Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Участок детского сада как средство экологического образования старших дошкольников

bulakovp 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.04.2020
Характерной чертой экологического образования детей дошкольного возраста является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями и животными. Во всех группах детского сада, начиная с младшего дошкольного возраста, дети знакомятся с небольшим количеством растений, которые имеются в группе и на участке дошкольной образовательной организации. Они наблюдают за деревьями, кустами, травами, комнатными растениями; учатся их различать и правильно называть по характерным признакам строения: форме и окраске листьев, цветов, плодов.
Введение

Эффективность экологического образования дошкольников обуславливается внешними условиями, в которых находится ребенок. По мнению многих исследователей, эти условия можно назвать как "культурный ландшафт", который способствует формированию у дошкольников ценностного отношения к окружающему их миру. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в дошкольной образовательной организации, отмечено: развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории (участка), прилегающей к Организации. [1] Важное значение территория дошкольной образовательной организации имеет в условиях городской среды, где дошкольники максимально изолированы от естественной природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами и территория детского сада, практически единственное место, где дети могут "приобщиться" к миру природы. В 5-6 лет у дошкольников наблюдается переход познания на более высокий уровень. В рамках экологического образования это значит, что дети старшего дошкольного возраста осознают некоторые взаимосвязи в природе, выделяют основные понятия, классифицируют определенные объекты, выделяют основные признаки тех или иных объектов природы, делают обобщения, выводы. В этом возрасте у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что служит основой для экологического образования в старшем возрасте. Изучением проблемы экологического образования детей дошкольного возраста занимаются такие ученые как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А.Серебрякова, А.И.Иванова, П.Г. Саморукова. Объект: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Предмет: участок детского сада как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Цель: теоретически изучить и практически обосновать применение участка детского сада как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет эффективен если: • в использовании участка детского сада учитывать экологическую направленность: участок - дом для обитателей (растения и животные); • экологическая направленность будет осуществляться в отборе содержания для разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая экологические взаимосвязи: человек - природа, растения - животные, неживая природа - растения, неживая природа - животные; • для установления взаимосвязей в природе будет использоваться метод исследования. Задачи: • Выявить психолого-педагогические основы экологического образования старших дошкольников; • Рассмотреть участок детского сада как развивающую экологическую среду; • Проанализировать методику организации экологического образования старших дошкольников на территории участка детского сада; • Апробировать в практике работы со старшими дошкольниками и проанализировать результаты экологического образования в условиях развивающей экологической среды участка детского сада. Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение позиций авторов, обобщение и систематизация материалов исследования, конспектирование, реферирование, аннотирование, цитирование. Эмпирические: моделирование, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, диагностика, наблюдение за деятельностью детей старшего дошкольного возраста. База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ №45 города Чита, Забайкальского края. Количество человек принявших участие в эксперименте: 17 детей старшей группы «Семицветик». Все дети находились в возрасте от 4лет 11 месяцев до 5 лет 9 месяцев. ?
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы организации участка детского сада как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста 6 1.1 Психолого-педагогические основы экологического образования старших дошкольников 6 1.2 Организация участка детского сада как развивающей экологической среды 14 1.3 Методика организации экологического образования старших дошкольников на территории участка детского сада 19 Выводы по главе I 28 Глава II. Практический опыт экологического образования старших дошкольников на участке детского cада 29 2.1 Анализ опыта педагогов по экологическому образованию дошкольников на территории участка детского сада 29 2.2 Практический опыт организации и применения участка детского сада как развивающей среды в процессе экологического образования старших дошкольников 31 2.3 Анализ эффективности использования участка детского сада как развивающей экологической среды старших дошкольников 36 Выводы по главе II 43 Заключение 44 Список литературы 46
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.:ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» 3. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с. 4. Алексеева Е. Экология – здоровье: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2004. №7. С.15-20. 5. Бобылева Л. А. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №7. С.10-15. 6. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. 2011. № 1. С. 73-74; 7. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. 2011. №2. С. 52-53. 8. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. 326 с. 9. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины. Волгоград: Учитель, 2008. 286с. 10. Горбунова Е., Кабашова Л., Казацкая Л. Дидактические игры и упражнения экологической направленности. Для детей 5–8 лет // Дошкольное воспитание. 2017. №8. С 28-29. 11. Денисенкова Н.С. Первые шаги к экологическому сознанию // Современное дошкольное образование. 2010. №2. С.58-65. 12. Диканова И.П. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. 2013. № 3. С. 62-64. 13. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996. 14. Зебзеева В.А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. 2006. №7. С.75-78. 15. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 288с. 16. Зерщикова Т.А. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. №7. С.3-9. 17. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009. 80 с. 18. Иванова Н. М. Создание развивающей среды на участке детского сада // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 89-92. 19. Иноземцева Е. Родной природы щедрые дары. Для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. №9. С 60- 65. 20. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 96 с. 21. Кмито О. Как вода приходит в дом. Совместная деятельность взрослых и детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2013. №11. С 11-12. 22. Лепкович С., Зыкова О. Повышение педагогического мастерства в области экологического воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2017. №12. С 56-58. 23. Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 96с. 24. Миронов А. Экологическое образование в ДОО: экологическое обучение или (и) экологическое воспитание? // Дошкольное воспитание. 2017. №4. С 36-40. 25. Миронова Н. Как оживает природа на страницах книг К.Г. Паустовского // Дошкольное воспитание. 2017. №5. С 44-50. 26. Мотыгуллина Г.В. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. 2012. № 6. С. 28-31. 27. Никифорова О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. 2013. № 5. С. 26-32. 28. Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 17-21. 29. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. М.: «Мозаика-Синтез», 2002. 112с. 30. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб.пособие для студ. Учреждений сред. проф.образования. М.: Академия, 2012. 224 с. 31. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 112 с. 32. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном образовании // Дошкольное воспитание. 2017. №1. С 36-44. 33. Павлова Л.К. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. С.40-49. 34. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения: Кн. для работников дошк.учреждений. М.: Просвещение, 1988. 110 с. 35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с. 36. Рыжова Н.А. Деревья- наши друзья. Учебно-методический комплект. М.: Линка-Пресс, 2009. 256 с. 37. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2001. 432 с. 38. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. М.: Просвещение,1992. 222 с. 39. Серебрякова Т.А.Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студентов учреждений высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. 208 с. 40. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2001. 208 с. 41. Смирнова Е. Исследование игровой среды участков детских садов в Москве // Дошкольное воспитание. 2016. №9. С 91-98. 42. Соломенникова О. Д. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №7. С.21-27. 43. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие. Саратов: Саратовский источник, 2011. 103 с. 44. Тимофеева И.П. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. 2010. № 7. С. 105-112. 45. Яркин Н. Прогулка в зимний лес. Для детей 4–5 лет // Дошкольное воспитание. 2017. №11. С 33-35.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы организации участка детского сада как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогические основы экологического образования старших дошкольников Термин «экология» был образован от слияния двух греческих слов: «ойкос» - дом, жилище, родина и «логос» - наука, учение - и дословный перевод означает «наука о доме». В более общем понятии экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они существуют. Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту и образовательным программам дошкольного образования мы отметили, что организации экологической работы с дошкольниками уделяется особое значение. Объясняется это тем, что ребенок дошкольного возраста активно воспринимает информацию, которая поступает из внешнего мира. Чтобы раскрыть суть экологического образования дошкольников, мы обратились к определению, которое выделяет Н.А. Рыжова. Экологическое образование дошкольников - постоянный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на воспитание его экологической культуры, которая выражается в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в серьёзном отношении к собственному здоровью и состоянию находящейся вокруг природной среды. [27, с. 84] В качестве цели экологического образования отмечаются формирование ответственного отношения к природе, направленность на личность и создание условий для ее развития, гармонизации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg