Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Теоретические основы создания государственных программ субъектов Российской Федерации

irina_krut2020 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.04.2020
Цель исследования дипломной работы – исследовать роль государственных программ в целом, проанализировать и усовершенствовать осуществление государственных программ в Омской области. Цель исследования определила постановку следующих задач: ? рассмотреть сущность стратегического управления в системе социально-экономического развития территорий; ? просмотреть нормативно-правовое регулирование процесса стратегического управления в Российской Федерации, состав документов стратегического планирования; ? раскрыть понятие и роль государственных программ в социально-экономическом развитии на федеральном и региональном уровне ? проанализировать международный опыт использования государственных программ в сфере стратегического управления развитием территорий; ? провести сравнительный анализ процесса разработки и реализации государственных программ Омской области и других субъектов Российской Федерации; ? выявить основные проблемы использования государственных программ в рамках стратегического управления социально-экономическим развитием Омской области; ? предложить мероприятия по повышению эффективности управления стратегическим развитием Омской области с использованием государственных программ; ? оценить ожидаемый эффект от мероприятий по повышению эффективности управления стратегическим развитием Омской области. Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Гранберга Л. Г., Ларина Н.И. Объектом исследования является стратегическое планирование и государственные программы Омской области. Предметом исследования служат реализация государственных программ в рамках стратегического планирования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение

Процесс стратегического планирования является очень динамичным, в той или иной форме объединяет все другие функции управления, так как стратегическое планирование предопределяет практическое действие членов трудового коллектива, каждого работника в отдельности и коллектива в целом. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Актуальность работы обусловлена тем, что стратегическое планирование, в том числе государственные программы региона обладают большим потенциалом, играющему огромнейшую роль в экономике региона.
Содержание

Введение 2 1. Теоретические основы создания государственных программ субъектов Российской Федерации 4 1.1 Понятия государственных программ 4 1.2 Нормативно-правовая основа государственных программ Российской Федерации 10 1.3 Отечественный опыт государственных программ как инструмент стратегического управления социально-экономическим развитием территорий 13 2. Применение государственных программ субъектов Российской Федерации как инструмента стратегического управления развитием территорий 22 2.1. Международный опыт использования государственных программ в сфере стратегического управления развитием территорий 22 2.2. Сравнительный анализ процесса разработки и реализации государственных программ Омской области и других субъектов Российской Федерации 27 2.3 Проблемы организации и функционирования государственных программ на примере Омской области 35 3. Предложения по повышению эффективности управления стратегическим развитием Омской области с использованием государственных программ 41 3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления стратегическим развитием Омской области с использованием государственных программ 41 3.2 Ожидаемый эффект от мероприятий по повышению эффективности управления стратегическим развитием Омской области 44 Заключение 46 Список использованной литературы 47
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой-системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.01.2018). 2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.04.2018). 3. Концепция стратегического развития города Омска, одобренная на общегородской конференции 5 декабря 2002 года 4. Стратегический план развития города Омска (проектная версия), одобренный на общегородской конференции 5 декабря 2002 года 5. Концепция социально-экономического развития города Омска до 2025 года, утвержденная в составе Генерального плана города Омска Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 43. 6. О стратегии социально-экономического развития омской области до 2025 года: указ губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93 (ред. От 30.11.2017). Доступ из справочно.-правовой системы «Консорциум кодекс» (дата обращения: 04.03.2018). 7. Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации: Постановление Правительства Омской области от 26 июня 2013 года № 146-п (ред. от 28 марта 2018 года) Доступ из справочно.-правовой системы «Консорциум кодекс» (дата обращения: 04.03.2018). 8. Об утверждении Порядка формирования, реализации и оценки эффективности государственных программ Тюменской области: Постановление Правительства Тюменской Области от 28 июля 2014 года № 405-п (ред. от 6 октября 2017 года) Доступ из справочно.-правовой системы «Консорциум кодекс» (дата обращения: 04.03.2018). 9. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области: Постановление Правительства Ленинградской Области от 7 марта 2013 года № 66 (ред. от 23 марта 2018 года). Доступ из справочно.-правовой системы «Консорциум кодекс» (дата обращения: 04.03.2018). 10. Аджахметова Ю.Г. Особенности стратегического планирования социально-экономического развития регионов в современных условиях / Ю.Г. Аджахметова // В сборнике: Развитие предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы. Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная Дню российского предпринимательства. Ставропольский государственный аграрный университет. 2014. С. 5-8. 11. Амиров Р.А. Из опыта научного обеспечения прогнозирования и реализации государственных программ социально-экономического развития турбулентных регионов / Р.А. Амиров, З.К. Юзбеков // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 6. С. 354-357. 12. Батчаев А.Р. Основные направления повышения качества документов стратегического планирования регионов и муниципальных образований России / А.Р. Батчаев // В сборнике: Национальные концепции качества: повышение качества в обеспечении конкурентоспособности экономики сборник материалов Международной научно-практической конференции. под редакцией Е.А. Горбашко. 2015. С. 34-37. 13. Башуров В.Б. Государственное обеспечение социальных программ в Омском регионе / В.Б. Башуров, Г.В. Дербенева, Е.В. Пыхтеева, С.Н. Широбоков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 162-166. 14. Богданова Ю.Н. Проблемы разработки государственных программ субъектов рф как инструментов развития регионов / Ю.Н. Богданова // В сборнике: Принципы стратегического планирования: методология и практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России. Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. 2018. С. 63-67 15. Умерова С.А. Государственная программа развития как компонент государственного стратегического управления в регионе С.А. Умерова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 34. С. 257-262. 16. Валеева Г.Г. Значение и роль стратегического планирования в процессе формирования и развития кластеров в регионе / Г.Г. Валеева, Е.С. Андреева, Д.Ш. Султанова // Экономика и социум. 2017. № 4 (35). С. 293-299. 17. Веприкова Е.Б Государственные программы в системе стратегического планирования: законодательные инновации и практика регионов / Е.Б. Веприкова, Д.А. Авдеева // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 1. С. 12-16. 18. Головко О.С. Государственная программа стратегического планирования на региональном уровне власти / О.С. Головко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 8 (18). С. 116-121. 19. Горбанюк О.А. Стратегическое планирование развития городов и регионов / О.А. Горбанюк // Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции / Ответственный за выпуск: Ю. А. Анисимова. 2015. 20. Джамбулова Ш.Ж. Государственные программы как инструмент увязки стратегического и бюджетного планирования в Омской области / Ш.Ж. Джамбулова, Е.К. Кузнецова, Н.А. Тимофеева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 1 (17). С. 20-25. 21. Добролюбова Е.И. Государственные программы в регионах: анализ практики и рекомендации / Е.И. Добролюбова, Е.Н. Клочкова, В.Н. Южаков // Москва, 2016. 22. Завьялов М.О. Проблемы стратегического планирования в регионе / М.О. Завьялов // В сборнике: Актуальные проблемы экономики, управления и права сборник научных работ (статей) обучающихся. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2016. С. 28-31. 23. Иванов П.В. Государственные программы субъектов РФ как документы стратегического планирования социально-экономического развития регионов / П.В. Иванов // В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор С.И. Ашмарина. 2014. С. 286-288. 24. Иванов П.В. Проблемы, связанные с регулированием государственных программ субъектов Российской Федерации / П.В. Иванов // В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор С.И. Ашмарина. 2014. С. 286-288. 25. Киржинов А.Т. К вопросу о стратегическом планировании развития регионов / А.Т. Киржинов, М.П. Хагурова // Новые технологии. 2014. № 1. С. 78-85. 26. Кондратюк В.С. Государственные программы как показатели стратегического планирования в регионе / О.С. Приходченко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 8 (18). С. 116-121. 27. Красюкова Н.Л. Система стратегического планирования как важнейший инструмент развития регионов РФ / Н.Л. Красюкова // В сборнике: Экономика нового времени: теоретические аспекты и практическая реализация Сборник статей и тезисов докладов XIX Всероссийской научно-практической конференции. Редакторы: А.А. Якушев, И.А. Кетова, К.А. Савеченкова, Ю.В. Подповетная, Н.В. Угрюмова, Н.А. Калмакова, И.А. Кравченко, А.Ф. Габидуллина . 2015. С. 123-125. 28. Крейденко Т.Ф. Подходы к формированию системы показателей региональных государственных программ в системе стратегического планирования Российской Федерации / Т.Ф. Крейденко // В сборнике: Принципы стратегического планирования: методология и практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России. Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. 2018. С. 68-70. 29. Лапыгин Ю.Н. Стратегическое планирование в регионе / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, А.А. Балахина, Д.В. Тулинова // Владимир, 2017. 30. Лексин В.Н. Оценка результативности государственных программ социально-экономического развития регионов России / В.Н. Лексин, Б.Н. Порфирьев // Проблемы прогнозирования. 2016. № 4 (157). С. 81-94. 31. Мирюшкина Ю.В. Особенности реализации государственных целевых программ как инструмента развития регионов / Ю.В. Мирюшкина, Е.О. Миляева // В сборнике: Современные вызовы и реалии экономического развития России материалы II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 127-129. 32. Морозов С.И. Цикл стратегического планирования инновационной деятельности в регионе / С.И. Морозов // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 3 (44). С. 221-225. 33. Морозова А.С. Реализация и финансирование государственных программ в регионе в условиях ресурсных ограничений: проблемы и пути их решения / А.С. Морозова // В сборнике: Российская наука в современном мире Сборник статей XI международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Актуальность.РФ». 2017. С. 207-208. 34. Мухетдинова Н.М. Стратегическое планирование в России: формирование Мирзоева С.М. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов России / С.М. Мирзоева // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-4 (52-4). С. 271-274. 35. законодательных основ / Н.М. Мухетдинова // Экономические системы. 2014. № 1. С. 61-66. 36. Ноженко Д.Ю. Государственные программы в системе стратегического планирования социально-экономического развития региона / Д.Ю. Ноженко // В сборнике: Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов материалы IV Всероссийской электронной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Проблемная научно-исследовательская лаборатория «Моделирование и прогнозирование социально-экономических процессов и систем». 2015. С. 416-421. 37. Ноженко Д.Ю. Государственные программы как инструмент стратегического управления: межрегиональный анализ / Д.Ю. Ноженко // Вопросы управления. 2016. № 4 (22). С. 13-21. 38. Ноженко Д.Ю. Особенности подходов к оценке эффективности государственных программ в регионах России / Д.Ю. Ноженко // В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития Ежегодник. Ответственный редактор В.И. Герасимов. Москва, 2016. С. 775-779. 39. Пантявина Н.В. Современная практика стратегического планирования развития в регионах / Н.В. Пантявина // ФЭС: Финансы. Экономика.. 2017. № 8. С. 40-50. 40. Пенкин А. Стратегическое планирование: реализация государственных программ / А. Пенкин / Проблемы теории и практики управления. 2013. № 11. С. 79-83. 41. Петрова И.В. О государственных и муниципальных программах в системе стратегического планирования территориального развития / И.В. Петрова // Муниципалитет: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 27-32. 42. Палаш С.В. Государственные программы сбалансированного развития экономики: дисфункции стратегического планирования / С.В. Палаш // В сборнике: Системный анализ в экономике – 2016 Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции–биеннале. Под редакцией Г.Б. Клейнера, С.Е. Щепетовой. 2016. С. 137-140. 43. Палаш С.В. Институционально-методическое обеспечение государственных программ развития как инструментов стратегического планирования / С.В. Палаш // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 4 (246). С. 10-20. 44. Приходченко О.С. Государственная программа как инструмент стратегического планирования в регионе / О.С. Приходченко // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. 2016. № 1 (16). С. 50-58. 45. Раднаева А.Ж. Законы «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Основные положения и различия / А.Ж. Раднаева, Н.Б. Бадмацыренова // В сборнике: Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 211-213. 46. Рудаков М.Н. Стратегическое планирование в регионе: процесс или результат? / М.Н. Рудаков, И.Р. Шегельман // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 28. № 1. С. 35. 47. Рукина С.Н. Государственная программа - основной инструмент интеграции стратегического и бюджетного планирования / С.Н. Рукина, В.Н. Самодурова // В сборнике: Сибирский экономический вестник сборник научных трудов. Новосибирск, 2017. С. 141-151. 48. Скарюпина М.Б. Международный опыт методики оценки реализации государственных программ / М.Б. Скарюпина // В сборнике: Современные технологии в сфере сельскохозяйственного производства и образованияСборник материалов VII Международной научно-практической конференции на иностранных языках. 2016. С. 69-73. 49. Серкова К.Я. Государственные программы как элемент системы стратегического планирования: дальнейшая интеграция в процесс бюджетного планирования / К.Я. Серкова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-1 (53). С. 183-185. 50. Сиденко О.С. Проблемы стратегического государственного планирования в современной россии и его реализация в практике социально-экономического развития регионов / О.С. Сиденко, А.А. Слинько // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 4 (31). С. 25-30. 51. Смирнова О.О. Государственное стратегическое планирование. реализация норм закона 172-фз «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации» / О.О. Смирнова, Ю.Н. Богданова, Ю.В. Симонова // Рабочая программа учебной дисциплины / Москва, 2015. 52. Смирнова О.О. О системе документов в регионе в реализации закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» / О.О Смирнова. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015.№ 2. С. 119-128. 53. Сухарев О.С. Государственное стратегическое планирование: институты и программы развития (возможен ли успех "цифровой экономики"?) / О.С. Сухарев // В сборнике: Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник ИНИОН РАН. Москва, 2018. С. 441-448. 54. Султанов Г.С. Научные основы стратегического планирования приоритетных направлений развития регионов / Г.С. Султанов, Л.А. Ахмедова // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 975-978. 55. Строителева Е.В. Проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах / Е.В. Строителева // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 3. С. 75-79. 56. Сычева Н.А. Стратегическое планирование развития социальной инфраструктуры региона в государственных программах субъекта Федерации / Н.А. Сычева // автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Тул. гос. ун-т. Тула, 2017 57. Трисеева Л.А. Стратегическое планирование развития регионов: пространственный подход / Л.А. Трисеева // В книге: Економіка І управління:виклики та перспективи Збірник матеріалів міжнародної науково-практичної інтернет-конференції. Відповідальний за випуск С.І. Дробязко. 2014. С. 151-153. 58. Тургель И.Д. Форум 2014: стратегическое планирование в регионах и городах россии: обновление стратегий, обновление смыслов / И.Д. Тургель // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. № 3 (8). С. 87-88. 59. Федотова Г.В Совершенствование методов стратегического управления социально-экономическим развитием / Г.В. Федотова, А.С. Анисимова, Ф.Ч. Белонву // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 3 (20). С. 38-48. 60. Федорова О.В. Государственные программы субъекта российской федерации как инструмент стратегического и бюджетного планирования / О.В. Федорова // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-2 (69-2). С. 288-293. 61. Фрумина С. Координация бюджетного и стратегического планирования при реализации государственных программ / С. Фрумина // Финансовая жизнь. 2015. № 4. С. 32-35.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы создания государственных программ субъектов Российской Федерации 1.1 Понятия государственных программ В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Государственные программы являются важным и эффективным инструментом в развитии территорий и решении локальных проблем в социально-экономической сфере. Само понятие целевой программы уже определяет, что ее реализация направлена на решение ряда конкретных задач, как на территории субъекта РФ, так и на территориях муниципальных образований. Государственные программы, по мнению Батчаева Р.А., систематизируют меры, направленные на достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов [12]. Согласно Федеральный закон от 25 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: «…Государственная программа Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…» [2]. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» дает следующую трактовку: «Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности…» [5]. В структуру государственной программы, по мнению Тургель И.Д., входят подпрограммы и федеральные целевые программы, которые в свою очередь включают в себя: первое – основные мероприятия [57]. Подпрограмма представляет собой комплекс взаимоувязанный по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащая ведомственные целевые программы и основные мероприятия. Как считает Лексин В.Н., долгосрочный характер решений, принимаемых в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах требует наличия набора управленческих инструментов, которые позволяют: ? развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели; ? балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности); ? четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации; ? обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений [57]. По мнению Иванова П.В., проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» комплексная система государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации — это и есть упорядоченный набор таких инструментов [22]. Целями создания системы, по мнению Веприковой Е.Б., являются: ? определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию; ? концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей; ? консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации. Исходя из целей определяются основные функции системы государственного стратегического планирования: ? определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития; ? определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики; ? выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов; ? формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития; ? определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития; ? координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом; ? осуществление стратегического контроля [16]. Как считает Строителева Е.В., общими принципами разработки и реализации государственных программ являются: ? формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения; ? определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов); ? установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях; ? наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления; ? проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ [54]. На федеральном уровне, считает Рукина С.Н., система государственных программ формируется исходя из целей и индикаторов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иных стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации [46]. По мнению Ноженко Д.Ю., при этом увязка стратегических целей и среднесрочных задач осуществляется принятием такого документа как Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, определяющие приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу. Состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете. Кроме того, в рамках государственных программ решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут быть предусмотрены и приняты выходящие за пределы лимитов бюджетных обязательств расходные обязательства, в результате чего существует возможность заключения (по конкретным проектам, объектам) долгосрочных государственных контрактов [36,37]. Также, выделяет Фрумина С., в отношении объектов, указанных в государственных и федеральных целевых программах, могут заключаться государственные контракты со сроком реализации, выходящим за пределы 3-летнего периода. Ответственными за разработку и реализацию государственной программы на федеральном уровне являются федеральные органы исполнительной власти [60]. На ведомственном уровне, по мнению Аджахметовой Ю.Г., инструментом стратегического и операционного планирования могут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет [10]. Также в настоящее время, выделяет Палаш С.В., Федеральными органами исполнительной власти — ответственными исполнителями государственных программ разрабатываются планы реализации государственных программ на трехлетнюю перспективу [42]. Смирнова О.О. в соответствии с утвержденной нормативной правовой базой по реализации государственных программ Российской Федерации выдкляет трехлетние планы должны обеспечить связь программно-целевого планирования с бюджетным процессом. Управление реализацией трехлетних планов предполагается осуществлять с помощью проектных методов организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, позволяющих обеспечить координацию различных видов ресурсов при реализации мероприятий, а также постоянный контроль над установленными проектом сроками [50]. В целях апробации технологий формирования федерального бюджета по программно-целевому принципу, Минфином России совместно с Минэкономразвития России готовится аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по госпрограммам. Распределение расходов по государственным программам проведено по принципу формирования целостной, ориентированной на результат системы управления в соответствующей сфере социально-экономического развития страны, имеющих взаимоувязанный набор целей, задач и показателей. При этом были сохранены функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти по реализации конкретных расходных обязательств. Несомненно, работа проделана большая и имеются значительные достижения. Однако практика внедрения программно-целевого метода не может остаться без внимания [15]. Как подчеркивает Крейденко Т.Ф., перечень государственных программ Российской Федерации сформирован по отраслевому признаку, исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации: ? новое качество жизни (т.е. развитие здравоохранения, образования, поддержка семьи и улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения, развитие пенсионной системы и др.); ? инновационное развитие и модернизация экономики (вопросы развития отраслей промышленности, науки, внешнеэкономической деятельности); ? сбалансированное региональное развитие (региональная политика и развитие макрорегионов, межбюджетные отношения); ? обеспечение национальной безопасности (обороноспособность, государственная безопасность); ? эффективное государство (управление федеральным имуществом, управление госфинансами, развитие финансовых и страховых рынков, внешнеполитическая деятельность, юстиция) [27]. 1.2 Нормативно-правовая основа государственных программ Российской Федерации Деятельность в любой сфере регулируется законодательными актами международного уровня и принятыми на уровне государства, субъекта Федерации и муниципального образования. Основными нормативно-правовыми актами на федеральном уровне, регулирующие стратегическое планирование в Российской Федерации являются: ? Конституция РФ; ? Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». ? постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (редакции от 17 июля 2015 года); ? Постановление Правительства Омской области от 26 июня 2013 года № 146-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации» утверждает Порядок принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации согласно приложению к настоящему постановлению [1,2,3,7]. В рамках перехода на программно-целевой принцип проделана следующая работа: - Утвержден перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р); - Правительством принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ (постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588); - Минэкономразвития России утверждены новые Методические указания по разработке и реализации государственных программ (приказ Минэкономразвития России от 26 декабря 2012 года № 817, отменяющий приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 года № 670). Одним из нововведений в Методических указаниях является механизм обоснования дополнительных бюджетных ассигнований для достижения целей государственной программы [4,6]. Как подчеркивает Мухетдинова Н.М., в соответствии с перечнем государственных программ Российской Федерации разрабатывается 42 государственные программы Российской Федерации, из них: 39 утверждены Правительством Российской Федерации и 3 находятся в стадии разработки [33]. В структуру государственной программы входят: ? титульный лист; ? паспорт, включающий в себя паспорт государственной программы, паспорт подпрограммы, паспорт федеральной целевой программы; ? текстовая часть государственной программы, которая включает в себя описание приоритетов и целей государственной политики и общая характеристика участия субъектов Российской Федерации; ? таблицы и приложения к основной части; ? планы реализации государственной программы; ? дополнительные и обосновывающие материалы в текстовой форме, а именно описание и обоснование по государственной программе в целом, а также полные тексты подпрограмм [44]. Ведомственная целевая программа, по мнению Федотова Г.В., является документом, содержащим комплекс скоординированных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы, а также измеряемые целевые индикаторы. (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ») [58]. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» от 20 ноября 2013 г. № 690. Федеральная целевая программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики. Постановление Правительства Омской области от 26 июня 2013 года № 146-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации» утверждает Порядок принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации согласно приложению к настоящему постановлению. 1.3 Отечественный опыт государственных программ как инструмент стратегического управления социально-экономическим развитием территорий Конечно, применение и использование программно-целевого подхода к решению региональных проблем на опыте России имеет свои достоинства и недостатки. Если эффективно и рационально построить систему программно-целевого планирования, то она принесет ожидаемо высокие показатели развития региона. Отталкиваясь от Концепции Стратегии регионального развития России до 2030 года можно предложить следующие методы совершенствования регионального планирования социально-экономического развития: 1) Разграничение системы полномочий региональных, федеральных и муниципальных властей и создание согласованной системы законодательных актов: · принятие закона «О государственном регулировании регионального развития» с целью окончательного закрепления за каждым из уровней власти их полномочий; · принятие закона также даст возможность выработать и законодательно закрепить сам процесс регионального планирования (основные стадии, процедуры и механизмы реализации программ социально-экономического развития); · разработка четкой схемы и процедур работы и функционирования органов власти касательно проведения региональной политики · система законодательных актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов. · система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для аккредитации регионов при них и для участия в международных проектах и программах. · на основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база. 2) Глубокая и детальная проработка механизмов оценки состояния региона (перспективные направления деятельности, текущие возможности расширения производства и создание новых производств, оценка экспортного потенциала регионов). · должна быть создана система показателей и методика оценивания текущего состояния регионального развития (так например, использование SWOT-анализа и подобных инструментов) чтобы региональным властям было проще вычленять действительно требующие решения проблемы; · создание индикаторов эффективности внедрения региональных программ и разработка процедур отчетности и ответственности региональных властей за реализацию программы; · стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов; · стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов; · обеспечение полной прозрачности всего процесса планирования и реализации программ социально-экономического развития; · ускорение процесса разработки и внедрения региональных программ социально-экономического развития через упрощение процедур рассмотрения и анализа; · разработка ведущих проектов социально-экономического развития; · Также одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должно стать создание условий модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров. 3) Совершенствование механизма финансово-бюджетного процесса. · Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития. · Необходимо сформировать четкую законодательную базу в сере регулирования и планирования бюджетных процессов как на региональном так и на федеральном уровне. Создавать стимулы для региональных властей уходить от высокого уровня дотационности региона и искать пути самофинансирование региональных программ (или хотя бы на уровне 85-90 %). · законодательно закрепить полномочия региональных властей в сфере регулирования бюджетных процессов; · постепенно уменьшать уровень оказания финансовой помощи из федерального бюджета на решение региональных вопросов; · создавать механизмы и инструменты для более эффективного выравнивания диспропорций в региональном развитии, но не искусственно с помощью вливания определенных финансовых ресурсов и их перераспределения между нуждающимися регионами, а создавая законодательные, институциональные и инфраструктурные механизмы для выравнивания уровней развития регионов. 4) Создание эффективной системы инструментов оценивания и совершенствования социальных и экономических показателей региона: · необходимо при анализе ситуации в регионе отражать не только рядовые показатели типового уровня рождаемости, численности населения и т.д., но прежде всего, сосредотачивать внимание на определение социальных приоритетов региона, что позволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться на основных социальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательные стимулы их разрешения; · разрабатывать социальные нормы, которые дадут возможным планировать социальное развитие региона, оптимально использовать отчисления в бюджет при заключении тендерных соглашений; · создавать объективные анализы тенденций социально-демографического развития региона, что даст возможность реально прогнозировать перспективы социально-экономического развития; · внедрять жесткий комплекс показателей текущего состояния экономического развития с привлечением экспертов и консалтинговых агентств; · создавать комплекс показателей, определяющих эффективность внедрения программы социально-экономического развития. 5) Совершенствование финансовых и инвестиционных инструментов и механизмов. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ. К развиваемым (помимо традиционных) региональным инвестиционным инструментам следует отнести: · бюджетные гарантии субъекта Федерации, акцептованные региональными, федеральными банками; · экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы региона; · межгосударственные двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию; · целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ российских регионов; · создание системы льгот и преференций для потенциальных инвесторов · проведение согласованной политики в отношении реструктуризации предприятий региона. Механизмы реализации этих возможностей необходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должно реализовать в рамках программы социально-экономического развития региона. 6) Создание эффективной системы регионального маркетинга [18, 25, 39, 52]. Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, по мнению Башурова В.Б., являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам [13]. С другой стороны, по мнению Морозова С.И., в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений. Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы [31]. Должна быть создана инфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций. 7) Создание оптимальных условий для подготовки и профессионального развития менеджеров-управленцев. · организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона; · организация управленческого консультирования путем создания собственных органов консалтинга внутри органов власти или привлекая аутсорсинговые компании [35]. Таким образом, только используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь высокого уровня развития региона. Применение программно-целевого подхода для регионального развития России позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных экономических задач органов государственной власти [59]. На территории Ленинградской области на данный момент осуществляются следующие государственные программы, которые являются механизмом реализации Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года: ? современное образование в ленинградской области;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 80 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 73 страницы
1825 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg