Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности

bulakovp 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.05.2020
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологическом образовании нынешнего и будущего поколений. Анализ литературы показал, что большинство ученых рассматривают внеурочную деятельность, и, в частности, организацию экскурсий, как важный фактор экологического образования младших школьников.
Введение

Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям современных научно-педагогических исследований. Актуальность исследования обуславливается тем, что в современных условиях, когда происходит огромное влияние на природную среду, школа, являясь одним из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию будущего поколения, задачей педагогов должно стать повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе. Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. [9, с.63]. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности. [45, с.32]. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [45, с.33]. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения. Для достижения хороших результатов необходимо приобретать и развивать знания в этой области. Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. Экскурсия в природу является классическая внеурочной формой изучения окружающей среды. Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в взаимодействии с другими объектами. Роль экскурсий в обучении младших школьников трудно переоценить. Клепинина З.А. и Аквилева Г.Н. отмечают, что экскурсии очень важны для развития детей младшего школьного возраста, так как «предметы не изолированы от окружающей среды, а находятся непосредственно в этой среде, поэтому учащиеся могут полнее и глубже изучать связь между организмами и окружающей средой» [1, с.123]. В последнее время всё острее становится противоречие между большими требованиями программы и однообразными уроками окружающего мира. Правильный выбор и сочетание различных форм внеурочной деятельности и средств экологического образования именно для категории младших школьников позволяет разнообразить уроки окружающего мира и повысить качество обучения. Таким образом, актуальность проблемы послужила причиной для выбора темы исследования: «Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности». Проблема исследования: каковы условия использования внеурочной деятельности как средства экологического образования младших школьников? Цель исследования: определить педагогические условия использования внеурочной деятельности для экологического образования младших школьников (на примере экскурсии). Объект исследования: процесс экологического образования младших школьников. Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство экологического образования младших школьников (на примере экскурсии). Гипотеза исследования: внеурочная деятельность будет эффективным средством повышения экологического образования младших школьников при следующих условиях: 1. учет возрастных и психологических особенностей учащихся; 2. взаимосвязь с учебным материалом, соответствие школьной программе; 3. реализация краеведческого принципа; 4. ориентация на расширение межпредметных связей; 5. формирование комплексных знаний. В соответствии с выдвинутой гипотезой в работе решаются следующие задачи исследования: 1. Изучить педагогическую литературу по теме исследования. 2. Раскрыть содержание и сущность основных экологических понятий и категорий. 3. Определить условия использования внеурочной деятельности как средства экологического образования младших школьников (на примере экскурсии). 4. Выявить уровень сформированности экологических знаний учащихся начальных классов. 5. Разработать и апробировать в практике школы комплекс экскурсий, способствующих формированию экологического образования младших школьников. 6. Проверить эффективность предложенного материала внеклассной работы в повышении уровня экологического образования младших школьников. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и, таких как: Букварева Е.Н., Вахрушев А.А., Виноградова Н.Ф., Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф., Моисеева Л.В., Плешаков А.А., Рыжовой Н.А., Тихонова А.Е., Трайтак Д.И., Цветкова И.В., Юшкова С.М. и др. Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанные экскурсии во внеурочной деятельности учителей начальной школы с целью повышения уровня экологического образования младших школьников. Работа, может быть интересна студентам. Методы исследования: • теоретические (анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования); • эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, обработка результатов исследования); • математические методы. Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ Школа «Бескудниково», город Москва, бульвар Бескудниковский, 50а. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение. Объем работы составляет 78 страниц.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности .….…….……………............................7 1.1. Цель, задачи и содержание экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности ………….………………………………………………7 1.2. Методика экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности ....………………………………………………………......................... 25 1.3. Экскурсия как форма экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности ...……………………………....…………………..……... 36 Выводы по первой главе ......…………………………………………........................ 47 Глава 2. Опытно-экспериментальной работа по проблеме исследования ................. 49 2.1. Анализ уровня сформированности экологических знаний младших школьников …………………………………………………………………………... 49 2.2. Использование экскурсии во внеурочной деятельности в экологическом образовании младших школьников ...………………………………………………. 55 2.3. Анализ результатов использования экскурсии как формы экологического образования младших школьников ....………………………………………………. 64 Выводы по второй главе ...…….………………………..…………………................. 68 Заключение ….………………………………………………………………………. 70 Список литературы ...………………………………………………………………. 74 Приложение …………………………………………………………………………. 78
Список литературы

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М., Академия, 2008. – 240 с. 2. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. – 2008. – №1. – С.19. 3. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение. – 2013. – С.60. 4. Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы // Начальная школа. – 2013. – №6. – С.92. 5. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М., Академия, 2004. 6. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Наша планета Земля: Методические рекомендации для учителя по курсу окружающий мир «Мир и человек» 2 класс. – М.: Баласс, 2007. – 416 с. 7. Вербицкий, А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий, О. А. Ларионова // ALMA MATER. – 2008. – № 5. – С.19. 8. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим занятиям // Начальная школа. – 1998. – №10. – С.9. 9. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С.63. 10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. – 2011. – С.28. 11. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2008. – 253 с. 12. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 2008. – №4. – С.14. 13. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С.19. 14. Еремина А.А. Методика преподавания естествознания: Учебно-методический комплекс / – М: МГОУ, 2008. – 273 с. 15. Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: монография / Д. С. Ермаков. – М.: МИОО, 2009. – 180 с. 16. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // Начальная школа. – 2016. – №10-11. – С.26. 17. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации //Советская педагогика. – 1984. – № 9. – С.68. 18. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. - М.: «Академия», 2003. – 193 с. 19. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. - Мн.: НМО, 2005. – 170 с. 20. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // Начальная школа. – 1998. – №6. – С. 84. 21. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания. – М.: Академия, 2008. – 256 с. 22. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 2015. – №6. – С.50. 23. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 2015. – С.30. 24. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 2007. – 280 с. 25. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды. М.: Просвещение, 2002. – 275 с. 26. Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 266 с. 27. Мамедов Н.М. Проблемы экологии. М.: Просвещение, 2003. – 170 с. 28. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 245 с. 29. Миронов А. В. Технологии изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.8. 30. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2008. – 336 с. 31. Николаева, С. Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 128 с. 32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2009. – 736 с. 33. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: 1-4 классы: рабочие программы: предметная линия учебников «Перспектива» пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. – 46 с. 34. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для сред.пед.учеб..заведений. - М: Академия, 2008. – 255 с. 35. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник для студентов высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с. 36. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [29.12.2012. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016] // Российская газета, 31.12.2012. – № 303. 37. Рыжова Н.А. Деревья – наши друзья. М.: Линка-Пресс, 2009. – 256 с. 38. Рыжов И.Н., Рыжова Н.А. Учебно-методический комплект «Юные экологи Москвы». М.: Мосприрода, 2017. 39. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений.М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 385 с. 40. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 2009. – 270 с. 41. Сосновская Е.Б. Методика преподавания природоведения. – М.: Приор, 2008. – 255 с. 42. Суравегина, И. Т. Экология и мир / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич, Т. В. Кучер. – М.: Новая школа, 2004. – 126 с. 43. Сухомлинский В.А. о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педагогических вузов/ Латышева Д.И. – М.: Школьная пресса, 2008. – 316 с. 44. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе / Т. И. Тарасова, П. Т. Калашникова. – Борисоглебск: БГПИ, 2008. – 146 с. 45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. 46. Филоненко-Алексеева А.Л. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу. – М.: Владос, 2010. – 15 с. 47. Хомутова И.В. Методика организации и проведения занятий по экологии со школьниками. - М: МГОУ, 2004. – 145 с. 48. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Изд. «Академия развития», 2008. – 127 с. 49. Цветкова И.В. Эко-проект «Маленький принц», или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 2007. – 25 с. 50. Шилов И. А. Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с. 51. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М.: Просвещение, 1999. – 443.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Цель, задачи и содержание экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности Отечественные и зарубежные ученые, такие как Моисеев Н.Н., Зверев И.Д., Рыков Н.А., Ягодин Г.А., Шмидт С.О. и др., считают, что выживание человечества во многом зависит от уровня экологической образованности граждан. В решении данной задачи важную роль играет школа. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди требований личностных и предметных результатов есть такие строки: «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей...», «формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы…». [45, с.7]. Государство требует совершенствования экологического образования подрастающего поколения, как компонента для устойчивого развития общества. Необходимым минимумом при подготовке учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является определенный уровень знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и другими учебными предметами в начальных классах. Для понимания термина «экологическое образование» сначала рассмотрим понятия, составляющие это словосочетание, и определим, что такое «экология» и «образование».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 90 страниц
2250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg