Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание у дошкольников интонационной выразительности средствами театрализованной деятельности.

irina_krut2020 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Объект исследования – процесс развития интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Предмет исследования – средства театрализованной деятельности для развития интонационной выразительности речи у дошкольников. Гипотеза. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников будет иметь успех в том случае, если: • Занятия, согласно театрализованной деятельности станут включать совокупность упражнений, игр и этюдов с целью развития интонации, высота и сила голоса, тембр, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание; • Подобран и собран художественно-речевой материал с целью формирования интонационной выразительности речи; • Создана художественно-эстетическая развивающая среда, дозволяющая детям, без помощи руководителя, осуществлять собственный творческий потенциал и возможности в театрализованной деятельности. Цель исследования – разработать и испытать применение средств театрализованной деятельности в формировании и развитии интонационной выразительности речи у дошкольников. При этом были поставлены определенные задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу о развитии интонационной выразительности речи у детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности. 2. Проанализировать понятия: «интонационная выразительность», «театрализованная деятельность»; 3. Изучить условия влияния театрализованной деятельности на развитие интонационной выразительности у детей; 4. Экспериментальный путем проверить результативность программы развития интонационной выразительной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности. Методы проведения исследования: 1. Организационный метод (комплексный и сравнительный); 2. Эмпирический метод (беседа, констатирующий и формирующий эксперименты); 3. Качественный и количественный анализ полученных данных; 4. Графический метод (представление результатов). Практическая значимость состоит в разработанном комплексе художественно-речевых средств с целью освоения умениями и навыками интонационной выразительности речи посредством метода художественного чтения. Данный комплекс может быть полезен логопедам, педагогам и воспитателям в концепции общего, специального и дополнительного образования детей дошкольного возраста. Научная новизна обуславливается тем, что выявлены характерные черты развития интонационной выразительности речи дошкольников 6-7 лет; апробированы содержание и развивающие методы работы согласно развитию интонационной выразительности дошкольников. Методологическую основу исследования составили: общие диалектические положения о формировании умений и навыков ( Л.С. Выготский, Л.А. Леонтьев); исследования по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е. Шевцова); технологии использования театрализованной деятельности для развития культуры речи у дошкольников (А.И. Буренина, О.В. Гончарова, Е.В. Мигунова, Э.Г. Чурилова); труды ученых в области нарушений речи. Структура выпускной квалифицированной работы содержит: введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 57 источников и 3 приложения.
Введение

Актуальность исследования определена тем, что интонация – существенно важное средство языка, с помощью которого выражаются разнообразные коммуникативные цели, которые необходимо формировать уже в дошкольном возрасте. Замедление в создании и формировании интонационной выразительности речи, к периоду школьного обучения, усложняет усвоение программы по родному языку и способно послужить причиной срыва коммуникативной функции языка. Одним из малоизведанных течений является применение средств театрализованной деятельности, в целях формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. С помощью средств интонационной выразительности происходит процесс общения, уточнение идей и выражений, а также эмоционально-волевых взаимоотношений. Вследствие, мысль приобретает окончательный характер, выражению придается дополнительная значимость, не изменяющая его главного смысла, а также возможно изменение и смысла высказывания [8]. Своевременное развитие интонации считается помыслом освоения смысловой и грамматических систем, воздействует организацию коммуникативной работы, социально-перспективную сторону общения, необходимость в речевом взаимодействии, достижения его производительности, а кроме того на состояние письменной речи будущего ученика [50]. Для того, чтобы понять на сколько развита у детей интонационная сторона речи, были выделены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования.
Содержание

Введение 3 I. Теоретические основы развития интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников 6 1.1. Взгляды ученых на развитие интонационной выразительности 6 1.2. Характеристика интонационной выразительности речи 9 1.3. Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе 12 1.4. Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками 16 1.5. Особенности работы с литературным материалом в театрализованной деятельности 19 Выводы по первой главе 22 II. Экспериментальное исследование развития интонационной 24 выразительности речи у дошкольников в театрализованной 24 деятельности 24 2.1. Цель, задачи, методики исследования. Констатирующий эксперимент 24 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению интонационной выразительности у детей 30 2.3. Опытно-экспериментальное обучение. Анализ и обработка результатов эксперимента 35 Выводы по второй главе 45 Заключение 47 Список использованной литературы 50 ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Список литературы

1. Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ , №4, 2015. – 128 с. 2. Альтман Я.А. Локализация движущегося источника звука /Я.А Альтман.-Л.: Наука, 1983.-176 с. 3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии / Е.А Антипина. - 3-е изд., перераб. - М.: Сфера, Творческий Центр, 2009. - 128 с. 4. Антонова Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. - Библиограф.: 280-2886 с. 5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. - М. : Просвещение, 2001. - 127 с. 6. Синицин В.А. Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. Технология смыслового и выразительного чтения художественных текстов и разговоров о них. - М: РостКнига, 2016. – 96с. 7. Белякова Л., Волоскова Н. Логопедия Дизартрия: Издательство: Владос, 2013. - 235с. 8. Белякова Л., Гончарова Н., Филатова Ю. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания. М: Национальный книжный центр. 2007. – 198c. 9. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. :Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». М., «Просвещение», 1977. - 334с. 10. Бруссер А. М. Основы дикции. Практикум. / М: Лань Спб. 2018. – 431c. 11. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. / Брызгунова Е.А. - М.: Просвещение, 1981.- 115c. 12. Вахтина Н.Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте: Экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка: Санкт-Петербург, 2000. – 716с. 13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк / Л.С. Выготский. - 3-е изд.: - М.: Просвещение, 1991. – 156с. 14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с. 15. Гвоздев А.Н. «Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка» М.-Л.: 1948. – 115с. 16. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами / Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23. 17. Горбина Е.В. В театре нашем для вас поем и пляшем.: Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Е.В. Горбина, М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития: Академия, КО: Академия Холдинг, 2000. - 112 с. 18. Давыдов В.В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. — Вопросы психологии.- 1994.- № 6.- С.31-37. 19. Докутович В.В., Кыласова Л.Е. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения. - М: Учитель, 2017. – 103с. 20. Елецкая. О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2005. – 412с. 21. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома. Для детей 5-7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. – М: ОниксЛит, 2017. – 368с. 22. Жинкин Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин / Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - 73-83 с. 23. Жинкин Н. И. Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии: Дис. канд. психол. наук. — М.: Институт психологии, 1947. -112с. 24. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Учпедгиз, 1968. – 231c. 25. Карелова И.И. Комплексное развитие детей от 1 года до 7 лет. Познавательная, речевая, игровая, социальная деятельность., 2016. – 231с. 26. Квинт Гора?ций Флакк Epodes, Эподы (30 до н. э.) 27. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика. Учебник. 2016. – 412с. 28. Ласкавая Е., Радциг М. Практикум по художественному чтению. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. - 112с. 29. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: АльянС, 2017. - 254с. 30. Максимова А.Л. Русские песни на уроке. Хрестоматия по русской фонетике и интонации / М: Златоуст. 2013. – 267с. 31. Малер М., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация. М: Когито-Центр, 2014. – 324 с. 32. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие; - Великий Новгород, 2006. - 126 с. 33. Николаева, Т. М. Просодия Балкан: слово -высказывание - текст / Т. М. Николаева. - М: Инд-рик, 1996. – 299с. 34. Новиковская О.А. Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков речи. – М: КоронаВек, 2017. – 176с. 35. Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация / М: Флинта, 2014. – 368с. 36. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с. 37. Павлова А., Светозарова Н. Фразовое ударение в фонетическом, функциональном и семантическом аспектах. Монография./ М: Флинта. 2017.- 243с. 38. Полозова, А.Н. Особенности формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми шести-семи лет (подг. к школе группа): авторефер. дисс. к.п.н. / Л.,1972. -21с. 39. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка / Ленинградского университета (Ленинград) Год: 1982.- 345с. 40. Селиверстов В.И., Парамонова Л.М. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 2. Нарушение темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия / 2007. - 321c. 41. Сиротинина О.Б. Русская разговорная реч. Педагогика.1983.- 206с. 42. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с. 43. Станиславский К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - 2-е изд., испр. - М. : Азбука, 2016. - 416 с. 44. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. 1981.- 320с. 45. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания Издательство: Едиториал УРСС: 2009. – 376с. 46. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 99с. 47. Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. - Рига : Зинатне, 1974.- 212с. 48. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. Учебное пособие, 2018. -213с. 49. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - М. : Владос, 2003. - 160 с. 50. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. 51. Шестакова Е. Больше чем речь. Как управлять мимикой, жестами и интонацией. - М: Питер. 2017. – 224с. 52. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - Москва. 2016.-221с. 53. Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией. Издательство: Академия Развития, 2001. – 79с. 54. Корельская М. О чем говорит темп речи. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sekretovnet.com/o_chem_govorit_temp_nashei_rechi-_chastj_1/ 55. Мелодика речи. Чем отличается темп от ритма и тембра. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sites.google.com/site/stvvyaz/studenty-2014/melodika-reci-cem-otlicaetsa-temp-ot-ritma-i-tembra-ulia-labastova-lg-13-2-3 56. Основные характеристики и свойства голоса. [ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sibkursy.ru/pages/staty/speech/3-golos 57. Просодика и ее компоненты. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sotbay.ru/gopedaws-355-1.html 58. Сила и громкость голоса. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://blog.smart-course.ru/sila-i-gromkost-golosa/ 59. Филиппова О.А. Индивидуальный стиль речи. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200002701
Отрывок из работы

I. Теоретические основы развития интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников 1.1. Взгляды ученых на развитие интонационной выразительности Историю формирования и развития специализированных исследований интонационной выразительности в языковедении разделяют на несколько периодов. С конца XIX до начала XX века начинается первый период. Характеризуется данный период поиском объекта для изучения и аналитических методов. В 40-х годах XX века вплоть до наших дней совершалось расширение интонационных изучений, взаимосвязанное с формирование, как лингвистической теории, также и техники инструментальной фонетики [46]. Кроме исследования интонационной выразительности, как совокупность супрасегментных единиц, учеными ведется исследование и анализ ее отдельных частей. Большое значение для теории интонации имеют работы Е.А. Брызгуновой, А.М. Гвоздева, В.В. Виноградова, Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндера, Т.М. Николаевой, И.Т. Торсуевой, Л.В. Щербы, Л.К. Цеплитиса, Н.Д. Светозаровой, Л.В. Златоусовой, Н.В. Черемсиной. Интонационная выразительность, как фонетическое явление рассматривается в разных аспектах: акустическом, лингвистическом, перцептивном, артикулярном [26]. Исследование интонационной выразительности в артикулярном аспекте подразумевает выявление функционирования органов речи. Речь, в изучении интонационной выразительности, как аспект акустики, рассматривается, как колебательные движения струи воздуха, воздействующие на слуховой аппарат человека. В этом выражаются конкретные свойства интонации: спектр, частота основного тона, интенсивность и длительность [2]. В перцептивном аспекте, изучение интонационной выразительности, подразумевает исследование соответствий объективным характеристикам интонации, которые способствуют воспринять человеку то или иное значение, передаваемое интонацией. Звуковые ощущения человека, соотносящиеся с характеристиками интонационной выразительность и есть - высота, громкость, длительность, тембр (Вахтина Н.Ю.) [13]. Под интонационной выразительностью, в аспекте лингвистики, подразумевается непростое единство динамических, мелодических и временных характеристик речи. Все из данных параметров имеют свои специфические единицы-носители значения: хронемами, тонемами, акцентами (Николаева Т.М.) [31]. Интонация - относительно автономна, так как она не зависит от определенного лексико-грамматического состава высказывания. Огромную значимость для теории интонации содержат работы Е.А. Брызгуновой, Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндера, Т.М. Николаевой, Л.В. Щербы, Н.Д. Светозаровой, Л.В. Златоусовой, Л.П.Блохина, Н.С. Трубецкой, которые разработали теорию суперсегментной организации речи как системы. Под просодической организаций речи предполагаются звуковые средства, служащие для соединения сегментных единиц (фонем) в значимые языковые единицы: синтагмы, высказывания, слова. Применение таких признаков звука, как интенсивность, длительность и частота основного тона, в качестве просодических характеристик речи, стало одним из универсальных и эффективных свойств речи человека (Н.Д. Светозарова) [37]. Исследуя просодическую организацию языка, Н.И. Жинкин отметил, что «натуральная форма реализации языка – звуковая. Звук, как функция времени, меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты». Руководство данными параметрами в ходе речи исследователь называет просодией, а совокупность этих параметров – интонацией [21]. Проводя анализ соотношения компонентов интонации Е.А. Брызгунова пришла к выводу, что логическое ударение в речи оформляется сочетанием названых компонентов, так как голос меняется по силе, высоте, темпу и тембру [12]. Л.В. Щерба, исследуя вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном оформлении, отметил, что взаимосвязь между звуковой и смысловой сторонами речи происходит в рамках простейшего синтаксического целого – синтагмы [49]. Пользуясь семантическим подходом во время выявления единиц речи, И.Г. Торсуева выделяет - высказывания. Характеристиками высказывания являются: адресованность, его коммуникативная направленность, возможность смыслового членения, присутствие подтекста, эмоциональная насыщенность. У высказывания, в отличии от обладающего значением предложения, кроме значения, имеется конкретный смысл. Высказывание обладает авторством и экспрессивной стороной [43]. Каждая фраза имеет свою интонацию, которая в свою очередь является результатом взаимодействия разных факторов, таких как: универсальные физиологические основы воспроизведения речи, коммуникативная установка и отражения ситуации общения говорящим. Фразы, наделенные большей эмоциональностью: «восклицание», «приказание», «импликация». Фразы, наделённые меньшей степенью эмоциональности: «общий и специальный вопрос». Слабая степень эмоциональной насыщенности: простые утверждения и фразы [32]. Л.В. Бондарко выделяет несколько факторов, которые определяют поведение всех компонентов интонации: «… важным является место главного ударения в синтагме: именно в этом месте происходит самое значительное изменение мелодики – понижение или повышение. Само направление изменения определяется типом интонации (повествование, вопрос, незавершенная интонация, восклицание). Изменение темпа и громкости связаны с местом главного ударения: если оно близко к концу синтагмы, то темп замедляется более значительно, а громкость ослабляется меньше, чем в том случае, когда синтагматическое ударение оказывается близко к началу синтагмы [10]. 1.2. Характеристика интонационной выразительности речи Речевая интонационная выразительность предполагает собой комплекс ритмико-интонационных свойств речи. Тембр, высота и сила голоса, темп, ритм, пауза, речевое дыхание, логическое ударение, дикция – качества речи, которые реализуют интонационно выразительную сторону речи. Просодические элементы устанавливают выразительность, эмоциональное воздействие речи в процессе коммуникации, разборчивость речи, дают определенную смысловую нагрузку и т.д. Интонация включает в себя паузы (перерывы в произнесении речевых компонентов), темп речи (скорость произнесения речевых элементов), тон речи (высота звука), тембр речи (окраска голоса), мелодика (повышение и понижение голоса, словесное и логическое ударение) [29]. Важнейшим компонентом интонации является темп речи. Темп – это скорость произнесения элементов речи. Он может изменятся. Зависит это от того, что содержит высказывание и от того, как эмоционально настроен говорящий [38]. Патологически замедленная речь (брадилалия), ослабляя внимание приводит к утомлению. Патологически быстрая речь (тахилалия) наоборот, требует усиленного внимания, что так же приводит к утомлению. Темп речи обуславливается содержанием текста и находится в зависимости от возраста говорящего. Колорит голоса, тембр – это индивидуальный элемент интонации [51]. Тембр голоса у каждого человека свой и он способен меняться – это зависит от времени суток и от эмоционального состояния говорящего. Паузы занимают особое место в интонации. Паузы – это «незвуковое» интонационное средство, которые необходимы каждому человеку, так как останавливают поток речи на короткое время, чтобы облегчить её восприятие. Интонационно-логические паузы разделяют речевые такты выясняя их смысл. Если воздержаться от логических пауз, получается сплошной текст, который не легко разобрать и трудно понять, какие слова образуют словосочетания в предложении, а также тесно связаны между собой по смыслу и интонационно объединены. Различают ритмическую паузу, независящую от синтаксиса, определяемую ритмическим импульсом, и смысловую паузу (логическую), полностью характеризуемую синтаксисом. Первая присутствует только в стихотворной речи, вторая – во всякой. Продолжительность пауз и распределение в потоке речи, значительно определяют ритмико-мелодическую сторону интонации [54]. Сила голоса находится в зависимости от того, в каком направлении звуки голоса поступают в резонаторы и в каком состоянии они прибывают. Громкость поддерживается значительной работой дыхательного аппарата, интенсивной артикуляцией и без лишнего мышечного напряжения. Сила голоса – это объективная величина, энергия звука, которая измеряется в децибелах. Сила голоса способна нарушаться и при этом она становится слабой, иссякающей, либо чрезмерно громкой. От амплитуды колебания голосовых связок, от деятельности резонаторов (полости носа и рта, степени напряженности голосовых связок - напрямую зависит сила звучания [55]. Громкость голоса находится в зависимости от его силы, однако, если сила голоса – объективная величина, то громкость - субъективное понятие, взаимосвязанное с восприятием звука. Громкость – это управляемое свойство голоса. Ее можно и необходимо изменять ввиду различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее адекватности, разнообразия ситуации общения [53]. Ритм – равномерное чередование чувственно ощутимых и соизмеримых элементов. В широком смысле ритм характерен человеческому организму (работа сердца, ритмичное дыхание, кровообращение и т.д.) и целому ряду природных явлений. За основу организации ритма речи человека взят первичный, естественный ритм, характеризующий деятельность организма человека, а также человеческое дыхание. Процесс дыхания относительно ритмичен, поэтому ритмична и человеческая речь: голос останавливается из-за необходимости вдохов и выдохов и поэтому создаются паузы, разбивающие речь на единицы, которые называют речевые такты. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы, преобразуются в единицу речевого ритма [51]. Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Определяется активной работой усиливающих звук резонаторов и организационным дыханием. Когда высота голоса нарушается он становится монотонным, дрожащим, невыразительным, тремолирующим, немодулированным, иногда фальцет образным [54]. Речевое дыхание – это источник образования голоса, звуков, а также основополагающее звучащей речи. Оно способствует обеспечению голосообразования, обеспечивает правильное звуковое усвоение, меняет силу звучания звуков, сохраняет плавность речи, изменяет громкость, помогает использовать речевую мелодику и соблюдать паузы. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в своевременном и незаметном пополнении запаса его (на паузах), во – вторых, в равномерном и экономном расходовании воздуха. Плавность, в нормальной речи, органически сочетается с паузами, являющимися важным компонентом речевого высказывания [50]. Логическое ударение – это акцентирование на наиболее важное слово среди остальных для того, чтобы предложение несло точный смысл. Смысловое ударение признается логическим, если оно максимально акцентируемое, четко выделенное интонационно (значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударение и силой). В особой семантике и мере выделения слова, на который ставится акцент, и есть специфика логического ударения. Следует, что средства выражения логического ударения – это усиление словесного ударения, понижение или повышение тона на ударном слове слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слова [34]. Дикция – основа разборчивости и четкости речи. Чистота и ясность произношения добивается правильной и активной работой артикуляционного аппарата: глотки, нижней челюсти, неба, губ и языка [11]. 1.3. Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе Интонационная выразительность речи – это наивысший уровень развития языка. У детей в младенческий период уже можно отметит просодические проявления. Рефлекторный крик ребенка – считается начальным этапом доречевого развития. К 2-3 месяцам жизни, крик ребенка начинает имитировать и отражать разные виды недовольства, тем самым он становится средством коммуникации и окружающими его людьми. Голосовые выражения до двух месяцев различаются благодаря различным интонациям голоса (плача, крика), но более эффективной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. Модулированные звуки и интонированный крик, сочетаясь с выразительными движениями мимики, являются средствами выражения состояния ребенка. Во время крика у ребенка активизируются специфические зоны коры головного мозга. Ребенок начинает слышать свой крик, импульсы достигают речедвигательных и слухоречевых зон коры и передаются на органы артикуляционного аппарата, со временем давая им толчок для развития. Уже в 2-4 месяца ребенок издает короткие звуки – гуканье, а после и гуление. Никакого смысла эти звуки не несут, но содержат определенную интонацию. С помощью таких звуков ребенок привлекает внимание взрослых. Перво-наперво, дети начинают усваивать и передавать типы интонации, которые зачастую употребляются взрослыми. Средством общения с взрослыми, начиная с конца третьего месяца жизни, становятся звуки гуления, в силу их интонационной выразительности. В этом возрасте они производятся достаточно отчетливыми по интонации. После шестого месяца (в течении седьмого месяца) процесс накопления звуков лепета происходит наиболее интенсивно, после чего процесс накопления звуков становится медленнее и новых звуков появляется мало. Процесс накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации. Значение периода миелинизации заключается в том, что с наступлением ее связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. Особенно артикуляция перестает расширяться от 7-8 месяцев до года, но вместо этого появляется понимание речи. В этот период семантическую нагрузку получают ритм, интонация, общий контур слова, а не фонемы. Эмоциональная интонация способствует осуществлению общения. К 11 месяцам, примерно, возникают активные цепи слогов лепета. К тому же какой-либо слов становится длительнее, громче и выделяется высотой звука. Скорее всего, это является начально стадией формирования ударения [43]. По данным онтогенеза: интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми намного раньше, чем начинается формирование словесной речи. По исследованию Тонковой-Ямпольской процесс овладения интонационной системой языка начинается у детей уже на стадии гуления. Как отмечает Гвоздев, что ребенок применяет интонацию понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Почти в то же время начинают появляться разные виды восклицательной интонации, а на втором году жизни – восклицательные [17]. Проявления интонационной выразительности речи, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных восклицаний, являются предпосылкой языкового развития ребенка. Тембр голоса, тон, интенсивность или сила звучание голоса, мелодика, словесное логическое ударение, паузы, темп – это акустические компоненты интонационной выразительности речи. Данные акустические характеристики на прямую зависят от амплитуды и частоты колебания голосовых связок, от различной скорости смены артикуляции, эмоционального тонуса и от степени мускульной напряженности органов речи [29]. Интонационная выразительность речи значительно умножает объем сообщения при этом сообщая, что содержится и в подтексте, а не только то, что в тексте. Анатомо-физиологическую природу интонационной выразительности речи образуют речедвижения, основой которых являются модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи [22]. Интонационная выразительность речи устанавливает смысловую сторону речи, сильно воздействует на слушателя и определяет ее эмоциональное содержание. Интонация образует семантическую сторону речи воздействуя с логическими интонациями – перечисления, выделение ударных слов, повествование, изменение темпа речи. Реакции и рефлексы младенца на тон голоса выражаются и проявляются рано: четырех месячный ребенок начинает прислушиваться к голосу старших, дает реакцию, реагирует смехом, улыбкой, гулением, настораживается и может заплакать, в общем адекватная реакция на тон взрослого. Восприятие интонации замечается у детей раньше, чем воспроизведение. Объясняется это тем, что поле интонации речеслухового анализатора (восприятие интонации) завершает свое формирование к окончанию периода лепета, в то время как формирование интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) завершается только лишь в период развития и формирования устной речи [21]. А.К. Цеплитис выделил следующую классификацию типов интонационной выразительности речи [46]: 1. Интеллектуальные; 2. Волюнтативные (повествовательные, побудительные); 3. Эмотивные; 4. Изобразительные. Роль интеллектуальных типов интонационной выразительности речи представляет собой отображенные в языке факторы мыслительной деятельности, взаимодействующие с порождением выражений: вопрос (выражение стремления получить информацию) или утверждение (передача информации). Значения волюнтативных типов интонационной выразительности относятся к области речевой деятельности человека. Акцентируют две категории волюнтативной интонации: 1. побудительные: интонации просьбы и приказа; 2. повествовательные – интонация установления несомненности в высказываниях суждений или фактов, однако никак не выражающих интонационную свободу или эмоциональное состояние говорящего: интонация совета с отсутствием принуждения исполнить его. Эмотивная интонация – проявление эмоций и чувств средствами интонации: испуга, гнева, печали, нежности, стыда, равнодушия, удивления. Изобразительные виды интонационной выразительности речи предназначены для воссоздания физических качеств и свойств предмета или явления. Семантика этих типов связана с психическими процессами: восприятие, воображение, ощущение. К примеру, с целью уведомления о чем-либо большом применятся низкий диапазон голоса, т.е. замедленный темп и низкие частоты, а для сообщения о чем-то маленьком используется высокий диапазон голоса. Мелодика считается главным компонентом интонационной выразительности речи и гарантирует понижение или повышение тона голоса. Мелодика фонетики в комбинации с паузами и ударением формирует, между частями фразы, смысловые отношения. Русская речи классифицируется на четыре вида мелодики по направленности перемещения тона: Ровная мелодика, нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходящая мелодика [40]. 1.4. Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками Театрализованная деятельность – необычайно эмоционально насыщенная деятельность, как раз это и привлекает детей в ней. Она дает детям много положительных эмоций, удивление и большую радость. Дети принимают руководство взрослого, даже того не замечая, а все потому, что в ней заложены истоки творчества. По своему характеру, театрализованная деятельность – синкретическая. Она охватывает личность ребенка наиболее полно и отвечает за специфику развития его психических процессов: легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, цельности и одномоментной восприятия. Не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.С. Выготский, Л.В. Артемова, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокина, Д.Б. Эльконин и др.) [15]. Данное свидетельствует о широком потенциале развития театрализованной деятельности. Многие разновидности театрализованной деятельности отличаются художественным оформлением, а самое основное – спецификой детской театрализованной деятельности. Л.С. Фурмина классифицирует их на предметные (действующие лица: куклы, игрушки) и непредметные (дети играют роль взятую на себя в образе действующего лица) [45]. Исследователь Л.В. Артемова классифицирует театрализованную деятельность на две группы: режиссёрская детальность и драматизация [7]. Выделяются такие формы театрализованное деятельности, как: 1. спектакли; 2. драматизация; 3. театрализованные игры; 4. музыкально-драматические спектакли. За основу драматического спектакля берется литературное произведение – пьеса или сценарий, который требует импровизации. Разрабатывая сценарий спектакля проходит выбор и адаптация пьесы или музыкально-драматического произведения, после чего происходит распределение ролей между участвующими детьми учитывая их возможности, так же важна сама работа педагогов, которые выступают в роли режиссёров с детьми в процессе репетиций. После определения точного сценария и распределения ролей начинается подготовка декораций, костюмов, реквизита, грима, световое и музыкальное сопровождение для спектакля. Этапом, завершающим создание спектакля, является генеральная репетиция, она проводится с использованием всех оформлений (декорационного, светового и музыкального), с заготовленными костюмами и реквизитом, чем и отличается от других предшествующих репетиций. И конечно же выступление перед зрителями. При работе над созданием музыкально-драматического спектакля за основу берут мюзикл или в драматическое произведение самостоятельно выбираются музыкальные композиции. Театрализованная игра связана с двумя понятиями – «театр» и «игра». Вопроса театра, в дореволюционной педагогике, занимались гоголь, Белинский, Островский, Герцен, Ушинский. В советское время: Макаренко, Крупская, Станиславский, Луначарский. «Игра» - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» - такое определение давали многие ученые. Именно в дошкольном возрасте она оказывает большое влияние на психическое развитие детей и является основным видом деятельности ребенка. Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка [1,9]. Драматизация – подход, состоящий из комплексов, которые побуждают и активизируют коммуникативные навыки и лексику ребенка, ликвидирует механическое воспроизведение материала подразумевая креативное усваивание речи используя художественные литературные произведения. Драматизация способствует: • совершенствованию лингвистических способностей; • развитию социального сознания учащихся; • увеличение словарного запаса; • улучшению качества речи; • развитие навыков говорения; • выявлению интересов и потребностей учащихся; • снятие «психологического барьера», связанного с боязнью публичных выступлений и страхом совершить ошибку [111]. Драматизация с театральной деятельностью подразумевают воспроизведение сюжета, в соответствии с сценарием, произвольно. «Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Так как ребенок играет сам, то он может использовать все средства выразительности: мимику, пантомиму, интонацию. В драматизации дети сами создают образы пользуясь комплексом средств выразительности (мимика, пантомима, интонация), вставляют собственные действия при исполнении роли, с заранее написанным сценарием исполняют сюжеты, в пределах которых развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети стараются действовать от имени героя и переживают за него, так же каждый герой отражает личность ребёнка, который его играет. Поэтому герой, который был сыгран одним ребенком, не будет похож на героя, который сыграл другой [01]. Произвольная и непроизвольная эмоциональная экспрессия, и эмоциональные действия (выражающиеся в мимике, тембре, ритме, дикции, интонации, голосе) характерны для театрализованной исполнительской деятельности. Схожесть театрализованной деятельности с режиссерским трудом в том, что дети сами придумывают мизансцены, т.е. организуют пространство, выполняют все роли или попусту сопровождает деятельность «дикторским» текстом. Ребенок, исполняющий работу «режиссёра» обретает способность «видеть целое раньше частей», которая, исходя из концепции К.С. Станиславского, считается основой для развития воображения, как новообразования дошкольного возраста. Режиссерская деятельность детей, по мнению некоторых авторов (В.А. Кожевниковой, С.А. Козловой, Е.Е. Кравцовой), владеет некоторыми составляющими, как распределение ролей между игрушками, воображаемая ситуация, создание реальных социальных отношений форме игры.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg