Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

bulakovp 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Спланировав и организовав эмпирическое исследование, была апробирована в нём выдвинутую гипотезу о том, что существует взаимосвязь между выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации у молодых людей и их личной направленностью. В результате проведения диагностики поставленная гипотеза полностью подтвердилась.
Введение

Актуальность темы исследования. Современная система высшего образования развивается и функционирует в новых политических и социально-экономических условиях, которые определяют не только пути и направления ее развития, но и связанные с этим проблемы. Отчетливо видны противоречия в образовательном процессе современного ВУЗа между возрастающими требованиями к профессиональной подготовленности выпускников и реальным уровнем их готовности к профессиональной деятельности. Совершенствование подготовки студентов в условиях современного образования обусловлено многими факторами, среди которых важным является способность решения различных конфликтных ситуаций в коллективах. Проблема поведения в конфликтных ситуациях является актуальной в период жесткой конкуренции как в период обучения, так и профессионального и карьерного роста. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление способами решения конфликтных ситуаций позволяет управлять любым процессом, что представляется весьма важным для достижения его успешности. В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта, в том числе и межличностного. Многие авторы (А.И.Алексеева, 1983; Г.Н.Дюбин, 1987; Д.И.Кайдалов, Е.И.Суименко, 1979; В.А.Семов, 1972) рассматривают его как столкновение или противодействие. Ряд психологов (А.И.Донцов, 1977; В.Н.Ковалев, 1981; О.В.Лунева, Е.А.Хорошилова, 1987) определяют конфликт как форму проявления противоречия. Кроме того, конфликт понимается как специфический вид общения (К.К.Платонов, 1981), ситуационная несовместимость (В.С.Алишев, 1983), ситуация ненайденного выхода (К.А.Абульханова-Славская, 1983), субъектсубъектное взаимодействие (С.В.Кудрявцев, 1991), проблемная ситуация (А.А.Наладжян, 1988), способы решения конфликтных ситуаций (Томасс, 1978) и др. Изменения в нашей стране, касающиеся перестройки политической, социальной, экономической системы, демократизации всех сфер общественной жизни, ставят перед обществом новые задачи, решение которых зависит, в немалой степени от того, как школа и вся система образования в целом справляется с возложенными на нее обязанностями по воспитанию активной, ответственной, самостоятельной, творческой, высоконравственной личности. В связи с этим особую значимость приобретают знания о таких личностных характеристиках, которые являются ведущими, определяющими развитие человека как личности. В качестве одной из таких характеристик в российской психологии выделяется направленность. Следует отметить, что данный взгляд на направленность как на важнейшую характеристику личности и главный компонент в ее структуре присущ представителям различных подходов к изучению психики: "деятельностного" (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), "личностного" (Л.И. Божович), психологии отношений (В.Н. Мясищев), психологии установки (Д.Н. Узнадзе). Не случайно проблеме направленности посвящено большое число научных работ. В то же время некоторые аспекты этой проблемы являются все еще слабо изучены. Студенчество как социальная группа характеризуется социальной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые являются следствием правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о профессии. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не носит еще выраженного характера. Лишь постепенно, с приобретением профессиональных знаний, студенты глубже осмысливают тонкости своей будущей специальности и свое «Я» в профессии. Формирование устойчивых положительных мотивов учебно-профессиональной деятельности, социально-значимых и профессионально значимых качеств личности, готовности к профессиональному росту, нахождению оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения учебно-профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности студента обеспечивают успешность будущей профессиональной деятельности психолога. Гипотеза исследования: существует качественная и количественная взаимосвязь между способами решения конфликтных ситуаций студентами второго курса лиценциата и их личной направленностью. Цель исследования – выявление взаимосвязи между способами решения конфликтных ситуаций и личной направленностью студентов. Задачи исследования: 1) Проанализировать психологическую научную литературу по изучаемой проблеме. 2) Составить и реализовать диагностическую программу исследования. 3) Определить особенности решения конфликтных ситуаций современными студентами. 4) Исследовать специфику личностной направленности студентов. 5) Изучить взаимосвязь личностной направленности и способов решения конфликтных ситуаций современными студентами Объект исследования – способы решения конфликтных ситуаций и личная направленность студентов. Предмет исследования – личностная сфера современных студентов. Методы исследования: - теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; - эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент; - методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования; - методы математической статистики. Методики исследования: 1. «Поведение в конфликтной ситуации» тест-опросник К. Томаса [23]; 2. «Определение направленности личности» (ориентационная анкета Б. Басс) [45]. Исследование было проведено на базе факультета педагогики и психологии и факультета искусств и архитектуры в ПГУ им. Шевченко. Выборку составили студенты 2 - го курса, из которых 25 человек будущие педагоги и 25 человек, получают профессию архитектора
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТОВ И ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ …. 5 1.1 Специфика общей и личной направленности личности ……………………………… 6 1.2. Психологические основания исследования поведения в конфликтных ситуациях .. 11 Выводы по главе I ………………………………………………………………………… 23 ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ……………………………………………………….. 24 2.1 Организация и проведение эксперимента ……………………………………………. 24 2.2 Качественные характеристики взаимосвязи способов решения конфликтных ситуаций и личностной направленности у современных студентов технических специальностей …………………………………………………………………………….. 26 Выводы по главе II ………………………………………………………………………...33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………... 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………... 39
Список литературы

1. Бабайцева, В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми:Учебное пособие по технологии воспитательной работы для студентов, педагогов и учителей / В.Ю. Бабайцева. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 56 с. 2. Бадмаев, Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов / Б.Ц.Бадмаев. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с. 3. Битянова, М. Я строю свою работу или работа «строит» меня / М. Битянова, Т. Беглова // Школьный психолог. – 2008. – № 11. – с.39-43. 4. Богословская, О. Тренинг как обучающая технология / О. Богословская, О. Павлова // Alma mater. – 2007. – №5. – с.8-11. 5. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большаков. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 381 с. 6. Большой психологический словарь / Под общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. 7. Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г.Бугрименко // Психология в вузе. – 2006. – № 3. – с. 15-28. 8. Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И. Бутенко // Alma mater. – 2000. – №1. – с.21-25. 9. Бухарева, С. Давайте познакомимся / С. Бухарева // Школьный психолог. – 2000. - № 22-25. – с.16. 10. Вачков, И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения / И.В. Вачков. –М.: Эксмо, 2010. – 560с. 11. Вербицкий, А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А Бакшаева. ? М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 200 с. 12. Верхова, Ю.Л. Формирование личностной и профессиональной направленности студентов в контекстном обучении: автореф... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.Л. Верхова. – M., 2007. – 30с. 13. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990. –288 с. 14. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект: Трикста, 2006. – 256 с. 15. Воронкова, Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: Автореф… канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.Ю. Воронкова. – М., 2008. –25 с. 16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. –367 с. 17. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 144 с. 18. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / Под ред. А. Подольского. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 480 с. 19. Горянина, В.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Горянина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416 с. 20. Дёкина, Е.В. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб-метод. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов / Е.В. Дёкина. – Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2005. – 119 с. 21. Диденко, Е.В. Все, что нужно знать тренеру / Е.В.Диденко.– СПб.: Речь, 2007. –160с. 22. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. – 2000. – №3. – с.106-107. 23. Ерчак, Н.Т. Психология профессиональной речи / Н.Т. Ерчак. –М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2009. – 196с. 24. Зенина, С.Р. Психологические факторы становления учебно- профессиональной деятельности студентов вуза : автореф... канд. психол. наук : 19.00.07 / С.Р. Зенина. – M., 2009. – 23с. 25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2003. – 384 с. 26. Иванников, В.А. Проблемы подготовки психологов / В.А. Иванников // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – с.48-52. 27. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с. 28. Исурина, Г. Личностный тренинг и его значение в подготовке психологов-практиков / Г.Исурина // Журнал практического психолога. – 1998.- №2. – с.26-31. 29. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии / Н.В. Карандашев. – СПб.: Питер, 2009. – 250с. 30. Кардашина, О.В. Проблемы подготовки специалистов по социальной и психосоциальной работе. Методика проведения профессиональных тренингов с социальными педагогами / О.В. Кардашина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №4. – с.3-14. 31. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с. 32. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 191 с. 33. Колябин, С.В.Смысловая сфера личности как фактор полимотивированности деятельности: проблемы и перспективы изучения / С.В. Колябин, И.П. Крохин // Журнал прикладной психологии. – 2006. –№4. –с.23-25. 34. Кон, И.С. Психология ранней юности. Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. –255 с. 35. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема : Автореф… канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.А. Курдюкова. – СПб., 1997. – 26 с. 36. Кутейников, А.Н. Математические методы в психологии / А.Н.Кутейников. – СПб.: Речь, 2008. - 172с. 37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с. 38. Лидерс, А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами / А.Г. Лидерс. – М.: Этерна, 2009. – 416с. 39. Лингарт, Й. Процесс и структура человеческого учения / Й. Лингарт. – М.: Прогресс, 1970. – 685 с. 40. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – СПб.: Питер,2007. – 192с. 41. Лях, Т.И. Опыт экспериментального формирования личностно значимого мотива учения / Т.И. Лях. – Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. – 133 с. 42. Лях, Т.И. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях. – Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2005. – 295 с. 43. Макарова, И.В. Педагог-психолог: основы профессиональной деятельности / И.В. Макарова, Ю.Г. Крылова. – Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2004. – 288с. 44. Макклелланд, Д. Мотивация человека/ Д. Макклелланд. – СПб.: Питер,2007 – 672 с. 45. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с. 46. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. 47. Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. –352 с. 48. Минюрова, С.А. Психология саморазвития человека в профессии / С.А. Минюрова. – М.: Компания Спутник + ,2008. – 304с. 49. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 687 с. 50. Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В.Никандров. – СПб.: Речь, 2008. -512с. 51. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: Автореф… канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Овчинников. – Екатеринбург, 2008. –26 с. 52. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 512 с. 53. Попова, А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: Автореф… канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Ю. Попова. – М., 2004. –30 с. 54. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара.: Изд. Дом «Бахрах»,2002. – 672 с. 55. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с. 56. Прутченков, А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга / А.С. Прутченков. – М.: НМО «Творческая педагогика, МП «Новая школа», 1993. – 62 с. 57. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2-х томах. Т.1.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2007. –312 с. 58. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации/ И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 41 с. 59. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я.Л. Коломинского.– СПб.: Речь, 2007. – 240с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТОВ И ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Специфика общей и личной направленности личности В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. Под направленностью личности понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних ценностей и побуждений человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит: что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. Понятие «направленность личности» введено в научный обиход C. Л. Рубинштейном. Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. Додонова - это система потребностей; у К. К. Платонова - совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л. И. Божович и Р. С. Немова - система или совокупность мотивов. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований - это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg