Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Экономическая сущность и основные направления налоговой политики Российской Федерации.

irina_krut2020 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей налоговых льгот как инструмента налоговой политики государства и определение тенденций их развития на примере Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Самарской области. В соответствии с целью работы выявлены следующие задачи: 1. Раскрыть экономическое содержание налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации. 2. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование налогообложения в области предпринимательской деятельности. 3. Проанализировать тенденции формирования налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации на примере Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Самарской области. 4. Определить перспективы развития налоговых льгот как инструмента налоговой системы Российской Федерации. 5. Разработать рекомендации по оптимизации налоговой системы Российской Федерации. Объектом исследования данной работы выступает налоговая система Российской Федерации на конкретном примере Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Самарской области. Предметом исследования выступают налоговые льготы в налоговой системе Российской Федерации. В качестве информационной базы в ходе написания данной выпускной квалификационной работы, несомненно, были использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов, изложенные в учебниках, учебных пособиях, материалах периодической печати и научных статьях, рассматривавших проблемы налогового планирования и прогнозирования, проблемы управления финансами, а так же всего налогообложения в целом. Также информационной базой для написания послужили: Налоговый кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные публичной и внутренней отчетности исследуемой организации, а так же ресурсы сети интернет. Методологической основой в написании выпускной квалификационной работы являются: табличный метод предоставления и обработки информации, метод графического представления информации, метод финансовых коэффициентов, метод экспертных оценок, сравнительный метод оценки, коэффициентный метод и др. Данная выпускная квалификационная работа содержит следующую обусловленную логикой структуру: введение, основная часть, содержащая в себе три главы (теоретическую, аналитическую и практическую), заключение, библиографический список использованных источников и приложения.
Введение

Налоговые льготы занимают важное место в налоговом планировании. С теоретической точки зрения, налоговые льготы это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые являются необходимыми государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Зачастую, на практике большинство налоговых льгот (общее количество которых в российском законодательстве превышает 150) достаточно жёстко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это в свою очередь определяется тем, что именно эти налоговые структуры сами и предлагают и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно. Льготы в большей степени разнятся от вида налога, по которому они действуют, а также от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставляются значительные права и, как правило, значительную часть налоговых льгот предоставляют местные законы. Налоговые льготы функционируют на всех уровнях социальной иерархии, оказывают своё непосредственное влияние на социально-экономические отношения, финансируются государством и другими субъектами хозяйственной деятельности. Налоговые льготы являются органичной частью общественного сознания, элементом повседневной социальной и экономической практики, выступают традиционным для Российской Федерации способом разрешения трудовых и социальных проблем, которые представляют наибольшую актуальность в настоящий момент времени. Актуальность исследования понятия налоговых льгот в налоговой системе государства главным образом обусловлена тем, что в действующей налоговой системе едва ли не полностью отсутствует сформированное современное учение о налоговых льготах, которое может сыграть роль в правильном восприятии такого сложного явления с юридической стороны вопроса, как налоговые льготы. Уровень неразработанности подобного учения, в свою очередь, является прямым следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе. Отсутствие научного обоснования правомерности и целесообразности применения налоговых льгот в государстве порождает многочисленные дискуссии в средствах массовой информации по проблеме отмены, трансформации, сохранения существующей системы налоговых льгот. Позиции и аргументы, которые высказывают стороны, зачастую несут в себе более популистскую направленность, а также отражают ведомственные или более узкогрупповые интересы. Налоговые льготы являются ареной политической и даже классовой борьбы как трудящихся, так и всего населения Российской Федерации за свои права, которые одни общественные силы воспринимают как право на налоговые льготы, а другие - как право на отказ в предоставлении налоговых льгот. Стоит отметить, что в современной научной литературе также невозможно найти единую, обобщённую точку зрения касательно правомерности и целесообразности самого существования налоговых льгот в налоговой системе государства. Фундаментальные основы самой проблемы с теоретическо-методологической точки зрения также не представлены в полной мере. Неясным остается даже самый общий вопрос о месте и роли налоговых льгот в современном обществе, их социальной и экономической востребованности. Если юридическое содержание налоговых льгот имеет свою определенную теоретическую и практическую правоприменительную основу, то экономическая и социальная сторона проблемы, зачастую, не выводится за рамки бюджетных ограничений, в то время как налоговые льготы могут обладать значительным экономическим потенциалом. Достаточное экономическое обоснование отсутствует как у практической стороны применения налоговых льгот, так и у практики их отмены. Налоги являются основным источником формирования доходов в государстве, одним из самых важных элементов экономической политики государства. Именно поэтому государство уделяет больше всего внимания правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или наоборот ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Выполнение всех его требований является обязательным для всех налогоплательщиков. Нарушение каких-либо из положений, которые указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации, является серьезным противозаконным действием, которое также наказывается в административном или уголовном порядке. В Российской Федерации практика использования налоговых льгот развивалась скорее революционным путем. На первоначальном этапе формирования современной налоговой системы существовало большое число налоговых льгот, которые не носили целенаправленного характера. Такое положение приводило к тому, что льготы не реализовывали должным образом стимулирующую функцию налога, а использовались лишь для снижения налогового бремени. В конечном результате, такое использование налоговых льгот вылилось в широкомасштабное их сокращение, что в свою очередь повлияло на развитие экономики государства не самым лучшим образом. Опираясь на всё перечисленное выше можно отметить, что в Российской Федерации не было как такового периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого их аспекта наиболее актуальным и полезным.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Экономическая сущность и основные направления налоговой политики Российской Федерации 1.1. Понятие, классификация и виды налогов в налоговой системе 8 1.2. Налоговые льготы, их роль и место в налоговой политике 18 Глава 2. Анализ налоговых поступлений с учётом налоговых льгот в бюджетную систему Российской Федерации 2.1. Оценка и анализ налоговых поступлений в бюджетную систему 29 2.2. Налоговые льготы, их анализ и оценка в бюджетной системе 33 Глава 3. Направления налоговой политики в области налоговых льгот 3.1. Налоговой планирование как инструмент налоговой политики 45 3.2. Совершенствование системы налоговых льгот на современном этапе 54 Заключение 61 Библиографический список 64 Приложения 68
Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 30.11.1994 № 51-ФЗ : (ред. от 10.10.2015) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс] : от 26.01.1996 № 14-ФЗ : (ред. от 10.12.2015) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 10.10.2015) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 4. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс] : от 05.08.2000 № 117-ФЗ : (ред. от 29.12.2014) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 5. Указ Президента РФ от 20.05.2011 №657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (вместе с "Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации"). 6. Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 №694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации". 7. "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (одобрено Правительством РФ 30.05.2013). 8. Агузарова Л. А., Агузарова М. Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2016 году // Научные Известия. 2016. № 4. С. 25–28. 9. Агузарова Л. А., Валгасов Г. А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 810. 10. Агузарова Ф. С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 10. С. 910–918. 11. Агузарова Ф. С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 1024–1028. 12. Агузарова Ф. С. Трансформация модели межбюджетного распределения налогов и сборов – путь к повышению налоговой составляющей бюджетов субъектов РФ // Налоги и налогообложение. 2015. № 10. С. 815–823. 13. Акинин П.В. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой экономики / П.В. Аникин, Е.Ю. Жидкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 10. 14. Базанова Е., Папченкова М., Ломская Т. Минфин предлагает инвентаризацию налоговых льгот на сумму 2,5 трлн рублей // Ведомости [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/07/04/709431-inventarizatsiyu-nalogovih-lgot. 15. Балаева Д. А. Налоговый механизм: специфика взимания налогов // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2015. № 5-1. С. 88–90. 16. Балаева Д. А. Особенности механизма реализации налоговой политики России // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. № 5-1. С. 8–10. 17. Балаева Д. А., Агузарова Л. А., Агузарова Ф. С. Основные направления совершенствования налоговой политики // В сб.: Актуальные проблемы налогового регулирования в современной России. Сб. научн. трудов. Владикавказ, 2013. С. 22–26. 18. Барулин С. В., Барулина Е. В. Парадоксы российской системы налогообложения // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 22. 19. Белостоцкая, В. А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки [Текст] / В. А. Белостоцкая // Финансы. - 2015. - №3. 20. Бестаева З. У., Агузарова Л. А. Методология исчисления и взимания налогов с физических лиц в России: проблемы и пути совершенствования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 597–600. 21. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование [Текст] : учебник / Е. С. Вылкова. – М. : Юрайт, 2014. – 640 с. 22. Горина, Г. А. Общая система налогообложения: методологический аспект [Текст] / Г. А. Горина // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2014. - № 5. 23. Горский И. В. О налоговом регулировании, налоговых льготах и функциях (историко-методологический аспект) // Экономика. Налоги. Право. Изд. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2014, № 3. С. 17-22. 24. Донин, Ю. Л. 2017. Новое в налогообложении [Текст] : учебник / Ю. Л. Донин. – М. : Московская Финансово-Промышленная Академия, 2017. – 128 с. 25. Зенкина, И. В. Организация и методы налоговых проверок [Текст] : учебник / И. В. Зенкина. – М. : , 2015. – 304 с. 26. Крейнина, М. Н. Налоги и налоговая система РФ [Текст] : учебник / М. Н. Крейнина. - М. : КноРус, 2015. – 112 с. 27. Куликов, Н. И., Соломина, О. А. Налоги и налогообложение [Текст] : учебное пособие / Н. И. Куликов, О. А. Соломина.-М. : Инфра – М, 2014. - 11 с. 28. Крутякова, Т. Расходы и налоги [Текст] : учебник / Т. Крутякова. – М. : АйСи Групп, 2014. – 352 с. 29. Ларионова А.А. Сравнительный анализ налоговых систем России и Германии // "Международный бухгалтерский учет". 2015. № 17. 30. Лыкова Л. Н., Букина И. С. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник для бакалавриата и магистратуры 2015 г. C. 50. 31. Митюрникова Л.А., Ревякина Т.Ю. Сравнительный анализ налоговых систем Канады, России, Японии // "Международный бухгалтерский учет". 2013. №7. 32. Молчанов, С. О. Налоги. Расчет и оптимизация [Текст] : учебник / С. О. Молчанов. – М. : Эксмо, 2014. – 544с. 33. Неминущая, Н. Е. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / Н. Е. Неминущая. – М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. – 416 с. 34. Пансков, В. Г, Налоги и налогообложение. Теория и практика [Текст] : учебное пособие / В. Г. Пансков. - М. : Юрайт, 2015. – 752с. 35. Пансков В. Г. Прогрессивная или пропорциональная шкала налогообложения: что справедливее и эффективнее? // Экономика. Налоги. Право. 2017. №2. 36. Поляк, Г. Б. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / Г. Б. Поляк. – М. : Юрайт, 2014. – 464 с. 37. Перов, А. В. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / А. В. Перов. – М. : Юрайт, 2015. – 996 с. 38. Петрова, Т. Т. Общая система налогообложения [Текст] / Т. Т. Петрова //Консультант бухгалтера. – 2014. - № 3. 39. Скворцов, А. О. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / А. О. Скворцов. – М. : Академия, 2015. – 224 с. 40. Токаева С. К. К вопросу о причинах и последствиях роста дотационности бюджетов бюджетной системы РФ // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1. С. 1067–1069. 41. Токаева С. К., Туаева В. Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов // В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сб. трудов. Владикавказ, 2016. С. 132–137. 42. Фалдина, Е. Оптимизация налоговых выплат как часть налогового планирован [Текст] / Е. Фалдина // Управленческий учет и финансы. - 2014. - №1. 43. Хапсаева Р. Б., Каряева С. Т., Циноева Д. Р. Об итогах функционирования стабилизационного фонда РФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 17. С. 159–164. 44. Государство должно провести инвентаризацию налоговых льгот // Ведомости [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: https://rg.ru/2016/11/23/siluanov-gosudarstvo-dolzhno-provesti-inventarizaciiu-nalogovyh-lgot.html. 45. Налоговые льготы в России. Ключевые изменения и события за 2015 год. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http://investinrussia.com. 46. Налоговые льготы сократят оптом // Газета.ru [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/08/10/10116029.shtml. 47. Нефтяные налоговые маневры: что дальше? [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http://vygon.consulting. 48. Нефтяная отрасль России: итоги 2016 г. и перспективы 2017-2018 гг. (Часть 2) [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http://vygon.consulting/products/issue-973/. 49. GSL [Электронный ресурс] : Чем чреват для компании отказ от применения льгот по НДС. – Электрон. дан. – [М., 2016]. – Режим доступа: URL: http://www.grandars.ru. 50. Deloitte. International Tax Russia Highlights 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-tax-russiahighlights-2018.pdf. 51. Santander Trade Hub. Russian tax system [Электронный ресурс]. URL: https://en.portal.santandertrade.com/establish-overseas/russia/tax-system.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 1.1. Понятие, классификация и виды налогов в налоговой системе. В настоящий период времени не существует общепринятого определения, которое полноценно описывало бы налоговую систему Российской Федерации. На мой взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо непосредственно самих налогов и сборов, весь комплекс отношений, которые напрямую связаны с налогообложением. Основу налоговой системы Российской Федерации составляет Налоговый кодекс. Помимо того, в налоговую систему РФ входят также принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Налоговый кодекс содержит в себе описание системы налогов и сборов в Российской Федерации. В нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ): - виды налогов и сборов; - основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; - принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов; - права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов); - формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц. Понятие налогов и сборов установлено в статье 8 Налогового кодекса РФ. В соответствии с данной нормой, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). К участникам отношений, которые формируются в рамках налоговой системы Российской Федерации и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, которые обязаны уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, которые уполномочены контролировать данный процесс, а именно: - организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов; - организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами; - налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); - таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации); В налоговой системе Российской Федерации предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть устанавливаться и отменяться только самим Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ). При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ): - объект налогообложения; налоговая база; - налоговый период; налоговая ставка; - порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Федеральные налоги и сборы устанавливаются согласно Налоговому кодексу и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ): - налог на добавленную стоимость; акцизы; - налог на доходы физических лиц; - налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; - государственная пошлина. Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ). К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ): - налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес; - транспортный налог. Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ). К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ): - земельный налог; - налог на имущество физических лиц. Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ). К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ): - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); - упрощенная система налогообложения; - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Важнейшим инструментом налогового регулирования государства сейчас выступают налоговые льготы. Данную категорию следует рассматривать как комплексное понятие, поскольку, с одной стороны, налоговые льготы – это важнейший инструмент реализации налоговой политики государства, а с другой, - они выступают одним из структурных элементов различных налогов. В сущности налоговой льготы заложен определенный антагонизм между государством и налогоплательщиком, поэтому ее установление должно носить крайне взвешенный характер, поскольку в любой льготе более чем в другом элементе налогового механизма заложена потенциальная возможность получения налогоплательщиком неоправданной налоговой выгоды. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ налоговые льготы трактуются как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их, но в меньшем размере. Если подойти к налоговой льготе с позиций соблюдения принципа справедливости налогообложения, то можно отметить тот факт, что ее установление должно учитывать фактическую способность налогоплательщика уплатить налог, но при этом участвуя в формировании доходов государства по мере возможностей. В современном налоговом механизме это участие может реализоваться как в уплате налога в заниженных размерах, так и в форме отложенных на определенное целесообразное будущее налоговых платежей. В зарубежной практике при оценке налоговых льгот используется термин «налоговые расходы бюджета», под которыми понимаются освобождения относительно «стандартной» структуры налогов, приводящие к снижению величины собираемых государством доходов. Можно выделить как преимущества, так и недостатки государственного налогового регулирования экономики с помощью налоговых льгот. Преимущества и недостатки налоговых льгот представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Преимущества и недостатки налоговых льгот Преимущества Недостатки Снижение роли государства в экономике Выпадающие из бюджета суммы контролируются в меньшей степени, чем прямые бюджетные расходы Не имеют индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ) Дается определение социально-экономической эффективности. Отсутствует механизм расчета Уменьшение бюджетных расходов Экономический эффект предоставления конкретной налоговой льготы оценивается в основном только на стадии ее введения. В дальнейшем же потери доходов бюджета не оцениваются, а эффективность предоставления налоговой льготы в контексте достижения цели ее введения не анализируется или анализируется не достаточно тщательно Оптимизация встречных финансовых потоков Эффективность применения тех или иных налоговых льгот повышается в условиях стабильности налогового законодательства страны Исходя из данных таблицы 1.1, можно сделать вывод, что предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Поскольку налоговое законодательство Российской Федерации формировалось в условиях отсутствия опыта и преемственности предыдущих периодов, естественно, что оно было в значительной степени несовершенным. Льготы по налоговым платежам предоставлялись такому большому контингенту налогоплательщиков, что возможность их использования была практически не ограничена, в результате чего налоговые обязательства по бюджетообразующим налогам, в частности НДС и налогу на прибыль, прекращались, что привело к огромному ущербу для доходной части бюджетов и к абсолютному отсутствию конкурентоспособности остальных налогоплательщиков. В зависимости от того, на изменение какого из элементов налогообложения будут направлены налоговые льготы, они подразделяются на три основных вида. Виды налоговых льгот представлены на рисунке 1.1. Рис. 1.1. Виды налоговых льгот 1. Изъятия представляют собой налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налогов, так и отдельной их категории. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества. Помимо прочего, изъятия также предусмотрены НК РФ при обложении доходов физических лиц. Например, не подлежат налогообложению суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения, рассматриваемые в качестве поощрения. Аналогично полностью не взимается налог с сумм единовременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поскольку такая помощь наделяется в налоговом праве свойством экстраординарности. 2. Скидки представляют собой льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на: лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и не лимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); общие скидки (ими пользуются все налогоплательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действуют для отдельных категорий субъектов, например, 3 тыс. руб. для инвалидов Великой Отечественной Войны при исчислении того же налога). 3. Освобождение представляет собой льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Освобождения можно рассматривать также в качестве прямого сокращения налогового обязательства налогоплательщика, когда выгода предоставляется непосредственно в отличие от выгод, предоставляемых изъятиями и скидками, косвенно сокращающих окладную сумму. Существует несколько форм предоставления освобождений, которые представлены на рисунке 1.2. Рис. 1.2. Формы предоставления освобождений В настоящий период времени налоговые льготы являются одним из важнейших инструментов финансового стимулирования развития экономики государства и его социальной сферы деятельности. Однако, следует также отметить противоречивый характер данного инструмента налогового регулирования. В частности, налоговые льготы способствуют экономии финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов во время уплаты налогов, которые налогоплательщик может использовать на развитие бизнеса, финансирование инвестиций и инновационных технологий. Освобождение от уплаты налога отличается от сложения недоимки, как называется списание безнадежных долгов по налогам и сборам, поскольку сложение недоимки производится в исключительных ситуациях экономического, социального или юридического характера, вызвавших невозможностью взыскания налога (ст. 59 НК РФ). Освобождения удобны тем, что, в отличие от прочих видов льгот, более приспособлены к учету имущественного положения налогоплательщика. Вместе с тем плательщик, доходы которого облагаются по высокой ставке, получает от льгот первых двух видов (изъятий и скидок) большую выгоду. Плательщик с низкими доходами при одинаковом в количественном выражении освобождении сохраняет большую долю дохода. Освобождения также удобны ещё и тем, что, в отличие от прочих видов льгот, они более приспособлены к учету имущественного положения налогоплательщика. Вместе с тем сам плательщик, доходы которого облагаются по высокой ставке, получает от льгот первых двух видов (изъятий и скидок) большую выгоду. Плательщик с низкими доходами при одинаковом в количественном выражении освобождении сохраняет большую долю дохода. Можно выделить несколько основных принципов предоставления налоговых льгот, которые представлены на рисунке 1.3. Рис. 1.3. Принципы предоставления налоговых льгот 1. Целевой характер – основной целью предоставления налоговых льгот сейчас является создание условий и различных стимулов для инновационно-инвестиционного развития национальной экономики страны. Направленные в экономику денежные средства в виде инвестиционных налоговых льгот должны быть использованы в соответствии с установленными современными целями экономического развития страны и технико-технологической модернизации экономики Российской Федерации. 2. Концентрация финансовых ресурсов – введение и использование налоговой льготы предусматривает выделения для определённого этапа развития экономики наиболее приоритетных направлений для её развития, что также позволит разрешить проблемы необоснованной множественности налоговых льгот и неэффективного использования бюджетных средств. Негативными последствиями их существования могут стать распыление бюджетных ресурсов, за счёт снижения налоговых доходов; усложнение налогового контроля правомерности предоставления налоговых льгот; рост числа злоупотреблений со стороны налогоплательщиков. 3. Срочность предоставления – льготы не могут предоставляться на бессрочный период. Но это в свою очередь не означает, что в НК РФ должны быть обозначены конкретные сроки, в течение которых должна будет действовать та или иная налоговая льгота. Единственным исключением являются льготы социальной направленности которые целесообразно предоставляться на бессрочной основе. 4. Эффективность - применение налогоплательщиком налоговых льгот является законным способом уменьшения налоговых обязательств. Поэтому оценка эффективности налоговой льготы является необходимой как в случае её введения в налоговое законодательство, так и при её дальнейшей пролонгации. Помимо прочего, мониторинг применяемых в стране налоговых льгот необходим в том числе для повышения точности прогнозирования поступления налоговых доходов в бюджетную систему и правильного отбора в дальнейшем объектов, требующих финансовой поддержи государства в форме предоставления налоговых льгот. В то же время, налоговые льготы, которые рассматриваются как «выпадающие доходы» государства, приводят к уменьшению доходов бюджета различного уровня бюджетной системы страны и, следовательно, приводят к сокращению финансовых ресурсов государства для выполнения возложенных на него функций. Поэтому в российской практике налоговые льготы относятся к налоговым расходам бюджетной системы страны. Смысл оценки сводится к ответу на следующие вопросы, которые представлены на рисунке 1.4. Рис. 1.4. Эффективность налоговых льгот Реализация принципа эффективности налоговых льгот тесно связана с необходимостью разработки и проведения мониторинга. Мониторинг эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот, выявления их соответствия изменившимся экономическим условиям, общественным интересам. Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящий период времени оценка эффективности налоговой льготы проводится только при принятии законопроекта по ее введению. Впоследствии не отслеживаются ни объемы соответствующих потерь доходов, ни достижение экономических и социальных результатов, на реализацию которых была ориентирована налоговая льгота. Все это значительно затрудняет принятие решений относительно введения новых налоговых льгот, отмены действующих налоговых льгот или их пролонгирования. 1.2. Налоговые льготы, их роль и место в налоговой политике. В настоящий момент понятие «налоговая льгота» закреплено законодательно в пункте 1 статьи Налогового Кодекса РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В силу пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе либо отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ. Перечисленные определения отражают сущность понятия налоговый льготы и механизм их функционирования исключительно как элемент налогообложения, однако это сужает понимание налоговой льготы, как экономической категории. Особенности построения налоговой системы в Российской Федерации представлены на рисунке 1.5. Рис. 1.5. Особенности построения налоговой системы в Российской Федерации. Описанным в полной мере является определение, данное Барулиным С.В., так как оно рассматривает налоговую льготу в аспектах, а именно: «налоговые льготы предоставляют собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного и частичного) налоговых обязательств налогоплательщика в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач». Можно выделить классификацию и состав системы налоговых льгот, которые представлены в таблице 1.2. Таблица 1.2 Классификация и состав системы налоговых льгот Налоговые освобождения Налоговые скидки Налоговые кредиты Налоговая амнистия Необлагаемый минимум объекта Вычет из налогового оклада Освобождение от налога отдельных категорий плательщиков Исключение из налоговой базы отдельных текущих расходов, имущества и доходов (налоговые вычеты) Отсрочка (рассрочка) платежа Возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов Инвестиционные скидки Зачет ранее уплаченного налога Налоговые изъятия На «истощение недр» Целевые налоговые кредиты Налоговые каникулы При образовании различных фондов Инвестиционный налоговый кредит Понижение налоговых ставок Ускоренная амортизация Образование консолидированных групп налогоплательщиков Инвестиционная премия Анализируя налоговые льготы, стоит отметить, что определение налоговой льготы, установленное Налоговым кодексом РФ, сформулировано недостаточно четко с правовой точки зрения, что дает возможность в некоторых случаях отнести к налоговым льготам иные преференциальные положения законодательства о налогах и сборах, которые не являются налоговыми льготами. Можно утверждать, что «налоговая преференция» более широкое понятие, чем понятие «налоговая льгота», так как не содержит не каких конкретных характеристик, используя которые к налоговым преференциям можно было бы отнести различные послабления в налоговом законодательстве для налогоплательщиков. Можно разграничить понятия налоговых льгот и преференций, которые представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3 Сравнительные характеристики налоговых льгот и преференций Критерии сравнения Налоговая льгота Налоговая преференция Цель введения Снижение налогового бремени Механизм действия Необходимость дополнительного расчёта налогового обязательства с последующим изъятием льготы Прямой расчёт пониженной суммы налога Момент введения В любой момент Вместе с введением налога Обязательность применения Желание (право) налогоплательщика Обязательный характер применения Направление применения Объект налогообложения Объект налогообложения Налоговая база Налоговая ставка Возможность приостановления действия на один или несколько периодов Возможность есть Возможность отсутствует Штраф за неприменение Не взимается Взимается Характер применения Экономический, социальный Экономический, социальный, индивидуальный Срок применения Определённый период времени Не ограничен (бессрочный) А.С. Баландина дает следующее определение налоговых преференций, в котором указывает главное отличие преференций от льгот – это их обязательный характер: «налоговая преференция – предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика». Налоговый кодекс не дает определения «преференции», необходимо разграничить данные понятия. По моему мнению налоговую льготу требуется рассматривать как право налогоплательщика уменьшить налоговую базу, но не её обязанность. Преференцию же, в отличие от льгот, следует рассматривать как обязанность налогоплательщика, которая дает ему возможность уменьшить налоговую базу. Можно рассмотреть данные понятия на примере трёх федеральных налогов: налога на добавочную стоимость (НДС), налога на прибыль организации и налога на доходы физических лиц, которые представлены в таблице 1.4. Таблица 1.4 Налоговые льготы и преференции Налоговые преимущества Налог на добавочную стоимость (НДС) Налог на доходы физических лиц Налог на прибыль организаций Налоговые льготы П. 3 пп.1-2 ст. 149 НК РФ (Освобождаются от налогообложения 1) Реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы 2) Реализация товаров, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов) П. 20 ст. 217 НК РФ (Не подлежат налогообложению суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов; суммы, уплаченные религиозными организациями) П. 27 ст. 251 НК РФ (Не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, которые получены религиозной) П. 23 ст. 255 (В расходы на оплату труда включаются суммы в виде доплат инвалидам) Продолжение таблицы 1.4 Налоговые преференции Пп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ (Не являются объектом налогообложения операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр) П. 20 ст. 217 НК РФ (Не подлежат налогообложению призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами, за призовые места на Олимпийских, Паралимпийских играх) Пп. 36 п. 1 ст. 251 НК РФ (При определении налоговой базы не учитываются доходы налогоплательщиков, являющихся российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр) К примеру, ставка 0% по экспортным и импортным операциям по налогу на добавленную стоимость позволяет фактически не облагать экспортные и импортные операции, но также дает право налогоплательщику получить вычет по данным операциям, которого он бы не имел, если бы данные операции не облагались налогом на добавленную стоимость. Налогоплательщик, применяя данную ставку, имеет право применять налоговый вычет по данным операциям, а следовательно уменьшать налоговую базу, в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, применение данной ставки является обязательным, если налогоплательщик осуществляет импортные и экспортные операции. Следовательно, приведённый случай следует рассматривать как преференцию, так как она имеет обязательный характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg