Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Политическая партия как субъект конституционно-правовых отношений.

irina_krut2020 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.04.2020
Цель исследования: всесторонне изучить конституционно-правовой статус политических партий. Задачи исследования: - рассмотреть основные этапы становления и развития политических партий в России; - проанализировать политические партии в избирательном и законодательном процессе; - изучить порядок и формы участия политических партий в федеральных выборах; - рассмотреть правовые формы участия политических партий в региональных и местных выборах; - дать характеристику конституционно-правовая ответственность политических партий. В качестве предмета исследования выступили политические партии конституционно-правовых отношений. Объект исследования: конституционно-правовые отношения. При написании работы автор использовал Конституцию РФ, юридическую учебную литературу, периодическую литературу, другие источники и нормативно-правовые акты.
Введение

Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что в поиске путей эффективного функционирования политической системы Российского государства важное значение имеют проблемы становления и развития политических партий как законных представителей разнообразных интересов общества и призванных представлять эти интересы в системе власти. Однако, несмотря на глубину происходящих в России политических и социально-экономических преобразований и складывающейся многопартийной системы, процесс их функционирования протекает сложно и противоречиво.
Содержание

Введение………………………………………..………………………………….3 1.Основные этапы становления и развития политических партий в России….5 1.1 Понятие, признаки, функции и цели политической партии……...….5 1.2 Основные способы и порядок создания политической партии……13 2. Политические партии в избирательном и законодательном процессе……18 2.1 Порядок и формы участия политических партий в федеральных выборах……………………………………………………………...……………18 2.2 Правовые формы участия политических партий в региональных и местных выборах……………………………………………...…………………22 2.3 Конституционно-правовая ответственность политических партий.28 Заключение……………………………………………………………………….34 Список литературы……………………………………...……………………….35
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 19.02.2018) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) 4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" 5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 6. Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" 7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018) 8. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (в ред. от 05.12.2017) 9. Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. - М., 2015. - С.411. 10. Автономов АС. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 2015. С. 221-223. 11. Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партии в буржуазных политикоправовых учениях. М.: Наука, 2013. 12. Болинброк Г. Рассуждения о партиях // Политические институты: Избирательное право и процесс в трудах западноевропейских мыслителей XVII – начала XX века. М.: Фонд «Символ» – РЦОИТ, 2013. 13. Гельман В. Я. Исследования партий в России: первые десять лет // Политическая наука. 2014. № 3. 14. Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М.: Юридическая литература, 2014. С. 14-84. 15. Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория // Современная сравнительная политология. М., 2017. С. 84-43. 16. Дмитриев Ю.А., Толмаков В.Н. Россия: становление многопартийности. - М., 2015. - С.108. 17. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический проект. 2014. 18. Зотова З. М. 100 лет российской многопартийности. М.: РЦОИТ, 2016. С. 14-65. 19. Зульцбах В. Основы образования политических партий. М.: Европа, 2016. С. 17-61. 20. Коргунюк Ю. Г., Заславский СЕ. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М.: Индем, 2016. С. 8-12. 21. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. - М., 2014. - C.114. 22. Малов Ю. К Введение в теорию политических партий (обзор идей и концепций). М.: Русский мир, 2015. С. 6-28. 23. Марченко М. Н., Фарукшин М. Х. Буржуазные политические партии (социально-философский анализ). М.: Высшая школа, 2017. С. 7-69. 24. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии: Главы из книги // Диалог. 2015. № 3, 5, 7, 11, 13, 15, 18. 25. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. – М., РОССПЭН, 2017. 26. Токвиль де Алексис. О демократии в Америке: Пер. с фр. М.: Прогресс, 2015. 27. Чичерин Б. Н. О народном представительстве // Политические институты: Избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX – начала XX века. М., Фонд «Символ» – РЦОИТ, 2013. С. 86-142. 28. Шмачкова Т. В. Мир политических партий // ПОЛИС. 2012. № 1/2.
Отрывок из работы

1.Основные этапы становления и развития политических партий в России 1.1 Понятие, признаки, функции и цели политической партии Политическая партия является добровольным самоуправляющимся объединением граждан, создаваемым по их собственной инициативе для совместной реализации целей и задач, отстаивания собственных представлений на развитие общества. Вместе с тем – это один из базисных институтов политической системы общества, способствующий воспроизводству и ротации политической элиты. Не будучи сами носителями государственной власти, политические партии функционально включены в систему власте - отношений, являются связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивают целостность и устойчивость политической системы. Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества с его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе. В современной науке нет общепринятого определения политической партии, отсутствует и единство подходов к пониманию ее сущности и характерных признаков. По данным З. М. Зотовой, только в отечественных научных работах насчитывается более двухсот определений политической партии[18]. Наибольшую известность в современной политической и правовой науке получили электоральное (Д. Сартори), структурное (М. Дюверже, М. Острогорский), функциональное (К. Лоусон, У. Кротти, Р. Макридис), структурно-функциональное (К. Нойман, Дж. Даполамбара, Ж.– Л. Кермонн), идеологическое (К. фон Бейме) и другие. В науке известны также структурные определения, выводящие сущность партии из специфики ее организационного устройства. Традиции структурного подхода восходят еще к работам М. Я. Острогорского и Р. Михельса, исследовавших закономерности структурной динамики современных им политических партий и тенденции их олигархизации в условиях демократического общества[24,25]. В современной науке структурный подход представлен прежде всего Морисом Дюверже, выделившим в качестве важнейших атрибутов партии такие характеристики, как особенности их структуры, длительность существования, факторы организационного устройства. Отдельными западными исследователями (С. Нойманн и другие) предпринимались довольно удачные попытки формулирования комплексного структурно-функционального определения партии как «уставной организации политических агентов общества, которые связаны с контролем правительственной власти и которые соревнуются за народную поддержку с другой группой или группами». Близким к структурно-функциональному является и определение Ю. С. Гамбарова, содержащееся в его известной работе «Политические партии в их прошлом и настоящем» («свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного действия на почве общих всем объединяемым индивидам интересов и идей»). Дж. Лаполамбара выделил четыре так называемых конституирующих признака партии: - партия является носителем идеологии; - партия представляет собой организацию, то есть продолжительное по времени объединение людей; - цель партии – завоевание и удержание власти; - каждая партия пытается обеспечить себе поддержку народа. В основе так называемых идеологических определений лежит общность программно-мировоззренческих взглядов. Так, Клаус фон Бейме понимает под партией «группу единомышленников, которые действуют сообща для достижения общих политических целей». А. С. Автономов определяет политическую партию как общественное объединение, отстаивающее и претворяющее в жизнь интересы представляемого им класса или социальной группы путем борьбы за государственную власть, осуществления ее, участия в ее осуществлении или оказания максимально возможного в конкретных условиях воздействия на ее осуществление, находясь в оппозиции в составе государственного органа или вне их[10]. Т. В. Шмачкова, опираясь на подход Дж. Лаполамбары, указывает на четыре образующих партию признака: идеологическая направленность партийной деятельности, длительный и многоуровневый характер объединения, нацеленность на завоевание и осуществление власти, апелляция к поддержке народа[28]. Оригинальное определение предлагает Р. Ф. Матвеев, рассматривающий партию как организацию, соединяющую общественное движение и течение общественно-политической мысли. В работах российских исследователей встречаются и более детализированные варианты перечня признаков политической партии. В частности, В. Е. Чиркин в числе существенных признаков политической партии, находящих отражение в законодательстве, выделяет ее добровольный, самоуправляемый, устойчивый и автономный характер, общность убеждений и целей ее членов как фактор образования партии, отсутствие целей извлечения прибыли, содействие формированию и выражению политической воли народа путем участия в выборах, осуществляемое на демократических принципах и на основе гласности, публичности и открытости[27]. Обобщая, можно выделить основные признаки политической партии: - партия – разновидность общественного объединения. Это означает, что партии, равно как и иные виды общественных объединений (профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения), представляют собой добровольные, самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей. В российской правовой системе юридическая значимость соотнесения политической партии с родовым понятием общественного объединения выражается в том, что на партии распространяются требования законодательства об общественных объединениях в части, не урегулированной специальным законом о политических партиях; - партия – субъект политики, которому присущ идеологический образ действий. Цели и задачи партии формулируются в программных документах и предвыборных платформах и реализуются в ее политической деятельности. Сочетание программно-мировоззренческого и активно-деятельностного компонентов отличает политическую партию, с одной стороны, от сообществ единомышленников (клубов, кружковых объединений), а с другой – от лоббистских структур, руководствующихся в основном конъюнктурными интересами; - партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством выборов, на участие через своих представителей в управлении государством. Способом, обеспечивающим политическое влияние партии, является обращение к поддержке граждан, осуществляемое открыто и на состязательной основе. Указанные юридически значимые признаки практически никогда не воспроизводятся в полном объеме в правовом определении: законодатель считает нужным выделить те из них, которые, по его мнению, отличают политическую партию от иных государственных и общественных институтов. Определение политической партии может быть как лаконичным (например, в Конституции Швеции под партией понимается любое объединение или группа избирателей, которые выступают на выборах под особым наименованием), так и развернутым, с выделением ряда квалифицирующих признаков. Таким образом, согласно закону о политических партиях ФРГ, партии представляют собой объединения граждан, которые постоянно или длительное время оказывают влияние на формирование политической воли в рамках федерации или одной из ее земель, желают участвовать в представительстве народа в бундестаге или в одном из ландтагов при условии, что они в достаточной мере гарантируют серьезность таких намерений их фактическим отношением к делу и, в частности, численностью и постоянством организации, числом членов и активной общественной деятельностью. Одной из ключевых проблем в изучении политических партий является проработка вопросов, касающихся их функционального назначения, целей и направлений деятельности. Эта проблема особенно актуальна при обращении к теме становления многопартийности в России, интерес к которой в последнее время огромен. Под функцией партии обычно понимают одно из главных направлений деятельности этой организации, обусловленное ее внутренней сущностью и целями деятельности. В политической науке сложилось несколько подходов к функциональному назначению партий в политической системе. Большинство исследователей разделяют тезис о множественности функций политических партий, расходясь, однако, в определении их количества и в классификационных схемах. Например, Джемс Брайс выделял в числе основных функций политических партийтакие: - поддержка единодушия между членами политической партии; - набор в партию новых членов, в том числе из лиц, недавно получивших политические права; - возбуждение энтузиазма в избирателях, указание в программах и публичных речах на многочисленность партии и важность общей цели; - сообщение избирателям сведений о политических вопросах, требующих решения, о достоинствах их вождей и недостатках их противников. Клаус фон Бейме выделяет четыре основные функции политических партий: определение целей; легитимизацию социальной общности в пределах системы, выражение и определение общественных интересов; мобилизацию и социализацию граждан; рекрутирование элиты и формирование правительства. Питер Меркл помимо этих функций выделяет также и функцию «выработки мер по оказанию влияния партий на окружающие их институты и социальную среду», а также на «решение внутрипартийных споров и всякого рода внутренних проблем». К. Г. Холодковский, основываясь на мнении ряда западных исследователей, выделяет функции агрегирования политических интересов, мобилизации и ориентации граждан, политической социализации, выдвижения программ, списков кандидатов в депутаты, ведения избирательных кампаний, легитимации власти, отбора и ротации ее кадров. З. М. Зотова в зависимости от сферы приложения приводит классификацию политических партий: - по отношению к кругу идей – выработка идеологии, ее пропаганда в обществе, сплочение вокруг нее сторонников, формирование программ практических действий по ее претворению в жизнь; - по отношению к обществу – осуществление связи между обществом и идеями, формирование социальных групп и классов, организация взаимодействия общества и государства, обеспечение представительства групп интересов; - по отношению к государству – пробуждение власти к определенным действиям в интересах той или иной социальной группы или класса, обеспечение кадрами политического состава властных органов. На основе анализа различных точек зрения, высказанных в научной литературе, можно выделить следующие функции политических партий: - электоральная функция – то есть деятельность, направленная на продвижение кандидатов на выборные должности в органы представительной и исполнительной власти посредством их выдвижения и поддержки на выборах; - функция политического рекрутирования и социализации, посредством которой в политическом процессе осуществляется вовлечение, первичная селекция и последующая циркуляция политически активной части граждан. Посредством поддержки партии на выборах граждане определяют свой выбор, реализуют свою политическую волю; - инновационная функция – выработка политическими партиями альтернативных предложений о возможном решении тех или иных проблем, а также методов реализации предлагаемых решений. Зарубежные политологи нередко называют эту функцию «функцией мозгового треста». Вырабатывая новые, нетривиальные подходы по вопросам общественной жизни, придавая им концептуальную мировоззренческую основу, обеспеченную ресурсом общественной поддержки; - аккумулятивная функция – усвоение, синтез и последующее политическое выражение интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения в разрабатываемых партией идеологических доктринах и политических программах. Реализуя эту функцию, партии осуществляют преобразование интересов и запросов различных социальных групп в программы и действия политического характера. Аккумуляция социальных интересов – непременное условие для совершенствования электоральной стратегии партии, залог ее успешной деятельности; - конституирующая функция – обеспечение институциональных гарантий идеологического и политического многообразия, а также мирного разрешения социальных противоречий посредством деятельности по формированию политической воли граждан, участия в формировании и деятельности органов государственной власти; - интегрирующая функция, выражающаяся в объединении людей на основе общности целей и интересов политического характера, в выработке на этой основе более общего группового социального интереса, общей системы взглядов, в объединении граждан в единую структуру, вследствие чего появляется новый коллективный субъект публичной политики. Общие требования к основным целям политической партии содержит российский Федеральный закон «О политических партиях». [8] Так, в п. 1 ст. 3 закона закреплено, что политические партии создаются «в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Кроме того, в ч. 4 этой же статьи уточнено, что основными целями политической партии являются: - формирование общественного мнения; - политическое образование и воспитание граждан; - выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; - выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Таким образом, нельзя забывать о том, что и цели, и функции партии должны, прежде всего, служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия». 1.2 Основные способы и порядок создания политической партии Политические партии могут быть созданы двумя способами: 1) путем учреждения вновь образующейся партии; 2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. Первый способ предусматривает: 1) создание организационного комитета для подготовки и проведения учредительного съезда политической партии, в течение одного года с момента извещения Министерства юстиции Российской Федерации о намерении создания партии и предоставления сведений о предполагаемом названии партии, примерного проекта устава и основных положений программы создаваемой партии. Проект закона предусматривает регистрацию организационного комитета, который будет наделен правом открытия расчетного счета в кредитном учреждении, поскольку проведение учредительного съезда потребует финансовых затрат; 2) проведение учредительного съезда (с числом делегатов не менее двухсот человек); 3) направление всех необходимых документов: устава партии, решения съезда партии о ее создании, об избрании руководящих и контролирующих органов, о создании не менее сорока пяти региональных отделений в Министерство юстиции Российской Федерации; 4) получение временного свидетельства о регистрации со сроком действия шесть месяцев; 5) прием в члены партии в региональных отделениях не менее ста человек в каждом, общей численностью не менее десяти тысяч человек; 6) регистрация региональных отделений с необходимым количеством членов партии в региональных органах юстиции субъектов Российской Федерации; 7) представление в Министерство юстиции Российской Федерации документов, свидетельствующих о наличии не менее сорока пяти зарегистрированных региональных отделений с общей численностью не менее десяти тысяч членов (свидетельство о регистрации регионального отделения, копия протокола собрания (конференции) регионального отделения с решением о принятии в члены партии необходимого числа граждан); 8) включение в единый государственный реестр юридических лиц, выдача соответствующего свидетельства политической партии. Второй способ создания политических партий предполагает: 1) принятие высшим руководящим органом общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения решения о преобразовании в политическую партию, о порядке проведения процедуры преобразования, в том числе о сроках; 2) представление в Министерство юстиции РФ следующих документов: решения о преобразовании в политическую партию, Устава и программы партии, решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, решения о правопреемстве, передаточного акта и решения о преобразовании региональных структурных подразделений в региональные отделения партии, документы, подтверждающие регистрацию не менее сорока пяти региональных отделений партии с численностью не менее ста человек в каждом и общей численностью не менее десяти тысяч человек (свидетельства о регистрации, копии протоколов); 3) внесение в единый государственный реестр юридических лиц как политической партии, исключение как общественного объединения иной организационно-правовой формы (при этом создание Организационного комитета не требуется, а также нет стадии выдачи временного свидетельства о регистрации). Аналогичным образом предполагается проведение преобразования в политические партии ныне существующих общероссийских политических объединений в срок, установленный законом, для введения в действие нормы, исключающей из закона "Об общественных объединениях" [4] понятие "политического общественного объединения" (примерно 2 года). До истечения указанного срока существующие политические объединения в полной мере могут использовать право участия в выборах, однако в случае непреобразования в установленный срок они утратят статус политических, равно как и право участия в выборах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 14 страниц
140 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 21 страница
250 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
280 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 16 страниц
160 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 10 страниц
500 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg