Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

bulakovp 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.04.2020
В результате теоретического анализа литературных источников по проблеме взаимосвязи развития нравственного сознания и нравственно поведения у детей старшего дошкольного возраста мы пришли к следующим выводам: В ряду базовых психолого-педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из ведущих мест в последние годы выдвигается проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Её актуальность обусловлена потребностью научно обоснованного решения практических задач дошкольного образования в связи с большими социальными и политическими изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к подрастающему поколению.
Введение

Актуальность исследования. Проблема нравственного развития и воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно. Ряд исследователей таких как: Н.И Болдырев, Н.Д Кошелева, Б.Т Лихачев, И.С Марьенко, Л.А Попов, Т.А Репина, А.А Рояк, Е.О Смирнова, В.А Сухомлинский, И.Ф Харламов, С.Г Якобсон, и др. уделяли огромное внимание нравственному развитию и становлению личности. Проблема нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Она всегда интересовала как философов, историков, моралистов, социологов, так педагогов и психологов. В русле этих исследований шла разработка различных этических учений; определялась роль общечеловеческих ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывались требования к нравственной личности, как к эталону - носителю моральных ценностей общества; ставился вопрос о моральных регуляторах поведения человека. В философии, этике, психологии личности ведутся исследования нравственной сферы личности; разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений. Ряд исследователей таких как: Л.М. Аболин, Л.И. Божович, С.К. Бондарева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.А. Гуссейнов, В.П. Зинченко. В.В. Знаков, Д.В. Колесов, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л.М. Попов, А.О. Прохоров, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др. занимались данными исследованиями. В психологии развития выделен аспект морального развития в онтогенезе и показаны его внешние и внутренние детерминанты. Исследователями являлись: Л.И. Божович, Т.Д. Марцинковская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, О.А. Шаграева и др. А.В. Зосимовским, Л. Колбергом, Ж. Пиаже, Г.А. Урунтаевой были разработаны первые концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте. А.С. Золотниковой, Р.Н. Ибрагимовой изучены особенности отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам поведения. Исследования В.А. Горбачёвой, В.Г. Щур, С.Г. Якобсона и др. обогатили теорию нравственного развития знаниями о формировании нравственных представлений и моральных оценок у детей. Следует выделить исследования, посвящённые нравственной сфере личности дошкольника, в частности, исследования С.А. Козловой (2003), Н.А. Корниенко (1998), которые раскрывают особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в условиях воздействия окружающей социальной действительности; показывают, что нравственное развитие личности обусловлено осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственными качествами. В них подчеркивается важность перехода внешних моральных норм и оценок во внутренний регулятор поведения, и реализации их во взаимоотношениях личности с окружающей его средой. В современной психологии образования представлены разнообразные модели, технологии и программы психологического сопровождения развития детей. Исследователи: М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова, Т.Д. Марцинковская Т.И. Чиркова, и др. Многие из исследований в последние годы не повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения, которые наложили свой отпечаток на сознание людей и систему образования. На сегодня актуально исследование взаимосвязи развития нравственного сознания и поведения у детей дошкольного возраста, т.к. на различных возрастных этапах воспитания детей оно имеет определенные особенности, и должно, строится, учитывая данные особенности, что позволяет максимально ускорить продвижение детей в нравственном развитии. Цель исследования - изучение взаимосвязи развития нравственного сознания и нравственного поведения у детей дошкольного возраста. Цель конкретизируется в следующих основных задачах: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи развития нравственного сознания и нравственного поведения. 2.На основании анализа теоретическо-литературной базы выявить закономерности развития нравственного сознания и нравственного поведения дошкольников. 3.На основании анализа эмпирических данных выявить взаимосвязь развития нравственного сознания и нравственного поведения детей дошкольного возраста. Объект исследования – нравственное сознание и нравственное поведение детей школьного возраста. Предмет исследования – взаимосвязь развития нравственного сознания и нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза - взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения детей в старшем дошкольном возрасте определяется классической формулой: нравственное сознание опережает развитие нравственного поведения. При этом наблюдается формирование у детей различных нравственных позиций «имеющий индивидуальный характер». Для достижения поставленной цели использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: 1. Теоретические методы исследования: анализ и синтез педагогической, психологической, методической литературы по проблеме, сравнение, конкретизация, обобщение. 2. Эмпирические методы исследования: диагностирование, анкетирование. 3. Количественный и качественный анализ. Опытно-экспериментальной базой исследования является: «Детский сад № 226» Кировского района, города Ярославля.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы нравственного развития ребенка…………………………………………………………………………….7 1.1. Основные категории нравственного развития человека в зарубежной и отечественной психологии……………………………………...........................14 1.2. Направления исследования возрастной динамики нравственного развития человека………………………………………...............…..................22 1.3. Особенности нравственного сознания и нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе ………….............................................................................................25 1.4. Средства и методы развития нравственного сознания и нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста..........................................43 Глава 2. Выявление взаимосвязи развития нравственного сознания и нравственного поведения у детей дошкольного возраста .........................53 2.1. Процедура проведения исследования....................................................53 2.2. Описание используемых методик...........................................................54 2.3. Результаты исследования и анализ взаимосвязи нравственного сознания и нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................63 Заключение……………………………………………………………………….77 Библиографический список …………………………………………….............80 Приложения……………………………………………………………………...85
Список литературы

1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности [Текст] / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов.- Казань: Изд-во «Карпол», 2002.-230 с 2. Акопов, Г.В. Психология сознания. Отечественная платформа [Текст] / Г.В.Акопов.- Самара: Изд-во Самарского гос. педуниверситета, 2003. - С.27. 3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2012. — 479 с. 4. Бакаева, О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников / О.Н. Бакаева // Детский сад от А до Я. — 2014. — №6. — С. 96-100. 5. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с. 6. Бодалёв, А.А. Б.Г. Ананьев о человеке [Текст] / А.А. Бодалёв // Мир психологии.-1999. - № 2. –С. 142-148. 7. Бодалев, А.А. О взаимосвязи и отношениях [Текст] / А.А. Бодалев // Вопр. психологии. – 1994. - №1. – С. 122 –127. 8. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна / Международная педагогическая академия. - М., 1995. 9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1996. - 437 с. 10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] /А.Валлон. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с. 11. Василевский, Ю.Л. Психология нравственности и ценностных ориентаций [Текст] / Ю.Л.Василевский // Прикл. психология. - 1999. №3. - С. 51-70 12. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с. 13. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С.33-35. 14. Володева, А.А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А.А. Володева // Педагогические науки: журнал. — 2014. — №6. — С. 27-29. 15. Голубева, Э. А. «Способности. Личность. Индивидуальность» Э.А.Голубева, — Дубна: Феникс, 2005. 16. Голубева Э. А. Способности. / Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. 17. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И.Даль / под ред. И.А. Бодуэна де Куртене: в 4-х т., Т. 3. - М., 1955. 18. Доронова, С. Доронова, С // Дошкольное воспитание. — 2014. — №1. — С. 49-55. 19. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / 20. Дьяченко, М.И. Психологический словарь - справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. - 576 с. 21. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребёнка / под ред. В.В. Давыдова, В.П. 22. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э.Ф. Зеер, 23. Зинченко, – М.: Педагогика, 1986. – 318 с. 24. Каиров, И.А. Педагогический словарь: В 2 –х т./Отв. ред. И.А. Каиров. 25. Калугина, И.Ю. Колюцкий, В.Н. «Возрастная психология». М., 2002. 26. Киянченко, 13. 00. 07. – теория и методика дошкольного образования, М., 1999.- 145 с. 27. Киянченко, Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет [Текст]: дис…. канд. пед. наук. / Е.А. 28. Комарова, Т.В., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М., 1999. – 248 с. 29. Константинов, Ф.В. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: 30. Курочкина, И.В. О культуре поведения и этикете / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2003. – №11. – С.61-65 31. Курочкина, И.В. Поведенческая компетенция воспитателя / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание. — 2014. — №8. — С. 85-87. 32. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, М.А. Саморукова. – М.: Академия, 1988. – 284 с. 33. Ломбина, Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников / Т.Н. Ломбина // Психолог в детском саду. – 2010. – №2. – С. 68-88. 34. Медведева, М.Е. Педагогически комфортная среда как условие формирования творческой направленности личности старших дошкольников / М.Е. Медведева // Наука и школа. — 2012 .— №6 .— С. 126-128. 35. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / B.C. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с. 36. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]/ B.C. Мухина. - М.: Просвещение,-1985.- 272 с. 37. Нравственная тенденция у детей // Дошкольное образование - 1 сентября. — 2012.— №5 .— С. 54. 38. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - М., Просвещение, 1975. - 256 с. 39. Обухов Л.Ф. «Концепция Жана Пиаже: за и против» . М., 2001. 40. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c. 41. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей / Т.О. Пономаренко //Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4. – С. 10-14. 42. Степанов Cергей Лоуренс Кольберг (1927-1987)// Школьный психолог.-- 2003.--№ 37. 43. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. — М.: Академия, 2011. — 144 с. 44. Симанюк Э.Э. // Психолог. журнал. - 1997.- Т. 18, № 6.- С. 3544. 45. Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960— 1970. 46. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание [Текст] /А.Г.Спиркин. – М.: Политиздат, 1972. - 303 с. 47. Стрежнева, Т.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Этика» / Т.В. Стрежнева – Мн.: МИТСО, 2013. – 80 с. 48. Субботский Е. В. Формирование морального действия у ребенка. — Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 47—55. 49. Титаренко, А.И. Структура нравственного сознания: Опыт этикофилософского исследования. [Текст] / А.И.Титаренко. – М.: Мысль, 1974. –278 с. 50. Урунтаева Г.А. , Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с. С. 90 -91 51. Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология»: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 52. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 210с. 53. Чекина Л.Ф. Психолого-педагогическая диагностика нравственной воспитанности// Педагогика. – 2006. - № 11. – С.26-29 54. Шакуров, Р.Х. Личность: психогенез и воспитание [Текст] / Р.Х. Шакуров.- Казань: Центр инновационных технологий, 2003.- 305 с. 55. Шамухаметова Е.С. К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника. Сборник «Проблемы социальной психологии личности». Выпуск 2. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005 56. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986. – 110с. 57. Эриксон, Э.Г Идентичность [Текст] / Э.Г. Эриксон // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. С. 513– 533. 58. Якобсон С.Г. «Психологические проблемы этического развития детей». М., 1984. 59. Якобсон С.Г. «Что, по мнению детей, хорошо, а что – плохо». Дошкольное воспитание. 1988. №1 60. Якобсон С.Г., Воюева Л., Прокофьева Т., Чернавина С. «Материалы к программе морального воспитания детей 5 – 7 лет». Дошкольное воспитание. – 1999. — №4 – с. 15 – 19. 61. Янковская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М Просвещение, 1986. - 155 с
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы нравственного развития ребенка Развитие нравственной сферы личности - процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий. К психологическим механизмам развития нравственной сферы личности можно отнести следующие: • механизм подражания-имитации; • механизм идентификации; • механизм интериоризации - эстериоризации; • механизм внутренней (самооценка) и внешней (оценки окружающих) оценки. А.В. Запорожец назвал подражание одним из наиболее генетически ранних путей усвоения ребенком общественно сложившихся форм поведения. Имитация по своей сути является механизмом построения ориентировочного образа и понимается исследователями как основной источник новых актов поведения и эффективной стратегии научения. Подражание и имитация выполняют свою функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Это такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит каждый вклад в формирование нравственной сферы личности ребенка, помогая ему в освоении норм социальной жизни. В дошкольном возрасте содержание подражания представляет собой обобщенную модель поведения взрослого [21, 23].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 88 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg