1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Защита прав потребителей (также консьюмеризм ) — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
Особую и очень важную роль в установлении и развитии Закона о защите прав потребителей сыграла Римская империя. Римское частное право довольно тщательно регулировало права покупателей и обязанности продавца в случае недостатков, обнаруженных в проданном товара. Уже здесь можно было найти нормы, которые присутствуют и в современном потребительском законодательстве. Например продавец должен был гарантировать покупателя от эвикции, то есть истребования вещи ее действительным собственником, а так же заранее предупредить его о скрытых недостатках вещи, которые покупатель не мог обнаружить при её первичном осмотре.
В начале 20 века защита прав потребителей поднялась на гораздо более высокий уровень. Как раз таки в это время и появилось понятие «потребитель».
15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Данный документ устанавливал, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор, и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. В настоящее время эта дата отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США свою известную речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
1. Право на информацию.
2. Право на безопасность.
3. Право на выбор.
4. Право быть услышанным.
5. Право на возмещение ущерба.
6. Право на потребительское образование.
В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно хорошо развита, регулирующие нормы, отвечающие основным принципам защиты прав потребителей содержались в гражданском законодательстве, и им же ограничивались. В частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».
Первой попыткой законодательства тогда еще Советского государства решить вопросы правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» в свою очередь, уже положил начало реализации прав потребителя.
Не смотря на это, данный закон так и не вступил в законную силу в связи с распадом СССР, однако довольно долгое время этот, не вступивший в законную силу нормативно правовой акт, оставался моделью нормотворчества в сфере защиты прав потребителей для стран-участников СНГ. В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», используемый и по сей день, что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию государственных гaрaнтий зaщиты прaв грaждaн на удовлетворение потребностей в облaсти обеспечения безопасной и качественной продукции.
Кроме этого, закон также содержит и определенные принципы нормирования качества самой продукции, гарантийных, а также других сроков, в сфере информирования о качестве о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр.
На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя целый ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающие в общем все отрасли права.
Центральное место в регулировании отношений, связанных с потребителем занимает гражданское законодательство, а точнее нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются правила участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия для заключения гражданско-правовых договоров. Гражданский кодекс принятый ГосДумой 21 октября 1994 г. В состав законодательства связанного с защитой прав потребителя входят также и нормативные акты разного правового уровня. Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты, такие как указы президента и Постановления Правительства (например правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров) Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 г № 4 о “Правилах продажи oтдельных видoв прoдoвoльственных и непрoдoвoльственных тoварoв oт 08.10.93”..
В подобных актах Российское законодательство постоянно нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому нужна постоянная корректировка законов. Нужно отметить так же, что в 1992 г. Постановлением Правительства от 28 мая 1992 г. № 35 “Об отмене ведомственных нормативных актов регулирующие отношения в области прав потребителя”. “Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителя”, установлено важнейшая гарантия в обеспечении защиты и законных прав потребителя. Теперь только Правительство Российской Федерации имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, хотя даже оно не вправе делегировать предоставленные ему права на принятие нормативных актов в данной сфере Министерствам и ведомствам. В самом законодательстве необходимо выделить две группы нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере совершенно по-разному. К первой группе можно отнести акты, где потребитель является непосредственным участником правоотношений. К этой группе относятся нормативные акты, которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.
Ко второй группе можно отнести акты, регулирующие деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Так же, в законодательство входят и действуют Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров (работ, услуг)”. Постановление Правительства от 22 июня 1992 г. Так же был утвержден порядок подтверждения безопасности товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать вопрос: При действии нескольких нормативных актов, какой имеет преимущественное значение? В соответствии с общими правилам ГК РФ имеет наибольшую силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона «О защите прав потребителя» сказано, что «отношения в области защиты прав потребителей регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и правовыми актами».
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что роль закона имеет огромное значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений связанных непосредственно с потребителем, а так же устанавливает права главного участника этих отношений - потребителя.
Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в нашей стране является Закон «О защите прав потребителей» от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (Закон). Данный Закон действует сейчас в редакции Федерального Закона от 01.05. 2017 года.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан, возникающих из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров:
1) розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения);
2) аренды, включая прокат;
3) найма жилого помещения, в том числе социального найма;
4) в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;
5) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
6) перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии;
7) хранения;
8) на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
9) возмездного оказания услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных;
10) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.
Под личными бытовыми нуждами принято понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях и с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего это члены его семьи.
Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке в роли предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья), Законом РФ «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами РФ.
Не менее важна и норма Закона, которая предоставила право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты исключительно Правительству РФ и запретившая ему поручать принятие подобных актов отдельным министерствам и ведомствам. Закон разъясняет, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд . Юридические лица были выведены из сферы действия данного Закона. Таким образом, законодатель дал понять нам необходимость установления повышенных гарантий для защиты потребителей-непрофессионалов.
Впервые в Российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений.
Основной гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.
Еще одним нововведением Закона стала возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. К сожалению, из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения.
Качество товара (работы, услуги) посвящена ст. 4 Закона. Прежде всего, следует сказать, что это одна из важнейших статей Закона. Именно с понятием надлежащего качества товара (работы, услуги) связаны понятия недостатков и существенных недостатков товара (работы, услуги), а, следовательно, и возникновение правовых последствий в случае несоблюдения требований к качеству.
Понятие надлежащего качества товара (работы, услуги) раскрывается законодателем в п. 1 ст. 4 и определяется как соответствующее договору. Нужно отметить, что обычно, покупая товар в магазине или заказывая выполнение бытовой работы (услуги), потребитель не подписывает какого-либо договора, соответственно может возникнуть вопрос: кто тогда определяет условия этого договора и в том числе условия о качестве товара? Ответ содержится в ст. 426 ГК, где определены условия заключения публичного договора, к разновидностям которого относятся розничная торговля и бытовой подряд. Из п.п. 2 и 4 указанной статьи ГК следует, что условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда Законом или иными правовыми актами предусмотрено предоставление льгот. Кроме того, у Правительства РФ имеется возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Именно эти правила, содержащие в себе установленные государством стандарты и обязывающие изготовителей, продавцов и исполнителей производить товар, выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с установленными стандартами (типовые договоры, ГОСТы, ТУ и др.), гарантируют потребителю соответствие качества товара (работы, услуги) договору. Данное положение подтверждается п. 5 ст. 4, в которой говорится об обязанности продавца (исполнителя) передать потребителю товар, соответствующий установленным стандартам или иным требованиям закона.
В п. 2 ст. 4 Закона оговаривается, что в случае отсутствия в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) факт надлежащего качества определяется по критерию пригодности товара (работы, услуги) для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Также хотелось бы отметить, что и в этом случае требования к качеству товара (работы, услуги) не исчерпываются такой функциональной пригодностью. Например, требованиям безопасности этот товар (работа, услуга) должен соответствовать в любом случае.
Пункт 3 ст. 4 Закона предусматривает случай, когда потребитель не определился, какой конкретно товар (работа, услуга) ему нужен, но при этом он четко представляет себе цель, для которой намерен использовать данный товар. Это происходит тогда, когда для выбора товара необходимы специальные познания, которых нет у потребителя (например, потребителю нужно заделать щели между стеной и оконной рамой, но какой из герметиков для этого лучше использовать, он не знает). То есть Законом установлено, что продавец (исполнитель) должен в полной мере обладать всеми сведениями о свойствах продаваемых им товаров (выполняемых работах, оказываемых услугах). В данном случае продавец (исполнитель) несет ответственность за продажу потребителю такого товара (выполнение работы, оказание услуги), который будет пригоден для использования в указанных потребителем целях.
В пункте 4 ст. 4 Закона рассматриваются случаи продажи товаров по образцам или по описанию. В этом случае продавец несет ответственность за соответствие реально предоставляемого потребителю товара образцу или описанию. Согласно ст. 497 ГК такой договор считается исполненным с момента доставки товара, выбранного по образцу или описанию, покупателю.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пункт 1 ст. 5 Закона предоставляет возможность изготовителю (исполнителю) устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования.
Под сроком службы Закон понимает период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его (изготовителя, исполнителя) вине. Здесь следует выделить следующие моменты:
1) данным правомочием не обладает продавец. Поскольку он не имеет отношения к производственному процессу, то не способен и не вправе определить предельный срок службы товара, гарантирующий возможность его использования по назначению. Отсюда следует вывод, что продавец не может установить срок службы на товар либо сократить такой срок, установленный изготовителем;
2) в период срока службы изготовитель (исполнитель) несет ответственность только за существенные недостатки товаров (работ), возникшие по его вине. Логика данного положения Закона понятна. Поскольку речь идет о товарах длительного пользования, то в этом пункте рассматривается ситуация, когда недостатки возникают в процессе пользования товаром (работой). Естественно, что со временем вещи стареют, их свойства постепенно ухудшаются. Рано или поздно товар (работа) перестанет удовлетворять стандартам, которым он соответствовал на момент приобретения потребителем, но будет все еще годен для использования по назначению. В этот период изготовитель (исполнитель) несет ответственность только за существенные недостатки товара (работы), возникшие по его вине, поскольку они не позволяют использовать предмет по назначению либо существенно затрудняют его использование;
3) в ст. 5 Закона речь не идет об оказании услуг, поскольку они не имеют материально выраженного объекта, которым можно пользоваться. В отличие от товара или результата выполненной работы услуга зачастую одномоментна и лишена материального выражения, а, следовательно, отсутствует объект для установления срока службы, срока годности и т.д.
Пункт 2 ст. 5 Закона определяет, что Правительство РФ имеет полномочия по установлению списка товаров (работ), а также их комплектующих частей, узлов, агрегатов, которые по истечении срока службы могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Установление срока службы на такие товары (работы) обязательно.
Порядок исчисления срока службы товара (работы) устанавливается в п. 3 ст. 5 Закона. Он может быть выражен как во временных, так и в иных единицах измерения (например, ресурс мотоцикла выражается в километрах пробега, а фильтра для очистки воды - в литрах). Способ исчисления зависит от функционального назначения товара (работы).
В п. 4 ст. 5 Закона говорится об обязанности изготовителя определять для ряда товаров, перечень которых устанавливается Правительством РФ, срок годности, т.е. период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Если посмотреть, какие именно категории товаров попадают в перечень товаров, на которые установлен срок годности, то окажется, что в основном это потребляемые товары - продукты питания, медикаменты, парфюмерия, косметика, бытовая химия и т.д. На основании указанного перечня можно сделать вывод, что установление срока годности напрямую связано и направлено на охрану права потребителя, не представляющего угрозы его жизни и здоровью.
Существует запрет на реализацию потребителям товаров (работ) с истекшим сроком годности. Запрет также действует и в отношении тех товаров, в отношении которых изготовителем (исполнителем) не соблюдена обязанность по установлению такого срока. Здесь следует отметить интересный момент: в отличие от п. 4, где правом устанавливать срок годности обладают изготовитель товара и исполнитель работ, соблюдать запрет на реализацию просроченных либо не имеющих установленных сроков годности товаров (работ) обязан также и продавец.
Пункты 6 и 7 ст. 5 Закона раскрывают понятие гарантийного срока на товар (работу) - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 Закона.
Говоря о гарантийном сроке, необходимо отметить следующие моменты:
1) по своей сути гарантийный срок - это антипод срока службы товара (работы). При всем том, что со временем свойства товара (работы) неизбежно будут постепенно ухудшаться, в данном случае изготовитель гарантирует, что если товар (работа) перестанет удовлетворять стандартам требований Закона, которым он соответствовал на момент приобретения потребителем, в этот период изготовитель (исполнитель) несет ответственность за любые, а не только существенные недостатки товара (работы), возникшие не по вине потребителя;
2) в данном случае продавец наделен правом устанавливать гарантийный срок, но это право ограничено законодателем. Продавец вправе установить срок свыше установленного изготовителем (исполнителем) либо установить гарантийный срок в случае его отсутствия, но не вправе его сократить или отменить. Логика данного положения ясна - продавец (опять, как и в случае со сроком службы), не имея отношения к производственному процессу, не может определить сроков, в которые товар (работа) гарантированно не ухудшит своих свойств. Но по своей инициативе продавец может улучшить условия приобретения товара для потребителя. Естественно, что, действуя на свой страх и риск, в случае обнаружения недостатков в период этого самостоятельно установленного гарантийного срока продавец несет перед потребителем персональную ответственность независимо от изготовителя.
В ст. 5 Закона установлены два вида гарантий для потребителя:
1) гарантийный срок, в течение которого товар не ухудшит своих свойств, а в случае такого ухудшения изготовитель и продавец несут перед ним ответственность за наличие недостатков;
2) срок службы (более длительный срок, в течение которого товар хоть и ухудшит свои свойства, но будет пригодным для использования по назначению).
Так как срок службы - это довольно длительный период, можно предположить, что изготовителю для поддержания пригодности товара к использованию необходимо будет периодически совершать с ним определенные действия. Этими действиями и являются закрепленные в норме ст. 6 ремонт и техническое обслуживание товара. Пути для осуществления этих работ могут быть следующими:
1) осуществление ремонтных работ и технического обслуживания силами самого изготовителя. Очевидно, что при массовом выпуске какого-либо товара неминуемо наступит момент, когда изготовитель не сможет самостоятельно удовлетворить потребности потребителей по ремонту и техническому обслуживанию ввиду большого количества действующих единиц такого товара. Поэтому законодатель предоставил ему другую возможность;
2) выпуск и поставка в торговые и ремонтные организации запасных частей. То есть изготовитель может поставлять другим специализированным организациям запчасти, не затрачивая усилий на оказание услуг по непосредственной замене изношенных частей новыми или по ремонту пришедших в негодность частей.