Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

«Проявление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

o.tchelbogasheva 700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Тем не менее, нам представляется, что есть ряд аспектов, требующих дальнейшей разработки. Противоречие исследования: между востребованностью по изучению проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью практических механизмов реализации рассматриваемого процесса. Проблема исследования: каково содержание деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста? Исходя из выявленного противоречия и сформулированной проблемы, мы определяем тему исследования: «Проявление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возрста». Цель исследования: теоретически изучить и практически показать возможность и эффективность деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения дошкольников будет эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий: 1. применение различных методик и технологий коррекционной работы – игротерапии, арттерапии и психогимнастики; 2. поэтапная организация коррекционной работы с дошкольниками; 3. организация взаимодействия с родителями. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить психологические характеристики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить особенности профилактики и коррекции детской агрессивности. 4. Изучить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. 5. Внедрить коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение агрессивности в поведении детей старшего дошкольного возраста. 6.Проанализировать эффективность коррекционно-развивающей программы. Методы исследования: - теоретический анализ литературы; - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); - тестирование; - анкетирование.
Введение

Актуальность. Агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни, так как она носит в себе определённые психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребёнка людей – родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создаёт трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребёнка, ведь «проявление ребёнком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьёзного неблагополучия в ходе его развития». Агрессивность определяет не только нынешнее положение ребёнка в системе общественных связей и отношений, её влияние на развитее личности носит более долгосрочный характер. Агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей. Проявление агрессииу детей дошкольного возраста все больше волнует родителей, воспитателей и общество в целом. Агрессивность, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. В дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. В период дошкольного детства ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он стремится во взрослую жизнь, появляется желание активно в ней участвовать. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению. В конце дошкольного возраста все эмоциональные процессы становиться более уравновешенными, ребенок может управлять своими эмоциями и внешним их проявлением. Различные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными.
Содержание

Введение ……………………………………………………………...............… 1. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.......………............……….............................. 1.1. Характеристика ключевых терминов исследования: «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» на основе изучения научной литературы............................................................................................................ 1.2. Психологические характеристики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста......................................................................... 1.3. Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности у детей в старшем дошкольном возрасте.............................................................. 2. Эмпирическое исследование проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста............................................................... 2.1. Этапы, методы и методики исследования агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста............................................................... 2.2. Содержание деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста................. 2.3. Эффективность работы педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста................. Заключение................…………………………………………………………… Список литературы............………………....…………………...……………… Приложение 1. Результаты исследования детей первой и второй группы с высоким уровнем тревожности..............………………………………............. Приложение 2. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи уровня тревожности детей – дошкольников и стилем родительских отношений...... Приложение 3. Положение о родительском клубе «Мы вместе».................... Приложение 4.Перспективно-тематический план заседаний родительского клуба...................................................................................................................... 3 7 7 17 25 33 33 48 56 61 67 74 77 83 85
Список литературы

СПИСОК ИСП?ОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕР?АТУРЫ 1. Абрамова, Г.С. Введ?ение в практи?ческую психологию [Тек?ст] / Г. С. Абрамова. – М. : «Академия», 2004. – 376 с. 2. Аккерман Н. Роль сем?ьи в появл?ении расстройств у детей[Тек?ст] : Хрестоматия / Семе?йная психотерапия // Н. Аккерман. – СП?б. : Питер, 2000. – 512 с. 3. Андреева, Т. В. Семе?йная психология [Тек?ст] : учеб. посо?бие / Т. В. Андреев. – СП?б. : Речь, 2005. – 248 с. 4. Астапов, В. М. Тревож?ность у дет?ей [Текст] / В. М. Аста?пов. – М. : ПЕ?РСЭ, 2005. – 160 с. 5. Баринова, Т. М. Сем?ья и семе?йное воспитание [Тек?ст] / Т. М. Баринова // Педагог?ические вести. Вы?п.1 / Под ре?д. Е. М. Кокорева. – Мага?дан, 1993. – т С. 143-147. 6. Баркин, А. И. Практи?ческая психология дл?я родителей, ил?и Как научи?ться понимать сво?его ребёнка [Тек?ст] / А. И. Баркин. – М. : АСТ – ПРЕ?СС, 2001. – 432 с. 7. Бода?лёв, А. А. Семья и формирование личн?ости [Текст] / А. А. Бода?лёв. – М. : Из?д-во мо?ск. психол. со?ц. ин-т?а, 1981. – 206 с. 8. Божо?вич, Л. И. Личность и её формир?ование в детс?ком возрасте [Тек?ст] / Л. И. Божович. – Сп?б. Питер, 2008. – 400 с. 9. Бортникова, Ю. А. Особен?ности взаимодействия ребё?нка с мате?рью и ти?п контролирующего повед?ения матери и ребёнка [Тек?ст] / Ю. А. Бортникова // Псих?ологическая нау?ка и образо?вание. – 2003. – № 4. – С. 47-55. 10. Брес?лав, Г. М. Психология эмо?ций [Текст] : уч?еб. посо?бие для вуз?ов / Г. М. Бреслав. – М. : Академия: Смы?сл, 2004. – 541 с. 11. Бурме?нская, Г. В. Возрастно-психолог?ический подход в консультировании дет?ей и подро?стков [Текст] / Г. В. Бурме?нская, Е. И. Захарова. О. А. Караб?анова. — М. : Изда?тельский цен?тр «Академия», 2002. – 416 с. 12. Варга, А. Я. Психо?логия развития ребё?нка и взаимоот?ношений родителей и детей ка?к теоретическая осн?ова консультационной прак?тики [Текст] / Сем?ья в психолог?ической консультации: Оп?ыт и проб?лемы психологического консульт?ирования // Под ре?д. А. А. Бодалёва, В. В. Стол?ина. – 1989.- №3. – С.16-37. 13. Вар?га, А. Я. Введение в системную семе?йную психотерапию[Тек?ст] / А. Я. Варга. – Издате?льство: Когито-Цен?тр, 2009 г. 14. Выгот?ский, Л. С. Эмоции и их разв?итие в детс?ком возрасте [Тек?ст] / Л. С. Выготский. Т. 2. // Собр. со?ч. : В 6 т. – М. : ЭКС?МО ПРЕСС, 2002. – 504 с. 15. Захаров, А. И. Днев?ные и ноч?ные страхи у детей [Тек?ст] / А. И. Захаров. – С-П., 2000 г. 16. Зимняя И. А. Ключ?евые компетенции – нов?ая парадигма резул?ьтата образования [Тек?ст] : Высшее образо?вание сегодня / И. А. Зим?няя. – М. : 2003. – №5. 17. Иван?ова, С. П. Развитие социа?льных умений «труд?ных» подростков в процессе коопер?ативно-структурированной учеб?ной деятельности [Тек?ст] : Вестн. психосоц?иальной и коррек?ционно-реабилитационной раб?оты / С. П. Иванова. 2005. № 2. С. 64—69. 18. Калинина, Н. В. Формир?ование социальной компете?нтности как меха?низм укрепления психич?еского здоровья подраст?ающего поколения [Тек?ст] : Психологическая нау?ка и образо?вание / Н. В. Калинина. 2001. – № 4. 19. Караб?анова, О.А. Роль сем?ьи в разв?итии личности ребе?нка[Текст] / Со?ст. и общ?ая редакция О. А. Караб?анова, С. В. Молчанов. – М., 2006. – 158 с. 20. Лесг?рафт, П. Ф. Семейное воспи?тание ребенка и его знач?ение [Текст] / П. Ф. Лесг?рафт. – М. : Либр?оком, 2010. – 218 с. 21. Либ?ин, А. В. Дифференциальная психо?логия: на пересе?чении европейских, росси?йских и америк?анских традиций [Тек?ст] / А. В. Либин. – М. : Смы?сл, 1999. – 532 с. 22. Либ?ин, А. В. Дифференциальная психо?логия. Наука о сходстве и различиях меж?ду людьми [Тек?ст] / А. В. Либин. – Издате?льство: «ЭКСМО». 2008 г. 23. Лисина, М. И. Пу?ти влияния сем?ьи и детс?кого учреждения н?а становление личн?ости дошкольника [Тек?ст] : Психологические осн?овы формирования личн?ости в усло?виях общественного воспи?тания / М. И. Лисина. – М., 2005 г. 24. Лукья?нова, И. И. Базовые потреб?ности возраста ка?к основа разв?ития социальной компете?нтности у подро?стков [Текст] : Психолог?ическая наука и образование / И. И. Лукъя?нова. 2001. № 4. 25. Лютова, Е. К. Шпарг?алка для взро?слых: Психокоррекционная раб?ота с гиперак?тивными, агрессивными, трево?жными и аутич?ными детьми [Текст] / Е. К. Лют?ова, Г. Б. Монина. – М. : Генезис, 2005. – 192 с. 26. Макаренко, А. С. Педагог?ические сочинения [Тек?ст] : в 8 т. / ред.ко?л. М. И. Кондаков (г?л. ред.) [и др.]; Ак?ад. пед. на?ук СССР. — М. : Педагогика, 1983. – 448 с. 27. Марковская, И. М. Трен?инг взаимодействия родит?елей с дет?ьми [Текст] / И. М. Марко?вская. – СПб. : ОО?О Издательство «Ре?чь», 2005. – 150 с. 28. Нарт?ова-Бочавер, С. Психология личн?ости и межличн?остных отношений [Тек?ст] / С. Нарт?ова-Бочавер. – М. : Из-в?о ЭКСМО-Пре?сс, 2001 г. 29. Нем?ов, Р. С. Психология [Тек?ст] : Учеб. дл?я студ. вы?сш. пед. уч?еб. заведений: В 3 кн. К?н. 3. Психодиагностика. Введ?ение в науч?ное психологическое исслед?ование с элеме?нтами математической стати?стики / Р. С. Немов. – М. : Гумани?т. Изд. Цен?тр ВЛАДОС, 2003. – 640 с. 30. Поддьяков, Н. Н. Психич?еское развитие и саморазвитие ребе?нка [Текст] / Н. Н. Поддь?яков. – Спб. : Ре?чь, 2010 г. 31. Прих?ожан, А. М. Психология тревож?ности: дошкольный и школьный возр?аст (+CD). 2-е из?д. – СПб. : Пит?ер, 2009. – 192 с. : и?л. – (Серия «Детс?кому психологу»). 32. Прих?ожан, А. М. Тревожность у детей и подростков [Тек?ст] : Психологическая прир?ода и возра?стная динамика / А. М. Прих?ожан. – Москва-Воро?неж., 2005 г. 33. Райгор?одский, Д. Я. Энциклопедия психодиа?гностики. Психодиагностика дет?ей / Д. Я. Райгородский. – Сам?ара: Издательский До?м «Бахрах – М», 2008. – 624 с. 34. Справ?очник практического психо?лога [Текст] : Психодиа?гностика // под об?щ. Ред. С. Т. Посох?овой. – М. : АС?Т; СПб. : Со?ва, 2005. – 671, [1] с.: и?л. 35. Фрейд, З. Психопатология обыде?нной жизни [Тек?ст] : Изд-е 4-ое / З. Фрейд. – М. : 1996. – 99 с. 36. Черс?твая, О. Е. Семейный укл?ад и карь?ера / О. Е. Черствая. – М.; Вологда, 2006 г. 37. Эйдемиллер Э. Г. Психо?логия и психот?ерапия семьи [Тек?ст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкин. – СП?б. : Питер, 2000. – 400 с. 38. Эльконин, Д. Б. Детс?кая психология [Тек?ст] / Д. Б. Элько?нин. – М. : Акад?емия, 1989. – 384 с.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Характеристика ключевых терминов исследования: «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» на основе изучения научной литературы Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивного поведения, в которых нашли свое отражение взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей, показал, что в науке не выработано четких и однозначных трактовок понятий «агрессия» и «агрессивность». Термин «агрессия», как отмечает Т. Г. Румянцева, «часто используется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обыденных смыслов» [26]. Само слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако ему не всегда придавалось одинаковое значение. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Х. Хекхаузен пишет, что «в обыденном языке слово «агрессия»означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению». Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упреки и убийство, наказаниеи бандитское нападение. Американские исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессии (в какой бы форме она не проявлялась) как поведению, направленному на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. Э. Фромм понимает агрессию несколько шире: «как любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту» [34]. Отечественная исследовательница Л. М. Семенюк видит в агрессии «стремления к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, а также действия, которые вредят другому лицу или объекту» [28; с.36]. Психологический словарь предлагает следующее определение: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [24; с.9]. Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивность» и «агрессивное поведение». Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека и основывается на принципе социального научения, состоящего в частых, несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях значительной интенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Кроме того, агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированию своих реакций, а также проявлением враждебной установки по отношению к окружающей среде. Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Т. Г. Румянцева определяет поведение как агрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводит понятию нормы в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Следовательно, агрессивным следует называть поведение, удовлетворяющее двум обязательным условиям: когда имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg