Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Россия во внешней политике туркменистана (1992- 2006).

irina_krut2020 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Россия во внешней политике Туркменистана (1992-2006 гг.) 1. Структура и объем дипломной работы Структура дипломной работы состоит из задания на дипломную работу, оглавления, реферата дипломной работы, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 55 страницы. Список использованной литературы занимает 4 страницы и включает 35 позиций. 2. Перечень ключевых слов ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ТУРКМЕНИСТАН, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, ТУРКМЕНО-РОССИЙСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ, ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. 3. Текст реферата Объектом исследования является сотрудничество Туркменистана с Российской Федерацией. Предмет исследования – изучение особенностей сотрудничества в период президентства С. Ниязова. Цель исследования заключается в исследовании особенностей сотрудничества Туркменистана с Российской Федерацией, а также сопутствующих проблем и перспектив последующего развития российско-туркменских отношений. Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы: систематизация, обобщение, анализ и синтез, а также дедукция, сравнительно-исторический метод, прогнозирование. Полученные итоги и их новизна. В работе проведен анализ отношений Туркменистана с Российской Федерацией и, охарактеризован уровень политического сотрудничества, выделены основные аспекты экономического взаимодействия, а также определены основные тенденции в развитии двусторонних отношений в период президентства С. Ниязова. Достоверность материалов и результатов дипломной работы. Использованные материалы и результаты работы являются достоверными. Работа выполнена самостоятельно. Рекомендации по использованию результатов. Итоги работы могут быть использованы для дальнейшего изучения сотрудничества Туркменистана с Российской Федерацией.
Введение

В отличие от отношений между Россией и иными государствами Центральной Азии, влияние исторических событий на особенности российско-туркменского сотрудничества выражается довольно слабо и в целом имеет положительный характер. Это обуславливается тем, что к моменту распада СССР в сознании большей части туркменского населения уже практически не оставалось болезненных воспоминаний, связанных с трагическими страницами национальной истории: завоеванием Туркменистана Царской Россией, разгромом басмаческого движения и сталинскими репрессиями. Последствия гражданской и Великой Отечественной войн оказались для Туркменистана менее разрушительными, чем для иных республик Средней Азии и Казахстана. В то же время, достижения советской эпохи представлялись здесь весьма значительными: государством были взяты под контроль межнациональные и межклановые противоречия в республике; ускорился процесс формирования туркменской нации; развернулось масштабное строительство; были созданы новые отрасли экономики; существенно вырос уровень жизни населения; республика ступила на путь форсированной модернизации, затронувшей все аспекты ее развития. При этом Туркменистан стал одной из немногих национальных окраин СССР, где проявления кризиса советской системы оказались не столь заметными, а негативные последствия Перестройки и вовсе практически не наблюдались. [1, c.446] Туркменистан является одним из наиболее сложных для изучения постсоветских государств, что обусловлено его исключительной замкнутостью и изолированностью от внешнего мира. Вместе с тем с течением времени он стал играть все большую роль в международных делах. Эта республика занимает 4-е место в мире по запасам природного газа. Еще в 1990-х годах они привлекли внимание ведущих вне региональных игроков (России, США, ЕС, Китая, Турции, Ирана). [2, c.2] Международное сотрудничество государств обладает огромной значимостью для населения и будущего каждой страны, участвующей в таких взаимоотношениях. Это определяется тем, что такое сотрудничество способствует тесному контакту между политическими элитами государств, в результате чего такие решения, принятые в высших политических кругах, непосредственно влияют на внутреннюю и внешнюю политику государства, а, следовательно, и на всевозможные процессы во всех сферах жизнедеятельности человека. Опыт российско-туркменских отношений, осмысленный с помощью научного подхода, является неотъемлемым компонентом для понимания современных взаимоотношений Российской Федерации и Туркменистана. Актуальность данной темы заключается в заинтересованности и существенной важности сохранения тесного и продуктивного российско-туркменского сотрудничества, выгодного для обеих сторон. Цель дипломной работы заключается в исследовании особенностей сотрудничества Туркменистана с Российской Федерацией, а также сопутствующих проблем и перспектив последующего развития российско-туркменских отношений в сферах политики и экономики. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: - проанализировать установление дипломатических отношений между Российской Федерацией и Туркменистаном; - рассмотреть развитие отношений между государствами в 1990-е гг.; - изучить состояние российско-туркменских отношений в начале нынешнего столетия; - дать оценку российско-туркменскому сотрудничеству за последние несколько лет и систематизировать опыт взаимодействия государств. Объектом исследования является сотрудничество Туркменистана с Российской Федерацией. Предмет исследования – особенности этого сотрудничества в период президентства С. Ниязова.
Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ 2 РЕФЕРАТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 3 ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7 1.1 ИСТОРИОГРАФИЯ 7 1.2 ИСТОЧНИКИ 9 1.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10 ГЛАВА 2 РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР В ПОЛИТИКЕ ТУРКМЕНИСТАНА ПОСЛЕ РАСПАДА СССР 12 2.1 УСТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРКМЕНИСТАНОМ И РОССИЕЙ 12 2.2 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ТУРКМЕНИСТАНОМ В НАЧАЛЕ ХХI В 20 ГЛАВА 3 СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТУРКМЕНИСТАНА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 35 3.1 РОССИЙСКО-ТУРКМЕНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 35 3.2 ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 51
Список литературы

1. Бурков, В.Г. Эволюция внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии в 1991-2012 гг.: дис. … д-ра истор. наук: 07.00.15 / В.Г. Бурков. – Санкт-Петербург, 2014. – 709 с. 2. Абалкин Л.И. Выбор за Россией. -М.: ИЭ РАН, 1998. 3. Мещеряков, К.Е. Российско-туркменские отношения в 2008-2012 годах: становление стратегического партнерства / К.Е. Мещеряков // [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-turkmenskie-otnosheniya-v-2008-2012-godah-stanovlenie-strategicheskogo-partnerstva. – Дата доступа: 12.04.2018. 4. Троицкий, Е.Ф. Внешняя политика Туркменистана в 1992-2006 гг.: от нейтралитета к самоизоляции / Е.Ф. Троицкий // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-turkmenistana-v-1992-2006-gg-ot-neytraliteta-k-samoizolyatsii-1. – Дата доступа: 12.04.2018. 5. Парамонов В., Столповский О. Двустороннее сотрудничество России и Туркменистана в военной сфере / В. Парамонов, О. Столповский // [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://gundogar.org/?0230047147000000000000013000000. – Дата доступа: 12.04.2018. 6. О международных договорах Российской Федерации: Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистана о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, 23 декабря 1993 г., №1993019 // Правовой департамент МИД России. 7. Сотрудничество с Туркменистаном / «Рособоронэкспорт» // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://roe.ru/export/turkmenistan/. – Дата доступа: 12.04.2018. 8. Ниязов подписал Указ об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства / Интернет-газета «Туркменистан.ру» // [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа:http://www.turkmenistan.ru/ru/node/14835. – Дата доступа: 12.04.2018. 9. Фёдоров Ю. Туркмения: Время перемен? / Ю. Фёдоров // [Электронный ресурс]. с. 24 – 2014. –Режим доступа: http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p2643_1.pdf. – Дата доступа: 12.04.2018. 10. Бор А. Туркменистан: Власть, политика и петро-авторитаризм / А. Бор // [Электронный ресурс]. с.122 – 2016. – Режим доступа: https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/publications/research/2016-03-08-turkmenistan-bohr-russian.pdf. – Дата доступа: 12.04.2018. 11. Отношения дружбы и тесного сотрудничества / Интернет-газета «Туркменистан.ру» // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.turkmenistan.ru/ru/node/17686. – Дата доступа: 12.04.2018. 12. Межгосударственные отношения России и Туркмении / РИА-новости // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20171002/1505867873.html. – Дата доступа: 12.04.2018. 13. Сергей Лавров «растопил лёд» в отношениях России и Туркменистана / Российский Институт Стратегических Исследований // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://riss.ru/smi/25886/. – Дата доступа: 12.04.2018. 14. Быть или не быть новому союзу России и Туркмении? / Lratvakan // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://lratvakan.com/news/141872.html. – Дата доступа: 12.04.2018. 15. Сотрудничество Туркменистана и России в контексте развития ситуации в Центральной Азии / Информационный портал Туркменистана // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://turkmenportal.com/blog/12086/sotrudnichestvo-turkmenistana-i-rossii-v-kontekste-razvitiya-situacii-v-centralnoi-azii. – Дата доступа: 12.04.2018. 16. МИД Туркменистана России подписали программу сотрудничества / Информационный портал Туркменистана // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://turkmenportal.com/blog/10006. – Дата доступа: 12.04.2018. 17. В. Путин и Г. Бердымухамедов тепло обсудили отношения России и Туркменистана. Но вновь без прорыва в газовом вопросе / Neftegaz.RU// [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/view/165448-V.-Putin-i-G.-Berdymuhamedov-teplo-obsudili-otnosheniya-Rossii-i-Turkmenistana.-No-vnov-bez-proryva-v-gazovom-voprose. – Дата доступа: 12.04.2018. 18. Папава В. Россия и Туркменистан установили неформальное партнерство в области безопасности на Каспии / В. Папава // [Электронный ресурс]. – 2018. –Режим доступа: http://eurasia.expert/rossiya-i-turkmenistan-ustanovili-neformalnoe-partnerstvo-v-oblasti-bezopasnosti-na-kaspii-ekspert-/. – Дата доступа: 12.04.2018. 19. Туркменистан-Россия: нас объединяет славное прошлое и большое будущее / Государственное Информационное Агентство Туркменистана // [Электронный ресурс]. – 2018. –Режим доступа: http://asgabat.net/stati/v-zerkale-presy/turkmenistan-rosija-nas-obedinjaet-slavnoe-proshloe-i-bolshoe-budusche.html. – Дата доступа: 12.04.2018. 20. Двухстороннее сотрудничество России и Туркменистана в военной сфере / Информационно-аналитический центр // [Электронный ресурс]. -2018. – Режим доступа: https://ia-centr.ru/experts/3386/. – Дата доступа: 30.04.2018. 21. Каменев, С.Н. Внешняя политика Туркменистана //Центральная Азия и Кавказ, 2016, № 4. С. 55-62 22. Протокол рабочей встречи Правительства Туркменистана и военной делегации Российской Федерации во главе с министром обороны П.С. Грачевым // Туркменская искра, 9 июня 1992. 23. Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Туркменистана материально-технического и торгово-бытового обеспечения Вооружённых сил Туркменистана, войск ПВО и ВВС Российской Федерации на территории Туркменистана // Бюллетень международных договоров, 1994, № 8 с.27. 24. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности / электронный фонд нормативно-технической документации // [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901859227. Дата доступа: 28.05.2018. 25. Соглашение между Российским акционерным обществом «Газпром» и правительством Туркменистана о взаимном сотрудничестве в 1996 году// [Электронный ресурс]. – . 1997. - Режим доступа: http://npa-gov.garweb.ru:8080/public/document.asp?no= 1020015. Дата доступа: 22.05.2018. 26. Межправительственное соглашение о сотрудничестве России и Туркменистана в развитии топливно-энергетических комплексов. //Бюллетень международных договоров, 1994, №11. 27. Демидов М.С. Постсоветский Туркменистан. М., изд-во «Наталис», 2002. 28. Переплеснин М. Туркмения против навязывания условий. // Независимая газета, 30 ноября 1999. 29. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в газовой отрасли / [Электронный ресурс]. – 2013. – режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/docs/2003/04/42886.shtml. Дата доступа: 23.05.2018. 30. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 31 июля 1992 г.//Бюллетень международных договоров, №2, 1993. 31. Эсенов, М. Внешняя политика Туркменистана и ее влияние на систему региональной безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2014.- № 1 С. 56-62. 32. Внешнеэкономическая политика нейтрального Туркменистана / Под ред. Оразова М.Б. Ашгабат: Туркменский Госуниверситет им. Магтымгулы, 2015. – 632 с. 33. Подборка материала по Туркменистану// Рос.газ. -2001.-28 февр.-С.З. 34. Россия и Туркмения продолжат диалог на высшем уровне Рабочий визит Президента Туркменистана в Москву. //Независ.газ. -2002.-19 янв.-С.5. 35. Опыт Туркменистана в области раздела продукции предпочтителен для России//Рос.газ.-1998.-22 дек.-С.1.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Историография Сотрудничество между Российской Федерацией и Туркменистаном приобрело интенсивный характер после установление дипломатических отношений. В целом за все время сотрудничества между странами не было конфликтов, если не учитывать некоторые разногласии по вопросам газа и нефти. Странам всегда удавалось найти компромисс и решать вопросы. После приобретения независимости внешняя политика Туркменистана взяла курс взаимовыгодного сотрудничества с другими соседними странами. Как отмечают многие авторы, Туркменистана после распада СССР находилась в уязвимой ситуации. С одной стороны, были проблемы у границы, в том числе с Афганистаном, с другой стороны – население государства было разбросано по всему территории страны, центр был безлюдным, и большинство часть территорий страны был покрыт пустыней Каракум. В 1990-е годы у сторон не было разногласий. Туркменистан допускал двойное гражданство с Россией, более того страна принимала иностранных военных по контракту для службы в пограничных и других частей вооруженных силах страны. Российские военнослужащие охраняли границы Туркменистана, позиции Москвы с Ашхабадом по Каспийскому вопросу совпадало. В российско-туркменских отношениях можно выделить 2 этапа изучений двухсторонних отношений до 2006 г. Первый этап-с 1992 по 1995; второй-с 1996 по 2006гг. К сожалению, до 2010 г. не было такого тесного сотрудничества между Российской Федерацией и Туркменистаном, которое могло бы укрепить двухсторонние отношения еще до начала президентства Г. Бердымухамедова. После приобретения независимости странам удалось создать некую модель сотрудничества, которая развивался очень медленно. Исследование по теме российско-туркменских отношений вплоть до настоящего времени не проводилось, поэтому монографий и иных серьезных исследований по этой теме пока не издано. Россия самого начала занимала главенствующую позицию, как один из стратегических партнеров страны. Политика Ашхабада всегда ориентировалась на позицию Москвы в ведении внешней политики. Данная взаимосвязь сильно отличало отношения между сторонами, в сравнении с остальным миром. Туркменистан, ведя политику самоизоляции, стала активно сотрудничать с Российской Федерацией. Но, несмотря на это, в научных кругах нет работ, которая полностью показала бы взаимоотношения между сторонами с 1992 по 2006гг. С приходом к власти В.В. Путина в двухсторонних отношениях началась новая эра сотрудничества. Обеим сторонам удалось найти точку соприкосновения для реализации проектов, сторонами было принято решения идти на контакты для реализации своих интересов. Данные вопросы были рассмотрены в работах таких авторов, как Джумаев Т.А. «Развитие экономики Туркменистана в период правления С.А. Ниязова» и Мамедов К.Д. «Формирование современной системы регулирования внешнеэкономической деятельности Туркменистана с учетом опыта России». Именно с помощью данных работ автор смог определить состояние двухсторонних отношений в период правления президента С. Ниязова. Кроме того, в публикациях Каменева С.Н. были рассмотрены вопросы установления и расширения хозяйственных связей Туркменистана. Далее стоит отметить роль двух посольств стран, которые сыграли ключевую роль в установлении и развитии двухсторонних связей. Для рассмотрения историографии проблемы с 1992 по 2006 гг. надо рассмотреть ключевые соглашения, подписанные между двумя государствами. 23 декабря 1993 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства. Договор разрешал гражданам двух стран иметь двойное гражданство. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин первым получил зеленый туркменский паспорт, став почетным гражданином Туркменистана. Далее, в 2003 г. страны подписали соглашение о поставке туркменского газа в Россию, что стало большим достижением для обеих сторон. Для Туркменистана оно было невыгодным с финансовой точки зрения, но в долгосрочном плане можно было поставлять большие объемы и получать за эти деньги, чем просто газ оставался бы в стране. Россия в свою очередь, смогла установить свое влияния на энергетический сектор данного региона. Согласно подписанного тогда «Соглашения в области безопасности», Москва стала выступать гарантом независимости Туркменистана. Тем самым позиция России как важного стратегического партнера Туркменистана укрепилась, а Ашхабад приобрел в лице России существенную внешнеполитическую опору. Однако полностью устранить имевшиеся противоречия, недопонимание и даже недомолвки не удалось. Резюмируя, можно сказать, что после установления дипломатических отношений между государствами и до 2006 г., комплексного исследования по данной теме не проводилось. Отдельные сферы сотрудничества были объектом исследования некоторых авторов Туркменистана и России, особенно политическая и экономическая сфера вызывала большой интерес. 1.2 Источники Двухстороннее отношения между Российской Федерацией и Туркменистаном в сравнении с другими странами получило освещение в достаточном количестве источников. Прежде всего, мною было использовано большинство количество двухсторонних соглашений, включая Договор о дружбе и сотрудничестве 1993 г., Соглашение между Российской Федерацией и Туркменией об урегулировании вопросов двойного гражданства. Данные и другие соглашения были взяты, в основу для анализа двухсторонних соглашений в период с 1992 по 2006 гг. Одним из основных источников для изучения Российского политики в отношении Туркменистана стала работа Яна Шира. Данная статья автора была написана при поддержке исследовательского гранта Министерства иностранных дел Чешской республики. В данной статье были рассмотрены все сферы двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и Туркменистана в указанный период. Автор, рассмотрев экономическое сотрудничество пришел к выводу, что Туркменистан и Россия соблюдают равноправие и не прибегают к экономическому давлению другой стороны. При этом Ян Шир отмечает, что в период с 1992 по 2006 год, сторонам не удалось достичь поставленных целей в двухсторонних отношениях. В дипломной работе были рассмотрены все ключевые договоры двухстороннего сотрудничества Российской Федерации и Туркменистана в период с 1992 года по 2006 год, так же для сравнения были изучены соглашения, заключенные после указанного периода. Основной договор заложивший фундамент для развития двухсторонних отношений был Договор о дружбе и сотрудничестве заключенный в октябре 1992 году. Справедливо отметить, что несмотря на важность данного соглашения она не действует с 2003 года. Также нам стоит выделить важные моменты данного соглашения, особенно статью 7, где отмечалось, что лица обеих стран могут приобрести гражданства другой стороны или сохранить гражданство проживания. Кроме того, автором было рассмотрено местные и межведомственные законодательные и нормативно-правовые акты. Для полноты исследования, автор рассмотрел периодическую печать Российской Федерации (Комсомольская правда, РБК, Независимая газета и др.). Вдобавок, мною были рассмотрены журналы, где освещались визиты С. Ниязова в Москву. Основой изучения экономических контактов стала диссертационная работа Проклова Игоря Николаевича. В своей диссертационной работе Игорь Николаевич отмечает, что из-за больших запасов газа изучения тему экономического развития Туркменистана является актуальной темой для исследования. Детально изучив экономику Туркменистана после распада СССР, автор выделил важность проведенных реформ первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Конкретно приводится пример о том, что Туркменистан превратился из сырьевой окраины в страну с многопрофильной экономикой. Для изучения военно-технического сотрудничества были рассмотрены ключевые соглашения, такие как, Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации на территории Туркменистана, Соглашения о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных силах Туркменистана и их статусе от 1 сентября 1993 года и многие другие важные соглашения. Таким образом, можно отметить, что автор пытался использовать весь материал, который имелся у него в арсенале. Был проведен анализ на основе интернет источников и монографий. Автор смог сделать определенную картину установления двухсторонних контактов между Туркменистаном и Россией. Важную часть исследования составили информационные материалы, из-за недостатка книг. 1.3 Методы исследования Метод индукции в историческом исследовании способствовал изучению конкретных фактов и выведению на их основе общих свойств и характеристик двухсторонних отношений Туркменистана и России. Более того, данный метод позволил определить важность развития политических и экономических отношений между сторонами. Историко-генетический метод направлен на изучение генезиса (эволюции) конкретных исторических явлений и для анализа причин их изменения. В нашем случае метод помог прояснить причины установления двухсторонних отношений и ее характера в историческом развитии. Сравнительно-исторический метод использовался для сравнения развития межгосударственных отношений, в разные годы, начиная от 1992 заканчивая 2006 гг. С использованием метода периодизации предложена новая историческая периодизация этого явления. Метод синтеза в отношении темы дипломной работы использовалось для соединения, и обобщения информации по странам, в политической экономической и военной сферах двухстороннего сотрудничества. Метод прогнозирования дала результаты, в каком направлении будет развиваться Россия и Туркменистан в будущем. Далее еще был использован метод прогнозирования для оценки развития двухсторонних отношений в будущем. ? ГЛАВА 2 РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР В ПОЛИТИКЕ ТУРКМЕНИСТАНА ПОСЛЕ РАСПАДА СССР 2.1 Установление дипломатических отношений между Туркменистаном и Россией 21-декабря в 1991 году Михаил Горбачев объявил о распаде СССР. После этого на постсоветском пространстве появилось 5 суверенных стран- Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. Ранее данные государства не были независимыми странами, и в таком виде раньше не существовали. До этого данный регион представлял собой множество локальных областей, у которых не совпадало политические интересы, и не было общих этнических границ [20, с. 55]. Что дает нам повода говорит о Центральной Азии, как новый недавно возникший международный регион. Более того данный регион не имеет четкой и внутренней непротиворечивой системы международных институтов и организаций, из-за чего вынужден подстраиваться под влияние последние 15 лет под такие страны, как Россия, США, ЕС, Китай, Индия и других мировых держав. Выход Туркменистана на мировую арену как самостоятельного государства после распада Советского Союза сопровождался формированием основных направлений внешней политики и конкретными шагами по реализации ее концептуальных идей. Одновременно шло организационное становление государственных структур. Становление независимости и развитие отношений Туркменистана в контексте и вне СНГ имеют общие характерные черты с остальными постсоветскими государствами (влияние советского опыта, связь бывшего центра с постсоветскими республиками и пр.). Особенность формирования внешней политики Туркменистана заключается в создании «сверхпрезидентской» системы правления. Следующая особенность заключается в том, что Туркменистан занимает важное геополитическое и геоэкономическое положение с точки зрения интересов развитых держав, растущих государств и развивающихся стран региона. Его территория представляет собой важнейшую часть Центральной Азии, богатую природными ресурсами и омываемую Каспийским морем. Страна находится на пересечении важнейших торговых путей, что также определяет основы современной внешней политики [20, с. 79]. Изначально основная цель туркменской внешней политики состояла в получении нейтрального статуса в ООН. Все старания и силы туркменской дипломатии были направлены на достижение международной поддержки политики позитивного нейтралитета. Доктрина нейтралитета поспособствовала быстрому интегрированию Туркменистана во внешний мир и дала широкие возможности для расширения экономических и политических связей с мировыми державами, а также позволила Туркменистану обеспечить поддержку мирового сообщества избранного внешнеполитического курса. Опираясь на базовые принципы своей внешней политики, руководство страны реально развивало преимуществе0нно двусторонние отношения со всеми его государствами по направлениям, способствующим достижению обоюдных целей. Страна преимущественно оставалась в стороне от различных интеграционных проектов в рамках СНГ. Во всех случаях, когда что-то, как считали в Ашхабаде, не соответствовало, национальным интересам страны, власти воздерживались от подписания таких документов (например, «Декларации глав государств СНГ об основных направлениях развития Содружества», «Протокол о внесении изменений и дополнений в соглашение о создании зоны свободной торговли») [5]. Также важно отметить, что Туркменистан был одной из стран, выступивших за сохранение Союза и предпоследней объявила свою независимость. 27 октября 1991 года на 10-й внеочередной сессии Верховного Совета Туркменской Советской Социалистической Республики единодушно был принят Закон «Независимость и образование государственной системы Туркменистана». Этот день был объявлен днем независимости Туркменистана. 20 февраля 1992 года на 12 сессии Верховного Совета Туркменистана были приняты законы «О государственном флаге Туркменистана» и «Государственном Гербе Туркменистана». Из ряда государств Центральной Азии Туркменистан характеризуется наименьшим развитием контактов с Россией и в то же время крайне низким уровнем отношений с США и ведущими странами ЕС. Фактически именно Туркменистан является на пространстве СНГ страной, наименее проницаемой для российского влияния. Основы такого положения Туркменистана в региональной подсистеме международных отношений были заложены внешнеполитическим курсом, проводившимся первым президентом страны С.А. Ниязовым [3, c.1]. 26 октября 1991 г. в Туркменистане состоялся всенародный референдум, по итогам которого страна была объявлена независимой. После этого национальная Коммунистическая партия приняла решение о самороспуске, и на ее основе была создана Демократическая партия Туркменистана, полностью подчиненная президенту [1, c.445]. В отличие от большинства союзных республик, для Туркменистана подписание Беловежских соглашений не имело принципиального значения. Фактически, к декабрю 1991 г. она уже заблаговременно покинула ряды союзных структур, сохранив с Россией только финансовые точки соприкосновения. При этом обеспеченность страны углеводородами и наличие у ее руководства четкого плана экономических преобразований не создавали особой зависимости Туркменистана от России. Поэтому 12–13 декабря С.А. Ниязов инициировал проведение в Ашхабаде встречи руководителей республик Средней Азии и Казахстана, на которой выдвинул альтернативную присоединению к СНГ концепцию создания «среднеазиатской конфедерации», способной существовать автономно от Москвы. Данная инициатива не получила одобрения, и Ашхабад был вынужден согласиться на вступление в Содружество. Соответствующие документы были подписаны С.А. Ниязовым 21 декабря 1991 г., хотя Туркменистан изначально отказался от активного участия в деятельности СНГ, взяв курс на самоизоляцию. Многосторонней интеграции на постсоветском пространстве он предпочел развитие двусторонних связей с Россией. [1, c.445-446]. Но, несмотря на это, после распада СССР российско-туркменские отношения все еще испытывали существенные трудности, поскольку либерально настроенное российское руководство не желало поддерживать связи с авторитарными режимами, наиболее одиозным из которых на постсоветском пространстве ему представлялся режим С.А. Ниязова. Правда, возможности для такого взаимодействия оставались предельно узкими, и оно ограничивалось лишь отдельными вопросами, представлявшими интерес главным образом для туркменской стороны [1, c.447]. На становление внешней политики Туркменистана определяющее воздействие оказала, с одной стороны, стратегическая уязвимость страны, с другой – ее значительные запасы природного газа. Страна с самым малочисленным в регионе населением, разбросанным по большой территории и сосредоточенным в приграничных районах, почти безлюдным центром, занятым пустыней Каракумы, и границами большими по своей протяженности располагалась, с позиции перспектив обеспечения национальной безопасности, собственными силами в неблагоприятных стартовых условиях построения государственности [3, c.1]. Ашхабад нашел два основных инструмента, позволяющих решать двуединую для туркменского руководства задачу защиты безопасности страны и создания внешних условий, благоприятных для консолидации режима президента С.А. Ниязова. Первым стала концепция «позитивного нейтралитета», предусматривающая неучастие не только в военных союзах, но и в любых межгосударственных альянсах с жесткими регламентирующими функциями либо подразумевающих коллективную ответственность, вторым – доктринально несовместимый с нейтралитетом, но поддерживаемый defacto военный союз с Россией. Нейтральный статус обеспечивал Туркменистану значительную свободу внешнеполитического маневра, позволяющую сосредоточить усилия на организации транзита и сбыта газа, отчасти предохранялтуркменское руководство от вмешательства извне во внутриполитические процессы страны и предоставлял Туркменистану возможность не возлагать затрат на внешнеполитическую деятельность в случаях, когда С.А. Ниязов не находил в этом нужды [3, c.1]. Начиная с 1991 г., Туркменистан — единственное на постсоветском пространстве государство, которое не является членом какого-либо военно-политического или военного союза, а взаимодействие с Россией в военной сфере является достаточно противоречивым и, одновременно, коньюнктурным. Его характер во многом обуславливается состоянием российско-туркменского сотрудничества в газовой сфере [4]. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Туркменистаном были установлены 8 апреля 1992 г., а уже 31 июля 1992 г. Москва и Ашхабад подписали базовый документ – Договор «О дружбе и сотрудничестве», на основании которого Россия выступила гарантом безопасности Туркменистана. Стороны договорились проводить совместную политику и способствовать созданию систем коллективной безопасности на постсоветском пространстве. В это же время был подписан Договор «О совместных мерах в связи с созданием Вооруженных Сил Туркменистана» [4]. Более того, 31 июля 1992 г. было также заключено «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в осуществлении дипломатического представительства за рубежом». Согласно договору, дипломатические агенты России обязались оказывать помощь своим туркменским коллегам в осуществлении их функций. Туркмения получила возможность вверять российским дипломатам представительство своих интересов в других странах, а МИД Туркменистана – направлять требуемое для этого количество представителей в дипломатические учреждения Российской Федерации. Соответственно, Туркменистан получил возможность существенной экономии денежных средств, выделяемых на содержание дипломатических и консульских учреждений за рубежом [1, c.451]. На основании достигнутых договоренностей, многочисленные части ВВС и ПВО бывших ВС СССР, а также подразделения пограничных войск на территории Туркменистана оставались под юрисдикцией России. Остальные сухопутные воинские соединения бывшего туркменского военного округа — три мотострелковые дивизии (Кызыларват, Ашхабад и Кушка) и один учебный центр с мобилизационным ресурсом на одну дивизию (Келлята), а также ряд других частей в течение десяти последующих лет должны были полностью перейти в подчинение министерства обороны Туркменистана [4]. За этот переходный период Россия обязывалась оказывать военно-техническую поддержку национальным ВС, а также выплачивать туркменской стороне компенсацию за право размещения на ее территории своих подразделений, в то время как Туркменистан принимал на себя расходы по содержанию и обеспечению частей совместного подчинения. Координировать усилия двух государств в военной сфере было призвано созданное в 1992 г. Объединенное командование. Для участия в его работе в период 1992-1994 гг. в г. Ашхабаде функционировала оперативная группа МО России в составе отдельного батальона связи, узла связи, роты охраны, отдельной транспортной эскадрильи [4]. Кроме того, в 1993 г. Москва и Ашхабад подписали Договор «О совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе российских пограничников на территории республики», который был бессрочным. В соответствии с ним в марте 1994 г. была создана Оперативная группа Федеральной пограничной службы (ОГ ФПС) России. В состав группы, численность которой достигала 3 тысяч человек, входили 170-й авиационный полк, 46-й отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей, школа сержантского состава. Личный состав ОГ ФПС России оказывал содействие туркменским пограничникам в охране границы Туркменистана с Ираном и Афганистаном [4]. Вдобавок, 23 декабря 1993 г. были заключены «Соглашение между Туркменистаном и Российской Федерацией об урегулировании вопросов двойного гражданства» и «Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» [5]. В соответствии с вышеперечисленными договорами и Соглашением по поводу двойного гражданства, стороны согласились предоставить всем лицам, проживающим на их территории, равные права в соответствии с общепризнанными нормами. Национальными религиозным меньшинствам гарантировалось обеспечение условий, необходимых для сохранения их самобытности. Эти формулировки были обращены на защиту и обеспечение прав русскоязычного населения Туркмении, однако, с учетом характера сложившегося там режима, являлись слабо реализуемыми на практике. Лица, проживавшие в России и Туркменистане, получили право выбора гражданства одной из сторон, а также приобретения двойного гражданства. В данном вопросе Ашхабад пошел на встречу Москве, не видя в предоставлении своим гражданам параллельного российского гражданства угрозы своей безопасности [1, c.449]. Касательно Соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, усилия государств были направлены на облегчение процесса выезда русскоязычных граждан из ТуркмениивРоссию.Переселенцыполучилиправовывозитьнаходящеесявихсобственности движимое имущество, продавать недвижимость и переводить в государство въезда свои денежные вклады. Туркменские власти обязались не отчуждать имущество переселенцев даже в случае последующей утраты ими гражданства страны. К сожалению, данное соглашение регулярно нарушалось Ашхабадом, не желавшим отпускать русских специалистов. Как правило, уезжавшим не позволялось продавать квартиры, в результате чего они были вынуждены покидать Туркмению, не имея даже минимальных средств для обустройства на новом месте. Оставленное ими имущество реквизировалось и передавалось новым владельцам. При этом российское руководство не предпринимало шагов, направленных на побуждение Ашхабада к выполнению соответствующих договоренностей, и в течение нескольких лет русскоязычное население Туркмении не получало от Москвы видимой поддержки [1, c.454]. 18 мая 1995 г. заключено «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о военно-техническом сотрудничестве». Дополнительной законодательной базой служат Международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами Организации Договора о коллективной безопасности в области военно-технического сотрудничества. На текущий момент на вооружении армии Туркменистана находится значительное количество военной техники советского производства, а также в Туркменистане работает представительство Государственной корпорации Ростех, обеспечивая и представляя интересы Рособоронэкспорта [6]. Если изначально заключение договоров России с Туркменистаном позволяло первой сохранять довольно сильные позиции в Туркменистане, то со временем ситуация стала стремительно меняться. В условиях в целом прозападной ориентации РФ и крайней недооценки значения постсоветского пространства, вектор внешней политики Ашхабада в середине 1990-х годов сместился в сторону Турции и США. В 1994 г. Туркменистан стал первым из центрально азиатских государств, вступивших в программу НАТО «Партнерство ради мира» и получивших право частичного участия в мероприятиях Североатлантического альянса. Это, в совокупности с другими поступками туркменского и российского руководств, оказало негативное влияние на взаимодействие Москвы и Ашхабада в вопросах военного сотрудничества и развития ВС Туркменистана при помощи России [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 64 страницы
500 руб.
Дипломная работа, Политология, 66 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Политология, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Политология, 83 страницы
1100 руб.
Дипломная работа, Политология, 94 страницы
2350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg