Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Уровень развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

irina_krut2020 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Предметом исследования выступает уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Целью исследования является исследование уровня психического развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. К задачам исследования относятся: 1. Провести ретроспективный обзор психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; 2. Изучить на основе литературы этиопатогенез (причины, факторы), формы и степени тяжести проявления олигофренического дефекта. 3. Подобрать и применить диагностические методики по исследованию уровня психического развития данной категории детей; 4. Сделать выводы на основе проведенного исследования и указать возможности применения эмпирически полученных данных. Гипотезой исследования является предположение, о том, что у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются затруднения в наглядно-образном мышлении, аналитико-синтетической деятельности, в зрительном и словесном восприятии информации, а также в понимании хронологической последовательности событий. Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования психологических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью дефектологов С. Д. Забрамной, Т. А. Власовой, А. Р. Лурии, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф, Н. Л. Белопольской, В. И. Лубовского и др. Для проведения исследования были использованы следующие методы исследования: 1) Методика «Дом, Человек, Дерево», 2) Методика «Цветные кубики» Стреблевой Е.А., 3) Методика «Конструирование» Забрамной С.Д., 4) Методика «Счет» Забрамной С.Д., 5) Методика «Достань ключик» Стреблевой Е.А., 6) Методика «Почтовый ящик» Забрамной С.Д., 7) Методика «Работа с матрешками» Забрамной С.Д., 8) Методика «Серия сюжетных картинок» Забрамной С.Д., 9) Методика «Времена года», 10) Методика «Нелепицы». Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №221 компенсирующего вида» Московского района г.Казани. Практическая значимость. Результаты проведенного при выполнении данной работы исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогической диагностики, разработке новых подходов в дифференциальной диагностике, освоении новых приемов и методов в работе психолога в Детском саду №221 г.Казани. Структура работы. Дипломная работа состоит из двух глав, в первой из которых приводится теоретическая часть исследования, во второй – данные экспериментального исследования. Теоретическая значимость. Представленное в данной работе исследование позволяет выявить возможность применения методик исследования самосознания в дифференциальной диагностике интеллектуальной недостаточности, что может внести вклад в дальнейшую разработку вопросов дифференциальной диагностики. Недостаточное количество результатов виду небольшой выборки требует уточнения данных.
Введение

Актуальность темы исследования. Рост числа детей с интеллектуальной недостаточностью, который наблюдается в последнее время,относит проблемы их всестороннего исследования к числу актуальных. Проблема оценки уровня развития занимает центральное место среди проблем психологической диагностики детей. В данное время в основу диагноза, что определяет социальный статус ребенка и форму обучения, кладется степень недоразвития познавательных процессов. Правильный и своевременно поставленный диагноз является необходимым, но недостаточным условием успешного применения коррекционного обучения и воспитания ребенка. Наибольшая сложность для психологической диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью - качественное своеобразие сходных состояний интеллекта. Толчком для работ, в которых психологи ставили перед собой задачу преодолеть разрыв между исследованиями умственного развития и развития личности ребенка послужило положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта. Теоретическая попытка соединения этих двух планов представлена в концепции возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, общий смысл которой - в направленности на изучение взаимосвязи между личностно-мотивационной и "операционно-технической" сторонами развития. В исследованиях Н. И. Непомнящей была сделана попытка преодолеть существующий разрыв между диагностическим исследованием интеллекта и аффекта. Результаты ее исследований, выполненных в рамках структурного подхода, показали, что типы и уровни развития компонентов структуры личности определяют существенные особенности умственного развития детей и их успешность в учебной деятельности [28]. В области психологической диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью взаимосвязь интеллектуальных и личностных особенностей исследовали Н. Л. Белопольская, В. И. Лубовский [4]. Анализ существующих исследований привел нас к предположению, что для дифференциальной диагностики интеллектуальной недостаточности могут быть использованы не только методики исследования познавательных процессов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 7 1.1. Ретроспективный обзор психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования…………7 1.2. Этиопатогенез интеллектуальной недостаточности……………..17 1.3. Олигофрения: структура дефекта и виды…………………………22 1.4. Выводы к теоретическому исследованию………………………..34 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 36 2.1. Организация и проведение исследования…………………………36 2.2. Описание результатов………………………………………………50 2.3. Выводы к экспериментальному исследованию…………………..61 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Список литературы

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития /Н.Л. Белопольская –М., 1999. 2. Белопольская Н. Л., Лубовский В.И. Дифференциально - психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Психологический журнал.– 1993. - Т. 14. № 4. – С. 89-97) 3. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология, N.1, 1992, с.5-11. 4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. / Л.Н. Блинова–М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с. 5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова —М., 1999. 6. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика. – 2003. – №2 7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии, СПб.,1973 8. Дружиловская О.В. Научно-историческое наследие Г.Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 11–16. 9. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта// Дефектология. 1999 № 6. 10. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для психологопедагогического обследования / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик — М. 2003. 11. Забрамная С.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Т.А. Добровольская; под ред. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 320 с. 12. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию для психолого-педагогических комиссий "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" /С.Д.Забрамная, О.В. Боровик. — М.: Владос, 2003. - 32 с. 13. Занков Л. В. Очерки психологии умственно-отсталого ребенка [Текст] / Л. В. Занков ; Эксперимент. дефектологич. ин-т им. М. С. Эпштейна. - Москва : Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1935 (18 тип. треста "Полиграфкнига"). - Переплет, 176 с. : ил. 14. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М.Н. Ильина– Спб.: Питер, 2006. – 368 с. 15. Кузнецова Л. В. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 480 с. 16. Лубовский В.И. и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский,Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 112 с. 17. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский— М., 1989. 18. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. МамайчукСпб,. 2003. 19. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук—СПб., 2001. 20. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностикиумственной отсталости у детей // Дефектология. 1997. № 1. 21. Немов Р.С. Психодиагностика. Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики/ Р.С.Немов — М.: Владос, 2008. – 640 с. 22. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1992. - 160 с. 23. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1992. — № 3. 24. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд., сткркотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 25. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие/ С.Я. Рубинштейн – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. 26. Семаго Н.Я., Семаго М.М.. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2003. – 208 с. 27. Стребелева Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Екжанова Е.А.; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 312с. 28. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении), т. 3. М., 1965 29. Тригер Р. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Тригер—Спб.: Питер, 2008 - 192 с. 30. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с. 31. Чиркова О.Ю. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития. М., 2011 32. Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко — М. 2001. 33. ШипицынаЛ. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына ;Инс-т спец. педагогики и психологии, МУСиР им. Р. Валленберга. — СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 496 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 1.1. Ретроспективный обзор психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования В русской дефектологической литературе первым большим трудом, обобщившим сведения об умственно отсталых детях, накопленные зарубежными и отечественными исследователями, был двухтомник Г. Я. Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» [3]. Его содержание основывалось на материалах различных наук: физиологии, психологии, языкознания и др. Для рассмотрения были выделены и сопоставлены различные процессы познавательной деятельности нормально развивающихся и умственно отсталых детей, а также их чувства и воля. Автор исходил из положения, которое мы разделяем и в настоящее время. Он утверждал возможность развития умственно отсталых детей и подчеркивал, что оно осуществляется по тем же основным законам, что и развитие в норме. Вместе с тем Г. Я. Трошин отмечал разницу между двумя категориями рассматриваемых детей: нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии онтогенетического развития, в то время как развитие умственно отсталых осуществляется крайне медленно. Они достигают лишь самых низких стадий и остаются на них всю жизнь. Это положение дало основание Г. Я. Трошину утверждать, что психология умственно отсталых детей проста, с чем, конечно, нельзя согласиться. Работа Г. Я. Трошина интересна тем, что в изложении материала он строго придерживается сопоставительного принципа. Описывая определенную сторону психической деятельности нормальных детей, он приводит затем соответствующие данные, касающиеся умственно отсталых. Следует специально подчеркнуть, что последних он разделил на три категории в зависимости от уровня интеллектуального развития (идиоты, имбецилы, отсталые) и представил конкретные материалы о каждой из них. Многие данные, на которых основываются труды Г. Я. Трошина, в настоящее время относятся к прошлому науки. Однако основная гуманистическая направленность этого труда, огромный фактический материал, который в нем проанализирован и обобщен, несомненно, делают его существенной вехой на пути становления психологии умственно отсталых детей. Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка. Не имея возможности и необходимости в данном пособии сколько-нибудь подробно рассматривать взгляды Л. С. Выготского в их совокупности, кратко остановимся на некоторых из его высказываний, наиболее значимых для анализируемых нами проблем. Весьма важным является положение о системности строения психики человека, в свете которого нарушение даже одного из звеньев системы изменяет ее функционирование в целом и в дальнейшем обусловливает более или менее существенные отклонения в психической деятельности субъекта. Применительно к умственно отсталым детям данное положение означает, что их своеобразие неукоснительно обнаруживается во всех проявлениях психики. Продуктивным для анализа и последующего прогноза успешности продвижения всякого ребенка, в том числе и отклоняющегося в своем развитии от нормы, является выдвинутое Л. С. Выготским положение о зонах развития, которые, к сожалению, автор успел лишь обозначить, но не раскрыл во всей полноте. Л. С. Выготский говорил о наличии у каждого ребенка двух зон развития. Одна из них — зона актуального развития — определяется теми заданиями, которые ребенок в данный момент может выполнить самостоятельно. Другая — зона ближайшего развития — определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок в состоянии справиться только с помощью взрослого. Последнее свидетельствует о том, что в будущем ребенок сможет самостоятельно выполнять эти задания. Таким образом, зона ближайшего развития характеризует величину и сущность того продвижения, на которое в ближайшем будущем способен ребенок. Положение о зоне ближайшего развития привлекает внимание психологов к выявлению потенциальных возможностей ребенка, тех реальных основ, которые позволяют прогнозировать его дальнейшее продвижение. Уделяя внимание проблеме воспитания, Л. С. Выготский писал, что коллектив — важный фактор в развитии ребенка. Умственно отсталые дети проводят много времени в школе, где они учатся и трудятся, находясь в обществе сверстников. Поэтому возникает вопрос о наиболее целесообразной организации детского коллектива в специальной школе, о роли его компенсаторных влияний. Ряд работ Л. С. Выготского был специально посвящен проблеме умственной отсталости, которая его живо интересовала, побуждала к размышлениям, к научным поискам решения основных проблем. Среди интересных, не потерявших своего значения идей, экспериментально подтвержденных большим количеством исследований, следует выделить некоторые наиболее актуальные в наши дни. К их числу, как нам уже приходилось говорить, относится утверждение о принципиальном единстве общего направления развития нормального и аномального ребенка и идентичности факторов, обусловливающих продвижение. Не меньшее значение для олигофренопсихологии имеет положение о первичном и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка, определяющее направления педагогической работы, которая должна осуществляться в целях коррекции дефекта умственно отсталого школьника. Л. С. Выготский был редактором и одним из авторов первой в нашей стране книги, в которой рассматривались центральные проблемы психологии умственно отсталого ребенка [6]. В книге опубликованы также материалы Л. В. Занкова и И. М. Соловьева. Л. С. Выготский был не только выдающимся ученым, но и пропагандистом своих идей, организатором, собравшим вокруг себя молодых, энергичных, полных сил и стремлений работать единомышленников. Он объединил вокруг себя группу талантливых сотрудников, которые продолжили изучение аномальных детей в свете его идей. К их числу относятся Л. В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. В начале 30-х гг. Л. В. Занковым было предпринято многоплановое изучение проблемы памяти. Исследователь внес принципиально важный вклад в теоретическую разработку этой проблемы, опровергнув бытовавшее в ту пору мнение о том, что умственно отсталым детям на протяжении всех лет обучения наиболее свойственно механическое запоминание, в котором они подчас не уступают нормально развивающимся сверстникам. Результаты ряда экспериментальных исследований, выполненных им с использованием оригинальных методик, убедительно показали, что роль понимания материала при его запоминании учениками специальной школы, степень его осмысливания с возрастом увеличиваются. Были получены новые данные, характеризующие общее направление и этапы развития памяти этих детей, а также условия, которые этому развитию способствуют. Первая статья по этой проблеме была опубликована в 1935 г. в сборнике «Умственно отсталый ребенок». Она с интересом читается и в наши дни. Л. В. Занков изучал память умственно отсталых и нормальных школьников в сравнительном плане, проводил экспериментальную работу с детьми различных возрастов, выявляя те изменения, которые возникают в памяти учеников при их переходе из начальных классов в старшие. Впервые в отечественной психологии Л. В. Занковым было показано, что характер поставленной перед школьниками задачи по-разному влияет на мнемические процессы учащихся. Существенным шагом в изучении проблемы памяти является утверждение Л. В. Занковым того, что на характер воспроизведения помимо самой постановки мнемическои задачи существенно влияют содержание материала и его организация. Л. В. Занковым была написана первая в истории советской олигофренопсихологии книга, обобщившая все имеющиеся в ту пору сведения в данной области специальной психологии. Это «Очерки психологии умственно отсталого ребенка» [30], в которую были включены материалы исследований как зарубежных авторов, так и сотрудников лаборатории специальной психологии Научно-практического института детских домов и специальных школ. В этой книге он изложил точку зрения отечественных дефектологов на основные проблемы умственной отсталости. Следует специально подчеркнуть, что Л. В. Занков является автором и первого в нашей стране оригинального учебного пособия по психологии умственно отсталых детей, написанного для студентов-дефектологов пединститутов. По этой книге учились несколько поколений дефектологов. Многие сформулированные в ней положения не потеряли своего значения в настоящее время [30]. Среди советских исследователей, работавших в области специальной психологии, И. М. Соловьев был первым, кто выполнил большую экспериментально-теоретическую работу, направленную на изучение так называемого феномена психического насыщения. Сопоставив характер и результаты произвольного выполнения тестового задания аномальными и нормально развивающимися учащимися, автор показал глубокое своеобразие личностных реакций учеников вспомогательной школы. Он дал полученным фактам оригинальное объяснение, построенное в русле основных идей Л. С. Выготского. Работа была опубликована в сборнике «Умственно отсталый ребенок» [6]. В дальнейшем внимание И. М. Соловьева привлекла проблема познавательной деятельности умственно отсталых детей, изучению которой он посвятил более сорока лет. Переход к новой тематике неудивителен. Он был вызван требованиями жизни, насущными нуждами специальной школы для умственно отсталых детей, которая в ту пору переживала период становления. И. М. Соловьева интересовало также мышление умственно отсталых детей, которое изучалось им разносторонне и тщательно. Были установлены многие закономерности, свойственные этой сфере познавательной деятельности олигофренов различных школьных возрастов. И. М. Соловьев рассматривал, каким образом школьники подходят к решению задач, какие ошибки и в результате чего допускают. Большое внимание было уделено изучению процесса сравнения, о котором уже в последние годы жизни им была написана книга. Яркой и весьма плодотворной была научная деятельность Ж. И. Шиф — одной из учениц Л. С. Выготского, активно включившейся в изучение специальной психологии. В ее ранней работе (1940) освещались особенности различения умственно отсталыми детьми цветов и цветовых оттенков. Она послужила импульсом для рассмотрения вопроса о слабой дифференцированности зрительного восприятия школьников-олигофренов. Ж. И. Шиф выполнен ряд исследований, в которых получены результаты, свидетельствующие о существенных особенностях различных форм мышления детей-олигофренов. Ж. И. Шиф принадлежит экспериментально доказанное и неоднократно проверенное положение о том, что нарушения в сфере мышления у умственно отсталых детей обнаруживаются на всех мыслительных уровнях, хотя и с различной интенсивностью. А это значит, что не только словесно-логическое, но и наглядно-образное, и практически действенное мышление этих детей оказывается значительно измененным. До работ Ж. И. Шиф широко бытовало ошибочное мнение об относительной сохранности практически действенной формы мышления олигофренов. Впоследствии работы многих психологов подтвердили и уточнили выводы, сделанные Ж. И. Шиф. Ж. И. Шиф организовала проведение целого ряда экспериментальных исследований личности умственно отсталых учащихся и обобщила результаты, представив логически стройную картину. Эта работа Ж.И. Шиф отличалась глубиной и научной аргументированностью, в течение долгого срока оставалась в этом плане единственной. Широко известный в нашей стране и за рубежом олигофренопедагог, психолог, дидакт и методист Г. М. Дульнев начал свою научную деятельность в конце 30-х гг. под руководством Л.В. Занкова. Его первое исследование осуществлялось в русле проблемы памяти. Г. М. Дульнев принимал активное участие в организованном Л. В. Занковым психолого-педагогическом изучении состава учащихся младших классов специальной школы. Он подготовил материал, который свидетельствовал о своеобразии учебной деятельности и поведения умственно отсталых учеников, об отличии их от детей с заторможенным развитием (позднее появился термин «задержка психического развития»). Б. И. Пинский разработал ряд оригинальных методик и получил новые результаты, касающиеся произвольной и непроизвольной памяти детей-олигофренов различных школьных возрастов. Позднее Б.И. Пинский работал над проблемой деятельности учащихся специальной школы VIII вида и массовой школы, выявляя своеобразие деятельности умственно отсталых и те изменения, которые происходят в деятельности этих учеников при переходе с одной ступени обучения на другую. Труды Б.И. Пинского являются основополагающими в отношении психологической характеристики деятельности детей-олигофренов. В 70-е гг. предметом внимания Б. И. Пинского являлась трудовая деятельность умственно отсталых учащихся, т.е. тот вид деятельности, который играет исключительно большую роль в социальной адаптации выпускников, в их включении в жизнь. Психологические основы изобразительной деятельности учащихся специальной школы для умственно отсталых детей, их эмоционально-эстетического воспитания были предметом изучения Т. Н. Головиной. Она рассматривала, как развивается пространственный анализ у учащихся-олигофренов, исследовала его особенности и искала пути и способы коррекции обнаруженных недостатков. Большой вклад в разработку основных проблем олигофрено-психологии был внесен психологами, которые трудились в смежных лабораториях. Так, А. Р. Лурия интересовали общие проблемы умственной отсталости. Ему принадлежит внедрение нейропсихологических методов в изучение детей-олигофренов. Он со своими сотрудниками сформулировал закономерности высшей нервной деятельности, характеризующие умственно отсталых учащихся различных возрастов. Им совместно с другими авторами была написана книга об отборе учеников в специальную школу. Вопросы этиологии, патогенеза умственной отсталости разрабатывала М. С. Певзнер. Ею создана одна из наиболее популярных классификаций детей-олигофренов, широко применяемая в практике учебно-воспитательного процесса при организации индивидуального подхода к учащимся. М. С. Певзнер вместе с В. И. Лубовским провели длительное исследование, проследив за тем, какие изменения от первого к выпускному классу наблюдаются в психике детей-олигофренов, относящихся к различным клиническим группам, как корригируются присущие им недостатки и формируется готовность к интеграции в окружающую среду. Позднее стало очевидным, что задержка развития не у всех детей оказывается временной. В результате в стране стали организовываться специальные детские сады и школы для детей с задержкой психического развития. 1.2. Этиопатогенез интеллектуальной недостаточности Правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Дать правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» — значит, объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [31]. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная недостаточность возникает вследствие внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов. патологии беременности матери, родовых травм, ранних детских инфекций, протекавших тяжело, либо без своевременной медицинской помощи. К экзогенным факторам относят: 1. тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие; 2. различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств или алкоголя. Они могут нарушить развитие плода. 3. тяжелые дистрофии во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении, 4. заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных – собак, кошек, кур, голубей, коров - или от диких - мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз). При заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой. 5. травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка. Установлено, что примерно 75 % случаев составляет врожденная умственная отсталость (олигофрения). Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение интеллектуальной недостаточности, следует выделить: 1. фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом - 46. В некоторых случаях отмечается нерасхождение хромосом. Так, при болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих больных во всех клетках имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом. 2. к числу внутренних причин относятся также нарушения белкового и углеводного обмена в организме. Так, например, наиболее распространенным нарушением такого рода является фенилкетонурия, в основе которой лежит нарушение белкового обмена в виде изменения синтеза 3. болезни младенца на ранних этапах жизни, такие, как воспалительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), нередко служат причинами умственной отсталости. 4. в последние годы все больше случаев, когда умственная отсталость оказывается обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где живет семья, 5. неблагополучная экологическая обстановка. Причиной интеллектуальной недостаточности является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и т. д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть. Поэтому, интеллектуальная недостаточность - это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга [6]. Только сочетание двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка интеллектуальной недостаточности. Для правильного суждения о наличии всех обязательных признаков, характеризующих интеллектуальную недостаточность, необходимо заключение, по крайней мере, двух специалистов: врача-психоневролога, патопсихолога или педагога-дефектолога. Первый дает заключение о состоянии центральной нервной системы ребенка, второй - заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически совместно решается вопрос об интеллектуальной недостаточности ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной школе [6]. Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности [6]. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования многих психологов, таких как К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф. Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные). Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений [9]. 1.3. Олигофрения: структура дефекта и виды В российской дефектологии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза (В. В. Ковалев) и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций. Олигофрения, означает «малоумие», и не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения - это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста [6]. По данным Г.Е. Сухаревой, следует различать три группы патогенных факторов, обусловливающих возникновение олигофрении: - неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза); - вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, родовая травма; - постнатальные поражения нервной системы ребенка (инфекции, травмы, ожоги) до трех лет. При всем разнообразии причин, вызывающих олигофрению, для нее характерны следующие общие признаки: - ранний срок поражения центральной нервной системы; - последующее прекращение заболевания. При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы у ребенка нет, и он практически здоров. Т.о. олигофрения - форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости: - преобладание интеллектуального дефекта; - отсутствие прогредиентности состояния. Международная классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ - 10) предлагает следующую классификацию степеней умственной отсталости - F70 Умственная отсталость лёгкой степени - F71 Умственная отсталость умеренная - F72 Умственная отсталость тяжёлая - F73 Умственная отсталость глубокая - F78 Другие формы умственной отсталости - F79 Умственная отсталость неуточнённая М.С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила пять форм олигофрении: 1. Неосложнённая олигофрения. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако, лишь в случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений. 2. Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности. 3. Олигофрения с нарушением функций анализаторов. У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. 4. Олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением. У этих детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg