Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Особенности адаптации к военной службе военнослужащих по призыву, воспитывающиеся в неполных семьях

irina_krut2020 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.04.2020
Цель исследования: изучить процессы и выявить особенности адаптации к военной службе военнослужащих по призыву, воспитывающихся в неполных семьях. Объект исследования – адаптация как психологический феномен. Предмет исследования - особенности адаптации военнослужащих, воспитывающиеся в неполных семьях. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс адаптации к военной службе военнослужащих по призыву будет зависеть от категории семей призывников. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой нами были поставлены следующие задачи дипломного исследования: 1. Провести теоретико-методологический анализ адаптации как процесс приспособления личности к военным условиям; 2. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности адаптации к военной службе военнослужащих по призыву, воспитывающихся в неполных семьях; 3. Выдать обоснованные рекомендации должностными лицам по работе с военнослужащими из неполных семей. Методы, использованные в работе: 1. Методика «Прогноз» С.М. Кирова. 2. Методика «ИТО +» Л.Н. Собчик. 3. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин. Дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической части, выводов, библиографии, приложения. Экспериментальное исследование проводилась в 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригаде город Волгоград, в эксперименте принимали участия 30 военнослужащих из них 15 военнослужащих из неполных семей. Практическая значимость работы заключается в том, что военный психолог во взаимодействии с командным составом ротного звена, используя данные результаты и рекомендации, направят свою деятельность в русло оптимизации адаптационных процессов военнослужащих, воспитывающихся в неполных семьях, что приведет к более быстрому приспособлению военнослужащих по призыву к новым для них условиям военной службы и соответственно к лучшему уровню знаний военного дела.
Введение

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время одной из первостепенных проблем с которой сталкиваются призывники является их адаптация к военной службе. Данная проблема в настоящее время недостаточно изучена, однако играет очень важную роль в прохождении службы военнослужащими. С вопросами адаптации сталкивается каждый военнослужащий на первых этапах прохождения военной службы. Командиры и начальники пристально наблюдают за молодым пополнением, так как призыв и прохождение военной службы у новобранцев «является мощным психоэмоциональным фактором», воздействующим на психику и заставляющим приспосабливаться призывника к новым условиям жизни и быта. В свою очередь военная служба представляет собой важный, но трудный, а часто экстремальный этап развития личности у призывников. Успешность адаптации, ее полнота и устойчивость во многом зависит от заместителя командира роты по работе с личным составом, его взаимодействия с каждым призывником как в совокупности, так и индивидуально. Наиболее сложными по психическим и физическим нагрузкам являются этапы первичной и вторичной адаптации. В настоящее время проблему адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности, преемственность этапов адаптации, а также их психологические особенности изучены не в полной мере. Компетентность заместителя командира роты по работе с личным составом в вопросах адаптации повышает возможность целенаправленного и эффективного влияния на умонастроение и деятельность молодых солдат в самый сложный и трудный для них период профессионального становления. Знание и правильный учет психологических особенностей адаптации молодых солдат способствует повышению их учебной, служебной и общественной активности, укреплению воинской дисциплины, прогнозированию их поведения и деятельности, сплочению и развитию коллективов в общевойсковых подразделениях. Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.Е. Введенского, И.В. Давыдовского, П.К. Анохина, Г. Селье, З.Фрейда, Г. Гартмана, Ж.Пиаже, А.В. Петровского, Ф.Б. Березина, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.Г. Маклакова и др. Проблема адаптации военнослужащих к условиям военной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей психологии. К данной проблеме испытывает особый интерес военная психология, из специфики и высокой социальной значимости деятельности военнослужащих по защите государственных интересов и безопасности страны можно сказать, что успех этой деятельности в большинстве своем зависит от морально-психологического состояния и психологической готовности военнослужащих к эффективному выполнению поставленных перед ними задач. Военными психологами достаточно глубоко изучается социально-психологические аспекты адаптации молодых военнослужащих в армейских коллективах. Один из военных психологов Ж.Г. Сенокосов раскрывает особенности адаптации как процесса выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, позволяющим согласовать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях, соответствующих или несоответствующих ценностям личности и группы. Поэтому качество и быстрота вхождения военнослужащего в коллектив зависит не только от его личных особенностей, но и в не меньшей мере от сплоченности самого коллектива, сложившихся в нем отношений. Исследование А.В. Дмитроченкова, С.Е. Квасова, А.А. Кузнецова социально-психологических аспектов адаптации молодого пополнения к военной службе позволило выявить определенные закономерности социального характера: более легко адаптация к военной службе проходила у лиц, воспитывавшихся в полной семье, причем статистически достоверно - у вторых и третьих детей, а также у юношей, обучавшихся в школах-интернатах. Быстрее адаптировались к условиям военной службы сельские жители (по сравнению с городскими). Методологической основой данной работы стали отечественные и зарубежные теоретические разработки, и концептуальные положения в области общей психологии, социальной психологии, военной психологии, общей, прикладной: А.В. Дмитроченкова, С.Е. Квасова, А.А. Кузнецова Для успешного руководства подразделением заместителю командира роты по работе с личным составом необходимо понимать особенности адаптации к военной службе военнослужащих по призыву, знать основные формы и методы работы, направленные успешную адаптацию к воинской службе.
Содержание

Введение………………………………………………………………..…3 Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей адаптации к военной службе военнослужащих по призыву в работах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………7 1.1. Общее понятие психологической адаптации. Виды адаптивных механизмов человека……………………………………………………………...7 1.2. Проблемы военнослужащих, воспитывающихся в полных и неполных семьях…………………………………………………………………18 1.3. Сущность и содержание процесса психологической адаптации военнослужащих к условиям службы по призыву ………………………...…22 1.4. Особенность процесса адаптации военнослужащих, проходящих службу в Сирийской Арабской Республике…………………………………...31 Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы особенностей адаптации к военной службе военнослужащих по призыву, воспитывающихся в неполных семьях……………………………………...34 2.1. Описание выборки и методов исследования …………………..…34 2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей адаптации к военной службе у военнослужащих по призыву, воспитывающихся в неполных семьях…………………………………………………………………40 2.3. Разработка рекомендаций должностным лицам по работе с военнослужащими из неполных семей в адаптационный период……………46 Заключение……………………………………………………...………49 Список литературы…………………………………………………….51 Приложение………………………………………………………….….5
Список литературы

1. Анисимов В.М. Введение в профессию: учеб.-метод. Пособие для войсковых психологов и социологов / В.М. Анисимов А.В. Боенко и др. – М.: Центр ВСПиПИ ВС 1992. 2. Учебное пособие. 2-е изд., испр, и доп. / Под общей ред. Н.Ш. Валеевой. – Казань: Изд-во Казаг. гос. технол. ун-та, 201. 3. Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2006. 4. Военная психология/ под ред. А.Г. Маклакова. – Спб., 2004. 5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001. 6. Караяни А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни И.В. Сыромятников. – СПб., 2006. 7. Семья и формирование личности / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Мысль, 2013. 8. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, № 1. 1989. 9. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. - Рига: Изд-во РижВВПКУ, 1991. 10. Арсеньев Д.Г. Социально - психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 11. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации/ В.Г.Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности (межвузовский сборник научных трудов). - Иркутск: ИркГПИ, 1986. 12. Безденежных В.В. Психологическое обеспечение управленческой деятельности руководителя инновационной школы. / автореф.дис. …канд.пс.наук, ИркГПУ, 2001. 13. Безлепкин Б.Г. А педагогом быть обязан. - М.: Воениздат, 1990. 14. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. 15. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. 16. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учеб. пособие / М.Р.Битянова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 17. Варваров В.И. Командир и подчиненные/ Варваров В.И., Мерзляк Л.Е.- М.: Воениздат, 1986. 18. Войнов А.А. Лицом к лицу с опасностью. - М.: Воениздат, 1974. 19. Зуева Н. Психолого-педагогическое сопровождение - модель школьной психологической службы / Н.Зуева // Народное образование. - 1999. - № 9. 20. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности / А.Г.Караяни // Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методич. пособие. - М.: Изд-во Воен.ун-та, 1996. 21. Качимская А.Ю. Психологическое сопровождение преемственности развития детей на этапе детский сад - начальная школа/ автореф.дис. …канд.пс.наук, ИркГПУ, 2004. 22. Компоненты адаптационного процесса. / В.И.Медведев и др. // под общ.ред. В.И.Медведева. - Л.: Наука, 1984. 23. Коннов В.В. Особенности психологической адаптации личности к служебно-боевой деятельности/ автореф. дис.канд.пс.наук, Ирк ГПУ,1999. 24. Красильников И.А. Вариант исследования порога адаптационно-психологических возможностей личности / И.А.Красильников // Журнал прикладной психологии- 2003. - № 6. 25. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. 26. Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов / Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б.// Психологический журнал - 1998. -№ 2. 27. Мартюшев Д. Психологическая адаптация призывников к условиям военной службы / Мартюшев Д. // журнал «Ориентир» - 2002. - № 2.- с.50-52 28. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с. 29. Мельников В.Г. Динамическая модель группы (теория и практика развития группы, организации). - Киров: КОГУП «Кировская обл. типография», 2001. - 176 с. 30. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация (формы, механизмы и стратегии) / Отв.ред. Э.А.Александрян; АН АрмССР. Инст-т философии и права. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 31. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 32. Панферов В.Н. Психология человека: Учеб.пособие/ В.Н.Панферов. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. 33. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. - М.: Воениздат, 1989. 34. Попков В.В. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности/ автореф.дис. …канд.пс.наук, Новосиб. ГПУ, 1999. 35. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход/ автореф.дис. …докт.псих.наук, СПб ун-т, 2002. 36. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.А. и др.; под редакцией Г.С.Никифорова- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1991. 37. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 38. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 39. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. 40. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003. 41. Роом М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. 42. Синицына Л.В. Особенности эмоциональных переживаний у курсантов военизированного ВУЗа и пути их коррекции/ автореф.дис. …канд.пс.наук, Ирк ГПУ, 2004. 43. Скорова Л.В. Волевая организация личности и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению/ автореф.дис. …канд.пс.наук, Ирк ГПУ, 1998. 44. Столяренко Л.В. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. - М.: Воениздат, 1972. 45. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учеб.пособие / М.С.Яницкий. - Кемерово: Кемеровский госунив-т, 1999. 46. Ярославцева И.В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации: Монография. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2002. 47. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. – 2001. - №5. 48. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. – 1996. 49. Тарасов С.В. Срочная служба: вопросы адаптации // Соц. Ис. – 1999. - №2. 50. Сенокосов Ж.Г. Молодые воины: трудности адаптации // А педагогом быть обязан. - М., 1990
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей адаптации к военной службе военнослужащих по призыву в работах отечественных и зарубежных психологов 1.1. Общее понятие психологической адаптации. Виды адаптивных механизмов человека Понятие адаптации - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды [1, с.4]. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированности в системе «человек - среда». Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. В наличии многочисленных определений феномена адаптации, существуют общие точки зрения учёных на её проявления, которые отражаются в том, что адаптация — это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек - среда», в-четвертых, цель, к которой стремиться организм. При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Выделенные три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывая друг на друга, непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Адаптация будет протекать нормально, пока требования внешней среды не достигнут определенного адаптационного барьера. Схема 1 – Схематическое представление о функциональном барьере психической адаптации (по Ю.А. Александровскому) Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны. По мнению Ю.А. Александровского, они зависят как от биологических факторов среды и конституционального типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих адаптационные возможности. В рассмотрении проблемы адаптации существуют различные подходы. В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации (Г. Айзенк и М. Хэнки). По мнению Г. Айзенка адаптация - состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены; процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий, соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Главный недостаток данного подхода том, что не рассматриваются изменения психики [44, с. 46]. Социальную адаптацию необихевиористы понимают, как процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида, о личностных изменениях в процессе адаптации индивида последователи этого подхода не упоминают. По мнению Л. Филипса, эффективная адаптация личности - разновидность адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества [35, с. 21]. Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З.Фрейда о структуре психической сферы личности. Адаптация - возможность поиска и выбора новой психосоциальной реальности, где адаптация индивида осуществляется путем внешних и внутренних изменений [35, с. 35]. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. В отечественной психологии социально-психическая адаптированность, по мнению А.А. Налчаджян, - это состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [29, с. 46]. Оказавшись в проблемной ситуации и отражая ее, индивид переживает определенное психическое состояние, которое динамично по своей природе. Параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. Последовательность изменяющихся ситуаций порождает последовательность соответствующих психических состояний. По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется. Так выглядит самое общее определение процесса адаптации. Н.Д. Озернюк считает, что явление адаптации, можно рассматривать «как переходный процесс между существованием в прежних и новых условиях» [30, с. 10]. Проблемами адаптации занимался также Ф.Б.Березин, по его мнению, процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе организм - среда возникают значимые изменения. Так как организм и среда находятся в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, также постоянно осуществляется и процесс адаптации. Точка зрения отечественных психологов (Березина Ф.Б., Налчаджян А.А., Цылева В.Р.) и др., в том, что психологическая адаптация - процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидуму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды [8,с.4]. Психологическая адаптация включает в себя три аспекта: 1. Поддержание психического гомеостаза (удовлетворение всей системы первичных и приобретенных потребностей). 2. Оптимизация постоянного взаимодействия индивида со средой. 3. Установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [4, с.15]. Необходимо также отметить, что адаптивный потенциал личности зависит от ее способности приспособить среду к себе, то есть, речь идет о расширении опыта самореализации. Существуют две наиболее распространенные структуры адаптации. Первая представляет собой общую модель структуры адаптации, которую можно применить к любому роду деятельности. Вторая - более специфична. Схема 2 – Общая модель структуры адаптации По мнению Ю. А. Александровского первая (общая) модель структуры адаптации включает в себя следующие компоненты: активационный компонент связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, с другой. Основу когнитивного компонента составляют перестройки в когнитивных системах деятельности, направленные на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, способствующих эффективной адаптации. Эмоциональный компонент определяется динамикой эмоциональных переживаний, являющихся субъективными индикаторами эффективности процесса адаптации. Мотивационно-волевые процессы обеспечивают координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей и тем самым придают устойчивость и непрерывность процессу адаптации [5, с.26]. Вторая модель, выделенная К.А. Абульхановой-Славской раскрывает структуру адаптации именно к изменившимся условиям образовательного процесса. Согласно ей в структуру адаптации входят следующие компоненты: 1. Психофизиологический компонент - процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых в процессе деятельности; 2. Социально-психологический компонент - включение личности в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни и ценностными ориентациями; 3. Учебный компонент - определенный уровень овладения общенаучными умениями и навыками в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения к деятельности [2, с.68]. Все компоненты находятся в постоянном взаимодействии между собой. Исходя из представленной структуры, адаптации можно определить критерии эффективности адаптационного процесса военнослужащего по призыву. К таким критериям можно отнести: эмоциональный комфорт «новичков»; физическое и психическое здоровье; включенность в различные виды деятельности (познавательную, спортивную, социальную, трудовую, эстетическую); высокий социальный статус новичка в группе. Это основные показатели успешности вхождения военнослужащего по призыву в новый коллектив. Этот список не претендует на полноту, вполне вероятно, что в нем отражены не все аспекты социально-психологической адаптации. Для адаптации человека в повседневной жизни необходимо использование различных адаптивных механизмов. Согласно Ю. А. Александровскому под адаптивными механизмами понимаются процессы, с помощью которых человек достигает или не достигает состояния адаптированности. Они бывают: защитными - те действия личности, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов, если эти механизмы не стали патологическими; незащитными - те действия личности, которые для достижения адаптированности используют познавательные процессы, процессы целеобразования и целепологания, процессы общения и обмена информацией и т.п. Исходя из разновидностей адаптивных механизмов, условно можно выделить две группы людей [5, с. 30]: • Ориентированные на состояние; • Ориентированные на действие. Те люди, которые ориентированы на состояние в основном используют защитные адаптивные механизмы, для них характерно не решать возникающие проблемы, а отодвигать их. Результат использования таких стратегий приводит только к накоплению стресса, в результате чего адаптация может приобрести патологический характер, личность претерпевает глубокие изменения, которые не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию. В этом случае правильнее будет говорить о приспособлении, а не об адаптации. Люди, ориентированные на действие, используют незащитные механизмы для адаптации, привлекая свои внутренние ресурсы: повышая уровень активации познавательных процессов. Одним из компонентов адаптивных механизмов могут быть рассмотрены защитные механизмы. Это схемы психических действий, которые приводят к той или иной степени и форме адаптированности личности. Они возникают в фрустрирующих ситуациях, закрепляются в психике при повторении сходных ситуаций, актуализируются в них и обеспечивают адаптацию личности. Тип защиты, интенсивность и длительность защитно-адаптивных процессов зависят от смысла фрустратора для личности. Структура характера, тип личности во многом определяют, что фрустрирует человека, какие реакции и какой интенсивности защитные процессы у него мобилизуются. Рассмотрим основные механизмы, которые в различных сочетаниях наиболее часто можно встретить в психологической практике. Согласно З. Фрейду, защитные механизмы включают в себя подавление и вытеснение. Подавление — это процесс исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Вытеснение - сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие впечатления путем переноса внимания на другие формы активности. Вытеснение и подавление не всегда завершаются удачной адаптацией личности. Нередко сознательное усилие забыть проблемную ситуацию приводит к обратным результатам, облегчает ее осознание, но приводит к понижению общего уровня интеллектуальной активности. Следующим защитным механизмом является интеллектуализация. Человек переживает страх и тревогу при возникновении фрустрирующей ситуации, но он вместо реальных действий по разрешению ситуации начинает строить о ней абстрактные суждения и представления, таким путем человек стремится к освобождению от фрустрации. Интеллектуализация является полезным защитным механизмом, когда проявляется в психической активности личности умеренно. Если же она интенсифицируется настолько, что человек лишается полноценной эмоциональной жизни, тогда она приобретает патологические черты, становится дезадаптивной. Образование реакции как формирование противоположной установки так же является защитным механизмом. Фрустрирование человека происходит вследствие того, что имеет социально, неприемлемые желания, которые вызывают у него внутренние конфликты, чувство вины. Средством подавления таких чувств и внутренних конфликтов является механизм формирования реакции: формируются такие осознаваемые установки и поведение, которые противоречат неприемлемым подсознательным желаниям и чувствам. Подавляя свои подлинные враждебные чувства к людям, человек может стать чрезмерно любезным и неприятно заботливым. При включении проекции в защитные механизмы необходимо отметить, что человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые направились бы против себя, направляются на других и субъекту удается таким путем сохранить высокий уровень самоуважения. Основная функция проекции - исключение осознания собственных нежелательных черт, самообман В защитные механизмы необходимо включить идентификацию, интроекцию. Идентификация - эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Она является одним из главных механизмов социализации индивида. Изоляция как защитный механизм позволяет воспроизводить в сознании, вспоминает какие-либо травмирующие впечатления и мысли, однако эмоциональный компонент их разделяет, изолирует от когнитивных и подавляет их. Вследствие этого эмоциональные компоненты впечатлений не осознаются. Самоограничение как механизм нормальной адаптации. Суть механизма состоит в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями другого, тогда его самоуважение страдает, снижается. В такой ситуации многие просто прекращают свою деятельность. При использовании механизма ограничения личностью сферы собственной активности деятельность замещается созерцанием деятельности другого. Рационализация или защитная аргументация является одним из самых распространенных защитно-адаптивных механизмов. Рационализация состоит в изобретении вербализованных и на первый взгляд логичных суждений и умозаключения для ложного объяснения, оправдания своих фрустраций, выражающихся в виде неудач, беспомощности. Сублимация как защитно-адаптивный процесс, в основе своей может иметь любое инстинктивное или социогенное влечение, или потребность, удовлетворение которой задержано и блокировано в данной проблемной ситуации. Сублимация является одним из основных адаптивных механизмов, обеспечивающих творческую социально-психическую адаптацию личности [29, с.125]. Сарджвеладзе Н.И. рассматривает социальную адаптацию [35, с.151]. Взаимодействие личности с социальной средой можно описать с помощью полюсов: адаптации и дезадаптации. На адаптацию к социальной среде влияют ожидания и требования человека [35, с.132]. Адаптация к социальной среде всегда имеет свое выражение в определенных когнитивных, эмоциональных, мотивационно-волевых процессах. При адаптации к самому себе объектом становится внутреннее состояние, собственные характерологические признаки, свои недостатки и достоинства, свой выбор и решение. Относительно самого себя складываются вполне конкретные ожидания и требования, которые заключаются в соответствии поставленным задачам и оправдании доверия относительно себя. Дезадаптированность выражается в самонеприятии, в отсутствии снисходительности к себе, непоследовательности выбранной стратегии действий, неуверенности в своих силах, угрызения совести и чувстве вины. Дезадаптация с социумом - сложное социально-психическое состояние. Его симптомы: неприятие индивида группой; социально-психологическая изоляция, психологическое состояние фрустрированности, неадакватность коммуникативных навыков, подчеркнутая застенчивость . Дезадаптированость может развиваться в двух направлениях: 1. Отвержение индивида группой, и неумение индивида вписаться в свое окружение; 2. Стремление самой личности к нарушению состояния социально-психологического равновесия в межличностных отношениях. Н.И. Сарджвеладзе определяет самодезадаптацию как отсутствие согласия с самим собой, неуверенность в своих силах. Для человека его выбор, его решения, совершенные поступки выступают объектом неприятия или осуждения [35, с.151]. Знание этих паттернов позволит более точно определять проблемы адаптации, возникающие в ходе этого процесса, и в соответствии с ними строить коррекционную работу. Знание возможных проблем и типов личностей, у которых эти проблемы чаще всего возникают, позволят создать такие программы, которые бы максимально учитывали индивидуальность каждого новобранца. Таким образом, анализируя различные точки зрения на адаптационный процесс видно, что возможны два варианта прохождения адаптационного процесса. Первый — это успешный вариант с использованием незащитных механизмов и успешных вариантов поведения. Второй вариант предполагает использование целого арсенала (комплекса) защитных механизмов, а также способов поведения, не всегда облегчающих взаимодействие с окружающими. Первый и второй варианты могут привести к успешной адаптированности несмотря на то, что использование второго варианта предполагает большие затраты временного и психического ресурсов личности. Выбор тех или иных адаптивных механизмов, способов поведения зависит не только от индивидуально-личностных особенностей, но и от социального окружения, от отношений в семейном кругу и многих других факторов. То есть адаптация — это всегда в какой-то мере защита от себя, от ситуации, от окружающих. Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность адаптации определяется нормальным функционированием систем физиологического и психологического уровня. Однако эти системы не могут функционировать, не соприкасаясь друг с другом. Вполне вероятно, что существует компонент, который обеспечивает взаимосвязь этих двух уровней и обеспечивает нормальную деятельность человека. 1.2. Проблемы военнослужащих воспитывающихся в полных и неполных семьях Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [7, с.76]. Высокая доля детей, который воспитываются в семьях без одного или обоих родителей, проанализировавши перепись населения за 2016 год, мы пришли к выводу, что воспитание в неполной семье характерна для России в целом и составляет 23%, особую тревогу вызывают те регионы, где она превышает 25%. Например, в Москве, она составляет 34%, то есть больше трети от общего числа детей до 18 лет во всех семьях. Затем идут Санкт-Петербург и Чукотский автономный округ, где эта доля равна трети 33%. Некоторые учёные склонны считать, что неполная семья становится нормой, и очень важно для психологов и родителей понимать то, какое влияние на ребенка оказывает воспитание в неполной семье, и в чем должна заключаться психологическая поддержка детей Воспитание в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Психологические исследования (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская) свидетельствуют, что дети из неполных семей, в отличие от полных семей обладают рядом психологических особенностей: склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению; проявлению инфантильности, негативного отношения к родителям; нарушениями поведения; тягостным чувством отличия от сверстников; неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении; неадекватной требовательности к матери и высоким желанием изменений ее поведения. Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин военнослужащие из неполных семей, по сравнению с сослуживцами из полных семей, имеют более низкую успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье военнослужащий сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву. Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно. [6, с.54] Для неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Следует отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения - неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п. [5, с.79] Волнения по поводу денег — это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в них. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная с предыдущей — это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей. Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности. В настоящее время распространена новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. У военнослужащих, воспитывающихся в неполных семьях выражены проблемы с адаптацией, им приходится дольше приспосабливаться к условиям военной службы, они не полностью раскрывают свой потенциал и свои способности, слабо контролируют ситуации, поэтому военнослужащие воспитывающиеся в неполных семья часто показывают дивиантное поведение. При всем этом одной из особенностей военнослужащих из неполных семей в период адаптации к условиям военной службы является их самостоятельность при решении возникающих бытовых и служебных проблем. Военнослужащие из неполных семей в период адаптации проявляют высокую военно-профессиональную направленность, расценивая ее как возможность реализации своего потенциала. Таким образом, данная категория военнослужащих при решении возникающих задач в период адаптации к службе в армии при отсутствии необходимого опыта не всегда способна верно оценивать сложившуюся обстановку.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg