ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
§ 1.1 Структура и содержание понятия нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Проблемы нравственного воспитания дошкольников фигурируют в центре внимания отечественной педагогики. В настоящее время особенно острое значение приобретают исследования, нацеленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитания осмысленного взаимотношения к разнообразным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего утверждениям морали.
За минувшие года существенно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармонической личности» (А. В. Запорожец); получены новейшие данные о ходе социального становления личности дошкольника.
Учеными обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает важный практический опыт действий, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе – навыки поведения, в которых выражаются доброе отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла совершающихся явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения. [1]
Слово «нравственность» берет свое начало от слова «нрав». Согласно латинскому языку «нравы» звучат как /moralis/ - мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении и в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.[2]
Рассматривая мораль как форму социального сознания, как отражение в сознании людей их социальных взаимоотношений, Б. Т. Лихачев отмечал, что «если нормы нравственности есть отражение настоящих жизненных отношений, то несложно понять, что усвоение людьми правил морали, преобразование их в убеждения совершается не в результате вербальных упражнений, а в следствии участия в самих этих настоящих жизненных отношениях».
«Главный принцип в воспитании, по мнению А. С. Макаренко - найти середину – меру воспитания активности и тормозов желаний. С первого года жизни нужно воспитывать так, чтобы ребёнок мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться и, в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными». [3]
Понятие «нравственное воспитание» пронизывает все аспекты жизнедеятельности человека. Итогом целостного процесса считается развитие нравственно-цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, способностей, нравственной воли, общественно-значимого поведения, повадок. По этой причине известный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную концепцию о многостороннем формировании личности, абсолютно обосновано полагал то, что ее системообразующий критерий — нравственное воспитание. [4]
Воспитание, по мнению В. А. Караковского, это «целенаправленное педагогическое управление процессом формирования личности ребенка, содействующее созданию неотъемлемых условий с целью рассвета дарований, удовлетворения его потребностей и интересов».
Л. С. Выготский: «воспитание, равно как и обучение ведет за собой развитие.»
«Воспитывать человека, - подчеркивал А.С. Макаренко, - значит воспитывать у него перспективные пути»
Итак, «воспитание» — это целенаправленный процесс формирования у ребенка личности, формирование знаний, ценностей, взглядов, направленных на правильную позицию человека в обществе и в мире. [5]
«Нравственное воспитание» — это целенаправленный процесс формирования у подрастающих поколений высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с целями, идеалами и принципами морали.» [6]
Нравственное воспитание включает в себя:
• формирование осознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него, необходимости координировать свое поведение с интересами общества;
• ознакомление с нравственными эталонами, правилами общества, подтверждение их правомерности и разумности;
• перемена нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
• формирование стабильных нравственных чувств, высокой культуры поведения, как одной из основных проявлений почтения человека к людям;
• формирование нравственных привычек.
«Нравственное воспитание личности» - полный и многосторонний процесс, включающий общественные и педагогические явления.
«Нравственное сознание» - активный процесс отражения нравственных отношений, состояний.
«Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережливого отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом считается коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов». [8]
Б. С. Братусь выделяет три группы задач нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста[9]:
1) Формирование нравственного сознания ребенка как системы нравственных представлений, понятий, суждений. Высшей степенью сформированности нравственного сознания являются убеждения, которые далее становятся регуляторами действий и поступков ребенка. От степени сформированности нравственного сознания зависит нравственная стабильность личности.
2) Формирование нравственного поведения, которое должно стать привычным в сознании ребенка, для чего необходимо накапливать опыт такого поведения. Нравственное поведение включает в себя интеллектуально-волевую, чувственную и исполнительную(техническую) сферы, которые необходимо развивать в единстве с нравственными представлениями.
3) Формирование нравственных чувств и отношений – более эффективно развивается в детском коллективе, во взаимодействии. Чувства всегда сопровождают тот или иной нравственный выбор, от их направленности зависит поведение ребенка.
Л. А. Высотина раскрывает нравственное воспитание как «педагогическую работу, обеспечивающую формирование коммунистического сознания, эмоций и привычного стиля поведения в их единстве, формирование и укрепление моральных качеств личности...»
Согласно взгляду Е.Г. Беляковой, основными задачами нравственного воспитания дошкольника являются:
? развитие нравственного сознания (процесс непрерывного повышения и осмысления нравственных фактов, взаимоотношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие решений, осуществление ответственных выборов);
? воспитание и развитие нравственных чувств (внимательность, сострадание, милосердие, сочувствие, сопереживание, эмпатия);
? формирование умений и привычек нравственного поведения (включает моральные знания – понятия о значении жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге). Помимо понятий, к моральным знаниям относятся принципы, эталоны, нормы поведения, моральные оценки.[32]
По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности, есть переход моральных общепризнанных норм, правил и требований в знания, способности и привычки поведения личности и их неуклонное выполнение».
Главная функция нравственного воспитания заключается в том, для того чтобы создать у подрастающего поколения нравственное понимание, стойкое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие нынешнему образу жизни, создать интенсивную жизненную позицию каждого человека, привычку придерживаться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. [32]
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется при применении конкретных методов. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического влияния, с помощью которых осуществляется развитие личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания детей:
? методы организации практического опыта социального поведения;
? методы развития у дошкольников нравственных взглядов, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор причисляет метод убеждения, благоприятный пример, поощрение и наказание.[33]
Классификация, порекомендованная В. И. Логиновой, выстроена на той же основе, что и у В. Г. Нечаевой, - на активации механизма нравственного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает совместить все методы в три категории:
• методы развития нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);
• методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);
• методы стимулирования (образец, поощрение и наказание). [34]
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных отношений; воспитание уважительного отношения к труду. [10]
Нравственное поведение личности обладает следующей последовательностью: жизненная ситуация - порождаемое ею морально- чувственное переживание — нравственное понимание ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, постоянно реализуются в единстве все без исключения названные компоненты.
Первостепенным средством нравственного воспитания считается использование созданных в культуре на различных этапах исторического формирования нравственных эталонов, т. е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек. Как правило, нравственные эталоны формируются в рамках гуманистического мировоззрения, как обобщенной системе представлений и убеждений, в каковой человек выражает свое отношение к окружающей его естественной и общественной среде и центрируется вокруг него.[11]
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как единый процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой нравственности, организации всей жизни младших подростков: деятельности, взаимоотношений, общения с учетом их возрастных и личных отличительных черт.[31]
Нравственное воспитание эффективно в том время, если его результатом становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное влияние индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.[36]
С. П. Максимюк раскрывает нравственное воспитание - как «влияние детского сада, школы, семьи, общественности, которое имеет цель формирования устойчивых нравственных свойств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности».[35]
В.И. Ядешко полагает, что абсолютно для всех нравственных норм свойственно то, что они фиксируют социальный способ поведения, который дошкольники излагают следующим образом: "Нельзя обманывать взрослых", "Маленьких нельзя обижать" и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О формировании понимания нравственной нормы можно выражать в том случае, если ребенок способен объяснить, почему нормы следует соблюдать.[30]
По мнению Р.С. Буре, в области развития нравственного поведения пример взрослого представляет значимую роль. Благоприятный пример родителей способствует тому, что ребенок попросту и ненавязчиво учится жить аналогично с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никак не будет оказывать воздействие на реальное поведение ребенка. Более того, ребенок поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Таким образом, появляется конформизм, маневрирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.
Нравственное воспитание осуществляется в различных видах деятельности. «За пределами деятельности, – указывал Н.И.Болдырев, – не может быть настоящего воспитания. Это относится ко всем видам, ко всем аспектам воспитания, но особенно к нравственному».[37]
Ряд исследователей таких как: Л. Г. Григорович, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев,И. С. Марьенко, И. Ф. Харламов, А. С. Макаренко, а так же ряд российских ученых: Л. А. Попов, Б.Т. Лихачев, И. П. Подласый и др., освящают в собственных трудах суть основных понятий учений нравственного воспитания, содержания, приемов нравственного воспитания.[12]
В когнитивном подходе ( Болдырев Н. И., Архангельский Л. М. и др.) нравственное воспитание рассматривается как:
• процесс развиия самостоятельности и стойкости суждений о нравственных нормах, регулирующих отношения людей;
• процесс развития умения давать характеристику нравственным ценностям и изучать, как именно они могут проявляться в поведении.
Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Лихачев Б. Т., Гессен С. И., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как:
• процесс формирования сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
• процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
• процесс стремления человека к нравственному эталону.
Основным компонентом нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:
• формирование умения делать нравственный выбор в процессе различной деятельности и общения с людьми.
В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова С. В. и др.) нравственное воспитание трактуется как целостный процесс развития и формирования нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных взглядов, развитие нравственных эмоций, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и развитие мировоззрения человека.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, образцовой личности в ее гуманистическом аспекте.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И., придерживаясь аксиологического подхoда, опредeляют нравственнoе воспитание равно как намеренно упорядоченный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Данное определение также не выходит за границы мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления лежит концепция взаимoзависимого и взаимoдействующего мира.[13]
Н.И.Болдырев, под нравственным воспитанием понимает «процесс целенаправленного и руководимого воспитателями формирования у воспитанников нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Это сложный и многосторонний процесс, включающий в себя влияние на сознание, чувства и поведение учащихся в целях воспитания их в атмосфере коммунистической морали.»[36]
И.С.Марьенко говорит, что нравственное воспитание - это «совокупность целенаправленных и последовательных педагогических действий для достижения достойного уровня развития личности в соответствии с эталоном современного общества и идеалом будущего.»
Л. А. Григорович поясняет, что «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как порядочность, доброта, коллективизм, дисциплинированность.»[30]
С. А. Козлова подразумевает под нравственным воспитанием – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям людей и конкретного общества. С течением времени ребенок со временем овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, то есть делает своим, принадлежащим себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, окружающему миру к себе. Результатом нравственного воспитания считаются возникновения и убеждения в личности конкретного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев прослеживается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Л.Н. Толстой отмечал что нравственность — это неотъемлимое знание всякого человека: «из всех наук, которые обязан знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[37]
Нравственное воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью.[29]
В. А. Сухомлинский: «нравственное воспитание» - постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.[28]
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста - это концепция, которая объединяет комплекс образовательных мероприятий, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. Во время этого процесса протекают качественные перемены человеческой личности.[27]
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как он развивался, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для развития нравственного качества немаловажно, чтобы он был проведен сознательно. Вследствие того нужны знания, на основе того, что ребенок должен обладать представлениями о сущности нравственного качества, о его необходимости и о достоинствах овладения.
У ребёнка должна появиться готовность овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы появились мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива ведёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства продолжают потребность в их практической реализации – в действиях, поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, дозволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) +(навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всякий раз, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.[15]
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки[37]:
? воспитание гуманности как качества личности;
? развитие коллективизма;
? формирование начал гражданственности и патриотизма;
? формирование отношения к труду и трудолюбия.
Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает отзывчивость, сочувствие, сопереживание, эмпатию.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека считается характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Следует заметить, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.
Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.
В группах детей дошкольного возраста существует коллективные взгляды. Они не только проявляются в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и могут активно использоваться как личностно-значимый фактор воздействия на любого члена коллектива и как основа коллективных отношений.
Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности — одна из важнейших составляющих нравственного воспитания детей.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство безопасности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополняется чувством любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма многосторонне по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, оберегать и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.
На основе анализа трудов предшественников, мы выстраиваем структуру и содержание нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста:
Таблица 1.
Структура и содержание понятия нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Компоненты Критерии Показатели
Когнитивный • Формирование самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных формах
• формирование умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям
• нравственное просвещение • понимание ребенком окружающего мира, нравственных норм и правил
Аффективный • формирование нравственных убеждений развитие нравственных чувств
• формирование навыков и привычек нравственного поведения
• формирование характера, черт личности
• интериоризация общечеловеческих ценностей формирование мировоззрения человека • ребенок учится сопереживать другим людям
• ребенок усваивает привычки и навыки хорошего поведения
• ребенок формируется как самостоятельная личность, выявляются особенности и черты характера
• взгляды ребенка на природу и общество
Деятельностный • формирование навыков и привычек нравственного поведения
• формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми • формирование у ребенка главных привычек поведения в обществе
Каждый из компонентов структуры и содержания нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством сказки владеет определенной функциональной заданностью[26]:
– когнитивный компонент — ориентационную функцию;
– аффективный компонент — смыслобразующую и рефлексивную функцию;
– деятельностный компонент — преобразующую функцию.
Исходя из данной таблицы, под нравственным воспитанием детей среднего дошкольного возраста мы понимаем целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
§ 1.2 Сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольник и сказка, дошкольник и стихотворения... Эти определения неразделимо объединены. Начиная с самого раннего возраста, взрослые читают стихотворения и сказки своему ребенку, развивая его мышление, воображение, речь, давая представление о предметах, животных, природе... К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» акцентирует внимание на том, что «сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту ничем не заменимую пищу.