Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

irina_krut2020 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.04.2020
Целью работы являлось изучение невербальных средств общения, в т.ч. поз, мимики, жестикуляции и иных. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: • рассмотреть сущность и виды невербального общения; • представить основные сложности интерпретации телесных проявле-ний эмоций; • охарактеризовать положительные эмоциональные реакции в процессе невербальных коммуникаций; • представить основные отрицательные эмоциональные реакции при деловом общении; • отразить маскируемое поведение и непроизвольные случайные ри-сунки как показатели эмоционального состояния человека. Объектом работы являлись эмоциональные реакции и их восприятие в процессе невербальных коммуникаций человека. Предметом работы являлись невербальные средства общения человека. Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, литературы.
Введение

В аспекте человеческого общения большая часть информации передается посредством жестов, поз, расположения и соблюдения дистанции между партнерами. Она находится в информативных сигналах близкого контакта собеседника с глазу на глаз. Изучая поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих партнеров, люди получают возможность больше узнать о себе и улучшить взаимоотношения с другими людьми. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психически-ми состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических, социально-психологических характеристик личности. Осо-бенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Эти импульсы подделать нельзя. Их часто не замечает человек. Они более правдивы, чем вербальные. Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов. Многие политики используют копирование языка тела в своей предвыборной компании. Они стараются добиться расположения избирателей и заставляют поверить их словам «опытных» политиков. Актуальность работы состоит в том, что в процессе делового общения зачастую слова имеют куда меньшее значение, нежели жесты, позы, мимика и т.п. Во многом это объясняется тем, что человек не всегда честен, обладает недостатками, о которых даже сам не может полностью подозревать. Эмоциональная нестабильность способна негативно отразить в последу-ющем на сотрудничестве и его результатах, однако, и наоборот, контроль за ними может сформировать маскирующее благоприятное впечатление.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 5 1.1 Сущность и средства невербального общения 5 1.2 Сложности интерпретации невербальных проявлений эмоций 11 1.3 Лицо как непроизвольная эмоционально-сигнальная система 15 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 22 2.1 Положительные эмоциональные реакции невербальных коммуникаций 22 2.2 Отрицательные эмоциональные реакции невербальных коммуникаций 25 2.3 Маскируемое поведение и непроизвольные случайные рисунки как показатели эмоционального состояния человека 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Список литературы

4. Вос Е. Деловой этикет. Правила поведения, общения, дресс-кода. – М.: Эксмо, 2014 5. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018 6. Еркенова А.М., Кемельбекова Г.А. Невербальные средства коммуни-кации // Юный ученый. – 2017. - № 2 (11). – С. 12-15 7. Измайлова М. А. Деловое общение / М. А. Измайлова. – М.: Дашков и Ко, 2011 8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Спб.: Питер, 2011 9. Калашникова Е.И. Невербальные средства общения в системе деловых коммуникаций организации / сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. – Самара, 2017 10. Кузнецов И. Деловое общение / И. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2012 11. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения / В. Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012 12. Мананикова Е. Н. Деловое общение / Е. Н. Мананикова. – М.: Дашков и Ко, 2010 13. Мухамадиева Л.Н. Нетрадиционные методы отбора персонала и их применение в организациях/ Л.Н.Мухамадиева, Д.И.Дедова// Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2017. - №1-1. – С.71-75 14. Новоселова О.В., Калмыкова Д.А. Этика делового общения как инструмент формирования профессиональных компетенций специалиста по управлению персоналом // В сборнике: Наука, образование, инновации. Сборник статей международной научно - практической конференции. – 2016. – С. 157 - 160 15. Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2012 16. Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций / А. Г. Самохвалова. – М.: Речь, 2012 17. Самыгин С. И. Деловое общение / С. И. Самыгин, А. М. Руденко. – М.: КноРус, 2012 18. Халисов А.А. Невербальные средства общения // Экономика и социум. – 2016. - № 12-2 (31). – С. 1527-1529 19. Шестопалова Н.Д. Смыслообразующий потенциал физиогномических элементов в презентации прямой речи/ Н.Д.Шестопалова// Вестник Тверского государственного университета. – 2015. - №2. – С.231-235 20. Шишкина Т.С. Особенности вербального выражения мимики и же-стов/ Т.С.Шишкина, В.О.Вагина// Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. - №8-5. – С.83-85 21. Психологический образовательный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/hrestomati/00008.htm. - Заглавие с экрана: Невербальное поведение: структуры и функции. В.А.Лабунская. – На русском языке. 22. Физиогномическая соционика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tipolog.narod.ru/Statyi/neverbaln_priznak.html. – Заглавие с экрана: Общая характеристика невербальных средств коммуникации. – На русском языке.
Отрывок из работы

1. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 1.1. Сущность и средства невербального общения Более 80% информации люди передают и принимают благодаря невер-бальным коммуникациям. В это понятие входят: жесты, микровыражения, ми-мика, интонация голоса. Обладают невербальными коммуникациями все люди с рождения, однако истолковать их является сложнейшей задачей. Одним из гениев исследователей невербальной коммуникации человека являлся Алан Пиз, который написал множество изданий по данной проблематике. «Язык те-лодвижений» является пособием для большого количества менеджеров мира для совершенствования в области невербальной коммуникации. Психологи установили, что даже при самом «сухом» деловом разговоре непосредственное значение слов составляет не более 10% от общего объёма передаваемой информации. Остальная часть распределяется так: около 40% определяет интонация, и не менее, а чаще более половины информации улавливается благодаря сопровождающим разговор жестам и мимике. По этой причине разговор по телефону даже при искреннем доброжелательном общении удовлетворяет человека меньше, чем личное общение. Весь поток невысказанных подтекстов, намерений, переживаний выдает-ся и определяется при общении подсознательно. Сомнение может вызвать какая то фраза, несмотря на то, что видимых причин негативных эмоций вне общения не было. Несмотря на то, что текст может быть совершенно нейтрален, мимика, жесты, позы, высота и тембр голоса, движение глаз способны дать более правдивую характеристику. Каналы общения существую как прямые, так и косвенные, т.е. непроиз-вольные сигналы, на базе которых формируется доверие, либо недоверие к словам партнера, а также произвольные послания, призванные это доверие создать и укрепить. Любому человеку, а особенно тому, кто по роду своей деятельности должен много общаться с людьми, требуется научиться не пропускать большую часть информации и, со своей стороны уметь посылать партнеру нужное бессловесное послание. Полезно понаблюдать и за самим собой при общении с другими. Существует вероятность, что поведение может способствовать негативному восприятию оппонента. Наличие знаний в этой области может способствовать скорректировать невербальные элементы для достижения наибольшей эффективности общения. Общеизвестно, что поза, слова, целенаправленные движения рук могут контролироваться сознательно. Однако в то же время ежеминутно существуют множество микродвижений, не осознанно осуществляемых человеком, и вни-мательный наблюдатель заметит в них отражение намерений и переживаний, внутренних настроений, состояний партнера по общению. Рассмотрим существующие средства невербального общения: 1. Кинестические средства; Кинестические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинестетике относятся выразительные движения, проявляющиеся в позе, же-стах, мимике, взгляде, походке. Одним из признанных знатоков психологии человеческого общения является Аллан Пиз, автор методики обучения основам коммуникации. Понимать человека по его движениям, взглядам чрезвычайно важно, поскольку слова могут быть лживы, а движения, положения тела, выражения лица, зрительный контакт, если их сознательно не контролировать, никогда не солгут и выдадут всю информацию, которую человек не захочет передать посредством слов. Язык тела является наиболее древней формой обмена информацией между людьми. Доисторический человек, не имевший словесного языка, общался с окружавшими его людьми с помощью невербального языка. До сих пор люди продолжают использовать язык тела, хотя не всегда понимают это на уровне сознания, а потому не всегда придают значения этому языку. Информацию несут такие движения, положения человеческого тела, как поза, жесты, а также мимика, визуальный контакт. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культу-ры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее ко-личество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около тысячи. Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон, телесное проявление эмоций и мыслей. Их называют духовными инструментами общения. Они несут в себе огромное количество разнокачественной информации, чаще наиболее искренней, чем произносимые слова. Почесывание шеи и носа показывает сомнение, неуверенность, потирание же затылка – огорчение по поводу забывчивости. Непонимание жестов может послужить причиной возникновения подозрений, страха, неприязни и даже агрессии со стороны человека, неправильно понявшего культурные смыслы жестов другого. Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления чувств, настроений человека. Через выражение глаз лица передается различное душевное состояние человека: радость, робость, печаль, злоба, скепсис и т.д. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамич-ность. По данным В.А Лабунской, в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и от-вращения) все движения мышц лица скоординированы. Людям, носящим очки, следует снимать их, когда они говорят, и наде-вать, когда они слушают. Это действует успокаивающе на собеседника и позволяет тому, кто в очках, контролировать течение разговора. Очки сняты – не прерывают собеседника, надеты – нужно говорить. 2. Просодические и экстралингвистические средства; Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистика – это включение в речь пауз, а также различного рода пси-хологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Просо-дическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом. Так же довольно высоким голосом более широкого диапазона тональности, силы и высоты звуков передаются гнев и страх. Однако взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлена. Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, то есть отчетливая артикуляция указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости. Скорость речи также отражает чувства: быстрая, речь – взволнованность, обеспокоенность чем-либо или личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Спокойная, медленная манера говорить указывают на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком уравновешенности, возбудимости человека. Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что гово-рящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что собеседник человек темпераментный, импульсив-ный, живой уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при не-нарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспоря-дочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жести-кулированием, срывающийся голос свидетельствует о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости. Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего». 3. Такесические средства; К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное (ладони рук вертикально). При доминирующем рукопожатии ладонь повернута вниз, в жесте появ-ляется оттенок начальственности. При покорном рукопожатии человек протя-гивает руку, развернув ее ладонью вверх. В этом случае отдается инициатива другому человеку. Так поступают люди, страдающие артритом рук. Слабым рукопожатием обмениваются хирурги, артисты, художники и музыканты, для которых профессионально важны чуткие руки. Друзья всегда используют рав-ноправное рукопожатие, подавая ладони рук вертикально. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отноше-ний, равенства социального положения общающихся. Благотворное воздей-ствие прикосновения доказал американский врач С. Шенберг. Отмечено, что лучше чувствуют себя те люди, к которым в детстве постоянно прикасались. Они, как правило, более раскованны, уверены в себе. Они более коммуника-бельны, контактны. Им проще и легче жить. Они реже испытывают стрессы. Прикосновение к человеку оказывает влияние на формирование здоровых клеток мозга, способствуют развитию памяти, органов чувств, создают условия для здоровой и полноценной жизни. 4. Проксемические средства общения; Проксемика (от англ – близость) исследует расположение людей в про-странстве при общении. Это понятие ввел в начале 60-х годов американский антрополог Эдвард Холл. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Человек как и животные, рыбы, птицы имеет определенное воздушное пространство вокруг своего тела, а также личную территорию – квартиру, дом и т.д. Размеры воздушной оболочки человека зависят от плотности населения людей в месте их проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. По данным Д.Левиса, при беседе предпочитают близкое расстояние – японцы, греки, датчане, испанцы и др., так как они привыкли к перенаселенности. Среднее расстояние между собеседниками занимают англичане, немцы, шведы, австрийцы, жители Швейцарии и др. Предпочитают широкие открытые пространства, любят сохранять дистанцию американцы, австралийцы, новозеландцы. Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание расстояния – нормы приближения человека к человеку, называемых дистанциями, позволяет прогнозировать реакцию людей в процессе общения. Независимо от района проживания, размеры личной пространственной территории чело-века среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны: • интимная (от 0 до 45 см), включая сверхинтимную зону (0 – 15 см) – общение с близкими людьми; • личная или персональная (46 – 120 см) – общение со знакомыми людьми; • социальная (120 – 400 см) - общение с незнакомыми и малознако-мыми людьми; • публичная (свыше 400 см) - общение лектора со слушателями и др. У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у северо-американцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Плохо переносят близкую дистанцию интроверты. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте: • ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми; • не рекомендуется смотреть в упор на других; • лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого прояв-ления эмоций не разрешается; • чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть движения людей; • в лифте следует смотреть только на указатель этажей. Воспринимая невербальную информацию, следует иметь в виду, что это прежде всего сигнал, требующий внимания собеседника. Но прежде, чем при-ступить к реагированию на этот сигнал, необходимо рассматривать его в общем контексте беседы и в сравнении с другими средствами передачи информации. Знание невербальных средств общения поможет деловым людям правильно оценить поведение людей, улучшить с ними взаимоотношения. 1.2 Сложности интерпретации невербальных проявлений эмоций Понимание невербальных сигналов было бы вовсе невозможно, если бы бессознательные несловесные признаки возникали каждый по отдельности. Однако, хотя телесных сигналов состояний множество, они не хаотичны. Микродвижения тела составляют единый комплекс, с помощью которого люди посылают сообщение о себе. Иногда бывает достаточно изменить лишь одно звено, чтобы рисунок поведения изменился кардинальным образом. Например, человек внезапно изменил позу – перестал опираться на спинку стула, или плотно сжал колени, или забарабанил пальцами по столу. Существует вероятность, что он чувствует себя некомфортно, либо беспокоится по какой-либо причине. Причин этому может быть множество, причем они могут быть, как связаны с темой разговора, так и нет, однако сигнал оппоненту был послан. Приведем еще один пример. На переговорах с инвесторами о привлече-нии дополнительного финансирования руководитель организации пытается убедить инвестора о том, что компания прибыльна, что подтверждает финансовая отчетность и инвестиции принесут хорошие дивиденды. Он говорит со знанием дела, с уверенными интонациями, почти все жесты его рук также демонстрируют уверенность, доброжелательность и приветливость, но руки время от времени прикасаются к лицу, а стопы повернуты от собеседника или беспокойно двигаются. С большой долей вероятности можно предположить, что он, как минимум, неискренен – скрывает или приукрашивает финансовое положение, отчетность скорректирована и т.п. В последнем примере, так же, как и во многих других случаях, признаком неискренности служит нарушение целостности микродвижений, интонаций, комплекса слов. Невербальные сигналы, поданные инвестору, говорят о том, что доверять директору нельзя. Человек, как правило, не реализует в полной мере эмоциональные движения или изменяет их. Например, в гневе человек не обязательно лезет в драку или громко кричит и топает ногами. Более вероятно, что он только повысит или понизит голос и сделает несколько опрометчивых движений (невербальная коммуникация): сломает сигарету, стукнет кулаком по столу, походит по комнате, помашет руками и т.п. и реализует, таким образом, подготовленную реакцию. Однако в случае, если человек пожелает скрыть гнев, совокупность как осознанных, так и неосознаваемых компонентов поведения разрушится. Человек обладает возможностью произвольно сдержать или даже заме-нить крупные внешние движения, но напряжения мышц и даже биохимические сдвиги, связанные с подготовкой этих движений, останутся и проявятся в микроформах: изменении интонации, нарушении координации движений, общем напряжении позы и т.п. Именно это элементы будут способствовать для проницательного и внимательного наблюдателя сформировать окончательное решение, а также способствовать дальнейшему общению. Невербальных проявлений эмоций человека огромное множество, как и методов их анализа и интерпретации. Однако кроме несомненных достоинств анализа существует и ряд ограничений, которые должны учитываться при формировании картины восприятия. В случае, если данные факторы не будут учтены возможно исказить эмоциональную составляющую, что может повлечь в том числе принятие не объективного управленческого решения. Сложности, ограничения и источники ошибок при интерпретации телес-ных проявлений эмоций: 1. При анализе невербальных коммуникаций оппонента следует разгра-ничивать внешнюю компенсацию от настоящих качеств. Т.е. существует два возможных варианта: поведение человека является естественным, не завуали-рованным и отражает реальное состояние и отношение к ситуации; психологи-ческая защита, компенсация, сознательная или бессознательная попытка скрыть реакции и индивидуальные качества, которые заведомо могут нести негативное отношения (чаще всего унижающие его достоинство). Примером может случить ситуация, когда человек в незнакомой обстановке, не желая казать свою скованность, смущение, неудобство, может вести себя как развязно, так и напротив слишком чопорно, стараясь строго соблюдать правила хорошего тона. Подобное отражение эмоций в телесных движениях, своего рода настойчивая демонстрация определенных качеств, которые, по мнению их обладателя, являются социально одобряемыми, способствующими адаптироваться к ситуации, формируют впечатлении о наличии проблем. Психологическая защита проявляется в нестыковке деталей, неоднородности поведения и т.п. 2. При анализе невербальных коммуникаций оппонента следует отличать привычки и стандарты от актуального поведения. Анализируя поведение человека, требуется осознавать, что, даже в рамках одной культуры, существуют разнообразные стандарты поведения. Разные люди имеют несколько разные представления о том, какие формы поведения правильны в разных ситуациях. Например, некоторые женщины, если на их лицах недостаточно косметики, чувствуют себя некомфортно и ведут себя соответственно - стараются ограничить общение, избегать прямых взглядов и т.п. Аналогично ведут себя некоторые мужчины, если они не выбриты. 3. При анализе невербальных коммуникаций оппонента следует разгра-ничивать психологию и физиологию. Необходимо отличать внешние проявления индивидуальности и психологических состояний от вынужденного поведения, которое вызвано определенными физиологическими причинами. Например, вялость - состоянием внутренних органов, физиологическими потребностями, прищуривание, отведение взгляда - недостатками зрения или слишком ярким освещением; наклон головы при разговоре - состоянием мышц шеи или неодинаковым слухом у разных ушей, осанка, свобода или скованность движений могут определяться состоянием позвоночника и т.п. Несмотря на то, что это все же тоже состояния, влияющие на поведение человека, но их следует отличать от сигналов собственно психических состояний, возникающих в процессе общения. 4. При анализе невербальных коммуникаций оппонента следует ориентироваться на комплекс признаков, не упуская деталей. Нельзя делать выводы на основе одного признака, необходимо комплексное наблюдение. Наиболее яркие, бросающиеся в глаза детали внешности и поведения могут навести на определенные мысли, задать направление поиска. Но нельзя пренебрегать деталями, в особенности противоречивыми. Если признаки противоречат друг другу - именно поиск причин противоречий может помочь сделать правильные выводы. Представленные выше ограничения способствуют формированию более достоверного восприятия оппонента, а также проведению анализа собственной личности, т.к. они могут негативно отразиться на результате общения. 1.3 Лицо как непроизвольная эмоционально-сигнальная система Человеческое лицо - это система, несущая целый комплекс информации. На нем отражается информация об: • эмоциях; • настроении; • отношении человека к происходящему; • о его характере; • принадлежности к социальному слою; • степени привлекательности; • а также возрасте, поле и расовой принадлежности. Человеческие эмоции порождают типичную мимическую реакцию, свя-занную с деятельностью лицевых мышц. Современные физиологи утверждают, что каждая базовая эмоция связана с конкретной мышечной реакцией, при этом лицо принимает конкретное выражение. Эмоциональная мимика не передается путем статических или медленных сигналов, но они могут оказывать существенное влияние на наше субъективное восприятие конкретного эмоционального выражения, а значит, и влияют на вербальную составляющую коммуникации. Мимические сигналы не всегда несут в себе взаимодополняющую ин-формацию. С этим обстоятельством связаны частые неудачи в адекватном вос-приятии мимики окружающих. Выделяются три типа сигналов: • статичные сигналы (цвет кожи, форма лица, особенности строения черепа и распределения мягких тканей на лице, расположение и форма бровей, глаз, носа, губ); • медленные сигналы, несущие в себе информацию об изменениях внешности во времени (например, форма и расположение морщин, изменение мышечного тонуса, степень гладкости кожи, появление пигментных пятен); • быстрые сигналы, воспроизводящиеся за счет движений лицевых мускулов и приводящие к временным изменениям внешности. Данные сигналы появляются на лице на короткое время и затем бесслед-но исчезают, лишь натренированный глаз человека способен их распознать и идентифицировать. В большинстве же случаев люди не замечают микровыра-жений, но подсознательно их декодируют. Мимика человека имеет индивидуальные особенности, связанные с ан-тропологическим строением лица. Некоторые исследователи полагают, что непроизвольные мимические движения имеют высокую генетическую обусловленность. Это предположение подкрепляется данными исследований, по которым мимические реакции монозиготных близнецов в идентичных ситуациях обнаруживают значительно большее сходство, нежели дизиготных близнецов. Наибольший интерес к изучению жестов и мимики во всем мире вызвали работы Д. Эфрона, М. Кричли, Ч. Морриса. Серьезным исследованием языка тела с конца 70-х гг начал заниматься австралийский ученый Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации. В центре мира стоит человек как личность, имеющая тело, душу, речь, т.е. человек с его чувствами и состояниями, мыслями и словами, поступками и эмоциями. Внешний облик человека складывается из многих составляющих. Альфред Бирах в языке лица выделяет язык глаз (а в нем взгляд), носа, рта, подбородка, ушей, лба, кожи, волос, общих жестов держания головы. Ру-копожатия и поклоны, снятие головного убора – жесты и знаки, выражающие разные оттенки отношений и сопровождающие различные ситуации общения. К языку тела относится язык рук, ног, головы, плеч, туловища в целом. Очевидно, что по лицам людей в ничуть не меньшей степени, чем, по их сло-вам, можно судить об их актуальном эмоциональном состоянии, например, нервничают ли они, удивлены чем-то, сердятся или радуются. Телесные проявления эмоций наблюдаются главным образом в мускуль-ной активности отдельных частей лица человека, его рук, ног и головы, в позах, в модуляциях голоса и изменении тона, в особом дыхании и др. Эмоции и их невербальная концептуализация в большей степени связаны с лицом, чем с другими частями тела. Глаза являются важными выразителями эмоций и чувств, следовательно, велико количество лексических и фразеологических единиц с данным компонентом, отражающих изменение эмоционального состояния человека. Например, удивление проявляется на лице человека следующим образом: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко раскрыты; приоткрытый рот имеет округлую форму. Лицо – это место симптоматического выражения чувств, внутреннего состояния человека и межличностных отношений, то есть одной из главных функций лица является эмотивная. Остальные функции лица - коммуникативная, то есть передача адресату определенной информации и отражение межличностных отношений, и регулятивная, в частности контактоустанавливающая и контактоподдерживающая функции. Потребность «читать» по лицу в процессе межличностного общения так же стара, как повсеместно и широко распространена . Нет такой сферы обще-ственной жизни, где бы люди не стремились проинтерпретировать лицевую экспрессию своих собеседников, чтобы передать или правильно понять эмоциональный и содержательный контекст речевых сообщений, увидеть черты характера и свойства личности коммуниканта, и, как следствие, грамотно скорректировать своё поведение и дальнейшее общение. В художественной литературе часто можно встретить примеры, когда писатели на страницах своих произведений наделяют персонажей возможностью «читать» по лицу. Физиогномика - это метод определения типа личности человека, темпе-рамента, характера и способностей, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения. Термин «физиогномика» происходит от греческих слов «physis» – природа, характер и «gnomia» – мысль, суждение, оценка . Физиогномика своими корнями уходит во времена Аристотеля, который применял ее для изучения состояния души. В Китае эта наука считалась полноправной отраслью медицины. Признанными физиогномистами в нашей стране являются Б. Ю. Хигир и В. В. Малешин. Хотя физиогномика имеет вековую историю, единой терминологии, описывающей физиогномические феномены, не существует, так как смысловым компонентам терминов приписываются разные значения. Так, психологи, криминалисты относят к физиогномике исключительно статические признаки внешности, динамические же признают предметом изучения «патонимики» или кинесики, либо рассматривают их в рамках психологии невербального поведения. И.Ю.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 43 страницы
354 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
520 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg