к Необходимо знать, какие основные требования обеспечивают правильное применение норм права, в чем выражается законность и обоснованность этого процесса, ак применение права путем применения правоприменительных актов .Необходимо знать, какие основные требования обеспечивают правильное применение норм права, в чем выражается законность и обоснованность этого процесса, каковы его основные стадии. Следует разобраться в проблеме толкования законов и других нормативных актов, учитывая её большое практическое значение. Необходимо также хорошо знать способы восполнения пробелов в праве, разбираться в вопросах аналогия закона и аналогия права.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1.Правоприменительные акты: общая характеристика 1.1. Понятие и сущность правоприменительных актов 1.2. Отраслевые особенности правоприменительных актов 1.3. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам Глава 2. Классификация правоприменительных актов. 2.1. Виды правоприменительных актов 2.2. Структура правоприменительного акта Глава 3. ………………………………………………………………...18 3.1. Практика применения закона и подзаконных актов…………....18 3.2. Роль судов в правоприменительной практике….……………….21 3.3. Правоприменительная практика в трудовом праве……………..22 Заключение…...………………………………………………………...25 Список использованной литературы ………………...……………….27
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета. 25 декабря 1993 г. 2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ, от 17.07.2009 №145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 18.07.2009 №181-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в ред. ФЗ 30.04.2010 № 69-ФЗ. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.12.2009 № 330-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. (ч. 1). Ст. 1. 6. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 № 140-ФЗ, в ред. ФЗ от 30.06.2008 № 106-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16. 7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ с изм. и доп., внесенным от ФЗ от 18.07.2009 № 176-ФЗ// СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I) 8. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2., М., 2008. 9. Бабаев В. К. Презумпции законные и фактические //Сборник аспирантских работ. Выпуск 8. Свердловск, 1969. С. 54 — 57. 10. Бабаев В. К. Презумпции в российском праве и юридической практике. // Проблемы юридической техники. Нижний Новгород, 2008. С. 323 — 330. 11. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Суханова. М., 2009. 12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2009. 13. Галаган И.А., Василенко А.В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. № 3. 14. Иоффе О.С. , Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. 15. Исаков В.Б. Юридические факты в праве. М., 2006. 16. Жегуров Р.Т. Теория государства и права. М., 2008. 17. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2009. 18. Козлов В.А. Теория государства и права. СПб., 2010. 19. Котляровский Г.С. Проблемы общей теории права. М., 2006. 20. Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 2010. 21. Манов Г.Н. Теория государства и права. М., 2010. 22. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2009. 23. Общая теория права / Под ред. Пиголкина А. С. М., 2009. 24. Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю.С. Решетов. Казань, 2008. 25. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2009. 26. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2010. 27. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2009. 28. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 2008. 29. Холфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 2010. 30. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2009. 31. Цуканов Н. Н. О критериях правовой презумпции // Законотворческая техника современной России. Том 1. Нижний Новгород, 2001. С. 502 — 510. 32. Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе // Правоведение. 2003. № 4.
Отрывок из работы

Глава 1.Правоприменительные акты: общая характеристика 1.1 Понятие правоприменительного акта Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. В то же время имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства (судом, административным органом характера, касающегося конкретного лица (приговор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется применением и т.п.) властного индивидуального акта, предписания индивидуального права. Применение права либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Без предписаний индивидуально-конкретного характера, исходящих от компетентных органов государства, нельзя иногда устранить возможные препятствия при осуществлении права, а также применить меры государственного принуждения (санкции) к нарушителям предписании правовых норм. Отсюда и потребность в применении норм права для реализации содержащихся в них предписаний возникает в следующих случаях: 1) когда предусмотренные нормой субъективные права и обязанности по своему характеру таковы, что не могут возникнуть у конкретных лиц из их односторонних действий,атребуют для своего возникновения соответствующего индивидуального властного акта органа государства; 2) когда налицо факт правонарушения и необходимо устранить его последствия или применить санкцию. Применяя норму права, уполномоченные на это органы государства включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата Применение права – это одна из форм государственной деятельности. Соответствующий государственный орган в конкретном случае выступает от имени государства, по его уполномочию. Применение права всегда обращена вовне, к другим субъектам и обязательно для них. При этом властный орган не всегда становится стороной возникающего правоотношения.Сам акт применения права представляет собой одностороннее волеизъявление правомочного органа. Применяя право, орган государства выполняет две основные функции: 1) организации выполнения предписаний правовых норм, позитивного регулирования с помощью индивидуальных актов (оперативно-исполнительная деятельность); 2) охраны права от нарушений (правоохранительная деятельность). В целом правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы решить конкретный вопрос на основе юридического предписания, имеющего общий (абстрактный) характер. Вся деятельность органа государства, предшествующая вынесению решения, представляет собой единый в своем осуществлении процесс, и выделить отдельные стадии в нем можно лишь логически, а не в смысле последовательности во времени действий органа, применяющего право. Логически процесс применения норм права идет от изучения обстоятельств конкретного случая к правовой норме и от нее — к практическому решению данного вопроса. Отсюда можно выделить следующие стадии процесса применения права, каждая из которых имеет самостоятельное значение во время рассмотрения дела: 1) изучение фактических обстоятельств дела; 2) выбор соответствующей нормы права; 3) проверка подлинности текста нормы, анализ ее с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве, по кругу лиц; 4) анализ содержания нормы (толкование); 5) вынесение решения компетентным органом; 6) доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.; В то же время следует отметить, что реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной1. Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это прежде всего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального властного решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности государства. Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра). В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.) Необходимо отметить следующие признаки применения права1: 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридического решения. Таким образом, применение права — одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Именно путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций. В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения . Наиболее типичными признаются следующие: - установление и исследование фактических обстоятельств дела; - установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с точки зрения её подлинности, законности, действия её во времени ,в пространстве ); -принятия решения (издания индивидуального акта) - доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц. Иногда выделятся и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и следование нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведение заинтересованных лиц содержания принятого решения. Разумеется, дело заключается не в количестве выделяемых ступеней, или стадий правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержании. Вся правоохранительная деятельность как целый, единый процесс разбирается на ряд стадий не ради некой самоцели ,а ради более глубокого и разностороннего познания и совершенствования правоприменительного процесса. Таким образом, применение права представляет собой единый и вместе с тем сложный процесс, который складывается из ряда самостоятельных разнохарактерных и взаимосвязанных действий, имеет начало и окончание. Правоприменительный процесс обусловлен двойственной юридической природой: с одной стороны, направлен на реализацию норм материального права; с другой — опосредован нормами процедурно-процессуального права. С юридической стороны представляет собой единый правоприменительный комплекс1 Можно говорить о трех стадиях применения права: установление фактической основы дела; установление юридической основы дела; принятие решения по делу. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов, которые и образуют фактическую основу применения норм права. Сам механизм применения права связано с конкретными жизненными обстоятельствами, образующими в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. Поэтому процесс применения права всегда начинается с установления и исследования обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма. К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются: процессуальные требования относимости, допустимости и полноты. В то же время следует сказать, что требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности)1. Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1ст. 79УПК)2. Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК)3, приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК). Таким образом, на стадии установления фактической основы дела исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми — правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера. Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений сведущих лиц и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке. В то же время всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и принятию правильного решения. Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие. Сама сущность юридической оценки фактических обстоятельств, по сути их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Данный поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними1. Следовательно, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. Процесс юридической квалификации облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов, но выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Следует отметить типичную ошибку в этой ситуации — когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации. Анализ, толкование, избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы1. Таким образом, установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай. После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности, устанавливают: а) действует ли она на момент разрешения конкретного дела; б) действует ли она на той территории, где решается дело; в) распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения2. Необходимо подчеркнуть, что здесь же необходимо руководствоваться общим положением — «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу3. Принятие решения по делу — завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу, в котором нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. В то же время, при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Здесь необходимо выделить, что само вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах: – это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного. – решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц. Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или в иной-форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. Таким образом, правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. В то же время юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, с одной стороны, а с другой — охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону. Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Именно он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. Акт применения нормы права (правоприменительного акта) — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. 1 Акт применения права представляет собой официальную форму и итогом выражения правоприменительной деятельности. Именно посредством данных актов и закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Данная разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из которых основными можно назвать следующие: – акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений. – акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства. – акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. – акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение1. 1.2. Отраслевые особенности правоприменительных актов В то же время следует рассмотреть и следующие особенности правоприменительных актов, к которым следует отнести2: 1) Издание компетентными органами или должностными лицами. Обычно, это органы государства или их должностные лица. Именно отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. В то же время государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда. 2) Строгая индивидуальность, т.е. они адресованы поименно определенным лицам и тем самым они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. 3) Направлены на реализацию требований юридических норм, вследствие того, что конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функции индивидуального регулирования. 4) Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. В то же время акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права представляет собой официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений1. Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. 1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай. 2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенциального права в реальное только посредством акта применения права — решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее ордера. 1.3.Требования к правоприменительным актам Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности. Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например осуждается невиновное лицо). Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т.д.; 2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.; 3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы1. Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности, что означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией. Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной Таким образом, акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. В свою очередь следует сказать, что деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению веление. В нем олицетворяются авторитет и сила государства. За нарушение требований этого акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан. В то же время заметим, что так как акт применения права носит официальный характер, он должен быть оформлен в надлежащей, специально предусмотренной форме, иметь определенные внешние атрибуты. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь за собой его отмену или необходимость изменения (дооформления). Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений, решений и т.д. Не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.). Как правило, акт применения права оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания, вызов понятых), либо в форме официальных знаков (жесты регулировщика и др.). В то же время выделим, что в отличие от нормы права акт применения ограничен рамками конкретного случая и касается, как правило, индивидуально-определенных субъектов, наделяя их конкретными полномочиями и налагая обязанности. Действие акта применения права начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
320 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg