Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Совершенствование техники старта стилем баттерфляй у пловцов 14-15 лет.

irina_krut2020 1225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс спортсменов пловцов в возрасте 14-15 лет. Предметом исследования разработанный нами комплекс со специальным тренажерам для спортсменов 14-15 лет. Гипотеза: предполагается, что использование специального тренажера позволит у спортсменов улучшить старт и улучшить результат. Практическая значимость работы включает анализ результатов опроса тренеров и в проведении эксперимента с использованием специального тренажера на воде. Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты расширяют представления о важности использования специальных тренажеров для совершенствования техники старта стилем баттерфляй у пловцов 14-15 лет. Целью нашей работы является совершенствование техники старта стилем баттерфляй путем включения в учебно-тренировочный процесс специального тренажера на воде. Задачи: 1. Определить основные характеристики техники выполнения старта стилем баттерфляй. 2.Разработать комплекс с применением специального тренажера для спортсменов 14-15 лет. 3.Эксперементально определить влияние специального тренажера на совершенствование техники старта стилем баттерфляй.
Введение

В спортивном плавании старт имеет важное значение. Своевременный и грамотно исполненный старт в плавании — залог успеха для спортсмена. Он позволяет пловцу, при других равных условиях с остальными спортсменами, изначально взять оптимальную скорость и показать лучший результат — первые 7-8 метров дистанции после старта по скорости значительно превосходят среднюю скорость заплыва. Современный уровень достижений в спортивном плавании характеризуется очень высокой плотностью результатов на крупнейших соревнованиях. Одной из причин такого явления следует считать включение в программу соревнований спринтерской дистанции - 50 метров. В связи с этим огромную роль в достижении спортивного результата стал играть стартовый прыжок . Общеизвестно, что плавание является циклическим видом спорта Однако в структуре его соревновательной деятельности присутствуют движения ациклического характера - старты и повороты. Ациклическая работа имеет также большое значение в общем контексте соревновательной деятельности пловца. (Плавание. Книга – тренер/ И. П. Нечунаев ., 2011г) Актуальность заключается в том, что технический прогресс не стоит на месте, используются различные тренажёры и приспособления для тренировки отдельных фаз старта и старта в целом. Новизна данной работы заключается во внедрение и использование специального тренажера стартовая «пневмо-тумба» в тренировочный процесс спортсменов в возрасте 14-15 лет.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 6 1.1 Физиологические особенности в возрасте 14-15 лет. 6 1.2 История развития техники выполнения старта 9 1.2.1 Анализ техники выполнения современных вариантов старта. 14 1.2.2 Техника старта стилем баттерфляй. 18 1.3 Стартовая «пневмо-тумба» 19 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 21 2.1 Методы исследования 21 2.1.1 Анализ научно-методической литературы. 21 2.1.2 Опрос. 21 2.1.3 Анализ видеоматериала 22 2.1.4 Педагогическое наблюдение 22 2.1.5 Проведение эксперимента. 22 2.1.6. Метод математической статистики. 27 2.2 Этапы организации исследования. 27 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 29 3.1 Значение старта стилем баттерфляй с использованием стартовой «пневмо-тумбы» на основе опроса. 29 3.2. Результаты педагогического наблюдения за тренировочным процессом пловцов 14-15 лет. 31 3.3. Взаимосвязь между результатом на соревнованиях и их стартовой подготовкой по результатам анализа видеоматериалов. 32 3.4 Результаты тестирования стартовой подготовки 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Список литературы

1. Приказ Минспорта России от 03.04.2013 № 164 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание. 2. Аикин, В.А.Возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники стартового прыжка в спортивном плавании: Автореф. дис. канд.пед.наук. – Киев, 2012. – 23 с. 3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. – М. : ФиС, 1978. – 223 4. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1982. – 210 c. 5. Бакшеев, М.Д. Возрастные особенности формирования техники старта в плавании на спине: Автореф. дис. канд. пед.наук. –Омск, 2009. – 242с. 6. Бакшев, М. Д. Старт в спортивном плавании / М. Д. Бакшев. – Омск : Учебное пособие, 2006. – 36 c. 7. Безруких, М. Д. Возрастная физиология / М. Д. Безруких, В. Д. Сонькин. – М. : , 2007. – 220 c. 8. Булгакова, Н. Ж. Биомеханический анализ стартового прыжка в плавании / Н. Ж. Булгакова. и др. – М. : Теоpия и пpактика физической культуpы, 2016. – 120 c. 9. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. – Киев : Физкультура и спорта, 2011. – 400 c. 10. Булгакова, Н. Ж. Спортивное плавание / Н. Ж. Булгакова. – М. : Ф.О.Н., 2006. – 430 c. 11. Вайцеховский, С. М. Физическая подготовка пловца / С. М. Вайцеховский. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 140 c. 12. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю. В. Верхошанский – М.: Физкультура и спорт, 2008.– 331с. 13. Викулов, А.Д. Плавание: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЭСС, 2004. – 367 с. 14. Выдрин, В. М. Методы исследования: Лекция для слушателей ФПК / В.М. Выдрин. – Л: ГДОИФК, 1989. – 22 с. 15. Гандельсман, А. Б. Практические занятия по физиологии / А. Б. Гандельсман. – М. : ФиС, 2000. – 135 c. 16. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. – М.: ФиС, 2009. – 152 с. 17. Зациорский, В. М. Спортивная Метрология / В. М. Зациорский. – М. : ФиС, 2002. – 256 c. 18. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. /В.В. Иванов. – М.: ФиС, 1987. – 256 с. 19. Ительсон, Л.Б. Математические кибернетические методы в педагогике. / Л.Б. Ительсон. – М.: Просвещение, 1964. – 52 с. 20. Иванова, В. С. Основы математической статистики / В. С. Иванова. – М. : ФиС, 2010. – 176 c. 21. Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н. Н. Кардамонова. – Ростов : Феникс, 2011. – 320 c. 22. Каунсилмен, Д. Е. Наука о плавание / Д. Е. Каунсилмен. – М. : физкультура и спорт, 2012. – 360 c. 23. Каунсилмен, Д. Е. Спортивное плавание / Д. Е. Каунсилмен. – М. : физкультура и спорт, 2013. – 208 c. 24. Кочергин, А.Б. Биомеханическое обоснование эффективности движений пловца при выполнении старта в условиях тренажера "Стартовая пневмо-тумба" // Перспективы развития физической культуры и спорта в ВУЗе и школе: Межвузовский Сб. науч.трудов. - Пенза: ПГПУ, 1997. –91-96 с. 25. Кочергин, А.Б. Изменения скорости плавания в подводной части старта высококвалифицированных пловцов при использовании тренажера "стартовая пневмо-тумба" / Кочергин А.Б. / Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр.– М.: 1998. - Т. 1. - С. 27-29. 26. Курамшина, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2003. – 464 c. 27. Литвинов, А. А. Теория и методика обучения базовым видам спорта / А. А. Литвинов, А. В. Козлов, Е. В. Ивченко. – СПб. : Плавание, 2014. – 272 c. 28. Макаренко, Л. П. Юный пловец / Л. П. Макаренко. – М. : ФиС, 2007. – 288 c. 29. Меньшуткина, Т. Г. Техника старта и поворота в спортивном плавании / Т. Г. Меньшуткина, Е. И. Силаньтева, Д. Ф. Мосунов. – СПб. : , 2008. – 30 c. 30. Модеpнизиpование комплексной аппаpатуpы "Янтаpь-1" для исследования стаpтов и повоpотов в плавании и pазpаботка специального тpенажеpа в воде для совеpшенствования техники способов плавания с внедpением оптимальных моделей техники: Отчет о НИР / ВНИИФК; Руководитель Р.Б.Хальянд. – ГР 01855006195 – М., 1984. – 81 c. 31. Парфенов, В. А. Плавание / В. А. Парфенов. – Киев : Рязанская школа, 2008. – 414 c. 32. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки в Олимпийском спорте / В. Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 2007. – 584 c. 33. Платонов, В. Н. Тренировка пловцов высокого класса / В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский. – М. : Физкультура и спорт, 2002. – 256 c. 34. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. – М. : ФиС, 2006. – 287 c. 35. Попов, Г. И. Предметная среда / Г. И. Попов. – М. : ФиС, 2000. – 201 c. 36. Ротов, И. П. Концепция искусственной управляющей среды / И. П. Ротов. – М. : ФиС, 2002. – 285 c. 37. Рузавин, Г. И. Методы научного исследования / Г. И. Рузавин. – М. : ФиС, 2004. – 155 c. 38. Савченко, М. И. Плавание: начально-методические пособие / М. И. Савченко. – Киров : ФиС, 2004. – 272 c.. 39. Савченко, М. И. Плавание на открытых водоемах: начально-методические пособие / М. И. Савченко, Ю. А. Ковалева. – Киров : ФиС, 2006. – 412 c. 40. Семенов, В.Г. Введение в научно-исследовательскую работу. / В.Г. Семенов. – Смоленск: СГИФК, 1989.– 32 с. 41. Сорокин, Н. А. Дипломные работы в педагогических вузах: Уч. Пособие / Н. А. Сорокин. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с. 42. Сологуб, Е.Б. Простые методики для массовых обследований и самоконтроля функциональной подготовленности и работоспособности. / Е.Б. Сологуб. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1995. – 14 с. 43. Страдина, М.С. Возрастная морфология: Учебно- методическое пособие. СПб.: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. 2005. – 87 с. 44. Филин, В. П. Новое в методике воспитания физ. качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 208 c. 45. Фомичнко, Т. Г. Силовая техническая подготовка пловцов в различных возрастных группах / Т. Г. Фомичнко. – М. : Ф.О.Н., 2008. – 254 c. 46. Хальянд, Р. Модели техники спортивного плавания / Р. Хальянд, Т. Тамп, Р. Каал. – Таллинн , 2007. – 183 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1.1 Физиологические особенности в возрасте 14-15 лет. В возрасте 15 лет резко ускоряется рост тела, появляется некоторая дискоординация движений, быстрая утомляемость, неуравновешенность, появляются новые черты характера. Длина тела увеличивается на 5–6 см в год, но у некоторых уже замедляется (а у некоторых вообще заканчивается) и явно преобладает рост в ширину. Чем выше уровень физического развития и степень полового созревания в этом возрасте, тем выше артериальное давление. Нередко отмечается систолическое давление больше 140 мм рт. ст. – так называемая юношеская гипертония. В большинстве случаев она носит проходящий характер. В этот период происходит энергетический рост костной ткани. К 15 годам микроструктура основных элементов опорного аппарата все еще не стабилизируется, так как продолжаются процессы окостенения и анатомической перестройки костной ткани. Каждая мышца или группа мышц развивается по своему. Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшим – мышцы рук. Темп роста мышц разгибателей опережает развитие мышц сгибателей.(Страдина М.С. Возрастная морфология: Учебно- методическое пособие. СПб.: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. 2005. 87 с.). К 14–15 годам достигается максимальная гибкость. Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы. В возрасте 14–15 лет имеются благоприятные условия для использования специальных средств повышения мышечной силы. Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Этот период отмечается наибольшим запасом скорости у юных пловцов, однако из-за недостаточной выносливости они еще не могут ее поддерживать на высоком уровне и утомляются значительно быстрее и в большей степени, чем спортсмены других возрастных групп. В период 12–15 лет увеличивать скорость плавания можно главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы. В возрасте 14–15 лет имеет место снижение темпа прироста работоспособности. Связано это с тем, что все системы организма растут. Происходят изменения в сердечной системе, дыхательной и других системах. Наблюдается отставание функциональных систем от морфологических (рост, вес)(БезрукихМ.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. 2007). Хотя методика проведения физической подготовки с пловцами 15 летнего возраста постепенно приближается к методике работы со взрослыми пловцами, и костно-мышечная система у подростков в 15–17 лет достаточно окрепла для того, чтобы выдерживать интенсивные и длительные физические нагрузки, тем не менее, очень важно в пределах разумного разнообразить условия, средства и методы тренировок, чтобы организм молодого пловца научился дифференцировать (различать) малейшие изменения условий и отвечать на них тончайшим приспособлением. (Баранов Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков. 2006.) Интенсивные нагрузки следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления. Это весьма важно, поскольку возможно проявление повышенной утомляемости от физических нагрузок, значительная эмоциональная возбудимость, раздражительность. Возможен замедленный темп роста спортивного мастерства. Стоит отметить, что с 12 до 17 лет даже неспецифические нагрузки, в результате естественного роста и развития спортсмена, сопровождаются улучшением спортивных результатов. После целенаправленных продолжительных нагрузок необходимо устраивать достаточно продолжительные перерывы для восстановления. Особенно это касается периодов после соревнований, поскольку у юных пловцов в 14–16 лет функциональные сдвиги выражены в большей степени, чем после тренировок. Для развития и закрепления двигательных функций существуют оптимальные периоды. Именно в эти периоды наиболее легко и прочно закрепляются определенные функции, умения и навыки. Если эти сроки пропущены, то навыки формируются с трудом, путем более длительных упражнений, и обладают малой прочностью. Как раз это один из таких периодов, когда имеется благоприятная возможность для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются наиболее интенсивно.(Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. – 464 с). В 14–15 лет в основном заканчивается возрастное развитие координации и движений. Анализаторы, в том числе двигательный и вестибулярный достигают в этом возрасте высокого уровня развития, поэтому в двигательном анализаторе могут образовываться уже достаточно совершенные динамические стереотипы. Усиливается способность к дифференцированию. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора: обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Двигательные навыки начинают автоматизироваться, что очень важно для изучения техники, поскольку сознание спортсменов освобождается от постоянного контроля за выполнением приемов и переключается на решение тактических задач. Имеется благоприятная возможность для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются наиболее интенсивно. Необходимы систематические упражнения, помогающие совершенствовать максимальную частоту движений и выполнять много упражнений с реакцией на движущийся объект. Особое внимание необходимо уделять воспитанию инициативы и самостоятельности. Поскольку пловцам уже самим приходиться решать разнообразные вопросы в соревновательной борьбы. От спортсменов требуется большая активность, самостоятельность, более высокая ответственность при выполнении заданий тренера, за повышение результативности самой тренировки.(Вайцеховский С.М.Физическая подгтовка пловца / С.М. Вайцеховский. 2-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт,1976. -140 с.) 1.2 История развития техники выполнения старта Начало совершенствования техники старта можно отнести к периоду современных Олимпийских игр (1896) и международных соревнований, а также изменению условий проведения соревнований по плаванию – перемещению из открытых водоемов в крытые бассейны (Савченко М.И., Ковалева Ю.А. Плавание на открытых водоемах: начально-методические пособие. – Кировоград: РВВ КДПУ им.В.Винниченка, 2006. – 412 с.). В 20-е гг. ХХ столетия на технику старта большое влияние оказали соревнования по прыжкам в длину в воду – «пленжинг». Стартовый прыжок выполнялся из исходного положения «стоя в наклоне с захватом пальцами ног края плота, с отведенными назад для замаха руками». Такой вариант старта был отработан неоднократным рекордсменом мира в плавании кролем Д. Вейсмюллером (США). Газеты писали: «Д.Вейсмюллер со старта врезался в воду концами пальцев на расстоянии 3 метров, проплывал под водой на глубине 60 см и выплывал на поверхность воды в 6 метрах от старта». Советские пловцы в 30-е гг. применяли старт из положения стоя с наклоном туловища вперед и с отведенными назад-вверх руками. Они старались сделать возможно более сильный толчок ногами, чтобы дольше пролетать по воздуху и проскользить под водой. К 50-м гг. техника старта начинает характеризоваться большим разнообразием исходных стартовых поз, различным характером и длительностью подготовительных движений. Призер ХV Олимпийских игр Г.Ларссон (Швеция) одним из первых применил старт из низкого положения. Очень сильный наклон туловища и опущенные вниз-вперед руки давали ему возможность быстро выдвинуть плечи вперед и раньше других спортсменов начать толчок ногами. В дальнейшем изменение стартовой позы обусловливалось приближением ОЦМ (общего центра массы) тела к переднему краю тумбочки. Наряду со стартовыми позами, в которых руки были опущены вниз-вперед или отведены назад, стали применяться позы, в которых руки были согнуты в локтях, кисти приближены к плечам (старт «торпеда»). В 1959 году, в первой диссертационной работе, посвященной изучению техники старта, В.А.Парфенов сравнил практически все применявшиеся в то время варианты. Наиболее эффективным был признан старт махом рук вперед, который применяется пловцами до настоящего времени(Викулов А.Д. Плавание: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЭСС, 2004. – 367 с.). Старт с махом руками вперед. Из исходного положения (туловище наклонено вперед до горизонтального положения, стопы на ширине 10-15 см, ноги согнуты в коленных суставах до угла 150-170 градусов, ОЦМ находится над передним краем опоры, руки отведены назад) по сигналу пловец сгибает ноги в коленных суставах и подает тело вперед. Угол сгибания ног в коленных суставах и подает тело вперед. Угол сгибания ног в коленных суставах – 90градусов. Руки выполняют мах по направлению вниз-вперед-вверх так, чтобы с серединой этого движения совпало начало точка ногами. В начале 60-х гг. сильнейшие зарубежные спортсмены начали применять вариант старта с круговыми движениями руками. Старт с круговым махом руками. Исходное положение аналогично предыдущему, но туловище спортсмена больше наклонено вперед. Руки направлены вперед-вверх под углом 40-45градусов к туловищу. Пловец по сигналу выполняет мах руками по направлению вверх-наружу-назад-вперед, больше наклоняя туловище и сгибая ноги в коленных суставах, подает тело вперед. С выносом рук вперед происходит резкое разгибание ног в коленных и голеностопных суставах. Эффективность этого варианта старта, по мнению известного американского специалиста Дж.Каунсилмена, обусловлена тем, что круг руками (прямыми или согнутыми в локтевых суставах) позволяет сообщить телу большое количество движения и преодолеть большое расстояние в полете. И до сих пор этот вариант старта используется странами – лидерами в плавании при передачи эстафет, но есть отличия в исходном положении. Толчковая (передняя) нога цепляется пальцами края тумбы, ноги чуть согнуты в коленях, туловище почти прямое, руки вытянуты вперёд. Как только предыдущий пловец заканчивает дистанцию, стоящий на тумбе одновременно: быстро переставляет заднюю ногу на край, и начинает делать, тот самый, круг руками, после чего, сообщив телу большое количество энергии, начинает отталкиваться от тумбы. Такой вариант передачи эстафеты на сегодняшний день является самым эффективным, но очень рискованный. Требует большое количество стабильно отработанных движений с товарищами по команде. В конце 60-х гг. появилась новая разновидность старта – с захватом руками стартовой тумбочки. Старт с захватом. В исходном положении ноги на ширине 10-15 см, пальцы стоп захватывают край тумбочки. По команде пловец сгибает ноги в коленных суставах и наклоняет туловище вперед, захватив руками край тумбочки. При этом проекция ОЦМ выходит за пределы переднего края опоры. Хват руками края тумбочки может быть уже или шире положения стоп, сбоку тумбы. По сигналу стартера пловец энергично отталкивается руками от края тумбочки, сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах и выводит тело вперед. Руки движутся по направлению вперед-вверх, ноги и тело одновременно выпрямляются вперед-вверх. Для выполнения этого варианта старта понадобилось модернизировать стартовую тумбочку. Основное его преимущество состоит в значительном сокращении времени от подачи сигнала до отрыва ног от опоры. В настоящее время большинство спортсменов выполняют данную разновидность старта. В 1973 г. появляется новая разновидность старта, созданная по аналогии со стартом «пулей» в легкой атлетике и стартом с захватом в плавании. Легкоатлетический старт. В исходном положении толчковая нога находится впереди, пальцы захватывают край тумбочки, маховая нога, согнутая в коленном и голеностопном суставах, находится сзади. Туловище спортсмена наклонено вперед, пальцы рук захватывают край тумбочки. По сигналу пловец сгибает руки в локтевых суставах и подтягивает туловище вперед, а стоящая сзади нога присоединяется к толчковой ноге для выполнения отталкивания. В этом варианте старта ёще больше сокращается время от сигнала до толчка. Но в то время распространения старт не получил: проведенные тогда исследования подтверждают его меньшую эффективность по сравнению с другими разновидностями. В 1990-е был популярен старт, который впервые продемонстрировали спортсмены из Канады. Это старт «пружиной». Его особенностями являются низкая стартовая поза, мощный толчок. Руки спортсмена в момент отталкивания и полета остаются сзади (у туловища) и переводятся вперед лишь перед касанием воды. Вылет производится по более высокой траектории. Для выполнения этого варианта старта пловцу необходима хорошая координация движений. В практике плавательного спорта использовалась еще одна разновидность старта – глиссирующий. Суть его заключается в том, что спортсмен после сильного толчка ногами под большим углом вылета входит в воду: сначала ногами, а затем туловище. В данном варианте старта специалисты пытались использовать эффект глиссирования. Старт не получил распространения. В 1976 г. в соревнованиях на приз газеты «Комсомольская правда» американский дельфинист Д. Лангемайер продемонстрировал старт, названный нами старт «в группировке». Первым исполнителем этого варианта является прыгун в воду Д.Феррис, принимавший участие в соревнованиях по плаванию. Старт «в группировке». Из исходного положения спортсмен выполняет толчок под углом 280-300. В фазе полета происходит сгибание ног в тазобедренном суставах до угла 320, в коленных – до 200 с последующим их разгибанием. Сгибание применяется для создания дополнительного момента вращения в воздухе с целью входа в воду как бы «в одну точку». Угол входа в воду – 280-300. Высота прыжка (по точке тазобедренного сустава) - 163±0,35 см, дальность - 357±4,69 см(Булгакова Н. Ж. Плавание - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 400с.). Поиск новинок в технике старта продолжается. Американский тренер Д. Адлер (1981) предлагает пловцам-кролистам выполнять гребок руками и ногами дельфином после старта и поворота. В последнее время появилось большое количество вариантов старта, особенностью которых является вход в воду как бы «в одну точку». Это – старт с хлыстообразным входом («whip»), старт с размахиванием («swing»). 1.2.1 Анализ техники выполнения современных вариантов старта. Итак, рассмотрим, что же именно старт собой представляет. Спортсмены-пловцы совершают прыжки в воду с тумбочки с последующим скольжением и переходом непосредственно к плаванию. Выполняется старт с тумбочки 2-мя базовыми способами — классическим и легкоатлетическим. Выбор способа старта определяется индивидуальными анатомическими особенностями спортсмена и его двигательными способностями. Основной момент, отличающий классический старт от легкоатлетического, состоит в том, что в первом энергичный толчок от тумбочки совершается сразу обеими ногами. Во втором случае первой от тумбочки отталкивается нога, стоящая спереди, тело пловца выпрямляется, и после этого отталкивается нога, стоящая сзади(Булгакова Н. Ж. Плавание - М.: Физкультура и спорт, 2011 – 637с). Стартовые движения можно разделить на несколько фаз: 1) исходное положение; 2) толчок; 3) полет в воздухе; 4) вход в воду; 5) скольжение; 6) начало плавательных движений. 7) выход на поверхность воды. Техника стартового прыжка должна отвечать следующим требованиям: – после стартового сигнала до момента отталкивания ног от стартовой тумбочки должно пройти как можно меньше времени; – толчок должен быть максимально сильным, чтобы придать движению большую начальную скорость; – в фазе полета следует быть как можно дольше, чтобы преодолеть наибольшее расстояние и войти в воду, сохранив достаточное поступательное движение вперед; – угол вхождения в воду и положение тела пловца должны свести к минимуму сопротивление воды и обеспечить быстрое проскальзывание тела под водой вперед с тем, чтобы покрыть часть дистанции, используя инерцию движения тела, полученную при толчке; – глубина погружения тела в конце скольжения не должна препятствовать началу плавательных движений(Викулов А.Д. Плавание: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЭСС, 2004. – 367 с.). По свистку или команде «Занять места!» спортсмены встают на тумбочки. По команде «На старт!» они принимают исходное положение: стопы располагаются параллельно друг другу на ширине тазобедренных суставов (15-25 см), пальцы ног захватывают край стартовой тумбочки. Угол сгибания ног в коленях может достигать от 100° до 160°. Здесь учитываются, как уже говорилось выше, индивидуальные особенности спортсменов. Также следует помнить о том, что перед самим толчком пловцу необходимо выполнить ещё более глубокое подседание. Угол сгибания ног в 90° и ниже не увеличивает силу толчка и ведёт к потере времени. Наклон туловища вперёд определяется углом между корпусом спортсмена и передней поверхностью его бёдер (от 10° до 60°) и выполняется таким образом, чтобы центр тяжести пловца при устойчивом положении стоп приходился на передний край тумбочки. Голова опущена, лицо обращено вниз. Расположение рук зависит от того, будет ли использоваться их маховое движение для увеличения силы толчка. На обеих картинках мы видим прямые руки, опущенные вниз и ухватившиеся за край тумбочки. При слабом махе руки сгибаются под углом в 110-130° и также располагаются спереди-внизу. Обычно же руки отводятся назад-вверх и немного в стороны, чтобы во время прыжка с тумбочки спортсмен выполнил ими энергичный мах вниз-вперёд, т. е. — в направлении толчка. Многие из сильнейших зарубежных пловцов используют круговые маховые движения руками по схеме: вверх-назад-вниз-вперёд. Сразу после выстрела или команды «Марш!» начинается подготовительный этап старта: корпус и ноги пловца подаются вперёд. Пальцы ног всё ещё захватывают край тумбочки. Одновременно начинается работа рук: при использовании пловцом классического варианта старта, его руки отпускают край тумбочки. Спортсмены, использующие маховое движение, выполняют руками мах вниз-вперёд. Ноги в коленях сгибаются до угла около 90°. Следует вдох, пловцы поднимаются на носки. Ноги начинают распрямляться, руки идут вперёд. Тело всё больше падает вниз и вперёд. Начинается толчок. Напомню, что спортсмены, практикующие легкоатлетический старт в плавании, сначала отрывают от тумбочки пердне стоящую ногу. В «классике» пловцы мощно отталкиваются от тумбочки сразу обеими ногами. При задействование маха руками толчок начинается в момент прохождения рук мимо коленей спортсмена. Непосредственно сам толчок — ускоренное выпрямление ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, заканчивающееся энергичным распрямлением тела, отрывом ног от стартовой тумбочки и полётом в воздухе. Ещё раз напоминаю — у «легкоатлетов» толчок завершается отрывом от тумбочки задний стоящей ноги. У пловцов, использующих старт в плавании с тумбочки, так называемый «угол вылета» равен 17-25°. В процессе полёта спортсмен задерживает дыхание. Его тело вытянуто, включая пальцы ног. Руки направлены вперёд и обращены ладонями вниз, кисти располагаются одна на другой. Тело движется по дуговой траектории. Дальность полёта, как правило, составляет 3.4-4 метра, не более. Вход в воду происходит под углом от 20° до 30°. Оптимальный угол вхождения тела пловца в воду — 27-30°. Это обеспечивает минимальную глубину погружения — 40-60 см, наивысшую скорость и длину скольжения. Если же угол входа будет большим, то последующее скольжение будет направлено вглубь, что приведёт к потере времени на выходе к поверхности. При меньшем угле входа может произойти, так сказать, удар тела пловца о воду. Это, в свою очередь, ведёт к потере энергии. Само скольжение выполняется по базовой схеме: голова находится между традиционно сложенными и вытянутыми вперёд руками, тело распрямлено, пальцы ног оттянуты. Глубина — 40-60 см. Её можно регулировать положением ладоней и тела. Выполненные подобным образом прыжки в воду с тумбочки представляют собой правильную технику старта в плавании. Но здесь есть ещё один немаловажный момент — каким бы ни было исходное положение пловца в момент старта, вход его тела в воду должен полностью происходить через одну точку. После выхода (10-15 м) спортсмены переходят непосредственно к плаванию. Процесс перехода определяется стилем плавания. Правильно поставленная и отточенная техника старта в плавании играет огромную роль. В самом начале уже было сказано, что от того, насколько грамотно выполнен старт с тумбочки и вхождение в воду, во многом зависит скорость, с которой пловцы начинают заплыв(Платонов В.Н., Платонова В.Н. Плавание. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - с. 89-103). 1.2.2 Техника старта стилем баттерфляй. Техника старта при плавании баттерфляем такая же, как и при плавании кролем на груди, вплоть до погружения в воду. Вместе с тем перед самым погружением спортсмены обычно корректируют положение тела, чтобы обеспечить большую его глубину, чем при плавании кролем на груди. После входа в воду пловец выполняет несколько коротких ударных движений ногами, чтобы подняться на поверхность. Юные пловцы обычно выполняют два полных ударных движения ногами перед первым гребком, квалифицированные - намного больше. При этом важно обеспечить высокую скорость движения под водой, не особенно ущемив потребность в дыхании. Важную роль играет первый гребок: если его выполнить слишком рано, то после его завершения руки окажутся слишком глубоко. После выполнения первого гребка, прежде чем сделать вдох, голову следует держать опущенной в воду в течение, еще хотя бы одного гребка, затем выполнить еще два полных гребка и сделать вдох на третьем.(Литвинов А.А., Козлов А.В., Ивченко Е.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта, Плавание, 2014. – 272 с.). Особенности : * ударное движение ногами после старта и выполнения скольжения должно быть своевременным, коротким, мощным и контролируемым; * при выполнении ударных движений ногами под водой тело должно занимать обтекаемое положение; * положение головы помогает определять и регулировать выход тела на поверхность. Удерживайте затылок параллельно поверхности воды, пока не будете готовы быстро выйти на поверхность. Затем плавно поднимайте голову вперед и вверх, двигаясь лицом вперед. 1.3 Стартовая «пневмо-тумба» Рисунок 44 - Стартовая «пневмо-тумба» Стартовая «пневмо-тумба» сложное научное изобретение. На вид обычная стартовая тумба, но в её низу подсоединён шланг, тянущийся к аппаратуре подачи давления, а к ней присоединён провод с пультом управления. По сигналу пульта площадка тумбы резко (с заднего края) отгибается под давлением 7 атмосфер до угла ~75 градусов. Формула изобретения : Стартовая пневмо-тумба для плавания, состоящая из жесткого каркаса с наклонной опорной площадкой в верхней части, покрытой нескользящим материалом, и стартовое устройство, отличающаяся тем, что. с целью повышения эффективности тренировки, она имеет расположенное под опорной площадкой основание в виде эластичной оболочки и снабжена блоком управления, пневмоцилиндром и электропневмоклапаном, пульсатором давления, пневмокамерами и источником сжатого воздуха, причем первый выход блока управления соединен со стартовым устройством, второй выход подключен к электропневмоклапану, третий — к пульсатору давления, при этом электропневмоклапан соединен с пневмоцилиндром, который с пульсатором давления соединен с источником сжатого воздуха, а пульсатор давления дополнительно соединен с пневмокамерами, размещенными между соединенными между собой стропами наклонной опорной площадкой и основанием, причем основание шарнирно соединено с передней частью жесткого каркаса и со штоком пневмоцилиндра, Стартовая пневмо-тумба для плавания предназначена для тренировки эффективности старта в плавании путем сокращения времени двигательной реакции и увеличении силы отталкивания. Используется во всех периодах подготовки. В базовый период подготовки используется и на суше. Использование тренажера направлено на отработку старта по элементам (толчок, полет в воздухе, вход в воду, скольжение, начало плавательных движений, выход на поверхность воды)(Кочергин А.Б. Биомеханическое обоснование эффективности движений пловца при выполнении старта в условиях тренажера "Стартовая пневмо-тумба" // Перспективы развития физической культуры и спорта в ВУЗе и школе: Межвузовский Сб. науч.трудов. - Пенза: ПГПУ, 1997. - С.91-96) ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2.1 Методы исследования 1) Анализ научно-методической литературы. 2) Опрос. 3) Педагогическое наблюдение. 4) Эксперимент. 5) Анализ видеоматериала 6) Метод математической статистики. 2.1.1 Анализ научно-методической литературы. Нами было изучено более 50 книг научной литературы. По теории и методики физической культуры, особенности техники стартов и первых плавательных движений, спортивной физиологии, психологии, по спортивному плаванию, специальных тренажеров, посвященные совершенствованию стартовых навыков у спортсменов. Так же был изучен автореферат диссертации Кочергина Александра Борисовича, в которой он раскрывает основы действия стартовой «пневмо-тумбы» «Методические приемы освоения эффективной техники старта в плавании», с целью узнать теоретические особенности специализированных упражнений для совершенствования стартов у испытуемых 14-15 лет. 2.1.2 Опрос.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 52 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg