Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Отношение к опыту изоляции от общества у осужденных женщин и его влияние на их ресоциализацию

irina_krut2020 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Объект исследования: система отношений личности к происходящему как интегративный феномен. Предмет: отношение к происходящему в условиях опыта изоляции у осужденных женщин. Цель: исследовать систему отношений осужденных женщин к социально значимым объектам. Задачи: 1. Определить содержание и значение отношения как интегративного феномена психики; 2. Выделить компоненты системы отношения осужденных женщин, определяющее и отражающее процесс их ресоциализации; 3. Выделить особенности отношения к происходящему в условиях опыта изоляции у осужденных женщин, различающиеся по эмоциональному состоянию. Благополучный опыт ресоциализации на наш взгляд, будет отражаться в эмоциональной стабильности. Под эмоциональной стабильностью мы понимаем способность человека адаптироваться к ситуации, сохранять спокойствие и уверенность в себе. Гипотеза: Мы предположили, что в системе отношений эмоционально нестабильных осужденных будет больше выражаться негативная оценка опыта изоляции, нежели, чем у эмоционально стабильных.
Введение

В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отношение» определяется как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей». Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира, отношение к другим людям и отношение к себе. В отечественной психологии понятие «отношение» является одним из центральных, оно разрабатывалось также, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Г.М. Андреевой, А.В. Петровским и др. Близкие понятия изучались Л.И. Божович, В.А. Ядовым.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы отношения к опыту изоляции и его значение для ресоциализации осужденных 5 1.1. Проблема содержания отношения и его влияние на поведение человека 5 1.2. Структурный анализ отношения и его роль в ресоциализации осужденных 13 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование системы отношений осужденных женщин находящиеся в различной степени эмоциональной стабильности. 33 2.1. Организация эмпирического исследования 33 2.2. Описание и анализ эмпирических данных 36 2.3. Выводы и рекомендации ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии/ К.А.Абульзанова-Славская. М.:Просвещение, 2013. С. 218-241. 2. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. III-XI классы / А.Д.Андреева – М.: Издательство Московского психолого– социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 624с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. М.:Просвещение, 2016. 303с. 4. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе" личность и ее жизненный путь. М., 2015. С. 7—17. 5. Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога/ И.Ф.Баширов. Москва.:Просвещение, 2016. – 181 с. 6. Бодалев А.А. Психология общения Избранные психологические труды. – 3-е изд., перераб. и допол / А.А.Бодалев. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 320с. 7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я.Гозман. М., 2014. С. 75—101. 8. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н.Мясищев. М., 2013. – 1527с. 9. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.И.Непомнящая. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 192 с. 10. Ольшанский Д.В. Взросление «Я» / Д.В.Ольшанский. – М.: Знание, 1988. – Нар. Ун-т. Пед.фак.; №7. 11. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Тематические исследования // Вопросы психологии - №2. 2015. – 158с. 12. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб. 2016. – 480 с. 13. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2014-с.494. 14. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2013. № 6. С. 5-15. 15. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – 2-е изд., испр / М.И.Станкин.- М.: М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 336 с. 16. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И,Шевандрин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 512 с., ил. 17. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А.Ясюкова. – СПб.: Речь, 2013. – 384 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К ОПЫТУ ИЗОЛЯЦИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ 1.1. Проблема содержания отношения и его влияние на поведение человека Согласно концепции В. Н. Мясищева, сущностью личности является отношение к действительности. Как и всякое понятие предельно высокой степени общности, понятие отношение не может быть удовлетворительно строго определено через другие фундаментальные понятия. Смысл термина отношение в концепции В.Н.Мясищева задан языковой интуицией, которая определяет связанную с описанием и анализом личности практику использования этого термина – от научных текстов до живой разговорной речи. Сам В.Н.Мясищев неоднократно в своих трудах пояснял основное понятие своей концепции: «Термином «отношение» широко пользуются помимо философии и физиологии в логике, математике, естественных науках, в психологии, педагогике, в живом языке литературы и быта. Такое универсальное, широкое употребление делает более необходимым определение, уточнение, ограничение этого понятия в применении к человеку и его психике ». Проблема уяснения психологических детерминант формирования личности человека предполагает анализ того, в каких условиях формируются и проявляются социальные и психологические качества личности людей. Не секрет, что человек с рождения находится в кругу людей, имеет с ними определенные отношения. Такой вид отношений называется межличностными. Однако межличностные отношения всегда опосредствованы более общей системой – системой общественных отношений . Сама личность с одной стороны, - «продукт» социальных связей, а с другой - их созидатель, активный участник. Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии В.Н.Мясищев различал два основных вида отношений: общественные отношения и «психологические» отношения личности. В социологической теории раскрывается целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди «относятся» друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий, других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обуслов¬лены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей . В понимании социальной роли существенны следующие положения: - она представляет нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; - в ней зафиксированы определенные права и обязанности ее исполнителя; - она связана с определенными видами социальной деятельности. Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций. Общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (поведение представителей таких ролей называется «асоциальным»). В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека - носителя роли зависит от того, насколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернализации) определяется индивидуальными психологическими особенностями каждого человека. По мнению Г.М.Андреевой каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных или психологических отношений . Межличностные отношения - социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний. Соотношение данных типов отношений – общественных и межличностных – в обобщенном виде представлено на схеме. В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. С другой стороны, существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация этих безличных общественных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их повседневного общения и взаимодействия . Таблица 1 Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений Общественные отношения Межличностные отношения Выступают социальным контекстом для межличностных отношений; Являются формой реализации социальных отношений; Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и продуктом их проявления; Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека Не персонифицированы в своей потенциальной объектной направленности и проявлении; Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях; Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного контакта людей; Формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта; Являются более устойчивым образованием как следствие закрепления в обществе существующей формально-статусной иерархии социальных ролей; Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком; Строятся на основе положения людей, занимаемого ими в обществе; Строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей; Эмоционально индифферентны. Имеют эмоциональную окраску. В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отношение» определяется как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей». Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). Традиционно отношения личности к различным социальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды, личности . В западной психологии история изучения аттитюдов началась в 1918 г., когда было дано определение аттитюда как «психологического переживания индивидом ценности, значения, смысла социального объекта». С тех пор в зарубежной психологии накоплен немалый опыт в изучении аттитюдов, определены их функции и структура. В отечественной психологии В. А. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней: 1) элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальных областях - в трудовой сфере, сфере досуга - на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности . Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция - это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффилиация - это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу . Таким образом, «отношение» - более широкое понятие, чем «социальная установка», «аттракция» или «аффилиация». Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами: 1) отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими). Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им». Например, отношение ребенка к матери детерминировано как его физиологическими потребностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности . В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения человека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включении в различные социальные группы; потребность в самоуважении;, в позитивной оценке; потребность в понимании, в сочувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым; 2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения личностью Окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении личности; 3) отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяются вид и тип отношений. Отношение как процесс проходит в своем развитии определенные этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация или распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д. Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения». Межличностное отношение - это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъект-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначения межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть, по словам К.А. Абульхановой-Славской, «некоторый идеальный продукт взаимных усилий» . Наконец, термины «отношение» и «взаимоотношение» используют для обозначения разных этапов динамики отношений. Например, Л.Я. Гозманом показано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направленностью от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение, или «диадическое отношение» . В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп». На настоящий момент в психологии выделены два основных направления в исследовании отношений личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направления ведется работа по изучение различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для их измерения. Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, Л.И. Анциферовой, К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Коном и др. В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени. Таким образом, среди понятий «отношение», «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения» самым широким является понятие «отношение», которое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгрупповые отношения» — между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отношений, а именно: их взаимность, степень симметричности. 1.2. Структурный анализ отношения и его роль в ресоциализации осужденных Целостность, активность, сознательность и избирательность выступают как свойства, необходимо присущие отношениям. Наряду с этими сущностными свойствами, в концепции отношений выделяются три компонента, с помощью которых психологические отношения описываются. При этом В. Н. Мясищев отмечал: «Старое психологическое деление (так называемая триада Тетенса) утверждало самостоятельность трех основных сторон, или элементов, душевной деятельности: ума, чувства и воли. Отрицание этой триады с позиции целостности, однако не исключало фактического наличия трех аспектов – эмоциионального, познавательного и волевого. Поэтому в каждом психологическом факте в той или иной степени включены эти три стороны, три аспекта, или три компонента» . Следует отметить, что выделенные В. Н. Мясищевым три компонента каждого отношения соответствуют в современной психологии выделению трех сфер психического: эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Компоненты отношения не являются их составными частями, элементами, входящими в их структуру (отношение целостно и нерасчленимо). Понятие «компоненты отношения» фиксирует лишь результат рассмотрения (научного психологического анализа) отношения. Согласно В. Н. Мясищеву, все феномены психики можно при психологическом их анализе рассматривать в контексте двух категорий – потенциального (латентного) и процессуального (актуального). К категории процессуального В. Н. Мясищев относил психические процессы, обеспечивающие в своем единстве психическую деятельность, то есть, то в психике, что развертывается во времени и становится в этом смысле актуальным . Категория потенциального отражает возможность бесконечного многообразия форм психической активности, из которых в каждый момент актуализируется, тем самым, переходя в другую категорию, лишь одна. Отношение представляет собой феномен потенциального в психике и может лишь определять протекание психических процессов и психическую деятельность в целом. Отношение актуализируется и процессуально раскрывается в поступках, мыслях, чувствах. Причем такое актуализированное отношение не обязательно осознается как отношение. Отношение как феномен потенциального в психике, даже будучи актуализированным, по существу остается еще внелингвистическим по своей первичной природе, и лишь вторично может быть лингвистически оформлено в сознании, а затем и в речи . Отношение процессуально раскрывается сознанию в спонтанной и в специально направленной рефлексии субъекта отношения. Тем самым отношение становится актуальным, оформляясь в сознании лингвистически. При этом ясно, что содержательность лингвистического оформления отношения во многом определяется способностью к рефлексии, а также способностью к владению языком, фиксирующим результаты рефлексии. При рефлексии отношение лингвистически может оформляться и традиционно оформляется в трех дополняющих друг друга описаниях, относящихся к трем сферам: эмоциональной, мотивационно-поведенческой и когнитивной. Таким образом, наряду с сущностными свойствами отношения – целостностью, активностью, сознательностью, избирательностью – отношение как категория психологического анализа описывается в контексте трех компонентов, а именно: эмоционального, мотивационно-поведенческого (волевого) и когнитивного. Важно еще раз подчеркнуть, что эти компоненты не являются составными частями, элементами, входящими в структуру отношения (которое по своей сущности целостно и нерасчленимо). Понятие о компоненте отношения отражает возможность его рассмотрения (научного психологического анализа) в трех разных смысловых ракурсах. Используя пространственную аналогию, можно сказать, что подобно тому, как пространственный физический объект может быть спроецирован на три пространственных базисных оси, при психологическом анализе отношение, лингвистически оформляясь как смысловой объект, также может быть как бы «спроецировано» на три базисных смысловых оси: эмоциональную, мотивационно- поведенческую и когнитивную. В согласии с этой аналогией можно видеть, что проецирование не расчленяет сам объект, и что получаемые три проекции не являются составляющими частями этого объекта. В соответствии с такой направленностью психологического анализа выявление этих компонентов отношения сводится к выявлению тех изменений в эмоциональной, мотивационно-поведенческой и когнитивной сферах, которые связаны с анализируемым отношением . Описание изменений в этих трех сферах психического в самом обобщенном виде могут быть представлены как ответы на вопросы: какие чувства, эмоции связаны с отношением к объекту; какие мотивы связаны с отношением к объекту; какие знания связаны с отношением к объекту. Эмоциональный компонент отношений. Эмоции тесно связаны с важнейшим моментом в основной характеристике отношения, с его избирательностью, положительной или отрицательной, и его активностью. Эмоция как целостная реакция личности выражает и формирует эмоциональное отношение... Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения организма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей внутрисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека эмоцию. На уровне сознательной деятельности переход отношений во вторую сигнальную систему сопровождается качественным изменением непосредственной, эмоциональной оценки, превращением ее в сознательную оценку. В оценках, генетически тесно связанных с эмоциями, отношение выступает как сложное психическое образование, в котором неразрывно сливается отражение объективного предмета и общественных объективных критериев оценки с оценочным отношением и эмоциональной реакцией самого субъекта . Мотивационно – поведенческий (волевой) компонент отношений. Понятие воли, согласно В. Н. Мясищеву, является «видом активного преобразующего отношения человека к различным сторонам объективной действительности и к себе самому». «Человек проявляет себя в действенном взаимодействии с действительностью. Чем богаче индивидуальность, тем активнее она перестраивает действительность, тем шире ее опыт, тем более опосредованы ее реакции, тем более они утрачивают зависимость от непосредственных условий момента и становятся как бы внутренне обусловленными». Проблема мотивации, как известно, привлекала внимание своей связью не только с проблемами воли, но и с изучением всей деятельности человека. Мотив как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимость и т.д. Осуществление всякого действия, выступающего как структурный элемент деятельности, основано на волевом компоненте отношения. Волевой компонент каждого отношения представляет собой необходимое условие проявления этого отношения в окружающей человека действительности. Об отношении судят по действиям, поскольку действия и отношения представляют единство процессуального и потенциального. Они представляют потенциальную характеристику человека, реально раскрывающегося и в целостном поведении или деятельности, и в отдельных реакциях или действиях. Сознание, чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности – влечения, желания, стремления или потребности. Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень силы эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности. Когнитивный (познавательный) компонент отношений. В. Н. Мясищев подчеркивал, что «отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом» . Результатом познания воспринимаемой действительности является понимание ее смысла. Здесь мы встречаемся с теоретически и практически важнейшим вопросом такого понимания личностью действительности, когда это понимание определяет поведение человека и играет существенную роль в практике производства, воспитания и психотерапии. Эта проблема связана с важнейшими вопросами о перестройке понимания в связи с изменением отношения и о перестройке отношения в связи с изменением понимания. Только связь отношений с активностью личности позволяет нам уяснить себе, каким образом понимание, т.е., казалось бы, интеллектуальный процесс, рассудочная деятельность, переделывает всего человека. Неправильное решение этого вопроса связано с интеллектуализмом, с недостаточным учетом того, что суждение и мысль личности, будучи включенными в систему отношений, оказываются действенным фактором. Перестройка их неизбежно влечет за собой перестройку всей системы отношений личности в целом . В.Н.Мясищев писал: «мы видим, как субъективный фактор влияет на процесс познания, как роль отношения сказывается в мыслительных актах, как отношения вплетаются в живую ткань мыслительного процесса, как они стимулируют, ориентируют мышление или как они дезорганизуют, неправильно ориентируют его» . В современной психологической литературе понятие «личность» раскрывается весьма многообразно и разноречиво. Научное понятие «личность» достаточно сложное. Говоря о личности, подразумевают некоторое особое состояние человеческого бытия, положение человека в мире. Непростая задача, используя лишь строгое научное определение, выразить во всей полноте сущность личности. Потому важно определить представление о предмете психологии личности, сформулированное А.Н.Леонтьевым и получившее признание в отечественной психологии: «Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Сущность человека как личности есть совокупность общественных отношений» . К. Маркс полагал, что экономические, политические, национальные, правовые, нравственные и все другие отношения, характеризующие социум, в которые оказывается включенным человек на протяжении своей жизни, обязательно им усваиваются и превращаются в его собственные отношения к различным сторонам действительности, которая его постоянно окружает. Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 86 страниц
2150 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 76 страниц
1900 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
1375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg