Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Начальное обучение плаванию детей 3-4 лет с использованием средств акваэробики

irina_krut2020 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Объект исследования – процесс обучения плаванию младших дошкольников. Предмет исследования – комплекс упражнений для начального обучения младших дошкольников плаванию с применением средств аквааэробики. Практическая значимость исследования заключается в эффективности использования средств аквааэробики при начальном обучении плаванию детей 3-4 лет. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке комплекса упражнений для начального обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста с применением элементов аквааэробики. Цель: разработать и экспериментально определить влияние комплекса упражнений для обучения плаванию детей 3-4 лет с элементами аквааэробики на уровень здоровья детей и эффективность обучения плаванию. Задачи: 1. Изучить особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста; 2. Разработать комплекс упражнений для обучения плаванию младших дошкольников с элементами водной аэробики; 3. Определить эффективность использования экспериментального комплекса для начального обучения плаванию детей 3-4 лет. Гипотеза: предполагается, что использование разработанного комплекса для начального обучения плаванию детей 3-4 лет с применением средств аквааэробики повысит эффективность обучения плаванию и уровень заболеваемости обучающихся.
Введение

В системе факторов, определяющих здоровье детей, одним из главных является физическое воспитание. Значимым шагом в направлении решения проблемы повышения уровня здоровья детей явилось принятие Правительст¬вом России концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предусматривающей повышение качества физического воспитания на основе учета половых, возрастных, индивидуальных особенностей развития детей, а также социально-экономических, природно-географических, матери¬альных и других факторов Многие ученые отмечают, что одним из главных условий эффективности процесса физического воспитания является активная и сознательная деятельность самих детей, основанная на позитивных мотивах и, следовательно, на усилении их заинтересованности в ее осуществлении, что предполагает обязательный учет предпочтений дошкольников при выборе педагогами средств физического воспитания Анализ существующих методик выявил значительное разнообразие под¬ходов к формированию плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников. Причем, вопросам совершенствования процесса обучения пла¬ванию уделяется значительно большее внимание Плавание – один из наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде работают почти все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений, является эффективным средством укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому плавание не случайно входит в число основных средств системы физического воспитания. Большинство существующих методик обуче¬ния плаванию призваны эффективно решать задачи освоения детьми плава¬тельных умений, при косвенном решении задач их оздоровления. В сущест¬вующих методиках для увеличения эффективности педагогического воздейст¬вия в процессе занятий плаванием внимание акцентируют не на средствах и ме¬тодах оздоровления, а, как правило, на одном из факторов, в качестве которых чаще всего выступает: двигательная активность, уровень физической или пла¬вательной подготовленности, физическое развитие и др. В настоящее время в системе физического воспитания для дошкольников 3-4 лет возникла проблемная ситуация, обусловленная следующими противоречиями: - между одним из основных принципов государственной политики Российской Федерации относительно здоровья подрастающего поколения и отсутствием его реализации в виде научно-методического обоснования для широкого практического использования нетрадиционных, но популярных среди детей дошкольного возраста видов видов физической активности в водной среде; - между потребностью общества в здоровых гражданах и недостаточным методологическим обоснованием и соответственно использованием различных, в том числе нетрадиционных, видов обучения плаванию для формирования у дошкольников высокого уровня здоровья и физической подготовленности. В связи с тем, что плавание носит оздоровительный характер для всего организма, им начали заниматься люди разного возрастного контингента, в том числе дети 3-4 лет. Для того, чтобы повысить эффективность обучения плаванию младших дошкольников и посещаемость занятий, осуществляется поиск и применение различных средств начального обучения плаванию, что и делает актуальным наше исследование. Новизна исследования заключается в том, что объединение различных средств начального обучения плаванию младших дошкольников повысит интерес учащихся к занятиям, что повлекет за собой большую посещаемость и повышение эффективности обучения плаванию.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ 7 1.1. Физиологические особенности детей 3-4 лет 7 1.1.1. Развитие опорно-двигательного аппарата 7 1.1.2. Особенности органов дыхания детей 11 1.1.3. Особенности сердечно-сосудистой системы детей 11 1.1.4. Развитие высшей нервной деятельности 12 1.2. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...14 1.3. Особенности обучения детей 3-4 лет физическому воспитанию 16 1.4. Методика обучения плаванию 18 1.5. Аквааэробика как средство оздоровления 23 1.6. Особенности организации занятий аквоааэробикой для детей младшего дошкольного возраста 27 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 31 2.1. Методы исследования 31 2.1.1. Анализ литературных источников 31 2.1.2. Метод опроса 31 2.1.3. Педагогический эксперимент 31 2.1.4. Контрольное тестирование………………………………...………...37 2.1.5. Методы математической статистики………...……………………...39 2.1.6. Типовой урок…………………………………………………...…….39 2.2. Этапы организации исследования 39 ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АКВААЭРОБИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 42 3.1. Результаты проведенного опроса 42 3.2. Результаты проведения разработанного комплекса 47 3.2.1. Результаты контрольного тестирования……………………………48 3.2.2. Результаты посещаемости занятий…………………………………51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Список литературы

1. Воронова, Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду / Е.К. Воронова. – М. : Детство – Пресс, 2010. – 3 с. 2. Гаврилова, Е.С. Влияние физической культуры на уровень физического развития детей — дошкольников в экологически загрязненных районах / Е.С. Гаврилова. – М. : Детство – Пресс, 2012. – 82 с. 3. Большакова, И.А. Маленький Дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: учеб. - метод. пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А. Большакова. – М. : АРКТИ, 2005. – 41 с. 4. Булгакова, Н.Ж. Плавание: учеб. для вузов / Н.Ж. Булгакова. – М. : Физкультура и спорт, 2008. – 9 с. 5. Завьялова, Т.П. Теория и методика физической культуры: учебн. – метод. пособие / Т.П. Завьялова. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 17 с. 6. Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. – М. : Высш. образование. – 2010. – 23 с. 7. Кудрявцев, В.Т. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: монография. – М. : Институт ДО и СВ РАО, 2011. – 5 с. 8. Ганчар, И.Л. Технология ускоренного обучения плаванию: учеб. пособие для вузов / И.Л. Гончар. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Маршерова, 2002. – 3 с. 9. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого: учеб. для вузов / В.К. Бальсевич. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 9 с. 10. Гарцуев, A.B. Основные положения инновационных подходов к физическому воспитанию дошкольников: монография. – М. : Детство – Пресс, 2013. – 11 с. 11. Савченко, Ю.И. Возрастная физиология: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Савченко. – М. : Физическая культура и спорт, 2013. – 4 с. 12. Зилов, В.Г. Физиология детей и подростков / В.Г. Зилов. – М. : Медицинское информационное агентство, 2008. – 106 с. 13. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе: учеб. для вузов / В.Д. Сонькин. – М. : Либроком, 2011. – 93 с. 14. Грицфельд, А. Влияние занятий физической культурой на уровень физического развития дошкольников / А. Грицфельд. – М. : Либроком, 2012. – 32 с. 15. Янсен, П. Частота сердечных сокращений, лактат и тренировки на выносливость / П. Янсен. – М. : Либроком, 2006. - 47 с. 16. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2008. - 32 с. 17. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009. – 69 с. 18. Дзержинская, Л.Б. Физическая культура: учеб. – метод. пособие для студ. / Л.Б. Дзержинская. – Волгоград: Печатный вид, 2014. – 102 с. 19. Шульговский В.В., Физиология высшей нервной деятельности / В.В. Шульговский. – М. : Либроком, 2008г., С. 99 20. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. для вузов / А.С. Батуев. – СПб: Питер, 2008. – 15 с. 21. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. – М. : Ленанд, 2016. – 58 с. 22. Красногорский, Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка / Н.И. Красногорский. – М. : Государственное издательство медицинской литературы, 2009. – 9 с. 23. Головин, О.В. Теория и практика физической культуры: журнал / О.В. Головин. – М. : Теория и практика физической культуры, 2014. – 22 с. 24. Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Вараксин. – М. : Феникс, 2012. – 233 с. 25. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / М.В. Гамезо. – М. : Феникс, 2016. – 180 с. 26. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / И.Ф. Демидова. – М. : Феникс, 2013. – 142 с. 27. Дьяков, С.И. Субъективность педагога. Психосемантические модели и технологии исследования: учеб. пособие для студ. вузов / С.И. Дьяков. – М. : Флинта, 2015. – 461 с. 28. Гурьев, С.В. Теория и практика физической культуры: журнал / С.В. Гурьев. – М. : Физическая культура, 2016. – 44 с. 29. Беликова, Н.Л. Современное состояние физического развития и здоровья детей старшего дошкольного возраста / Н.Л. Беликова. – М. : Физическая культура, 2011. – 11 с. 30. Зиятдинова, А.И. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: журнал / А.И. Зиятдинова. – М. : Физическая культура, 2012. – 12 с. 31. Котляров, А.Д. Дошкольное воспитание: журнал / А.Д. Котляров. – Белгород: Печатный вид, 2015. – 11 с. 32. Багнетова, Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 126 с. 33. Голубева, Г.Н. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: журнал / Г.Н. Голубева. – Саратов: Попечать, 2016. – 9 с. 34. Петленко, В.П. Основы валеологии: учеб. для вузов / В.П. Петленко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 5 с. 35. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педаг. / М.А. Рунова. –М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 256 с. 36. Шарманова, С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей в старшем дошкольном возрасте: учеб. - метод. пособие / С.Б. Шарманова. – М. : Советский спорт, 2004. – 28 с. 37. Безруких, М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: учеб. пособ. для вузов / М.М. Безруких. – М. : Академа, 2003. – 22 с. 38. Давыдов, В.Ю. Игры и развлечения на воде: учеб. пособие / В.Ю. Давыдов. – М. : Детство-Пресс, 2012. – 12 с. 39. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспит. дет. сада и род. / Т.И. Осокина. – М. : Просвещение, 1991. – 3 с. 40. Протченко, Т.А. Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет: программа / Т.А. Протченко. – М. : Детство-Пресс, 2012. – 80 с. 41. Петрова, H.Р. Плавание. Техника обучения детей плаванию в раннем возрасте: учеб. – метод. пособие / Н.Р. Петрова. – М. : ФАИР, 2006. – 96 с. 42. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию / В.С. Васильев. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 17 с. 43. Карпенко, Е.Н. Плавание: Игровой метод обучения: учеб. пособие / Е.Н. Карпенко. – М. : Пространство, 2009. – 37 с. 44. Кардомонова, H.H. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардомонова. – М. : Феникс, 2011. – 77 с. 45. Чебатарева, И.В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО / И.В. Чебатарева. – М. : Сфера, 2018. – 23 с. 46. Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы: учеб. - метод. пособие / Т.С. Лисицкая. – М. : Фитнес конвенция, 2006. – 6 с. 47. Кристин, А. Аквааэробика. Полное руководство по подготовке / А. Кристин. – М. : Эксмо, 2012. – 10 с. 48. Богданов, И.В. Аквааэробика от А до Я / И.В. Богданов. – М. : Молодой ученый, 2014. – 116 с. 49. Горцев, Г. Спорт для тебя / Г. Горцев. – М. : Научная книга, 2017. – 47 с. 50. Тхоревский, В.И. Физиология человека: учеб. для вузов / В.И. Тхоревский. – М. : Физкультура, образование и наука, 2001. – 364 с. 51. Фахтулина, С.И. Аква-фитнес: авторская образовательная программа / С.И. Фахтулина. – М. : Феникс, 2018. – 7 с. 52. Булгакова, Н.Ж. Водные виды спорта: учеб. для вузов / Н.Ж. Булгакова. – М. : Академия, 2002. – 77 с. 53. Арзамасцева, Л.С. Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ / Л.С. Арзамасцева. – М. : АРКТИ, 2011. – 35 с. 54. Климова, Н.Д. Аквааэробика уже в детском саду / Н.Д. Климова. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 4 с. 55. Пищикова, Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия. Игры. Праздники: учеб.-метод. пособие / Н.Г. Климова. – М. : Скрипторий, 2008. – 6 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ 1.1. Физиологические особенности детей 3-4 лет Возраст 3-4 лет относится к младшему дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма. 1.1.1. Развитие опорно-двигательного аппарата Согласно классификации Бирена период дошкольного детства начинает¬ся с 3-х и заканчивается 7-ю годами. Этот временной диапазон определяется специалистами как важный период в жизни человека. В это время формируется человеческая личность, закладываются прочные основы психического, нравст¬венного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенст¬вование всех органов и систем организма (Воронова, Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. М. : Детство-Пресс, 2010. 3 с.; Гаврилова, Е.С. Влияние физической культуры на уровень физиче¬ского развития детей — дошкольников в экологически загрязненных районах. М.: Детство-Пресс, 2012. 82 с.). При этом наблюдаются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития детей, происходящие динамично и гетерохроно. Формирование умений и навыков, образование более сложных рефлексов, совершен¬ствование функциональных возможностей центральной нервной системы про¬исходит при взаимодействии с окружающей средой. Следует также учитывать, что возможности центральной нервной системы ребенка к быстрому и легкому запоминанию показанных движений, проявляется лишь при многократном их повторе (Большакова, И.А. Маленький Дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: пособие для инстр-ов по плаванию, педагогов дошкол. учреждений. М. : АРКТИ, 2005. 11 с.). Установлено, что уровень физического развития может служить объективным критерием адекватности педагогических мероприятий, а также для ран¬него выявления возможных отклонений от возрастных нормативов, их предупреждения и разработки физиолого-педагогических рекомендаций к объему, дозировке и интенсивности физических и умственных нагрузок. Умение педа¬гога быстро и правильно оценить степень физического развития очень важно не только с гигиенической стороны, но и для правильной организации индивиду¬альной учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы (Булгакова, Н.Ж. Плавание: учеб. для вузов. М. : Физкультура и спорт, 1987. 9 с.). Также известно, что по физическому развитию можно судить о физиче¬ской подготовленности человека. Это связано с взаимообусловленностью функ¬циональных и структурных изменений организма. Проведенный сравнитель¬ный анализ средних уровней развития двигательных способностей детей- дошкольников, относящихся к разным группам физического развития, показал, что у детей, гармонично развитых, показатели физической подготовленности выше, чем у детей, имеющих дисгармоничную оценку развития. Выявлена высокая зависимость показателей работоспособности и веса у дошкольников. Установлено, что снижение веса тела у детей ведет к снижению их физической работоспособности, что также должно учитываться при плани¬ровании физической нагрузки в детских дошкольных учреждениях. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физиче¬ского развития ребенка, в значительной мере, определяется развитием его дви¬гательных качеств, что определяет целесообразность их систематического и целенаправленного развития средствами физического воспитания. Существуют противоположные мнения о возрастном периоде прироста физических качеств. В исследовании Завьяловой Т.П. (Теория и методика физической культуры: учеб.-метод. пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 17 с.) наиболее высокие ежегодные приросты, почти по всем изучаемым физическим качествам, отме¬чены у детей с 3 до 5 лет. Она связывает это с целенаправленным обучением движениям, стимулирующим развитием психических процессов (следователь¬но, движения выполняются более осознано, качественно, с интересом). Однако Вильчковский Э.С. (Физическая культура детей дошкольного возраста. М. : Высш. образование, 2010. 23 с.) считает, что наибольшие приросты происходят в 6-7 лет, поскольку двигательный навык начинает приоб¬ретать более стойкую форму. Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы, которая составляет лишь 20-22% от веса всего тела. Мускулатура ребенка, как и его скелет, не совершенны (Кудрявцев В.Т., Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление. М. : Институт ДО и СВ РАО, 2011. – 5 с.). Однако, как считают специали¬сты, у детей возможна корректировка развития мышечной системы занятиями плаванием, т.к. при занятиях в воде в работу вовлекаются все группы мышц, позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напря¬гаются и расслабляются (Ганчар, И.Л. Технология обучения плаванию: учеб. пособие для вузов. Витебск: Витебский госуд. универ-т, 2002. 3 с.). Согласно данным ряда авторов, в дошкольном возрасте все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5-6 см в год, веса тела - около 2 кг. К концу этого периода темпы роста увеличиваются - прирост составляет 7-8 или даже 10 см ежегодно. Происходит так называемое первое вытягивание - полуростовой скачок. И хотя он свойственен не всем детям, его считают одной из отличительных особенностей первого детства. Значительные изменения происходят в опорно-двигательном аппарате. Все длинные кости рук и ног характеризуются наличием метаэпифизарного хряща, т.е. зон роста. В.К. Бальсевич (Физическая культура для всех и каждого: учеб. пособие для вузов. М. : Физкультура и спорт, 2009. 12 с.) отмечает, что в кисти ребенка 6-ти лет наблюдаются центры окостенения всех костей запястья. До 7 лет существенно изменяется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно нижних. Ребра тянут к себе грудину, которая не только растет в длину, но и опускается книзу. Одновременно меняется соотношение передне-заднего и поперечного диаметров грудной клетки (Гарцуев, A.B. Основные положения инновационных подходов к фи¬зическому воспитанию дошкольников: монография. М. : Детсво-Пресс, 2013. 11 с.). Позвонки в период от 3 до 6 лет растут в длину и ширину, а затем за счет верхней хрящевой пластинки заметно увеличивается их высота. Позвоночный столб ребенка 4-5 лет весьма чувствителен к деформирующим воздействиям. К концу первого детства четко проявляются шейный и грудной физиологические изгибы позвоночника. Поясничный лордоз окончательно формируется несколько позже - к периоду половой зрелости. Мышечная масса, составляющая у новорожденного около 20% массы тела, к восьми годам достигает 28-35%. Мышцы развиваются гетерохронно, в начале формируются двигательные функции, имеющие существенное значение для жизни (необходимые для дыхания, питания и т.д.), а затем участвующие в процессе обучения и воспитания у детей определенных навыков. Таким образом, опорно-двигательный аппарат детей дошкольного возраста характеризуется незавершенностью процессов роста и развития. Почти каждая из костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению (Гаврилова, Е.С. Влияние физической культуры на уровень физиче¬ского развития детей — дошкольников в экологически загрязненных районах, М., 2012. С. 44 - 45.). Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Хорошо сформированы крупные мышцы туловища и конечностей, однако, мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильной осанки, развиты слабее. Соответственно, состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников в значительной мере зависит от внешних воздействий и под воздействием ряда факторов (несоответствие нагрузки возможностям организма в результате ожирения, слабости мышечно-связочного аппарата, недостаточной прочности костей и т.д.), зачастую, приводит к появлению нарушений в данной системе. 1.1.2. Особенности органов дыхания детей Потребность организма ребенка в кислоро¬де возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит пере¬стройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2- 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизнен-ная емкость легких (в среднем до 900-1060 см3), причем у маль¬чиков она больше, чем у девочек (Зилов, В.Г. Физиология детей и подростков. М. : Медицинское информационное агенство, 2008. 106 с.). К дошкольному возрасту в основном заканчивается формирование легочной ткани. В легких увеличивается, количество эластических волокон и растет объем альвеол. Возбудимость дыхательного центра снижается, совершенствуется регуляция дыхания. Однако во время физических напряжений или возбужденного эмоционального состояния у детей 3-6 лет часто возникают нарушения ритма дыхательных движений. (Савченко, Ю.И. Возрастная физиология: учеб. пособие для вузов. М. : Физическая культура и спорт, 2013. 4 с.). 1.1.3. Особенности сердечно-сосудистой системы детей У детей 4-5 лет увеличение потенциальных возможностей при мышечной деятельности объясняется выраженной перестройкой сердечно-сосудистой системы и переходом ее на более экономный и эффективный уровень функциони¬рования. Третий, пятый и седьмой год жизни характеризуются существенными перестройками функций организма, при этом возраст с 4 до 5 лет, по мнению специалистов, отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития (Воронова, Е.К., М., 2010. С. 12 – 13.). В период 4-5 лет у детей повышается уровень морфологического и функционального созревания кардио-респираторной системы. Сердце имеет некоторую диспропорцию в развитии морфологических структур. По мнению В.Д. Сонькина с соавторами (Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе: учеб. для вузов. М. : Либроком 2011. 93 с.), это связано с тем, что задняя стенка левого желудочка, сердца, принимающая участие в перекачивании крови, тоньше межжелудочковой перегородки. Масса сердца у 4-5-летнего ребенка составляет в среднем с 70-78 грамм. В 4-5 лет увеличивается сила сердечных сокращений, повышает¬ся работоспособность сердца. С возрастом поднимается артериальное давление. В возрасте 3-7 лет оно составляет 80/50 — 110/70 мм.рт.ст. (Грицфельд, А. Влияние занятий физической культурой на уровень физического развития дошкольников. М. : Либроком, 2012. 32 с.). Согласно данным ряда исследователей, у детей 4-5 лет ЧСС в среднем равна 95 уд/мин. Специалистами отмечается высокий уровень капилляризации тканей. Продолжается рост сосудов, но этот процесс отстает от роста сердца, что приводит к относительной узости сосудов и вызывает некоторое повышение артериального давления, более выраженное у мальчиков (Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе: учеб. для вузов. М., 2011. С. 105 – 107.). Специалисты подчеркивают, что в результате влияния физических нагрузок может происходить увеличение эффективности работы сердечно-сосудистой системы, что проявляется в приросте минутного объема крови за счет сердечного выброса (Янсен, П. Частота сердечных сокращений, лактат и тренировки на выносливость. М. : Либроком, 2006. 47 с.). 1.1.4. Развитие высшей нервной деятельности В возрасте 4-5 лет у детей продолжается развитие ЦНС. Высшая нервная деятельность характеризуется неустойчивостью нервных процессов, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Скорость проведения нервного импульса становится к 4-5 годам примерно такой же, как и у взрослых. Ряд авторов отмечают, что для детей дошкольного возраста характерна неспособность нервных клеток длительное время находиться в состоянии возбуждения. Таким образом, любое внешнее воздействие легко разрушает доминанту (Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии. М. : Академия, 2008. 32 с.). В этот же период происходит развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. Однако вегетативные системы отстают в развитии от двигательной функции организма. Все это обусловливает неустойчивость и нестабильность систем, обеспечивающих функционирование аппарата движений человека (Смирнова, Е.И. Детская психология. М. : Владос, 2009. 69 с.). В дошкольном возрасте начинают проявляться типологические особенности высшей нервной деятельности. Дети постепенно приучаются подчинять свои действия правилам игры (Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждго: учеб. для вузов, М., 2009. C. 7 – 8.). К концу дошкольного периода завершается становление произвольной регуляции движений. Так, если до трех лет двигательная функция весьма несовершенна, то к 4-5 годам формируется способность развивать направленные. В развитии психических процессов к 5-6 годам начинают проявляться элементы полового диморфизма (Дзержинская, Л.Б., Физическая культура: учеб.-метод. пособие для студ. Волгоград: Печатный вид, 2016. 102 с.). К 4-5 го¬дам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма вза-имодействия сигнальных систем (Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности. М. : Либроком, 2008. 99 с.). Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрос¬лого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнооб¬разить приемы обучения (Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. для вузов. СПб: Питер, 2008. 15 с.). У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окру¬жающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. На пятом году жизни, особенно к концу года, механизм сопоставле¬ния слов с соответствующими раздражителями первой сигналь¬ной системы совершенствуется, растет самостоятельность дей¬ствий, умозаключений (Гарцуев, A.B. Основные положения инновационных подходов к физическому воспитанию дошкольников, М., 2013. С. 19 – 20.). Преобладает процесс воз¬буждения. При нарушении привычных условий жизни, при утом¬лении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуж-дения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распростране¬нию, может перейти в повышенную нервную возбудимость (Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки. М. : Ленанд, 2010. 58 с.). Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Сравнительно трудно формируются различные виды условно¬го торможения. Поэтому чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответ¬ствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепен¬но, на повторяющемся с усложнениями материале (Красногорский, Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. М. : Госуд. издат-о мед. лит-ры, 2009. 9 с.). 1.2. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Так, ус¬пешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уров¬нем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей (Головин О.В. Теория и практика физической культуры. М. : Теория и практика физической культуры, 2014. 22 с.). Дети дошкольного возраста часто еще не обладают таким уровнем развития мышления. Например, они не умеют отличить физическую природу от того, что сделано человеком, общественное от естественного (Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Феникс, 2016. 180 с.). Овладевая языком практически, дети раннего и дошкольного возраста сосредоточивают свое внимание прежде всего на том содержании, которое они хотят обозначить или выразить при помощи слова, но не на языке, являющемся средством выражения желаемого содержания; это средство они даже не замечают (Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум: : учеб. пособие для студ. Вузов. М. : Феникс, 2012. 233 с.). Дети 3-4 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Тем не менее, следование правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей (Красногорский, Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка, М., 2009. С. 14-17.). К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре (Грицфельд, А. Влияние занятий физической культурой на уровень физического развития дошкольников. М. : Либроком, 2012. 32 с.). В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера (Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. Вузов. М. : Феникс, 2013. 142 с.). Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения (Дьяков, С.И. Субъективность педагога. Психосемантические модели и технологии исследования: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Флинта, 2015. 461 с.). В младшем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе (Гурьев, С.В. Теория и практика физической культуры. М. : Физическая культура, 2016. 44 с.). 1.3. Особенности обучения детей 3-4 лет физическому воспитанию Огромное влияние на развитие организма ребенка и его функциональное состояние оказывают занятия в условиях водной среды (Беликова, Н.Л. Современное состояние физического развития и здо¬ровья детей старшего дошкольного возраста. М. : Физическая культура и спорт, 2011. 11 с.). Важным моментом при занятиях физическими упражнениями в воде яв¬ляется необходимость учета возрастных особенностей развития детей, т.к. око¬стенение слуховых проходов и носовой перегородки не завершены, а между костями черепа сохраняются хрящевые зоны и продолжается формирование го¬ловного мозга. Даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам. Между тем грамотное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, предупредить развитие плоскостопия (Беликова Н.Л. Современное состояние физического развития и здоровья детей старшего дошкольного возраста, М., 2011. C. 18 – 25.). Согласно данным многочисленных исследований между мальчиками и девочками существуют половые различия в показателях развития физических качеств (Зиятдинова, А.И. Физическая культура: воспитание, образо-вание, тренировка. М. : Физическая культура, 2012. 12 с.). Так, установлено, что во все возрастные пе¬риоды, мальчики имеют: - большую скорость двигательного действия; - лучший результат в умении произвольно координировать движения; - более высокие результаты в беге; - превосходят сверстниц в прыжке в длину с места и в метании пред¬мета на дальность (Багнетова, Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта: курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 126 с.). Эти закономерности позволили ученым сделать ряд практических выво¬дов о том, что трудовое, физическое воспитание мальчиков и девочек должно быть дифференцированным (Котляров, А.Д. Дошкольное воспитание. Белгород: Печатный вид, 2015. 11 с.). Индивидуальная дозировка нагрузки предупреждает возникновения деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза и конечностей, из-за незавершенности развития опорно-двигательного аппарата ребенка, с сохранени¬ем в некоторых местах хрящевого строения и слабым развитием фасций и свя¬зок (Голубева, Г.Н. Физи¬ческая культура: воспитание, образование, тренировка. Саратов: Попечать, 2016. 9 с.). По данным Петленко В.П. (Основы валеологии: учеб. для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 5 с.), в условиях недостаточной двигательной активности невозможно сохранить крепкое здоровье и работоспособность без использования различных физических упражнений. Физические упражнения оказывают благотворное влияние на состояние костной и мышечной ткани. В частности, отмечена высокая эффективность физических упражнений в оздо¬ровлении детей после респираторных заболеваний, нарушений сердечно¬сосудистой, дыхательной и других систем (Гарцуев, A.B. Основные положения инновационных подходов к физическому воспитанию дошкольников, М., 2013. C. 11 – 12.). Как утверждает Рунова М.А. (Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педаг. М. : Мозаика-Синтез, 2016. 256 с.) благотворное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптималь¬ных величин. Так, при гиподинамии возникает целый ряд негативных для ре¬бенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляция обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. При гиперкинезии происходит перенапря¬жение сердечно-сосудистой системы, что неблагоприятно отражается на разви¬тии организма ребенка. Среди других особо выделяется фактор оптимального воздействия физической нагрузки на физическое здоровье ребенка. Шармановой С.Б. и Федоро¬вым А.И. (Круговая тренировка в физическом воспитании детей в старшем дошкольном возрасте: учеб.-метод. пособие. М. : Советский спорт, 2004. 28 с.) выявлено, что для повышения оздоровительной эффектив¬ности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект. Физические нагрузки, не вызы¬вающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие трени¬рующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. 1.4. Методика обучения плаванию Установлено положительное влияние плавания на сердечно-сосудистую систему. Занятия в водной среде облегчают работу сердца, так как в воде вес ребенка уменьшается почти в трое и затраты на передвижения тоже снижаются. Давление воды на тело ребенка способствует движению венозной крови от пе¬риферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и соз¬дает благоприятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка, их мышечная ткань укрепляется, увеличивается объем полостей сердца. Вследствие этого оно приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей системы кровообращения (Ганчар, И.Л. Технология ускоренного обучения плаванию: учеб. пособие для вузов. Витебск, 2002. C. 15 – 19.). Доказано, что занятия плаванием являются лучшим средством повыше¬ния функциональных возможностей дыхательной системы. Происходит пере¬стройка дыхания от обычного двухфазного, к трехфазному: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох короче, чем выдох. Выполнение вдоха за¬трудняется давлением воды на грудную клетку, выдох затруднен тем, что он выполняется в воду, все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулату¬ру. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания (Гаврилова, Е.С. Влияние физической культуры на уровень физического развития детей, М., 2012. C. 23 – 24.). В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пла¬стичность нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешен¬ным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к но¬вым видам деятельности в различной обстановке (Безруких, М.М. Возрастная физиология: физиология развития ре¬бенка: учеб. пособие для вузов. М. : Академа, 2003. 22 с.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 36 страниц
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg