Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Защита прав потребителей в Российской Федерации: вопросы теории и практики.

irina_krut2020 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Цель работы: изучение института защиты прав потребителей. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1. Раскрыты понятие и содержание института защиты прав потребителей. 2. Определен механизм правового регулирования защиты прав потребителей 3. Сформулированы предложения по оптимизации законодательства, регулирующего правоотношения в данной области. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией потребителями защиты своих прав Предметом исследования являются: понятия «защита прав потребителей», «объекты защиты» в отношениях с участием потребителей, «способы защиты» в судебном и административном порядке, проблемы определения подведомственности дел, возникающих в связи с нарушением прав и интересов потребителей, особенности обращения за защитой в уполномоченные органы, особенности рассмотрения данной категории дел. Методология и методика исследования. Методологическую основу настоящей работы составили всеобщий диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений, а также частно-научные методы. Теоретической базой послужили научные труды в области гражданского права, философии права, общей теории права, социологии, а также других наук гуманитарного профиля, имеющие значение для изучения и решения исследуемого круга проблем. Нормативной базой исследования являются международные правовые акты, конституционное и отраслевое законодательство России, в том числе гражданское и гражданско-процессуальное; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты. Структура работы обусловлена целью, задачами, объектом и предметом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений. В 1-й главе отражаются теоретические аспекты защиты прав потребителей, формы защиты прав потребителей, а также способы защиты прав потребителей Во 2-й главе рассматриваются особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей, названы лица, участвующие в делах о защите прав потребителей, раскрыты некоторые особенности доказывания по делам о защите прав потребителей. В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме и изложены предложения по совершенствованию Российского законодательства в данной сфере.
Введение

Актуальность исследуемой темы не вызывает никаких сомнений и определяется тем, что от того, насколько будут защищены права и законные интересы потребителей, каким будет их качество, какие условия созданы для их защиты, будет зависеть не только развитие России как современного правового государства, но и будущее страны в целом. Все вопросы, связанные с обеспечением благоприятных условий для потребителей, связаны непосредственно с политикой государства, для которого эта задача должна являться одной из приоритетных. Особую актуальность институт защиты прав потребителей приобрел в современный период, когда предпринимателей на рынке стало с избытком и в условиях жесткой конкуренции, в погоне за сверхприбылями они зачастую пренебрегают правами потребителей. Также, наибольшее внимание заслуживает вопрос защиты прав потребителей. На наш взгляд, заслуживают особого внимания и многие процессуальные вопросы. Это, в частности, касается порядка обращения с заявлением в суд по делам о защите прав потребителей; элементов предмета доказывания по данной категории дел; круга лиц, участвующих в деле и другие процессуальные вопросы. Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что содержит множество насущных вопросов, требующих всестороннего рассмотрения и исследования, социальной значимостью рассматриваемой проблемы. Степень научной разработанности. Вопросы института защиты прав предпринимателей рассматривались в научной литературе такими учеными, как Келебай Е.Б., Кофанов С.Н., Мозолин В.П., Райлян А.А., Парций Я.Е. и другими.
Содержание

стр. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 3 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5 1.1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей 5 1.2. 1.3. Формы защиты прав потребителей Способы защиты прав потребителей 20 25 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 39 2.1. Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей 39 2.2. 2.3 Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей 41 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 56 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................... 61
Список литературы

1. «Билль о правах потребителя» 15 марта 1962 года США. 2. Конституция Российской Федерации (с поправками от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31. Ст. 4398. 3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 1. Ст. 1. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Ч. 1 (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.1996 года № 14 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета от 10.02.1996. № 27. 6. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3824. 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 1. 8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Парламентская газета от 20.11.2002. № 220-221. 9. Федеральный Закон РФ «О введении в действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации» от 26.01.1996 № 15-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета от 10.02.1996. № 27. 10. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с последующими изменениями и дополнениями) // Парламентская газета от 05.01.2003. № 1-2. 11. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. № 8. Ст. 721. 12. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями дополнениями) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. № 3. Ст. 140. 13. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета от 12.03.2004. № 50. 14. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ от 23.06.1996. № 25. Ст. 2942. 15. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара; перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета от 04.02.1998. № 21. 16. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета от 08.07.2004. № 144. 17. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 года № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета от 25.01.2005. № 12. 18. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (с последующими изменениями дополнениями) // Собрание законодательства РФ от 14.12.2009. № 50. Ст. 6096. 19. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» // Собрание законодательства РФ от 16.11.2011. № 5. Ст. 410. 20. Постановлением Правительства от 28 мая 1992 г. № 35 “Об отмене ведомственных нормативных актов регулирующие отношения в области к правам потребителя”. 21. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Книги, учебники и пособия 22. Алехина С.А., Мирзоян М.Э., Боннер А.Т., Громошина Н.А. Гражданский процесс. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2016. – 736 с. 23. Байбак В.В., Егоров Н.Д., Елисеев И.В. Гражданское право. Учебник в 3-х томах. Т. 1. – М.: Проспект, 2014. – 784 с. 24. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передачи имущества, 2-е издание, стереотипное. – М.: Статут, 2011. – 780 с. 25. Булатецкий Ю. В. Потребительское право. Курс лекций. – М.: Норма, 2011. – 416 с. 26. Гражданское право. В 3-х томах. Том 2: учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: Проспект, 6-е издание, 2010. – 848 с. 27. Д. Е. Гусятникова. Защита прав потребителей. Покупатель не всегда прав! – М.: Омега – Л, 2014. – 128 с. 28. Защита прав потребителей с образцами заявлений / ответственный редактор Т. Лагун. – М.: Эксмо, 2015. – 96 с. 29. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации. Общая часть. Учебное пособие. – М.: Статут, Консультант+, 2014. – 268 с. 30. Козлова Е. Б., Копыстринский Е. А. Комментарий к Закону «О защите прав потребителей» (постатейный). – М.: РИОР, 2015. – 99 с. 31. Мотехина М.В. Курс лекций «Защита прав потребителей». Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 1998. – 33 с. 32. Памятники Римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М.: Зерцало, 1997. – 608 с. 33. Парций Я. Е. Постатейный комментарий к Закону РФ « О защите прав потребителей». – М.: Норма, 2014. – 560 с. 34. Пискарев И.К. Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство). Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 728 с. 35. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. – М.: Зерцало, 2011. – 350 с. 36. Райзберг Б. А., Лозовский П. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2014. –495 с. 37. Селянин А. В. Защита прав потребителей: Учебное пособие. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2016. – 300 с. 38. Технология торговых процессов: Учебник / под ред. А.Ф. Моргуна. – М.: Экономика, 2013. – 384 с. 39. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. Т. 1. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. Статьи 40. Васин В. Н., Казаецев В. И. Договор купли-продажи (Логико-правовой анализ аномалий) // Российский судья. 2016. № 4. 41. Клетченкова М.М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей // Журнал российского права. 2012. № 8. Судебная практика 42. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29. 09. 1994г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета от 26.11.1994. № 230. 43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // СПС «Гарант», 2016.
Отрывок из работы

1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Защита прав потребителей (также консьюмеризм ) — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Особую и очень важную роль в установлении и развитии Закона о защите прав потребителей сыграла Римская империя. Римское частное право довольно тщательно регулировало права покупателей и обязанности продавца в случае недостатков, обнаруженных в проданном товара. Уже здесь можно было найти нормы, которые присутствуют и в современном потребительском законодательстве. Например продавец должен был гарантировать покупателя от эвикции, то есть истребования вещи ее действительным собственником, а так же заранее предупредить его о скрытых недостатках вещи, которые покупатель не мог обнаружить при её первичном осмотре. В начале 20 века защита прав потребителей поднялась на гораздо более высокий уровень. Как раз таки в это время и появилось понятие «потребитель». 15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Данный документ устанавливал, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор, и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. В настоящее время эта дата отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США свою известную речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя: 1. Право на информацию. 2. Право на безопасность. 3. Право на выбор. 4. Право быть услышанным. 5. Право на возмещение ущерба. 6. Право на потребительское образование. В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно хорошо развита, регулирующие нормы, отвечающие основным принципам защиты прав потребителей содержались в гражданском законодательстве, и им же ограничивались. В частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком». Первой попыткой законодательства тогда еще Советского государства решить вопросы правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» в свою очередь, уже положил начало реализации прав потребителя. Не смотря на это, данный закон так и не вступил в законную силу в связи с распадом СССР, однако довольно долгое время этот, не вступивший в законную силу нормативно правовой акт, оставался моделью нормотворчества в сфере защиты прав потребителей для стран-участников СНГ. В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», используемый и по сей день, что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию государственных гaрaнтий зaщиты прaв грaждaн на удовлетворение потребностей в облaсти обеспечения безопасной и качественной продукции. Кроме этого, закон также содержит и определенные принципы нормирования качества самой продукции, гарантийных, а также других сроков, в сфере информирования о качестве о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр. На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя целый ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающие в общем все отрасли права. Центральное место в регулировании отношений, связанных с потребителем занимает гражданское законодательство, а точнее нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются правила участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия для заключения гражданско-правовых договоров. Гражданский кодекс принятый ГосДумой 21 октября 1994 г. В состав законодательства связанного с защитой прав потребителя входят также и нормативные акты разного правового уровня. Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты, такие как указы президента и Постановления Правительства (например правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров) Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 г № 4 о “Правилах продажи oтдельных видoв прoдoвoльственных и непрoдoвoльственных тoварoв oт 08.10.93”.. В подобных актах Российское законодательство постоянно нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому нужна постоянная корректировка законов. Нужно отметить так же, что в 1992 г. Постановлением Правительства от 28 мая 1992 г. № 35 “Об отмене ведомственных нормативных актов регулирующие отношения в области прав потребителя”. “Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителя”, установлено важнейшая гарантия в обеспечении защиты и законных прав потребителя. Теперь только Правительство Российской Федерации имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, хотя даже оно не вправе делегировать предоставленные ему права на принятие нормативных актов в данной сфере Министерствам и ведомствам. В самом законодательстве необходимо выделить две группы нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере совершенно по-разному. К первой группе можно отнести акты, где потребитель является непосредственным участником правоотношений. К этой группе относятся нормативные акты, которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца. Ко второй группе можно отнести акты, регулирующие деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Так же, в законодательство входят и действуют Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров (работ, услуг)”. Постановление Правительства от 22 июня 1992 г. Так же был утвержден порядок подтверждения безопасности товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать вопрос: При действии нескольких нормативных актов, какой имеет преимущественное значение? В соответствии с общими правилам ГК РФ имеет наибольшую силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона «О защите прав потребителя» сказано, что «отношения в области защиты прав потребителей регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и правовыми актами». На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что роль закона имеет огромное значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений связанных непосредственно с потребителем, а так же устанавливает права главного участника этих отношений - потребителя. Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в нашей стране является Закон «О защите прав потребителей» от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (Закон). Данный Закон действует сейчас в редакции Федерального Закона от 01.05. 2017 года. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан, возникающих из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров: 1) розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения); 2) аренды, включая прокат; 3) найма жилого помещения, в том числе социального найма; 4) в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; 5) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); 6) перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии; 7) хранения; 8) на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; 9) возмездного оказания услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных; 10) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности. Под личными бытовыми нуждами принято понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях и с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего это члены его семьи. Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке в роли предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества. В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья), Законом РФ «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами РФ. Не менее важна и норма Закона, которая предоставила право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты исключительно Правительству РФ и запретившая ему поручать принятие подобных актов отдельным министерствам и ведомствам. Закон разъясняет, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд . Юридические лица были выведены из сферы действия данного Закона. Таким образом, законодатель дал понять нам необходимость установления повышенных гарантий для защиты потребителей-непрофессионалов. Впервые в Российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Основной гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей. Еще одним нововведением Закона стала возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. К сожалению, из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения. Качество товара (работы, услуги) посвящена ст. 4 Закона. Прежде всего, следует сказать, что это одна из важнейших статей Закона. Именно с понятием надлежащего качества товара (работы, услуги) связаны понятия недостатков и существенных недостатков товара (работы, услуги), а, следовательно, и возникновение правовых последствий в случае несоблюдения требований к качеству. Понятие надлежащего качества товара (работы, услуги) раскрывается законодателем в п. 1 ст. 4 и определяется как соответствующее договору. Нужно отметить, что обычно, покупая товар в магазине или заказывая выполнение бытовой работы (услуги), потребитель не подписывает какого-либо договора, соответственно может возникнуть вопрос: кто тогда определяет условия этого договора и в том числе условия о качестве товара? Ответ содержится в ст. 426 ГК, где определены условия заключения публичного договора, к разновидностям которого относятся розничная торговля и бытовой подряд. Из п.п. 2 и 4 указанной статьи ГК следует, что условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда Законом или иными правовыми актами предусмотрено предоставление льгот. Кроме того, у Правительства РФ имеется возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Именно эти правила, содержащие в себе установленные государством стандарты и обязывающие изготовителей, продавцов и исполнителей производить товар, выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с установленными стандартами (типовые договоры, ГОСТы, ТУ и др.), гарантируют потребителю соответствие качества товара (работы, услуги) договору. Данное положение подтверждается п. 5 ст. 4, в которой говорится об обязанности продавца (исполнителя) передать потребителю товар, соответствующий установленным стандартам или иным требованиям закона. В п. 2 ст. 4 Закона оговаривается, что в случае отсутствия в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) факт надлежащего качества определяется по критерию пригодности товара (работы, услуги) для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Также хотелось бы отметить, что и в этом случае требования к качеству товара (работы, услуги) не исчерпываются такой функциональной пригодностью. Например, требованиям безопасности этот товар (работа, услуга) должен соответствовать в любом случае. Пункт 3 ст. 4 Закона предусматривает случай, когда потребитель не определился, какой конкретно товар (работа, услуга) ему нужен, но при этом он четко представляет себе цель, для которой намерен использовать данный товар. Это происходит тогда, когда для выбора товара необходимы специальные познания, которых нет у потребителя (например, потребителю нужно заделать щели между стеной и оконной рамой, но какой из герметиков для этого лучше использовать, он не знает). То есть Законом установлено, что продавец (исполнитель) должен в полной мере обладать всеми сведениями о свойствах продаваемых им товаров (выполняемых работах, оказываемых услугах). В данном случае продавец (исполнитель) несет ответственность за продажу потребителю такого товара (выполнение работы, оказание услуги), который будет пригоден для использования в указанных потребителем целях. В пункте 4 ст. 4 Закона рассматриваются случаи продажи товаров по образцам или по описанию. В этом случае продавец несет ответственность за соответствие реально предоставляемого потребителю товара образцу или описанию. Согласно ст. 497 ГК такой договор считается исполненным с момента доставки товара, выбранного по образцу или описанию, покупателю. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Пункт 1 ст. 5 Закона предоставляет возможность изготовителю (исполнителю) устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования. Под сроком службы Закон понимает период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его (изготовителя, исполнителя) вине. Здесь следует выделить следующие моменты: 1) данным правомочием не обладает продавец. Поскольку он не имеет отношения к производственному процессу, то не способен и не вправе определить предельный срок службы товара, гарантирующий возможность его использования по назначению. Отсюда следует вывод, что продавец не может установить срок службы на товар либо сократить такой срок, установленный изготовителем; 2) в период срока службы изготовитель (исполнитель) несет ответственность только за существенные недостатки товаров (работ), возникшие по его вине. Логика данного положения Закона понятна. Поскольку речь идет о товарах длительного пользования, то в этом пункте рассматривается ситуация, когда недостатки возникают в процессе пользования товаром (работой). Естественно, что со временем вещи стареют, их свойства постепенно ухудшаются. Рано или поздно товар (работа) перестанет удовлетворять стандартам, которым он соответствовал на момент приобретения потребителем, но будет все еще годен для использования по назначению. В этот период изготовитель (исполнитель) несет ответственность только за существенные недостатки товара (работы), возникшие по его вине, поскольку они не позволяют использовать предмет по назначению либо существенно затрудняют его использование; 3) в ст. 5 Закона речь не идет об оказании услуг, поскольку они не имеют материально выраженного объекта, которым можно пользоваться. В отличие от товара или результата выполненной работы услуга зачастую одномоментна и лишена материального выражения, а, следовательно, отсутствует объект для установления срока службы, срока годности и т.д. Пункт 2 ст. 5 Закона определяет, что Правительство РФ имеет полномочия по установлению списка товаров (работ), а также их комплектующих частей, узлов, агрегатов, которые по истечении срока службы могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Установление срока службы на такие товары (работы) обязательно. Порядок исчисления срока службы товара (работы) устанавливается в п. 3 ст. 5 Закона. Он может быть выражен как во временных, так и в иных единицах измерения (например, ресурс мотоцикла выражается в километрах пробега, а фильтра для очистки воды - в литрах). Способ исчисления зависит от функционального назначения товара (работы). В п. 4 ст. 5 Закона говорится об обязанности изготовителя определять для ряда товаров, перечень которых устанавливается Правительством РФ, срок годности, т.е. период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Если посмотреть, какие именно категории товаров попадают в перечень товаров, на которые установлен срок годности, то окажется, что в основном это потребляемые товары - продукты питания, медикаменты, парфюмерия, косметика, бытовая химия и т.д. На основании указанного перечня можно сделать вывод, что установление срока годности напрямую связано и направлено на охрану права потребителя, не представляющего угрозы его жизни и здоровью. Существует запрет на реализацию потребителям товаров (работ) с истекшим сроком годности. Запрет также действует и в отношении тех товаров, в отношении которых изготовителем (исполнителем) не соблюдена обязанность по установлению такого срока. Здесь следует отметить интересный момент: в отличие от п. 4, где правом устанавливать срок годности обладают изготовитель товара и исполнитель работ, соблюдать запрет на реализацию просроченных либо не имеющих установленных сроков годности товаров (работ) обязан также и продавец. Пункты 6 и 7 ст. 5 Закона раскрывают понятие гарантийного срока на товар (работу) - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 Закона. Говоря о гарантийном сроке, необходимо отметить следующие моменты: 1) по своей сути гарантийный срок - это антипод срока службы товара (работы). При всем том, что со временем свойства товара (работы) неизбежно будут постепенно ухудшаться, в данном случае изготовитель гарантирует, что если товар (работа) перестанет удовлетворять стандартам требований Закона, которым он соответствовал на момент приобретения потребителем, в этот период изготовитель (исполнитель) несет ответственность за любые, а не только существенные недостатки товара (работы), возникшие не по вине потребителя; 2) в данном случае продавец наделен правом устанавливать гарантийный срок, но это право ограничено законодателем. Продавец вправе установить срок свыше установленного изготовителем (исполнителем) либо установить гарантийный срок в случае его отсутствия, но не вправе его сократить или отменить. Логика данного положения ясна - продавец (опять, как и в случае со сроком службы), не имея отношения к производственному процессу, не может определить сроков, в которые товар (работа) гарантированно не ухудшит своих свойств. Но по своей инициативе продавец может улучшить условия приобретения товара для потребителя. Естественно, что, действуя на свой страх и риск, в случае обнаружения недостатков в период этого самостоятельно установленного гарантийного срока продавец несет перед потребителем персональную ответственность независимо от изготовителя. В ст. 5 Закона установлены два вида гарантий для потребителя: 1) гарантийный срок, в течение которого товар не ухудшит своих свойств, а в случае такого ухудшения изготовитель и продавец несут перед ним ответственность за наличие недостатков; 2) срок службы (более длительный срок, в течение которого товар хоть и ухудшит свои свойства, но будет пригодным для использования по назначению). Так как срок службы - это довольно длительный период, можно предположить, что изготовителю для поддержания пригодности товара к использованию необходимо будет периодически совершать с ним определенные действия. Этими действиями и являются закрепленные в норме ст. 6 ремонт и техническое обслуживание товара. Пути для осуществления этих работ могут быть следующими: 1) осуществление ремонтных работ и технического обслуживания силами самого изготовителя. Очевидно, что при массовом выпуске какого-либо товара неминуемо наступит момент, когда изготовитель не сможет самостоятельно удовлетворить потребности потребителей по ремонту и техническому обслуживанию ввиду большого количества действующих единиц такого товара. Поэтому законодатель предоставил ему другую возможность; 2) выпуск и поставка в торговые и ремонтные организации запасных частей. То есть изготовитель может поставлять другим специализированным организациям запчасти, не затрачивая усилий на оказание услуг по непосредственной замене изношенных частей новыми или по ремонту пришедших в негодность частей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
1075 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 60 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg